Научная статья на тему 'ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ'

ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успешный преподаватель / эмоционально привлекательный преподаватель / авторитетный преподаватель / личностные качества / коммуникативные качества / деятельностные качества / emotionally attractive teacher / authoritative teacher / personal qualities of an emotionally attractive teacher / personal qualities of an authoritative teacher

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И.Н. Андреева, Я.А. Иванова

Проанализированы взаимосвязи оценок студентами авторитетности, эмоциональной привлекательности и личностных качеств преподавателей. Использовался метод семантического дифференциала «Преподаватель глазами студента» и авторская анкета, состоящая из 28 коммуникативных и деятельностных качеств. Для обработки данных использовался метод корреляционного анализа Спирмена. По результатам использования авторской анкеты обнаружены значимые положительные сильные корреляции между оценками студентами: 1) эмоциональной привлекательности и авторитетности и коммуникативных (обязательность, выразительность, предусмотрительность, справедливость, оптимизм, общительность, толерантность) и деятельностных (компетентность, активность, инициативность, артистичность, критичность мышления, наблюдательность и стрессоустойчивость) качеств преподавателя; 2) эмоциональной привлекательности и коммуникативных (доброжелательность, искренность, дружелюбие, тактичность и чуткость) качеств преподавателя, а также эмоциональной привлекательности и деятельностного (креативность) качества; 3) авторитетности преподавателя и его деятельностных (целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, решительность, трудолюбие, настойчивость, независимость) качеств. По результатам применения семантического дифференциала выявлены на достоверном уровне положительные сильные корреляции: между оценками эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих деятельностных черт преподавателя: «Выделяет главное», «Соблюдает логику в изложении», «Эрудиция», «Вызывает интерес у аудитории», «Заинтересован в успехе студента», «Объективность в оценке знаний», а также коммуникативных черт: «Излагает материал ясно, доступно», «Следит за реакцией аудитории», «Демонстрирует четкость дикции», «Доброжелательность и такт», «Уважение к студентам», «Терпение»; между оценками эмоциональной привлекательности и следующих коммуникативных черт преподавателя: «Умеет снять стресс», «Разъясняет сложные моменты»; между оценками авторитетности и следующих деятельностных качеств: «Задает вопросы, дискутирует», «Польза материала в будущем», «Требовательность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.Н. Андреева, Я.А. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATIONSHIP OF ASSESSMENTS OF AUTHORITY, EMOTIONAL ATTRACTIVENESS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS BY STUDENTS

The article analyzes the relationships between students' assessments of the authority, emotional attractiveness and personal qualities of teachers. The method of semantic differential “The teacher through the eyes of a student” and the author’s questionnaire, consisting of 28 communicative and activity qualities, were used. The Spearman correlation analysis method was used to process the data. As a result of using the author’s questionnaire, significant positive strong correlations were found: 1) students’ assessments of emotional attractiveness and authority with assessments of the teacher’s communicative qualities (commitment, expressiveness, foresight, fairness, optimism, sociability, tolerance), and activity qualities (competence, activity, initiative, artistry, critical thinking, observation and stress resistance); 2) between assessments of emotional attractiveness and communicative qualities of a teacher: goodwill, sincerity, friendliness, tact and sensitivity, as well as between assessments of emotional attractiveness and activity quality – creativity; 3) between assessments of the teacher’s authority and his active qualities, such as determination, passion for science, high efficiency, determination, hard work, perseverance, independence. Based on the results of applying the semantic differential, positive strong correlations were identified at a reliable level: between assessments of emotional attractiveness, authority and the following activity traits of the teacher: “Highlights the main thing”, “Complies with logic in presentation”, “Erudition”, “Arouses interest among the audience”, “Interested in student success”, “Objectivity in assessing knowledge”, as well as communicative traits: “Presents the material clearly, accessible”, “Monitors the audience’s reaction”, “Demonstrates clarity of diction”, “Goodwill and tact”, “Respect for students”, “Patience”; between assessments of emotional attractiveness and the following communicative traits of a teacher: “Can relieve stress”, “Explains complex issues”; between assessments of authority and the following active qualities: “Asks questions, discusses”, “Useful of the material in the future”, “Demandingness”.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 Б01 10.52928/2070-1640-2024-41-1-58-64

