Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАСТНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / РОДИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Наталья Геннадьевна, Метелькова Лилия Александровна

Данная статья посвящена вопросам взаимодействия студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов в условиях современной школы с участниками образовательного процесса, а именно: обучающимися, их родителями, преподавателями в школе и в высшем учебном заведении. Представлены основные условия успешного их сотрудничества, возможные трудности и пути их решения. В статье рассматриваются виды связей между студентом и обучающимся, которые будущий педагог выбирает сам в течение всего срока прохождения практики. Освещена проблема организации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Авторами описывается роль преподавателей студентов в вузе, которые участвует в образовательном процессе, являются его участниками и полноправными партнерами, обладают всей нужной информацией о профессиональном развитии и успехах студента. Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающегося рассматривается в статье как центр реализации личных и деятельностных контактов, а также как сфера демонстрации их сотрудничества и сотворчества, поскольку преподаватель должен создать дружескую атмосферу и положительный эмоциональный настрой на работу и принять тот факт, что все обучающиеся - это отдельные личности со своими особенностями, темпераментом, интересами и уровнем подготовки, поэтому нет единого подхода ко всем студентам. Проводится анализ дисциплин профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков, изучение которых способствует формированию готовности студентов к взаимодействию с участниками образовательного процесса. Также авторами предлагается педагогический способ решения проблемы взаимодействия студента на производственной (педагогической) практике в школе с представителями обучающихся. Формулируются показатели сформированности готовности студентов факультета иностранных языков педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности с точки зрения их готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Наталья Геннадьевна, Метелькова Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FOREIGN LANGUAGE FACULTY STUDENTS TO INTERACT WITH PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS

This article is devoted to the issues of interaction of students of faculties of foreign languages of pedagogical universities with participants of the educational process in the conditions of a modern school, namely: students, their parents, school teachers and university lecturers. The paper also presents the main conditions for their successful interaction, possible difficulties and ways of solution; examines the types of connections between a student and a learner that a future teacher chooses for the entire period of school practice; highlights the problem of organizing personality-oriented interaction between a teacher and pupils. The authors describe the role of university lecturers who participate in the educational process and are its participants and full partners, have all the necessary information about the professional development and success of the student. Pedagogical interaction of the lecturer and the student is considered as a center for the realization of personal and activity contacts, as well as a sphere of demonstration of their cooperation and co-creation, since the lecturer is to create a friendly atmosphere and a positive emotional attitude to work and accept the fact that all students are individuals with their own characteristics, temperament, interests and level of training, therefore there is no single approach to them. There is held the analysis of the disciplines of professional training of the future teacher of foreign languages, the study of which contributes to the formation of students’ readiness to interact with participants of the educational process. The authors proposed a pedagogical way to solve the problem of student interaction in school practice with pupils; provided the indicators of the formation of readiness of foreign language faculty students of pedagogical universities for future professional activity from the point of view of their readiness to interact with participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК [37.064:371.133]-057.875 DOI 10.37972/chgpu.2021.113.4.018

1 H. Г. Гордеева, 2 Л. А. Метелькова,

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

2Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам взаимодействия студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов в условиях современной школы с участниками образовательного процесса, а именно: обучающимися, их родителями, преподавателями в школе и в высшем учебном заведении. Представлены основные условия успешного их сотрудничества, возможные трудности и пути их решения. В статье рассматриваются виды связей между студентом и обучающимся, которые будущий педагог выбирает сам в течение всего срока прохождения практики. Освещена проблема организации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Авторами описывается роль преподавателей студентов в вузе, которые участвует в образовательном процессе, являются его участниками и полноправными партнерами, обладают всей нужной информацией о профессиональном развитии и успехах студента. Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающегося рассматривается в статье как центр реализации личных и деятельностных контактов, а также как сфера демонстрации их сотрудничества и сотворчества, поскольку преподаватель должен создать дружескую атмосферу и положительный эмоциональный настрой на работу и принять тот факт, что все обучающиеся - это отдельные личности со своими особенностями, темпераментом, интересами и уровнем подготовки, поэтому нет единого подхода ко всем студентам. Проводится анализ дисциплин профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков, изучение которых способствует формированию готовности студентов к взаимодействию с участниками образовательного процесса. Также авторами предлагается педагогический способ решения проблемы взаимодействия студента на производственной (педагогической) практике в школе с представителями обучающихся. Формулируются показатели сформированности готовности студентов факультета иностранных языков педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности с точки зрения их готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, участник образовательного процесса, преподаватель, родитель, ученик, профессиональная подготовка, будущий учитель иностранных языков

