Научная статья на тему 'Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении'

Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2916
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы —

Статья посвящена функционированию невербальных средств коммуникации в образовательном процессе при общении преподавателя и обучающегося. В статье дано определение термина "педагогическое общение", определена структура такого общения. В статье также описаны основные способы передачи невербальных сообщений и раскрыты значения определенных паралингвистических и экстралингвистических компонентов при взаимодействии преподавателя и курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении»

Полученные данные будут использованы для разработки методики оценки технико-экономической эффективности капитальных вложений при строительстве и реконструкции систем теплоснабжения (СТС), включающих автоматизированные котельные с котлами ВТКС и тепловые сети. Разработка данной методики становится итоговым этапом выполнения НИР « Энергоэффективность».

Список литературы:

1. Смирнов А.В., Бондарев А.В. Перспективы и опыт создания систем комплексной автоматизации топочных процессов твердотопливных котлоагрегатов с топками кипящего слоя при реконструкции и строительстве котельных // Военный инженер, №2.-СПб.: ВИ(ИТ) ВА МТО, 2016г. -56 с. 17 -21 с.

2. Смирнов А.В., Бондарев А.В., Кныш С.А., Карпов М.А., Проскуряков Д.А. Результаты режимной наладки и теплобалансовых испытаний котлоагрегата малой мощности КВП-1,74-ВТКС для сжигания низкосортных углей в высокотемпературном кипящем слое. // СПб: «Инженерные системы» - 2008. - № (37).

3. Морозов Б.И. Использование экономико-математических методов для оценки характеристик отопительно-производственных котельных // Военная наука и образование - городу: Тез. докл. 1 Городск. научн.-практич. конф. 20 - 22 мая 1997 г. - СПб., 1997. Ч.1. - С. 186.

4. Морозов Б.И., Кныш С.А., Рода И.С., Проскуряков Д.А., Бондарев А.В. Технико-экономические аспекты .... // Депонирование в ЦВНИ МО РФ. - 2008. - С.49. инв. № А29600

Военная педагогика

УДК 355.232.6: 378.147.227

Чиркова Е.И.

Chirkova E.I.

Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении Non-verbal communication functions in pedagogical interaction

Аннотация:

Статья посвящена функционированию невербальных средств коммуникации в образовательном процессе при общении преподавателя и обучающегося. В статье дано определение

термина "педагогическое общение", определена структура такого общения. В статье также описаны основные способы передачи невербальных сообщений и раскрыты значения определенных паралингвистических и экстралингвистических компонентов при взаимодействии преподавателя и курсанта.

Abstract:

The article deals with the functioning of non-verbal means of communication during teaching process. The main idea concerns interaction of a teacher and a cadet. The definition of "pedagogical interaction" is also given in the article. Its structure is touched upon, as well. The main means of transferability of non-verbal messages are described. The meanings of definite paralinguistic and extra linguistic components in interaction of a teacher and a cadet are clarified.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, образовательный процесс, педагогическое общение, взаимодействие преподавателя и курсанта.

Keywords: non-verbal communication, teaching process, pedagogical interaction, professional engagement and interaction between a teacher and a cadet.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Современная педагогика считает обязательным для педагога владеть некоторыми навыками невербального поведения, в частности, навыками актерского мастерства (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у курсантов). Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств) привлекает внимание обучающихся и заставляет сосредоточиться на материале занятия.

Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль) столь же важно для личности преподавателя.

Помимо указанных навыков преподавателю важно читать и расшифровывать невербальные сигналы, посылаемые учащимися в процессе общения не только на занятиях, но и при осуществлении коммуникативного акта во внеурочное время.

Педагогическое общение - это многоплановое профессиональное общение педагога в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учащимися. Эффективность педагогического общения зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Педагогическое общение - процесс интерактивный. Преподаватель стремится установить коммуникацию с учащимся, учащийся же стремится к взаимодействию и взаимопониманию.

56

Соответственно, процесс общения, который включает вербальную и невербальную составляющие, должен быть связан не только с речевыми функциями общающихся, но и с наблюдениями и анализом (в первую очередь, со стороны преподавателя) жестового (невербального) поведения коммуникантов.

