Научная статья на тему 'Психологические особенности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности'

Психологические особенности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ТИП / TYPE / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / FEATURES / SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Л.Л.

В статье осуществлен анализ самоопределения студентов-психологов КФУ им. В. И. Вернадского с разным типом гендерной идентичности. Обозначены особенности самоопределения студентов-психологов в зависимости от доминирующего типа гендерной идентичности. Статистически доказывается обусловленность самоопределения студентов-психологов типом гендерной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITY

The article presents a brief overview of the studies of gender identity in connection with the specifics of self-determination. The analysis of the self-determination of students-psychologists of KFU with different characteristics of gender identity. The purpose of this article is justification of a necessity of studying of self-determination of students-psychologists in the relationship with their gender identity. The article deals with concepts such as self-determination, gender identity, affected the basic principles of their formation. Focus on the importance of self-determination of students of the specialty psychology, and her study of the gender aspect. Professional self-determination begins with the choice of profession, but it continues in the process of learning in higher education, and gender characteristics play a significant role in the professional development specialist. The article shows that the type of gender identity is associated with the peculiarities of the profession and justify their own life concept and attitude of students to themselves. Identified the types of gender identity, typical for psychology students of KFU. The students dominated by masculine and androgynous type of students feminine and androgynous type of gender identity. According to the results of the correlation analysis on the basis of the results obtained by the methods of diagnostics of psychological sex personality Boehm S. (adaptation lougovoi O.G.), «Self-realization of life goals of the individual» Molochnikova N.R., studies in learning motivation in high school Ilyina T.S., the test-questionnaire self Stolin C.C. Panteleev S.R., it is concluded that self-determination of students-psychologists with different types of gender identity is a complex psychological phenomenon and is characterized by some indicators: life goals and benchmarks, the maintenance of identity, self-attitude, motivation obtaining the specialization. We were able to reveal such features of self-determination of students-psychologists depending on the type of gender identity: the students-psychologists of both sexes undifferentiated type were equally focused on the implementation of professionally, not family. Feminine and androgynous type from undifferentiated differ in the orientation to self-realization in the family, society and then in their professional activities, a greater harmony of the individual, given the presence of life-affirming trends, potentially productive from the point of view of ensuring the mental, physical and spiritual health. Masculine diagnosed only among the young students and strives for recognition, respect, financial security and professional fulfillment significantly more often other types of gender identity. In conclusion, the article makes a number of assumptions about the characteristics of the relationship between a particular type of gender identity and components of self-determination of students representatives of different sexes. Described the prospect of further pursuit the creation of a typology of student self-determination of youth with diverse gender identity. The results of the study can be useful in organization of psychological support and individual counseling students on issues of gender identity and self-determination.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 4. С. 115-123

УДК 152.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Пучкова Л. Л.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье осуществлен анализ самоопределения студентов-психологов КФУ им. В. И. Вернадского с разным типом гендерной идентичности. Обозначены особенности самоопределения студентов-психологов в зависимости от доминирующего типа гендерной идентичности. Статистически доказывается обусловленность самоопределения студентов-психологов типом гендерной идентичности.

Ключевые слова: психологические особенности, гендерная идентичность, тип, самоопределение, студенты-психологи.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время увеличивается интерес к осмыслению проблем самоопределения личности в профессиональной среде, что обусловлено преобразованиями в социальной и экономической сфере. Суть самоопределения заключается в процессе познания человеком самого себя, становления идентичности, в ходе которого им определяется отношение к жизни в целом.

Основываясь на логике анализа самоопределения, характерной для отечественной парадигмы, необходимо отметить, что указанный феномен позволяет анализировать разнообразные задачи, разрешать разной степени сложности проблемные ситуации, способствовать становлению сопричастности к конкретному профессиональному сообществу, приобретать профессионально значимые качества.

Из числа многих направлений исследований в этой области в настоящее время все более актуальным становится изучение гендерной идентичности. Обращение к этой стороне самоопределения позволит по-новому объективировать данный феномен, отразить новые тенденции социализации и профессионализации личности.

