_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_33_
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 4
УДК 159.9.07
О.В. Кожевникова, Н. С. Шадрина
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Анализируется специфика представлений студентов психологического и непсихологического направлений подготовки о профессии психолога и профессиональном психологе. Выдвинута гипотеза о том, что образ профессионального психолога у студентов-психологов, по сравнению со студентами других факультетов, отличается тем, что профессионализм психолога ассоциируется у них с различными индивидуально-психологическими характеристиками и видами деятельности. В ходе реализации комплекса психодиагностических и исследовательских процедур установлено, что студенты-психологи воспринимают психолога-исследователя как профессионала и заинтересованы в детальных характеристиках конкретных видов его деятельности. Студенты непсихологического факультета акцентируют внимание на прикладных аспектах деятельности и личностных особенностях психолога, важных в процессе его взаимодействия с потребителями психологических услуг.
Ключевые слова: представление, образ, житейский психолог, профессиональный психолог.
Большинство студентов, поступающих в высшие учебные заведения, изучают психологию. Для одних (студентов психологических направлений подготовки) эта дисциплина профилирующая, в то время как для других курс психологии - один из многих в блоке дисциплин социально-гуманитарного цикла. Соответственно, различны подходы к преподаванию: студенты-психологи изучают психологию дольше, знакомятся с большим числом психологических теорий, более детально и глубоко разбираются в их специфике и применении на практике. Итогом такой подготовки должен стать психолог-профессионал, обладающий рядом компетенций, которые он будет способен реализовать в практической деятельности. В соответствии с принципами компетентностного подхода разработка программ профессиональной подготовки психологов в высших учебных заведениях строится, прежде всего, с ориентацией на учебные результаты. Однако нельзя забывать и о принципах лично-стно-ориентированного подхода к обучению. Выбирая факультет для получения образования в университете, студенты, помимо всего прочего опираются на свои интересы и потребности, которые определенным образом соотносятся с их индивидуально-психологическими особенностями [6. С. 575]. Абитуриенты, проявляющие интерес к психологии, часто являются начинающими житейскими психологами, ориентированными на дальнейшее профессиональное развитие. У студентов других направлений подготовки, приступающих к изучению психологии, нет подобной мотивации и они интересуются прежде всего развлекательными и прикладными аспектами курса. Закономерно, что представления о профессии психолога не идентичны и ориентируют студентов данных двух групп на освоение различных аспектов изучаемой дисциплины. Необходимо учитывать специфику образа профессионального психолога в процессе подготовки будущих специалистов-психологов с целью ее оптимизации и достижения более значимых результатов [1-3; 5 и др.].
Материал и методика исследования
В эмпирическом исследовании, целью которого стало изучение специфики образа профессионального психолога у студентов психологического направления подготовки в сопоставлении с данным образом у студентов, не ориентированных на профессиональное изучение психологии, приняли участие 102 респондента: студенты 1 курса психологического факультета (14 юношей и 38 девушек) («психологи») и студенты 2 курса лингвистического факультета в начале изучения курса психологии (1 юноша и 49 девушек) («не-психологи»). Применялось несколько методик: методика структуры образа человека (иерархическая) (СОЧ(И)), автор В.Л. Ситников [4]; сочинение на тему «Я - психолог» / «Психолог - кто он?»; рисуночная техника «Нарисуй психолога»; частный семантический дифференциал. Данные по первым трем методикам обрабатывались с помощью процедур частотного и контент-анализа. Данные, полученные в результате использования семантического дифференциала, были математически обработаны в статистических программах SPSS 17.0 и Statistica 10.0.
