7. Романова, Г.А. Технологический подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя в условиях вуза / Г.А. Романова // Реализация компетентностного подхода в подготовке современного специалиста. Сб. материалов VI учебно-методической конференции. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. - С. 232-236.
8. Романова, Г.А. О готовности педагога к работе в условиях инклюзии / Г.А.Романова, Ю.Ю. Немова // Обучение истории и обществознанию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2017. - С. 77-85.
9. Теодорович, К. Воспитание / К. Теодорович // Педагогическая и психологическая хрестоматия. - Лодзь: Тип. Ф.М. Кулиша, 1909. - 143 с.
10. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогически наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна
Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Чуриков Михаил Петрович
Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону)
ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Общение словесно или вербально осуществляется посредством языка и в процентном отношении это всего лишь 30-40% от всего процесса коммуникаций. Поэтому авторы статьи рассматривают невербальное общение, поскольку главная роль невербальной коммуникации заключается в получении всевозможной информации о человеке. Так, в виде жестов, мимики, паравербальной коммуникации школьники и студенты могут освоить информацию быстрее, основательнее в процессе обучения. Особенно это актуально в период дистанционной формы обучения. Однако при дистанционной форме обучения невербальная коммуникация может иметь искажения. Авторы статьи анализируют использование вербальных и невербальных средств коммуникации при дистанционной форме обучения, подчеркивая преимущества и недостатки невербальной коммуникации. Анализ использования вербальных и невербальных средств коммуникации при дистанционной форме обучения показал отсутствие некоторых форм в отличии от аудиторного общения преподавателя и обучающихся. Авторы делают вывод о значимости получения знаний при аудиторной форме обучения. В статье акцентируется внимание и на роли получения информации из разных источников всех континентов в период обучения на удаленке. Невербальные средства коммуникаций имеют большое значение в повседневной жизни и в дистанционной форме обучения. Без них затруднительно освоение материала, а также почти невозможно общение с другими.
Ключевые слова: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, дистанционная форма обучения, жесты, мимика, пандемия, коммуникативные навыки.
Annotation. The process of nonverbal communication is real by means of a language. It is only 30-40% of the whole process of communication. The authors consider nonverbal communication, because its role is to give an important information about a person. So, thanks to posture, gestures, or facial expressions all pupils and students can catch the information deeper, better at the process of learning. It is very actual at e-learning. Nevertheless nonverbal communication can have some changes. The authors of the article analyze different types of verbal and nonverbal means of communication at e-learning. Author underlines advantages and disadvantages of nonverbal communication in the period of pandemic. The analyzes made during three years demonstrated absence of some kinds of verbal and nonverbal means of communication at e-learning aside communication when partners are in the same space. Authors conclude that education when teachers and students speak face to face is more effective and useful than e-learning. At the same time e-learning education gives more opportunities to communicate with students from different countries, to learn themselves, to get something important and more informative from lecturers of different continents. It seems to us, combining two types of education gives more opportunities for future students all over the world. Nonverbal communication plays an important role at e-learning and nowadays. It is difficult to communicate without nonverbal means of communication.
Key words: nonverbal communication, verbal communication, e-learning, posture, gestures, pandemic, communicative skills.
Введение. Ежедневно люди общаются друг с другом. Общение или по-научному процесс коммуникации - это как глоток воздуха для каждого из нас, необходимый в нашей жизни. Благодаря общению происходит процесс обмена информацией, получение новых знаний, люди делятся мнением, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу. Общение словесно или вербально осуществляется посредством языка, владение которым важно. Однако в процентном отношении вербальное общение - это всего лишь 30-40% от всего процесса коммуникаций. Поэтому важно не забывать о невербальном общении. Остановимся на рассмотрении такого понятия как невербальная коммуникация.
Невербальная коммуникация - это поведение человека, которое сообщает об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей [3].
Согласно мнению Еркеновой А.М. и Кемельбековой Г.А. невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию: эмоциональное состояние, темперамент, личностные качества и свойства, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценку [2]. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении всевозможной информации о человеке. Все эти данные мы можем получить через жесты, мимику и интонации, так как они способны показать и корректно истолковать стремления, настроение и намерения человека.
Обратимся к исследованиям Еркеновой А. М., которая исследуя невербальные средства коммуникаций выделила несколько видов [2]:
• Жесты - способ знакового использования рук. Они специально применяются для изложения информации. Мы делаем определенные движения головой в знак утверждения или отрицания, жестом руки предлагаем человеку сесть или встать, машем рукой в знак приветствия или прощания. Жесты могут считаться нестандартным языком лишь в том случае, если собеседники чётко понимают значения того или иного жеста.
