Научная статья на тему 'К вопросу о коммуникативной значимости кинесики'

К вопросу о коммуникативной значимости кинесики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2324
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИНГВИСТИКА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КИНЕСИКА / PARALINGUISTICS / NON-VERBAL COMMUNICATION / KINESICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлыстова В. Г.

Статья посвящена проблеме роли и места невербальных (в частности, кинесических) коммуникативных единиц в межличностной коммуникации. В статье рассматривается проблема соотношения и взаимодействия невербальной и вербальной составляющих коммуникативного акта, а также описывается информационный потенциал невербальных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Communicative Significance of Kinesics

The article is devoted to the problem of significance of non-verbal communicative units (in particular, units of kinesics) in interpersonal communication. The article is focused on the issues of correlation and interaction of non-verbal and verbal constituents in a communicative act, as well as communicative and information al potential of non-verbal units.

Текст научной работы на тему «К вопросу о коммуникативной значимости кинесики»

Текстологические исследования. Терминология

УДК 159.925.8

В. Г. Хлыстова

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ КИНЕСИКИ

Статья посвящена проблеме роли и места невербальных (в частности, кинесических) коммуникативных единиц в межличностной коммуникации. В статье рассматривается проблема соотношения и взаимодействия невербальной и вербальной составляющих коммуникативного акта, а также описывается информационный потенциал невербальных единиц.

The article is devoted to the problem of significance of non-verbal communicative units (in particular, units of kinesics) in interpersonal communication. The article is focused on the issues of correlation and interaction of non-verbal and verbal constituents in a communicative act, as well as communicative and informational potential of non-verbal units.

Ключевые слова: паралингвистика, невербальная коммуникация, кинесика.

Keywords: paralinguistics, non-verbal communication, kinesics.

В настоящее время в лингвистике и смежных науках все больше внимания получают проблемы, связанные не только с собственно лингвистическим вопросами, но и с поведением человека в целом, в частности проблемы коммуникации. Современные исследователи в области психологии, психолингвистики, теории информации, теории коммуникации и других антропологических наук склонны рассматривать коммуникацию как сообщение информации, то есть в более широком контексте по сравнению с традиционно сложившимся мнением о приравнивании ее к «общению», то есть непосредственному контакту между индивидами [1].

Коммуникация как процесс «сообщения информации одним лицом другому или ряду лиц» [2] может быть представлена как процесс поочередного кодирования и декодирования сообщения соответственно адресантом и адресатом. Г. В. Колшанский полагал, что «механизм декодирования заключается в опосредованном восприятии некоторого сообщения, проходящего два этапа. Первый этап составляет восприятие чисто словесной структуры. Второй этап представляет собой некоторую цепь умозаключений, нацелен-

© Хлыстова В. Г., 2009

ных на восприятие элементов семантики, которые отсутствуют в словесной структуре» [3]. Таким образом, для адекватного восприятия сообщения необходимо включить в процесс кодирования/декодирования не только концептуальную часть информации, но также эмоциональную, этнологическую, интенциональную и другие составляющие. С наибольшей эффективностью это может быть осуществлено при использовании качественно различных средств. Одним из видов коммуникативных средств, имеющих отличную от языковой природу, являются проявления двигательной активности человека, которые в работах по лингвистике, лингвострано-ведению, этнолингвистике, психологии и другим наукам, занимающимся проблемами межличностной коммуникации, получили название «кинесических движений», или кинесики.

Кинесические движения являются предметом изучения в биологии, антропологии, психологии, социологии и других науках, исследующих различные стороны человеческой деятельности. Необходимость включения такого рода средств в круг объектов лингвистического исследования обусловлена их регулярным использованием в качестве явлений, непосредственно сопровождающих речь. Как отмечалось в «Тезисах Пражского лингвистического кружка», «следует систематически изучать жесты, сопровождающие и дополняющие устные проявления говорящего при его непосредственном общении со слушателем» [4].

Проблемам соотношения и взаимодействия двух основных составляющих акта коммуникации - вербальной и невербальной - в отечественной и зарубежной лингвистике и психологии посвящено немало работ [5]. Взгляды ученых на проблему значимости вербальной и невербальной составляющих для обеспечения адекватной интерпретации сообщения адресатом подвергались изменениям в ходе развития различных наук о психологических и лингвистических аспектах коммуникации. Традиционно исследователи, изучающие лингвистическую составляющую коммуникации, отдают приоритет вербальным средствам, так как, по их мнению, человеческое общение на две трети состоит из речевого, а язык представляет собой наиболее развитую и совершенную знаковую систему, доступную человеку. Как отмечает Г. В. Колшанский, «язык является первичной естественной формой выявления мыслительного процесса человека» [6].

