Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1322
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО УРОКА / EDUCATION / TEACHING ACTIVITIES / EDUCATIONAL ABILITY OF MODERN LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напольских Н. Б.

Вопрос о комплексном подходе к обучению и воспитанию, позволяющем в единой деятельности решать многие развивающие и воспитательные задачи, особенно актуален для современной системы российского образования, свидетельством чему являются требования к результатам освоения образовательных программ, изложенные в федеральных государственных образовательных стандартах. Первоочередной задачей педагога сегодня выступает не столько достижение качественно высоких предметных результатов, сколько создание оптимальных условий для формирования и воспитания высококультурной личности, обладающей нестандартным, гибким и многогранным мышлением, способной к дальнейшему личностному и профессиональному самоопределению, самостоятельности, самоактуализации. Идея воспитывающего обучения имеет длинную историю своего развития в педагогической науке. Историко-педагогический анализ выявляет наличие проблемы, требующей исследования феномена воспитывающего обучения в современных условиях российского образования. В исследовании рассматриваются разные подходы к определению понятия «воспитывающее обучение». Анализ научной литературы показал, что воспитывающее обучение находит отражение не только в содержании, организационных формах и методах обучения. Большую роль в реализации принципа воспитывающего обучения играют также личность учителя, способная создать особую атмосферу духовности, ученический коллектив («духовное влияние другого»), и, наконец, личность самого обучающегося, готовая и стремящаяся к личностному преображению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The question of integrative approach to education, which helps to solve different developing and educational problems in a single activity is particularly relevant for modern system of Russian education. The requirement for mastery of the basic curriculum set out in the new generation of Russian standards is a testament to that. The basic teacher's task nowadays is not so much the introducing qualitative results in school subjects but the creation of optimal conditions for education and development of highly cultured person with lateral thinking that is able to further personal and professional identification and self-actualization. The idea of modern education has a long history of development in pedagogical sciences. Historical and pedagogical analysis shows the problem requiring the research of phenomenon “education” in modern Russian educational system. The study examines different approaches to the definition of the concept “education”. The review of scientific literature showed that a high importance in realization of educational principle is placed on the teacher's personality, who is able to create a special spiritual atmosphere, a students' group as a single whole and a personality of a student, who is ready re-create himself.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПОНЯТИЕ «ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Напольских Н.Б.

аспирант кафедры методологии и теории социально - педагогических исследований, Тюменский государственный университет институт психологии и педагогики, Тюмень

THE CONCEPT OF EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Napolskikh N.

Ph.D. student of Academic Department of Methodology and Theory of Social and Educational Research of Tyumen State University, Tyumen

АННОТАЦИЯ

Вопрос о комплексном подходе к обучению и воспитанию, позволяющем в единой деятельности решать многие развивающие и воспитательные задачи, особенно актуален для современной системы российского образования, свидетельством чему являются требования к результатам освоения образовательных программ, изложенные в федеральных государственных образовательных стандартах. Первоочередной задачей педагога сегодня выступает не столько достижение качественно высоких предметных результатов, сколько создание оптимальных условий для формирования и воспитания высококультурной личности, обладающей нестандартным, гибким и многогранным мышлением, способной к дальнейшему личностному и профессиональному самоопределению, самостоятельности, самоактуализации. Идея воспитывающего обучения имеет длинную историю своего развития в педагогической науке. Историко-педагогический анализ выявляет наличие проблемы, требующей исследования феномена воспитывающего обучения в современных условиях российского образования.

В исследовании рассматриваются разные подходы к определению понятия «воспитывающее обучение». Анализ научной литературы показал, что воспитывающее обучение находит отражение не только в содержании, организационных формах и методах обучения. Большую роль в реализации принципа воспитывающего обучения играют также личность учителя, способная создать особую атмосферу духовности, ученический коллектив («духовное влияние другого»), и, наконец, личность самого обучающегося, готовая и стремящаяся к личностному преображению.

ABSTRACT

The question of integrative approach to education, which helps to solve different developing and educational problems in a single activity is particularly relevant for modern system of Russian education. The requirement for mastery of the basic curriculum set out in the new generation of Russian standards is a testament to that.

The basic teacher's task nowadays is not so much the introducing qualitative results in school subjects but the creation of optimal conditions for education and development of highly cultured person with lateral thinking that is able to further personal and professional identification and self-actualization.

The idea of modern education has a long history of development in pedagogical sciences. Historical and pedagogical analysis shows the problem requiring the research of phenomenon "education" in modern Russian educational system.

The study examines different approaches to the definition of the concept "education". The review of scientific literature showed that a high importance in realization of educational principle is placed on the teacher's personality, who is able to create a special spiritual atmosphere, a students' group as a single whole and a personality of a student, who is ready re-create himself.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, образование личности, воспитывающий потенциал современного урока.

