— ПСИХОЛОГИЯ —
УДК 159.9.07 Л. Ю. Гермогенова, С. Н. Унарова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПСИХОЛОГОВ
Профессиональная компетенция психолога имеет свою специфику и особенности, которые частично присутствуют на момент начала обучения, частично формируются в процессе обучения. На сегодняшний день накопилось достаточно определений, раскрывающих сущность понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность». Одни авторы характеризуют компетентность с точки зрения того, на что способен компетентный человек (то есть с позиции результата формирования компетентности), другие описывают ее структуру. Мнения относительно структуры компетентности (и в частности, профессиональной компетентности) также разделяются: от определения ее как совокупности знаний, умений и навыков до практической синонимичности с понятием «профессионализм». Поскольку однозначно не доказана справедливость какого-то одного мнения, все взгляды можно считать равноправными, и мы вправе опираться на тот подход, который в большей степени соответствует идее нашего исследования. На основании теоретического анализа следует, что актуальным является выявление и оценка профессиональной компетенции практических психологов. Целью данного исследования является изучение структуры профессиональных компетенций психологов. Объектами исследования стали специалисты-психологи, работающие в психологических службах и организациях в различных социальных сферах. Научная новизна заключается в том, что было составлено профессиографическое описание деятельности психолога-практика, на его основании разработана система профессиональных компетенций (индикаторов) для методики экспертных оценок «360* Оценка компетенций психолога». Впервые осуществлена попытка описания структуры профессиональных компетенций психологов-практиков (специалистов-психологов). Практическая значимость определяется тем, что использованный в ходе исследования алгоритм профессиографического описания деятельности психолога, система индикаторов и компетенций для методики экспертных оценок «360* Оценка компетенций психолога» может быть использована исследователями в данной научной области. Выводы, полученные в результате исследования, могут стать основанием для выявления потребностей специалистов-психологов в их профессиональном росте и определении способов повышения эффективности труда психологов.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессионализм, психолог, компетенция.
ГЕРМОГЕНОВА Лена Юрьевна - заведующий учебно-психодиагностической лабораторией Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
УНАРОВА Сардана Николаевна - к. психол. н., доцент общей психологии Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
GERMOGENOVA Lena Yurievna - Head of Training and Diagnostic Laboratory of the Institute of Psychology of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
UNAROVA Sardana Nikolaevna - Candidate of Psychology, Associate Professor of General Psychology of the Institute of Psychology of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
L. Y. Germogenova, S. N. Unarova The Study of Professional Competences of Psychologists
Professional competence of a psychologist and has its own specific features which are partially present at the beginning of the study, partially formed in the learning process. To date has accumulated enough definitions that reveal the essence of the concepts "competence" and "professional competence". Some authors characterize the competence from the point of view of what a competent person (i.e. the position of the result of the formation of competence), others describe its structure. Opinions regarding the structure of competence (and, in particular, professional competence), are also separated: from defining it as a set of knowledge and skills, to practical synonymical with the concept of "professionalism". Definitely not proven as justice a single opinion, all views can be considered equal, and we rely on the approach that is more consistent with the idea of our study. On the basis of the theoretical analysis it follows that it is relevant to identify and assess the professional competence of practicing psychologists. The aim of this study is to study the structure of professional competence of psychologists. The objects of study become professional psychologists working in psychological services and organizations in different social spheres.
Scientific novelty lies in the fact that was compiled by a professional graphic description of the activities of the psychologist-practice, on the basis of the developed system of professional competencies (indicators) for the method of expert evaluations "360* assessment of the competencies of the psychologist". For the first time the attempt is made to describe the structure of professional competence of psychologists-practitioners (psychologists). Practical significance is determined by that used in the study algorithm professional graphic descriptions of activity of the psychologist, the system of indicators and competences for the methodology of expert assessments "360* assessment of the competencies of the psychologist" can be used by researchers in this scientific field. The conclusions resulting from the study may provide the basis for identifying the needs of the professional psychologists in their professional growth and identify ways to improve the efficiency of work of psychologists.
