Карымова Оксана Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ..
УДК 159.944.3
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
© 2017
Карымова Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная психология» Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, e-mail:kasana83@yandex.ru)
Аннотация. В данной статье рассматривается профессиональная идентичность студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Под профессиональной идентичностью понимается принадлежность, или отнесение себя как профессионала к той или иной профессии. В исследовании приняли участие 77 человек (64 женщины и 13 мужчин), в качестве экспертов 15 человек (экспертная оценка шкал семантического дифференциала, контент-анализ). При этом студентов было 52 человека, из них на 4 курсе 25 человек, из них 22 девушек и 3 юношей. Студентов первого курса 27 человек: 20 девушек и 7 юношей. В выборку так же вошли практикующие психологи города 25 человек (22 женщины и 3 мужчин). Основная задача - выявить различия и особенности в представлениях о себе как о профессионале, а так же выяснить идеальный образ профессионала. Диагностический материал представлен методиками «Семантический дифференциал» и «Техника репертуарных решеток Дж. Келли», модифицированные в соответствии с целями исследования. В результате, выявлены различия в профессиональной идентичности, обусловленные владением профессиональными знаниями, наличием опыта практической деятельности, наличием кризиса профессиональной идентичности. Сравнивая профессиональную идентичность и представления об идеальном профессионале у студентов и работающих психологов, выявлены завышенные, полностью недостижимые представления об идеальном профессионале. Однако образ идеального профессионала практикующих психологов и старшекурсников более приближен к реальности, находит отражение в реальных фигурах профессионального окружения. Результаты полезны преподавателям, студентам - психологам и практикующим психологам.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, образ идеального профессионала, идентичность, структура профессиональной идентичности мотивационный компонент профессиональной идентичности, эмоциональный и когнитивныйкомпоненты профессиональной идентичности
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PSYCHOLOGISTS
© 2017
Karimova Oksana Sergeevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Social psychology" Orenburg State University
(460000, Russia, Orenburg, Pobedy 13, e-mail: kasana83@yandex.ru)
Abstract. In this article, the professional identity of students studying in the field of training "Psychology" is considered. By professional identity is understood as belonging, or referring oneself as a professional to a particular profession. The study involved 77 people (64 women and 13 men), as experts, 15 people (expert evaluation of the scales of the semantic differential, content analysis). With this students there were 52 people, out of them on 4 courses 25 people, of which 22 girls and 3 boys. First-year students 27 people: 20 girls and 7 boys. The sample also included practicing psychologists of the city of 25 people (22 women and 3 men). The main task - to identify the differences and features in the notion of yourself as a professional, as well as to find out the ideal image of a professional. The diagnostic material is presented by the methods «Semantic differential» and «Technique of repertory lattices J. Kelly», modified in accordance with the research objectives. As a result, differences in professional identity were revealed, due to the possession of professional knowledge, the availability of practical experience, the existence of a crisis of professional identity. Comparing the professional identity and the idea of an ideal professional for students and working psychologists, there are overestimated, completely unattainable ideas about the ideal professional. However the image of an ideal professional practicing psychologists and undergraduates is closer to reality, is reflected in the real figures of the professional environment. The results are useful for teachers, students - psychologists and practicing psychologists.
Keywords: professional identity, the image of the ideal professional, identity, the structure of professional identity, the motivational component of professional identity, the emotional and cognitive components of professional identity
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что наиболее изученными аспектами проблемы идентичности являются разработка концепций как личностной, так и социальной идентичности. При этом проблемы профессиональной идентичности менее исследованы, наблюдается понятийная размытость представлений.
Профессиональная идентичность - психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу [9].
Профессиональная идентификация - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности [9].
В структуре профессиональной идентичности выделяются компоненты: мотивационный, эмоциональный и когнитивный [4]. Целью данного исследования является выявлениеособенностей когнитивного компонента профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале у студентов - психологов на младших и старших курсах и работающих психологов. То есть основной акцент именно на когнитивной составляющей профессиональной идентичности. Когнитивная
составляющая заключается в освоении человеком норм, ценностей и традиций соответствующей профессиональной группы [4].
Профессиональная идентичность может быть определена как семантическая близость конструктов «Я сам» - «Я идеал» [1].
Таким образом, объектом нашего исследования является профессиональная идентичность студентов-психологов и практических психологов. Предметом исследования стали когнитивные представления студентов и практикующих психологов, включающие в себя ролевые и персональные категоризации, как компонент профессиональной идентичности.
В соответствии с задачами исследования были сгруппированы выборки испытуемых:
1) Студенты-психологи, обучающиеся на первом курсе по направлению подготовки «Психология». Выборка составила 27 человек. Выборка гетерогенна: 20 девушек и 7 юношей.