Keywords: education, teaching activities, educational ability of modern lesson.

Воспитание, как один из сложнейших процессов, отличительной особенностью которого является многогранность и непрерывность, выступает главной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и воспитания. Еще древними философами и мыслителями была тонко подмечена связь между обучением и воспитанием. Вся педагогическая концепция Сократа основывается на убеждении в том, что обучение не только дает знания, но и воспитывает. Позже идеи всестороннего гармоничного развития личности, обеспечивающего единство умственного, нравственного и физического развития нашли отражение в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка,

Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Немецкий ученый И.Ф. Гербарт, считал, что обучение и, как его следствие, интеллектуальное развитие есть главное средство формирования характера личности, ее воспитания в целом. Он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», основным принципом которого определил неотделимость сообщения знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Немецкий педагог считал немыслимым рассматривать процесс воспитания в отрыве от процесса обучения: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование ... без обучения есть цель, лишенная

средств» [9, с. 84]. Вопрос о воспитывающем обучении в современной педагогической науке остается спорным, так что при его решении сталкиваются противоположные точки зрения: от абсолютного признания воспитывающего обучения (сторонники убеждений И. Ф. Гербарта: «Нет воспитания без обучения, и я не признаю обучение, которое не воспитывает»), до его полного отрицания и беспощадной критики (В.В. Кумарин). Стоит отметить, что противники учения И.Ф. Гербарта о воспитывающем обучении в своих критических замечаниях ссылаются на высказывания великих отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, К.Д. Ушинского, словно, не замечая очевидного: именно в их трудах развивается идея взаимообусловленности двух процессов - обучения и воспитания.

Некоторые современные отечественные ученые (В.В. Сериков, М.М. Поташник) признают значительные возможности воспитания в процессе обучения, считая ошибочной идею воспитывающего обучения, высказанную немецким педагогом И.Ф. Гербартом о том, что «чувства, навыки поведения и поступки детей выводятся якобы только из мыслей, которые возникают только из знаний» [6, с. 36]. Такое утверждение основывается, вероятно, на ошибочном толковании идей И.Ф. Гербарта.

Обратившись к трудам немецкого педагога, а также к трудам ученых, исследовавших его идеи, обнаруживаем, что именно И.Ф. Гербарт в 1806 году в книге «Всеобщая педагогика, выведенная из целей воспитания» впервые заявил о том, что школьное обучение может стать дисфункциональным в воспитательном плане. Подробно анализируя такие явления, как преподавание без воспитания и воспитание без преподавания, иллюстрируя свои размышления яркими примерами из практики, И.Ф. Гербарт приходит к выводу о необходимости «воспитания путем преподавания» [1, с. 155]. По мнению немецкого педагога, обучение дополняет имеющиеся на данный момент у ученика источники познания, которые он называет «опытом» и «общением». Они образуют «мыслительный круг», если во время обучения они разделяются через осмысление и углубление на отдельные мысли, дополняются и систематизируются. Сформированная таким образом система представлений и образовавшийся на ее основе «разносторонний интерес» являются необходимой предпосылкой для правильного понимания, объективных суждений и правильного поведения, «так как из мыслей появляются ощущения, а из них - принципы и способы действия». И.Ф. Гербарт предполагает, что «в мыслительном круге» разделенные и связанные друг с другом представления сливаются с чувствами и желаниями. Если учитель хочет сформировать нравственные качества личности, то осуществляться это должно через обучение.

По мнению Гайслера, исследователя рукописей И.Ф. Гербарта, ключевым ядром его теории о воспитывающем обучении является «создание учебных ситуаций, соответствующих учебных

условий, которые соразмерно учитывают эмоциональные и аффективные отношения субъекта» [9, с. 85], благодаря чему предлагаемый учителем учебный материал воспринимается обучающимся положительно. В результате этого происходит развитие разностороннего интереса ученика, являющегося главным условием достижения внутренней свободы.

Учение И.Ф. Гербарта о воспитывающем обучении было переосмыслено его последователями, структурировано, детализировано и деформировано до морализованного обучения, и в итоге, приобрело дурную славу. Многое в учении немецкого педагога до сих пор осталось не изученным и не осмысленным. Одна из основополагающих идей сегодня так же правомерна, как и более двухсот лет назад: воспитывающее обучение должно учитывать потребности, интересы и чувства учеников.

Изучение вопросов воспитывающего обучения позволило выдающимся педагогам открыть закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся и на его основе сформулировать принцип воспитывающего обучения (работы Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, П.И. Пидкасистого и

др.).

