PHILOLOGICAL SCIENCES
NON-VERBAL COMMUNICATION IN SOCIAL SOCIETY LIFE Kenenbaev E.T. (Republic of Uzbekistan) Email: Kenenbaev568@scientifictext.ru
Kenenbaev Erkun Toylibaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: based on the analysis of non-verbal means of communication and their application in social Internet networks, the article raises the problem of systematization and scientific approach to the use of non-verbal means in order to simplify the use of them. The need for simplification is caused by the acceleration of the pace of communication in social networks and the increase in the number of graphic symbols to indicate the shades of a message, giving it the necessary degree of connotation. As a result of the increase in the number of characters, difficulties are observed in their choice and in the correct assessment of its connotative meaning.
Keywords: non-verbal, communication, smiles, emojis, gestures, signs. kinesika, facial expressions.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА Кененбаев Е.Т. (Республика Узбекистан)
Кененбаев Еркин Тойлибаевич - преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: на основе анализа невербальных средств коммуникации и их применения в социальных сетях интернета в статье поднимается проблема систематизации и научного подхода к использованию невербальных средств с целью упрощения пользования. Необходимость упрощения вызвана ускорением темпа коммуникации в социальных сетях и увеличением количества графических символов, для обозначения оттенков того или иного сообщения, придания ему нужной степени коннотативности. В результате увеличения количества символов наблюдаются затруднения при их выборе и правильной оценке х коннотативного значения.
Ключевые слова: невербальная, коммуникация, смайлы, эмодзи, жесты, знаки, кинесика, мимика.
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Получение нужной информации, побуждение собеседника к действию, удовлетворение психической потребности в общении невозможно без какого-либо акта коммуникации, способствующего достижению той или иной цели. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.
«Чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения», - утверждает Г.Г. Молчанова [1], ссылаясь на американского социопсихолога А. Мехрабиана, который «вывел знаменитую модель соотношения вербалики и невербалики в межличностной коммуникации: "55 - 38 - 7", где 55% - невербалика, 38 - голос, т.е. пара/экстралингвистика, и только 7% - вербалика, значение произносимых слов» (в других источниках эту модель приписывают австралийскому специалисту А. Пизу).
Таким образом, в коммуникативности главную роль играет не то, что сказано, а как это сказано.
Невербальная коммуникация - это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствуют достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Если верить проведенным исследованиям, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Нетрудно представить какое количество невербальных средств коммуникации он при этом использует, учитывая огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое, в частности, может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке.
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Использование этой информации резко возросло на фоне возникновения нового вида общения -социальных сетей интернета. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.
Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. В настоящий момент стало возможным через общение в интернете получить такую информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих, которую раньше получить было практически невозможно. Вербальные средства коммуникации получают эмоционально-экспрессивную окраску посредством невербальных средств коммуникации, отображенных в графической форме. Это всем сейчас хорошо известные смайлики, эмодзи, демотиваторы и т.д. Отобразить весь спектр НСК в графической форме, задача на сегодняшний день невыполнимая, в связи с огромным их разнообразием и функциональными различиями. В связи с этим попробуем провести их сравнительный анализ, на предмет возможности использования их при общении в социальных сетях. Невербальная коммуникация условно может делится на три типа:
• Знаки, определяющие поведение человека, - это физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
• Знаки, возникающие ненамеренно, - обозначающие привычки человека, такие как постукивание пальцами о стол, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
• Знаки собственно коммуникативные - представляющие собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Типы НСК, в свою очередь, можно условно поделить на виды, для более детального ознакомления с ними и с целью лучшего понимания способов их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал. Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
• Кинесика - основными в кинесике являются мимика, позы, жесты и взгляды.
• Тактильное поведение - тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи.
• Сенсорика - является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами.
• Проксемика - вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений.
• Хронемика - данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
• Паравербальная коммуникация - смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.
Как видно из характеристик вышеуказанных типов коммуникации, в социальных сетях в настоящий момент используется только кинесика. Вместе с тем, динамика развития использования кинесики в интернете имеет явно выраженную тенденцию расширения присутствия НСК в процессе общения в соц. сетях. Статичная мимика и жесты сменяются образами, находящимися в движении и уточняющие ими ту или иную эмоцию, передаваемую одним из собеседников. Вызвано это тем, что применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства.
Та же самая проблема однозначного восприятия применяемых жестов возникает вследствие огромного их количества и физической невозможностью успеть отследить каждый из них. Решение проблемы может идти несколькими путями.
Первое - это ограничение отдельных символов, обозначающих ту или иную эмоцию, с жесткой привязкой их к конкретным словам. Сейчас в соц. сетях уже используется этот метод, путем появления всплывающего окна с набором символов, при написании того или иного слова. При всей эффективности этого метода, он все же ограничивает собеседника в передаче оттенков своих эмоций. Другой метод решения этой проблемы, видится нам в организации изучения НСК на уровне, которым сейчас изучаются ВСК. Это изучение предмета начиная со школьной скамьи, составление словарей жестов, научный подход к систематизации НСК [2]. В этом случае, использование средств НСК при общении на расстоянии, будет таким же привычным, как и использование письменных приемов передачи информации.
Дальнейшее развитие использования НСК видится нам в задействовании и других их типов. И первым из них, по всей видимости, будет паравербальный тип коммуникации, поскольку современный уровень развития техники позволяет передавать такие его составляющие, как тембр голоса, интонацию, ритм речи. Следует уточнить, что это будет не устное общение, а именно паравербальная окраска письменного сообщения, с учетом особенностей голоса и эмоциональным моментом, который хотел бы передать собеседник посредством этого голоса.
Список литературы /References
1. Молчанова Г.Г. Когнитивная невербалика как поликодовое средство межкультурной коммуникации: кинесика. Журнал «Вестник Московского университета», 2014.
2. Мишин А.В. Невербальные средства коммуникации и их отражение в художественном тексте. диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Москва, 2005. 176 с.: ил.