Научная статья на тему 'Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета'

Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1754
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / MOTIVATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL IMAGE OF A PSYCHOLOGIST / PROFESSIONALISM / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF A PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

В статье представлено исследование особенностей восприятия и понимания профессиональной компетентности, путей её становления у студентов психологического факультета, проанализированы ведущие мотивы профессиональной деятельности студентов по курсам обучения, а также образ психолога-профессионала в представлении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of a professionally competent psychologist in the view of students psychological faculty

This paper presents a study of the perception and understanding of professional competence, the way her students ' psychological development, analysed the leading motives of students on training courses, as well as the image of a professional psychologist, in the view of students.

Текст научной работы на тему «Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75183

УДК 159.9

Быкова Елена Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск elbvkova80@mail.ru

Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета

Аннотация. В статье представлено исследование особенностей восприятия и понимания профессиональной компетентности, путей её становления у студентов психологического факультета, проанализированы ведущие мотивы профессиональной деятельности студентов по курсам обучения, а также образ психоло-га-профессионала в представлении студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионализация, профессиональная мотивация, образ психолога, профессионально важные качества психолога.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Освоение профессии в высшем учебном заведении осуществляется в процессе специально организованной учебной деятельности студентов. Её целью является предоставление студенту необходимого объёма общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, умений, формирование и развитие у них соответствующих личностных качеств и способностей, приобщение к основам профессиональной этики. Вклад в понимание сущности профессиональной компетентности, как показателя профессионализма внесли труды К. А. Абульхановой-Славской [1], Е. А. Климова [2], Н. С. Пряжникова [3]. В последнее время возрос интерес исследователей к глубинным детерминантам, обуславливающим процесс развития профессиональной компетентности психолога, в частности, к движущим силам и механизмам этого процесса (А. К. Маркова [4], Л, И. Вачков [5], Э. Ф. Зеер [6]).

Профессиональная компетентность определяется как мастерство организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем. Большая роль в становлении профессионализма отводится профессиональной формированию мотивации на этапе обучения в вузе. Профессиональная мотивация выступает как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнении обязанностей, связанных с профессией.

Важность проблемы становления профессионально-психологической компетентности студентов в процессе подготовки в вузе определяется спецификой её объекта, каким выступает человек, нуждающийся в психологической помощи, выстроенных на новейших достижениях. Исходя из этого, нам представляется актуальным изучение содержательных признаков профессиональной компетентности психолога и выявление готовности студентов к восприятию и пониманию компетентности.

С целью выяснения особенностей восприятия и понимания особенностей становления профессиональной компетентности нами было проведено исследование учащихся Шадринского государственного педагогического института. В эксперименте участвовало 200 студентов 1 - 5 курсов [7].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Для исследования понимания профессиональной деятельности психолога использовалось сочинение на тему: «Что нужно для того, чтобы стать психологом». В качестве метода обработки использовали контент - анализ типичных высказываний студентов по каждому курсу обучения.

Высказывания были сгруппированы по двум показателям: внешний (студенты ожидают помощь от вуза, других людей, обстоятельств) и внутренний (ответы студентов, стремящихся изменить своё поведение, развивать в себе профессионально важные качества, предъявляющих требования к себе).

140 (70%) студентов обращают внимание на необходимость приобретения более глубоких теоретических знаний за счёт тщательного изучения теоретических дисциплин, преподаваемых в вузе, чтения дополнительно специальной литературы: «На данный момент для меня очень важно освоить больше знаний (3 курс), «У нас проводятся лекции по различным предметам, все они, безусловно связаны с психологией, но я считаю, что совсем мало говорится о психологе, его работе, что входит в обязанности, виды помощи, цель посещения психолога» (2 курс). Это объясняется тем, что до 3 курса много времени в учебном плане уделяется общим предметам. После введения в курс обучения дисциплин: психологическое консультирование, психокоррекция, психодиагностика и курсов специализации на старших курсах отмечается снижение количества подобных ответов: 5 курс - 60%: «Если читать больше литературы, которую рекомендуют преподаватели, то знания будут более глубокими и разносторонними».

