Научная статья на тему 'Система управления процессами формирования воспитывающего пространства общеобразовательной организации'

Система управления процессами формирования воспитывающего пространства общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATION / SCHOOLING / DEVELOPMENT / PERSONALITY / MANAGEMENT / EDUCATIONAL SPACE / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулина М.Э.

Статья раскрывает интегративные основания проектирования и осуществления новой образовательной политики в области воспитания; определяет стержневые инструменты-направления совершенствования деятельности общеобразовательных организаций в воспитательной сфере. Указываются подходы, методы, средства, с помощью которых возможно праксиологически обеспечить формирование воспитывающего пространства. Рассматривается система ориентиров по таким направлениям, как совершенствование социально регулируемого культурного пространства воспитывающего взаимодействия; обогащение профессионально-личностного пространства воспитывающего взаимодействия педагогического коллектива; содействие развитию личности формами и средствами организации воспитывающей учебной деятельности обучающихся; включение родителей (законных представителей) в воспитывающую деятельность; организация критериально-ориентированной диагностики процессов и результатов формирования воспитывающего пространства образовательной организации; Определены концептуальный, методологический, управленческий ряд интеграторов в построении системы формирования воспитывающего пространства образовательной организации. Показан прием управленческого заказа, когда взаимодействие между администрацией, педагогами, школьниками, родителями и сотрудниками в учебно-воспитательной работе оформляются особым образом в повседневные нормы культуры. Статья представляет интерес для расширения взаимодействия субъектов воспитательнообразовательного процесса, разработки воспитательных программ, технологий, социальных практикумов различного рода и масштаба, организации внеучебной работы с учащимися, их семьями, социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулина М.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of managing the processes of formation of educational space

The article deals with the integrative bases of design and implementation of new educational policy in the field of education; defines core instruments and directions to improve the activity of general education organizations in the educational sphere. The article specifies approaches, methods, and means by which it is possible to praxeologically ensure the formation of educational space. The system of guidance in such directions as improvement of socially regulated cultural space of the educative interaction is considered; enrichment of professional and personal space of the educative interaction of teaching staff ; assistance to development of the personality by forms and means of the organization of the educational activity of students; including parents (lawful representatives) in the bringing-up activity; the organization of the criteria focused diagnostics of processes and results of formation of the bringing-up space of the educational organization. Conceptual, methodological, managerial number of integrators in the construction of the system of formation of educative space of the educational organization is identified. The article presents a special administrative order when interaction between administration, teachers, school students, parents and employees in teaching and educational work turn into daily norms of culture. The article is of interest for the expansion of interaction of subjects of educational process, development of educational programs, technologies, and social workshops of various kinds and scale, organization of extracurricular work with students, their families, and society.

Текст научной работы на тему «Система управления процессами формирования воспитывающего пространства общеобразовательной организации»

1УДК 37.018.2 ББК 74.2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М. Э. Бакулина

Аннотация. Статья раскрывает интегративные основания проектирования и осуществления новой образовательной политики в области воспитания; определяет стержневые инструменты-направления совершенствования деятельности общеобразовательных организаций в воспитательной сфере. Указываются подходы, методы, средства, с помощью которых возможно праксиологически обеспечить формирование воспитывающего пространства.

Рассматривается система ориентиров по таким направлениям, как совершенствование социально регулируемого культурного пространства воспитывающего взаимодействия; обогащение профессионально-личностного пространства воспитывающего взаимодействия педагогического коллектива; содействие развитию личности формами и средствами организации воспитывающей учебной деятельности обучающихся; включение родителей (законных представителей) в воспитывающую деятельность; организация критериально-ориентированной диагностики процессов и результатов формирования воспитывающего пространства образовательной организации;

Определены концептуальный, методологический, управленческий ряд интеграторов в построении системы формирования воспитывающего пространства образовательной организации.

Показан прием управленческого заказа, когда взаимодействие между администрацией, педагогами, школьниками, родителями и сотрудниками в учебно-воспитательной работе оформляются особым образом в повседневные нормы культуры.

Статья представляет интерес для расширения взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, разработки воспитательных программ, технологий, социальных практикумов различного рода и масштаба, организации внеучебной работы с учащимися, их семьями, социумом.