Структура общения включает:

1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения.

2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: кооперация,

сотрудничество и конкуренция.

3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по

общению друг друга.

Именно перцептивный компонент является решающим при установлении первого контакта преподавателя и курсантов.

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Можно определить его темперамент, эмоциональное состояние в момент общения, узнать качества и свойства личности, коммуникативную компетентность и др.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении курсантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (преобладание - подчиненность, расположенность -нерасположенность), а также динамике их межличностных отношений. И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они удобно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

Эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Значительная часть человеческих взаимоотношений протекает без помощи слов. Наше тело постоянно отправляет в пространство сообщения посредством движения. В англоязычной литературе иногда используется термин "язык тела" (body language). Невербальная коммуникация на самом деле более широкое явление. Оно включает в себя все способы изъяснения, обходящиеся без словесных знаков, слов.

Невербальная коммуникация в большинстве своем не контролируется сознанием, иногда отсутствует и коммуникативное намерение, или же оно незначительно. "Язык тела" может вступать в противоречие с "речью, состоящей из слов". Исследования показали, что реципиент в таком случае верит скорее невербальному посланию: слова могут обмануть, тело - никогда. Порой, тело выдаст и то, что мы не хотим показывать. Кроме того, каждое движение имеет свой психологический смысл.

57

Каждая коммуникация происходит посредством знаков, поэтому и о невербальной коммуникации говорят как о сообщении информации с помощью знаков. Знаки эти могут быть различного вида, иногда это признаки, объединенные общим понятием "выразительные движения" (экспрессия).

Но невербальная коммуникация состоит не только из них. К невербальной коммуникации относят и внешний вид, ведь им человек дает понять, как он хочет быть воспринят обществом. Кроме того, образ человека неразрывно связан с одеждой и с внешностью, получающими как самостоятельную интерпретацию, так и участвующими в формировании образа. Именно поэтому манера одеваться - важная составляющая образа преподавателя.

Описать функции языка тела довольно трудно, поскольку невербальное поведение может играть самые разные роли в зависимости от ситуации и интерактивного контекста" [6]. В одних условиях невербальная коммуникация доминирует над вербальной, а в других выполняет вспомогательную и интегрирующую функции.

Для работы с курсантской аудиторией необходимо помнить об одной из основных функций невербальной коммуникации - внешнего проявления эмоции. Сигналы тела сообщают об эмоциональном состоянии человека и делают его более эффективным, чем слова.

Результаты многих исследований доказывают, что невербальные сигналы сообщают об эмоциях более убедительно [см., напр., 5].

Проявление эмоций с помощью невербальной коммуникации может противоречить или заменять то, что выражается с помощью языка. При таких обстоятельствах невербальная коммуникация более убедительна.

Действительно, когда то, что человек выражает с помощью языка (вербальный канал коммуникации), не соответствует тому, что он выражает с помощью тела (невербальный канал коммуникации), его партнер по взаимодействию обращает больше внимания на невербальные сообщения. Это связано с тем, что за языком тела можно непосредственно наблюдать, он находится на поверхности, его сложнее скрыть.

С другой стороны, существуют определенные социальные условия, которые налагают запрет или контролируют проявление эмоций. Особенно это касается военной аудитории. В таких случаях отправители действуют согласно стратегиям, которые задают правила проявления или представления эмоций и тем самым выполняют функцию контроля [2].

Экспрессивная функция невербального поведения подразумевает как выражение межличностных отношений (симпатия, приветливость, дружба), так и обмен информацией участниками процесса коммуникации о самих себе.

Одна из целей выражения межличностных отношений - облегчить знакомство с другими людьми и установить социальные отношения.

Между проявлением эмоций и выражением отношений существуют определенные различия. В то время как выражение отношений всегда направлено на другого человека, проявление эмоций может происходить в отсутствии собеседников.