ОБРАЗ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

д-р психол. наук, проф. И.Н. АНДРЕЕВА, Я А. ИВАНОВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Проанализированы взаимосвязи оценок студентами авторитетности, эмоциональной привлекательности и личностных качеств преподавателей. Использовался метод семантического дифференциала «Преподаватель глазами студента» и авторская анкета, состоящая из 28 коммуникативных и деятельностных качеств. Для обработки данных использовался метод корреляционного анализа Спирмена.

По результатам использования авторской анкеты обнаружены значимые положительные сильные корреляции между оценками студентами: 1) эмоциональной привлекательности и авторитетности и коммуникативных (обязательность, выразительность, предусмотрительность, справедливость, оптимизм, общительность, толерантность) и деятельностных (компетентность, активность, инициативность, артистичность, критичность мышления, наблюдательность и стрессоустойчивость) качеств преподавателя; 2) эмоциональной привлекательности и коммуникативных (доброжелательность, искренность, дружелюбие, тактичность и чуткость) качеств преподавателя, а также эмоциональной привлекательности и деятельностного (креативность) качества; 3) авторитетности преподавателя и его деятельностных (целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, решительность, трудолюбие, настойчивость, независимость) качеств.

По результатам применения семантического дифференциала выявлены на достоверном уровне положительные сильные корреляции: между оценками эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих деятельностных черт преподавателя: «Выделяет главное», «Соблюдает логику в изложении», «Эрудиция», «Вызывает интерес у аудитории», «Заинтересован в успехе студента», «Объективность в оценке знаний», а также коммуникативных черт: «Излагает материал ясно, доступно», «Следит за реакцией аудитории», «Демонстрирует четкость дикции», «Доброжелательность и такт», «Уважение к студентам», «Терпение»; между оценками эмоциональной привлекательности и следующих коммуникативных черт преподавателя: «Умеет снять стресс», «Разъясняет сложные моменты»; между оценками авторитетности и следующих деятельностных качеств: «Задает вопросы, дискутирует», «Польза материала в будущем», «Требовательность».

Ключевые слова:успешный преподаватель, эмоционально привлекательный преподаватель, авторитетный преподаватель, личностные качества, коммуникативные качества, деятельностные качества.

Введение. Для успешного выполнения деятельности между преподавателем и студентом должны быть налажены партнерство и обратная связь, а для этого необходимо, чтобы участники образовательного процесса адекватно воспринимали и понимали друг друга. От особенностей отражения студентами преподавателя, от того образа педагога, который у них складывается, зависит успешность обучения и дальнейшего развития.

Проблема успешности преподавателя активно исследуется в психолого-педагогической литературе (в частности, И. А. Зимней, А.К. Марковой, Я. Л. Коломинским). В работах указанных авторов рассматриваются модели эталонного педагога, а также преподавателей с различным уровнем профессионального мастерства. Однако проблема представленности образа преподавателя вуза в сознании студентов только начинает изучаться, а ее исследования пока еще немногочисленны: в качестве примера можно привести работы Б.С. Алишева [1], О.В. Калашниковой [2], О.В. Марухиной [3], Н.И. Плаксиной [4].

Под образом преподавателя понимают совокупность всех представлений о педагоге, включающую в себя комплекс социальных установок на преподавателя [2]. Образ преподавателя вуза можно представить как совокупность личностных качеств педагога, особенностей его педагогического общения и самой педагогической деятельности [2]. Базовую составляющую структуры образа преподавателя вуза представляет совокупность личностных качеств и свойств индивида, личности, индивидуальности человека [6].