Материал статьи в целом обращен к проблеме идентичности будущего психолога в связи с тем, что невелика численность научных работ, посвященных данной тематике с учетом специфики гендера. Профессия психолога представляется сегодня крайне востребованной в России и во всем мире: в условиях мировой нестабильности, сложной политико-экономической и социальной обстановки отмечается недостаток психологов-профессионалов, обладающих расширенными психологическими знаниями и умениями, которые смогут помочь современному человеку интегрироваться в сложную и изменчивую реальность.

В настоящее время в системе высшего образования накоплен богатый опыт комплексной подготовки специалистов психологов, имеется обширная учебно-

методическая, научная база, обеспечивающая подготовку психологов и психотерапевтов. Однако экспериментальных исследований, представляющих специфику самоопределения личности абитуриентов, обучающихся психологии в рамках гендерного подхода, в настоящий момент недостаточно.

Как показывает обзор литературы, гендерный аспект самоопределения студентов-психологов изучен недостаточно, поэтому имеет теоретическое и прикладное значение.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Вкратце рассмотрим, что такое гендерная идентичность, и обозначим, каким образом она связана с самоопределением личности. Гендерная идентичность являет собой достаточно новый феномен, который можно обозначить как «социальный пол», «гендер», как представления индивида о собственном полоролевом поведении, которое отражается на любого рода деятельности и отношениях (межличностных, профессиональных, социальных и т. д.).

В понятиях гендерной идентичности прослеживается воздействие теории социальной идентичности Бендаса Т. В., Берна Ш., Кагана В. Е., Клециной И. С. и др. [1; 2; 3; 5], где гендерная идентичность представлена в качестве итога сложного биологического, социально-психологического развития личности в определенных обстоятельствах. В указанных концепциях гендерная идентичность - это сторона самосознания индивида, которая взаимосвязана с его переживанием собственной принадлежности к определенному полу. Гендерная идентичность подразумевает некую конкретику, относительно социальной категоризации: посредством гендера человек формирует индивидуальную позицию в отношении к окружающему миру, при этом создавая не только Я-образ, но и образ определенной группы, к которой он относится или не относится, или хотел бы относиться.

Таким образом, гендерная идентичность принадлежит к категориям самосознания, играет значимую роль в жизнедеятельности и самоопределении личности, содержит когнитивно-мотивационный конструкт, включающий когнитивные, ценностные и мотивационные проявления.

Как указывалось ранее, феномен самоопределения в большей части исследований представлен в контексте самопознания: как нахождение самобытного «образа Я», непрерывное формирование этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как трансформация самого себя сквозь призму нового личностного опыта.

На основе вышеизложенных понятий о сущности гендерной идентичности и самоопределения актуальным становится изучение составляющих идентичности будущих специалистов-психологов. В связи с этим цель исследования заключается в изучении гендерной идентичности в связи с особенностями самоопределения студентов-психологов.

В основе исследования - гипотеза о том, что существуют различия относительно самоопределения студентов-психологов с определенным типом гендерной идентичности.

116

Задачей исследования было выявить и изучить особенности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности.

ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2016 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И Вернадского проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 80 студентов-первокурсников: 40 девушек и 40 юношей. Указанный контингент выбран не случайно: представления об обучении и избранной профессии студентов-первокурсников зачастую не взаимосвязаны между собой, а образ профессионала размыт, ориентирован на внешнюю оценку деятельности [9]. Противоречивый характер профессионального становления студентов-психологов угрожает устойчивости системы профессионального самоопределения, поэтому важным представляется организация грамотной пропедевтики в условиях вуза.

Изучить особенности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности позволили методика диагностики психологического пола личности Бем С. (адаптация Лопуховой О. Г.), методика Молочникова Н. Р. «Самооценка реализации жизненных целей личности», методика исследования мотивации обучения в вузе Ильиной Т. С., тест-опросник самоотношения Столина В. В. - Пантилеева С. Р. Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки: SPSS (версия 7) и Microsoft Excel в рамках определения t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа (rs).