Невербальные сигналы, которые сообщают о межличностных отношениях, можно специально контролировать, чтобы скрыть или симулировать реальные чувства, которые человек испытывает по отношению к другим. Положительные отношения - такие как симпатия и дружба - проявляют открыто. Однако не всегда. Личные качества курсантов могут нарушить невербальный код. Так, застенчивый человек будет контролировать проявление эмоций (и положительных, и отрицательных). Иногда коммуникативная ситуация такова, что любой человек, независимо от его характера, вынужден скрывать положительные эмоции (например, влюбленный человек не хочет, чтобы его избранник или избранница по какой-либо причине знал(а) о его чувствах. Это же относится и к общению военнослужащих, когда принцип субординации не позволяет подчиненному в присутствии начальника проявить открыто свои эмоции. Порой в этом случае сложно определить истинность эмоций даже при проявлении невербальных знаков. Только очень наблюдательный человек может понять противоречие между словами и движениями. Отрицательные отношения -например, явную неприязнь или враждебность - обычно смягчают и контролируют. Однако и в данном случае только контекст, характер партнеров, отношения между коммуникантами могут внести коррективы в толкование невербального языка. Именно невербальные сигналы, несмотря ни на что в несколько раз сильнее, чем речь, влияют на суждение о превосходстве /подчиненности и дружбе/ враждебности, которые субъекты демонстрируют по отношению к другим [1]. То есть, язык тела оказывается более убедительным, чем слова, из-за своей природной спонтанности и устойчивости к фальсификации.

Еще одна важная функция языка тела - координировать интерактивную последовательность. Она допускает "синхронизацию интервенций участников во время взаимодействия" [10, c 40].

Как правило, речь сопровождают невербальные вокальные (интонация, паузы, вокализация и т.д.) или кинестетические элементы (позы, жесты, мимика, взгляд), которые дают собеседникам важную информацию о взаимодействии и соблюдении последовательности. Такие вокальные и кинестетические элементы играют решающую роль при педагогическом общении. Преподаватель с помощью интонации, тона голоса, громкости регулирует ситуацию во время учебного процесса.

Взгляд и жесты могут сигнализировать о желании высказаться точно так же, как повышение голоса, которое служит для прерывания высказывания другого и сообщения о намерении высказаться. В ходе беседы продолжительная пауза может означать передачу очереди, в то время как короткая пауза может подчеркивать определенный момент в разговоре.

С другой стороны, также кинетические аспекты, например, движение руками, имеют большое значение для регулирования интерактивной последовательности.

Изменения в ходе беседы происходят параллельно с соответствующими изменениями в движениях тела. Кроме того, наблюдается взаимная координация в движениях людей, определяемая как синхронность Невербальная коммуникация позволяет отправителю контролировать и получать обратную связь о получении и интерпретации своего сообщения [4]. С другой стороны, получатель так же может с помощью невербальных сигналов передать отправителю обратную информацию.

Ученые выделяют и другие функции невербального языка: функцию контроля [6, с. 61], референтную функцию, синтаксическую функцию невербальных сигналов, под которой мы понимаем координацию интерактивной последовательности [7] и др. Среди функций, в основном связанных с языковым компонентом, большое значение имеет функция контроля, осуществляемая преподавателем, которая позволяет достигать определенной цели посредством коммуникации, направленной на контроль поведения курсанта.

Важно, что невербальные сигналы сообщают информацию об отношениях, которые существуют между собеседниками, и поддерживают процесс интерпретации и признания достоверности речи. Поэтому язык тела поддерживает метакоммуникативную функцию, которую уже выполняют вербальные элементы беседы.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности.

Невербальное содержание коммуникации преподавателя - это использование им невербальных средств общения в обучении: паралингвистических (темпо-ритмические и мелодико-интонационные особенности речи); экстралингвистических (смех, вздохи); проксемических (пространственные передвижения во время занятий); кинестетических (мимика, жесты, пантомимика). Использование невербального содержания в обучении значительно повышает его эффективность, т.к. ситуативный характер восприятия окружающего мира концентрирует внимание, в первую очередь, на мимике, жестах, ритме, движениях, при воспроизведении которых в сознании человека происходит соединение всех звеньев цепи.

Выделяют следующие методы и техники (термин НЛП) невербальной коммуникации, которые на наш взгляд, могут быть использованы и как упражнения при обучении иноязычной коммуникации: физиогномика как метод невербальной коммуникации (познание людей и себя на основе анализа и практических наблюдений мимики, лица человека и характерных жестов).

