Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 194-202
УДК. 152.3
МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Пучкова Л. Л.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация.
E-mail: persik_73@mail.ru
В статье представлены результаты исследования мотивации вступления в брак студенческой молодежи. В рамках гендерного аспекта на основе данных модифицированной методики «Незаконченные предложения» Сакса - Леви и анкеты «Мотивы вступления в брак» Голода С. И. составлено представление о ведущих мотивах вступления в брак и жизненных приоритетах у студентов факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, брак, гендерный аспект, молодежь, студенты-психологи.
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация политических, экономических, социальных преобразований повлекла за собой трансформации взглядов современной молодежи на такую значимую сферу жизнедеятельности индивида, как семья. Семья являет собой зеркало изменений (преобразований), происходящих в обществе, и, вопреки кризисам прошлого и нынешнего столетия, сохранила приоритет ведущего социального института.
Мировоззрение современного поколения предопределяется присутствием разных, по-своему аргументированных представлений о брачно-семейной жизни, отражающих позицию индивидуализма, эгоцентризма, потребительской направленности обуславливающих преображение системы семейных ценностей, характеризующих предыдущее поколение их родителей.
Современное общество испытывает потребность в восстановлении прежних духовно-нравственных ориентиров и ценностей, и в связи с этим особую актуальность приобретает организация подготовки к семейной жизни современной молодежи, потому как молодое поколение нацелено, как правило, на не самые лучшие духовно-нравственные образцы, порождаемые усиленной пропагандой потребления в средствах массовой информации.
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме позволил отметить ряд противоречий между целесообразностью оказания психологической
195
помощи в процессе формирования психологической готовности к браку молодежи и недостаточной экспериментально-методической исследованностью указанной проблематики.
Период обучения в вузе представляется сензитивным не только для саморазвития и профессионализации, но и для создания молодой семьи. Согласно статистическим данным, большая часть знакомств современной молодежи происходят в социальных сетях, на работе или в учебном заведении [6].
В свою очередь, на практике особую значимость приобретает необходимость организации помощи молодым специалистам на этапе обучения в вузе касающаяся не только лишь профессионализации, но и планирования жизненного пути, пропедевтики молодого поколения в брачно-семейные отношения.
Как показывает обзор литературы, гендерный аспект брачной мотивации студентов изучен недостаточно, поэтому имеет теоретическое и прикладное значение. В основе исследования лежит предположение о том, что существуют гендерные особенности относительно брачной мотивации студентов-психологов.
Целью исследования было изучить гендерные особенности мотивации вступления в брак студенческой молодежи на примере студентов-психологов.
Задача исследования - определение гендерных особенностей мотивации вступления в брак у студентов-психологов КФУ.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Вопросы изучения представлений о будущей семье, особенности добрачного периода и проблема мотивации заключения брака нашли отражение в отечественных и зарубежных исследованиях Андреевой Т. В., Гребенникова И. В., Камневой Н. А., Ковалева С. В., Сысенко В. А., Шапиро Б. Ю., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкиса В. В. и мн.др.
В рамках предбрачного периода наиболее важной темой для изучения представляется мотивация заключения брака - система мотивов, составляющих конкретную иерархию, где в основе - мотивы побудители и смыслообразующие мотивы. Сформированность мотивации вступления в брак является одним из показателей готовности молодых людей к супружеским отношениям.
Следовательно, ведущим фактором, обуславливающим готовность к заключению брака, является сформированность мотивов образования семейно-брачного союза. По мысли Ковалева С. В., такого рода союз характеризуют следующие мотивы: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный [7].
Согласно классификации брачных мотивов Волченковой Е. В. [3], существуют биологические, социально-культурные, экономические и психологические мотивы.
Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. В. к основополагающим брачным мотивам отнесли: любовь, престиж, побег от давления и родительского контроля, заключение брака ввиду отношений долженствования, одиночества, следования традициям, стремление обрести материальное благополучие, месть [11].
В качестве объекта направленности выделяются три вида мотивов заключения брака - это «факт брака» (партнер представляется лишь средством в исполнении
196
желания), «конкретный тип брака» (где речь идет о престиже), «конкретный человек» (осознанный выбор партнера с его недостатками и личностными особенностями).