Ключевые слова: воспитание, образование, развитие, личность, управление, воспитывающее пространство.

THE SYSTEM OF MANAGING THE PROCESSES OF FORMATION OF EDUCATIONAL SPACE

M. E. Bakulina

Abstract. The article deals with the integrative bases of design and implementation of new educational policy in the field of education; defines core instruments and directions to improve the activity of general education organizations in the educational sphere. The article specifies approaches, methods, and means by which it is possible to praxeologically ensure the formation of educational space. The system of guidance in such directions as improvement of socially regulated cultural space of the educative interaction is considered; enrichment of professional and personal space of the educative interaction of teaching staff ; assistance to development of the personality by forms and means of the organization of the educational activity of students; including parents (lawful representatives) in the bringing-up activity; the organization of the criteria focused diagnostics of processes and results of formation of the bringing-up space of the educational organization.

Conceptual, methodological, managerial number of integrators in the construction of the system of formation of educative space of the educational organization is identified.

The article presents a special administrative order when interaction between administration, teachers, school students, parents and employees in teaching and educational work turn into daily norms of culture.

The article is of interest for the expansion of interaction of subjects of educational process, development of educational programs, technologies, and social workshops of various kinds and scale, organization of extracurricular work with students, their families, and society.

Keywords: education, schooling, development, personality, management, educational space.

Анализ результатов и последствий глубоких социально-экономических преобразований российской действительности, позитивных и негативных тенденций в сферах образования показывают необходимость актуального разрешения множества проблем, связанных в первую очередь с воспитанием не только подрастающих поколений, но и взрослых.

В российской традиции роль общества в воспитании представлена во всем многообразии взглядов и суждений общественных деятелей, которые отмечали, что «неправильное воспитание тяжело отзывается во всей жизни человека, есть главная причина зла в народе, и ответственность за это падает прямо на воспитателей» [1, с. 48].

В условиях современной действительности инициирующую роль в привлечении общественных сил и социальных институтов к разрешению множества проблем воспитания играет государство. В последнее время подготовлены и приняты нормативные документы, закладывающие правовые и культурные основы выстраивания образовательной политики институтов общества и государства в отношении воспитания. Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» [2], «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.) [3], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [4], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [5] и др. подчеркивают значение воспитания в обеспечении готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, к реализации творческого потенциала, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению учащихся.

Моделируя систему формирования воспитывающего пространства общеобразовательной организации, мы, с позиций теории конвергенции, основанной на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему, опираясь на ее гуманистический потенциал, сделали акцент на интегративном смысловом сочетании теоретических взглядов и суждений представителей различных научных движений, отраслей и школ, выявили следующий совокупный ряд интеграторов.

Смысловой ряд интеграторов опирается на вычленении синтезирующей взаимосвязи основных категорий и понятий педагогики и психологии, направленных на познании смыслов формирования воспитывающего пространства образовательной организации, позволяющих более осознанно определить миссию, цели, стратегию и тактику педагогической и управленческой деятельности по формированию воспитывающего пространства в образовательных организациях. Это становится возможным при рассмотрении смыслообразую-щих категорий: среда, образовательная среда и пространство; развитие, воспитание и обучение в их интегративной взаимосвязи.

Т. И. Шамова подчеркивает, что «воспитательное пространство является результатом деятельности созидательного и интеграционного характера» [6, с. 36]. Л. И. Новикова видит отличие воспитательного пространства и окружающей среды в том, что среду надо умело использовать, а воспитательное пространство уметь создавать [6, с. 36].

Воспитывающее пространство - это пространство просоциализации и проиндивидуализа-ции, то есть педагогического культивирования лучших образцов взаимодействия личности с внутренним и внешним миром, обособления данных образцов в программах собственной жизнедеятельности и отчуждения от неконструктивных образцов взаимодействия.

Концептульный ряд интеграторов вбирает в себя совокупность научных идей и положений, обосновывающих целостное гуманистически ориентированное воспитание личности в пространстве влияний образовательной организации. Идея целостностного гуманистически ориентированного подхода к воспитанию личности вбирает в себя основные положения множества концепций, в том числе концепции человекознания Б. Г. Ананьева, интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной и т. д.