• Мимика - способ использования выражения лица. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. В то время как малоподвижная мимика указывает в основном на стабильность душевных процессов, свидетельствует об устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью.
• Визуальный контакт или «контакт глаз». Контакт глаз устанавливается тогда, когда мы смотрим в глаза другого человека. Прежде всего визуальный контакт регулирует ход устной коммуникации, сообщает о начале или конце разговора. С его помощью можно также получить некоторую информацию о другом человеке. К примеру, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие. "Рассеянный" взгляд или взгляд "в сторону" говорит о недостатке внимания к кому-либо или к чему-либо. Недостаточность контакта взоров также говорит о застенчивости индивида или его боязливости.
• Проксемика - использование пространственных аспектов межличностных коммуникаций. Например, расположение человека во главе стола свидетельствует о его высоком статусе, а сокращение дистанции во время коммуникации между людьми - о доверительности этого контакта. Различия между национальными культурами существенным образом влияют на предпочтения людей о приемлемости той или иной дистанции в ходе межличностной коммуникации.
• Паравербальная коммуникация - смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.
Изложение основного материала статьи. Безусловно, виды невербальной коммуникации используются и в учебном процессе, играя значительную роль в получении знаний студентов. Обратимся к исследованиям, которые были проведены в 2019 году среди студентов 1-3 курсов РГУПС строительного факультета. Анализ показал применение невербальных средств коммуникации. Обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Анализ применения невербальных средств коммуникаций в учебном процессе
Жесты 28%
Мимика 20%
Визуальный контакт 40%
Проксемика 5%
Паравербальная коммуникация 7%
Отсюда можно сделать вывод, что сами того не замечая, мы активно используем данные средства в повседневной жизни, а также невербальная коммуникация передаёт около 65% всей информации, по мнению исследователей.
Исторически сложилось так, что 2020 год вошёл в историю как год пандемии. Произошли серьёзные изменения в жизни людей. Практически второй год подряд обучение происходит дистанционно. Однако не все преподаватели были готовы к данной форме преподавания, а студенты - обучения. И чтобы уровень образования не снижался, перед преподавательским составом встала задача донести до обучающихся учебный материал в доступной форме. В данном контексте невербальная коммуникация имеет немаловажную роль. В виде жестов, мимики, паравербальной коммуникации школьники и студенты могут освоить информацию быстрее, основательнее.
Однако при дистанционной форме обучения невербальная коммуникация может иметь искажения. Например, в ходе ответа на вопрос обучающийся смотрит на учителя, но прямого контакта глаз не происходит, потому что он смотрит в монитор, и преподавателю кажется, что ученик/студент откуда-то считывает/списывает, и из-за этого оценка ответа обучающегося может быть не вполне объективной.
Ряд технических факторов; таких как отключение электроэнергии, снижение скорости интернета, неисправное интернет-соединение также негативно влияют на процесс обучения дистанционно. Поскольку все вышеперечисленные факторы ведут к прерыванию учебного процесса, неполноценной подачи учебной информации для обучающегося. Таким образом обучающимся приходится самостоятельно изучать материал, который они не дополучили на дистанционном занятии в силу технических неполадок. В этом контексте налицо плюс самостоятельной работы, которая стала приоритетной в процессе получения знаний студентами. Остановимся на рассмотрении этого вида работы.
Самостоятельная работа влияет очень сильно на понимание предмета студентом/учеником, так как во время изучения материала обучающийся может не так его понять или не понять вовсе. И для облегчения познания на паре или уроке студент или ученик могут узнать у преподавателя непонятый материал.
Однако на протяжении всего 2020 года процесс обучения был осуществлён дистанционно. Как отмечалось ранее невербальные средства коммуникации применялись и при удалённой форме обучения. В январе 2021 года был проведён опрос среди студентов 2-4 курсов РГУПС строительного факультета, которые в 2019 году учились на 1-3 курсах. Суть опроса состояла в анализе использования невербальных средств коммуникации при дистанционной форме обучения. Обратимся к таблице 2.
Таблица 2
Анализ применения невербальных средств коммуникаций в учебном процессе при дистанционной форме
обучения
Жесты 48%
Мимика 35%
Визуальный контакт 5%
Проксемика 5%
Паравербальная коммуникация 7%
Сравнивая таблицу 1 и таблицу 2, мы можем сделать вывод, что визуальный контакт стал гораздо реже использоваться из-за особенностей дистанционной формы обучения, жесты и мимику стали больше использовать для облегчения передачи учебной информации.
