9. Примерные программы среднего (полного) образования. Иностранные языки. - М.: Просвещение, 2002. - 31 с.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
11. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 7. - С. 2-9.
12. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. - М.: Астрель, 2004.
13. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. - М.: Лаборатория базовых знаний БИНОМ, 2005. - 192 с.
14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Сб. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения / А.В. Хуторской. - М., 2006.
«ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ» -ЦЕННОСТНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Чернякова Н.Н.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В статье определяется актуальность понятия «воспитывающее обучение» на современном этапе развития системы образования. Представлен педагогический опыт организации образовательного процесса в НОУ «Источник» г. Екатеринбурга, который реализует идеи воспитывающего обучения для развития духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников на основе компетентностного, социокультурного и личностного походов.
Отечественная система образования переживает очередной кризис. На глазах рассыпались многие идеалы и ценности, в школу ворвались «без
♦ Старший преподаватель кафедры Инновационных теорий и технологий, кандидат педагогических наук
спросу» ценности глобального мира и педагоги и родителей оказались перед проблемой как воспитывать и учить детей в среде социума, где правят бал такие монстры как кино, видео, реклама, зачастую представляющие информацию, пропагандирующую насилие, агрессию, низменные чувства. Традиционная школьная образовательная система с ее «меро-приятийным» подходом, превалированием словесных методов и навязанных дел, буксует. Да еще и всеобщая «егоизация» всей страны, которая, несмотря на выбранные ориентиры, сводит, на нет, воспитание. Следует согласиться с Ш.А. Амонашвили, который пишет, что «воспитание уже давно поглощено обучением, в скором времени нам придется оплакивать его как без вести пропавшего».
Понятие «воспитывающего обучения», впервые введенное И.Ф. Гер-бартом, который считал, что «обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств» не потеряло своей актуальности и при организации современного образовательного процесса.
В школе «Источник» г. Екатеринбурга существует практический опыт организации образовательного процесса, где педагоги стремятся реализовать идеи «воспитывающего обучения» для развития духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников, органично соединять практику воспитания с подготовкой школьников к ЕГЭ и формированию у них пресловутых ЗУНОв.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как первостепенный приоритет образования, он принят педагогическим коллективом школы как основной ориентир в развитии и организации образовательного процесса. НОУ школа «Источник» развивается по типу «школа воспитания». В образовательном учреждении обучается около 100 человек (5-11 классы) без начальной школы и поэтому ключевым понятием Образовательной программы школы является понятие адаптивность образовательной среды как
- способность образовательной среды устанавливать соответствие между образовательными услугами образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан;
- создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персоналов;
- для каждого ребенка и взрослого реализуется посредством открытости и дружественности;
- разнообразия образовательных услуг и согласованных с ними лич-ностно-ориентированных технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающихся;
- полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития;
- гражданского, профессионального становления [2].
Основными принципами, положенными в основу организации образовательного процесса НОУ школы «Источник» являются следующие:
- принцип гуманизации;
- принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения;
- принцип культуросообразовности;
- принцип субъектности;
- принцип целостности педагогического процесса;
- принцип интегративности и преемственности содержания, форм и методов организации образовательного процесса.
Педагогическая система НОУ школы Источник развивается как открытая, которая входит в более широкие образовательные системы и активно взаимодействует с муниципальными, негосударственными системами и является частью федерального и регионального образовательного пространства. На новом этапе развития адаптивная образовательная система ориентируется на идеи практического гуманизма. В основе организации воспитательной системы школы лежит теория воспитательных систем Л.И. Новиковой.
Под воспитательной системой школы понимается «целостная социально-педагогическая организация, возникающая в процессе объединения основных взаимосвязанных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство, управление) и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания» [1].
Основой образовательной системы является воспитывающее обучение, под которым мы понимаем «обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, усваемому учебному материалу» [2].
Педагогический коллектив объединяет стремление воспитания в наших детях ценностного отношения к миру, к другим людям к самому себе через осознание, приобщение к культурным, историческим и духовным ценностям мировой и отечественной культуры. При этом процесс воспитания не подавляет и не подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, придает им воспитывающую направленность.
Поэтому приоритетными целями Образовательной программы школы являются:
- формирование у школьников универсальных познавательных способностей и компетентностей, обеспечивающих интеграцию знаний в гуманистическое мировоззрение;
- воспитание у каждого школьника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовность защищать и отстаивать достоинство свое и других людей;
- формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению в современной культуре).
Основными научными подходами, определяющими целостный педагогический процесс, отбор содержания, форм, методов воспитания, характер взаимодействия являются следующие:
Компетентностный подход - это подход, акцентуирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [3]. Социокультурный подход (разработанный И. А. Кузьминым), который реализуется в единстве трех взаимосогласованных стратегий обучения: стратегия отбора содержания, длительного поэтапного обучения, обучение на социокультурном опыте.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
В результате накопленного педагогического опыта образовательного учреждения школы «Источник» в течение 17 лет, целенаправленного изучения склонностей, интересов, результатов деятельности учащихся и педагогов, запросов родителей сформировались основные направления в деятельности образовательного учреждения:
- развитие ключевых компетенций учащихся;
- создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории,
- развитие духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников.
Системный подход в реализации содержания образования на всех ступенях обучения обеспечивает реализацию данных направлений. Система гуманитарных курсов выстроена с учетов возрастных и психофизических особенностей учащихся и направлена на развитие ценностных ориентаций школьников. Базовые учебные курсы: история русской культуры (7-8 классы), мировая художественная культура (9-11кл.), расширены за счет факультативных: нравственные основы культуры (5-6 кл.), основы православной культуры (5-6 кл.), Урал. Человек. Истоки. (экспериментальный
факультативный курс для учащихся 7-8 классов), нравственные основы семейной жизни (10-11 кл.).
Учебные занятия дополняются организацией внеурочной деятельности учащихся через развивающие проекты: Учебные поездки, Интеллектуальные технологии, Дни исторических эпох. Участие в данных проектах способствует развитию у школьников навыков организации и самоорганизации, коммуникативных и рефлексивных качеств личности, формированию ключевых компетенций, целенаправленно развивает духовно-нравственные ценностные ориентации школьников.
Проекты: «Учебные поездки» и «Дни исторических эпох» дополняют, расширяют знания учащихся, создают условия для ценностного осмысления учебного материала базовых учебных предметов инвариантной части учебного плана: литературы, истории, мировой художественной культуры, реализуются на основе социокультурного и интеграционных подходов, приобщают учащихся к природно-историческим, социально-политическим, культурно-этническим и иным особенностям региона, создают основу для духовного самоопределения личности учащегося, обеспечивают деятельностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, позволяют сблизить позиции педагогов в преподавании своих предметов.
Организация образовательного процесса на основе системного подхода с выбранными приоритетами в области «воспитывающего обучения» обеспечивает не только развитие компетенций учащихся, создает условия для формирования единой картины мира, но и является ценностной основой для процесса социализации учащихся на всех этапах обучения.
Список литературы:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М: МарТ, 2005. - С. 45.
2. Словарь-справочник по педагогике / Авт.сост. В.А. Мижериков. - М.: Сфера, 2004. - С. 240.
3. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы вузовского профессионального образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - С. 21.