Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 157-165.
УДК 612.821
ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КФУ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Пучкова Л. Л.
Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского, г Симферополь, Республика Крым
E-mail: persik_73@mail.ru
В статье представлены результаты изучения образа преподавателя психологии в представлении студентов-психологов КФУ им. Вернадского В. И. Акцентируются ключевые психологические составляющие образа преподавателя: эмоциональный, профессиональный и коммуникативный. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ, критерии анализа различий, методика «Незаконченные предложения», «Личностный дифференциал». Статистически доказывается существование дифференцированных показателей образа преподавателя у студентов-психологов разного пола.
Ключевые слова: гендер, образ, преподаватель психологии, представления, различия, студент-психолог.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущим субъективным фактором, детерминирующим успешность и результативность учебно-образовательного процесса, профессиональной идентификации, обретения будущим специалистом индивидуальных и профессиональных компетенций, является образ преподавателя. По мысли Леонтьева А. Н., «образ педагога» - это сложное когнитивное и эмоциональное образование, где отражаются субъективные представления человека о педагоге как о профессионале во всем его многообразии [12].
Дисгармоничность в понимании и восприятии преподавателя будет препятствовать формированию профессиональной идентичности студента, как стадиального психологического феномена, возникающего в ходе целеустремленной, творческой познавательной активности в учебно-профессиональной среде (Бусыгина Т. А. [4]; Поваренков Ю. П. [15]; Шнейдер Л. Б. [21]).
На значимость изучения специфики взаимодействия в диаде «преподаватель -студент», указывают многие современные исследователи: Ананьев Б. Г. [2], Бодалев А. А. [3], Кукосян О. Г. [10], Митина Л. М. [13], Рогов Е. И. [17] и др.
157
Преподаватель психологии для студентов - это, прежде всего, субъект взаимоотношений. В связи с этим, особое своеобразие профессиональной подготовке студентов-психологов придает то, что лишь преподаватель, гипотетически близкий к идеалу представителя профессии «психолог» способен мотивировать студента к получению профессиональных знаний, заинтересовывать предметом, содействовать осознанию студентом самого себя как специалиста, способного помогать другим.
Вопрос о психологических составляющих образа преподавателя психологии представляет интерес для исследователя, так как являет собой базу для прогнозирования процесса профессионального становления будущего специалиста.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Теоретический анализ исследований по проблеме исследования ведущей роли личности преподавателя в процессе профессионализации и развития профессионального самосознания студента показал, что имеющиеся научные работы, как правило, посвящены изучению профессионального образа Я студента -психолога, мотивов выбора им профессии: Абульханова-Славская К. А. [1]; Казначеева Н. Б. [8]; Ксенда О. Г. [9]; Олифирович Н. И., Солодуха Ю. М. [14]. Достаточно большое количество исследований посвящено изучению личностных особенностей, сущностных характеристик «лучшего», «идеального», «любимого» или «нелюбимого» преподавателя (Гужва И. В. [6], Егоров И. В. [7]); описанию значимости внешнего вида, навыков невербальной интеракции (Суржин В. В. [18]).
Исследовательский интерес обусловлен тем, что проблема организации эффективного учебно-образовательного процесса, а также составления целостного представления об образе преподавателя психологии, где в приоритете будет его коммуникативная и профессиональная компетентность, остается востребованной и не теряет актуальности в условиях реформирования современной системы высшего образования, необходимости в апробации и тщательном осмыслении результатов введения новых подходов к подготовке педагогических кадров высшей школы.
Целью исследования было определение гендерных особенностей представлений о преподавателе психологии у студентов, обучающихся на факультете психологии в Таврической академии КФУ им. Вернадского В. И.
ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирическая часть работы проводилась в 2015 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского В.И. В исследовании приняли участие 55 студентов специалитета и 30 магистрантов. Из которых 75 девушек и 10 юношей в возрасте от 19 до 23 лет.