В ходе взаимодействия с преподавателями студенты делят успешных преподавателей на две категории: авторитетный и эмоционально привлекательный («любимый») преподаватель. Известно, что личностные качества авторитетных и эмоционально привлекательных индивидов базируются на основе деятельностных черт у первых и коммуникативных - у вторых [12]. Коммуникативные черты необходимы для комфортного и продуктивного взаимодействия между преподавателем и студентом (таковы, например, дружелюбие, справедливость, честность, доброта). Деятельностные черты ведут к достижению успеха в совместной деятельности преподавателя и студента (к ним можно отнести компетентность, независимость, настойчивость, активность). Можно предположить,

что мере преобладания у преподавателя тех либо других черт складывается его определенный образ в сознании студента, и на этой основе по отношению к обучающему развивается уважение либо симпатия.

Стоит отметить, что у студентов даже образ «обычного» преподавателя носит позитивный характер. Такой педагог рассматривается как справедливый, добрый, требовательный, строгий, интересный, понимающий, образованный, умный, профессиональный, грамотный человек [2].

«Любимый» преподаватель обладает такими же чертами, как и «обычный», но в восприятии студентов он представляется более гуманным и человечным. Студенты описывают его как умного, образованного, веселого, аккуратного, вежливого, внимательного, отзывчивого, понимающего, доброго, интересного, общительного, честного, справедливого, требовательного профессионала, обладающего чувством юмора [2].

Авторитетный преподаватель - это компетентный в своей деятельности и за ее рамками педагог. Для такого преподавателя важны профессионализм, вовлеченность в науку, широкий кругозор [4], развитый интеллект, чувство юмора, коммуникабельность, гуманистические и нравственные качества [1]. Авторитетному преподавателю приписывается способность оказывать давление, которая проявляется в качествах личности, характеризующих как активную сторону поведения (требовательность, решительность), так и реактивную (допущение споров, способность признавать свою неправоту). При этом при одинаковой выраженности некоторых личностных свойств у авторитетных и неавторитетных преподавателей у первых они могут оцениваться выше [1].

Недостаточная изученность, фрагментарность и противоречивость результатов изучения личностных качеств успешного преподавателя как эмоционально привлекательного и/или авторитетного обусловливает актуальность нашего исследования.

Основная часть. Цель исследования - продиагностировать выраженность эмоциональной привлекательности и авторитетности преподавателей с точки зрения студентов, а также определить характер взаимосвязи оценок студентами авторитетности, эмоциональной привлекательности и личностных качеств преподавателей.

Методы исследования: эмпирический (опрос: авторская анкета, метод семантического дифференциала), обработки эмпирических данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Исследование проводилось на базе Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. В состав выборки вошли студенты специальности «Практическая психология» в возрасте 19-24 лет (М = 20,9; 8Б = 1,65). Объем выборки 40 человек.

На первом этапе исследования использовался опрос. Студенты, получив список работающих с ними преподавателей, должны были сделать/не сделать отметку в графах таблицы «Это эмоционально привлекательный для меня преподаватель» и «Это авторитетный для меня преподаватель». Обязательным условием исследования была его конфиденциальность.

Далее рассчитывался процент студентов, относящих конкретного преподавателя к категориям «эмоционально привлекательных» и «авторитетных». Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Процентное соотношение студентов, считающих конкретного преподавателя эмоционально привлекательным либо авторитетным_

Преподаватель Преподаватель является эмоционально Преподаватель не является эмоционально привлекательным, % Преподаватель является Преподаватель не является

привлекательным, % авторитетным, % авторитетным, %

1 2 3 4 5

1 80 20 90 10

2 100 0 100 0

3 65 35 85 15

4 92,5 7,5 75 25

5 52,5 47,5 35 65

6 85 15 57,5 42,5

7 30 70 45 55

8 10 90 17,5 82,5

9 90 10 47,5 52,5

10 77,5 22,5 75 25

11 47,5 52,5 45 55

12 85 15 45 55

13 97,5 2,5 92,5 7,5

14 45 55 32,5 67,5

15 40 60 17,5 82,5

16 20 80 32,5 67,5

17 45 55 60 40

18 35 65 10 90

19 10 90 45 55

20 37,5 62,5 15 85

Исходя из данных, представленных в таблице 1, десять преподавателей из 20 (50%) воспринимаются студентами в большей мере как эмоционально привлекательные, а восемь преподавателей из 20 (40%) - как в большей мере авторитетные. Только один преподаватель (5%) эмоционально привлекателен и авторитетен для всех студентов без исключения.

