Научная статья на тему 'ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1772
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспятова Надежда Константиновна, Романова Галина Александровна

Ориентиром воспитательной деятельности общеобразовательных школ в соответствии с разрабатываемой ими программой воспитания становится сегодня личностное развитие обучающихся. Однако постановка конкретных задач в достижении этой цели для педагогов весьма затруднительна. В определении задач воспитания авторы предлагают обратиться к педагогическому опыту прошлого. История образования неотделима от истории государств. Проблема развития личности интересовала прогрессивных ученых на протяжении многих веков. Прошлое и настоящее - это единый исторический процесс. В разные периоды истории были разные идеалы. Воспитание человека во многом обусловлено социальными причинами. Личностное развитие неотделимо от социокультурного контекста. Сегодня обнаруживается потребность изменения соотношения форм и методов, отвечающих актуальным требованиям общества и потребностям личности. Воспитывает семья. Современная семья нуждается в помощи профессионалов, которые могут помочь разобраться в причинах растущей бездуховности, беспринципности, утрате общечеловеческих ценностей. Однако история педагогики как предмет исчезает из образовательных программ университетов. Важно обратить внимание на подготовку педагогов, так как они должны уметь анализировать педагогический опыт прошлого, осмысливать его важность в создании условий развития личности и помогать в этом семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспятова Надежда Константиновна, Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS OF EDUCATION: HISTORY AND MODERNITY

The orientation of the educational activities of secondary schools in accordance with the educational program developed by them is now becoming the personal development of students. However, setting specific tasks to achieve this goal is very difficult for teachers. In determining the tasks of education, the authors propose to turn to the pedagogical experience of the past. The history of education is inseparable from the history of States. The problem of personality development has been of interest to progressive scientists for many centuries. The past and the present are a single historical process. There were different ideals in different periods of history. The upbringing of a person is largely due to social reasons. Personal development is inseparable from the socio-cultural context. Today, there is a need to change the ratio of forms and methods that meet the current requirements of society and the needs of the individual. Brought up by a family. The modern family needs the help of professionals who can help to understand the causes of growing lack of spirituality, unscrupulousness, loss of universal values. However, the history of pedagogy as a subject disappears from the educational programs of universities. It is important to pay attention to the training of teachers, as they should be able to analyze the pedagogical experience of the past, comprehend its importance in creating conditions for personal development and help the family in this.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

5. Самойличенко, А.К. Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Токмакова А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №4 (21). - С. 272-275.

6. De Valverde, J. Self-Construction and сreative "Life Design." / J. De Valverde, L. Sovet, T. Lubart // The Creative Self. Effect of Beliefs, Self-Efficacy, Mindset, and Identity, Explorations in Creativity Research. - 2017. - P. 99-115.

7. Kostons, D. Does visualization affect monitoring accuracy, restudy choice, and comprehension scores of students in primary education? / D. Kostons, B.B. Koning // Contemporary Educational Psychology. - 2017. - №51. - P. 1-10.

8. Mohd-Yusof, K. Inculcating sustainability among first-year engineering students using cooperative problem-based learning / K. Mohd-Yusof, S. R. Wan Alwi, A. N. Sadikin, A. Abdul-Aziz // Sustainability in Higher Education. - 2015. - P. 67-95.

9. Schraw, G. (1995). Metacognitive theories / G. Schraw, D. Moshman // Educational Psychology Reviewro - 1995. - № 7(4). - P. 351-371.

10. Tobias, S., Everson, H.T. (2002). Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring / S. Tobias, H.T. Everson // College Entrance Examination Board, 2002. - URL: http://professionals.collegeboard.com/profdownload/pdf/071623RDCBRpt02-3.pdf ( дата обращения 07.10. 2021)

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Беспятова Надежда Константинова

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево), Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Ориентиром воспитательной деятельности общеобразовательных школ в соответствии с разрабатываемой ими программой воспитания становится сегодня личностное развитие обучающихся. Однако постановка конкретных задач в достижении этой цели для педагогов весьма затруднительна. В определении задач воспитания авторы предлагают обратиться к педагогическому опыту прошлого. История образования неотделима от истории государств. Проблема развития личности интересовала прогрессивных ученых на протяжении многих веков. Прошлое и настоящее - это единый исторический процесс. В разные периоды истории были разные идеалы. Воспитание человека во многом обусловлено социальными причинами. Личностное развитие неотделимо от социокультурного контекста. Сегодня обнаруживается потребность изменения соотношения форм и методов, отвечающих актуальным требованиям общества и потребностям личности. Воспитывает семья. Современная семья нуждается в помощи профессионалов, которые могут помочь разобраться в причинах растущей бездуховности, беспринципности, утрате общечеловеческих ценностей. Однако история педагогики как предмет исчезает из образовательных программ университетов. Важно обратить внимание на подготовку педагогов, так как они должны уметь анализировать педагогический опыт прошлого, осмысливать его важность в создании условий развития личности и помогать в этом семье.

