Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ'

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коновалова О. А.

В статье рассматриваются особенности воспитания и формирования гражданской идентичности через невербальное общение ребенка с родителями и педагогами образовательных организаций, анализируется понятие «гражданской идентичности» в отечественной науке, приводятся результаты исследований, демонстрирующих влияние невербального поведения значимых взрослых на формирование личности ребенка, в частности гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коновалова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CIVIL IDENTITY IN CHILDREN THROUGH NON-VERBAL COMMUNICATION WITH TEACHERS AND PARENTS

The article examines the peculiarities of upbringing and formation of civil identity through non-verbal communication of a child with parents and teachers of educational organizations, analyzes the concept of «civil identity» in Russian science, presents the results of studies demonstrating the influence of non-verbal behavior of significant adults on the formation of a child’s personality, in particular civil identity.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ»

OPEN Q ACCESS

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

open q access

УДК 34

NIION: 2010-0082-5/21-016 MOSURED: 77/27-006-2021-05-35

© О.А. Коновалова, 2021

DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.016

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Оксана Александровна Коновалова

Уральский юридический институт МВД России [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитания и формирования гражданской идентичности через невербальное общение ребенка с родителями и педагогами образовательных организаций, анализируется понятие «гражданской идентичности» в отечественной науке, приводятся результаты исследований, демонстрирующих влияние невербального поведения значимых взрослых на формирование личности ребенка, в частности гражданской идентичности.

Ключевые слова: невербальное поведение, гражданская идентичность, воспитание ребенка, родители, педагоги образовательных организаций

Для цитирования: Коновалова О.А. Воспитание гражданской идентичности у детей посредством невербального общения с педагогами и родителями // Современная наука. 2021. № 5. С. 73-76. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.016.

EDUCATION OF CIVIL IDENTITY IN CHILDREN THROUGH NON-VERBAL COMMUNICATION WITH TEACHERS AND PARENTS

Oksana A. Konovalova

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]

Abstract. The article examines the peculiarities of upbringing and formation of civil identity through non-verbal communication of a child with parents and teachers of educational organizations, analyzes the concept of «civil identity» in Russian science, presents the results of studies demonstrating the influence of non-verbal behavior of significant adults on the formation of a child's personality, in particular civil identity. Keywords: nonverbal behavior, civic identity, child rearing, parents, teachers of educational organizations

For quotation: Konovalova O.A. Education of civic identity in children through non-verbal communication with teachers and parents // Modern science. 2021. № 5. P. 73-76. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.016.

Конституция Российской Федерации закрепляет принцип единой системы воспитания и образования в России, а также возлагает на государство обязанность создавать условия, способствующие воспитанию в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

В целях реализации данной нормы с 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», в котором уточняется понятие «воспитание»: «это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Основу государства составляют люди, и эффективное исполнение государством своих функций напрямую зависит от осознания каждым членом общества себя как гражданина этого государства.

Именно гражданство определяет наличие у конкретного индивида политико-правовой связи с государством, объем его прав и обязанностей, а также является объединяющим фактором для всех граждан страны.

Понятие «идентичность» в переводе с латинского означает «тождественный, одинаковый». Большая российская энциклопедия определяет идентичность как совпадение чего-нибудь с чем-нибудь, включает в себя переживание человеком своей принадлежности к тем или иным социальным группам, формирующееся в результате идентификации с ними в процессе социализации [3].

Проблеме формирования гражданской идентичности у детей посвящены многочисленные работы российских исследователей, анализ которых показал наличие различных точек зрения на понимание данного явления.

Так, А.А. Логинова основывается на ценностном и этнокультурном подходах в своей практи-ко-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности школьников, главная идеей которой - единение граждан общества путем соотнесения школьником себя с гражданской общностью, ее ценностями и нормами [4]. Т.А. Каратаева, в свою очередь, в структурно-функциональной модели формирования гражданской идентичности старшеклассников основывается на их ценностно-ориентационной деятельности [1]. Е.Е. Соловьева и С.И. Попова в своем исследовании рассматривают

open j) access - MODERN

гражданскую идентичность как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. Поэтому осознание себя гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода, социальной группы, народа, нации [5].

