Научная статья на тему 'Воспитывающий потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения'

Воспитывающий потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4552
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MORAL EDUCATION POTENTIAL / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ / MORAL EDUCATION POTENTIAL OF A LESSON / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М. П.

В статье рассматриваются воспитательные возможности урока в школе и их реализация в процессе обучения. На этой основе определяются и раскрываются механизмы развития воспитывающего потенциала современного учебного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION POTENTIAL OF THE MODERN LESSON AND POSSIBILITIES OF INCREASING IT

The article examines moral education potential of a school lesson and its realization in the course of learning. On this basis the author defines and explains in detail the mechanisms of developing moral education potential of a modern lesson.

Текст научной работы на тему «Воспитывающий потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения»

#

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

MORAL EDUCATION POTENTIAL OF THE MODERN LESSON AND POSSIBILITIES OF INCREASING IT

М. П. Нечаев

В статье рассматриваются воспитательные возможности урока в школе и их реализация в процессе обучения. На этой основе определяются и раскрываются механизмы развития воспитывающего потенциала современного учебного занятия.

Ключевые слова: воспитывающее обучение, воспитывающий потенциал, воспитывающий потенциал учебного занятия.

M. P. Nechaev

The article examines moral education potential of a school lesson and its realization in the course of learning. On this basis the author defines and explains in detail the mechanisms of developing moral education potential of a modern lesson.

Keywords: moral education, moral education potential, moral education potential of a lesson.

Педагогическая теория констатирует происходящую смену образовательной парадигмы: предлагаются иное содержания, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет.

Обучение приобретает все более гуманно-личностный характер, становясь по своей сути воспитывающим. Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, компетенций и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Проблема воспитывающего потенциала в современной школе затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Остановимся на нескольких аспектах данной проблемы - воспитательных возможностях урока в школе и их реализации в процессе обучения.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это нас ориентируют Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и государственные стандарты второго поколения, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы образовательного процесса в школе. В «школьной жизни» урок занимает центральное место. Каждый современный российский школьник получает в среднем 10 900 уроков на протяжении обучения в

школе (более года непрерывного ежедневного учения в режиме нон-стоп). Эти одиннадцать тысяч стандартизованных своим особым образом «актов школьного воздействия» и оказываются, в силу вышеназванных обстоятельств, главным средством формирования характера, ментальности и привычек поведения каждого гражданина Российской Федерации [1]. Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неудач. Потому главное в воспитании на уроке лежит там же, где и главное в обучении и развитии, - в системе педагогических влияний, изобретенной Я. А. Коменским 400 лет назад. Эта система педагогических влияний при грамотном исполнении представляет собой законченный акт педагогического общения или завершенную психодраму (взаимное целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера) [2].

В процессе обучения воспитывает все:

1. Содержание учебного материала - мировоззренческие идеи, факты из истории и теории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей художников, композиторов, исторических деятелей.

В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Умение отбирать

Ф

материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, тонко чувствуя возможности своего предмета, - в этом проявляется профессионализм педагога. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на личность ребенка, и внести позитивные изменения в ее структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, которое существенно повышает воспитывающий потенциал учебных дисциплин и обеспечивает успешное решение воспитательных задач:

- связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка;

- определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей;

- аксиологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на его ценностных и нравственных аспектах;

- привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач;

- использование краеведческого материала, учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;

- привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем;

- вклад учащихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность [3].

Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. По мере освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обще-

ствоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Перспективным путем реализации гражданской и этнокультурной направленности общего образования является формирование концепции национально-регионального образования и создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики, которая должна охватить учебное заведение, семью и другие социальные и культурные учреждения в их взаимосвязи, что наиболее полно, на взгляд Н. М. Боаги, возможно в современной национальной школе [4].

В настоящее время процесс становления и возрождения культурно-исторического наследия народов Российской Федерации значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народной педагогике как особого рода педагогической системе. В современных школах наряду с федеральным функционирует национально-региональный компонент. Поэтому ребенок воспитывается в своей этнокультурной традиции, через национальное идет к восприятию общечеловеческих ценностей, просматриваемых по общим параметрам действий, поступков, поведения, образа жизни.

Предметный «центризм», широко распространенный в традиционном обучении, особенно естественно-мате-матическихдисциплин, негативно влияет на развитие индивидуальности каждого ученика, поскольку «скрывает» огромный спектр ценностно-смысловых и нравственно-этических аспектов этих наук. Недостаточное внимание учителя к воспитательной функции обучения негативно влияет не только на отношение ученика к учебе, но и на формирование позитивной Я-концепции школьника.