Ключевые слова: воспитание, педагогическое наследие прошлого, развитие личности, цель воспитания, социальные чувства, нравственность, задачи воспитания, воспитательная деятельность.

Annotation. The orientation of the educational activities of secondary schools in accordance with the educational program developed by them is now becoming the personal development of students. However, setting specific tasks to achieve this goal is very difficult for teachers. In determining the tasks of education, the authors propose to turn to the pedagogical experience of the past. The history of education is inseparable from the history of States. The problem of personality development has been of interest to progressive scientists for many centuries. The past and the present are a single historical process. There were different ideals in different periods of history. The upbringing of a person is largely due to social reasons. Personal development is inseparable from the socio-cultural context. Today, there is a need to change the ratio of forms and methods that meet the current requirements of society and the needs of the individual. Brought up by a family. The modern family needs the help of professionals who can help to understand the causes of growing lack of spirituality, unscrupulousness, loss of universal values. However, the history of pedagogy as a subject disappears from the educational programs of universities. It is important to pay attention to the training of teachers, as they should be able to analyze the pedagogical experience of the past, comprehend its importance in creating conditions for personal development and help the family in this.

Key words: education, pedagogical heritage of the past, personality development, the purpose of education, social feelings, morality, tasks of education, educational activity.

Введение. С первого сентября 2021 года все школы Российской Федерации начали реализацию рабочих программ воспитания. Цель воспитания сегодня - личностное развитие обучающихся. Это определяется и основными нормативными документами в сфере образования на уровне Федерации, это становится и ориентиром воспитательной деятельности общеобразовательных школ в соответствии с разрабатываемой ими программой воспитания.

Казалось бы, цель достаточно четкая, конкретная. Однако, готовя педагогический состав школ Подмосковья к разработке, а затем и реализации спроектированных ими рабочих программ, мы обнаружили, что содержание деятельности по реализации данной цели педагоги представляют весьма туманно. И также затруднительно для общеобразовательных школ определить конкретные задачи воспитания, и это несмотря на то, что специалистами РАО разработаны весьма подробные рекомендации.

Изложение основного материала статьи. Насколько новой является эта цель сегодня в условиях стандартизации образования? О личностном становлении и развитии молодого поколения говорили во все времена, с глубокой древности и до настоящего времени. Однако продукт - «личностное развитие молодежи» - представлялся неоднозначным. Вполне очевидно, все дело в том, что личностное развитие неотделимо от социокультурного контекста, от ценностей той эпохи, в которой эта личность растет и развивается. Уже Античность и Ренессанс обозначили основные стратегии развития личности, провозглашая идею гармонии, красоты души, разума и тела.

А разве сейчас это не перестает быть важным в воспитании подрастающего поколения? Так, может, мы обратимся к великим педагогам прошлого, к истории педагогической мысли времен и народов, к теории и практике воспитания, осмысливая это великое наследие, которое оставили нам великие умы? История образования неотделима от истории государств, переживших и переживающих расцвет и упадок, взлеты и падения. И это всегда находило отражение в образовательной политике государств. Изучение опыта прошлого в решении проблем воспитания и образования в целом, возможно, позволит сегодняшнему поколению взрослых избежать ошибок и найти пути выхода из проблемных ситуаций «не изобретая заново велосипед», а анализируя, оценивая, осмысливая возможность применения опыта прошлого и сегодня [7].

Только вот как, когда педагоги будут знакомиться с историей педагогической мысли? Как и когда они будут изучать педагогическое наследие прошлого? Изучать и анализировать, обсуждать, спорить и соглашаться? История педагогики как предмет исчезает из образовательных программ университетов. И порой, то, что преподносится нам сейчас как «ноу-хау», нередко оказывается пересказом мысли педагогов и философов прошлого. Мы тратим жизнь на то, чтобы отыскать те истины, которые давно уже найдены. Вместо того, чтобы продолжать сделанное, мы начинаем дело сначала.