Таким образом, гражданская идентичность -одна из составляющих социальной идентичности личности, позволяющая испытывать чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, в нашем случае российского государства.

Становление и формирование гражданской идентичности происходит с самого раннего возраста, когда ребенок как губка впитывает отношение родителей к своей стране, народу, Родине. И если в дошкольном возрасте для ребенка непререкаемым авторитетом являются родители, то в младшем школьном возрасте - первый учитель.

Невербальная коммуникация (язык тела) - это общение с помощью жестов, мимики, поз и прикосновений. Некоторые ученые-психологи включают сюда и интонацию, используемую человеком при передаче информации голосом и словами. В процессе бытового общения человек зачастую не осознает, что именно невербальные признаки поведения показывают его истинное отношение к произносимому и что дети больше полагаются как раз на невербальную информацию, нежели на словесную. Они прекрасно ощущают психоэмоциональное состояние взрослого здесь и сейчас, видят, когда они пытаются обмануть или что-либо скрыть от ребенка. Например, если говорить о воспитании гражданской идентичности в школе, то, рассказывая на уроках и внеклассных мероприятиях о подвигах наших героев, научных открытиях ученых, достижениях спортсменов, педагог формирует ценностное отношение ребенка к своей стране, при условии, что сам искренне верит в то, о чем рассказывает. Иначе во время своего рассказа он будет демонстрировать рассогласованность вербальных и невербальных сигналов. Когда ребенок наблюдает несогласованность слов с жестами и мимикой взрослого, он больше доверяет невербальным признакам поведения, а не словам. Родители, как и педагоги, редко обращают внимание на свои жесты во время общения с ребенком. Например, на детской площадке во дворе жилого комплекса зачастую можно увидеть следующую картину: дети играют, а мамы наблюдают за их игрой, но выход многодетной семьи родом из Таджикистана до такой степени смущает их, что они берут своих детей за руки и молча уводят. На их лицах при этом читаются эмоции отвращения, негодования и презрения. Даже если мама не объясняет ребенку причину ухода с детской площадки, он отчетливо видит эмоции на лице матери и проецирует их на представителей иной национальности.

SCIENCE - openQ access

В то время, когда перед футбольным матчем звучит гимн Российской Федерации, поведение отца стимулирует ребенка подражать ему: если он видит искреннюю улыбку радости, расправленные плечи и горделиво приподнятый подбородок, как отец подпевает исполнителю, тем самым мотивируя своих детей петь вместе с ним слова Гимна, на бессознательном уровне у детей эмоционально закрепляется чувство гордости за свою страну. Напротив, сжатые губы и нахмуренный лоб, сведенные к переносице брови, опущенный подбородок и скрещенные на груди руки отца на ассоциативных связях закрепляют чувство недоверия и неприятия к своей стране.

Благодаря многолетним исследованиям американского ученого-психолога, доктора философских наук, посвятившего жизнь диагностике особенностей невербального поведения человека Полу Экману, весь мир узнал о том, что эмоции универсальны для всех людей и их проявление является врожденным [2]. Независимо от пола, возраста, расы, вероисповедания, места жительства люди одинаково показывают их, задействуя четко определенные для каждой эмоции мышцы лица. Когда родитель говорит «наша семья», «наша земля», «наша страна», «наш народ» и улыбается так, что во внешних уголках глаз появляются «гусиные лапки» радости, ребенок, как зеркало, будет повторять эти слова с такой же теплотой, и, наоборот, если родитель произносит те же слова, а на его лице ребенок видит эмоцию презрения, то он будет отзеркаливать именно эту эмоцию по отношению к своей стране. А если, рассуждая о России, об Отечестве, о своей национальности, родитель покажет стыд, ребенок будет воспринимать его слова в контексте проявленной эмоции.