Проблема усиления воспитательного потенциала содержания естественно-математических дисциплин состоит в том, чтобы процесс изучения программного материала по каждому предмету рассматривать сквозь «призму» эмоционального строя личности ученого со всеми его жизненно важными идеалами, интересами и ценностями: каким образом он познавал законы природы, что при этом чувствовал, какие трудности преодолевал и др. Изучая математику, дети воспринимают мир не как хаотичное нагромождение случайностей, а как действительность, подчиняющуюся строгим закономерностям, в которой можно увидеть преобладающие тенденции, переход через количественные изменения к новому качеству вещей, типичное, общее. Дети воспринимают мир как гармонию, ведь математика и музыка в этом плане стоят рядом. В. А. Сухом-линский называл учителей, преподающих легко и весело, «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира» [5].

Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является усиление его общекультур-

ного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, при освоении учащимися естественно-научного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. На уроках естественно-научного цикла можно развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время - в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т. д.

Предметы области «Искусство и культура» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие способности учащихся эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.

Воспитывающий потенциал содержания образования по физической культуре характеризуется учебным материалом, значимым для формирования общей культуры учащихся, их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая таким образом самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.

2. Организация урока - все на своем месте, в свое время. Приобщение к НОТ ученика. Известно, что эффективное

воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. А условия обучения (чистота, уют и т. п.) являются средством эстетического воспитания.

3. Методы обучения - например, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности.

Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

В зависимости от бедности или богатства применяемых на уроках методических приемов, развивается та или иная степень подвижности интеллекта, вырабатывается здравый смысл, формальная логика, наконец, возможность видеть эмоциональное состояние и мыслительный аппарат у себя и других «как бы со стороны». Ясно, что лишь на этом пути появляется возможность воспитывать со-понимание, со-чувствование, воспитывать стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе, увидеть себя «другими глазами». Все это, с одной стороны, воспитывает совесть, а с другой - толерантность.

4. Формы обучения - работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям.

Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого.

Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы.

Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т. п.

5. Личность учителя - носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир. Нередко выступает в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Личность воспитывается личностью - это базис.

Современный педагог - это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и проектировщик, конструктор образовательной среды. На его долю, говоря словами Л. С. Выготского, «выпадает активная роль - лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую он перед собой поставил» [6]. Педагог окончательно становится важнейшей составной частью содержания образования, поскольку он - носитель и живой образец культуры. Образец созидательного, творческого отношения к природе и миру людей; регулятор

трудностей, помощник и источник задач, а также зеркало ученических усилий. Педагог создает здоровую, мажорную, доброжелательную, ведущую от успеха к успеху атмосферу образовательной среды. Он вместе с учениками продвигается к полному трудностями и радостями открытий постижению истин, ведь обучение и воспитание, по сути, осмысленны, только когда они суть создание условий для самораскрытия способностей. Кроме того, образцами норм поведенческой культуры, которая отражается на взаимодействии педагогов и учащихся школы, являются межличностные отношения между педагогами, между педагогами и администрацией школы, а также между педагогами и родителями школьников.

6. К воспитывающему потенциалу урока также относится его неповторимая творческая атмосфера, составляющая сущность отношений между педагогом и учащимися. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими ученика являются сотруднические отношения с учителем и учащимися. Реализуя данную идею, педагогу также важно изыскать возможности и для развития сотворчества детей и родителей.

Реализация идеи сотворчества предусматривает развитие креативных способностей детей и взрослых на основе развития сотруднических отношений между ними. Сотворчество педагогов и учащихся - это источник и условие их развития. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в то же время развивает сотворчество между детьми, используя специальные коммуникативные технологии. Сотворчество понимается как совместная целенаправленная деятельность участников учебного процесса, обладающая следующими отличительными признаками: субъект-субъектные взаимоотношения между участниками деятельности; неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта умственного и практического труда.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. При этом возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу осознанно, относятся друг к другу как к индивидуальности.

К необходимым условиям сотворчества относятся:

1) совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

2) совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

3) совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Анализ работы над проблемой воспитания в процессе обучения показал нам, что если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитывающий и развивающий потенциал своего предмета, то у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле. Так у ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни.

Таким образом, процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермакова С. Д. Опыт создания единой образовательной среды в школе, работающей по ОС «Школа 2100» // Начальная школа. - 2003. -№ 6. - С. 11-16.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1995. - 620 с.

3. Нечаев М. П. Воспитывающий характер обучения и методика его оценки // Мастер-класс. -2008. - № 2. - С. 2-5. - (Приложение к журналу «Методист»).

4. Боаги Н. М. Воспитательный потенциал народной педагогики в формировании экологической культуры школьников: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/ konf/biodiversity/2005/22.pdf (дата обращения 04.2011).

5. Сухомлинский М. Н. Мудрая власть коллектива. - М.: Перспектива, 2001. - 322 с.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 2005. - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.