1 N. G. Gordeeva, 2 L. A. Metelkova

FORMATION OF READINESS OF FOREIGN LANGUAGE FACULTY STUDENTS TO INTERACT WITH PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS

11. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

2 National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia

Abstract. This article is devoted to the issues of interaction of students of faculties of foreign languages of pedagogical universities with participants of the educational process in the conditions of a modern school, namely: students, their parents, school teachers and university lecturers. The paper also

presents the main conditions for their successful interaction, possible difficulties and ways of solution; examines the types of connections between a student and a learner that a future teacher chooses for the entire period of school practice; highlights the problem of organizing personality-oriented interaction between a teacher and pupils. The authors describe the role of university lecturers who participate in the educational process and are its participants and Ml partners, have all the necessary information about the professional development and success of the student. Pedagogical interaction of the lecturer and the student is considered as a center for the realization of personal and activity contacts, as well as a sphere of demonstration of their cooperation and co-creation, since the lecturer is to create a friendly atmosphere and a positive emotional attitude to work and accept the fact that all students are individuals with their own characteristics, temperament, interests and level of training, therefore there is no single approach to them. There is held the analysis of the disciplines of professional training of the future teacher of foreign languages, the study of which contributes to the formation of students' readiness to interact with participants of the educational process. The authors proposed a pedagogical way to solve the problem of student interaction in school practice with pupils; provided the indicators of the formation of readiness of foreign language faculty students of pedagogical universities for future professional activity from the point of view of their readiness to interact with participants of the educational process.

Keywords: pedagogical interaction, participant of the educational process, teacher, parent, pupil, professional training, future teacher of foreign languages

Введение. Подготовка будущих специалистов в сфере преподавания иностранных языков должна иметь множество составляющих. Использование иностранного языка способствует повышению мотивации студентов при обучении, служит профессиональному развитию личности и одновременно увеличивает шансы на успешную профессиональную карьеру [11]. Педагогический университет призван сформировать всесторонне развитую личность с широким кругозором. Выпускник факультета иностранных языков, выходя из стен университета, должен не только владеть иностранными языками на высоком уровне, но и уметь взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, который представляет собой многоуровневое сотрудничество всех сторон: детей - педагогов - родителей. Целью данного исследования является определение условий формирования готовности студентов факультета иностранных языков к взаимодействию с участниками образовательного процесса.

Изменения в системе образования неукоснительно влекут за собой изменения в обществе в целом, а значит, все участники образовательного процесса должны иметь единое мнение. В статье рассматриваются виды связей между студентом и обучающимися, которые будущий педагог выбирает сам в течение всего срока прохождения практики, освещена проблема организации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Эффективное педагогическое взаимодействие - основа профессиональной деятельности преподавателя и обучающихся [10]. Взаимодействие развивает способности к обучению, формирует навыки работы в группе, подразумевает изменения не только в деятельности, но и в отношениях [5].

Готовность к взаимодействию же является составляющей эмоционально-интеллектуальной, волевой, а также технической, которая включает профессиональные знания, умения, навыки и средства педагогического воздействия [1].

Педагогическая наука обладает достаточным количеством материала по изучению взаимодействия учителя и учащегося, по установлению взаимопонимания между ними (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик), по организации взаимодействия в учебной деятельности (В. Я. Сквирский, Е. В. Шевченко, В. К. Дьяченко, Л. А. Кандыбович) и др. Однако исследований проблемы взаимодействия всей цепочки участников образовательного процесса: «преподаватель - студент - школьник - школьный учитель - родитель» - недостаточно.

Актуальность исследуемой проблемы. Каждый год немалое количество выпускников выбирают для поступления факультет иностранных языков в педагогическом вузе, чувствуя призвание к профессии педагога и наблюдая острую нехватку в преподавателях данного предмета в своих школах. В настоящее время особенно важно обеспечить качественное образование в данной сфере путем улучшения организации педагогического взаимодействия между студентами факультета иностранных языков и другими участниками образовательного процесса, чем обусловлена актуальность настоящего исследования.