Сегодня мы наблюдаем переход на новый виток развития общества. И поскольку прошлое и настоящее - это единый исторический процесс, сегодня так важен анализ исторического опыта, находок и достижений, ошибок и педагогических заблуждений, создающих условия для развития личности. В.П. Вахтеров утверждал, что «каждое поколение вносит что-нибудь новое в культуру страны, увеличивает культурное наследство для передачи его в притащенном, увеличенном размере следующему поколению» [3, С. 29]. Поэтому полезно сравнить научные идеи на рубежах Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 веков.

Проблема развития личности интересовала прогрессивных ученых на протяжении многих веков. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Кант и другие, каждый по-своему, анализировали и развивали идеи личностного развития. Однако философия последних четырех веков не ставила новых воспитательных целей. Почему? По словам Р. Зейделя, это не была философия общественной и государственной жизни [5]. В начале ХХ в. на первое место ученые поставили нравственное развитие ребенка, связывая его с жизнью общества в целом. Известный немецкий педагог и философ Пауль Наторп на основе педагогических взглядов Платона и Песталоцци приходит к выводу о том, что воспитание человека во многом обусловлено социальными причинами [6]. Воспитание - это возбуждение чувств с целью выработать привычку мыслить и действовать, т.е. с целью организовать в уме ребенка крепкие ассоциации между идеями и идеями, идеями и чувствами, идеями и поступками [9, С. 7]. Это специально организованное и планируемое влияние воспитателей на воспитанников, состоящее в помощи им образовываться. На рубеже Х1Х-ХХ веков воспитание называют искусством развивать человека в том или ином направлении, развивать его способности и наделять достоинствами, которые он не смог бы приобрести самостоятельно. Воспитание представляется как система скоординированных и сознательных внушений, по развитию хороших привычек, укрепления их сознанием и верой в то, что они правильны.

Ушинский К.Д. считал, что воспитывать - значит помогать развитию организма, питая его свойственной ему пищей, материальной или духовной [10, С. 8]. Отсюда и цель воспитания - образовать из юноши человека, способного ясно смотреть на жизнь, сознавая ее задачу и стараясь ее решить, ввести его в самостоятельную жизнь здоровым телом и духом, способным продолжать свое образование и действовать для общей пользы, способствовать развитию его нравственной свободы, укрепить волю, самостоятельность. А сегодня разве мы желаем другого? Может все дело в инструментах, социальных инструментах, которые мы используем для достижения своих целей? Может быть, мы не достигаем цели и потому, что нет единства воспитательных воздействий различных социальных институтов? А ведь это - один из центральных принципов воспитания.

В чем же заключаются задачи воспитания? По Песталоцци - в гармоническом развитии способностей ребенка сообразно законам, которые ими управляют; подчинение воспитательных средств требованиям естественного развития [5]. По Спенсеру - говоря современным языком - воспитание превращается в средство фасилитации естественного развития душевных способностей [4]. Воспитывая, следует предъявлять ребенку такие факты, из которых бы он мог вывести руководящие принципы для своего поведения, которые помогут предохранить его от раскаяния в настоящем и будущем.

В разные периоды истории были разные идеалы. Египтяне идеалом считали послушание; персы - телесную силу и справедливость; спартанцы - воинственный дух; греки - равновесие всех сил и способностей и гармоническое их развитие; римляне - пользу и честность; германцы - ученость; французы - внешний блеск, материальную пользу, любовь к общественной жизни; англичане - стремление к деятельности, проявляющееся в борьбе с внешними препятствиями; русские - развитие нравственности, духовности, что упрочивает существование, могущество и развитие народа.

Сегодня обнаружилась потребность изменения соотношения форм и методов, которые должны отвечать актуальным требованиям общества и потребностям личности. Нравственность, чувство долга, гражданственность издревле считались лучшими социальными чувствами. Один из первых социальных педагогов России В.Данилевский говорил, что притупление социальных чувств весьма опасно для нормального течения общественной жизни и, следовательно, представляет угрозу устойчивости самой структуры общежития [1].

Человек может стать человеком, по мнению Канта, только посредством воспитания. Конечно, существуют люди, склонные к пороку. В.Г. Белинский рекомендовал педагогам и родителям делать усилие не на уничтожении недостатков и пороков, а на наполнении воспитанников любовью: если будет любовь - не будет пороков, пустота наполнится только пустотой; выгоните одну, явится другая [2, С. 694].