Были использованы следующие методы: анкетирование, методика «Личностный дифференциал», авторы Бажин Е. Ф. и Эткинд А. М. (вариант, адаптированный в НИИ им. Бехтерева В. М.) и модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса Л. и Леви В. [16]. Эмпирические данные были
158
обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки данных SPSS (версия 7) и Microsoft Excel.
С целью выделения психологических составляющих образа преподавателя психологии, студентам предлагалось заполнить анкету, которая состояла из вопросов: 1) В чем, по вашему мнению, заключается профессионализм преподавателя психологии? 2) Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать идеальный преподаватель психологии? 3) Каким должен быть преподаватель психологии, чтобы Вы его уважали и посещали с интересом его лекции?
Выявить представления студентов о преподавателе психологии позволил контент-анализ данных, полученных при помощи модифицированной методики «Незаконченные предложения»: «Преподаватель иногда...», «Мне кажется, что преподаватель иногда.», «Мне кажется, что хороший преподаватель ...», «Думаю, что преподаватель редко.», «Я считаю, что большинство преподавателей.».
Для изучения представлений студентов об идеальном и реальном преподавателе психологии использовался «Личностный дифференциал». Исследуемые факторы: «Оценка», «Сила», «Активность».
Созданный психологический инструментарий предоставил возможность изучить психологические составляющие образа преподавателя психологии у студентов КФУ и сформировать оценочные критерии.
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Соотношение всех диагностических показателей анкетирования и психодиагностических методик отражает содержательную наполненность представлений о преподавателе психологии у студентов-психологов.
Особенности образа преподавателя психологии КФУ в восприятии студентов изучались при помощи методики «Личностный дифференциал». Применение U критерия Манна-Уитни для соотношения показателей реального и идеального образа преподавателя не обнаружило значимых различий в представлениях студентов о преподавателе: оценки по всем трем факторам близки. Это можно объяснить тем, что студенты обладают достаточной информацией о педагогах, эмоционально принимают и адекватно оценивают преподавателей (p>0,1).
Выявлены расхождения в представлениях о преподавателе на уровне значимости не более 0,01 по фактору «Оценка» методики «Личностный дифференциал» между образами «реального» и «идеального» преподавателя: идеальный образ преподавателя у студентов ближе к реалистичному, чем таковой у студенток.
Контент-анализ ответов на вопросы анкеты и завершения незаконченных предложений показал, что студенты-психологи имеют сходства и различия в содержании образа преподавателя, детерминированные не только системой личностных ценностей и установок, но и полом.
В образе преподавателя психологии есть ряд постоянных психологических характеристик, которые присутствуют в представлениях студентов: «Хороший преподаватель должен обладать большим энергетическим потенциалом, уметь
159
просто и понятно подавать материал, быть открытым, дружелюбным, коммуникабельным, харизматичным».
Мнение студентов, относительно образа преподавателя также можно выразить следующим образом: «Преподаватель психологии, чтобы его уважали и посещали лекции, должен передавать свои знания в доступной для студента форме в процессе диалога и непринужденного общения - в противовес монологу и авторитаризму школьных учителей».
Профессионализм преподавателя психологии, по мнению студентов, «заключается в умении преподавателя установить контакт с аудиторией, понятно донести материал до студента, раскрыть творческий потенциал», «побуждать и поддерживать интерес студента к получаемой профессии».
Наиболее значимыми составляющими образа преподавателя в представлении студентов КФУ (более 45% ответов) оказались: справедливость; увлеченность своим предметом; склонность к научно-исследовательской работе; компетентность; увлеченность читаемой дисциплиной; эрудированность; обладание знаниями по преподаваемой дисциплине. Относительно компетентности преподавателя, необходимо отметить, что студентами чаще выделяются характеристики, имеющие большее отношение к коммуникативной компетентности, нежели к профессиональной компетентности.
Наименее значимыми (менее 10% ответов) явились: оказание психологического давления на студентов; владение различными приемами и средствами преподавания; научное звание преподавателя.