Материал и методы исследования. В статье проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература в аспекте изучаемой проблемы. В ходе исследования осуществлялся анализ нормативных документов, педагогического опыта; применялись методы сравнения, классификации, педагогического наблюдения, обобщения, моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. По мнению многих исследователей, педагогическая деятельность представляет собой трудную и многокомпонентную системную организацию, которая включает в себя профессиональную активность, личностные качества преподавателя и обучающегося, обученность и обучаемость [3]. Подготовка квалифицированного преподавателя иностранных языков требует тщательного отбора, изучения новых существующих методик преподавания, а также подходов к своей профессиональной деятельности, которые включают в себя и формирование готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, в качестве которых выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, а также, в нашем случае, студенты, будущие учителя иностранных языков.

Возможность изучить данные методики подробно студентам факультета иностранных языков предоставляется в процессе изучения таких дисциплин, как «Педагогика», «Психология», «Профессиональная этика», а также «Методика обучения иностранным языкам», целью которой является формирование у обучающихся профессионально-методической компетенции, а ее задачами - формирование у студентов теоретических знаний, которые они применят в своей профессиональной деятельности в сфере преподавания иностранных языков.

Освоив программу данной дисциплины, студенты-бакалавры направления подготовки 44.03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранный язык 1, Иностранный язык 2» должны приобрести такую профессиональную компетенцию, как способность осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность, которая является неотъемлемой составляющей взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Огромный опыт в общении с учениками и педагогами обучающихся студенты приобретают в процессе прохождения производственной (педагогической) практики. Данная практика способствует приобретению студентами профессиональных качеств будущего учителя иностранных языков, которые отвечают требованиям современного общества.

В апреле 2021 года нами было проведено анкетирование студентов V курса факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, после прохождения производственной (педагогической) практики в школах с целью выявления студентов, которые твердо решили выбрать профессию учителя иностранных языков и готовы работать в школе. В опросе принял участие 2¡студент.

На вопрос: «Оказался ли теоретический уровень Ваших знаний достаточным для прохождения практики?» - все студенты (100 %) ответили «да», что не может не радовать. Готовность к профессиональной деятельности, которая включает в себя в том числе и взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, оценили на «5» 14 человек, на «4» - 5 студентов, на «3» - 2 студента.

Ответы на вопрос: «Собираетесь ли Вы работать по окончании университета по своей специальности?» - были следующими: «да» - 15 студентов, «нет» - 3 студента, «еще не определился» - 3 студента.

Однако после прохождения педагогической практики студенты отметили, что в полной мере достичь нужного уровня готовности к педагогическому взаимодействию с родителями обучающихся им не удалось. Совсем небольшое количество времени, которое отводится студентам на практику, не подразумевает частые встречи с родителями. К тому же учителя в школах опасаются давать им свободу действий в этом виде работы [4].

Как результат, большинство студентов, проходя практику в школе, имеют трудности в общении с родственниками обучающихся, так как родители, вполне обоснованно, относятся к ним с настороженностью, иногда несерьезно, проявляют сомнения в компетентности будущих педагогов. В качестве выхода из данной ситуации можно предложить тренировать встречи на родительских собраниях со своими однокурсниками, проигрывать ситуации, которые могут возникнуть, предполагая реакции родителей. Студент должен понять, что именно его поведение будет показательным, что в его силах создать положительную, благоприятную атмосферу для дальнейшего взаимодействия учителя и ученика [8].

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что производственная (педагогическая практика) помогает воспитать у студентов уважение к своей будущей профессии. Она призвана определить для студента ее социальную значимость, помогает их ввести в саму педагогическую деятельность, а также сформировать профессиональные умения и навыки, необходимые для проведения результативной учебно-воспитательной работы, которая является основой эффективного педагогического взаимодействия.

Эффективное педагогическое взаимодействие в образовательном процессе предполагает для студента:

1) приобретение опыта (в сфере социального воспитания);

2) повышение качества развития и эффективности обучения;

3) формирование интенсивно-познавательной позиции;

4) оценку своих профессиональных способностей;

5) повышение профессионального мастерства;

6) формирование партнерских, доверительных отношений между сотрудниками, студентами, обучающимися и их родителями;

7) поиск новых идей разработки общих проектов [2].

Студент учится:

- работать в коллективе и искать творческих единомышленников;

- повышать результативность образовательных проектов;

- привлекать внимание к области деятельности педагогических вузов [9].

Также, безусловно, необходимо организовать педагогическое взаимодействие между студентами и преподавателями факультетов иностранных языков в педагогических вузах, так как обучающиеся будут мотивированы продолжать изучать языки, применять их на практике и преподавать их после окончания университета. Нельзя не отметить огромную роль преподавателей студентов в вузе и педагогов в школе, которые являются активными партнерами процесса образования, получают информацию о развитии и достижениях студента.