146 (73%) студентов утверждают, что теоретические знания есть, но сложно научиться применять их на практике: «Знаний по профессии уже достаточно, нужно их как то систематизировать. В этом может помочь практика, но её так мало» (5 курс). Они считают необходимым пройти дополнительные курсы повышения квалификации, тренинги и семинары. Студенты идентифицируют себя с квалифицированным опытным специалистом, каким на данном этапе обучения выступает преподаватель или практикующий психолог, и стремятся быть похожим на него. Указывается на то, что необходима практика не в образовательных учреждениях, а в организации, на предприятии, фирмах, где практикующие психологи помогли бы понять, с чего начать работу, как вести документацию, писать заключение.

Для 72 (36%) опрошенных большое значение имеет методическое оснащение квалифицированного труда психолога: «Хорошая научная литература и настоящие диагностические комплекты требуют больших материальных ресурсов, чтобы оказать квалифицированную помощь клиенту у психолога должны быть методики и умение ими пользоваться» (3 курс). 27 (13, 5%) подчёркивают необходимость быть востребованным специалистом. Это выступает для них стимулом дальнейшего профессионального роста: «Для начала нужно окончить институт с красным дипломом, чтобы было больше шансов устроиться на работу» (2 курс), «Мне важно знать, что я смогу найти работу по специальности» (4 курс).

122 (61%) уделяют большое внимание развитию профессионально важных качеств психолога, которых, как им кажется не хватает для полноценного профессионального роста/ «Когда я думаю о будущей работе, я волнуюсь, что не смогу взвалить такую ответственность на себя» (1 курс), «Чтобы стать психологом человек должен быт рассудительным, уметь выслушать, сильным морально и духовно» (3 курс), Многие студенты указывают на то, что необходимо желание заниматься профессиональной деятельностью, упорство. На недостаточный уровень развития у себя этих качеств указывают студенты 4 курса/ «На данный момент мне не хватает знаний и мотивации».

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

24 (12%) подчёркивают необходимость положительного отношения к профессии, любовь к ней, желание заниматься данным видом деятельности. Часть студентов ещё не уверены в том, что их привлекает работа психолога: «Для начала я должна убедиться, что профессия мне действительно нравится» (1 курс).

Характеризуя профессию психолога, 81 (40, 91%) студентов отмечают, что это «Профессия, цель которой помочь человеку найти выход из сложных ситуаций»; 26 (13,13%) «Знания, умения и навыки в области психологии, психологических особенностей человека, изучение психики, способность распознавать психические качества и свойства». Анализ ответов свидетельствует, что многие из них характеризуют лишь актуальность данной профессии в современном обществе, что говорит о недостаточной сформированности образа будущей профессии у поступивших в вуз студентов. К концу обучения студенты начинают задумываться о роли своей будущей профессии в их жизни.

Студенты 1, 3 и 5 курсов определяют её как, «умение общаться, понимать, выслушивать людей (5 человек); 14 человек определяют её как «Профессию, предполагающую творческую отдачу, постоянное самосовершенствование, и саморазвитие»; на 2 и 4 - как «профессию, предполагающую наличие определённых личностных качеств», что составило 11 человек. Для студентов 2 курса характерны ответы: «знания, умения, навыки, которые приобретаются в вузе и которые можно применить на практике» 3 (1,52%) и «Диагностика психических состояний человека»: 2 (1,01%); 11 (5,5%) затруднились ответить на вопрос.