Ребенок видит эмоцию печали на лице отца, когда он рассказывает ему о том, как воевал его прадед в годы Великой Отечественной войны, и начинает проявлять печаль на своем лице. Когда ребенок видит, как отец гневается, рассказывая о фашистах, сжимает кулаки, губы, напрягает мышцы челюсти, сводит брови к переносице и бессознательно опускает подбородок, как будто готовится кинуться в бой, защищая свою семью, он испытывает такие же чувства к врагам Отечества. И совершенно по-другому пойдет воспитание, если ребенок видит такие эмоции, относящиеся к своей стране и людям, живущим рядом.

Родители, понимающие, какие последствия их слова и действия оказывают на формирование личности ребенка, и, соответственно, открыто не выражающие свое негативное отношение к чему-либо, но забывающие при этом о позах, жестах и мимике, сопровождающих какое-либо действие, также влияют на воспитание у ребенка патриотизма. Например, во время обсуждения с бабушкой на кухне поправок в Конституцию РФ, папа, слушая вдохнов-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

»9'

ленный рассказ бабушки, отклонился назад, сложил на груди скрещенные руки, скрестил ноги под стулом, сжал губы так, что они превратились в ниточку, нахмурился и опустил подбородок. Ребенок ничего не поймет из их диалога, но 100% прочитает папино недовольство и неодобрение, и теперь слово Конституция навсегда будет ассоциироваться у него с непринятием и недовольством. И все это происходит на бессознательном уровне.

Результаты исследований невербального поведения людей во время общения показывают, что напряженный и встревоженный человек скрещивает лодыжки, обвивает ими ножки стула, прячет стопы под стулом, пытаясь дистанцироваться от собеседника при обсуждении неприятной темы. В то время, когда человек слышит неприятную для себя информацию, он отстраняется или отклоняет тело назад, сидя на стуле, если такая возможность отсутствует, человек подсознательно использует руки или любые предметы в качестве барьеров. Это является верным признаком ощущаемого им дискомфорта [2].

Таким образом, такой жест родителя или педагога во время разговора с ребенком, как скрещенные на груди руки, отрицательно влияет на него, так как у ребенка возникает чувство, что его считают виновным и осуждают, тем самым разрывая жизненно важную для него связь со взрослым. Возникшее при этом ощущение покинутости заставляет его в следующий раз придумывать ложь, которая является способом психологической самозащиты.

Наоборот, жесты открытости - раскрытые ладонями вверх руки, часто используемые родителями и педагогами во время разговора с детьми на социально-значимые темы, позволят сформировать у ребенка ощущение комфорта, искренности и доверия.

Детские психологи утверждают, что при общении с ребенком следует чаще использовать жесты-прикосновения: поглаживания, поцелуи, объятия, так как тактильное общение позволяет ему чувствовать свою нужность и защищенность. В то время, когда мама рассказывает ребенку истории своих предков, о том месте, где она родилась и росла, свои детские воспоминания, показывает фотографии и сопровождает свой рассказ улыбкой, эмоциями радости или печали, прижимая при этом ребенка к себе, целуя его, то ребенок начинает осознавать свою причастность к роду, к малой родине, ощущает гордость за труд предков, свою семейную историю.

В целях изучения условий использования родителями невербальных средств воспитания детей в июле текущего года организовано проведение анкетирования. В исследовании приняли участие 587 родителей (законных представителей детей), которым предлагалось пройти анкетирование с применением сервиса Google-формы.

По результатам анализа ответов респондентов на первый вопрос анкеты было определено, что основная масса знает, что к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты и положение тела в пространстве (573 из 587), остальные считают, что к невербальным средствам общения относятся внешность, одежда и аксессуары (14 из 587).