Методологический ряд интеграторов, постулирующий применение синтеза аксиологического, системно-деятельностного, синерге-тического, акмеологического метапринципов в построении системы формирования воспитывающего пространства образовательной организации.

Управленческий ряд интеграторов. Учитывая, что воспитание выступает как «управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой - соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества, ключевая интегрирующая роль в формировании воспитывающего пространства общеобразовательной организации отводится управлению» [7].

Именно от управления, от его способности генерировать, побуждать, стимулировать, организовывать и воплощать в практику плодотворные научные идеи и концепции во многом зависит реализация поставленных перед системой образования целей и задач по успешной интеграции каждого взрослеющего человека в постоянно меняющуюся среду жизнедеятельности [8, с. 41].

Обладая универсальными функциями прогнозирования, моделирования, планирования и др., именно управление способно обеспечить процессы действенного формирования воспитывающего пространства образовательной организации. При этом должен быть соблюден совокупный ряд системно выстроенных управленческих действий (шагов).

Первый шаг системно выстроенных управленческих действий связан с переходом на трехуровневую систему взаимодействия - административного, совместного и индивидуального, что обеспечит реализацию идеи согласованного управления процессами формирования воспитывающего пространства в условиях общеобразовательной организации.

Второй шаг системно выстроенных управленческих действий заключается в совместной реализации стратегически выстроенной цели образовательной организации - овладение и обогащение культуры взаимодействия с самим собой и окружающей действительностью. В пространстве управленческих влияний реализация стратегически выверенной цели формирования воспитывающего пространства выстраивается по трем взаимодействующим уровням. На административном уровне целью выступает культура организации, на совместном уровне - культура соорганизации, на индивидуальном уровне - культура самооргани-

зации. Такой подход распределенного согласованного участия позволяет выстроить тактику, определить систему реализации функций и тем самым обеспечить проектирование интегра-тивной технологии формирования воспитывающего пространства в образовательной организации.

Третий шаг системно выстроенных управленческих действий связан с разработкой ин-тегративного (стремящегося к целостности) способа организации образовательных процессов, благодаря которому человек как субъект посредством своей активности:

• идеально (когнитивно), теоретически, затем практически моделирует, структурирует пространство взаимодействия с миром, организует его;

• моделирует деятельность, общение и поведение, устанавливая соотношение необходимого и желательного, необходимого и достаточного, обеспечивает деятельность (способностями, умениями и т. д.), определяет ее контур, структурирует межличностное пространство по принятым координатам, критериям, параметрам;

• устанавливает меру собственной активности, уровень сложности, степень напряженности при требуемой деятельности, добивается определенного поведения, оценивает поступки в своей системе, модели, которая зависит от определенного контекста, пространства;

• обеспечивает контроль с учетом своих целей и внешних требований, прогнозирует возможное рассогласование ее внешних и внутренних условий, обеспечивает все, которые необходимы и достаточны для достижения результата по установленным ею самой ценностным критериям и времени [9].

Следующий шаг организации системы управленческих действий связан с технологией, содержащей в себе совокупный комплекс программ, которые:

• выстраиваются и содержат в себе целевую направленность на обеспечение целостного образовательного процесса, которому присущи: внутренняя упорядоченность и системность; опора на объективные закономерности целостного развития; интеграция методов, средств и организационных форм; согласованность целей и задач развития с заказом обще-

ства, а также стремление к качественному развивающемуся функционированию на административном, совместном и самостоятельном взаимосвязанных уровнях действования;

• учитывают и обогащают индивидуальный стиль: компетентного культурно-ориентированного взаимодействия человека с самим собой и окружающей его действительностью;

• обеспечивают целостность, преемственность и непрерывность процессов развития познавательной, волевой и коммуникативной внутренне-внешней активности школьников и педагогов;

• содействуют явным образом формированию ключевых компетентностей (универсальных учебных действий) взрослеющего как личность человека;

• оптимизируют и устраняют психоэмоциональные, умственные и физические перегрузки не только школьников, но и педагогов, родителей [10].