34 О.В. Кожевникова, Н.С. Шадрина
2015. Т. 25, вып. 4 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе контент-анализа вербальных реакций респондентов на слово-стимул «Психолог» (вербальная часть методики СОЧ(И) и сочинение на тему «Я - психолог» / «Психолог - кто он?») выделялись основные категории, наиболее часто актуализируемые в ответах испытуемых. Полученные данные обобщены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Результаты контент-анализа вербальных ассоциаций (СОЧ(И))
Категория Частота встречаемости
«психологи» «не-психологи»
В единицах В процентах от общего кол-ва В единицах В процентах от общего кол-ва
Пол 7 1 % 2 0,5 %
Предметы, относящиеся к деятельности психолога 16 2,5 % 35 4,5 %
Особенности познавательной сферы 100 14 % 131 17 %
Особенности эмоционально-волевой сферы 54 8 % 46 6 %
Отношение к людям 102 15 % 135 17 %
Отношение к себе 13 2 % 21 2,5 %
Отношение к делу 16 2,5 % 18 2 %
Отношение к собственности - -
Профессиональная деятельность 52 8 % 79 10 %
Дополнительные категории (психоанализ, психотерапия) 2 0,5 % 9 1 %
Медицинская терминология 37 5,5 % 34 4,5 %
Другое (проблема, помощь, решение и т.п.) 287 41 % 279 35,5 %
Итого 679 100 % 787 100 %
Таблица 2
Результаты контент-анализа сочинений
Категория Частота встречаемости
«психологи» «не-психологи»
В единицах В процентах от общего кол-ва В единицах В процентах от общего кол-ва
Пол 1 0,5 % 2 1 %
Предметы, относящиеся к деятельности психолога 14 5 % 14 4 %
Особенности познавательной сферы 24 8 % 28 9 %
Особенности эмоционально-волевой сферы 9 3 % 15 5 %
Отношение к другим людям 16 6 % 36 12 %
Отношение к себе 1 0,5 % 5 2 %
Отношение к делу 8 3 % 5 2 %
Отношение к собственности 2 1 % -
Профессиональная деятельность 33 12 % 17 6 %
Дополнительные категории (психоанализ, психотерапия) 2 1 % 2 1 %
Медицинская терминология 19 7 % 22 7 %
Другое (проблема, помощь, решение и т.п.) 150 53 % 152 51 %
Итого 278 100 % 298 100 %
В ответ на стимульное задание перечислить 20 независимых характеристик психолога предлагаемые респондентами двух групп качества существенно не отличаются (пол, особенности познавательной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы и т.д. по таблице). Тем не менее, можно отметить, что «не-психологи» чаще упоминают предметы, относящиеся к деятельности психолога (кресло, кушетка, диван, блокнот, ежедневник, ручка, очки, деловой костюм, салфетки, носовые платки, аквариум, чай, свечи, кабинет, легкая музыка и т.п.); возможно, это результат наличия у них стереотипного представления о деятельности психолога, транслируемого средствами массовой культуры (фильмы, сериалы, реклама и т.п.).
Создавая связный текст (сочинение на тему «Я-психолог» / «Психолог - кто он?»), респонденты обеих групп также выделили сходные характеристики (пол, особенности познавательной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы и т.д.). При этом в выборке «не-психологов» акцентируется внимание характеристиках, отражающих отношение к другим людям (заботливый, расслабляющий, вежливый, понимающий, дружелюбный, добрый, сочувствующий, деликатный и т. п.). «Психологи» же чаще описывают профессиональную деятельность (проведение диагностики, методик и тестов; наблюдение, консультирование, проведение тренингов, исследований, экспериментов, развитие теорий, преподавание, постоянное саморазвитие и т.п.). Указанные отличия могут объясняться тем, что студенты психологического профиля подготовки изначально ориентируются на содержательно-профессиональные, а не внешне-социальные качества психолога.
