Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА / ПОЛЬЗА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Людмила Николаевна, Ибрагимова Лиана Марселевна

Статья посвящена пользе обучения необходимым знаниям в области невербальной коммуникации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В материале раскрывается влияние родителей и учебного заведения на формирование данных навыков. В работе обозначаются сложности восприятия невербальной коммуникации детьми. В данной статье раскрываются некоторые необходимые для учета особенности интерпретации невербальных знаков общении.The article is devoted to the benefits of teaching the necessary knowledge in the field of non-verbal communication in children of preschool and early school age. The material reveals the influence of parents and educational institution on the formation of these skills. The work identifies the difficulties of perception of non-verbal communication by children. This article reveals some of the features of the interpretation of non-verbal communication signs necessary for taking into account.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 740

Психолого-педагогические науки

Уварова Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психолого-педагогическое образование», Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета, Стерлитамак, Россия Ибрагимова Лиана Марселевна, студент кафедры германских языков, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета,

Стерлитамак, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена пользе обучения необходимым знаниям в области невербальной коммуникации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В материале раскрывается влияние родителей и учебного заведения на формирование данных навыков. В работе обозначаются сложности восприятия невербальной коммуникации детьми. В данной статье раскрываются некоторые необходимые для учета особенности интерпретации невербальных знаков общении.

Ключевые слова: невербальные навыки общения детей, социализация ребенка, общение ребенка, польза невербального общения.

Abstract: The article is devoted to the benefits of teaching the necessary knowledge in the field of non-verbal communication in children of preschool and early school age. The material reveals the influence of parents and educational institution on the formation of these skills. The work identifies the difficulties of perception of non-verbal communication by children. This article reveals some of the features of the interpretation of non-verbal communication signs necessary for taking into account.

Keywords: non-verbal communication skills of children, socialization of a child, communication of a child, the benefits of non-verbal communication.

Своевременное формирование невербальных навыков общения у детей будет вполне результативным для должной социализации и нормального развития психики ребенка. Данный аспект психологии необходим, так как благодаря невербальному общению мы можем положительно повлиять на дальнейшую жизнь человека.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, специалиста, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [3].

Из истории известно, что невербальная коммуникация появилась и активно использовалась до того, как ее начали изучать. Этому служат примеры общения первобытных людей. Они общались без слов, их «разнообразие речи» осуществлялось за счет воспроизведения отдельных звуков, жестов и мимики.

Чтобы оппонент правильно понял говорящего, необходим не только хороший лексикон и красивая, грамотная речь, обязательно нужно подкреплять сказанное с помощью невербальных знаков общения. Это качество свойственно уже взрослым, сформировавшимся людям. Важно понимать, что необходимо сформировать данную важную черту и у ребенка. Дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно склонны к обучению навыкам невербального общения. Данный факт показывает статистика.

Общение - это основной способ передачи информации. Существуют разнообразные точки зрения относительно трактовки данного понятия. Советский психолог А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.» [1, с. 154].

В работе лингвиста А.А. Леонтьева «Психология общения» данный термин проявляется как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно, ученый определяет термин общения как вид деятельности [2, с. 164].

Иными словами, общение состоит из двух главных компонентов, двух знаковых систем. Они, в свою очередь, бывают вербальные и невербальные. Первый компонент - вербальное общение - это речь и ее всевозможные формы. Второй компонент - невербальное общение - это общение без слов, то есть передача информации с помощью мимики, жестов и пантомимики.

Книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», написанная более ста лет назад, до сих пор сохраняет свою актуальность благодаря закономерностям, описанным в книге. Именно этот ученый начал одним из первых научно изучать широкую и интереснейшую тему восприятия человеческих эмоций. Многочисленные исследования совместно с другими учеными привели к появлению этого научного труда.

