Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / УРОК ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / LINGUISTIC COMPETENCE / MENTAL MAPS / FRENCH LESSON / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелькова Л.А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время изучение иностранного языка в школе рассматривается как обучение коммуникационной деятельности, развитие способности общаться. Переход на новые государственные образовательные стандарты повлек за собой необходимость внедрения в процесс обучения инновационных технологий, включающих в себя новые методы и приемы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности. Цель статьи заключается в анализе теоретических основ использования ментальных карт в образовательном процессе и в практическом обосновании эффективности данных разработок в обучении французскому языку. Автором проанализирован большой объем отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; предложена методика работы с ментальными картами на уроках французского языка; доказана эффективность данной методики в обучении различным аспектам изучаемого языка. Статья предназначена для учителей-практиков французского языка, а также студентам педагогических вузов, будущим учителям французского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелькова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ LINGUISTIC COMPETENCIES USING MENTAL MAPS IN FRENCH LESSONS

The relevance of the article is due to the fact that at the present period the study of a foreign language at school is considered as teaching communication activities, the development of the ability to communicate. The transition to new state educational standards entailed the need to introduce innovative technologies into the learning process, including new methods and techniques of interaction between teachers and students, ensuring the effective achievement of the results of educational activities. The purpose of the article is to analyze the theoretical foundations of the use of mental maps in the educational process and in the practical substantiation of the effectiveness of these developments in teaching French. The author analyzed a large amount of Russian and foreign literature on the research topic, proposed a method of working with mental maps in French lessons, proved the effectiveness of this technique in teaching various aspects of the target language. The article is intended for teachers-practitioners of the French language, as well as students of pedagogical universities, and future teachers of the French language.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА»

УДК [373.5.016:811.133.1]:371.335

Технология формирования лингвистических компетенций обучающихся с использованием ментальных карт на уроках французского языка

Technology for the formation of students' linguistic competencies using mental maps in French lessons

Метелькова Л.А., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, lilia.metelkova@gmail.com

Metelkova L., Chuvash State Pedagogical University I.Ya. Yakovlev, lilia.metelkova@gmail.com DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.018

Ключевые слова: лингвистические компетенции, ментальные карты, урок французского языка, методика преподавания иностранных языков.

Keywords: linguistic competence, mental maps, French lesson, methods of teaching foreign languages.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время изучение иностранного языка в школе рассматривается как обучение коммуникационной деятельности, развитие способности общаться. Переход на новые государственные образовательные стандарты повлек за собой необходимость внедрения в процесс обучения инновационных технологий, включающих в себя новые методы и приемы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности. Цель статьи заключается в анализе теоретических основ использования ментальных карт в образовательном процессе и в практическом обосновании эффективности данных разработок в обучении французскому языку. Автором проанализирован большой объем отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; предложена методика работы с ментальными картами на уроках французского языка; доказана эффективность данной методики в обучении различным аспектам изучаемого языка. Статья предназначена для учителей-практиков французского языка, а также студентам педагогических вузов, будущим учителям французского языка.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that at the present period the study of a foreign language at school is considered as teaching communication activities, the development of the ability to communicate. The transition to new state educational standards entailed the need to introduce innovative technologies into the learning process, including new methods and techniques of interaction between teachers and students, ensuring the effective achievement of the results of educational activities. The purpose of the article is to analyze the theoretical foundations of the use of mental maps in the educational process and in the practical substantiation of the effectiveness of these developments in teaching French. The author analyzed a large amount of Russian and foreign literature on the research topic, proposed a method of working with mental maps in French lessons, proved the effectiveness of this technique in teaching various aspects of the target language. The article is intended for teachers-practitioners of the French language, as well as students ofpedagogical universities, and future teachers of the French language.

Введение. Одной из первостепенных задач обучения иностранного языка в школе является формирование системы лексических и грамматических знаний. Словарный запас, как известно, является основным строительным материалом любого языка. Но изучение французского языка как иностранного не может ограничиваться только запоминанием слов, необходимо также усваивать грамматические правила, структуры предложения, экспрессивные

средства, развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности, что является необходимым для формирования лингвистических и прагматических компетенций.