Перед каждой стадией студентом определяются цели и задачи, а также временные рамки текущего и итогового контроля. Чтобы не возникло недопонимания между участниками образовательного процесса, требования не должны меняться и о них периодически необходимо напоминать.

У студентов при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса формируются знания, умения и навыки, приобретается жизненный опыт.

Помимо современных подходов к организации педагогического взаимодействия, нужно учитывать еще и особенности преподавания и изучения иностранных языков, что, в свою очередь, зависит от личности студента, его типа мышления. Данное направление чаще всего выбирают люди с гуманитарным и творческим складом ума, в связи с чем и методы обучения, и подходы должны быть соответствующими. Приходя в школу, студент факультета иностранных языков должен четко понимать, что его главная задача - организовать работу обучающихся, направлять в процессе их деятельности или исследования, вовлекать в игру или дискуссию.

Так, например, в обучении иностранному языку важно не только овладение лексикой и грамматикой, но и формирование представления о культуре других стран через язык. Таким образом, можно моделировать ситуации через составление диалогов, начинать обсуждение на изучаемом языке после доклада одного из студентов, делиться новостями других стран.

Преподаватель должен создать дружескую атмосферу и положительный эмоциональный настрой на работу и принять тот факт, что все обучающиеся - это отдельные личности, со своими особенностями, темпераментом, интересами и уровнем подготовки, поэтому нет единого подхода ко всем студентам. На занятиях можно распределять обучающихся по группам и давать им общие задания. Таким образом, каждый сможет выбрать себе задачу по силам, используя подходящие ему способы для успешного выполнения работы. Ученик может научиться работать в коллективе, разовьет в себе коммуникационные способности, будет более самостоятельным и ответственным [6].

Можно применить такой подход к образовательному процессу, который предполагает широкое использование преподавателем методов, развивающих творческие способности студентов и мотивирующих стремиться к творчеству и самовыражению.

Для того чтобы обучение имело положительные результаты, преподавателю нужно четко представлять главные характерные черты обучающегося, его способность принимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его для решения поставленных задач [7].

Здесь важно уделить внимание уровню подготовки ученика и применять методы проектов, деловые игры, групповые решения проблемных ситуаций. Эти виды деятельности позволяют углубленно погрузиться в изучаемый вопрос, рассчитать все достоинства и недостатки изучаемого явления, проявить себя творчески и предложить нестандартное решение проблемы, а также найти новые интересы и темы в процессе. В старших классах можно применять «мозговой штурм», метод конференции и свободные творческие дискуссии, так как студенты уже обладают достаточными навыками, чтобы поддержать разговор и проявить себя.

При проведении урока не исключено волнение, которое студент не должен демонстрировать ученикам ни в коем случае. Будущий преподаватель должен быть уверен в своих знаниях и убедить в этом обучающихся.

Идея диалога является основополагающей в готовности будущих учителей иностранных языков к взаимодействию с участниками образовательного процесса. Она призвана помочь принятию коллективных решений и привлечь во время педагогической практики родителей обучающихся к партнерским отношениям, подразумевающим личный контакт педагога с учениками или же с их родителями, который будет направлен на взаимные изменения в их поведении и отношениях [10]. Взаимодействие может быть как прямое, так и косвенное. Прямое - непосредственное влияние друг на друга. Косвенное же взаимодействие может реализоваться через самих обучающихся, дневники, действия и т. д.

Выводы. Таким образом, готовность студентов к взаимодействию с другими участниками образовательного процесса строится на том, что будущим педагогам предоставляется возможность ознакомиться с опытом личностного и профессионального роста

обучающихся и преподавателей. Обучающиеся получают обмен личностными смыслами, связанными как с профессиональной, так и с личностной жизнедеятельностью. Основной принцип взаимодействия студента факультета иностранных языков с участниками образовательного процесса предполагает: осуществление многосторонней коммуникации; самообразование, т. е. умение учиться; субъектные и объектные отношения с участниками образовательного процесса; интерактивный диалог, профессиональную направленность; индивидуальную и групповые формы взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готовность к педагогической деятельности. [Электронный ресурс]. - URL : http://stud-books.net/ 16341/pedagogika/spetsifi-kaj3rofes-sionalnoj3edagogicheskoy_deyatelnosti_j3repodavateley_vysshey_shkoly (дата обращения: 15.10.2021).

2. Клюева П. В., Батракова С. П., Варенова Ю. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов / под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2006. - 399 с.