2) Студенты-психологи, обучающиеся на четвертом курсе по направлению подготовки «Психология». Выборка составила 25 человек, из них 22 девушек и 3 юношей.
3) Психологи-практики, работающие в образователь-
Карымова Оксана Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
ных, социальных и медицинских учреждениях, занимающиеся различными формами консультативной, тре-нинговой и психокоррекционной работы. Стаж работы вошедших в выборку психологов от 3 до 19 лет. В выборку вошли 25 человек (22 женщины и 3 мужчин).
Таким образом, всего в исследовании приняли участие в качестве испытуемых 77 человек (64 женщины и 13 мужчин), в качестве экспертов 15 человек (экспертная оценка шкал семантического дифференциала, контент-анализ).
В исследовании была выдвинута гипотеза: у студентов первого и четвертого курсов и практикующих психологов существуют различия между представлениями о себе как профессионале, других профессионалах и об идеальном профессионале.
Особенностями предмета нашего исследования (профессиональной идентичности) являются субъективность, пристрастность, сопряженность с непосредственностью переживаний и смысловой сферой личности психологов. Таким образом, его описание требует особого языка, который бы описывал реальный индивидуальный опыт профессионала и обладал минимальной априорной заданностью привлекаемых понятий. В исследованиях показано, что этим требованиям отвечает психосемантика [2, 5]. В соответствии с этим методическим инструментарием в исследовании были выбраны методики: «Семантический дифференциал» и «Техника репертуарных решеток Дж. Келли», модифицированные в соответствии с целями исследования.
Методика «Семантический дифференциал», разработанная Ч. Осгудом, позволяет исследовать субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе. Для исследования субъективных отношений к себе как профессионалу и к себе как идеальному профессионалу мы просили студентов и психологов оценить себя в профессии. Для чего предлагалось оценить себя как профессионала и обобщенный образ идеального профессионала по 25 парам прилагательных -антонимов (оценочная шкала от -3 до +3) . Шкалы были отобраны с помощью экспертной оценки (10 экспертов): из 70 предложенных противоположных по оценочному смыслу пар прилагательных было отобрано 25 пар.
Объектами оценки были понятия: «Я профессионал» (какой я психолог на самом деле), «Я идеальный профессионал» (каким я вижу себя как идеального профессионала - психолога).
При выборе объектов оценивания мы опирались на исследование профессиональной идентичности в рамках психосемантического подхода в работе М. М. Абдуллаевой [1]. Здесь профессиональная идентичность определялась как семантическая близость конструктов «Я сам» (представление о том какой я профессионал на самом деле), «Я идеал» (каким я хотел бы стать), «возможное Я» (каким я могу стать).
В качестве второй методики мы использовали модифицированный вариант методики «Техника репертуарных решеток Дж. Келли». Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов, называемых элементами. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, шкалы, противоположные отношения или способы поведения. Конструкт - это особое субъективное средство созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное им на практике помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события [8].
Использование методики позволяет нам выявить основные конструкты, которыми оперируют профессионалы и студенты при оценке себя и профессионального окружения, определить параметры субъективного семантического пространства профессиональной группы,
в которых рефлексируется профессиональная идентичность.
Процедура проведения теста включает три взаимосвязанных этапа - заполнение ролевого списка, выявление конструктов и оценку персонажей по конструктам.
Модификация методики в нашем исследовании состояла в подборе объектов оценивания, ролевого списка, который бы наилучшим образом представлял профессиональные отношения испытуемого.
В исследовании респондентам предлагалось оценить себя в настоящем, прошлом и будущем (как идеального профессионала), а также 9 фигур из профессионального окружения, заданных как репертуар ролей (персонажей). При подборе персонажей ролевого списка мы опирались на работу В. М. Просековой, предложившей список персонажей для исследования самосознания психологов-практиков [6]. Нами были добавлены роли, относящиеся к позиции идеального профессионала.
Таким образом, объектами оценивания были выбраны такие фигуры из окружения испытуемых, позиции которых в профессиональной деятельности значительно отличаются друг от друга: 1 Вы сами; 2. Вы в начале психологической практики (или в начале обучения); 3. Вы идеальный профессионал (каким бы Вы хотели быть); 4. Практический психолог, к которому Вы относитесь с симпатией и уважаете за профессионализм;
5. Практический психолог, который в чем-то уступает Вам как профессионал, но Вы ему симпатизируете;
6. Психолог, который мог бы стать для Вас идеалом; 7. Практический психолог, которого Вы недолюбливаете, но в чем-то признаете его превосходство как профессионала; 8. Практический психолог, которого Вы недолюбливаете и считаете, что он зря выбрал эту профессию; 9. Известный Вам психолог, который никогда не стал бы для Вас идеалом; 10. Кто-то из практических психологов, в чьей эффективности Вы сомневаетесь; 11. Практический психолог, которого Вы можете назвать эффективным; 12. Практический психолог, которого Вы можете назвать преуспевающим.