В ходе исследования выделились гендерные различия в психологических составляющих образа преподавателя у студентов - психологов. Применение критерия ф Фишера показало достоверность различий, относительно содержания образа преподавателя у студентов разного пола на уровне 0,05. Различия касаются профессиональных и индивидуально-психологических составляющих образа преподавателя. Наглядно данные представлены на рис.1.
60% _
50%---
40%------
30%--------
20%-- - -
10%-- - -
0% -----,-----,
студенты студентки
□ эмоциональный компонент □ коммуникативный компонент
□ профессиональный компонент
Рис.1 Соотношение трех компонентов образа преподавателя психологии у студентов и студенток психологического факультета КФУ (в процентах).
160
Как видно из рисунка 1, в образе преподавателя у студенток КФУ преобладает эмоциональный компонент: они дают большее количество определений эмоционально-нравственной составляющей образа преподавателя (как реального, так и идеального): изящность и тонкость души, внешняя привлекательность, чувство стиля, демократичность, коммуникабельность, толерантность, позитивность, способность помочь, доброта, дружелюбие, позитивность, строгость.
Студенты оказались более требовательны к преподавателю, выше оценивали его умение заинтересовать предметом, привести примеры из опыта работы и использовать современные информационные технологии.
Идеальный преподаватель психологии в представлении студенток — это добропорядочный, демократичный, гармоничный, стильный, лояльный, понимающий и принимающий студента профессионал, умеющий излагать материал логично, общедоступно, интересно и понятно.
Идеальный преподаватель психологии в представлении студентов образован, корректен, рефлексивен, склонен к самосовершенствованию, справедлив и ответственен, коммуникабелен, прекрасно понимает психологию человека и владеет ораторским мастерством.
Значимым здесь представляется интерпретационный процесс: преподаватель воспринимается студентами либо с позиции субъективного, эмоционального отношения (хороший - плохой, добрый - злой), либо как статусная фигура, носитель определенных профессиональных качеств.
ВЫВОДЫ
Ключевыми составляющими образа преподавателя психологии КФУ в представлениях студентов-психологов содержит индивидуально-психологический (эмоциональный), профессиональный и коммуникативный компонент.
Индивидуально-психологический компонент составляют: лояльность, душевность, доброта, искренность, преданность, гуманность, честность, доброжелательность, открытость, изящность,
эмпатийность, интеллектуальность, эмоциональная стабильность.
В профессиональной деятельности студентами цениться влюбленность в работу и увлеченность ею, организация лекций в форме диалога с примерами из опыта консультирования, психотерапии, новаторство, профессиональная рефлексивность, стремление преподавателя к самоактуализации и развитию.
К элементам коммуникативной компетентности преподавателя отнесены демократический стиль общения, эмоциональная грамотность, интеллигентность, культура речи, коммуникабельность.
В результате эмпирического исследования подтвердилось предположение о наличии гендерных особенностей представлений о психологе - профессионале у студентов психологического факультета КФУ: образ преподавателя у юношей-студентов более дифференцирован и сложен, сконцентрирован на профессиональном и личностном компоненте - на волевых, интеллектуальных и статусных характеристиках преподавателя. В образе преподавателя у студенток
161
КФУ превалирует эмоциональный компонент - характеристики внешности, эмоциональные оценки личности преподавателя.
Выяснилось, что идеальный преподаватель в представлении студентов сочетает в себе ученого, педагога-новатора и наставника. Студентами, независимо от пола, отмечается значимость коммуникативной и профессиональной компетентности педагога, выделяются эмоционально-волевые качества, описываются характеристики внешнего вида.
Эмпирическое исследование позволило определить тенденции формирования имиджа преподавателя психологии КФУ. Дальнейшая теоретическая и практическая разработка этой проблемы будет способствовать оптимизации не только учебного процесса в вузе, но и личностного саморазвития преподавателя.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред.
B. А. Бодрова - М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. - 287 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: т. I. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2000. -230 с.
3. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М., 1995. - 328 с.
4. Бусыгина Т. А. Имидж преподавателя вуза // Профессор-профессия: теория проектирования образования преподавателя вуза / Т.А. Бусыгина. - Самара: Перспектива, 2003. - 200 с.