«Профессиональную психологическую компетентность» 11 (5,55%) студентов понимают как: «Соблюдение этических принципов: неразглашение данных, умение хранить тайну, умение владеть собой; правильное, тактичное обследование и правильная постановка результатов, умение применять теоретические знания на практике». 139 (70,21%) выделяют только одну из сторон психологической компетентности (наличие теоретических знаний, наличие опыта, практические умения, психологическая грамотность): «Профессиональные качеств психолога: способности, коммуникативные умения»; «Опыт, умение найти выход из сложных ситуаций, разрешить все вопросы»; «Соответствие требованиям, предъявляемым специальностью». 18 (9,09%) дали ответы: «Мои навыки, моя профессия не навреди»; «Осознание своей профессии», «Круг проблем, решаемых только психологом». 30 (15, 15%) затруднились ответить на вопрос.

Данные свидетельствуют, что на младших курсах основное внимание уделяется знаниям, профессиональным качествам психолога, соответствию требованиям, которые специальность предъявляет к специалисту. К концу обучения студенты в структуру профессиональной психологической компетентности преимущественно включают практические умения и навыки, грамотность психолога в решении вопросов психологического плана. На старших курсах студенты уже реально оценивают свой запас знаний и для них главное - это их успешное применение на практике.

О необходимости профессиональная компетентность и возможности работать неё работать 169 человек (83,35%) ответили «Да необходима, работать нельзя» в силу того, что он работает с людьми и без соответствующих знаний и подготовки может нанести вред человеку.

Ответы студентов старших курсов отличались большей обоснованностью и развёрнутостью, что говорит об осознанном отношении к роли профессиональной компетентности в их будущей работе: «Без профессиональной компетентности невозможна успешная самореализация человека в профессии психолога, так как без определённого уровня знаний, умений и навыков в области психологии невоз-

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

можно полноценно и успешно работать», «Без неё если и можно работать, то только под началом у другого, более компетентного специалиста», «Нельзя без неё работать, так как психолог несёт большую ответственность за результаты своей работы».

170 (85,85%) подчёркивают необходимость профессиональной компетентности уже на этапе обучения в вузе. В ходе анализа данных мы отметили пояснения в ответах студентов разных курсов: 3 курс - «Нет, пусть она разовьётся со временем», 4 курс: «Нужна, как будущим специалистам». Количество отрицательных ответов на вопрос снижается к 5 курсу. Все студенты 5 курса на поставленный вопрос ответили утвердительно: «Да, так как на 3, 4,5 курсах студенты выходят на практику», значит отсутствие профессиональной компетентности, основным компонентом которой является умение применять теоретические знания на практике, значительно затрудняет её прохождение студентами старших курсов. Более осознанное отношении студентов к профессиональной подготовке по мере приближения к концу обучения обусловлено приближающейся перспективой настоящей профессиональной деятельности.

62 (31,31%) для приобретения профессиональной компетентности считают необходимым получение дополнительного обучения. К 5 курсу студенты больше значения придают совершенствованию собственных знаний при поступлении в вуз; 36 (18,18%) - не ставят перед собой вопроса повышения уровня своих знаний, предпочитая работать для получения оценки. Анализ свидетельствует об отсутствии чётких представлений у студентов младших курсов о путях повышения профессиональной компетентности - 10о (50,5%), где 38 (19,19%) затруднились ответить на вопрос.

Часть студентов младших курсов считают себя уже профессионально компетентными ко 2 курсу обучения. Активная роль самого студента в процессе приобретения профессиональной компетентности, его желания и трудолюбия признается значимой на 3 курсе - 8 (19, 51%) и на 5 курсе - 5 (14, 71%). Многими студентами подчёркивается роль практики, которая проходит на 4 и 5 курсах: 1 курс - 4 (12,90%), 2 и 4 курсы - 14 (30, 43%), 3 - 11 (26, 83%), 5 - 9 (26,47%). Только так, по их мнению, будущий профессионал может приобрести необходимый опыт для квалифицированной профессиональной деятельности.

Основываясь на положении о том, что эффективность профессиональной деятельности зависит от выраженности профессиональных мотивов, исследовались ведущие мотивы профессиональной деятельности. Для этого был использован опросник профессиональной мотивации учащихся [8].