С развитием психолингвистики, теории коммуникации, теории информации и других наук,

В. Г. Хлыстоба. К вопросу о коммуникативной значимости кинесики

занимающихся изучением проблем, требующих привлечения сведений из разных научных областей, распространение получила другая точка зрения, согласно которой 60% (по некоторым данным, до 80%) информации, получаемой человеком из различных источников (межличностное общение, медийные средства информации, печатные издания и т. д.), проходит по визуальному каналу, то есть за счет использования неязыковых средств.

Действительно, в случае возникновения затруднений при использовании вербального канала коммуникации, в ситуации «дефицита» языковых средств, человек часто прибегает к помощи более древних, чем слово, средств коммуникации и информации - кинесике, объединяющей разнообразные проявления двигательной активности человека. Иностранец, не владеющий языком страны пребывания, с помощью мимики и жестов вполне успешно может выразить содержание, соответствующее достаточно большому количеству единиц информации от «холодно», «жарко», «голоден» до «Где здесь можно позвонить?».

Впрочем, жестикуляция используется для реализации коммуникативного намерения не только при общении с иностранцами. И. Н. Горелов обращает внимание на то, что «<...> все мы, затрудняясь объяснить что-либо нашему одноязычному собеседнику, также прибегаем к жестикуляции или рисунку, чтобы было понятнее. Не парадоксально ли это при развитой и якобы универсальной системе вербальной коммуникации?» [7].

Объективную необходимость использования средств невербальной коммуникации в ситуациях общения констатируют многие ученые. Г. М. Андреева в работе, посвященной проблемам социальной психологии, подчеркивает, что, «хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых знаковых систем» [8].

Г. В. Колшанский также отмечает необходимость учитывать информацию, передаваемую паралингвистическими единицами в ходе коммуникации: «Только связь словесной структуры и паралингвистических характеристик дает возможность декодировать каждый данный раз конкретное высказывание» [9]. Однако, по мнению ученого, функция паралингвистических средств в структуре коммуникативного акта сводится к снятию избыточности и уточнению вербального сообщения. Признавая способность некоторых стандартных жестов выступать вне связи с вербальной частью, исследователь, тем не менее, подчеркивает, что «немногие стереотипные жес-

ты образуют один из основных и наиболее употребительных типов паралингвистических явлений как вспомогательных приемов вербальной (в любом случае и конечном итоге) коммуникации» [10]. Таким образом, невербальной коммуникации в процессе передачи информации отводится вспомогательная роль.

И. Н. Горелов придерживается несколько иной точки зрения. Признавая, что далеко не все вербальные суждения могут быть переданы с помощью паралингвистических средств, он, тем не менее, считает, что последние могут быть соотнесены с любой из функций естественного языкового знака, включая номинативную. Паралин-гвистические средства, по его мнению, могут выражать как разнообразные обобщенные значения компонентов сообщения, так и конкретные или конситуативные (включая абстрактные) значения. И. Н. Горелов отмечает также, что средства невербальной коммуникации, помимо функции снятия избыточности, не менее регулярно выступают в функциях сопровождения, замещения и подкрепления вербальной части, соответственно дублируя, субституируя или подтверждая содержание высказывания. Ученый подчеркивает, что, «если не воспринимать одновременно с вербальной частью его (сообщения. -В. X.) авербальный компонент, обнаруживается семантическое "зияние", нарушающее внутри- и сверхфразовое единство» [11]. Таким образом, по мнению И. Н. Горелова, паралингвистические единицы являются неотъемлемой и необходимой составляющей любого высказывания.

Разумеется, способность языка выступать в качестве универсального средства коммуникации не требует доказательств. Система номинативных единиц языка отражает реалии мира, результатом чего является большое число единиц словаря, из которых складывается бесконечное множество сообщений, способных реализовать практически любое коммуникативное намерение говорящего. Тем не менее результаты многолетних исследований в области психологических основ невербальной коммуникации доказывают, что неязыковые компоненты в определенных ситуациях общения оказываются не менее, а порой и более важными, чем слова. Значимость вербальной или невербальной составляющей при передаче сообщения определяется рядом факторов, наиболее важными из которых представляются условия коммуникации и характер передаваемой /воспринимаемой информации.