Анализ ответов на второй вопрос анкеты показал, что большинство респондентов при воспитании детей опираются преимущественно на вербальные средства общения (524 из 587) и лишь немногие осознают важность невербального общения с ребенком (63 из 587). При этом все опрошенные родители используют мимику и жесты в целях наказания или поощрения ребенка.

Так, анализ третьего вопроса анкеты выявил стремление родителей использовать в качестве наказания суровый взгляд (324 из 587), жесты «руки, сложенные на груди» (267 из 587), «погрозить пальцем» (442 из 587), отрицательное, неодобрительное покачивание головой (486 из 587). В качестве поощрения действий ребенка, отвечая на четвертый вопрос анкеты, большинство опрошенных родителей используют объятия (456 из 587), поглаживания (324 из 587), улыбку (574 из 587), такие жесты, как «аплодисменты» (117 из 587), «большой палец вверх» (213 из 587), одобрительный кивок головой (239 из 587).

По результатам анализа ответов родителей на пятый и шестой вопросы анкеты, был сделан вывод о том, что большинство опрошенных значительно чаще используют негативные жесты и выражения лица при воспитании детей, чем положительные. Так, на вопрос о том, сколько раз в день в среднем родители демонстрируют негативные жесты и выражение лица, 358 респондентов выбрали значение от 5 до 10 раз, а на вопрос о позитивных только 146 выбрали значение от 5 до 10 раз в среднем за день, и 393 - от 1 до 5 раз за день.

В заключение необходимо отметить, что среди опрошенных родителей преимущественно преобладали те, кто знает, какие средства общения относятся к невербальным, но недооценивает их влияние на воспитание детей, чаще применяя негативные жесты и выражение лица, чем положительные.

Таким образом, неречевые средства коммуникации родителей и педагогов с детьми оказывают на них значительное влияние, особенно при формировании гражданской идентичности. Осознанный взрослый понимает, что ребенок бессознательно считывает его эмоции и отношение к миру и людям вокруг и видит, что взрослый нечестен с ним по невербальным признакам, и все хорошее, что при этом транслируется голосом и словом, никогда не будет принято ребенком.

open q access

MODERN SCIENCE

open q access

Список источников

1. Каратаева Т.А. Формирование гражданской идентичности старшеклассников в ценностно-ори-ентационной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М. 2018.

2. Коновалова О.А. Безинструментальное определение причастности лица к совершению противоправного деяния в ходе допроса // Правоохранительные органы: теория и практика. Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2020. № 1. С. 128-131.

3. Леонтьев Д.А., Савельева О.О. Идентичность // Большая российская энциклопедия. 2016 // URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2000174 (дата обращения: 16.08.2021).

4. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: автореф. дис. канд. пед. наук. М. 2010.

5. Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Выпуск 58. С. 20-34.

References

1. Karataeva T.A. Formation of civic identity of high school students in value-orientation activities: autoref. diss. Cand. ped. sciences. M. 2018.

2. Konovalova O.A. Non-instrumental determination of a person's involvement in the commission of an illegal act during interrogation // Law enforcement agencies: theory and practice. Yekaterinburg: UrYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 1. P. 128-131.

3. Leontiev D.A., Savelyeva O.O. Identity // Big Russian Encyclopedia. 2016 // URL: https://bigenc.ru/ philosophy/text/2000174 (date of access: 16.08.2021).

4. Loginova A.A. Formation of the civic identity of schoolchildren by means of Internet projects: autoref. diss. Cand. ped. sciences. M. 2010.

5. Solovyova E.E., Popova S.I. Features of the formation of civic identity in the process of the development of the student's personality // Bulletin of PSTSU. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2020. Issue 58. P. 20-34.

Информация об авторе

О.А. Коновалова - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России Контакты: ул. Корепина, д. 66, Екатеринбург, Россия, 620057

Information about the author

O.A. Konovalova - Lecturer, Department of Administrative Law and Administration of internal affairs bodies of the Ural Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Korepina, d. 66, Yekaterinburg, Russia, 620057

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.