Так как французский язык изучается в образовательных учреждениях в качестве второго иностранного языка, и в большинстве случаев ему уделяется мало времени в школьной программе, обучающиеся оказываются неспособны овладеть большим объемом учебного материала,

представленного в современных учебно-методических комплексах. Соответственно большинство обучающихся обладают достаточно низким уровнем владения французского языка.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы возможности ментальных карт в формировании лингвистических и прагматических компетенций обучающихся? Решение данной проблемы является целью исследования.

Данная проблема связана, прежде всего, с проблемой запоминания новых лексических единиц и грамматических конструкций на французском языке, что, в свою очередь, требует тренировки памяти обучающихся. Одним из приемов развития памяти и запоминания новых слов являются создание ментальных карт по изучаемым темам и работа с ними.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в течение 2018—2020 учебного года и включало в себя 3 этапа.

На первом этапе (сентябрь 2018 г. - октябрь 2019 г.) был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по применению ментальных карт в обучении иностранному языку в школе. Методы исследования на данном этапе - теоретические (анализ методической литературы, синтез, обобщение).

На втором этапе (октябрь 2019 г.) нами были рассмотрены методы обучения лексике и грамматике французского языка и проанализированы учебно-методические

комплексы, а также составлены ментальные карты для экспериментальной работы. Проведен констатирующий этап экспериментальной работы. Методы исследования на данном этапе -наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование.

Третий этап (ноябрь - май 2020 г.) включал в себя экспериментальные уроки с обучающимися 8-ых классов МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары, а также описание экспериментальной работы и формулирование выводов. Методы исследования третьего этапа - эксперимент, качественный и количественный анализ данных, обработка результатов, полученных в ходе исследования, обобщение результатов экспериментальной работы.

Результаты исследования. Использование ментальных карт в обучении иностранному языку являлось темой исследования многих отечественных и зарубежных методистов.

Отдельные аспекты ментальных карт были изучены методистами и педагогами А.В. Макаровских и Л.А. Нежведиловой, по мнению

которых, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса [4;5].

Вместе с тем, анализ отечественных учебно-методических комплексов по французскому языку показал, что ментальные карты практически не используются в процессе обучения, хотя, по мнению многих методистов, ментальная карта может быть полезным инструментом, помогающим обучающимся запоминать большое количество информации на иностранном языке. Обучающиеся могут структурировать, визуализировать и

контролировать предмет, который они хотят представить. Ментальная карта также позволяет представить несколько идей в небольшом пространстве и иметь одновременно подробное и глобальное видение предмета.

Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью использования ментальных карт в обучении иностранному языку и отсутствием их разработок по существующим учебно-методическим комплексам по

французскому языку [1].

Понятие «компетенция» часто применяют в методике в целях описания уровня владения тем или иным иностранным языком. Компетенция обозначает способность к решению некоторой коммуникативной задачи на иностранном языке, опираясь на полученные знания и сформированные навыки и умения.

Термин лингвистической компетенции включает в себя наличие системы знаний о различных аспектах всех уровней иностранного языка [3]. Таким образом, сформированную лингвистическую компетенцию можно трактовать как наличие у обучающегося знаний лексики, фонетики и грамматики. К данному понятию следует не только количество имеющейся системы знаний и качество этих знаний, но также и способ организации, хранения в памяти этой информации, способ ее извлечения [2]. В Стандарте основного общего образования по иностранным языкам лингвистическая компетенция предполагает «овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и

грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях» [8].

В настоящее время ученики в школах, начиная с младших классов, окружены

информацией в больших объемах, которую они получают из различных ресурсов. Изучив необходимый материал, ребенок должен не только переработать, но и запомнить его, прочно укрепив в памяти, так, чтобы не было вероятности его забыть. Только таким образом ученик сможет в дальнейшем использовать данную информацию в жизни. К сожалению, некоторые школьники просто физически способны выучить много нового, у них не хватает на это времени и сил, что представляет собой серьезную проблему. К тому же предоставляемая учителем информация не всегда является интересной для детей. На уроках иностранного языка ученики сталкиваются с проблемой изучения сложных для них грамматических правил и структур, запоминания большого количества новой лексики - базы любого языка, что ведет за собой проблему бедного словарного запаса, неспособности правильно выражать свои мысли. Чаще всего эти проблемы возникают при изучении второго иностранного языка, в частности французского языка, так как многие ученики считают, что им достаточно знаний по первому иностранному языку, в большинстве случаев английскому. Все это в совокупности с недостаточным количеством часов в неделю способствует низкому уровню знания второго иностранного языка.