Из выстраиваемой системы ориентиров технология формирования воспитывающего пространства в рамках образовательной организации представляет собой следующий совокупный комплекс направлений:

1. Совершенствование социально-регулируемого культурного пространства воспитывающего взаимодействия. Данное направление воспитывающей деятельности выстраивается на основе метода совместного воспитывающего заказа. Суть метода заключается в том, что его применение направлено на обеспечение условий, способствующих согласованному, но в тоже время дифференцированному, активному включению всех субъектов в воспитывающую деятельность. В основу метода положена широко используемая в теории и практике идея общественного Договора (Ж. Ж. Руссо, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс и др.), как регулятора отношений между всеми заинтересованными сторонами любых отношений - государственных, политических, социальных, экономических, межличностных и т. д.

В сфере управления образованием Договор применяется как метод совместного образовательного заказа, в котором, с одной стороны, согласовываются цели и задачи, формы и методы образовательной деятельности, определяемые психолого-педагогической наукой,

обществом, государством и образовательным учреждением («внешний заказ»). С другой стороны, участниками образовательного процесса оформляется заказ на образование, исходя из своих индивидуальных представлений, потребностей, мотивов и интересов («внутренний заказ»).

Реализация метода совместного воспитывающего заказа осуществляется посредством включения всех субъектов (администрации, педагогов, обучающихся, родителей):

• в локально регулирующую нормотворче-скую деятельность, обеспечивающей формирование пространства психопедагогической безопасности и зашиты всех и каждого участника воспитывающего взаимодействия;

• в процессы соблюдения норм и правил воспитывающего взаимодействия, обогащающих индивидуальное социокультурное пространство личности;

• в совместную распределенную по сферам ответственности воспитывающую деятельность.

Создание системы договорных отношений, основанных на согласованном взаимном заказе, позволяет участникам образовательного процесса подчинять эмоционально-личностные отношения деловым, приобретать способность изменять эти обстоятельства, управлять ими посредством создания новой системы условий для своих продуктивных взаимоотношений с самими собой, другими людьми, социумом и т. д. Происходит процесс интериориза-ции, то есть изменение и обогащение внутренних обстоятельств и программ своего взаимодействия с миром (как внутренним, так и внешним). Видеть первопричину личностных достижений и неудач, прежде всего, в самом себе («внутренний локус контроля») - важное индивидуальное качество, которое должно целенаправленно поддерживаться и культивироваться планами и программами, реализуемыми образовательным учреждением.

2. Обогащение профессионально-личностного пространства воспитывающего взаимодействия педагогического коллектива. Инте-гративным средством воплощения данного направления деятельности становится задача овладения всеми членами педагогического коллектива универсальным стилем профессио-

нально организованной педагогической деятельности, когда все субъекты педагогического коллектива согласованно

1) руководствуются:

• ценностно-целевыми смыслами и значениями выработки и принятия педагогических решений;

• научно обоснованными закономерностями, принципами и методами организации собственной и совместной педагогической деятельности;

• высокими профессионально-личностными стандартами, нормами, правилами и требованиями;

2) владеют или овладевают:

• современными содержанием и средствами решения профессиональных задач;

• профессиональной этикой и культурой организации педагогической деятельности;

• компетентностью (знаниями, умениями и навыками) актуализации творческого потенциала, проектирования и регуляции способов саморазвития во всех компонентах и позициях профессионально организованной педагогической деятельности;

3) организуют систему условий, содействующих процессам со- и самовоспитания обучающихся [8, с. 139].

3. Содействие развитию личности формами и средствами организации воспитывающей учебной деятельности обучающихся. Данное направление организации воспитывающей учебной деятельности обучающихся выстраивается на реализации принципов целостности, системности, возрастной изменчивости в процессах развития личности.