По характеру направленности мотивы вступления в брак разделяются на внутренние и внешние [10]. Внутренние мотивы характеризуются содержанием будущей семейной жизни и имеют к ней непосредственное отношение. К внешним мотивам относят: брак как шанс компенсировать дефицит; сепарация от родителей; способ преодоления кризиса; соответствие принятым общественным нормам; компенсация ощущения неполноценности; брак как достижение и вынужденный брак.
Имеет место адекватная и неадекватная мотивация заключения брака, обладающая осознаваемой и неосознаваемой природой: в случае неадекватной мотивации (к примеру, ориентация на внешние данные партнера или на «сценарий романтической любви») возникает разочарование в отношениях. По мысли Шапиро Б. Ю., неосознанность мотивов обуславливает снижение ответственности [9].
Таким образом, за многообразием теорий очевидно отсутствие концептуального единства, что определяет значимость рассмотрения мотивации заключения брака на примере студенческой молодежи с учетом гендерных различий.
ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2016 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 100 студентов, не состоящих в браке: 50 девушек и 50 юношей в возрасте от 20 до 22 лет. Использованы следующие методики: модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса -Леви и анкета «Мотивы вступления в брак» Голода С. И.
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
При помощи анкеты «Мотивы вступления в брак» Голода С. И. и модифицированной методики «Незаконченные предложения» Сакса - Леви определена мотивация вступления в брак, основные жизненные приоритеты относительно брачно-семейных отношений, страхи и опасения, связанные с перспективой вступления в брак у студентов-психологов КФУ.
Ведущими мотивами вступления в брак (по данным Голода С. И.) являются любовь, общие взгляды и интересы, ощущение одиночества, сострадание, ожидание ребенка, случайность, материальная обеспеченность и наличие у будущего супруга (ги) жилплощади [4]. Основными мотивами вступления в брак студентками названы: любовь (85 %), сексуальная совместимость (75 %), материальная обеспеченность будущего супруга (60 %), наличие отдельной жилплощади (65 %), рождение ребенка (50 %), беременность (40 %), духовное единство (35 %), стабильный доход (10 %) и бегство от родителей (5 %).
Студенты-психологи заключают брак по причине присутствия в отношениях любви и сексуальной совместимости (80 %), наличия отдельной жилплощади (75
197
%), беременности девушки (60 %), хорошей работы и стабильного дохода (50 %). Мотивы «рождение ребенка» и «бегство от родителей» оказались характерны лишь для девушек-психологов.
Мотивационный компонент Голода С. И. был дополнен следующими мотивами: бегство от родителей, стабильный доход, духовное единство и сексуальная совместимость (см. табл.1).
Таблица 1
Мотивы вступления в брак, %
Мотивы вступления в брак студенты студентки ф эмп., р<0,05
любовь 80 % 85 % ф эмп.= 0,6, р<0,1
беременность 60% 40 % ф эмп.= 2,01, р<0,01
рождение ребенка - 50 % -
материальная обеспеченность 55 % 60 % ф эмп.= 0,5, р<0,1
будущего (ей) супруга (ги)
стабильный доход 50 % 10 % ф эмп.= 4, р<0,001
наличие отдельной 75 % 65 % ф эмп.= 0,5, р<0,1
жилплощади
духовное единство 25 % 35 % ф эмп.= 0,2, р<0,1
бегство от родителей - 5 % -
сексуальная совместимость 80 % 75 % ф эмп.= 0,6, р<0,1
Необходимо обратить внимание, что к основным мотивам вступления в брак студентов-психологов КФУ относятся беременность девушки, сексуальная совместимость и любовь, наличие собственного жилья. Такого рода ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны - положительно, так как юноши осознают необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужна семья, и они готовы принять решение о необходимости оформления брачных отношений. С другой стороны, это указывает на то, что юноши изначально допускают такую возможность как вступление в брак только в случае наступления беременности, при этом возможно не всегда осознавая, что такая семья «ради ребенка» не гарантирует счастливой семейной жизни. В гендерном аспекте данного мотива результаты девушек и юношей-студентов принципиально различаются: у студенток мотив «беременность» при ранжировании реже занимал первые места, по сравнению со студентами.