Контент-анализ рисунков испытуемых (рисуночная техника «Нарисуй психолога») осуществлялся по типу ассоциации (что конкретно изображено на рисунке). Обобщенные данные представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты контент-анализа рисунков испытуемых: тип ассоциации
Категория Частота вст речаемости
«психологи» «не-психологи»
В единицах В процентах от общего кол-ва В единицах В процентах от общего кол-ва
Растение (цветок, дерево) 14 8 % 6 3 %
Сердце 9 5 % 8 4 %
Небо (дождь, облако, радуга) 11 7 % 5 2,5 %
Солнце 18 11 % 7 3,5 %
Человек 10 6,5 % 25 12 %
Часть тела (глаз, рука, мозг, голова) 14 8 % 22 11 %
Абстракции 4 2,5 % 14 7 %
Знаки/символы 11 7 % 9 4,5 %
Геометрические фигуры 6 3,5 % 4 2 %
Мебель (стол, стул, диван, кушетка, шкаф) 10 6,5 % 20 10 %
Канцелярские товары (блокнот, ручка) 7 4 % 13 6 %
Книга 7 4 % 19 9 %
Дом 6 3,5 % 2 1 %
Очки 5 3 % 16 8 %
Подписи 14 8 % 7 3,5 %
Живое существо (Животное/насекомое/птица) 9 5 % 4 2 %
Маска 2 1 % 1 0,5 %
Пазл / лабиринт 2 1 % 4 2 %
Смайлик 6 3,5 % 1 0,5 %
Часы 1 0,5 % 5 2,5 %
Лампа, свеча 2 1 % 7 3,5 %
Кружка 1 0,5 % 4 2 %
Итого 170 100 % 203 100 %
2015. Т. 25, вып. 4
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Представители обеих выборок, изображая психолога, чаще всего рисуют такие элементы как сердце, часть тела, геометрические фигуры, мебель, канцелярские товары, маска, пазл / лабиринт. В выборке «психологов», кроме того, часто встречаются такие категории, как растение, небо, солнце, знаки/символы, дом, подписи, живое существо, смайлик. «Не-психологи», в свою очередь, чаще изображают элементы, относящиеся к категориям: человек, абстракции, книга, очки, часы, лампа/свеча, кружка. Можно предположить, что относительное преобладание неодушевленных ассоциаций в очередной раз демонстрирует стереотипность и внешнюю направленность образа психолога у «непсихологов», в то время как для «психологов» этот образ чаще наделяется качествами живого объекта в силу возможного отождествления с собой.
В результате обработки данных психогеометрического теста (невербальная часть методики СОЧ(И)) было установлено, что на символическом уровне респонденты обеих групп оценивают психолога сходным образом (см. табл. 4). Из пяти предложенных фигур чаще всего с психологом ассоциируется круг, реже - зигзаг. Опираясь на символические характеристики этих фигур, можно предположить, что для респондентов наиболее важны такие качества психолога, как хорошие межличностные отношения, направленность на людей, чувствительность, эмпатия и неконфликтность. Незначимыми для психолога респонденты считают креативность, творчество, оригинальность, независимость от других в работе, возбудимость, а также непрактичность и нереалистичность.
Таблица 4
Результаты частотного анализа психогеометрических ассоциаций
На первом месте На последнем месте
«психологи» □ О □ □ О I-1
5 11 22 2 12 5 6 9 5 27
10 % 21 % 42 % 4 % 23 % 10 % 12 % 17 % 10 % 51 %
«не-психологи» 4 12 20 4 10 7 5 7 7 24
8 % 24 % 40 % 8 % 20 % 14 % 10 % 14 % 14 % 48 %
Таким образом, студенты разных направлений подготовки воспринимают психолога как человека, уверенного в себе, способного брать на себя ответственность, независимого, эмоционально уравновешенного, всегда выполняющего свои обязанности, неподозрительного, неконформного, мягкого, вежливого, идущего на компромисс, деликатного, проявляющего дружелюбие в отношениях, сострадающего, умеющего успокоить, бескорыстного и отзывчивого, стремящегося помогать. Наиболее важными качествами для психолога считаются вежливое отношение к людям, направленность на людей, чувствительность, эмпатия и неконфликтность; а наименее важными или нежелательными - оригинальность, независимость от других в работе, возбудимость, а также непрактичность и нереалистичность. Это может свидетельствовать о том, что в начале изучения психологии у всех студентов, независимо от направления подготовки, в целом достаточно стереотипное представление о профессии психолога.