Keywords: competence, professional competence, professionalism, psychologist, competence.
Введение
Профессиональная компетенция психолога имеет свою специфику и особенности, которые частично присутствуют на момент начала обучения, частично формируются в процессе обучения.
Основной оценкой качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно. Компетентностный подход в образовании зародился в отечественной науке в конце 1980-х гг. Пути его становления кратко описывает И. А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования» [1].
На сегодняшний день накопилось достаточно определений, раскрывающих сущность понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность». Одни авторы характеризуют компетентность с точки зрения того, на что способен компетентный человек (то есть с позиции результата формирования компетентности), другие описывают ее структуру. Мнения относительно структуры компетентности (и в частности, профессиональной компетентности) также разделяются: от определения ее как совокупности знаний, умений и навыков до практической синонимичности с понятием «профессионализм». Поскольку однозначно не доказана справедливость какого-то одного мнения, все взгляды можно считать равноправными, и мы вправе опираться на тот подход, который в большей степени соответствует идее нашего исследования.
На основании теоретического анализа следует, что актуальным является выявление и оценка профессиональной компетенции практических психологов.
Целью данного исследования является изучение структуры профессиональных компетенций психологов. Объектами исследования стали специалисты-психологи, работающие в психологических службах и организациях в различных социальных сферах.
Научная новизна заключается в том, что было составлено профессиографическое описание деятельности психолога-практика, на его основании разработана система профессиональ-
ных компетенций (индикаторов) для методики экспертных оценок «360* Оценка компетенций психолога». Впервые осуществлена попытка описания структуры профессиональных компетенций психологов-практиков (специалистов-психологов).
Практическая значимость определяется тем, что использованный в ходе исследования алгоритм профессиографического описания деятельности психолога, система индикаторов и компетенций для методики экспертных оценок «360* Оценка компетенций психолога» может быть использована исследователями в данной научной области. Выводы, полученные в результате исследования, могут стать основанием для выявления потребностей специалистов-психологов в их профессиональном росте и определении способов повышения эффективности труда психологов.
Описание структуры профессиональных компетенций
Эмпирическое исследование профессиональных компетенций специалистов-психологов проводилось с 2009 г., поэтому работа состояла из трех этапов.
На первом этапе исследования было проведено анкетирование, где были выделены следующие наиболее актуальные, по мнению работающих практических психологов (35 респондентов), виды деятельности. Это: консультативная работа, просветительская деятельность, психодиагностическая работа, проведение тренингов, психологическая профилактика и коррекция. Наименее актуальными оказались такие формы работы, как методическая работа и профориентация и профотбор. Так же нами были выделены основные проблемы практических психологов в профессиональной деятельности, такие как: отсутствие опыта, непонимание со стороны окружающих, плохие условия работы, проблемы адаптации.
Наиболее обширно респонденты охарактеризовали пункт профессионально важных качеств, необходимых для психологов, которые мы распределили по Столину на компоненты: когнитивный, аффективный и регуляционный (социально-психологический и личностный).
Результаты опроса показали, что наиболее представленным в структуре профессионально-важных качеств психологов является регуляционный компонент, куда входят такие личностные качества, как ответственность, эмпатичность, терпеливость и т. д. В блоке социально-психологических качеств наиболее востребованными являются коммуникативность и умение слушать. В когнитивном блоке наиболее распространенными стали знание теории, профессиональная компетентность, профессиональные знания, умения и навыки диагностирования и аналитические способности.
На втором этапе с целью сравнения представлений о психологах у включенных и невклю-ченных в эту профессиональную деятельность людей мы попросили студентов составить «портрет» психолога.