По результатам углового преобразования Фишера, выяснилось, что для студентов стабильный доход является гарантом заключения брака достоверно чаще, чем для студенток (ф эмп.= 4, р<0,001). Это может быть проинтерпретировано как подтверждение общей тенденции к заключению брака лишь в случае зачатия, сексуальной совместимости и наличия отдельного жилья.
На первом месте среди мотивов заключения брака, по мнению студентов -психологов, стоит любовь и сексуальная совместимость, наличие отдельной жилплощади, а на втором - беременность и достижение определенного материального благополучия.
198
Соотношение ответов на незаконченные предложения («Моими основными приоритетами в жизни являются...» и «Единственное, что придает смысл человеческой жизни.») отражает основные жизненные приоритеты девушек-студенток - получение высшего образования (90 %), взаимная любовь (85 %), семья (60 %), рождение ребенка (50 %), удачное замужество (45 %), и студентов-психологов, ориентированных на получение образования (100 %), обеспечение собственного материального благополучия и карьерный рост (75 %), создание семьи (10 %).
Таким образом, выявлено противоречие: для студентов-психологов обоих полов характерна общая тенденция - приоритетность учебы и карьеры. Выяснилось, что во время анкетирования любовь как ведущий мотив заключения брака на первые места при ранжировании выбиралась студентами-психологами в 80 %+5% случаев. Когда же речь зашла о жизненных ценностях, любовь для студентов-психологов оказалась далеко не самой приоритетной ценностью, детерминирующей образование молодой семьи.
Следовательно, для данной выборки студенческой молодежи характерна позиция индивидуального благополучия: даже у представительниц слабого пола оказались менее значимы семейные мотивы и ценности, по сравнению с обучением, наличием отдельной жилплощади и материальным благосостоянием. Романтические воззрения прошлого поколения сменяет несколько прагматический, но в целом реалистичный расчет.
Ответы на предложение «К положительным моментам брака я отношу.» студентов имеют общие элементы: «регулярный секс» (30%+5%), «взаимопонимание и уважение» (20%+5%), «взаимная любовь» (20%+3%), «рождение детей» (20%), «спасение от одиночества» (10%+2%).
Стоит также указать на то, что в ответах на предложение, касающееся основных страхов, связанных с семейной жизнью («В семейной жизни я боюсь.») у девушек-студенток преобладали опасения измены (50%), предательства (20%), потери свободы (20%) и потери близкого человека (10%). У юношей-студентов - это оказались боязнь ответственности (40%), потери свободы (30%), рутины, быта (10%), измены (10%) и рождения ребенка (10%). То есть, специфическими страхами студентов-психологов являются боязнь ответственности и рождения ребенка, студенток - страх предательства и потери близкого человека.
К неосознанным мотивам вступления в брак, характерным лишь для девушек-студенток, относятся бегство от родителей (5 %) и спасение от одиночества (10%).
Процентное соотношение основных типов мотивации к вступлению в брак составляет: у 10 % девушек-студенток преобладает мотивация на сам факт брака, мотивация на определенный тип брака - у 40%, мотивация на определенного человека - 50 %. Соотношение брачной мотивации у 30% студентов оказалось следующим: преобладание мотивации на определенного человека (выражается в высказываниях: «встретил свою женщину/вторую половинку», «чувства, любовь») и мотивации на определенный тип брака у 70 % студентов: доминирующими мотивами являются продолжение рода, собственная готовность материально обеспечивать семью и беременность девушки.
199
Студентов-психологов от студенток отличает отсутствие ориентации на сам факт брака в процессе выбора брачного партнера.
На основе анализа ответов на незаконченное предложение «Мне помешало бы вступить в брак...» выяснилось, что общими препятствиями для заключения брака представляется учеба, недостаточная материальная обеспеченность и отсутствие собственного жилья.
Можно предположить, что это типично для данной возрастной группы и отражает общую тенденцию современной молодежи считать препятствием для вступления в брак недостаточную материальную обеспеченность и отсутствие собственного жилья. Большинство студентов (80%) считают, что семью можно создавать лишь в том случае, если получили высшее образование и устроились на работу, имеется в наличии достаточная материальная база (причем девушки более ориентированы на состоятельность мужчины). И девушки, и юноши оказались одинаково ориентированы на реализацию в профессиональном плане, а не семью (р>0,05).