Техники невербальной коммуникации: техники создания раппорта (термин НЛП): установление быстрого контакта и бессознательного доверия.

Общеизвестные виды подстройки (термин НЛП): подстройка по жестам и позе, подстройка по дыханию.

Приемы для изменения состояния человека: повышение интереса, уменьшение агрессивности.

60

Отстройка - уважительное прерывание ненужного общения.

Калибровка (навык сверхточного наблюдения за реакциями и состоянием людей): умение определять истинные намерения человека.

Ключевые точки для наблюдения за человеком: физические маркеры - реакции, которые нельзя подделать, - вербальная и невербальная составляющие поведения.

При взаимодействии с курсантами преподаватель получает информацию от них не только из слов, но и из взглядов, мимики, жестов и т д. Эти невербальные сигналы иногда несут в себе больше информации, чем речь. Сам преподаватель порой не осознает значения компонентов невербальной коммуникации, которые всегда являются задействованными в педагогическом процессе. Однако, бесспорно, что курсанты предпочитают преподавателей, чьё выражение лица доброжелательно и достаточно эмоционально. Но, при всём этом, выяснилось, что повышенная подвижность мышц лица, как и их неподвижность, сильно затрудняет общение [ 9, с. 102].

Некоторые преподаватели считают, что, входя в аудиторию, необходимо "создать специальное выражение лица" (строгое лицо с нахмуренными бровями и поджатыми губами), чтобы воздействовать на курсантов. Принцип "для отдельного курсанта отдельное лицо" также помогает нормализовать поведение и успеваемость курсантов, и делает более лёгким управление группой. Но стоит помнить, что преподаватель, будучи профессионалом, должен владеть своим поведением в совершенстве.

Один из видов невербальной коммуникации - прикосновение. Не стоит им злоупотреблять (особенно в иностранной аудитории, где прикосновение, подчас, является табу), хотя в отдельных случаях прикосновения могут показать свое отношение к курсанту, привлечь внимание к себе, установить некий контакт. Также с его помощью можно показать курсанту, что преподавателю понравился его ответ.

Немаловажен в невербальной коммуникации преподавателя и взгляд. С его помощью можно также показать свое отношение к курсанту, к тому, как он себя ведет, и т д. Степень воздействия взгляда на курсанта определяется дистанцией общения. Если взгляд идет издали и сверху вниз, преподаватель может охватить взглядом одновременно всех учащихся, но не может вглядеться в лицо каждого из них. Сила воздействия взгляда увеличивается пропорционально близости курсанта к преподавателю. Одним из самых эффективных является пристальный взгляд, но он может быть и неприятен. Если таким взглядом сопровождается замечание преподавателя, это, скорее всего, помешает установлению контакта.

Есть некий оптимальный ритм зрительного контакта с курсантами на занятии, в то время, когда зрительный контакт "один на один" чередуется с осматриванием всей группы. Переключение взгляда также важно тогда, когда преподаватель слушает ответ. Смотря на отвечающего, преподаватель дает ему понять, что он слушает ответ. Когда же преподаватель смотрит на группу, он пытается привлечь остальных курсантов к отвечающему. Если взгляд преподаватель на отвечающего

61

внимателен и доброжелателен, это помогает получить обратную связь. Необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

Важную роль при обучении играет и дистанция. Вопрос о том, как правильно разместить курсантов в пространстве, актуален в наше время, ибо с этим фактором связана обратная связь, которая возникает между воспринимающим и говорящим. Ученые полагают, что дистанция общения между курсантами напрямую зависит от их отношений. Поэтому преподаватель должен непременно знать о связи общения курсантов и их расположения в группе. Любой преподаватель, без сомнения, использует дистанционные факторы коммуникации, выбирая наиболее подходящую дистанцию между говорящим и слушателем на интуитивном уровне. Как можно заметить на практике, наиболее удачная зона во время занятия - первые два ряда. Расположенные в этих рядах столы постоянно входят в личную зону. Остальные, задние парты располагаются в публичной зоне [8, с., 35].