В исследовании участвовали студенты психологического и непсихологического факультетов (50 респондентов). Выявлено, что студенты-непсихологи выделяют в портретах в первую очередь индикаторы социального компонента: коммуникативность, умение слушать, умение устанавливать контакт и т. д. Студенты-психологи выделяют в первую очередь когнитивный компонент: знание теории, аналитические способности, эрудицию и т. д. Такое различие, на наш взгляд, обусловлен наличием в социальных представлениях у студентов-непсихологов стереотипных и типичных образов социальной природы профессии психолога («психолог разговаривает», «психолог помогает другим людям» и т. д.).
Так же был проведен экспертный анализ профессионально важных качеств психологов с целью сравнения результатов, полученных в 2010 г. с результатами 2011 г., где выявилось, что значимых различий не выявлено.
Была организована фокус-группа на работодателях с целью выявления требований к выпускнику-психологу. В результате полученных данных было установлено, что работодатели выделяют в структуре профессионально важных качеств психологов когнитивный блок: знание теории, профессиональную компетентность, профессиональные знания, умения и навыки диагностирования, аналитические способности.
Третий этап является завершающим. Весь эмпирический материал по предыдущим двум этапам был переработан и обобщен нами для составления индикаторов к методике эксперт-
ных оценок «360 градусов - Оценка компетенций психологов», выявляющей структуру профессиональных компетенций психологов.
Методика разрабатывалась нами путем анализа литературы, нормативных документов (например, «Положения о психологических службах»), должностных инструкций и профес-сиограмм. Разработанная нами методика прошла апробацию и пилотажное исследование, в результате которых были добавлены дополнительные индикаторы. Выделенные индикаторы являются эмпирически измеряемыми и отражающими содержание основных компетенций профессии психолога.
Характеристика выборки: выборка состояла из 120 человек, где 30 из них специалисты-психологи, 30 - руководители, 60 - коллеги данных практических психологов. Респондентами были специалисты-психологи, работающие в различных сферах деятельности:
1) психологи, работающие в Центре социально-психологической поддержки молодежи в г. Покровске;
2) психологи, работающие в Центре психологической поддержки «Развитие» СВФУ;
3) психологи, работающие в средних общеобразовательных учреждениях города Якутска;
4) психологи, работающие в Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС (Я).
В эмпирической части исследования нами были применены следующие методы:
1. Метод интервью (форма - открытая). Открытая форма опроса позволяет получить наиболее широкую и развернутую эмпирическую информацию. Респонденты дают свободные ответы на поставленные вопросы. Для исследования профессиональных компетенций мы сформулировали вопросы, касающиеся задач, обязанностей и реально-существующих проблем в профессиональной деятельности психологов. Кроме того, по ответам респондентов можно выделить профессионально-важные качества практического психолога.
2. Составление «портрета» психолога. Сочинение - письменное изложение своих мыслей и знаний на заданную тему. В данном случае представление о качествах психологов.
3. Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования. Респонденты дают свободные ответы на поставленные вопросы. По сформулированным вопросам, касающимся требований работодателей к выпускнику-психологу, в ответах респондентов нами были выделены профессионально-важные качества практического психолога, представленные в структуре профессиональной компетентности специалистов-психологов.
4. Анализ литературы, нормативных документов (например, «Положения о психологических службах»), должностных инструкций и профессиограмм.
5. Методика экспертных оценок «360* - Оценка компетенций психолога» - это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: руководителя и коллег и т. д. В качестве эксперта может быть привлечен и сам специалист. Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку «360 градусов» достаточно надежным инструментом.
Для обработки эмпирических данных были применены методы статистической обработки:
1. коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который используется с целью статистического изучения связей между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента;
2. ф* - критерий (угловое преобразование Фишера). Для определения значимости различий в сравниваемых группах был применен критерий Фишера, позволяющий сравнивать величины выборочных дисперсий двух независимых выборок.
Массивы эмпирических данных были обработаны в пакете статистических программ SPSS.
В ходе проведенного исследования с помощью методики экспертных оценок «360 градусов - Оценка компетенций психологов» все результаты мы распределили по двум подпунктам.