К сожалению, сами родители часто не имеют ясного представления о цели воспитания, в особенно, когда дети еще очень малы. К какому идеалу обращают ребенка во многих семьях? Не шуметь, не класть пальцев в рот и в нос, не есть руками, не совать ноги в воду и т.д., т.е. быть благоразумными. Но благоразумный ребенок - это маленькая марионетка, которая не должна пошевельнуться: руки - чтобы ничего не касаться, глаза - чтобы не таращить их на все, что видит, ноги — чтобы не носиться с шумом, язык - чтобы держать его за зубами и т.п.

Значительное место в воспитательном процессе занимает нравственность. - «Нравственность - дитя интеллекта, ... сознавая добро в его целом, (ребенок) ставит сам пред собою идеал и, постигнув возможность реализации, возникающую из самой идеи о добре, возводит в закон, в долг ... реализацию идеала» [9, С. 13]. Истинное нравственное воспитание направляет волю к добру по внушению разума и совести, без внешнего принуждения, развивая социальные свойства: альтруизма, взаимопомощи, подчинения личных интересов общим. «Не действовать по увлечению, не кидаться то в одну, то в другую сторону, повинуясь только желанию, стоящему в данную минуту выше всех других, но уметь сдерживать себя, сохранять равновесие, управляться (ими) для спокойного решения вопроса - вот цель, к которой должно стремиться нравственное воспитание» [9, С. 12].

Отсюда вытекает первый нравственный постулат: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, и уметь применять в жизни. Мы живем в обществе себе подобных, откуда вытекает закон равенства или справедливости, требующий взаимного обмена информацией между членами этого общества. Важно научить ребенка признавать и

принимать особенности другого человека, выстраивать адекватные коммуникации, педагог должен быть к этому готов и помогать в этом семье [8].

Однако, может наблюдаться «нравственная скороспелость», которая, по мнению Г. Спенсера [4], представляет даже некоторую опасность. Требовать от ребенка слишком многого, значить преждевременно истощать его волю и интеллект. Он не может сразу сталь мудрецом. Родители должны быть снисходительны к недостаткам детей, потому что недостатки эти или наследственно переданы им, или привиты их неумелым воспитанием.

Таким образом, воспитание должно готовить ребенка к той единственной роли, к которой он предназначен, создавая для него такие условия, когда он сможет проявить себя с максимальным удовлетворением и пользой для других [10, С. 8]. Важно знакомить ребенка с той естественной социальной средой, где ему предстоит жить и работать; формировать способность к анализу и привычки критического отношения к происходящему, способность к научному мышлению; развивать самостоятельность и чувства справедливости, симпатии, сострадания. И в итоге - сделать ребенка способным выполнить все эти довольно многочисленные и не особенно легкие условия.

Из сказанного складывается некий идеал воспитания. В процессе воспитания следует образовать гражданина, способного пройти предназначенный ему путь (например, остерегаться воспитать идеальное человеческое существо, которого не потерпит окружающее его общество) [4]. Надо, чтобы человек мог жить в обществе, часть которого он составляет, но и чтобы он видел его недостатки, его пороки, и работал над их устранением, так как общество должно прогрессировать непрерывно, иначе оно вырождается.

Отсюда выводится триединство воспитания: 1) гармоническое развитие способностей человека, полезных ему и социуму; 2) развитие индивидных способностей, не вредящих общему равновесию организма; 3) торможение инстинктов и наклонностей, способных это равновесие нарушить.

Знание законов природы и применение их на практике обеспечивает здоровье. Это - частое повторение маленьких действий или воздержание от определенных поступков: купанье, игры на чистом воздухе, в комнате ни слишком холодно, ни жарко, ни сыро, надо следить за чистотой воздуха, за освещением; заботиться о еде и т.д. «Если вы желаете образовать ум вашего ребенка, упражняйте его силы. Дайте ему возможность быть деятельным, чтобы он был бодрым человеком, и он сделается рассудительным человеком. Упражнение тела и умственная деятельность должны быть в согласии и одна должна постоянно действовать на другую» [9, С. 24], - утверждал Руссо. Однако не следует смешивать здоровье с физической силой, а активное увлечение спортивными мероприятиями часто объясняются тщеславием и присутствием публики и то поощрение, которое она высказывает победителям. Физическое упражнение полезно, когда оно не расслабляет и не доводит до чрезмерного утомления [9, С. 25].