Наибольший интерес в рамках осуществленного исследования представляют данные, полученные в ходе применения методики частного семантического дифференциала (табл. 5). На первом этапе математической обработки усредненные матрицы оценок по группам «психологов» и «непсихологов» были обработаны с помощью процедур факторного анализа. В результате были выделены 2 значимых фактора для группы «не-психологов» («Оценка» и «Профессионализм») и 3 - для группы «психологов» («Оценка», «Профессионализм», «Коммуникативная компетентность»).
Рассмотрим семантические пространства, построенные в отношении факторов, сходных по обеим выборкам: «Оценка» и «Профессионализм» (рис. 1, 2).
У студентов-«психологов» образ психолога более детален (выделено больше факторов и характеристик) и дифференцирован (наблюдается больший разброс объектов в семантическом пространстве). Они воспринимают себя в настоящем как житейских психологов, при этом объективно оценивая уровень своего профессионализма как недостаточный. Наиболее профессионален для них психолог-исследователь, что позволяет предположить наличие у первокурсников-психологов ориентации на исследовательскую деятельность, важность которой они изначально признают в процессе профессионального совершенствования.
Можно заметить, что студенты-«не-психологи», если и могут представить себя на месте психолога, то, прежде всего, как житейского практика, которого считают более профессиональным, чем исследователя. Предпочтителен как профессионал для них - идеальный психолог, образ которого, возможно, формируется на основе стереотипных представлений, транслируемых в продуктах массовой культуры (фильмы, реклама и т.п.). По-разному соотнося себя с образом профессионального психолога, студенты обеих групп акцентируют внимание на его различных содержательных характеристиках: для «не-психологов» важны качества, отражающие отношение профессионального психолога к другим людям (возможно, они представляют себя на месте этих людей), а для «психологов» важна собственно профессиональная составляющая данного образа.
Таблица 5
Результаты факторного анализа
Факторы «психологи» «не-психологи»
Оценка Профессионализм Коммуникативная компетентность Оценка Профессионализм
Доля объяснимой дисперсии 39, 38 % 31,23 % 22,32 % 51,15 % 34,10 %
1) противный - приятный 0,784 0,434 0,416 0,822 0,525
2) слабый - сильный 0,698 0,556 0,691 0,646
3) разговорчивый - молчаливый -0,854 -0,687 -0,545
4) безответственный - добросовестный 0,757 0,599 0,93
5) упрямый - уступчивый 0,723 0,511 0,878
6) замкнутый - открытый 0,601 0,606 0,697 0,674
7) добрый - эгоистичный -0,826 -0,864
8) зависимый - независимый 0,53 0,659 0,461 0,509 0,798
9) деятельный - пассивный -0,646 -0,613 -0,429 -0,776 -0,596
10) черствый - отзывчивый 0,808 0,453 0,885
11) решительный - нерешительный -0,5 -0,577 -0,552 -0,628 -0,744
12) вялый - энергичный 0,76 0,437 0,426 0,827 0,489
13) справедливый - несправедливый -0,804 -0,534 -0,885 -0,411
14) расслабленный - напряженный -0,429 -0,645 -0,598 -0,503 -0,715
15) суетливый - спокойный 0,403 0,71 0,526 0,612 0,726
16) враждебный - дружелюбный 0,84 0,415 0,925
17) уверенный - неуверенный -0,599 -0,627 -0,465 -0,547 -0,777
18) нелюдимый - общительный 0,647 0,442 0,613 0,851 0,432
19) честный - неискренний -0,961 -0,929
20) несамостоятельный -самостоятельный 0,639 0,569 0,472 0,594 0,692
21) раздражительный - невозмутимый 0,801 0,501 0,526 0,828
22) радостный - печальный -0,659 -0,524 -0,456 -0,935
23) простой - сложный -0,749 -0,678
24) жизнерадостный - унылый -0,866 -0,938
25) глупый - умный 0,652 0,591 0,431 0,789 0,598
26) бессмысленный - осмысленный 0,646 0,638 0,714 0,676
27) эмоциональный - рациональный 0,885 0,936
28) мужественный - женственный 0,801 0,48 -0,576
29) формальный - неформальный -0,849
30) успокаивающий - возбуждающий -0,654 -0,639 -0,663 -0,584
2015. Т. 25, вып. 4
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Рис. 1. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Оценка» - «Профессионализм» в выборке «психологов»
-
[С X.