В структуре компетенций мы выделяем три блока: профессиональные, социально-психологические и личностные. Результаты исследования профессиональных компетенций психолога по всей выборке показали, что все три блока компетенций оцениваются респондентами одинаково значимо, то есть у психологов все три вида компетенций проявляются часто и в решении задач любой сложности (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение средних значений оценок респондентов по структуре компетенций
Так к профессиональным компетенциям относятся: владение теоретическими знаниями, умение применять теории на практике, знание основных законов и нормативных документов, умение планировать и прогнозировать, умение анализировать психологические проблемы, умение выбирать правильно инструментарий, владение методами организации и интерпретации, знания этических принципов психологов, владение методами индивидуальной консультации, владение методами групповой работы, умение составлять отчеты и психологические заключения, владение навыками работы на персональном компьютере.
К социально-психологическим компетенциям относятся: умение устанавливать доверительный контакт, владеет коммуникативными навыками, умение сотрудничать и работать в команде, умение разрешать конфликты, владение грамотной устной и письменной речью, умение организовывать групповую работу, умение излагать научно-психологический материал, умение адекватно взаимодействовать и воздействовать, умение проводить психологическую работу в экстремальных условиях.
К личностным компетенциям относятся: способность быстро реагировать на изменения ситуации, внимательность, наблюдательность, уравновешенность, стрессоустойчивость, тактичность, толерантность, самостоятельность, умение рефлексировать свое психологическое состояние и ответственность.
В результате корреляционного анализа по Спирмену было выявлено, что значимые связи между средними значениями в оценках респондентов по всей структуре компетенций отсутствуют ^=-0,032 при р<0,05). Но следует отметить, что чуть более выражены личностные компетенции ^=0,2 при р<0,05).
Сравнительный анализ распределения оценок компетенций по блокам у разных групп экспертов, показал, что все респонденты выделяют, в структуре деятельности психологов, личностные компетенции. В результате сравнения распределения оценок респондентов выявилось, что наиболее высоко психологов оценили по всем компетенциям коллеги, а оценки самих психологов соответствуют результатам оценивания руководителей (рис. 2).
На наш взгляд такие результаты говорят о том, что коллеги давали социально желательные результаты в силу дружеских отношений и атмосферы в коллективе. А оценки самих психологов и руководителей совпадают, что говорит об адекватном оценивании руководителя о про-
фессиональной деятельности своих подчиненных и о достоверном представлении психологов о своих знаниях и умениях.
Рис. 2. Распределение оценок экспертов по блокам
Далее все результаты были обработаны по критерии ф* - критерий (угловое преобразование Фишера). Было выявлено, что при сравнении самооценки психолога и оценок, которые дали руководители, различий не обнаружилось (ф=0,03).
При сравнении оценок руководителя и оценок, которые дали коллеги, выявлены значимые различия (ф=3,2).
При сравнении самооценки психолога и оценок коллег также выявлены значимые различия (ф=2,67).
Таким образом, статистически доказаны сходства в оценках профессиональных компетенций у руководителей и психологов (самооценке) и различия в оценках между руководителями и коллегами, между самооценкой психологов и оценкой коллег
Сравнительный анализ ранжирования предпочитаемых ответов респондентов по отдельным видам компетенций, как представлено в рис. 3, показал, что по трем блокам структуры компетенций наиболее высоко оцениваемым компонентом, по мнению самих психологов и руководителей, является блок «личностные компетенции», а группа коллег наряду с личностными выделяют профессиональные компетенции.
На втором месте у всех групп экспертов выделяются социально- психологические компетенции. Но вместе с тем у психологов также на втором месте выражены профессиональные компетенции, которые по оценке руководителей находятся на третьем месте.
Коллеги
■ Профессиональные ■ Социально-психологические ■ Личностные
Рис. 3. Рейтинг компетенций по экспертам
По корреляционному анализу Спирмена выявилось, то имеются значимые связи между отдельными показателями (индикаторами) и оценками экспертов (Д=0,93 при р<0,05).