В такой ситуации важными задачами являются создание психологически комфортной образовательной среды и снижение трудностей в восприятии сложных языковых явлений, таких как произношение и особые грамматические структуры. По мнению французского педагога Летиции Карлье, ментальная карта - это индивидуальный и действенный инструмент размещения данных в определенном порядке каждого ученика. Она объединяет в себе некоторые эффективные принципы запоминания: 1) индивидуальный подход - каждый ученик строит свои собственные карты памяти. Сколько учеников - столько карт; 2) закрепление данных путем установления связей; 3) активное запоминание; 4) постоянное дополнение данных -карта она перестраивается столько раз, сколько необходимо; 5) использование рисунков, символов, цветов и знаков, что позволяет установить категоризацию элементов, а также иерархию между ними [6]. Ментальные карты -полифункциональное средство формирования продуктивных лексических навыков говорения на разных ступенях обучения французскому языку [12;13].

Рассмотрим конкретные примеры их применения на уроке французского языка. Когда ученики изучают лексику по теме «Семья», см. рисунок 1, при создании карты памяти мы расположим слово «La famille» в середине, и от него будут идти связи к таким словам, как «La mère», «Le père», «Le frère», «La sœur».

Задача учащихся выполнить задания на отработку изученных структур и лексических единиц. Отвечая на вопросы, ученики могут составить целый рассказ о своей семье и о том, как они проводят время с ней.

Если целью создания карты будет усвоение грамматического материала, принцип будет такой же. Так посредством ментальной карты можно зафиксировать тему использования времен французского языка. В центре будет находиться понятие «Le temps», от него мы обозначим линии к понятиям «Le passé», «Le présent», «Le futur». Далее можно отметить случаи использования каждого из времен, формы глаголов и т.д.

Ментальные карты могут включать в себя страноведческие данные о странах, в которых говорят на французском языке. Обычно эта информация касается традиций и обычаев страны, праздники, крупные города и их достопримечательности, что обычно

представляет собой большой объем материала. Карта будет способствовать хранению в памяти всех этих данных. Кроме того, ментальная карта может служить хорошей опорой при пересказе текста. В центральной части будет располагаться тема текста, от которой будут идти связи к различным ключевым словам - заголовкам частей текста. Летиция Карлье утверждает, что ментальная карта - это одновременно процесс и его результат. Она позволяет мысли «выйти» из сознания, чтобы представить ее перед нашими глазами. Таким образом, мы используем основные свойства мозга, что дает возможность развивать способности визуализации, ассоциации, понимания, синтеза и запоминания [10].

Рассмотрим подробнее возможности ментальных карт в формировании навыков и умений чтения, аудирования, говорения и письма. Одной из первостепенных целей чтения, как вида речевой деятельности, является поиск необходимой информации в тексте. Обучающиеся должны овладеть навыками и умениями вычленения нужных фактов из всего произведения. Для этого и могут быть применены задания с ментальными картами, которые могут быть эффективными во всех видах чтения, особенно в поисковом чтении [9].

Qu 'est-ce que j'aime faire avec ma famille?

f N

Ma mère est...

Mon père est...

v У

regarder la télé faire la cuisine aller au cinema beau/belle généreux/généreuse

jouer faire du sport faire du sport doux/douce amusant

passer le temps se promener manger sérieux/sérieuse gai

Рисунок 1. - Ментальная карта «Ma famille»

Так учитель может предложить обучающимся в ходе работы с текстом составить ментальную карту, на которой необходимо отразить необходимую информацию, например, идею текста, главных героев, их отличительные черты характера. Если обучающимся дается текст-рассуждение, то заданием может быть определение и дальнейшее систематизирование проблем и тем, поднимаемых автором, или поиск аргументов, раскрывающих точку зрения того или иного персонажа. Также в случае работы с текстом-описанием, учитель может организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они составили портрет описанного в тексте человека, указав его внешнюю характеристику, внутренние качества и т.д. Кроме того, учитель также может составить ментальную карту самостоятельно, но оставить пропуски в некоторых местах, которые предстоит заполнить обучающимся. Вполне возможно организовать такую работу в парах и небольших группах. Что касается говорения, то в данном случае ментальные карты выступают не только средством формирования навыков данного вида речевой деятельности, но также выступают своеобразным «помощником».