Говоря об условиях коммуникации, в первую очередь следует учитывать, какой из каналов передачи информации является доступным: визуальный, слуховой, тактильный или все три. Как указывалось выше, использование кинесических средств для передачи информации возможно

только в условиях визуального восприятия или тактильного контакта между коммуникантами, в то время как вербальные средства могут использоваться и при отсутствии такового (например, в ходе разговора по телефону или при наличии преграды между собеседниками). Если доступны все три канала, основанием для выбора коммуникативных средств является содержательная характеристика информации.

Характер передаваемой информации определяется ее назначением, в связи с чем есть смысл говорить о функционально-семантическом характере сообщения. Представляется возможным выделить несколько типов информации, при реализации которых могут быть использованы как вербальные, так и невербальные средства: 1) когнитивная (интеллектуальная) информация - содержит сведения об объективных признаках и свойствах объекта; это та «энциклопедическая» информация, которая составляет основу представлений человека об окружающем мире; 2) эмо-тивная информация - сообщает о чувствах и состояниях субъекта, а также о его отношении к окружающему миру; 3) волеизъявительная (побудительная) информация - содержит сообщение о желаниях человека и/или побуждение партнера к конкретному действию; 4) фатическая информация - отражает готовность/отказ человека вступить в контакт; 5) регуляторная информация - содержит сведения о нормах поведения (в самом широком смысле слова), обусловленных культурной традицией, сложившейся в определенном сообществе; 6) дейктическая информация - содержит указание на референт, не номинируя его.

Значимость вербальных средств при передаче когнитивной информации трудно переоценить. Тем не менее часть когнитивной информации может быть выражена также с помощью кинеси-ческих средств. Например, в устном общении для обозначения размера, объема, длины и других внешних признаков объекта человек часто прибегает к использованию жеста. Как правило, в этом случае жест комбинируется с вербальными средствами и служит изобразительным сопровождением, подтверждением или уточнением соответствующего содержания речевого отрезка.

Областью регулярного применения невербальных средств является передача эмотивной информации. В условиях личного контакта информация о переживаемых собеседником чувствах передается главным образом в мускульной активности отдельных частей лица человека, движениях рук, ног и головы, позах и касаниях, в особом дыхании и др. Именно невербальные проявления нередко воспринимаются в качестве истинных для определения состояния собеседника, даже если вербальная часть вступает с этим в противоречие.

Различные побудительные значения (приказы, просьбы, указания и т. п.) также могут быть реализованы с помощью выразительных движений. Особенно часто кинесические средства используются в условиях нежелательности или невозможности использования слов: жест «палец, приложенный к губам» для призыва к молчанию, взмах рукой или кивок для указания следовать в указанном направлении; различные имитационные движения типа «курить», «делать пишущие движения в воздухе», «звонить по телефону» для выражения просьбы выполнить те или иные действия, ассоциирующиеся с этими движениями («дай закурить», «напиши» или «дай ручку», «позвони мне») и т. д.

Кинесические единицы оказываются исключительно важными для реализации фатической информации. Установление контакта сначала происходит именно на невербальном уровне: использование вербальных средств может предваряться улыбкой, кивком, обращением взгляда в сторону собеседника или иным жестом, выражающим дружелюбие и потенциальную готовность вступить в контакт, или же коммуникант отворачивается, отводит глаза в сторону, демонстрируя неприязнь и нежелание вступить в контакт.

Огромную роль кинесические единицы играют в передаче регуляторной информации. Поведение человека воспринимается как адекватное, если оно состоит из этикетных норм, принятых в данном сообществе. Их знание приобретается как в опыте общественной жизни, так и при специальном обучении, вызванном необходимостью для человека соблюдать определенные социальные и моральные нормы. Любое отклонение от общепринятого поведения оказывается значимым.

Помимо вышеперечисленных факторов, определяющих выбор коммуникативных средств, исследователи в области психологических и лингвистических основ коммуникации выделяют также такие переменные коммуникативного акта, как социальный статус и социальная роль коммуникантов, их пол, возраст, культурные, национально-этнические и расовые характеристики, межличностные отношения и др.