Таким образом, результаты исследования структуры профессиональных компетенций психологов по всей выборке позволяют сделать вывод о том, что все три блока компетенций оцениваются респондентами одинаково значимо. По мнению респондентов все три вида компетенций (профессиональные, социально-психологические и личностные) проявляются одинаково часто и в решении задач любой сложности.
Установлено, что первоочередное значение имеют личностные компетенции, состоящие из следующих индикаторов: способность быстро реагировать на изменения ситуации, внимательность, наблюдательность, уравновешенность, стрессоустойчивость, тактичность, толерантность, самостоятельность, умение рефлексировать свое психологическое состояние и ответственность.
Практически всеми экспертами отмечается, что большая часть индикаторов трех блоков структуры профессиональных компетенций психологов проявляется не часто в решении сложных, нестандартных ситуаций.
По мнению самих психологов, часто в решении задач любой сложности проявляются такие индикаторы профессиональных компетенций, как знание этических принципов работы с клиентом и владение программами персонального компьютера. В блоке социально-психологических компетенций часто проявляются индикаторы: умение устанавливать доверительный контакт, владение коммуникативными навыками и грамотной устной и письменной речью. А в блоке личностных компетенций: толерантность, умение рефлексировать свое психологическое состояние, тактичность, самостоятельность, ответственность, наблюдательность и уравновешенность.
Руководители считают, что у психологов, работающих в их организациях, проявляется часто в решении задач любой сложности такие индикаторы профессиональных компетенций, как знание этических принципов работы с клиентом, умение планировать и прогнозировать деятельность, умение анализировать психологические проблемы и выбирать и применять адекватный психологический инструментарий. В блоке социально-психологических компетенций: умение устанавливать доверительный контакт, владение коммуникативными навыками, умение сотрудничать и работать в команде, владение грамотной устной и письменной речью, умение организовывать групповую работу и ясно излагать научно-психологический материал среди населения. А в блоке личностные компетенции проявляются такие индикаторы, как тактичность, внимательность, ответственность, наблюдательность, стрессоустойчи-вость и самостоятельность.
Коллеги отмечают, что у психологов проявляются часто в решении задач любой сложности все индикаторы профессиональных, социально-психологических и личностных компетенций.
Таким образом, по оценке всех трех групп экспертов в «портрете психолога» совпадают такие индикаторы личностных компетенций, как тактичность, самостоятельность, ответственность и наблюдательность. По социально-психологическим индикаторам психологи, их руководители и коллеги считают, что проявляются часто в решении задач любой сложности: умение устанавливать доверительный контакт, владение коммуникативными навыками и грамотной устной и письменной речью. А в профессиональных компетенциях совпадает один индикатор - знание этических принципов работы с клиентом (рис. 4).
По результатам корреляционного анализа Спирмена в индикаторах профессионального блока выявилось, что имеются значимые корреляционные связи в оценках трех групп экспертов (Я=0,8 при р<0,05).
По индикаторам социально-психологического блока выявилось, что значимых связей в оценке экспертов нет, но имеются тенденции к обратно пропорциональным оценкам у руководителей и коллег ^=-0,4 при р<0,05).
По индикаторам личностных компетенций выявилось, что имеются значимые связи в оценках всех трех групп экспертов ^=0,6 при р<0,05).
Личностные компетенции: * тактичность,
* самостоятельность, ^ответственность,
* наблюдательность. ^
Рис. 4. Обобщенный портрет психолога по экспертным оценкам
Таким образом, можно констатировать, что профессиональные и личностные компетенции эксперты оценивают более значимо и более единодушно, чем социально-психологические.
Результаты исследования структуры профессиональных компетенций психологов по всей выборке позволяют сделать вывод о том, что все три блока компетенций оцениваются респондентами одинаково значимо, то есть у психологов все три вида компетенций проявляются часто и в решении задач любой сложности.