Проведенную экспериментальную работу можно разделить на несколько этапов. На начальном этапе нами была проведена подготовительная работа для нашего эксперимента. Нами была составлена программа эксперимента, которая отражала содержание

нашей работы. Опираясь на гипотезу нашего исследования, мы выщелили цель и задачи предстоящей экспериментальной работы. Также мы занялись поиском необходимой отечественной и зарубежной литературы по нашей теме исследования, проанализировали ее и выделили важную информацию. Кроме того, нами были проведены анкетирования для определения общего представления о ментальных картах и о работе с ними, а также были составлены тестовые задания, и проведены тестирования в целях определения имеющегося уровня знаний обучающихся для дальнейшего сравнения с результатами проведенной работы.

На следующем этапе нашей экспериментальной работы была проведена апробация наших разработок, а именно применение ментальных карт в процессе обучения французскому языку. В ходе эксперимента обучающимся предстояла работа по готовым ментальным картам, разработанных на основе материала учебно-методического комплекса «L'oiseau bleu 7-8. Méthode de français», а также работа по составлению своих карт [7; 11].

На заключительном этапе нашей работы мы провели анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной групп, сравнили эти данные с данными, полученными до нашего эксперимента, и сделали выводы.

В экспериментальную группу вошли обучающиеся 8М класса, а в контрольную группу вошли обучающиеся 8С класса, которые изучают

французский язык в качестве второго иностранного языка. Французский язык в данной школе изучается с 6 класса по одному уроку в неделю, часть обучающихся посещает дополнительные занятия еще один раз в неделю. Средний уровень знаний обучающихся в группах примерно одинаковый.

На заключительном этапе нашей работы мы

Таблица 1. - Характеристика уровней эффект лингвистических компетенций обучающихся

провели анализ полученных результатов контрольной и экспериментальной групп, сравнили эти данные с данными, полученными до нашего эксперимента, и сделали выводы.

Характеристика уровней эффективности использования ментальных карт в формировании лингвистических компетенций обучающихся представлена в таблице 1.

I использования ментальных карт в формировании

Уровень эффективности Формируемая компетенция Характеристика уровня эффективности

Низкий уровень Лингвистические компетенции - наличие у обучающихся слабо развитой системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации иноязычного общения; - недостаточная осведомленность о грамматических конструкциях, правилах и правилах произношения на иностранном языке; - наличие слабо развитого словарного запаса на иностранном языке; - низкий уровень осознанности применения тех или иных лексический и грамматических конструкций

Средний уровень Лингвистические компетенции - наличие у обучающихся среднего уровня сформированности системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации общения на иностранном языке; - наличие среднего уровня знаний сторон иностранного языка: лексики, грамматики и фонетики; - достаточная, но не полная осознанность применения языковых единиц для порождения высказывания

Высокий уровень Лингвистические компетенции - наличие у обучающихся хорошо сформированной системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления общения на иностранном языке; - высокий уровень владения фонетической, лексической и грамматической стороной иностранного языка; - высокий уровень осознанности применения лексических единиц, грамматических конструкций, правил произношения

Лингвистические компетенции оценивались по их полноте и прочности:

- коэффициент полноты усвоения содержания понятия вычислялся по формуле: К(п)=п/^ где п - количество усвоенных существенных признаков понятия; N - общее количество существенных признаков, подлежащих усвоению на соответствующем этапе усвоения изучаемой темы;

- коэффициент полноты усвоения объема понятия вычислялся по формуле:

К(о)=п/Ч, где п - количество объектов данного понятия, усвоенных обучающимся; N -общее количество объектов, охватываемых данным понятием;

- коэффициент прочности усвоения материала по изучаемой теме вычислялся по формуле: Р=К2/К1, где К1 - коэффициент полноты усвоения содержания и объема знания при первой проверке; К2 - коэффициент полноты усвоения содержания и объема знания при последующей проверке.

