Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования'

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2204
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РОДИТЕЛИ / INCLUSIVE FORMATION / PEDAGOGICAL INTERACTION / EDUCATIONAL SPACE / SUBJECT OF EDUCATION / TEACHER WHO IS TRAINED PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Ус Оксана Александровна, Даурова Марета Руслановна

В статье рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия и формирования психологически комфортной образовательной среды в рамках реализации задач инклюзивного образования. В статье выделены ведущие принципы инклюзивной образовательной среды. Авторы определяют ряд компетентностных задачи специалистов сферы образования, среди которых: организация педагогического взаимодействия, обеспечение готовности (администрации, учителей, др.) к созданию системы данного взаимодействия, применение управленческих и психолого-педагогических методов и форм организационно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности, формирование в образовательной организации психологически комфортной среды, организация в учебном заведении самостоятельного направления деятельности, целеориентированной на административно-управленческое, мотивационное, методическое и т.д. обеспечение эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, в работе установлены основные направления работы с педагогами, родителями и учащимися. А также, представлен опыт внедрения в практику работы образовательной организации специального психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия», объединяющего администрацию школы, педагогический, ученический и родительский коллективы на решение задач организации эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образования. Экспериментальная апробация ППК «Школа взаимодействия» осуществлялась на базе общеобразовательных и коррекционных школ г. Майкопа и г. Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Ус Оксана Александровна, Даурова Марета Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS AS CONDITION OF EFFICIENCY OF INCLUSIVE EDUCATION

In article problems of pedagogical interaction and forming of psychologically comfortable educational environment within implementation of tasks of inclusive education are considered. In article the leading principles of the inclusive educational environment are allocated. Authors determine a row competence-based tasks of specialists of education among which: organization of pedagogical interaction, ensuring readiness (administration, teachers, other) to creation of system of this interaction, application of managerial and psychology and pedagogical approaches and forms of organizational and pedagogical and teaching and educational activities, forming in the educational organization of psychologically comfortable environment, the organization in educational institution of independent activity, aim-oriented on ensuring effective pedagogical interaction between all subjects of educational process administrative and managerial, motivational, methodical, etc. Besides, in work the main areas of work with teachers, parents and pupils are established. And also, experience of implementation is provided to practice of work of the educational organization of the special psychology and pedagogical complex "School of Interaction" uniting administration of school, pedagogical, student's and parent collectives on the solution of tasks of the organization of effective pedagogical interaction between all subjects of education. Experimental approbation of PPK "School of Interaction" was performed based on comprehensive and correctional schools of Maikop and Krasnodar.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования»

УДК 376

ХАЗОВА Снежана Александровна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

УС Оксана Александровна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ДАУРОВА Марета Руслановна, Лицей № 8, г. Майкоп, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия и формирования психологически комфортной образовательной среды в рамках реализации задач инклюзивного образования. В статье выделены ведущие принципы инклюзивной образовательной среды. Авторы определяют ряд компетентностных задачи специалистов сферы образования, среди которых: организация педагогического взаимодействия, обеспечение готовности (администрации, учителей, др.) к созданию системы данного взаимодействия, применение управленческих и психолого-педагогических методов и форм организационно-педагогической и учебно-

воспитательной деятельности, формирование в образовательной организации психологически комфортной среды, организация в учебном заведении самостоятельного направления деятельности, целеориентированной на административно-управленческое, мотивационное, методическое и т.д. обеспечение эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Кроме того, в работе установлены основные направления работы с педагогами, родителями и учащимися. А также, представлен опыт внедрения в практику работы образовательной организации специального психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия», объединяющего администрацию школы, педагогический, ученический и родительский коллективы на решение задач организации эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образования. Экспериментальная апробация ППК «Школа взаимодействия» осуществлялась на базе общеобразовательных и коррекционных школ г. Майкопа и г. Краснодара.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическое взаимодействие, образовательное пространство, субъект образования, педагог, обучающийся, родители