Ключевыми особенностями здесь выступает: 1) отказ: от фрагментарной линии планирования по направлениям в пользу возрастного целостного подхода к организации воспитывающей деятельности; от разделения на учебную и внеучебную деятельность школьников в пользу организации единой воспитывающей учебной деятельности; от принятой оценки воспитания школьников по качественным характеристикам личности в пользу оценки влияния условий, культивируемых в образовательной организации, на процессы воспитания личности; 2) опора: на соблюдение закономерностей и сензитивных возрастных периодов в

развитии личности; на незавершенность процесса образования личности; на опережающее развитие в личности обогащающих социальных позиций и ролей гражданина, семьянина, эколога, организатора собственной жизни; на создание системно-деятельностных условий для идентификации с лучшими образцами взаимодействия с самим собой и другими людьми, обособления данного культурного опыта в программах собственной жизни и отчуждения от неконструктивных образцов взаимодействия с внутренним и внешним миром;

4. Включение родителей (законных представителей) в воспитывающую деятельность. Здесь необходимо преодолеть установки, мешающие продуктивному взаимодействию:

• родители - заказчики, педагоги - исполнители и школа берет на себя полную ответственность за обучение и воспитание ребенка;

• родители могут выполнять в основном «разовые» поручения;

• у многих учителей существует отношение к родителям как потенциальной инстанции, способной наказать ребенка за погрешности. Тем самым школа, не задумываясь об этом, стала для многих родителей неиссякаемым источником психологической опасности по отношению к детям и им самим, что, в конечном счете, ведет к отчуждению родителей от школы.

Сегодня школа должна учить родителей быть родителями, вооружать их профессиональными знаниями, умениями и навыками, обогащать их семейный репертуар эффективными приемами обучения, воспитания и развития ребенка.

5. Организация критериально-ориентированной диагностики процессов и результатов формирования воспитывающего пространства образовательной организации. Данная технология предусматривает и опирается на реализацию идей: содержательного наполнения методов диагностики и мониторинга функциями прогнозирования, моделирования и управления, когда методы оценивания применяются в системе «проблема - прогноз - выбор и обеспечивают реализацию системы действий по сквозной линии: «анализ -коррекция - руководство»; уровневого применения и использования диагностических и мониторинговых процедур. Для решения

определенных задач распределенной ответственности используются методики или исследовательского, или управленческого, или психологического, или педагогического уровней; оценивания результатов формирования воспитывающего пространства по показателям: а) позитивной динамики процессов взаимодействия сил, благодаря которым реализуется принцип «Сегодня ты(мы) стал(и) лучше, чем вчера»; б)удовлетворенности, степень которой выражается фразами «Я(мы) хочу(хотим) это делать, этому следовать!».

Средствами реализации обозначенных направлений формирования воспитывающего пространства образовательной организации становятся различные программы организации воспитывающей деятельности.

К ним относятся выработка единых норм и правил воспитывающего взаимодействия, предполагающих соблюдение основных принципов профессиональной этики учителя (взаимоотношение учителя с учениками, с администрацией, с родителями (законными представителями) учащихся; общение между сотрудниками школы, взаимоотношения учителя с обществом и государством, академическая свобода и свобода слова, использование информационных ресурсов и т. д.); права и обязанности учащихся (культура поведения на переменах, на уроке, общения, культура внешнего вида и т. д.).

Актуальным направлением становится профессионально-личностное совершенствование педагогов, предполагающее развитие профессиональной компетентности педагога, совместный заказ на профессионально-личностную деятельность педагога на учебный год, получение им продуктивного (позитивного) опыта профессиональной деятельности (повышение квалификации педагогов, предъявление результатов профессионального обучения по использованию надпредметных способов учебной деятельности; изменение отношения участников образовательного процесса на субъект-субъектные; создание условий (материально-технических, методических) для использования современных образовательных технологий; обеспечение совершенствования системы моральных и материальных стимулов для педагогов).

Важным является использование метода распределенной ответственности. Детское самоуправление (Совет старшеклассников, ста-ростат, Школьная дума и т. д.) становятся деловым, системным обучением жизни ребят в гражданском обществе, обогащают индивидуальную позицию гражданина.

Родительская общественность (Совет школы, Управляющий Совет, Попечительский Совет и т. д.), как наиболее заинтересованный субъект управления, расширяет границы своих действий, включается в процессы качественных улучшений образовательной среды.

Органы педагогического управления (педагогические советы, кафедры и т. д.) начинают заниматься разработкой и осуществлением программ совместного действования не только в обучении и воспитании, но и соблюдении прав и обязанностей всех участников образовательных процессов; проявляют подлинную заинтересованность в качественном улучшении среды образовательного учреждения.