На втором этапе исследования с целью оценки студентами коммуникативных и деятельностных качеств преподавателей мы использовали авторскую анкету, включающую в себя 28 качеств личности.

Следует отметить, что понятия «коммуникативные»/«деятельностные» качества (свойства) личности, как и их структура, в современной психологии четко не определены. Под коммуникативными свойствами личности понимают качества, определяющие отношение личности к другим людям [7], свойства, характеризующие отношение к способу общения [8]. Мы будем рассматривать коммуникативные свойства личности как устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. К коммуникативным свойствам личности на первом этапе нашего исследования отнесем доброжелательность, обязательность (понимаемую как готовность оказывать содействие, внимательность к людям согласно толковому словарю С.И. Ожегова [9]) выразительность, предусмотрительность, чуткость, справедливость, оптимизм, дружелюбие, общительность, искренность, толерантность, тактичность.

Под деятельностными (деятельностно важными) качествами вслед за Ю.П. Поваренковым мы будем понимать индивидуальные качества, которые влияют на эффективность, успешность выполняемой им деятельности и через которые она осуществляется [10]: компетентность, настойчивость, независимость, активность, инициативность, креативность, артистичность, целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, критичность мышления, решительность, трудолюбие, наблюдательность, стрессоустойчивость.

В ходе исследования студенты оценивали качества личности преподавателей по 10-балльной шкале, где 1 балл - качество практически не выражено, а 10 баллов - качество выражено очень сильно. Полученные оценки личностных качеств были приведены к среднему значению в отношении конкретного преподавателя, далее проводился корреляционный анализ с целью определения характера взаимосвязи между оценками студентами личностных качеств, эмоциональной привлекательности (см. таблицу 1, графу 2) и авторитетности (см. таблицу 1, графу 4) преподавателей.

Результаты первого этапа исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Взаимосвязи между оценками личностных качеств, эмоциональной привлекательности и авторитетности преподавателей студентами_

Тип преподавателя Личностные качества Оценка эмоциональной привлекательности Оценка авторитетности

коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г$) уровень значимости коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г$) уровень значимости

1 2 3 4 5 6

Коммуникативные качества

Успешный в целом преподаватель Обязательность 0,78 0,00 0,78 0,00

Выразительность 0,72 0,01 0,78 0,00

Предусмотрительность 0,82 0,00 0,73 0,01

Справедливость 0,86 0,00 0,72 0,01

Оптимизм 0,86 0,00 0,68 0,02

Общительность 0,92 0,00 0,66 0,03

Толерантность 0,77 0,01 0,63 0,04

Эмоционально привлекательный преподаватель Доброжелательность 0,94 0,00 0,46 0,16