Невербальная коммуникация может раскрыть настоящие побуждения говорящего или того, кто его слушает; способствует определению ментального состояния человека; дает возможность вовремя обнаружить ложь и т.д. У данного навыка существует огромное количество достоинств, которыми можно овладеть, если правильно трактовать язык тела других людей. Очень важный этап толкования невербального общения: необходимо рассматривать невербальные знаки в совокупности, а не по отдельности. Именно в этом случае можно получить достоверную характеристику того, что человек испытывает и о чем думает в процессе речи. Этот аспект очень важен, поэтому детям также необходимо объяснить данное правило.

Для того, чтобы реализовать получение верифицированной информации от своего собеседника, можно посмотреть ему в глаза. Зная некоторые особенности интерпретации невербальных знаков, не составит труда понять истинную суть слов говорящего. «Глаза - это зеркало души» - данное выражение слышал каждый. Это общеизвестное словосочетание можно

объяснить с научной точки зрения. Глаза играют важнейшую роль в любом разговоре или общении. Однако мы можем наблюдать парадокс: природа движения глаз недостаточно изучена на данный момент. Визуальный контакт очень сложен для изучения. На результат интерпретации положения глаз влияют элементарные изменения угла обзора, положения движения глазных яблок и т.д. Однако, следует учитывать еще одну важную деталь - это религия и культурное воспитание человека. Существует огромное количество информации, которую может передавать невербальная коммуникация. Например, с помощью жестикуляции многие народы выражают свои чувства. Одни и те же слова, произнесенные разной интонацией, всегда имеют широкое разнообразие толкований. Данный факт иногда является проблемой в общении детей разных народов и религиозных взглядов. Решение этого вопроса очень простое: родителям нужно просто разговаривать со своим ребенком на эту тему. Это является одной из причин для изучения этих данных при анализе средств невербальной коммуникации.

Для того, чтобы процесс обучения невербальной коммуникации прошел успешно, перед родителями встает вопрос где и как научить этим качествам своего ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования данная задача лежит на школе. Именно школа обязана познакомить и научить ребенка этим способностям. Но чтобы передать детям это весомое в жизни каждого качество, каждый педагог должен сам обладать этим комплектом знаний и уметь передавать его другим. Коммуникативно-компетентный преподавательский состав в каждом учебном заведении и демонстрация жестикуляционного комплекса и диалогической открытости на каждом уроке обеспечит полноценную передачу и максимальное усвоение не только учебного материала, но и комплекта навыков невербального общения между людьми. Тем не менее, так как формирование данных навыков очень важно для эмоционального состояния индивида, самореализации и нормального взаимодействия со сверстниками, ответственные родители задумываются об

этом моменте воспитания уже с этапа младенчества своего ребенка. И это совершенно верно, потому что обучение данным навыкам в большей мере зависит от родителей. Если родитель сам активно использует жесты и мимику в общении с другими людьми, ребенок будет непроизвольно «перенимать» это. Нужно с детства обучать ребенка основам невербального общения, так как это важнейший способ коммуникации людей. Можно интерпретировать в обучение элементарную игру. Тогда уже в младенчестве ребенок будет обучаться невербальной коммуникации, неосознанно запоминая жесты и их значение. Впоследствии он сам активно начнет использовать язык тела и понимать намерения других людей.

Невербальные знаки коммуникации - это очень широкая тема, имеющая огромное многообразие интерпретаций. Очень многим аспектам изучения данной темы ребенка обучает школа, однако родители тоже вносят свой огромный вклад в формирование задатков данного необходимого навыка. Дети учатся взаимодействовать в социуме, правильно используя данный вид коммуникации. Нужно учитывать факт того, что проведение дополнительных бесед и общение с ребенком просто необходимы, только при таком темпе воспитания получится вырастить индивида с полным комплектом знаний в данной области. Умение анализировать сигналы невербальной коммуникации необходимы для полноценной жизни.

Библиографический список:

1. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

2. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев — М.: Смысл, 1999. — 365 с.

3. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.