В деятельности же классного руководителя в основу технологии содействия процессам воспитания положен подход распределенного участия, предусматривающий включенность в реализацию программ и проектов класса всех структур и субъектов образовательного взаимодействия.

Интегративное воспитывающее построение учебных занятий предполагает взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное получение тематической информации и знаний, овладение способами применения полученных данных в условиях междисциплинарного синтеза. Поэтому целеполагание урока должно включать связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка, развитие межпредметных связей для формирования у учащихся целостного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение детей способам применения приобретенных знаний в практической жизни. Для реализации воспитательного аспекта урока необходимо учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; продумы-

вать разнообразные виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач и т. д. Для сообразности организации педагогической деятельности в школе вводится «Единая структура учебного занятия», особенностью которого является целостное соблюдение трехуровневой психологической закономерности организации обучения, заключающейся в последовательной реализации в структуре урока этапов понимания, усвоения и применения.

Программа самовоспитания обучающихся «СИЛА» направлена на организацию в пространстве управленческого влияния школы условий, содействующих процессам самостановления индивидуальности личности взрослеющего человека. Каждому ученику согласно его возрасту даются ориентиры самодеятельности по нескольким направлениям (учебная деятельность, спортивное многоборье, творческая, исследовательская деятельность, дополнительное образование и т. д. Каждое направление содержит в себе ориентиры-задания, которые ученик может выполнить в течение года. Психологические механизмы воздействия факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у большинства учащихся переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием.

Курс внеурочных занятий «Жизневеде-ние» построен на интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников; включает занятия по специальной тематике с 1 по 11 класс («Введение в жизнь основной школы», «Физиология подростка», «Основы здорового образа жизни», «Гигиена тела», «Гигиена души», «Гигиена общения», «Самопознание», «Мой жизненный сценарий», «Мой выбор профессии» и т. д.)

Системное построение классных часов

позвол яет взаимодействовать всем субъектам воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся; ак-

тивно и самостоятельно получать учащимися тематическую информацию и знания; овладевать способами применения полученных данных в условиях междисциплинарного синтеза; раскрывать интеллектуально-когнитивный потенциал личности. Используя прием распределенного участия в подготовке и проведении регулярных рубрик («Календарь знаменательных дат», «Обзоры событий», «В мире безопасной жизнедеятельности», «В мире прекрасного», защита творческих проектов и т. д.), создавать благоприятные условия для самореализации потенциальных возможностей максимального количества учащихся.

С помощью технологии «Рецепты и сценарии успешной жизнедеятельности» разрабатываются «рецепты» по определенным темам («Как стать личностью», «Как управлять своими эмоциями», «Как организовывать свой досуг», «Как разрешать конфликты со взрослыми», «Как воспитывать свою волю» и т. д.), то есть социальные алгоритмы успешного выполнения тех или иных жизненно важных позиций, которые должны войти в смыслы, принципы и критерии собственной организации успешной жизнедеятельности.

Организация системной работы с ключевыми жизненными понятиями с помощью технологии «Девиз недели» позволяет учащимся заниматься морально-нравственным проектированием, расширить и обогатить смысловое пространство взаимодействия с самим собой и окружающей действительностью, усовершенствовать свой духовно-нравственный мир.

При организации воспитывающего пространства важным является продуктивное включение родителей в воспитывающую деятельность с помощью повышения психолого-педагогической грамотности родителей (общешкольные лекции для параллелей, групп классов, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, тематические родительские собрания); практико-ориентированного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс (работа Родительских ассоциаций, Дни родительских инициатив, Индивидуально-ориентированный план семьи, совместные творческие дела, благотворительные акции, добровольная помощь в укреплении материально-технической базы и т. д.); участие родителей в

управлении школой (Управляющий Совет, Совет школы, Совет отцов, родительские комитеты, творческие родительские группы).

Немаловажным является организация деятельности учащихся на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности через систему поручений (исполнительского характера; требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т. д.); творческого характера, которые предполагают способность придумать, разработать, сделать что-то нестандартно; связанные с руководством группой (класс, группа младших школьников, совет дела и т. д.); инструктивного характера, когда надо учить других и т. д.), сюжетно-ролевую игру «Школьная демократическая республика» и т. д.