Искренность 0,95 0,00 0,53 0,09

Дружелюбие 0,95 0,00 0,45 0,17

Тактичность 0,82 0,00 0,57 0,07

Чуткость 0,93 0,00 0,46 0,15

Деятельностные качества

Успешный в целом преподаватель Компетентность 0,75 0,01 0,71 0,01

Активность 0,72 0,01 0,74 0,01

Инициативность 0,60 0,05 0,86 0,00

Артистичность 0,78 0,00 0,61 0,05

Критичность мышления 0,67 0,02 0,86 0,00

Наблюдательность 0,61 0,05 0,84 0,00

Стрессоустойчивость 0,66 0,03 0,75 0,01

Эмоционально привлекательный преподаватель Креативность 0,84 0,00 0,56 0,08

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6

Авторитетный пре- Целеустремленность 0,54 0,09 0,88 0,00

подаватель Увлеченность наукой 0,59 0,06 0,77 0,01

Высокая работоспособность 0,58 0,06 0,84 0,00

Решительность 0,59 0,06 0,89 0,00

Трудолюбие 0,52 0,10 0,87 0,00

Настойчивость 0,41 0,22 0,79 0,00

Независимость 0,54 0,09 0,78 0,00

Согласно таблице 2, были выявлены значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих коммуникативных качеств преподавателя: обязательности, выразительности, предусмотрительности, справедливости, оптимизма, общительности, толерантности, а также между оценкой эмоциональной привлекательности, авторитетности и деятельностных качеств, таких как компетентность, активность, инициативность, артистичность, критичность мышления, наблюдательность и стрессоустойчивость. Это означает, что успешный преподаватель, являясь одновременно эмоционально привлекательным и авторитетным, в коммуникативном плане: внимателен к студентам, живо, ярко и образно выражает свои мысли, умеет заранее предвидеть все последствия текущей ситуации, беспристрастно и объективно оценивает обучающихся, умеет поддерживать позитивное настроение и мотивировать студентов на достижение успеха, способен устанавливать контакты и вести диалог с представителями любых социальных слоев, терпим к индивидуальным особенностям, убеждениям и взглядам, отличающимся от его собственных. В деятельностном плане такой преподаватель имеет глубокие знания и разнообразный опыт в своей области, он энергично проводит занятия и стимулирует активное участие студентов, инициативен, умеет перевоплощаться, оставаясь при этом естественным, критичен в анализе информации и поощряет студентов к развитию критического мышления, внимательно следит за реакциями студентов и подмечает индивидуальные особенности каждого из них, способен сохранять спокойствие и эффективно реагировать в стрессовых ситуациях.

Получены значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками эмоциональной привлекательности и коммуникативных качеств преподавателя: доброжелательности, искренности, дружелюбия, тактичности и чуткости, а также между оценкой эмоциональной привлекательности и деятельностного качества - креативности. Иными словами, эмоционально привлекательный преподаватель с точки зрения студентов в коммуникативном плане доброжелателен, обладает тактом, избегает конфликтов со студентами. Он оказывает поддержку обучающимся, всегда готов прийти на помощь, выполнить просьбу. Искренность и чуткость помогают ему выстраивать доверительные отношения со студентами. В деятельностном плане эмоционально привлекательный преподаватель творчески подходит к планированию и проведению занятий занятиям, гибко реагирует на возникающие в ходе занятия ситуации.

Определены значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками авторитетности преподавателя и его деятельностных качеств, таких как целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, решительность, трудолюбие, настойчивость, независимость. Иными словами, авторитетный преподаватель, по мнению студентов, в деятельностном плане настойчив в достижении поставленных собой и студентами целей, стремится приобрести новые знания, передать их молодежи и вовлечь студентов в научную деятельность. Такой преподаватель любит трудиться, способен долго и упорно работать. Способен быстро и эффективно принимать решения в сложных обстоятельствах. Самостоятелен в принятии решений и выборе методов обучения.

На третьем этапе исследования был использован метод семантического дифференциала «Преподаватель -глазами студента» [5], состоящий из 18 личностных черт преподавателей. Студенты оценивали качества преподавателей по 10-балльной шкале, где 1 балл - качество практически не выражено, а 10 баллов - качество выражено очень сильно. Личностные черты были отнесены к деятельностным и коммуникативным на основании предложенных выше их определений. Обработка результатов проводилась так же, как и на первом этапе исследования. Результаты второго этапа исследования представлены в таблице 3.