Чтобы выявить индивидуальные конструкты, которыми оперируют психологи-практики и студенты при восприятии себя и профессионального окружения, использован классический метод триад, предложенный Дж. Келли [7]. Респонденту предлагается поочередно сравнивать тройки персонажей из ролевого списка, называя важное качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. То, в чем двое похожи, называется полюсом конструкта (сходства), противоположная характеристика называется полюсом контраста.
Нами были разработаны основания для выбора триады:
1. Класс «допрофессионализма». Респонденту предлагается сравнить себя в начале практики (обучения) с фигурами непрофессионала, к которому испытывают антипатию и «допрофессионала», к которому испытуемый относится с симпатией и назвать соответствующие полюса конструктов.
2. Класс оценки эффективности профессионала. Предлагается сравнить актуальное - Я с эффективным и неэффективным психологами.
3. Класс идеального профессионала. Испытуемому предлагается сравнить следующие фигуры: психолог, который мог бы стать для Вас идеалом, психолог, который никогда не стал бы для Вас идеалом, практический психолог, которого Вы можете назвать преуспевающим.
4. Класс симпатии (оценки). Сравниваются Я - актуальное и профессионал, к которому относится с симпатией, профессионал, которого недолюбливает.
5. Класс профессиональной идентичности. Сравниваются актуальное - Я, ретроспективное - Я и идеальное Я.
6. Класс конфликта. Идеальное Я сравнивается с фигурой психолога, который никогда бы не стал идеалом и
Карымова Оксана Сергеевна психологические
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ... науки
неэффективным психологом.
7. Класс мотивации достижения. Сравниваются практический психолог, которого Вы можете назвать преуспевающим, профессионал, к которому относятся с симпатией и психолог, который мог бы стать для Вас идеалом
8. Класс эмоционального отношения к успеху. Сравниваются фигуры симпатичного допрофессионала, несимпатичного профессионала и эффективного психолога.
9. Класс положительного отношения. Для сравнения предлагаются фигуры: психолог, который мог бы стать для Вас идеалом, практический психолог, который в чем-то уступает Вам как профессионал, но Вы ему симпатизируете и практический психолог, к которому Вы относитесь с симпатией и уважаете за профессионализм.
10. Класс негативного отношения. Испытуемому предлагаются для сравнения фигуры, к которым он относится негативно: профессионала, допрофессионала и того, кто не мог бы стать идеалом.
11. Класс потенциального развития. Я - ретроспективное сравнивается с актуальным - Я и фигурой эффективного психолога.
12. Класс идентификации. В класс включены «Я», психолог, который мог бы стать для Вас идеалом и преуспевающий психолог.
После выявления конструктов респонденту предлагалось оценить каждый объект по каждому конструкту, для этого использовался метод ранжирования персонажей.
Для статистической обработки данных использовалась статистическая программа «SPSS 18.0».
Обработка результатов по методике «Семантический дифференциал» проводилась с помощью факторного анализа методом максимального правдоподобия с последующим варимакс - вращением факторов. Цель этой процедуры - выявление основных структурных компонентов полученных описаний, сопоставление факторных структур по каждому оцениваемому объекту между разными группами.
Поскольку понятия «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» представляются нам однородными и моделирующими профессиональную идентичность, факторы находились по объединенным матрицам оценок понятий «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» в каждой выборке. Значения полученных факторов были вычислены для каждого объекта (факторные оценки).
Различия между идеальными и реальными категориями в каждой выборке обнаруживались по факторным оценкам (как новым переменным) с помощью статистических критериев (t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, непараметрический критерий Т - Вилкоксона для зависимых выборок).
В процессе факторного анализа оценок «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» нами были отобраны 15 шкал семантического дифференциала, позволяющих получить устойчивое факторное решение. При этом нами были определены 10 неоднозначных переменных (шкал), имеющих примерно одинаковые по абсолютной величине максимальные нагрузки по нескольким факторам. Неоднозначные переменные поочередно были исключены из числа исходных. Это позволило увеличить процент дисперсии объясняемой полученным факторным решением и добиться наибольшего приближения к простой факторной структуре.
Неоднозначными были признаны следующие шкалы семантического дифференциала: 2 (мягкий - твердый), 3 (таинственный - обычный), 4 (маленький - большой), 7 (устойчивый - изменчивый), 9 (грустный - веселый), 11 (расслабленный - напряженный), 12 (холодный - теплый), 17 (простой - сложный), 19 (медленный - быстрый), 24 (ненавистный - любимый).
В результате факторного анализа по выборкам сту-250
дентов-психологов и работающих психологов были получены устойчивые пятифакторные решения. Данные, полученные по «Методике репертуарных решеток» обрабатывались качественно и количественно. Конструкты, выявленные в процессе сравнения персонажей при помощи методики репертуарных решеток Дж. Келли были обработаны качественно посредством метода контент-анализа. При этом по результатам экспертной оценки в каждой из выборок были выделены группы конструктов.