Технология «Культура самоорганизации» помогает организовать систему управленческих действий, направленных на использование «социальных маркеров», которые могли бы ориентировать взрослеющего человека на формирование добрых полезных привычек. культуры самоорганизации.

Проведение социальных практикумов («Гражданин», «Семьянин», «Спасатель», «Хозяин дома» (для мальчиков и юношей), «Хозяйка дома» (для девочек и девушек), акций и волонтерского движения («Добрые книжки - девчонкам и мальчишкам», «Очистим свою планету!», «Чистый город, чистый двор», «Приди, поговори, помоги» (помощь ветеранам войны и труда, людям, нуждающимся в помощи), «Братья наши меньшие»), духовно-нравственное воспитание школьников, помощь в овладении экологическим и природным знанием, нормами и правилами жизни в согласии с природой, преумножении ее богатства и обособлении (отчуждении) от способов уничтожения и неразумной эксплуатации природы (как внешней, так и внутренней).

Все программы построены на основе разрабатываемого способа развития субъектной активности и соблюдении принципов, норм и правил организации воспитывающего взаимодействия, способствующих формированию воспитывающего пространства в пределах влияний образовательной организации; содействуют развитию полноценно развитой личности обучающихся и педагогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. [Текст] / К. Д. Ушинский; под ред. А. М. Его-лина. - Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 350 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.05.2016).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg. ги/2000/10/1ШокШпа^ок.Мт1 (дата обращения: 08.05.2016).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва [Текст] // Российская газета. - 2015. - № 6693 (8 июня).

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шамова, Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление [Текст] / Т. И. Шамова, Г. И. Шибанова. - М.: ЦГЛ, 2005. - 200 с.

7. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику: учеб. пособие / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

8. Ярулов, А. А. Интегративное управление средой образования в школе [Текст] / А. А. Ярулов. - М.: Народное образование, 2008.

- 367 с.

9. Абульханова-Славская, К. А. Субъект символ российского самосознания [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: ИП РАН, 1995.

- С. 10-28.

10. Ярулов, А. А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС [Текст] / А. А. Ярулов. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 223 с.

REFERENCES

1. Ushinskiy K. D. Collected works: in 11 vol. Vol 8. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opytped-agogicheskoy antropologii. - Moscow-Leningrad: Izd-vo APN RSFSR, 1950. 350 p.

2. The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation". Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (accessed: 05.08.2016).

3. The national doctrine of education in the Russian Federation (till 2025). The resolution of the government of the Russian Federation of October 4, 2000 No. 751, Moscow. Available at: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed: 08.05.2016).

4. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025 the year. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow. Ros-siyskaya gazeta. 2015. No. 6693. June 8.

5. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A.

Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razviti-ya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moscow: Prosveshchenie, 2009. 24 p.

6. Shamova T. I., Shibanova G. I. Vospitatelnaya sistema shkoly: sushchnost, soderzhanie, up-ravlenie. Moscow: TsGL, 2005. 200 p.

7. Kovalev N. E., Rayskiy B. F., Sorokin N. A. Vvedenie v pedagogiku: ucheb. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 1975. 176 p.

8. Yarulov A. A. Integrativnoe upravlenie sredoy obrazovaniya v shkolev. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2008. 367 p.

9. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. Subyekt simvol rossiyskogo samosoznaniya. In: Soznanie li-chnosti v krizisnom obshchestve. Moscow: IP RAN, 1995. Pp. 10-28.

10. Yarulov A. A. Vzaimodeystvuyushchee upravlenie kak klyuchevoy resurs uspeshnoy realizatsii FGOS. Moscow: UTs "Perspektiva", 2014. 223 p.

Бакулина Марина Эдуардовна, директор МБОУ Лесногородской СОШ Одинцовского района, соискатель кафедры управления образовательными системами ИСГО Московского педагогического государственного университета

e-mail: mbakylina-f7@mail.ru

Bakulina Marina E., director, Lesnogorodsky Secondary School, Odintsovo district, Post-graduate student, Educational Systems Management Department, Institute of Social and Humanitarian Sciences, Moscow State University of Education

e-mail: mbakylina-f7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.