Были установлены (таблица 3) значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих деятельностных качеств преподавателя: «Выделяет главное», «Соблюдает логику в изложении», «Эрудиция» «Вызывает интерес у аудитории», «Заинтересован в успехе студента», «Объективность в оценке знаний», , а также коммуникативных качеств: «Излагает материал ясно, доступно», «Следит за реакцией аудитории», «Демонстрирует четкость дикции», «Доброжелательность и такт», «Уважение к студентам», «Терпение». Это означает, что успешный преподаватель, являясь одновременно эмоционально привлекательным и авторитетным, должен в деятельностном плане: умеет выделять главное, логично структурирует материал, чтобы он легко воспринимался студентами и успешно ими усваивался. Высокий уровень эрудиции позволяет преподавателю демонстрировать глубокое знание учебного материала и заинтересовать студентов. Такой преподаватель заинтересован в успешности студентов, он помогает

студентам осознать ценность получаемых знаний, то, как их можно применять на практике. Он объективно и беспристрастно оценивает знания студентов.

Таблица 3. - Взаимосвязи между оценками личностных черт, эмоциональной привлекательности и авторитетности преподавателей студентами по методу семантического дифференциала_

Тип преподавателя Личностные качества Оценка эмоциональной привлекательности Оценка авторитетности

коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г$) уровень значимости коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г3) уровень значимости

Деятельностные качества

Успешный в целом преподаватель Выделяет главное 0,76 0,01 0,61 0,05

Соблюдает логику в изложении 0,82 0,00 0,72 0,01

Эрудиция 0,70 0,02 0,78 0,00

Вызывает интерес у аудитории 0,81 0,00 0,64 0,03

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтересован в успехе студента 0,81 0,00 0,66 0,03

Объективность в оценке знаний 0,82 0,00 0,73 0,01

Эмоционально привлекательный преподаватель Творческий подход 0,86 0,00 0,58 0,06

Авторитетный преподаватель Задает вопросы, дискутирует 0,57 0,07 0,87 0,00

Польза материала в будущем 0,55 0,08 0,72 0,01

Требовательность 0,43 0,19 0,68 0,02

Коммуникативные качества

Успешный в целом преподаватель Излагает материал ясно, доступно 0,82 0,00 0,68 0,02

Следит за реакцией аудитории 0,74 0,01 0,84 0,00

Демонстрирует четкость дикции 0,67 0,02 0,85 0,00

Доброжелательность и такт 0,80 0,00 0,68 0,02

Уважение к студентам 0,84 0,00 0,66 0,03

Терпение 0,82 0,00 0,66 0,03

Эмоционально привлекательный преподаватель Умеет снять стресс 0,77 0,01 0,57 0,07

Разъясняет сложные моменты 0,78 0,00 0,59 0,05

В коммуникативном плане успешный преподаватель доступно излагает материал. Для успешного преподавателя важно следить за аудиторией и, таким образом, адаптировать под них свой подход к обучению в зависимости от потребностей студентов. Правильное произношение и интонация позволяют аудитории лучше усвоить материал. Доброжелательный и тактичный преподаватель создает дружественную обучающую атмосферу, в которой студенты чувствуют себя комфортно и мотивированно, что способствует налаживанию взаимопонимания между студентами и преподавателем. Преподаватель, создающий атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и доверия, способствует успешному обучению и развитию каждого студента как личности.

Отмечены значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками эмоциональной привлекательности и следующих коммуникативных черт преподавателя: «Умеет снять стресс», «Разъясняет сложные моменты». Это означает, что эмоционально привлекательный преподаватель с точки зрения студентов в коммуникативном плане с помощью шуток и доброжелательной атмосферы может снять стресс и усталость у студентов, разъясняет понятным языком трудные аспекты материала.

Наши результаты в определенной мере соответствуют результатам исследования, проведенного О.В. Калашниковой, согласно которым эмоционально привлекательному («любимому») преподавателю студентами чаще приписывались коммуникативные черты: доброта, понимание, человеколюбие, однако присутствовали

и деятельностные (ум, внимательность, требовательность) [2]. В составленном ею на основе оценок студентов образе «любимого» преподавателя практически отсутствует строгость, при этом данный образ характеризуется чертами мягкости, эмпатийности [2].