Профессиональная мотивация здесь выступала как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнении обязанностей, связанных с профессией. Она оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворённость человека своим трудом. Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделяется четыре основные группы: а) мотивы собственно труда, б) мотивы социальной значимости труда, в) мотивы самоутверждения в труде, г) мотивы профессионального мастерства.

О недостаточной сформированности мотива собственно труда у многих студентов, свидетельствуют невысокие показатели на младших курсах обучения: 7,5% - 1 и 3 курсы, 17,5% 2 и 4 курсы и 25% - 5 курс. Это может быть обусловлено отсутствием представления студентов о положительных, привлекательных сторонах выбранной ими профессии.

Высокие показатели мотива социальной значимости труда отмечаются у большого числа респондентов в выборке, что свидетельствует о значимости соци-

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ального фактора в овладении профессией психолога. Возможность расширить поле социальных контактов выступает для студентов определяющим в психологической деятельности. Кроме того, знание психологических особенностей людей, получаемые в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности может служить фактором способствующим изменению собственных личностных характеристик и особенностей поведения, что является для студентов желательным на данном этапе обучения. Особенно ярко данный показатель выражен на 3 курсе - 37,5%. Несколько ниже на 4 (32,%) и на 1 (30%) курсах. Ещё более низкие результаты отмечаются на 2 (25%) и на 5 (27,5%) курсах, что говорит о некотором изменении структуры мотивационной сферы студентов к концу обучения.

На протяжении обучения у студентов отмечается незначительное колебание выраженности мотива самоутверждения в труде: 30% на 1 и 3 курсах; 25% на 2 и 4 курсах и 20% на 5 курсе. Показатели по данному мотиву достаточно высокие, что говорит о значимости внутреннего вознаграждения в виде чувства самоудовлетворения и собственной значимости за счёт выполнения профессиональной деятельности для студентов всех курсов обучения.

Мотив профессионального мастерства представлен очень низкими показателями в выборке студентов младших курсов: 1 и 2 курсы - 5%, 3 - 12,5%. К старшим курсам процент выраженности данного мотива возрастает: 4 курс -15%, 5 курс -27,5%. К концу обучения многие студенты мотивированы на достижение высокого профессионального уровня в овладении профессией. Знания, накопленные в период обучения, дают им возможность оценить собственный уровень профессионального мастерства и активируют желание повышать его в дальнейшем, так как это становится необходимым в связи с последующим выходом на работу.

Отмечены высокие результаты по отсутствию ведущего мотива профессиональной деятельности у студентов 1 и 2 курсов: 27,5%. В их ответах часто было одинаковое количество баллов по нескольким мотивам одновременно, что отражает не-сформированность профессионального мотивационного ядра личности на данном этапе обучения. К 3 курсу показатели снижаются: до 12,5%, к 4 - до 10%. На 5 курсе данные показатели не выявлены. Можно сделать вывод, что к концу обучения студенты обладают ярко выраженными мотивами профессиональной деятельности, среди которых приоритетная роль принадлежит мотивам социальной значимости труда и самоутверждения в труде. Мотивы собственно труда и профессионального мастерства остаются не столь важными для студентов при овладении профессии на этапе обучения в вузе.

Большинство студентов - 170 (85,86%) считают, что учебный план высшего учебного заведения, где они получают профессию психолога, предусматривает формирование профессиональной психологической компетентности (все предметы учебного плана дают необходимые им знания). На 1 курсе 31 (15,66%) - выделили общую психологию и введение в специальность. 2-4 курсы (17,39%) - профильные предметы, практика и опыт - 12 (6,06%). На старших курсах 26 (13,13%) - психокоррекция, психодиагностика, психологическое сопровождение, практикумы. Затруднились ответить на вопрос - 31 (15,44%). 21 (10,61%) отметили, что учебный план не предусматривает формирование профессиональной компетентности. 7(3,53%) затруднились с ответом.