Педагогическая энциклопедия дает такое определение понятию - «это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности». При таком подходе знания - это не цель, а материал строительства личности, условие ее становления. Кроме того, воспитывающее обучение - «дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения» [5, ст. 399].

Исследователь В.М. Коротов, изучавший феномен воспитывающего обучения в 80-е годы прошлого века, подчеркивал, что «единство обучения и воспитания является одним из ведущих принципов деятельности школы» [4, с. 3]. Он рассматривал воспитывающее обучение в таких аспектах, как воспитательный потенциал содержания учебного материала, воспитательное значение организуемой учителем учебной деятельности ученика, нравственный облик педагога, мастерски владеющего методами педагогического воздействия. С таким подходом к определению понятия «воспитывающее обучение» трудно согласиться, так как все названные аспекты по отношению к обучающемуся носят внешний, не субъектный характер, не отражают активной позиции самого ученика. Процесс вос-питания понимается нами не только и, пожалуй не столько как внешнее воздействие на воспитанника, сколько как внутренние реакции на это воздействие, запускающие процесс формирования новых качеств личности. Другими словами, воспитывающее обучение возможно только при условии активности самого воспитанника.

В.В. Сериков отмечает, что суть воспитывающего обучения в школьном образовании всегда сводилась к тому, «чтобы реализовать воспитательные возможности изучаемой темы, взрастить в процессе

обучения качества, полезные для самого образования, для успешного прохождения программ, - мотивацию, самостоятельность, организованность» [7, с. 172]. В этом случае стоит говорить о формальном упрощенном подходе к пониманию воспитывающего обучения, так как учитываются лишь воспитывающие воздействия, направленные на «ум» воспитанника и связанные с формированием у личности способов освоения окружающей действительности, с развитием общих познавательных способностей («умственное воспитание»).

Проблема реализации воспитывающего обучения сегодня во многом предопределена существующей классно-урочно-предметной системой и, в значительной степени, обусловлена ориентированностью участников образовательного процесса на достижение предметных результатов. Безусловно фундаментальные знания, приобретаемые ребенком в ходе образовательного процесса, являются основой для его развития и воспитания. Однако образование личности предполагает развитие не только лишь общих познавательных способностей, но и таких качеств, как самоорганизованность, самостоятельность, личная ответственность, требовательность к себе и другим, дисциплинированность, коммуникативность, социальная активность (или пассивность), «общественная направленность» и др. Только через осмысление целей современного отечественного образования, приоритетных задач общества и государства видится возможным «воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [3, с. 12].

Воспитывающий потенциал урока во многом зависит от способности преподавателя переосмыслить подходы к отбору содержания, методов и приемов обучения, спланировать их применение и спрогнозировать их роль в создании «воспитывающей атмосферы» урока. По справедливому утверждению В.И. Загвязинского, все компоненты обучения оказывают влияние на формирование ориен-таций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников [2, с. 22]. Задача учителя - учесть и оценить воспитывающие возможности каждого компонента обучения.

Анализ научной педагогической литературы показал, что воспитывающее воздействие на обучающегося в процессе обучения осуществляется через разные каналы (М.М. Поташник, к примеру, выделяет «четыре канала» воздействия [6, с. 37]): содержание, формы и методы обучения, воспитывающие ситуации, личность учителя, ученический коллектив, личность самого обучающегося, дисциплина. Рассмотрим перечисленные факторы более детально.

Через содержание обучения. Воспитывающий эффект в обучении во многом зависит от содержания учебной деятельности, его многоаспект-ности, гуманитарной направленности, научности и социальной ориентированности. Воспитывающая учебная деятельность развивает не только познавательную сферу учащихся, но и формирует новые

качества личности. При этом каждый преподаватель знает, что само по себе содержание урока не воспитывает. Мало подобрать интересный учебный материал, необходимо организовать ценностно -смысловое взаимодействие на уроке, включить каждого обучающегося в обсуждение, через анализ и оценку поступков героев (их мотивов и результатов) привести к выводам. Именно выводы, сделанные самими обучающимися в ходе обсуждения, будут свидетельствовать о том, состоялась ли интери-оризация культурно-ценностных смыслов.

Через методы и формы обучения. Для повышения воспитывающего эффекта урока преподавателю необходимо спланировать применение методов стимулирования познавательного интереса, методов поощрения, методов взаимообучения. Большое значение имеет и выбор форм обучения -индивидуальные, парные, групповые (коллективного или неколлективного характера), - их разумное сочетание.

Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций. Как бы тщательно учитель ни моделировал урок, он всегда должен быть готов к определенной доле экспромта и импровизации. Любая учебная ситуация, возникающая в ходе урока (или заранее спланированная учителем), должна служить достижению образовательных целей, побуждая обучающихся к ценностно-смысловому общению.

