Научная статья на тему 'ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ С ПОЗИЦИИ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА'

ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ С ПОЗИЦИИ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

554
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / невербальная коммуникация / кинесика / вокалика / окружающая обстановка / эмодзи / эмотиконы / стикеры. / communication / non-verbal communication / kinesics / vocals / environment / emoji / emoticons / stickers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорф Татьяна Викторовна, Мироненкова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации в учебном процессе с позиции смыслоцентрированного подхода. Проанализировано влияние невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимися. Выявлено, что невербальная коммуникация имеет культурологическую особенность. Выделены типы невербальной коммуникации, с помощью которой возможно запустить процесс транзакции смыслов или придать личностно-смысловую направленность обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF NON-VERBAL COMMUNICATION IN LEARNING FROM THE POSITION OF A SENSE-CENTERED APPROACH

The article examines various aspects of non-verbal communication in the educational process from the perspective of a sense-centered approach. The influence of non-verbal communication on the quality of teaching and interaction with students was analyzed. It was revealed that non-verbal communication has a culturological peculiarity. The types of non-verbal communication are highlighted, with the help of which it is possible to start the process of transaction of meanings or to give a personal-semantic orientation to learning.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ С ПОЗИЦИИ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА»

XVМеждународная научно-практическая конференция УДК 37.015.3

Дорф Татьяна Викторовна Dorf Tatyana Viktorovna

кандидат экономических наук candidate of economic sciences доцент кафедры «Математика и математическое моделирование» associate professor «Mathematics and mathematical modeling»

Мироненкова Наталья Николаевна Mironenkova Natalya Nikolaevna кандидат педагогических наук candidate of pedagogical sciences доцент кафедры «Математика и математическое моделирование» associate professor «Mathematics and mathematical modeling» Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова South-Russian state polytechnical university (NPI) of M.I. Platov

ТИПЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ С ПОЗИЦИИ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

TYPES OF NON-VERBAL COMMUNICATION IN LEARNING FROM THE POSITION OF A SENSE-CENTERED APPROACH

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации в учебном процессе с позиции смыслоцентрированного подхода. Проанализировано влияние невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимися. Выявлено, что невербальная коммуникация имеет культурологическую особенность. Выделены типы невербальной коммуникации, с помощью которой возможно запустить процесс транзакции смыслов или придать личностно-смысловую направленность обучению.

Ключевые слова: коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, вокалика, окружающая обстановка, эмодзи, эмотиконы, стикеры.

Abstract. The article examines various aspects of non-verbal communication in the educational process from the perspective of a sense-centered approach. The influence of non-verbal communication on the quality of teaching and interaction with students was analyzed. It was revealed that non-verbal communication has a culturological peculiarity. The types of non-verbal communication are highlighted, with the help of which it is possible to start the process of transaction of meanings or to give a personal-semantic orientation to learning.

«Научные междисциплинарные исследования»

Keywords: communication, non-verbal communication, kinesics, vocals, environment, emoji, emoticons, stickers.

Коммуникация является одной из важнейших составляющих функционирования и управления различными социальными институтами, необходимым элементом взаимодействия отдельных индивидов, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов. В контексте смыслоориентированного подхода коммуникация играет важную роль в процессе смыслообразования [1]. В смыслодидактике существенной составляющей педагогической коммуникации определяют смысловую коммуникацию, которая понимается как интенция -актуальное намерение педагога вступить в коммуникацию с учеником, как ценностное взаимодействие с целью рефлексивно-смыслового выхода за пределы имеющегося знания в новый контекст [2, с.137]. Однако практически отсутствуют работы, посвященные значению использования невербальной коммуникации в процессе порождения смыслов. Поэтому цель данного исследования заключается в том, чтобы выделить возможности процесса смыслообразования между субъектами учебного процесса посредством не только вербальной, но и невербальной коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование языка (речи), а невербальная коммуникация основана на использовании жестов, действий, интонации, смеха, мимики, поз. Ясно, что вербальная коммуникация играет более важную роль в передаче знаний, чем невербальная. Однако в процессе полной передачи (трансляции) или понимания учебного содержания важно сочетание именно обеих форм, на что указывает ряд исследований [3; 4]. Невербальные сигналы имеют особую ценность, поскольку являются спонтанными и бессознательными и, в отличие от слов, всегда искренними [5].