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования получены данные, на основе которых сделан вывод о наличии различий в самоопределении студентов-психологов, обусловленных типом гендерной идентичности. На основании анализа результатов методики Бем С. (адаптация Лопуховой О. Г.) было составлено представление об иерархии распределения типов гендерной идентичности в выборке студентов-психологов КФУ. У юношей доминирует маскулинный (65 %) и андрогинный тип идентичности (30 %). У оставшихся 5 % студентов выявлен недифференцированный тип гендерной идентичности.

Гендерная идентичность большей части студенток может быть охарактеризована как андрогинная - объединяющая в себе разные качества (65 %). Остальные типы гендерной идентичности оказались представлены у них в следующем соотношении: феминный (35 %) и недифференцированный (5 %). Характерной особенностью студенток-психологов оказалось отсутствие в чистом виде маскулинного типа гендерной идентичности (0 %).

Таким образом, студенты-психологи в 65 % случаев описывают себя через традиционные маскулинные качества, в то время как студентки чаще используют и маскулинные, и феминные характеристики. Это типично для данной группы и

117

отражает общую тенденцию современной молодежи к анрогинности - 47 % от общего числа респондентов (100 %).

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что недифференцированный тип идентичности оказался одинаково присущ пяти процентам мужской и женской части выборки.

При помощи методики Молочникова Н. Р. «Самооценка реализации жизненных целей личности», методики исследования мотивации обучения в вузе Ильиной Т. С. изучались особенности самоопределения у студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности. Поскольку самоопределение может носить противоречивый характер, в структуру его анализа был введен параметр самоотношения, измеряемый при помощи теста-опросника самоотношения Столина В. В. и Пантилеева С. Р.

Выяснилось, что в целом все студенты-психологи КФУ обладают позитивной гендерной идентичностью, но самоотношение мужской половины выборки оказалось достоверно более позитивным, чем самоотношение женской половины (ср. зн. +0,5; t = 1,852, р <0.05).

По данным методики Ильиной Т. С., ведущими мотивами получения специализации студентов-психологов являются мотив «приобретение знаний» (62 %) и «овладение профессией» (35 %), а у студенток - «овладение профессией» (55 %) и «приобретение знаний» (40 %). В гендерном аспекте мотива «приобретение знаний» результаты девушек и юношей различаются: у студенток мотив реже занимает первое место по сравнению со студентами ^ = 2.256, р<0,05).

Мотив «получение диплома» имеет незначительную представленность среди студентов обоих полов, равную 5 %. Это позволяет судить о незначительном количестве студентов в выборке, слабо ориентированных на дальнейшую профессиональную деятельность в качестве практикующего психолога.

Для того, чтобы определить, существует ли связь между гендерной идентичностью и самоопределением, осуществлен корреляционный анализ на основе данных методик измерения самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), особенностей мотивации обучения в вузе (Ильина Т. С.), самооценки реализации жизненных целей (Молочников Н. Р.) и типов гендерной идентичности (Бем С.), по итогам которого было составлено представление о специфичности самоопределения студентов-психологов с разным типом гендерной идентичности.

В результате корреляционного анализа обнаружено, что тип гендерной идентичности имеет корреляционные связи с высокой значимостью, с целым рядом параметров: мотивацией обучения в вузе, жизненными целями и самоотношением. А именно: на высоком уровне статистической значимости (р < 0,05) обнаружено, что самоуверенность (г=0.57), мотив приобретения знаний (г=0.43), такие жизненные цели, как работа и специализация (г=0.55), прямо коррелируют с маскулинностью.

Для недифференцированного типа идентичности характерно преобладание в смысловых составляющих самоопределения самоуважения (г=0.53), карьеры и реализации в профессии (г=0.59), о чем свидетельствуют корреляционные связи с положительным знаком на уровне значимости р < 0,05.