Snezhana A. KHAZOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Oksana A. US, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Mareta R. DAUROVA,

Lyceum № 8, Maikop, Russia

PEDAGOGICAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS AS CONDITION OF EFFICIENCY OF INCLUSIVE EDUCATION

In article problems of pedagogical interaction and forming of psychologically comfortable educational environment within implementation of tasks of inclusive education are considered. In article the leading principles of the inclusive educational environment are allocated. Authors determine a row competence-based tasks of specialists of education among which: organization of pedagogical interaction, ensuring readiness (administration, teachers, other) to creation of system of this interaction, application of managerial and psychology and pedagogical approaches and forms of organizational and pedagogical and teaching and educational activities, forming in the educational organization of psychologically comfortable environment, the organization in educational institution of independent activity, aim-oriented on ensuring effective pedagogical interaction between all subjects of educational process administrative and managerial, motivational, methodical, etc. Besides, in work the main areas of work with teachers, parents and pupils are established. And also, experience of implementation is provided to practice of work of the educational organization of the special psychology and pedagogical complex "School of Interaction" uniting administration of school, pedagogical, student's and parent collectives on the solution of tasks of the organization of effective pedagogical interaction between all subjects of education. Experimental approbation of PPK "School of Interaction" was performed based on comprehensive and correctional schools of Maikop and Krasnodar.

Keywords: inclusive formation, pedagogical interaction, educational space, subject of education, teacher who is trained parents

Одной из современных тенденций организационно-методического преобразования российской педагогической практики выступает внедрение инклюзивного образования как одного из системных способов реализации гуманистической парадигмы развития общества. Это актуализирует значимость поиска и реализации эффективных способов организации педагогического взаимодействия всех основных субъектов образования: педагогов, обучающихся, их родителей [1, 2, 3 и др.].

Особое внимание, в рамках заявленной парадигмы, уделяется обеспечению психологически комфортной образовательной среды. Не требует доказательства тот факт, что подобную среду возможно создать посредством обеспечения эффективного педагогического взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. При том, что заявленная позиция является достаточно изученной в отечественной науке, нерешенным остается вопрос эффективности реализации и обоснования педагогических условий данного взаимодействия в общеобразовательной организации.

Отметим, что эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности.

В условиях инклюзивного образовательного пространства организация эффективного педагогического взаимодействия в образовательном учреждении должна, в первую очередь, опираться на парную композицию «общеобразовательная организация - родители». Конечно, основную нагрузку внутри инклюзивного пространства несут на себе специалисты сферы образования. В их компетентностью задачи входит:

- организация педагогического взаимодействия с опорой на ряд принципов: «гуманизации, демократизации, природосообразности, культуросообразности, единства и непротиворечивости воздействий семьи и школы на учащихся, систематичности и последовательности, субъектности» [2, С.5];

- обеспечение готовности: (а) администрации, учителей, других сотрудников образовательной организации (социальных педагогов, психологов, медицинских работников) - к созданию системы, организующей взаимодействие субъектов образовательного процесса, (б) каждого педагога как специалиста - к построению сотруднических отношений со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, (в) родителей - к взаимодействию с администрацией, педагогическим, родительским и ученическим коллективами учебного заведения, с собственным ребенком;

- применение управленческих (организационно-стабилизирующих, распорядительных, дисциплинарных, методов социального управления, методов психологического воздействия) и психолого-педагогических (тренингов, деловых и ролевых игр, методов эмоционального воздействия, методов развития творческой активности и т.д.) методов и форм организационно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности в контексте обеспечения взаимодействия субъектов образования;

- формирование в образовательной организации психологически комфортной среды, способствующей свободному проявлению и развитию инициативы, творчества, самостоятельности ее субъектов;

- организация в учебном заведении самостоятельного направления деятельности, целе-ориентированной на административно-управленческое, мотивационное, методическое и т.д. обеспечение эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.