Невербальная коммуникация играет важную роль в обучении, являясь средством смыслопередачи. Теоретический подход к невербальным коммуникациям, невербальному поведению как непосредственному выражению

XVМеждународная научно-практическая конференция в общении смысловой сферы, смысловой позиции личности развивается в

исследовании В. И. Екинцева [6]. По мнению автора, оценка выраженности

смысловой позиции выражается именно в жестах, который рассматривается как

условие внутреннего диалога в механизме решения задачи на смысл. В ситуации

решения эвристических, наглядных задач жест как средство выражения

смысловой позиции адресуется личностью к самой себе как субъекту

деятельности, выступая в качестве рефлексивного средства, закрепляющего

смысл на стадии его перехода из иррациональной формы в рациональную

(вербальную) форму. Иными словами, невербализованные смыслы-знаки

(жесты) переходят в форму вербализации.

Surkamp C. наделяет невербальное поведение компенсаторной функцией, например, невербальное общение может помочь в обучении, например, иностранного языка, так как недостаток словарного запаса или неспособность воспроизводить речь можно компенсировать декодированием речевых сигналов или передачей части коммуникативного намерения модальности жеста [7]. Другими словами, невербальная коммуникация может понять значение и смысл информации, но при этом и помочь обучающемуся выразить своим мысли и чувства. Таким образом, эмоциональная функция невербального поведения дает ценную информацию об эмоциях и намерениях их собеседника в языковых чрезвычайных ситуациях.

Струнина Е.Н. [8, с.14] определяет гендерную особенность невербальной коммуникации, наделяя женщин особенностью лучше читать язык тела партнера, обуславливая это тем, что у них имелся опыт воспитания детей на довербальном уровне. Например, в западном деловом мире именно женщин чаще посылают на переговоры. Действительно, в деловых переговорах особенно важно знание культурных различий. Например, умением правильно считывать информацию при глазных контактах обладают опытные коммуникаторы-переговорщики [9]. Часто на деловые переговоры представители Ближнего Востока надевают очень темные очки, чтобы не выдать свои истинные эмоции и реакции сигналами невербальной информации. Поэтому, невербальная

«Научные междисциплинарные исследования» коммуникация также определяется обусловленностью культуры личности,

принадлежности ее к народу (нации).

Игнатьева Н. Ю. [10] выделяет следующие виды невербальных средств общения: «кинетические (жесты, мимика, позы); проксемические средства (аспекты пространственных отношений между общающимися); паралингвистические средства (особенности произношения, тембр речи, громкость, темп); экстралингвистические средства; артефакты (невербальные сигналы, связанные с использованием в процессе общения различных предметов, стиля одежды и ее цвета, различных запахов и т. д., передающих информацию о человеке, его социальном статусе, психологическом состоянии).

Существует исследование [11] о применение невербальной коммуникации на занятиях английского языка, на которых иностранный учитель использовал три основных вида невербального общения с обучающимися: кинесику (включает жесты: эмблемы и иллюстраторы, движения и позу головы, зрительный контакт и выражение лица); вокалику; проксемику. Однако тактильные ощущения, прикосновения полностью сводились на нет, так как в большинстве стран мира это не принято и может посчитаться как нарушение личностного пространства учащегося. На заключительном этапе исследования результаты анализов ответов студентов явно были в пользу использования также невербального общения: 89,6% студентов положительно отреагировали на невербальное общение иностранного преподавателя английского языка в процессе обучения, а 10,4% - отрицательно [11].

Большинство учителей понимают, что использование невербальной коммуникации в учебном процессе - хороший способ поддержать понимание учащимися, мотивировать к дальнейшей учебной деятельности, и, главное, уловить невербализованный смысл, такой неустойчивый, но истинный, опирающийся на подсознание.

В силу распространенности сетевого общения передача эмоциональной составляющей в интернет-коммуникации может происходить с помощью смайликов, эмотиконов, стикеров. Смагина Е.С. наделяет смайлы способностью

XVМеждународная научно-практическая конференция вызвать у собеседника положительные или отрицательные эмоции, произвести

то или иное впечатление сознательно или неосознанно [12]. Однако

коммуникаторам необходимо помнить, что эмотиконы представляют собой

паралингвистические символы, лишь дополняющие речь, заменить слова они не

могут [13]. Влияние символа огромно для овладения содержательной стороной

определенного контента. Понятия-символы универсальны, значимы, связаны с

уровнем оценки событий как составляющей общественного сознания. Оперируя

такими символами в рассказах, возникает тенденция к размаху, глобальности,

акценты ставятся на широкий диапазон предмета осмысления. Поэтому

обучение с использованием в различных ситуациях символов имеет достаточный

эффект в трансляции смыслов.

В результате выделим типы невербальной коммуникации, с помощью которой возможно запустить процесс транзакции смыслов или придать личностно-смысловую направленность обучению.