118

Следовательно, при недифференцированном и маскулинном типе гендерной идентичности имеет место зависимость позитивного самоотношения, самоуверенности и самоуважения от реализации в профессиональной, общественной и семейной сферах.

При корреляционном анализе выявлено, что андрогинный тип идентичности коррелирует с такими показателями самоопределения, как позитивное самоотношение (г=0.49), мотивами обретения знаний (г=0.46) и овладения профессией (г=0.52), с семейными ценностями (г=0.45), значимостью собственного психологического состояния (г=0.51). Андрогиния также отрицательно коррелирует с такой жизненной целью, как «постановка личных конечных целей» (г= -0,53), что позволяет утверждать об отсутствии у студентов с выраженной андрогинной идентичностью потребности конкретизировать важные жизненные цели, заниматься долгосрочным планированием собственных профессиональных задач и проблем. Это может привести к недооценке значимости происходящего вокруг и затруднить их саморазвитие.

У студенток андрогиния прямо коррелирует со шкалой методики Молочникова Н. Р. «Социальное состояние» (г=0.56), что указывает на связь выраженности андрогинности с заинтересованностью специфическими особенностями человеческих взаимоотношений.

Кроме того, обнаружены статистически значимые корреляции (р < 0,05) между шкалами «Душевная готовность» и «Семейная жизнь» (методика Молочникова Н. Р.) и феминностью (методика Бем С.). Указанные связи являются положительными и могут говорить в пользу того, что величина представленности в идентичности студенток женских черт связана с ценностью как их собственного психологического состояния, так и состояния окружающих людей, нацеленностью на постижение своего внутреннего мира, а также на семейные взаимоотношения.

Полученные результаты подтверждают данные различных исследований, где для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль жизнедеятельности с большей направленностью на коммуникацию, межличностные отношения и семью, то есть на приватную сферу жизни [1; 2].

Таким образом, гипотеза исследования доказана: тип гендерной идентичности студентов-психологов коррелирует с особенностями их самоопределения, которые проявляются в идентичности, мотивации, составляющих самоотношения.

В результате анализа были описаны особенности самоопределения для каждого типа гендерной идентичности. Студенты-психологи обоих полов андрогинного типа отличаются ощущением самоценности, ориентацией на установление социальных и профессиональных взаимоотношений. Они достаточно высоко оценивают свои возможности относительно карьеры и учебы, хотят получить специализацию, овладеть профессиональными навыками и знаниями.

В жизненных целях студенток-психологов андрогинного типа так же, как и фемининного, есть профессиональный и личностный рост, но в приоритете остается сфера социального взаимодействия, т. е. ориентация на человеческие взаимоотношения, интересы и ценности общества («социальное состояние» по Н. Р. Молочникову). Также имеет место обеспечение материального благополучия

119

(цит.: «Хочу в идеале овладеть профессией, чтобы хорошо заработать», «Получив специализацию, я смогу себя обеспечить»).

Студенты-психологи недифференцированного типа гендерной идентичности проявляют себя в основном в сфере профессионального и личностного развития, оказались менее заинтересованы в социальных контактах, семейной жизни (р>0,05).

Студенты с выраженной маскулинностью амбициозны и самоуверенны, обладают высокой самооценкой и демонстрируют исследовательскую ориентированность в специализации. Достоверно чаще других типов стремятся к признанию, уважению, материальной обеспеченности и профессиональной самореализации (t=1,876, р<0,05).

Таким образом, у студентов-психологов преобладает прагматичность подхода к собственной профессии, стремление к материальному благополучию как значимой жизненной цели и ценностной ориентации. Обучение в вузе традиционно представляется ими как возможность продвижения, роста социальной мобильности и доступа к будущим жизненным благам.

В свою очередь, студентки фемининного типа ценят себя, обладают позитивным самоотношением, заботятся о собственном физическом и психическом здоровье, чаще ориентированы на самореализацию в сфере семьи, коммуникации, обладают развитыми вербальными способностями и навыками слушания. На втором месте для них профессия, где преобладает мотивация на овладение профессиональными умениями и знаниями, успешную специализацию.