о
си
-е-
о а.
-2,5
-3.5 -3,0 -2,5 -2.0 -1.5 -1,0 -0,5 0.0 0,5 1.0
Оценка
Рис. 2. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Оценка» - «Профессионализм» в выборке «не-психологов»
Выводы
Применение комплекса исследовательских методов и методик позволило нам изучить вербальные, невербальные и символические элементы образа психолога. Выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась: анализируемый образ у студентов психологического направления подготовки действительно отличается рядом структурных и содержательных характеристик от образа профессионального психолога у студентов других направлений подготовки. Первые ассоциируют профессионализм психолога с исследовательской компетентностью и акцентируют внимание прежде всего на характеристиках конкретных видов его деятельности. Вторые больше ценят практическую направленность и личностные качества психолога, важные в процессе его взаимодействия с клиентами. Мы полагаем, что полученные результаты могут найти практическое применение в качестве основы для разработки программ профессиональной подготовки будущих психологов. Особого внимания заслуживает выявленная нами ориентация студентов-первокурсников на исследовательскую деятельность: полагая, что профессиональный психолог - это прежде всего психолог-исследователь, студенты, ориентированные на собственное профессиональное развитие, вероятнее всего заинтересованы в участии в научно-исследовательских проектах разного уровня. Такой интерес необходимо развивать и всячески поддерживать для оптимизации подготовки профессионалов в области психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 28-41.
2. Ксенда О.Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов // Психологический журнал БГУ. 2010. № 2. С. 55-59.
3. Ксензова Т.Н. Формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник МГОУ. Серия педагогика. 2009. № 2. С. 51-60.
4. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых: монография. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
5. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестн. МГУ. 2005. № 20. С. 33-44.
6. Шадрина Н.С., Кожевникова О.В. Образ психолога у студентов первого курса психологического направления подготовки // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых (27-28 ноября 2014 г.). Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 574-579.
Поступила в редакцию 05.10.15
O. V. Kozhevnikova, N.S. Shadrina
THE IMAGE OF A PROFESSIONAL PSYCHOLOGIST AMONG STUDENTS OF DIFFERENT MAJORS
The particularity of psychology and non-psychology students' beliefs regarding psychology as a profession and psychologist as a professional is analyzed. The hypothesis that the image of a professional psychologist among the students majoring in psychology partially differs from that of the students of other faculties is stated; in other words, it is believed that professionalism of a psychologist is associated with various individual and psychological characteristics and activities. While using a complex of psychometric and research procedures it has been established that psychology students perceive psychology researchers as professionals and are interested in detailed characteristics of specific types of professional activities. Students of other faculties mainly focus on the applied aspects of professional psychologist's activities and personal characteristics of psychologists important in their interaction with consumers of psychological services.
Keywords: notion, image, non-professional and professional psychologist.
Кожевникова Оксана Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: oxana. kozhevnikova@gmail .com
Шадрина Наталья Сергеевна, студентка E-mail: [email protected]
Kozhevnikova O.V.,
Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: oxana. kozhevnikova@gmail .com
Shadrina N.S., student E-mail: [email protected]
ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034