Но не следует забывать и о душевном воспитании. Его задачи сводятся к трем главным требованиям: 1) заботиться о том, чтобы не нарушить гармонического единства развивающейся личности ребенка, которое может нарушаться благодаря противоречиям социальных условий; 2) ребенок должен имел достаточное количество нормальных здоровых раздражителей и не подвергаться действию нездоровых; 3) ребенок должен быть окружен здоровой психической средой со стороны окружающих людей и со стороны книг и фильмов.

Психические факторы можно разделить на интеллектуальные и моральные. Между ними стоят эстетические: пение, музыка, рисование, лепка и др. К интеллектуальным факторам можно отнести умственную самодеятельность и приобретение новых знаний, расширяющих умственный горизонт ребенка. Очень важно присутствие и моральных эмоций: дружба, симпатия и т.п.

На этом требовании единодушно настаивают самые выдающиеся педагоги, считая, что рядом с детьми должны быть только благоразумные, мудрые люди, не питающие пристрастия к напиткам или хорошему столу [9, С. 33].

Что же нужно знать о воспитании, чтобы не исправлять в дальнейшем то, что портим сейчас? Воспитание должно быть общечеловеческим: основы воспитания общи и обязательны для всех людей - воспитывать в духе красоты, истины, добра; воспитание и образование лишь начинается школой - это кратчайший путь к самообразованию.

Задача воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка «быть человеком» в лучшем и благороднейшем смысле этого слова, не казаться, а именно быть в действительности таковым: в мыслях, в чувствах, во всех проявлениях жизни. Важно постоянно возбуждать, укреплять и усиливать сознательную и свободную деятельность воспитанника, чтобы он в состоянии был он смог приобрести светлый разум и твердую волю, необходимые для самообразования.

Во все времена человеческое счастье не достигается разносторонним знанием, а возможно только при правильном развитии с детских лет привычки к внешней и внутренней красоте. Воспитав привычки к прекрасному, мы можем уберечь ребенка от пошлости, возбудить интерес и вкус к жизни, показать высокую цель в жизни. При этом руководителем должен быть развитой ум, который покажет относительную цену вещей, людей и событий. В то же время эстетическое чувство (привычки) должно только составлять необходимую основу бодрого характера. Такое воспитание должно начинаться не в школе, а в семье, с пробуждением в ребенке сознания.

Выводы. «Народ, который не помнит прошлого, не имеет будущего», - это стало уже афоризмом. Так почему же мы перестаем опираться в разработке идей современного воспитания на значимые идеи педагогов прошлого? Почему мы вновь и вновь наступаем на одни и те же грабли, совершая ошибки, от которых возможно было уберечь детей и уберечься взрослым? Воспитывает семья. Современная семья, находящаяся в постоянном цейтноте в поисках благ для своих детей, ждет помощи от педагогов. От тех, кто на профессиональном уровне сможет помочь разобраться в причинах растущей бездуховности, беспринципности, утрате общечеловеческих ценностей. От тех, кто обращается к педагогическому опыту прошлых поколений и черпает в них педагогическую мудрость, осмысливая особенности современного воспитания и стремясь непрерывно совершенствоваться в обеспечении главной его цели - личностном развитии обучающихся.

Литература:

1. Беспятова, Н.К. Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежных объединений клубного типа в 1920-1930 годы: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Беспятова Надежда Константиновна. - М.: ИРЛ РАО, 1993. - 140 с.

2. Белинский, В.Г. Библиография / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Сытина, 1917. - Т. I. - С. 6-9.

3. Вахтеров, В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование / В.П. Вахтеров. - М.: Изд-во Сытина, 1917. - 208 с.

4. Спенсер, Г. Знание: Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. М.А. Лазаревой. -СПб.: Изд-во Губинского, 1906. - 230 с.

5. Зейдель, Р. Интернациональные проблемы социальной педагогики / Р. Зейдель. - М.: Гос. Изд-во, 1920. - 150 с.

6. Наторп, П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности / П. Наторп. - СПб: Изд-во О. Богдановой, 1910. - 500 с.

7. Романова, Г.А. Технологический подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя в условиях вуза / Г.А. Романова // Реализация компетентностного подхода в подготовке современного специалиста. Сб. материалов VI учебно-методической конференции. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. - С. 232-236.

8. Романова, Г.А. О готовности педагога к работе в условиях инклюзии / Г.А.Романова, Ю.Ю. Немова // Обучение истории и обществознанию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2017. - С. 77-85.