Анализ представлений студентов о роли практики в становлении профессиональной психологической компетентности, как показателя профессионализма психолога позволил обозначить ответы, которые дали студенты всех курсов, то есть су-

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ществует ряд общих факторов, помогающих студентам, по их мнению, стать компетентными в своей профессиональной деятельности при прохождении практики.

Студенты испытывают необходимость научиться применять свои знания на практике, чтобы понять, достаточно ли они готовы к практической деятельности психолога и работе с людьми: «Практика даёт возможность познакомиться с детьми разного возраста и понять, как можно им помочь», «На практике студент реально может оценить, хватает ли ему знании для будущей работы». 40 человек (20,20%) затруднились ответить на вопрос. Из них 13 (41,93%) - студенты 1 курса и только 2 человека (5,88%) - на 5 курсе. Это свидетельствует о том, что прохождение практики на протяжении 3,4,5 курсов даёт общее представление студентам о той роли, которую она выполняет в становлении психологической компетентности (таблица 1).

Таблица 1

Оценка студентами роли практики в становлении психологической компетентности (ПК)

' Курс Ответ 1 2 3 4 5 Итого

Применение знаний на практике 6,46 10,87 7,32 30,44 14,71 29 14,65

Практические навыки и опыт работы с людьми 6,46 41,31 2,01 21,74 11,76 35 17,67

Помогает стать профессионалом, формирует ПК 3,22 17,39 4,87 17,39 5,88 20 10,10

Умения, знание деятельности психолога 22,57 46,34 47,06 42 21,21

Знакомство с профессией психолога Номы поведения, как нужно себя вести, чтобы быть компетентным 6,46 8,69 4,35 14,71 11 5,56

Возможность понять, что такое ПК и есть ли она у студента 4,35 13,04 8 4,04

Методики для будущей профессии 12,9 7,32 7 3,53

Не очень много, не достаточно для дальнейшей работы компетентного специалиста 2,17 1 0,51

Желание, стимул для получения ПК 4,35 2 1,01

Не знаю 41,93 10,87 34,15 13,04 5,88 40 20,20

Студенты указывали, что практика даёт им недостающие знания деятельности психолога, те требования, которые к нему предъявляет профессия: «Практика даёт возможность увидеть, что конкретно делает психолог в разных учебных заведениях» (3 курс), «На практике мы наблюдаем, как компетентный, опытный специалист осуществляет разные направления своей деятельности: как проводит диагностику, коррекцию, развитие» (4 курс).

Студенты считают, что на практике они смогут понять, что такое профессиональная компетентность и развивать её: «Даёт возможность испытать профессиональную компетентность и понять, есть ли она ну него» (2 курс); «Лучшее её развитие. Мы уже пробуем, сможем ли мы относиться компетентно к проблемам других на практике» (3 курс); « Человек на практике реально сталкивается с проблемами компетентности и понимает, что её нудно иметь» (4 курс); «Обеспечивает базу для формирования профессиональной компетентности, дополняя теоретические знания практическим опытом» (5 курс).

Выявление представлений студентов о профессионально важных качествах квалифицированного психолога и соответствие ему собственных черт личности проводилось с помощью модифицированной методики Ч. Осгуда «Личностный диффе-

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ренциал»[9]. На основе выделенный студентами доминирующих качеств квалифицированного специалиста, получивших наибольший процент выборов можно построить профиль личности психолога в представлении студентов, по курсам обучения.

Рассмотрение результатов проведённой методики показало, что наибольший рейтинг, независимо от курса обучения, получила группа качеств эмоциональнонравственной сферы личности. Студенты с 1 по 4 курс приоритет отдают качествам данной группы: «Добросовестный», «Честный» и «Справедливый», что, вероятно, выступает свидетельством важности в психологической деятельности соблюдения этических принципов. В выборке ответов студентов пятого курса отмечено снижение процента выборов всех качеств, что может свидетельствовать о более требовательном отношении к личности психолога у старшекурсников. Он, по мнению студентов, не должен обладать рядом резко выраженных черт. Идеальным вариантом было бы их гармоничное сочетание