5. Володина К. А., Колмогорцева Н. Н. Изучение образа профессии у студентов - психологов / К. А. Володина, Н. Н. Колмогорцева // Педагогическое образование в России. Вып.№ 7, 2014. [Электронный ресурс:http://cyberleninka.ru/artide/n/eksperimentalnoe-issledovanie-obraza-professii-u-studentov-psihologov-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-v-vuze#ixzz3p7gHNBfD] (дата доступа: 30.09. 2015)
6. Гужва И. В. К проблеме специфики педагогического общения в современном вузе: преподаватель-студент / И. В. Гужва // Психология в современном информационном пространстве: материалы междунар. науч. Конф. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. -
C. 96-98.
7. Егоров И. В. Исследование представление студентов об образе преподавателя педагогического вуза / И. В. Егоров// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2013. Вып. 4 (31). - С. 123133.
8. Казначеева Н. Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов./ Н. Б. Казначеева // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб., 2002. - Т.5. - С.82-83.
9. Ксенда О. Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов/ О. Г. Ксенда // Психологический журнал, 2010. - №2. - С.55-59.
10. Кукосян О. Г. О некоторых особенностях познания студентами преподавателя // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979. - С. 142-154.
11. Лежнина Л. В. Специфика профессиональной деятельности психолога в современном образовании / Л. В. Лежнина // Известия Академии наук Республики Таджикистан, 2007. - № 4.
- С. 208-212.
12. Леонтьев А. Н. Психология образа/ А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1979.
- №2. - С.3-13.
13. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии, 1997. - №4. - С.28-38.
14. Олифирович Н. И., Солодуха Ю. М. Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи /
162
Н. И. Олифирович, Ю. М. Солодуха // Психологическая наука и образование, 2013. - №3. -С.78-88.
15. Поваренков Ю. П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. -С.195-218.
16. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Д. Я. Райгородский. -Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
17. Рогов Е. И., Симченко А. Н. Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе / Е. И. Рогов, А. Н. Симченко. // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - Ростов на Дону, 2011. [Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/education21/issue/54462_fuU.shtml] (дата доступа: 10.10.2015)
18. Суржин В. В. Психолого-педагогическое исследование особенностей имиджа педагога высшей школы // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. / под ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. - М., 2013. Вып. 3. - С. 103-112.
19. Шаньгина Н. В. Образ психолога-профессионала в представлении студентов психологического факультета / Н. В. Шаньгина // Вестник Российской академии естественных наук. Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки, 2006. - № 11 (1). - С. 43-46.
20. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 1998. - 132 с.
21. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография // Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.
UDC 612.821
IMAGE PROFESSOR OF PSYCHOLOGY AT THE STUDENTS' PSYCHOLOGY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY: GENDER ASPECT
Puchkova L. L.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation E-mail: persik_73@mail.ru
The article presents the results of a study of the image of the teacher of psychology in the representation of psychology students Crimean Federal V. I. Vernadsky University. The article points to the importance of studying the specificity of the interaction in a dyad "teacher - student", due to the fact that disharmony in the understanding and perception of the teacher will prevent the formation of professional identity of students. Accent key psychological components of the image of the teacher: the emotional, professional and communicative. Individually-psychological component are: loyalty, sincerity, kindness, sincerity, loyalty, humanity, honesty, kindness, openness and elegance, empathy, intelligence, emotional stability. The professional activity of the students appreciated the love and dedication to the work of her organization of lectures in the form of a dialogue with examples from counseling, psychotherapy, innovation, professional reflexivity, the desire for self-actualization and teacher development. The elements of the communicative
163
competence of the teacher assigned a democratic style of communication, emotional literacy, intelligence, culture of speech, sociability. To solve the problems in the study used the following methods: surveys, content analysis, the criteria for the analysis of differences procedure "incomplete sentences", "Personal differential". Creates a psychological tool provided an opportunity to explore the psychological components of the image of the teacher of psychology students and create evaluation criteria. Statistically, we prove the existence of differentiated image of the teacher performance psychology students of different sexes: it confirmed the assumption of a gender-specific concepts of psychology - a professional students of psychological faculty Crimean Federal V. I. Vernadsky University: the image of the teacher-students in boys is more differentiated and complex, focused on the professional and personal component - in the strong-willed, intelligent and status characteristics of the teacher. The study found that students perceived a professor of psychology from the perspective of the subjective, emotional relationship or a status figure, a carrier of certain competencies. The image of the teacher in students Crimean Federal V. I. Vernadsky University prevalent emotional component - the characteristics of appearance, emotional assessment of the individual teacher. It was found that the ideal teacher to student performance combines a scientist, teacher, innovator and mentor. Students, regardless of gender, there is the importance of communication and professional competence of the teacher, distinguished emotional and volitional qualities, describes the characteristics of appearance. The article deals with the prospect of studying the image of the teacher as part of identifying the trends shaping the image of the teacher of psychology, not only to optimize the educational process in high school, and personal self-development teacher.