Кроме того, выявлены значимые (р < 0,05) положительные сильные корреляции между оценками авторитетности и следующих деятельностных качеств: «Задает вопросы, дискутирует», «Польза материала в будущем», «Требовательность». Это значит, что в деятельностном плане авторитетный преподаватель может использовать различные виды вопросов, устаивать дискуссии для лучшего усвоения материла; ориентирует на использование учебных знаний в будущем, подсказывает студентам, как они могут применять изученный теоретический материал на практике. Требовательность авторитетного преподавателя помогает студентам в самоорганизации, в самосовершенствовании.

Полученные нами результаты в определенной мере схожи результатам исследования, проведенного

H.В. Матолыгиной и Л.В. Ругловой, согласно которым авторитет преподавателя базируется не только на внешних данных (выразительная мимика, жестикуляция, четкость дикции), на особенностях первых лекционных и практических занятий (системное и логичное изложение материала, эмоциональность), но и на отношении к студентам (требовательность, дисциплинированность, общение с аудиторией, внимательность, доброжелательность либо равнодушие, враждебность), на проявляемой эрудиции, грамотности и чувстве юмора [11]. Однако согласно результатам нашего исследования, перечисленные указанными авторами качества более свойственны успешному в целом преподавателю, а авторитетность преподавателя в чистом виде базируется на деятельностных качествах.

Заключение. Таким образом, по итогам оценки эмоциональной привлекательности и авторитетности преподавателей студентами мы установили, что 50% преподавателей воспринимаются студентами в большей мере как эмоционально привлекательные, 40% - как в большей мере авторитетные. Только один преподаватель (5%) эмоционально привлекателен и авторитетен для всех студентов без исключения.

В результате использования авторской анкеты обнаружены на достоверном уровне положительные сильные корреляции:

1) оценок студентами эмоциональной привлекательности и авторитетности с оценками коммуникативных качеств преподавателя (обязательности, выразительности, предусмотрительности, справедливости, оптимизма, общительности, толерантности), и деятельностных качеств (компетентности, активности, инициативности, артистичности, критичности мышления, наблюдательности и стрессоустойчивости);

2) между оценками эмоциональной привлекательности и коммуникативных качеств преподавателя: доброжелательности, искренности, дружелюбия, тактичности и чуткости, а также между оценкой эмоциональной привлекательности и деятельностного качества - креативности;

3) между оценками авторитетности преподавателя и его деятельностных качеств, таких как целеустремленность, увлеченность наукой, высокая работоспособность, решительность, трудолюбие, настойчивость, независимость.

В результате применения метода семантического дифференциала «Преподаватель - глазами студента» обнаружены на достоверном уровне положительные сильные корреляции между оценками:

1) эмоциональной привлекательности, авторитетности и следующих деятельностных черт преподавателя: «Выделяет главное», «Соблюдает логику в изложении», «Эрудиция» «Вызывает интерес у аудитории», «Заинтересован в успехе студента», «Объективность в оценке знаний», а также коммуникативных черт: «Излагает материал ясно, доступно», «Следит за реакцией аудитории», «Демонстрирует четкость дикции», «Доброжелательность и такт», «Уважение к студентам», «Терпение»;

2) эмоциональной привлекательности и следующих коммуникативных черт преподавателя: «Умеет снять стресс», «Разъясняет сложные моменты»;

3) авторитетности и следующих деятельностных качеств: «Задает вопросы, дискутирует», «Польза материала в будущем», «Требовательность».

Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что успешность преподавателя в целом, понимаемая как авторитетность в сочетании с эмоциональной привлекательностью, определяется высокоразвитыми деятельностными и коммуникативными качествами. В свою очередь, чтобы стать эмоционально привлекательным преподавателем необходимо в большей мере развивать в себе коммуникативные качества в сочетании с деятельностным - креативностью, а для того чтобы стать авторитетным - деятельностные качества личности.