К первой такому типу относится кинесика, которая включает жесты (жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-адапторы), движения и позу головы, зрительный контакт и выражение лица (мимика). К следующему типу отнесем вокалику (паралингвистику) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука. Интонация, вибрация, тембр, крик, дыхание делают смысл и звучание неразделимыми, и часто звучание (интонация) может заменить или подменить смысл сказанного. Третью группу составляют: запахи, использование различных предметов (объектов), временные аспекты взаимодействия, окружающая обстановка, фон, внешний образ преподавателя. Отметим, что данная группа тесно связана с возникающими ассоциациями у индивида, а ассоциации тесно связаны с сенсорной системой человека. Раскрывая уникальную природу восприятия учащегося, мы создаем комфортную среду для передачи информации.

В силу развития дистанционных форм обучения появились элементы невербальной коммуникации, способные дополнять сетевое взаимодействие при

«Научные междисциплинарные исследования» обучении. Выделим невербальные средства коммуникации в сетевом Интернет-

общении такие как: эмодзи (смайлы), эмотиконы, стикеры. С точки зрения

семиотики в них содержится закодированное послание, получатели которого

способны интерпретировать его как описание личности виртуального

собеседника. Однако все же их смысловой потенциал не так велик, как например,

использования мимики или зрительного контакта. Это обуславливается

наличием у этих сетевых символов некой двусмысленности, т.е. один и тот же

смайлик в определенной ситуации может истолковываться по-разному, а иногда

смысл и вовсе не раскрывается и собеседнику приходится дополнять его,

домысливать, основываясь на свой субъективный опыт, воображение.

Таким образом, выделенные типы невербальной коммуникации способны придать личностно-смысловую направленность обучению. Тем не менее не стоит забывать о том, что невербальная коммуникация имеет разное значение для разных людей и культур. Следовательно, применение невербальной коммуникации необходимо учитывать в соответствии с культурологической принадлежностью учащегося. Сегодня это актуально в силу развития популярности программ международного академического обмена студентами, а также пополнение среди учащихся иностранных студентов.

Библиографический список:

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса. - Москва : Кредо, 2016. - 232 с.

2. Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации как тип взаимодействия учителя и учащихся в «Нашей новой школе» // Российский психологический журнал. Вып. 3. Т. 11. С. 49-57, 2014. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2014.3.5.

3. Кулешова Н.М. Вербальное, невербальное и паравербальное в межкультурной коммуникации и их учет в процессе обучения иностранному языку и переводу с иностранного языка на русский и с русского на иностранный // Русский язык и культура в зеркале перевода. № 1, 2015. С. 342-351.

XVМеждународная научно-практическая конференция

4. Sutiyatno S. The Effect of Teacher's Verbal Communication and Non-verbal Communication on Students' English Achievement // Journal of Language Teaching and Research. Vol. 9, No. 2, pp. 430-437, 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.17507/jltr.0902.28

5. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. № 8, С. 227-233, 2014.

6. Екинцев В. И. Невербальная коммуникация и её роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. № 34. С. 9397, 2009.

7. Surkamp C. Non-verbal communication: Why we need it in foreign language teaching and How we can foster it with drama activities // Scenario. Vol. 8, issue 2, p. 12-27, 2014. DOI: 10.33178/scenario.8.2.3.

8. Струнина Е.Н. К вопросу о семантике пластической коммуникации. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева // Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», № 3, С. 13-18, 2013.

9. Молчанова Г.Г. Когнитивная невербалика как поликодовое средство межкультурной коммуникации: кинесика // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, №2. С. 13-30 2014.

10. Игнатьева Н. Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. T. 5 №4(17), С. 50-53, 2016.

11. Ananda J., Solihat D., Suryana Y. Nonverbal communication performed by foreign english teacher // Indonesian EFL Journal. Vol. 6, №2, p. 175-188, 2020. DOI 10.25134/ieflj.v6i2.3424.

12. Смагина Е.С. Невербальные способы воздейственности в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] / Метеор-Сити: научно-популярный журнал, 2017. N 2. Спец. выпуск по материалам заочной международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» (8.02-

«Научные междисциплинарные исследования» 8.03.2017, ЮУрГГПУ, г. Челябинск).С. 58-62. URL: http://www.meteor-city.top/neverbalnie-sredstva-internet.

13. Максимов А.А., Голубева Н.М. Эмотиконы как способ выражения эмоций // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotikony-kak-sposob-vyrazheniya-emotsiy (дата обращения: 09.06.2021).

© Т.В. Дорф, Н.Н. Мироненкова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.