Keywords: gender, image, psychology professor, views, difference, psychology student.
References
1. Bulkhanova-Slavske K. A. Typological approach to personality professional. Psychological research problems of formation of the personality professional (Institute of psychology, 1991), 287 p.
2. Anan'ev B. G. Selected psychological works: T. I. (Pedagogy, 2000), 230 p.
3. Bodalev A. A. The Person and communication (Moscow, 1995), 328 p.
4. Busygina T. A. The Image of a University teacher (Perspective, 2003), 200 p.
5. Volodin K. A. Kolmogortseva N. N. The study followed the profession of psychology students Pedagogical education in Russia (2014). [Resurs:http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-obraza-professii-u-studentov-psihologov-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-v-vuze#ixzz3p7gHNBf0] (access date: 30.09. 2015)
6. Guzhva I. V. To the problem of the specifics of pedagogical communication in modern high school: teacher-student., 1, 96 (Smolensk, 2007).
7. Egorov I. V. The Study of the representation of the students about the image of the teacher of pedagogical University, Vestnik pstgu IV., 4, 123 (2013).
8. Kaznacheev N. B. Professional image in the minds of students-psychologists. SPb., 5, 82 (2002).
9. Ksionda O. G. The image of the psychologist in the view of students-psychologists., Psychological journal, 2, 55 (2010).
10. Kokosan O. G. About some of the features of knowledge of teacher students. (Moscow, 1979), pp. 142-154.
164
11. Lezhnina L. V. Specificity of professional activity of the psychologist in modern education ., 4 (Republic of Tajikistan, 2007), pp. 208-212.
12. Leont'ev A. N. The psychology of the image Image., 14, 3 (Vestnik MGU, 1979).
13. Mitina L. M. Personal and professional development of a person in the new socio - economic conditions., Questions of psychology., 4, 28(1997).
14. Aliferovich N. A., Solodukha Yu. M. Dynamics of professional psychologists views about themselves and about the client in the context of psychological support of student's youth. Psychological science and education., 3, 78 (2013).
15. Povarenkov Y. P. Psychological concept of professional formation of the personality // Star Yaroslavl psychology (Yaroslavl, 2000), pp. 195-218.
16. Raigorodskii D. I. Practical psychodiagnostics. Methods and tests (Samara, 2001), 672 p.
17. Rogov E. I., Simchenko A. N. The importance of professional attitudes in the student adaptation to learning in higher education. (Rostov-on-don, 2011). [URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54462_full.shtml] (accessed 10.10.2015)
18. Surin V. V. Psychological and pedagogical study of the characteristics of the image of the teacher in higher education., 3, 103 (Moscow, 2013).
19. Shangina N. I. The image of a psychologist - professional in the representations of students of psychological faculty., 11, 43 (St. Petersburg Department, 2006).
20. Shlykova N. L. The perception of teachers by the students. (Ivanovo, 1998), 132 p.
21. Schneider L. B. Professional identity: monograph. (Moscow, 2001), 272 p.
165