В иностранном языке, как и в других гуманитарных науках важен не только сам текст/язык, но и человек, который рассказывает/говорит. Невербальные средства коммуникации позволяют рассказчику легче передавать информацию, а слушатели быстрее усваивают полученные данные.
В январе 2021 года также был проведён опрос среди студентов 2-4 курсов РГУПС. Суть опроса состояла в анализе использования невербальных средств коммуникаций при дистанционной форме обучения на занятиях по иностранному языку. Обратимся к таблице 3.
Таблица 3
Анализ применения невербальных средств коммуникаций в учебном процессе при дистанционной форме
обучения на занятиях по иностранному языку
Жесты 40%
Мимика 30%
Визуальный контакт 5%
Проксемика 5%
Паравербальная коммуникация 20%
Выводы. Сравнивая таблицу 1, таблицу 2 и таблицу 3, мы делаем вывод, что паравербальная коммуникация используется чаще из-за особенностей гуманитарных дисциплин, где студенту, преподавателю требуется рассказывать, цитировать и выражать определённые эмоции, заложенные авторами произведений, а также необходимости развития памяти, коммуникативных навыков. Рассмотрим последнее явление.
Коммуникативные навыки - использование вербальных и невербальных навыков коммуникаций, способность человека общаться с другими, чётко выражать свои мысли и понимать смысл сообщённый нам собеседником, а также нормально отвечать на чужие сообщения.
Коммуникативные навыки состоят из:
• Умения слушать.
• Умения выражать свои мысли ясно и лаконично.
• Навыка невербальной коммуникаций.
• Эмпатии - способности человека ощущать эмоции своего собеседника, мысленно ставить себя на его место.
• Способности справляться со стрессом.
Суть коммуникативных навыков состоит в том, что с ними человек работает продуктивнее, так как данные навыки помогают избавиться от конфликтов и недопониманий, а также быстрее решать сложные вопросы.
Применяются коммуникативные навыки абсолютно везде, где человек взаимодействует с человеком. Например, образовательный процесс по предмету «Иностранный язык». Преподаватель старается объяснить материал так, чтобы было понятно кому-угодно. Для этого используются коммуникативные навыки.
При дистанционной форме обучения коммуникативные навыки играют большую роль, так как без них большинство материала остаётся неусвоенным, а также сама данная форма обучения усложняет получения материала в виде проблем с техникой и интернетом. Часть коммуникативных навыков (умение слушать, умение выражать мысли ясно и лаконично) являются обязательными для понимания предмета. Но не используются все возможности коммуникативных навыков из-за дистанционной формы обучения (те же навыки невербальной коммуникации).
Можно сделать вывод, что невербальные средства коммуникаций имеют большое значение в повседневной жизни и в дистанционной форме обучения. Без них затруднительно освоение материала, а также почти невозможно общение с другими.
Литература:
1. Игнатенко, К.М. Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков / К.М. Игнатенко // Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 1244-1250.
2. Колесниченко, А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе / А.Н. Колесниченко // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Том 6. Выпуск 2. - С. 298-303.
3. Черкасова, Л.Н. Функциональная дифференциация побудительных речевых актов в прагматике английского языка / Л.Н. Черкасова // Преподаватель высшей школы в XXI веке. Труды 15-й Международной научно-практической Интернет-конференции. - 2018. - С. 102-107.
4. Бжиская, Ю.В., Медведева, О.М. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта посредством иностранного языка / Ю.В. Бжиская, О.М. Медведева // Сборник научных трудов «Транспорт, наука, образование. Гуманитарные и технические науки». - 2021. - С. 42-46.
5. Еркенова, А.М., Кемельбекова, А.М. Невербальные средства коммуникации / А.М. Еркенова, Г.А. Кемельбекова // Юный ученый. - 2017. - № 2 (11). - С. 12-15.
6. Иванова, В.В., Бжиская, Ю.В. The need for knowledge of foreign languages. / В.В. Иванова, Ю.В. Бжиская Информационно-коммуникативная культура: наука и образование // Международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникативная культура: наука и образование». - 2019. - Выпуск Х111. - 271 с.
7. Исаева, Т.Е., Бжиская, Ю.В. Проектирование методического обеспечения процесса формирования компетенций обучающихся технических вузов в сфере международного сотрудничества на занятиях по иностранным языкам. / Т.Е. Исаева, Ю.В. Бжиская // ОБЩЕСТВО: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 5 (73). - С. 141-148.