9. Теодорович, К. Воспитание / К. Теодорович // Педагогическая и психологическая хрестоматия. - Лодзь: Тип. Ф.М. Кулиша, 1909. - 143 с.

10. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогически наук, доцент Бжиская Юлия Вячеславовна

Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Чуриков Михаил Петрович

Ростовский государственный университет путей сообщения (г. Ростов-на-Дону)

ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Общение словесно или вербально осуществляется посредством языка и в процентном отношении это всего лишь 30-40% от всего процесса коммуникаций. Поэтому авторы статьи рассматривают невербальное общение, поскольку главная роль невербальной коммуникации заключается в получении всевозможной информации о человеке. Так, в виде жестов, мимики, паравербальной коммуникации школьники и студенты могут освоить информацию быстрее, основательнее в процессе обучения. Особенно это актуально в период дистанционной формы обучения. Однако при дистанционной форме обучения невербальная коммуникация может иметь искажения. Авторы статьи анализируют использование вербальных и невербальных средств коммуникации при дистанционной форме обучения, подчеркивая преимущества и недостатки невербальной коммуникации. Анализ использования вербальных и невербальных средств коммуникации при дистанционной форме обучения показал отсутствие некоторых форм в отличии от аудиторного общения преподавателя и обучающихся. Авторы делают вывод о значимости получения знаний при аудиторной форме обучения. В статье акцентируется внимание и на роли получения информации из разных источников всех континентов в период обучения на удаленке. Невербальные средства коммуникаций имеют большое значение в повседневной жизни и в дистанционной форме обучения. Без них затруднительно освоение материала, а также почти невозможно общение с другими.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, дистанционная форма обучения, жесты, мимика, пандемия, коммуникативные навыки.

Annotation. The process of nonverbal communication is real by means of a language. It is only 30-40% of the whole process of communication. The authors consider nonverbal communication, because its role is to give an important information about a person. So, thanks to posture, gestures, or facial expressions all pupils and students can catch the information deeper, better at the process of learning. It is very actual at e-learning. Nevertheless nonverbal communication can have some changes. The authors of the article analyze different types of verbal and nonverbal means of communication at e-learning. Author underlines advantages and disadvantages of nonverbal communication in the period of pandemic. The analyzes made during three years demonstrated absence of some kinds of verbal and nonverbal means of communication at e-learning aside communication when partners are in the same space. Authors conclude that education when teachers and students speak face to face is more effective and useful than e-learning. At the same time e-learning education gives more opportunities to communicate with students from different countries, to learn themselves, to get something important and more informative from lecturers of different continents. It seems to us, combining two types of education gives more opportunities for future students all over the world. Nonverbal communication plays an important role at e-learning and nowadays. It is difficult to communicate without nonverbal means of communication.

Key words: nonverbal communication, verbal communication, e-learning, posture, gestures, pandemic, communicative skills.

Введение. Ежедневно люди общаются друг с другом. Общение или по-научному процесс коммуникации - это как глоток воздуха для каждого из нас, необходимый в нашей жизни. Благодаря общению происходит процесс обмена информацией, получение новых знаний, люди делятся мнением, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу. Общение словесно или вербально осуществляется посредством языка, владение которым важно. Однако в процентном отношении вербальное общение - это всего лишь 30-40% от всего процесса коммуникаций. Поэтому важно не забывать о невербальном общении. Остановимся на рассмотрении такого понятия как невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация - это поведение человека, которое сообщает об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей [3].

Согласно мнению Еркеновой А.М. и Кемельбековой Г.А. невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию: эмоциональное состояние, темперамент, личностные качества и свойства, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценку [2]. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении всевозможной информации о человеке. Все эти данные мы можем получить через жесты, мимику и интонации, так как они способны показать и корректно истолковать стремления, настроение и намерения человека.

Обратимся к исследованиям Еркеновой А. М., которая исследуя невербальные средства коммуникаций выделила несколько видов [2]:

• Жесты - способ знакового использования рук. Они специально применяются для изложения информации. Мы делаем определенные движения головой в знак утверждения или отрицания, жестом руки предлагаем человеку сесть или встать, машем рукой в знак приветствия или прощания. Жесты могут считаться нестандартным языком лишь в том случае, если собеседники чётко понимают значения того или иного жеста.

• Мимика - способ использования выражения лица. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. В то время как малоподвижная мимика указывает в основном на стабильность душевных процессов, свидетельствует об устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.