По результатам контент-анализа конструктов во всех выборках были выделены 4 наиболее общие группы конструктов:
1. Конструкты, описывающие личностные качества;
2. Конструкты, описывающие профессиональные качества;
3. Оценочные конструкты;
4. Формальные характеристики.
В каждой из групп конструктов мы выделили более мелкие классы конструктов, характеризующих данную выборку. Каждый класс получил название, обобщающее входящие в него конструкты, было посчитано процентное соотношение классов в выборке.
Персонажи, предъявляемые в методике репертуарных решеток, были ранжированы испытуемыми по всем конструктам. Для каждого персонажа были вычислены средние ранговые значения. Результаты ранжирования персонажей обрабатывались с помощью кластерного анализа методом средней связи, где объектами кластеризации выступали персонажи, а в качестве расстояния между объектами была выбрана корреляция Пирсона.
Кластерный анализ позволил оценить объекты по семантической близости между собой, выделить группировки персонажей. Персонажи, вошедшие в кластер, понимались нами как семантически более близкие между собой, чем с другими объектами. Также оценивалось расстояние между кластерами и фигурами, составляющими кластер. Названия кластерам были даны по вошедшим в них персонажам.
По результатам эмпирического исследования можно говорить о частичном подтверждении нашей гипотезы о наличии различий в представлениях студентов 1 и 4 курсов, а также практикующих психологов о себе как профессионале, о других профессионалах и об идеальном профессионале.
1. Существуют различия в профессиональной идентичности обусловленные владением профессиональными знаниями, наличием опыта практической деятельности, наличием кризиса профессиональной идентичности.
2. Образ идеального профессионала практикующих психологов и студентов 4-го курса более приближен к реальности, находит отражение в реальных фигурах профессионального окружения. Однако, в целом идеальные представления о профессии завышены и несколько не достижимы. Что, на наш взгляд, обусловлено тем, что психология относится к гуманитарным профессиям, в ней существуют завышенные, полностью недостижимые представления об идеальном профессионале.
При этом рассогласование между образом идеального профессионала и реальной оценкой себя может заключать в себе как преобразующую функцию профессиональной идентичности, то есть содержать интенцию к развитию, так и стать причиной низкого самоотношения, эмоционального дискомфорта.
3. Профессиональное развитие понимается как психологами, так и студентами как возможность личностного развития. Основной линией развития, как психологи, так и студенты считают силу Я, которая воспринимается как дефицит и является предметом потребности во всех описанных выборках.
4. На первом курсе профессиональное развитие связывается с представлением о себе идеальном как более сильном и счастливом, у старшекурсников это переживание собственной гармоничности, принятие себя.
Карымова Оксана Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
5. Работающие психологи видят приближение к «Я идеальному» через самоактуализацию и твердость (автономность, независимость).
6. Семантическая близость «Я ретроспективного» и «Я идеального» зависит от опыта практической работы, наличия кризиса профессиональной идентичности. В ситуации кризиса профессиональной идентичности «Я ретроспективное» оценивается негативно, отвергается.
На основе полученных результатов можно сформулировать рекомендации специалистам, занимающимся подготовкой будущих психологов, студентам - психологам и практикующим психологам.
Рекомендацией специалистам, занимающимся подготовкой студентов-психологов, является организация для студентов возможности получения опыта практической работы в период обучения в ВУЗе, получение ими супервизорской поддержки, направленной на формирование адекватного представления о себе как профессионале.
Рекомендацией студентам психологам будет работа по осознанию целей и мотивов своей профессиональной деятельности, представлений об идеальном профессионале, выработке собственной профессиональной позиции, которая может быть осуществлена при прохождении студентами индивидуальных консультаций, тренингов как в качестве клиента, так и в качестве психолога.
Рекомендацией практикующим психологам является участие в совместной профессиональной деятельности с другими специалистами - тренинговая работа, участие в конференциях, организация мастерских, посещение групповых супервизий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. - 2004. - Т 25. - №2. - С. 86-95.
2. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, ин-теракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.131 - 143.
3. Донцов, А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. - №2. - С. 42 - 49.
4. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 272 с. -ISBN 5-89502-503-Х.
5. Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознания психологов - практиков (психосемантический аспект). Автореф. дисс... докт. пс. наук. - Казань, 2001. - 34 с.
6. Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика (психосемантический аспект) // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. №4. - с.46 - 51.
7. Столин, В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
8. Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. Ред. Забродина Ю. М. и Похилько В. И. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
9. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореферат дисс. д-ра психол. наук. М., 2001.- 51 с.
Статья поступила в редакцию 23.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.