Итак, невербальные средства, в частности ки-несика, являются важной частью коммуникации. В коммуникативном акте единицы кинесики могут использоваться как для снятия избыточности языковых средств, так и для сопровождения, замещения и подкрепления вербальной части. С помощью ки-несических движений возможно передавать самую разнообразную информацию, причем как в комбинации с вербальной частью, так и автономно.

Примечания

1. См.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001; Руденский Е. В. Социальная психология. М., 2000.

О. А. Ефимова. Происхождение и словообразование жаргона пользователей сотовых телефонов

2. Словарь иностранных слов. М., 1981. С. 246.

3. Колшанский Г. В. Функция паралингвистичес-ких средств в языковой коммуникации // Вопросы языкознания. 1973. № 1. С. 24.

4. Пражский лингвистический кружок: сб. ст. М., 1967. С. 25.

5. См.: Блинушова Г. Е. Взаимодействие вербальных и невербальных факторов при реализации побуждения в современном немецком языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1995; Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение. Единицы и регулятивы. Калинин, 1987. С. 18-25; Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лин-гвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983; Глаголев Н. В. Ситуация -фраза - жест // Лингвистика и методика в высшей школе. М., 1977. Вып. 7. С. 62-76; Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980; Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974; Красиль-никова Е. В. Жест и структура высказывания в разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика, морфология, лексика, жест. М., 1983. С. 214-235; Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002; Аабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986; Миккин X. Кинезика и язык // Труды по психологии. Тарту, 1976. С. 3-7; Филиппов А. В. Звуковой язык и «язык жестов» // Лингвистический сборник МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1975. Вып. 3. С. 1434; Argyle M. Bodily Communication. London: Ltd, 1975; Lindenfeld J. Verbal and Non-Verbal Elements in Discourse // Semiotica. 1971. № 3. P. 223-233; Miller G. A. Nonverbal Communication // Language: Introductory readings. N. Y., 1994. P. 655-663.

6. Колшанский Г. В. Функция паралингвистичес-ких средств в языковой коммуникации. С. 16.

7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. С. 22.

8. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. С. 80.

9. Колшанский Г. В. Паралингвистика. С. 16.

10. Там же. С. 25.

11. Горелов И. Н. Указ. соч. С. 64.

УДК 316.74:81

О. А. Ефимова

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ЖАРГОНА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

В настоящее время все больше людей используют мобильные телефоны, так как это необходимая и неизбежная часть делового и личного общения. Используя мобильные телефоны, новое поколение начинает общаться на особом языке - жаргоне пользователей сотовых телефонов (мобильном жаргоне).

В этой работе исследователь пытается проследить развитие данного пласта лексики, изучает происхождение мобильного жаргона и особенностей его словообразования. Основные источники формирования указанного пласта лексики - литературный язык, просторечие, различные жаргоны (автомобильный, военный и компьютерный жаргон), арго и различные иностранные слова. Основные способы словообразования - морфологический, морфоло-го-синтаксический и лексико-семантический.

Nowadays more and more people use mobile telephones because it is an obligatory and inevitable part of human communication. We use mobile phones for personal and business communication. By using mobile phones, new generation gain a specific language, a so called mobile jargon.

In this work the analyst tries to trace the developing of the respective language layer, studies the background of the mobile jargon and the peculiarities of the word building. The main materials for forming this layer of words are the literary language, colloquial words, different jargons (automobile jargon, soldiers' jargon and computer jargon), cant and various foreign words. The basic methods of their creation are morphological, morphologico-syntactical and lexico-semantical.

Ключевые слова: жаргон пользователей сотовых телефонов (мобильный жаргон), происхождение и словообразование.

Keywords: mobile phone users' jargon (mobile jargon), the background and the word-building.

Слова в жаргоне пользователей сотовых телефонов (далее - ЖПСТ) образуются на основе различных систем русского и английского языков. Значительную роль в образовании жаргонизмов играют английские слова. Все англизмы ЖПСТ образовались при помощи нормированных английских слов [1], а жаргонизмы, образовавшиеся на основе русского языка, появились и при помощи других пластов лексики. Так, например, образованию ряда слов ЖПСТ послужили лексемы социальных диалектов и общепросторечные слова, т. е. слова ЖПСТ могут образовываться благодаря следующим лексемам:

1) литературного языка: баня - большой громоздкий телефон, девочка - телефон со встроенной антенной, мальчик - телефон с внешней

© Ефимова О. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.