В нашем исследовании мы ввели следующие количественные показатели:

баллом «1» обозначили «низкий уровень» баллом «2» обозначили «средний уровень» баллом «3» обозначили «высокий уровень» Правила оценки уровня готовности тем или иным баллом каждого показателя представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Система оценки уровня сформированности лингвистических компетенций

Уровень сформированности показателя Баллы по характеристикам показателя

Значение Полнота Прочность усвоения изучаемой темы

коэффициента Содержание изучаемой темы Объем изучаемой темы

Высокий 0,66 ^ К ^ 1 3 3 3

Средний 0,33 ^ К ^ 0,66 2 2 2

Низкий К<0,33 0-1 0-1 0-1

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Результаты в контрольной группе после эксперимента

55%

9%

36%

¡3 Высокий уровень □ Средний уровень Н Низкий уровень

Рисунок 2. - Соотношение сформированности лингвистической компетенции обучающихся в контрольной

группе до и после эксперимента

80% 60% 40% 20% 0%

Результаты в экспериментальной группе после эксперимента

58%

25%

17%

■ ■■■■■■■I I I I I I I I I I

В Высокий уровень

î Средний уровень □ Низкий уровень

Рисунок 3. - Соотношение сформированности лингвистической компетенции обучающихся экспериментальной группы до и после эксперимента

Опираясь на результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы: уровень сформированности лингвистических и прагматических компетенций по теме «Conditionnel présent» и «Futur dans le passé» в экспериментальной группе значительно выше, чем он был при изучении предыдущей темы. В процентном соотношении число обучающихся с высоким уровнем сформированности знаний увеличился с 8% до 25%, число обучающихся со среднем уровнем знаний изменилось с 50% до 58%, а что касается обучающихся с низкими показателями, их число снизилось с 42% до 17%. В контрольной группе также произошли изменения, однако, не такие значительные: число обучающихся со средними показателями увеличилось с 45,5% до 55%, при этом число обучающихся с низким уровнем снизилось с 45,5% до 36%, число обучающихся с высоким уровнем осталось неизменным и составило 9%.

Как видно из приведенных выше данных, обучающиеся экспериментальной группы достигли больших успехов и более высоких результатов в овладении темами «Conditionnel

présent» и «Futur dans le passé», чем обучающиеся контрольной группы, см. рисунок 2 и 3.

Заключение. Анализ теоретических и методических основ использования ментальных карт в образовательном процессе, а также проведенная экспериментальная работа подтвердили их эффективность в обучении французскому языку. Предложенная методика работы с ментальными картами на уроках французского языка является эффективной в обучении различным аспектам изучаемого языка. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении исследований по современной методике обучения французскому языку, а также в обосновании возможности повышения эффективности формирования лингвистических компетенций при помощи ментальных карт. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанного комплекса ментальных карт в процессе обучения французскому языку учителями-практиками французского языка, а также студентами-будущими учителями французского языка во время прохождения ими педагогической практики в школах.

Литература:

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2010. - 446 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Василина В.Н. Формирование прагматической компетенции при обучении иностранным языкам / В.Н. Василина // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам / Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-18 мая 2013 г.; редкол. О.Ю. Шиманская (гл. ред.), Т.С. Коротюк. - Минск: МИТСО, 2013. - С. 166-169.

3. Зимина А.С. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку

[Электронный ресурс] / А.С. Зимина, Р.А. Фахрутдинова // Интерактивная наука. - 2017. - № 12. - С. 89-91. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nformirovame-Иngvisticheskih-kompetentsiy-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku

4. Макаровских А.В. «Кьюбинг» как технология активного обучения иностранному языку студентов технического ВУЗа / А.В. Макаровских, А.Ю. Остроумова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3(33). - Ч. 2. - С. 137-141.

5. Нежведилова Л.А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку для студентов

неязыковых вузов / Л.А. Нежведилова // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 20-24.

6. Сазанова Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе / Л. Сазанова // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 28. - С. 118122.