Результаты исследования позволяют разработать практические рекомендации с целью самоопределения и профессионального саморазвития начинающих преподавателей, а также способствовать оптимизации образовательного процесса в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

I. Алишев Б.С., Нигматуллина А.Р. Что обуславливает авторитет педагога? // Казан. пед. журн. - 2003. - № 1. - С. 60-64.

2. Калашникова О.В. Образ преподавателя в сознании студентов педагогического вуза // Проблемы соврем. пед. образования. - 2020. - № 66-3. - С. 354-357.

3. Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов

многомерного анализа данных // Междунар. журн. эксперимент. образования. - 2015. - № 3 (ч. 2). - С. 180-185.

4. Плаксина Н.И., Полухина О.П. Сущностные характеристики профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Территория науки. - 2012. — № 1. — С. 14-16.

5. Гущина Т.В., Якеева И.В. Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов // Вестн. Костром. гос. технолог. ун-та. - 2009. - № 22. - С. 97-100.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

7. Поправко И.В., Бадалян Ю.В. К вопросу об изучении коммуникативных качеств личности // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 12(42). - С. 587-590.

8. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: метод. рекомендации для студентов. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений. - 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 2003. - 943 с.

10. Поваренков Ю.П. Определение и классификация деятельностно важных качеств профессионала // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / Ярославль (18-20 нояб. 2018 г.). -Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2018. - Ч. I. - С. 218-224.

11. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. О педагогическом авторитете преподавателя высшей школы на современном этапе развития российского общества // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - № 1. - С. 1-8.

12. Abele A.E. Communal and agentic content in social cognition: A dual perspective model // Advances in Experimental Social Psychology. - 2014. - Vol. 50. — P. 195-255.

Поступила 25.04.2024

THE INTERRELATIONSHIP OF ASSESSMENTS OF AUTHORITY, EMOTIONAL ATTRACTIVENESS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS BY STUDENTS

I. ANDREYEVA, Y. IVANOVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article analyzes the relationships between students' assessments of the authority, emotional attractiveness and personal qualities of teachers. The method of semantic differential "The teacher through the eyes of a student" and the author's questionnaire, consisting of 28 communicative and activity qualities, were used. The Spearman correlation analysis method was used to process the data.

As a result of using the author's questionnaire, significant positive strong correlations were found: 1) students' assessments of emotional attractiveness and authority with assessments of the teacher's communicative qualities (commitment, expressiveness, foresight, fairness, optimism, sociability, tolerance), and activity qualities (competence, activity, initiative, artistry, critical thinking, observation and stress resistance); 2) between assessments of emotional attractiveness and communicative qualities of a teacher: goodwill, sincerity, friendliness, tact and sensitivity, as well as between assessments of emotional attractiveness and activity quality - creativity; 3) between assessments of the teacher's authority and his active qualities, such as determination, passion for science, high efficiency, determination, hard work, perseverance, independence.

Based on the results of applying the semantic differential, positive strong correlations were identified at a reliable level: between assessments of emotional attractiveness, authority and the following activity traits of the teacher: "Highlights the main thing ", "Complies with logic in presentation ", "Erudition ", "Arouses interest among the audience ", "Interested in student success ", "Objectivity in assessing knowledge ", as well as communicative traits: "Presents the material clearly, accessible", "Monitors the audience's reaction", "Demonstrates clarity of diction", "Goodwill and tact", "Respect for students", "Patience"; between assessments of emotional attractiveness and the following communicative traits of a teacher: "Can relieve stress", "Explains complex issues"; between assessments of authority and the following active qualities: "Asks questions, discusses", "Useful of the material in the future", "Demandingness".

Keywords: emotionally attractive teacher, authoritative teacher, personal qualities of an emotionally attractive teacher, personal qualities of an authoritative teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.