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика представлений о доминирующих качествах личности психолога

у студентов по курсам обучения, %

Качество личности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого

качества, отражающие активность личности 53,56 46,78 28,18 50,36 28,54 41,48

качества волевой сферы личности 24,47 20,42 12,92 18,33 12,92 17,81

коммуникативные качества 54,36 37,5 39,96 49,5 35,5 43,36

Качества эмоционально-нравственной сферы 58,85 46,25 37,92 55,62 40 47,73

Во всех возрастных группах испытуемых наименьший процент выборов получили качества волевой сферы личности: «упрямый», «уступчивый», «расслабленный», «напряжённый», «невозмутимый». Возможно, это является отражением стереотипного образа психолога в сознании студентов, где выделенные качества играют незначительную роль для успеха профессиональной деятельности.

Среди коммуникативных особенностей личности психолога были выделены качества: «дружелюбный» и «общительный». Причём, наблюдается снижение количества выборов данных качеств от 1 к 5 курсу, что может быть обусловлено тем, что студентов старших курсов гораздо больше привлекает способность психолога активно взаимодействовать со средой, проявляя качество «самостоятельность» и «решительность», нежели умение общаться и устанавливать контакты.

Анализ данных при оценке биполярных качеств, названных студентами как безразличные для психолога - профессионала и оцененными в 0 баллов, позволяет сделать вывод, что наибольшее количество выборов получили пары черт «Упрямый - уступчивый» - 37 (19,27%), «Расслабленный - Напряжённый» - 52 (27,08%), «Невозмутимый - раздражительный» 41(21,35%). По данным качествам наблюдается возрастание количества выборов от второго к пятому курсу (Приложение 5). Это свидетельствует о том, что у студентов в процессе обучения формируется идеальный образ психолога с определённым набором личностных качеств, в котором названные биполярные черты личности студентами от курса к курсу всё больше отмечаются, как не нужные в профессиональной деятельности психолога.

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

На втором этапе испытуемые оценивали степень выраженности данных качеств у себя на данный момент. Затем оценивались черты, в отношении которых существует полное соответствие между «реальным» и «идеальным» образами личности. В итоге, на основании рефлексии профессионально важных качеств специалиста-психолога и механизма идентификации студентами себя с более опытным специалистом, были выделены черты личности, которые, по мнению студентов, развиты у них в такой степени, в какой это необходимо у профессионального, квалифицированного психолога.

Итак, большинство студентов обнаруживают у себя соответствие между «Я-реальным» и идеальным образом психолога по чертам, относящихся к эмоционально-нравственной сфере личности. На 1 курсе наибольший процент совпадений обнаружилось по качеству «отзывчивый», на 2 и 3 курсе к нему добавляется качество «честный», а на 4 и 5 курсах - «добросовестный». Можно сделать вывод, что эти личностные образования, необходимые для работы профессионального психолога, студенты рассматривают как уже достаточно развитые. Данная группа качеств оценивается студентами как наиболее важная в структуре личности квалифицированного специалиста, поэтому, вероятно, они стремятся развивать их в себе, чтобы соответствовать образу идеального психолога.

Таблица 3

Динамика совпадений по реальным качествам личности студентов с образом идеального психолога

Качество личности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого

качества, отражающие активность личности 20,98 22,5 19,97 20,71 30,71 22,97

качества волевой сферы личности 14,06 11,67 10,42 14,17 12,5 12,56

коммуникативные качества 35,62 32 25,5 34,5 19,75 29,47

качества эмоционально-нравственной сферы 39,28 27,11 20 37,5 35 31,78

При оценке у себя качеств, отражающих активность личности, приоритет студенты отдают качествам «Энергичный» и «Самостоятельный». Причём, замечено увеличение количества их совпадений с образом идеального психолога у студентов к 4 и 5 курсам. Следовательно, возрастает значимость этих качеств для старшекурсников. Студенты младших курсов отмечают у себя достаточно высокий по сравнению со старшими курсами уровень развития таких качеств как: «Отзывчивый» и «Дружелюбный». Это может объясняться желанием соответствовать стереотипному образу психолога студентами 1 курса, в котором качествам коммуникативной сферы отводится большое внимание.