7. Селиванова Н.А. Синяя птица = L'oiseau bleu: учеб. фр. яз. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина; дизайн К. Шайблинг; худож. В. Гальдяев. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2003. - 263 с.

8. Стандарт основного общего образования по иностранному языку [Электронный ресурс] // Законпрост. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/contenl/base/part/670390

9. Apprenez vos cours de français avec une carte mentale [Электронный ресурс] // Nathaliefle.com. -

1. Azimov E.G. New dictionary of methodological terms and concepts: (theory and practice of teaching languages) / E.G. Azimov, A.N. Shchukin. - Moscow: IKAR, 2010. - 446 p.

2. Vasilina V.N. Formation of pragmatic competence in teaching foreign languages / V.N. Vasilina // Theory and practice of professionally oriented teaching of foreign languages / Materials of the VI International. scientific-practical conf., Minsk, May 16-18, 2013; editorial board O. Yu. Shimanskaya (editor-in-chief), T.S. Korotyuk. - Minsk: MITSO, 2013. - P. 166-169.

3. Zimina A.S. Formation of linguistic competences in the process of teaching a foreign language [Electronic resource] / A.S. Zimin, R.A. Fakhrutdinova // Interactive Science. - 2017. - № 12. - P. 89-91. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku

4. Makarovskikh A.V. "Cubing" as a technology of active teaching of a foreign language to students of a technical university / A.V. Makarovskikh, A.Yu. Ostroumova // Philological sciences. Questions of theory and practice. - 2014. - № 3(33). - Part 2. - P. 137-141.

5. Nezhvedilova L.A. The use of intelligence cards in teaching English for students of non-linguistic universities / L.A. Nezhvedilova // Young scientist. - 2015. - № 8. - P. 20-24.

Режим доступа: https://nathaliefle.com/apprenez-cours-francais-avec-carte-mentale/

10. Bardière Y. De la pragmatique à la compétence pragmatique [Электронный ресурс] / Y. Bardière // Interactions langagières et didactique des langues. -2016. -№ 13-1. - Режим доступа: https://journals.openedition.org/rdlc/462

11. Blanc J. Déclic 1 / J. Blanc, J.-M. Cartier, P. Lederlin - Paris: CLE International. - 2014. - 130 p.

12. Carlier L. La Carte Mentale Outil Pedagogique / L. Carlier // Scribd.com. - Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/253425228/La-Carte-Mentale-Outil-Pedagogique#.

13. Cartes heuristiques FLE // Français Langue Etrangère. - Режим доступа: https://lewebpedagogique.com/ressources-fle/cartes-heuristiques-fle/

ces:

6. Sazanova L. Mental maps as a means of teaching at a university / L. Sazanova // Prospects for the development of information technologies. - 2016. - № 28. - P. 118-122.

7. Selivanova N.A. Bluebird = L'oiseau bleu: textbook. fr. lang. for 7-8 cl. general education. institutions / N.A. Selivanova, A. Yu. Shashurin; design by K. Scheibling; artist V. Galdyaev. - 5th ed. - Moscow: Education, 2003. - 263 p.

8. Standard of basic general education in a foreign language [Electronic resource] // Zakonprost. - Access mode: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670390

9. Apprenez vos cours de français avec une carte mentale [Electronic resource] // Nathaliefle.com. - Access mode: https://nathaliefle.com/apprenez-cours-francais-avec-carte-mentale/

10. Bardière Y. De la pragmatique à la compétence pragmatique [Electronic resource] / Y. Bardière // Interactions langagières et didactique des langues. -2016. -№ 13-1. - Access mode: https://journals.openedition.org/ rdlc/462

11. Blanc J. Déclic 1 / J. Blanc, J.-M. Cartier, P. Lederlin. - Paris: CLE International. - 2014. - 130 p.

12. Carlier L. La Carte Mentale Outil Pedagogique / L. Carlier // Scribd.com. - Access mode: https://ru.scribd.com/document/253425228/La-Carte-Mentale-Outil-Pedagogique#

13. Cartes heuristiques FLE // Français Langue Etrangère. - Access mode: https://lewebpedagogique.com/ ressources-fle/cartes-heuristiques-fle/

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.