Указанные качества, с одной стороны, представляются наиболее предпочтительными для профессии психолога. С другой стороны, чрезмерная ориентированность на эмоционально-личностное взаимодействие, а не на общение в пространстве будущей профессии может затруднить профессиональное становление.

Согласно полученным данным, можно заключить, что практике психологической работы необходимо обратить особое внимание на коррекцию личных мотивов и жизненных целей студенток, которые, будучи ведомыми эмоциями и женским началом, в ущерб логике и анализу в работе могут отходить от получения конкретного результата и переживать фрустрацию в случае недооценки их профессионализма и усилий со стороны окружающих. В свою очередь, также требуется некоторая коррекционная работа и со студентами, потому как, следуя за собственными интересами, руководствуясь лишь профессиональными компетенциями, ими не всегда будут учтены интересы других людей, в частности клиентов, что крайне важно для успешной профессиональной деятельности психолога.

Таким образом, на практике особую значимость приобретает необходимость организации помощи молодым специалистам-психологам на этапе обучения в вузе относительно самоопределения, профессионализации и дальнейшего планирования жизненного пути.

ВЫВОДЫ

120

1. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, однако оно продолжается в процессе обучения в вузе, где значимую роль в профессиональном становлении специалиста играют гендерные особенности.

2. Иерархия распределения типов гендерной идентичности среди студентов-психологов КФУ имеет следующий вид: к маскулинному типу относится 65 % студентов, к феминному типу - 35 % студенток; андрогинный тип доминирует у 65 % студенток и 30 % студентов; недифференцированный тип гендерной идентичности характерен для небольшого числа студентов - 5 %.

3. По итогам корреляционного анализа сделан вывод о том, что самоопределение студентов-психологов с разными типами гендерной идентичности является сложным психологическим феноменом и отличается по некоторым показателям: жизненные цели и ориентиры, содержание идентичности, самоотношение, мотивация получения специализации. Феминность и андрогиния коррелируют с семейной жизнью, тогда как корреляции с такими жизненными целями, как работа и профессиональный рост, мотивация получения специализации, характерны для недифференцированного и маскулинного типа (p < 0,05).

4. Выявлены особенности самоопределения студентов-психологов в зависимости от типа гендерной идентичности: маскулинный тип характеризуется выраженным самоуважением, стремлением к признанию, профессиональной самореализации и материальной обеспеченности; недифференцированный тип проявляет себя в сфере профессионального и личностного развития, а феминный и андрогинный тип отличаются направленностью на самореализацию в семье и социуме, а потом - в профессиональной деятельности.

5. Проведенное исследование позволяет продвинуться в понимании роли гендерной идентичности в самоопределении специалиста, открывает перспективы для создания типологии самоопределения у студенческой молодежи с разной гендерной идентичностью.

Список литературы

1.Бендас Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2007. - 431 с.

2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 320 с.

3. Каган В. Е. Половая идентичность и развитие личности / В.Е. Каган // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева, 1991. - № 4. - С. 25-33.

4. Казначеева Н. Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов / Н. Б. Казначеева // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф. B. Н. Скворцова. - СПб., 2002. - Т. 5. - С. 82-83.

5. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии / И. С. Клецина // Общественные науки и современность, 2002. - № 3. - С. 181-191.

6. Ксенда О. Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов/ О. Г. Ксенда // Психологический журнал, 2010. - № 2. - С. 55-59.

7. Лисова Е. Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов / Е. Н. Лисова // Территория науки, 2006. - № 1. - С. 148-151.

8. Любимова Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Ю. Г. Любимова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72.

9. Олифирович Н. И., Солодуха Ю. М. Динамика профессиональных представлений психологов о себе и о клиенте в контексте оказания психологической помощи студенческой молодежи / Н. И. Олифирович, Ю. М. Солодуха // Психологическая наука и образование, 2013. - № 3. - С. 78-88.