Наименьший процент совпадений получили качества волевой сферы личности. Это можно объяснить тем, что студенты не стремятся развивать в себе данную группу качеств, поскольку не считают их высоко значимыми для работы квалифицированного специалиста (табл. 3).

Повышение процента совпадений по большинству качеств у студентов к 5 курсу может свидетельствовать о том, что к концу обучения в вузе студенты становятся более требовательными к развитию собственной личности, так как требования,

8

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

предъявляемые профессией и обществом к личности специалиста, осознаются студентами на этой ступени развития более чётко. Это приводит к активной работе студентов, направленной на развитие качеств личности, необходимых с их точки зрения для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, на основе полученных данных эксперимента мы пришли к выводу, что не у всех студентов сформирован образ профессионально компетентного специалиста, обладающего рядом профессионально важных качеств и необходимых знаний, умений и навыков. Профессиональному становлению и конкретизации представлений о будущей профессии способствует идентификация себя с более опытными, практикующими психологами и преподавателями вуза

Важнейшим условием дальнейшего профессионального становления выступает профессиональная мотивация. Ведущим мотивом профессиональной деятельности на разных этапах обучения выступает мотив социальной значимости труда и самоутверждения в труде. Большинство студентов не ориентированы на достижение высокого профессионального уровня в процессе обучения, хотя к пятому курсу количество студентов, руководствующихся мотивами профессионального мастерства и собственно труда возрастает. Происходит развитие профессиональной рефлексии в плане представления о себе как будущем специалисте - психологе и анализе собственных профессионально важных качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Если на младших курсах студенты выделяют преимущественно коммуникативные способности как важные составляющие успешной деятельности психолога, то на старших курсах подчёркивается важность волевых качеств личности и её активности: таких как уверенность в себе, энергичность, самостоятельность. При оценке доминирующих качеств личности идеального психолога приоритет отдаётся качествам эмоционально-нравственной сферы, обнаруживается полное соответствие между «Я-реальным» и идеальным образом психолога.

От 1 к 5 курсу происходит осознание студентами различных сторон деятельности профессионала и сопоставление собственных возможностей с требованиями общества к осваиваемой ими профессии, формируется положительное отношение к будущей профессии, интерес к всестороннему освоению теории и практики, установка на дальнейшее эффективное обучение на факультете с целью получения глубоких теоретических и практических умений и навыков

Ссылки на источники

1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров и др. - М., 1991.

2. Климов Е. А. Пути в профессионализм. - М.: Флинта, 2003. - 204 с.

3. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд. Моск. психолого-социального института, 2002. - 400 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

5. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» / под ред. И. Б. Гриншпуна. - М.: Изд-во Моск. Психолого-социального института, 2003. - 464 с.

6. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Рос. гос. проф. пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.

7. Быкова Е. А. Восприятие и понимание механизмов профессионализации студентами психологического факультета (на материале формирования профессиональной компетентности): монография. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2009. - 150 с.

8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л., ЛГУ. - 1990.

9. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 79-83.

9

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Быкова Е. А. Образ профессионально компетентного психолога в представлении студентов психологического факультета // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 12. - ART 75183. - 0,6 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75183.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Elena Bykova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational

psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk

elbvkova8b@mail.ru

Image of a professionally competent psychologist in the view of students psychological faculty Abstract. This paper presents a study of the perception and understanding of professional competence, the way her students ' psychological development, analysed the leading motives of students on training courses, as well as the image of a professional psychologist, in the view of students.

Key words: professional competence, professionalism, motivation, professional image of a psychologist, professionally important qualities of a psychologist.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015

Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Быкова Е. А., 2015

www.e-koncept.ru

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.