3. Корытова Г. С. Совладание с психологическим стрессом в профессиональной педагогической деятельности. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. - 363 с.

4. Кузнецова П. А. Проблемы подготовки будущих учителей к взаимодействию с родителями школьников // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки : материалы IX междунар. науч,-практ. конф., North Charleston, 22-23 августа 2016 года. - North Charleston : CreateSpace, 2016. - С. 72-74.

5. Манкаева А. 3. Взаимодействие между участниками образовательного процесса как основа образовательной деятельности // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 2. -С. 18-19.

6. Непомнящая Т. А., Давыдова П. П., Мангилева П. П. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 121-125.

7. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

8. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. - 122 с.

9. Федотова Е. Л., Якимова С. С. К вопросу обеспечения продуктивности взаимодействия педагога и родителей обучающихся // Образование в XXI веке : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28-29 февраля 2020 года. - М. : ИД «Развитие образования», 2020. - С. 249-253.

10. Федотова Е. Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся : учеб. пособие. -Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. - 80 с.

11. Якушева И. В., Марина О. А., Демченкова О. А. Влияние преподавателей и выпускников на формирование взглядов студентов на иноязычные потребности в профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 467. - С. 92-99.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021

REFERENCES

1. Gotovnost' kpedagogicheskoj deyatel'nosti. [Elektronnyj resurs], -URL : http://stud-books.net/16341/pedagogika/ spetsifi-ka_profes-sionalno_pedagogicheskoy_deyatelnosti_prepodavateley_vysshey_shkoly (data obrashcheniya 15.10.2021).

2. Klyueva N. V., Batrakova S. N., Varenova Yu. A. Pedagogicheskaya psihologiya : uchebnik dlya studen-tov vuzov / pod red. N. V. Klyuevoj. - M. : VLADOS-Press, 2006. - 399 s.

3. Korytova G. S. Sovladanie s psihologicheskim stressom v professional'noj pedagogicheskoj deyatel'nosti. -Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2009. - 363 s.

4. Kuznecova N. A. Problemy podgotovki budushchih uchitelej k vzaimodejstviyu s roditelyami Shkolnikov // Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnye razrabotki : materialy IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf., North Charleston, 22-23 avgusta 2016 goda. - North Charleston : CreateSpace, 2016. - S. 72-74.

5. Mankaeva A. Z. Vzaimodejstvie mezhdu uchastnikami obrazovatel'nogo processa kak osnova obra-zovatel'noj deyatel'nosti // Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. - 2014. - № 2. - S. 18-19.

6. Nepomnyashchaya T. A., DavydovaN. N., Mangileva N. N. Ozhidaniya i vozmozhnosti uchastnikov obrazovatel'nogo processa: sostoyanie i perspektivy razvitiya obrazovatel'nogo soobshchestva // Universitetskoe uprav-lenie: praktika i analiz. - 2003. - № 5-6 (28). - S. 121-125.

7. Panfilova А. P. Trening pedagogicheskogo obshcheniya : ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ucheb. zavedenij. -M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006. - 336 s.

8. Fedotova E. L. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie uchitelya i uchashchihsya: opyt empiricheskogo issledo-vaniya. - Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2000. - 122 s.

9. Fedotova E. L., Yakimova S. S. К voprosu obespecheniya produktivnosti vzaimodejstviya pedagoga i roditelej obuchayushchihsya // Obrazovanie v XXI veke : sb. materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 28-29 fevralya 2020 goda. - M. : ID «Razvitie obrazovaniya», 2020. - S. 249-253.

10. Fedotova E. L. Pedagogicheskie osnovy vzaimodejstviya uchitelya i uchashchihsya : ucheb. posobie. - Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2003. - 80 s.

11. Yakusheva I. V., Marina O. A., Demchenkova O. A. Vliyanie prepodavatelej i vypusknikov na formi-rovanie vzglyadov studentov na inoyazychnye potrebnosti v professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2021. - № 467. - S. 92-99.

The article was contributed on October 22, 2021

Сведения об авторах

Гордеева Наталья Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, исполняющая обязанности зав. кафедрой романо-германской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6786-9291, gordl307@list.ru

Метелъкова Лилия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, исполняющая обязанности зав. кафедрой иностранных языков Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9947-1344, lilia.metelkova@gmail.com

Author information

Gordeeva, Natalia Gennadyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Romano-Germanic Philology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6786-9291, gordl307@list.ru

Metelkova, Lilia Aleksandrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Foreign Languages, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0001-9947-1344, lilia.metelkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.