Кроме того, образовательная организация занимается с родителями учащихся по следующим направлениям:

- информирование о научных принципах и действенных способах выстраивания сотрудничества с педагогами и администрацией учебного заведения; о факторах установления доброжелательных, доверительных, теплых отношений с детьми;

- проведение тренингов организации взаимодействия с администрацией и педагогами, организации общения детей между собой и с родителями; мозговых штурмов по планированию совместных классных мероприятий;

- консультирование в проблемных ситуациях, связанных с взаимодействием с детьми, педагогами, администрацией.

Чтобы обозначенные в работе принципы и направления нашли практическую реализацию, был внедрен в практику работы образовательной организации специальный психолого-педагогический комплекс «Школа взаимодействия», объединяющий администрацию школы, педагогический, ученический и родительский коллективы на решение задач организации эффективного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образования.

Экспериментальная апробация ППК «Школа взаимодействия» осуществлялась на базе общеобразовательных и коррекционных школ

г. Майкопа и г. Краснодара. На первом этапе была осуществлена диагностика актуального уровня готовности педагогов, обучающихся, родителей к педагогическому взаимодействию. Результаты констатирующего исследования «выявили несоответствие между необходимыми и реальными показателями сформированности готовности учителей к педагогическому взаимодействию» [2, С.15]. Заметим, что в коррекционных школах 8 вида учителя демонстри-

ровали несколько более низкие уровни исследуемого качества, чем в общеобразовательных школах, хотя различия не достоверны.

Аналогичное положение было выявлено и при анализе готовности родителей к педагогическому взаимодействию. Лишь незначительное количество родителей отличаются полной готовностью к педагогическому взаимодействию. При этом показательно, что результаты, полученные в общеобразовательных и коррекционных (8 вида) школах, существенно отличаются: в СОШ достоверно больше родителей со средним и достоверно меньше - с низким уровнями готовности.

Для исходной диагностики детей использовались психологические тесты (методика диагностики школьной тревожности Филипса, методиками Р. Бэнса, С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи», модифицированная методика А. Карелина «Атмосфера в группе»), а также беседы и педагогическое наблюдение. Полученные результаты свидетельствовали о том, что более половины школьников характеризуются средним и высоким уровнями тревожности во взаимоотношениях со сверстниками и с учителями, около половины - ощущают атмосферу в школе и в семье как не вполне благоприятную, не готовы к проявлению учебной активности, к дружелюбию и вежливости в общении. Между учащимися экспериментальных и контрольных групп отсутствовали различия по всем выделенным показателя. В соответствии с полученными результатами самочувствие детей нельзя назвать оптимальным, благополучным.

Первый этап начался с работы по мотивации администрации школ к внедрению в их структуру психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия». Эффективность данной деятельности проявилась в единогласном принятии плана работы комплекса, утверждении его устава. Далее непосредственная работа ППК была ориентирована на:

- просветительско-мотивационную деятельность с субъектами образовательного процесса относительно важности сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей;

- создание дидактического инструментария для совершенствования у взрослых участников образовательного процесса готовности к педагогическому взаимодействию.

Эффективность педагогического взаимодействия в определяющей степени зависит от сознательности и активности его участников, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности. Поэтому в начале работы основной задачей было формирование / развитие убежденности педагогов и родителей в необходимости консолидации усилий семьи и школы при решении воспитательных и образовательных задач (заседания педагогического совета, общешкольное родительское собрание, круглые столы, презентации и т.д.).

На втором этапе деятельность ППК ориентировалась на развитие у педагогов, обучающихся и родителей информационно-методической готовности к эффективному педагогическому взаимодействию: как индивидуальному, так и коллективному [3]. Основным содержанием работы с педагогами было:

- просвещение в области теоретических основ и практических методов создания сотруднических взаимоотношений между собой, с родителями, с учащимися;

- формирование методических умений в области организации конструктивного общения родителей между собой, учащихся между собой, родительского коллектива с ученическим;

- развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов внутри родительского / ученического коллектива, между родителями и педагогами / администрацией школы, между родителями и учащимися, учащимися и педагогами; умений предупреждать конфликты;

- совершенствование социально- и профессионально значимых способностей: к лидерству, к общению, к творчеству, к рефлексии и пр.