121

10. Родыгина У. С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности / У. С. Родыгина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007 - № 1. - С. 95-98.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография /Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2001. -272 с.

UDC 152.3

FEATURES OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITY

L. L. Puchkova

The article presents a brief overview of the studies of gender identity in connection with the specifics of self-determination. The analysis of the self-determination of students-psychologists of KFU with different characteristics of gender identity. The purpose of this article is justification of a necessity of studying of self-determination of students-psychologists in the relationship with their gender identity. The article deals with concepts such as self-determination, gender identity, affected the basic principles of their formation. Focus on the importance of self-determination of students of the specialty psychology, and her study of the gender aspect. Professional self-determination begins with the choice of profession, but it continues in the process of learning in higher education, and gender characteristics play a significant role in the professional development specialist.

The article shows that the type of gender identity is associated with the peculiarities of the profession and justify their own life concept and attitude of students to themselves. Identified the types of gender identity, typical for psychology students of KFU. The students dominated by masculine and androgynous type of students - feminine and androgynous type of gender identity.

According to the results of the correlation analysis on the basis of the results obtained by the methods of diagnostics of psychological sex personality Boehm S. (adaptation lougovoi O.G.), «Self-realization of life goals of the individual» Molochnikova N.R., studies in learning motivation in high school Ilyina T.S., the test-questionnaire self Stolin C.C. - Panteleev S.R., it is concluded that self-determination of students-psychologists with different types of gender identity is a complex psychological phenomenon and is characterized by some indicators: life goals and benchmarks, the maintenance of identity, self-attitude, motivation obtaining the specialization. We were able to reveal such features of self-determination of students-psychologists depending on the type of gender identity: the students-psychologists of both sexes undifferentiated type were equally focused on the implementation of professionally, not family. Feminine and androgynous type from undifferentiated differ in the orientation to self-realization in the family, society and then in their professional activities, a greater harmony of the individual, given the presence of life-affirming trends, potentially productive from the point of view of ensuring the mental, physical and spiritual health. Masculine diagnosed only among the young students and strives for recognition, respect, financial security and professional fulfillment significantly more often other types of gender identity.

In conclusion, the article makes a number of assumptions about the characteristics of the relationship between a particular type of gender identity and components of self-determination of students - representatives of different sexes. Described the prospect of further pursuit - the creation of a typology of student self-determination of youth with diverse gender identity. The results of the study can be useful i n organization of psychological support and individual counseling students on issues of gender identity and self-determination.

Keywords: features, type, gender identity, self-determination of students-psychologists.

122

References

1. Bendas T.V. Gender psychology (SPb., Peter, 2007), 431 p.

2. Bern S. Gender psychology (SPb., Praym, 2001), 320 p.

3. Kagan V.E. Sex identity and personality development. Review of psychiatry and medical psychology, 4 (1991), pp. 25-33.

4. Kaznacheeva N.B. Professional image in the minds of students-psychologists. SPb., 5, 82 (2002).

5. Kletsina I.S. Development of gender research in psychology. Public Sciences and modernity, 3 (2002), pp. S. 181-191.

6.Ksionda O.G. The image of the psychologist in the view of students-psychologists., Psychological journal, 2, 55 (2010).

7. Lisova E.N. Features of professional formation of students-psychologists (Territory of science, 2006), 1 pp.148-151.

8. Lyubimova G.Y. Views of psychologists and senior students about their future professional activities. Vestnik St. Petersburg University. Mosk. Univ., 14 (2002), pp. 64-72.

9. Aliferovich N.A., Solodukha Y.M. Dynamics of professional psychologists views about themselves and about the client in the context of psychological support of student's youth. Psychological science and education, 3, 78 (2013).

10. Rodygina U.S. Psychological features of students with different levels of professional identity., 1 (Vestnik of KSU. N. and. Nekrasova, 2007) pp. 95-98.

11. Schneider L.B. Professional identity: monography (Moscow, 2001), 272 p.

123

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.