Для всех групп экспертов первоочередное значение имеют личностные компетенции. Сравнительный анализ распределения оценок компетенций по блокам у разных групп экспертов показал, что все респонденты выделяют в структуре деятельности психологов личностные компетенции.
В результате сравнения распределения оценок респондентов выявилось, что наиболее высоко психологов оценили по всем компетенциям коллеги, а оценки самих психологов соответствуют результатам оценивания руководителей, что говорит об адекватном оценивании руководителя профессиональной деятельности своих подчиненных и о достоверном представлении психологов о своих знаниях и умениях.
По совокупности всех полученных данных был составлен обобщенный «профессиональный портрет психолога». Портрет психолога составляют такие личностные компетенции, как тактичность, самостоятельность, ответственность и наблюдательность. По социально-психологическим индикаторам психологи, их руководители и коллеги считают, что проявляются часто в решении задач любой сложности: умение устанавливать доверительный контакт, владение коммуникативными навыками и грамотной устной и письменной речью. А в профессиональных компетенциях у трех групп экспертов совпадает один индикатор - знание этических принципов работы с клиентом.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и образовательный практики позволил выявить, что профессиональная компетенция психолога имеет свою специфику и особенности, которые частично присутствуют на момент начала обучения, частично формируются в процессе обучения.
Во многих публикациях утверждается что, профессиональный компетентностный подход возник в конце 90-х гг. XX столетия в связи с несоответствием подготовки выпускников педагогического профиля с современным запросом общества и потребностям рынка труда.
По поводу интерпретации понятий «профессиональная компетентность» на сегодняшний день нет единой точки зрения ни в России, ни в Европе, как нет и четкого представления об их различиях.
Не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и компетентность» (Хуторской А. В., Безрукова В. С., Хагерти Р., Мэйхью А.)
Понятие «компетентность» так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д. Однако понятие «компетенция» некоторыми авторами не выделяется вообще или же отождествляется с понятием «компетентность». Всё же те авторы, которые выделяют это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путём приобретения компетенций.
Были рассмотрены основные четыре доминирующих подхода, которые по отдельности имеют свои специфические черты. Например, традиционный американский подход продемонстрировал важность индивидуальных особенностей и использования поведенческих компетенций для оценки «лучшей работы». Британский подход показал ценность профессиональных стандартов функциональных компетенций и их применимости для рабочего места. Подход, принятый во Франции и Германии демонстрирует потенциал многомерной и более аналитической концепции компетенций.
В России понятие «компетенция» заимствована из американской и немецкой системы. Она более всего использовалась и разрабатывалась в области образования. В области педагогической деятельности понятие «компетентность» и «компетенция» рассматриваются как результат или цель образовательного процесса, в виде приобретенных, сформированных, развитых в этом процессе различных форм личности.
В ходе анализа данных четырех подходов в нашей работе мы будем опираться на американскую традицию, так как будем оценивать профессиональную компетенцию.
В нашем исследовании мы выделили три вида компетенции: профессиональные, социально-психологические и личностные. Под блоком профессиональные компетенции подразумеваем способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Блок социально-психологических компетенций - это общественно-практический опыт субъекта, как уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, который позволяет специалисту в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе. Блок личностные компетентности рассматривается как набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «толерантность», «стрессоустойчивость» и т. п.).
Результаты эмпирического исследования дают основание полагать, что в России до сих пор «профессиональный портрет психолога» недостаточно сформировался. В портрете психолога преобладающее значение имеют личностные компетенции, чем профессиональные. Видимо, это обусловлено недостаточной «психологизацией» современного высшего профессионального образования в области психологии или недостаточной востребованностью в социуме профессиональных компетенций в целом.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методол. семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
References
1. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezuPtativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija / I. A. Zimnjaja // Rossija v Bolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy: trudy metodol. seminara. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.