Для родителей были выделены следующие направления работы:

- информирование о научных принципах и действенных способах выстраивания сотрудничества с педагогами и администрацией учебного заведения; о факторах установления доброжелательных, доверительных, теплых отношений с детьми;

- проведение тренингов организации взаимодействия с администрацией и педагогами, организации общения детей между собой и с родителями; мозговых штурмов по планированию совместных классных мероприятий;

- консультирование в проблемных ситуациях, связанных с взаимодействием с детьми, педагогами, администрацией.

Для учащихся проводились: беседы (индивидуальные и коллективные) по вопросам дружбы, товарищества, отношения к старшим и младшим, к педагогам, родителям и сверстникам; консультации (индивидуальные и групповые), направленные на оказание помощи в разрешении проблемных ситуаций и т.д.

Заметим, что на данном этапе параллельно уделялось целенаправленное внимание поддержанию и укреплению мотивации субъектов образовательного процесса к педагогическому взаимодействию, поддержанию у них заинтересованного, сознательного, ответственного отношения к нему.

Для работы в школах 8 типа были внесены специфические элементы в каждый из этапов деятельности ППК.

Экспериментальная работа длилась два учебных года. По ее завершению, как свидетельствуют результаты итоговой диагностики, в экспериментальной группе существенно улучшились следующие результаты:

- уровень готовности учителей к педагогическому взаимодействию;

- уровень готовности родителей к педагогическому взаимодействию;

- уровень тревожности учащихся во взаимоотношениях со сверстниками;

- уровень тревожности учащихся во взаимоотношениях с учителями;

- уровень благополучности семьи и ученического коллектива.

Таким образом, сравнение результатов исходной и итоговой диагностики позволяет заключить, что выявленные условия организации педагогического взаимодействия являются адекватными. Их реализация в образовательной организации посредством включения в ее деятельность психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия» способствует оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 28 с.

2. Даурова М.Р. Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Р. Даурова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2012 г. - 26 с.

3. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Мозгот В.Г. Развитие конкурентоспособной личности учащихся как целевой ориентир системы общего образования / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. - № 2. - С. 25-31.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E.V. The personal focused education: experience of development of paradigm [Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: opyt razrabotki paradigmy]. Rostov N/fl. RGPU publishing house, 1997. 28 p.

2. Daurova M.R. Formation of social experience of younger school students in the conditions of pedagogical interaction [Formirovanie sotsial'nogo opyta mladshikh shkol'nikov v usloviyakh pedagogicheskogo vzaimodeystviya]: avtoref.diss ... cand. ped.nauk. Maykop: AGU publishing house. 2012. 26 p.

3. Begidova S.N., Hazova S.A., Mozgot V.G. Development of the competitive identity of pupils as target reference point of system of the general education [Razvitie konkurentosposobnoy lichnosti uchashchikhsya kak tselevoy orientir sistemy obshchego obrazovaniya]. Bulletin of the Adygei state university. Series 3: Pedagogics and psychology. 2012. No. 2. P. 25-31.

Информация об авторе

Хазова Снежана Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Information about the author

Snezhana A. Khazova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Ус Оксана Александровна, преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Даурова Марета Руслановна, учитель, Лицей № 8,

г. Майкоп, Россия

Oksana A. Us, Lecturer, Department of General and Social Pedagogy Kuban State University, Krasnodar, Russia

Mareta R. Daurova, Teacher, Lyceum № 8, Maikop, Russia

Получена: 12.05.2016

Для цитирования статьи: Хазова С.А., Ус О.А., Даурова М.Р. Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 169-173

Received: 12.05.2016

For article citation: Khazova S.A., Us O.A., Daurova M.R. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa kak uslovie effektivnosti inklyuzivnogo obrazovaniya. [Pedagogical interaction of participants of educational process as condition of efficiency of inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 169-173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.