Не стоит недооценивать роль жестов в деятельности преподавателя. С первых минут занятия они создают некий настрой в аудитории. Жесты так же могут помочь активизировать различные типы восприятия. Например, памяти или мышления.

И последнее - тон речи. При коммуникации взрослых людей до 2/5 информации подается через интонацию. А при общении преподавателя особенно с курсантами первокурсниками данное число возрастает. "Эмоциональный слух" обучающегося реагирует на монотонность речи преподавателя или на необоснованный повышенный тон, при этом усвоение информации намного хуже. Речь педагога должна быть эмоционально окрашенной, но при этом не выходить за рамки крайних состояний.

На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: "Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить "подойди сюда".

Необходимым средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышение и усиление голоса в начале фразы способствуют удерживанию инициативы в общении, изменение интонационной палитры воздействия помогает предотвратить снижение внимания.

Общаясь с курсантами, преподаватель может не только говорить, но и выразительно молчать. Часто долгое молчание педагога может стать дисциплинарным средством для группы. Как невербальный сигнал молчание может означать:

- желание привлечь внимание;

- согласие или несогласие совершать действие;

-отсутствие взаимопонимания;

- придание значимости последующему высказыванию.

Мимика, жестикуляция, пантомимика усиливают впечатление от речи педагога, экономят время занятия, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.

Коммуникация человека - очень сложный социопсихический процесс. Обучать преподавателя чтению невербальных сигналов, научить его постигать скрытые смыслы поведения обучающихся -

62

необходимая составляющая педагогического образовательного учреждения. К сожалению, такой образовательной дисциплины как "невербальное поведение в педагогическом общении" в военных вузах нет. Основы невербального поведения являются частью курса военной психологии. Но постигать всю сложность коммуникативных процессов, влияющих на образовательную парадигму, неотъемлемая задача профессионала-педагога, поскольку, по словам Й. Келтнера, "когда я говорю с тобой, я разговариваю с представлением о тебе. Мое представление о тебе содержит и твое представление о себе, каким я его себе представляю. Для того чтобы нам эффективно вести коммуникацию, я должен научиться видеть тебя твоими собственными глазами. Только тогда я буду общаться на самом деле с тобой, а не со своим представлением о тебе"[3, c. 45]. И в этом поможет тщательное изучение каналов невербальной коммуникации: внешнему виду, одежде, прикосновениям, движениям головы, физической близости, временной характеристике поведения, запаху тела, положениям тела, движениям всего тела, мимике, жестам и зрительному контакту.

Список литературы:

1. Dane A., Robin Akert M., Words and everything else: Verbal and nonverbal cues in social interpretation. - Journal of Personality and Social Psychology, Vol 35(6), Jun 1977, 443-449.http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.35.6.443 (дата обращения: 8.04.2017).

2. Ekman, P.; Friesen, W. V.; Lutzker, D. R., Psychological Reactions to Infantry Basic Training. Medicine, U. o. C. S. o., Ed. http://www.paulekman.com/wp-content/uploads/2013/07/Psychological-Reactions-To-Infantry-Basic-raining.pdf) (дата обращения: 8.04.2017).

3. Keltner J., Interpersonal Speech Communicatio. Belmint. Ca: Wadsworth, 1970. - 113 p.

4. Kendon, A. Sign Languages of Aboriginal Australia: Cultural, Semiotic and Communicative Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. Pp. xviii+ 542.

5. Mehrabian Albert. Nonverbal Communication. - Chicago, IL: Aldine-Atherton, 1972 - 231 p.

6. Ricci Bitti P.E., Caterina R. Comportamento non verbale e communicazione. Ricerche di Psicologia, vol. 18, n. 1, 1994,.P.P. 51-74.

7. Scherer Klaus Rainer, Howard Giles. Social Markers in Speech. - Cambridge University Press, 1979. - 412 p.

8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие / И.Л. Бим. - M.: Просвещение, 1986 - M.: Просвещение, 1988. - 356 с.

9. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие - 2-е изд.-M.: Флинта: Наука-1999 г. - 496 с.

10. Коццолино M. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. -Харьков: Гуманитарный центр, 2009. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.