Кроме того, обращает на себя внимание доминантная тройка мотивов студентов: любовь и сексуальная совместимость, наличие жилья и беременность партнерши. Иерархия мотивов студенток несколько иная: преобладают мотивы любви, материальной обеспеченности будущего супруга, наличие отдельного жилья и рождение ребенка. Можно предположить, что беременность не будет являться основным фактором заключения брака для девушек.
Согласно полученным данным, можно заключить, что студенты-психологи, готовые к брачно-семейной жизни в мотивационном аспекте, хотят жить в семье, признавая семейный образ жизни наиболее естественным и удобным способом удовлетворения потребностей. Брак привлекает их как процесс, в котором они могут осознанно и эмоционально участвовать и самореализовываться, получить от партнера моральную поддержку, регулярное удовлетворение сексуальных потребностей, материальную защищенность и обеспеченность.
ВЫВОДЫ
1. Анализ мотивации вступления в брак студенческой молодежи показал, что в основе разнообразия мотивов, распределение их, согласно степени осознанности, содержания, объекта направленности, характера направленности.
2. Мотивов заключения брака в мотивационной сфере студентов-психологов КФУ несколько и они имеют свою иерархию. Любовь является основополагающим, но не единственным мотивом заключения брака и не приоритетной жизненной ценностью у студентов-психологов: ее незначительно, но все-таки теснят прагматические, материальные (наличие жилплощади) и эгоистические мотивы (избегание одиночества, материальное благосостояние партнера).
3. Определена специфика мотивации вступления в брак, обусловленная гендером: различия обнаружены относительно такой группы мотивов, как стабильный доход и беременность девушки. Одним из ведущих брачных мотивов юношей-студентов является, наряду с любовью и сексуальной совместимостью, обеспечение материального благополучия и беременность девушки. Брачная
200
мотивация девушек-студенток характеризуется преобладанием мотивов любви, рождения детей, наличия материальной базы. У девушек-студенток выше мотивация на сам факт брака, а у студентов - мотивация на определенный тип брака.
4. К демотиваторам вступления в брак студентов-психологов относятся ориентация на профессиональную деятельность, карьерный рост и материальную обеспеченность, боязнь потерять свободу.
5. Гендерный аспект представляет собой перспективное направление в исследовании развития мотивационно - потребностной сферы личности: анализ доминирующих мотивов вступления в брак студентов-психологов демонстрирует сложность их иерархии, необходимость организации работы по психологическому сопровождению в добрачный период, открывает перспективы для создания типологии мотивов брачного выбора у студенческой молодежи.
Список литературы
1. Андреева Т. А. Психология семьи / Т. А. Андреева. - СПб.: Речь, 2007. - 384 с.
2. Валиуллина А. Ф. Отношение к браку глазами современной молодежи / А. Ф. Валиуллина, А. И. Кислова // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 760-762.
3. Волченкова Е .В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак / Е. В. Волченкова // Социология и социальная работа. - Киров: Вятский государственный гуманитарный университет. - 2014. - №2 (34) - С.31-36.
4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. - СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 272 с.
5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов / И. В. Греббенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
6. Камнева Н. А. Мотивация вступления в брак и ее влияние на конфликтные ситуации будущей молодой семьи / Н. А. Камнева // Вестник ТГУ. - 2009. - Вып. 2 (70). - С. 271-276.
7. Ковалев С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
8. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. - М.: Мысль, 2003. - 466 с.
9. Шапиро Б. Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни/ Б. Ю. Шапиро // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 436 с.
10. Шингаркина Д.А. Изучение представлений современной студенческой молодежи о браке /Д.А. Шингаркина //Сборник научных статей «Вектор науки». - Томск: ТГУ. - 2012. - № 2 (20). [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media71490/43_singarkina
11. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
201
nywoea H. H.
UDC. 152.3
MOTIVATION FOR MARRIAGE OF YOUNG PEOPLE IN THE SAMPLE OF PSYCHOLOGY STUDENTS: GENDER ASPECT
Puchkova L. L.