Через личность самого учителя. По меткому замечанию К.Д. Ушинского, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Личность учителя - это главный и самый действенный инструмент педагогического воздействия на личность обучающегося. Учитель оказывает воспитывающее воздействие через свое отношение к детям, к своему труду, к содержанию излагаемых идей, свою пассионарность, вдохновенность, духовность, веру в самоценность человека, уважение к его достоинству, артистизм, исполнительское мастерство, мимику, жесты, манеры. Сила педагогического резонанса ощутима даже во внешнем виде и одежде учителя.

Через ученический коллектив / духовное влияние «другого», вовлеченного в процесс обучения. Классно-урочная система, предложенная Я.А. Коменским, претерпела незначительные изменения и ребенок, как и четыреста лет назад, обучается в классе среди своих сверстников. Воспитывающее воздействие на обучающегося оказывают также и его одноклассники, их мнения, поступки, поведение. Особенно остро ощущается «воспитывающее воздействие» класса в подростковом периоде (13 -16 лет), когда авторитет взрослого ставится подростком под сомнение. Преподаватель не может просто прийти в класс и начать обучение, не учитывая этого факта. Обучение будет действительно воспитывающим лишь при условии его диалогич-ности, когда каждый участник урока не только осознает свое право на собственное мнение, но и признает право другого иметь свою точку зрения.

Через личность самого обучающегося. Действительно воспитывающим эффектом обладает то обучение, которое порождает в обучающемся реакции, приводящие к формированию личностных качеств. Но без активной позиции самого обучающегося такое воздействие невозможно. По меткому замечанию И. Губермана, «на свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть». По утверждению С.С. Хоружего, «сущность человека состоит в преображении», С.А. Смирнов понимает под преображением организацию личностью перехода от современного ее состояния в состояние желаемое [8, с. 122]. При этом, с одной стороны, преображение (формирование личностных качеств) совершается самой личностью, с другой стороны, личностное преображение обусловлено культурными практиками и ориентирами. В этом, пожалуй, заключается главная задача преподавателя, «привести ученика в урок», «включить» его в учебную деятельность, запустить процесс познавательной активности. Для этого нужно изучать когнитивную сферу личности каждого воспитанника, его склонности, интересы.

Через дисциплину. Важное значение дисциплине как со стороны обучающегося, так и со стороны учителя придавал Я.А. Коменский, позже И. Ф. Гербарт объявил дисциплину высшей ценностью воспитывающего обучения. Под дисциплиной в данном случае понимается осознанное соблюдение обучающимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей [5, ст. 749]. Трудно признать эффективным современный урок, ориентированный на достижение триединой образовательной цели, не учитывающий требования соблюдения дисциплины. В условиях современного образования это требование, пожалуй, является системообразующим, определяющим формирование такого личностного качества (и у обучающегося, и у преподавателя), как самодисциплина. По утверждению Б.С. Гершунского, идти «к творчеству нужно через порядок». Именно порядок и дисциплина способствуют формированию волевых качеств личности, без которых невозможно ни умственное, ни духовное, ни физическое развитие воспитанника.

Несомненно, все эти факторы прямо или косвенно воспитывают ребенка. Если преподаватель не просто знает эти аспекты, но еще и учитывает их

при планировании процесса обучения, то эффективность их воспитывающего воздействия возрастает. Подводя итог вышесказанному, следует добавить, что при моделировании современного урока как основного звена процесса воспитывающего обучения преподавателю необходимо помнить об основных его компонентах: диалогичность, свобода выбора, практическая деятельность, личностное переживание, духовное влияние «другого», смысло-поисковая деятельность, рефлексия, положительный эмоциональный фон.

Литература

1. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения: [в 2 т.] пер. с нем. / И.Ф. Гербарт; ред. пер. Г.П. Вейсберг. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. - Т. 1 - 292 с.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение.

- 2009. - 24 с.

4. Коротов, В.М. Воспитывающее обучение.

- М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

5. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. -А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - М.: «Советская энциклопедия», 1964. - в 4Т. - Т.1 А - Е, 832 столб. с илл., 7 л. илл.

6. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2011. - 272 с.

7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сла-стёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

8. Смирнов, С.А. Форсайт человека: Опыты по неклассической философии человека. - Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2015. - 660 с.

9. Weber, E.: Aktuelle und prinzipielle Überlegungen zum Erziehungsauftrag der Schule- Grundkategorien moralischer Erziehung unter besonderer Berücksichtigung der Wertklärung und Wertorientierung. In: Mauermann, L./Weber, E. (Hrsg.): Der Erziehungsauftrag der Schule. Donauwörth: Auer 1981, S. 33 - 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.