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation
E-mail: persik_73@mail.ru
The article discusses the gender features of marriage motivation of students in the sample of psychology students of KFU. In the framework of the gender aspect on the basis of modified technique "Incomplete sentences" Sachs - Levi and of the questionnaire "Motives of marriage" Hunger S. I., made a presentation on the leading motives of marriage and life priorities among students of the faculty of psychology, Tavrida national University Crimean Federal University. Vernadsky V. I. In the framework of the pre-breeding period, the most important theme to explore is the motivation for marriage, the system of motives that make up a particular hierarchy, where the basis - the explanation driving force and the sense-forming motives. The formation of motivation of marriage is one of the indicators of preparedness of young people for marital relations. Theoretical-methodological analysis of the problem literature revealed a number of contradictions between the expediency of psychological assistance in the process of forming of psychological readiness for marriage of young people and the lack of experimentally-methodical research into these problems. in practice, of particular importance is the need for organization of assistance to young specialists at the stage of University education concerning not only professionalisation, but also life planning, propaedeutics of the young generation in marriage and family relations.
As shown by the literature review, the gender aspect of marriage motivation of students has been insufficiently studied and, therefore, has theoretical and practical importance. The study is based on the assumption that there are gender differences, relative to the mating motivation of students-psychologists.
The aim of the study was to examine gender peculiarities of motivation of marriage of students in the sample of psychology students. The objective of the study lies in the determination of gender features of motivation marriage from psychology students of KFU.In 2016, the faculty of psychology, Tavrida national University Crimean Federal University. Vernadsky V. I. experimental study, in which participated 100 students, unmarried: 50 girls and 50 boys aged from 20 to 22 years. Used the following methods: a modified technique "Incomplete sentences" Sachs - Levi and the questionnaire "Motives of marriage" Hunger S. I.
The empirical result of the study revealed that the basis of the diversity of motives of students and their distribution according to degree of awareness, content, object
202
orientation, nature orientation. Motives of marriage in motivational sphere of students-psychologists KFU a few and they have their own hierarchy. Love is fundamental, but not the only motive of marriage is not a priority and value in life of students-psychologists: her slightly, but still jostle pragmatic, tangible (availability of housing) and selfish motives (avoidance of loneliness, material well-being of the partner). The specificity of the motivation of marriage due to gender: differences detected with respect to such groups of motives as a stable income and pregnancy girls. One of the leading motives of the marriage of the young students is, along with love and sexual compatibility, ensuring the material well-being and pregnancy girls. Marriage motivation of female students is characterized by a predominance of motives of love, the birth of children, the availability of material resources. The women students have higher motivation on the fact of marriage, and the students - the motivation for a certain type of marriage.The demotivators marriage psychology students include orientation to professional activity, career growth and material prosperity, the fear of losing freedom. The gender dimension represents a promising direction in the study of the development of motivational and consumerism sphere of personality: an analysis of the dominant motifs of marriage psychology students demonstrates the complexity of their hierarchy, the necessity of organization of psychological support in the premarital period, opens up prospects for the creation of a typology of motives of marriage choice among students.
Keywords: motivation, motives, marriage, gender aspect, youth, psychology students
References
1. Andreeva T. A. the Psychology of family (St. Petersburg, Speech, 2007) p. 384.
2. Valiullina A. F. marriage in the eyes of modern youth. Young scientist, 11, 760 (2013).
3. Volchenkov E. V. Classification and characetristic motives of marriage. Sociology and social work, 2(34), 31 (2014).
4. Golod S. I. the Family and marriage: historical and sociological analysis (SPb., Too TK "Petropolis", 1998) p. 272.
5. Grebennikov I. V. Fundamentals of family life: a textbook for students of PED.institutions (M., Education, 1991) p. 158.
6. Kamneva N. A. The motivation of marriage and its impact on the conflict situation of the future young family. Vestnik TSU, 2 (70), 271 (2009).
7. Kovalev S. V. Psychology of the modern family (M., Education, 1988) p. 208.
8. Sysenko V. A. Stability of marriage: problems, factors, conditions (M., Thought, 2003) p. 466.
9. Shapiro B. Y. Sex education, sexual education and family life education (M., Institute of social work, 1997) p. 436.
10. Shingarkin D. A. The study of the representations of modern students about marriage. Collection of scientific articles "Vector science", 2 (20), 2012. [Resurs: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media71490/43_singarkina] (access date: 15.05.2016).
11. Eidemiller E. G. the Psychology and psychotherapy of family (SPb., Peter, 2008) p. 672.
203