Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале студентов-психологов'

Особенности профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL QUALITY / COGNITIVE REPRESENTATION OF THE PROFESSION / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карымова Оксана Сергеевна

В современное время все выше становятся требования к профессионалу. Понимание особенностей своей профессии, умение применять полученные за время учебы навыки позволяют стать профессионалом в своем деле. В связи с этим становится важным рассмотреть особенности профессиональной идентичности у студентов. Предметом исследования стали когнитивные представления студентов и практикующих психологов, включающие в себя ролевые и персональные категоризации, как компонент профессиональной идентичности. Всего в исследовании приняли участие 77 человек (64 женщины и 13 мужчин), в качестве экспертов 15 человек (экспертная оценка шкал семантического дифференциала, контент-анализ). При этом студентов было 52 человека, из них на 4 курсе 25 человек, из них 22 девушек и 3 юношей. Студентов первого курса 27 человек: 20 девушек и 7 юношей. В выборку так же вошли практикующие психологи города 25 человек (22 женщины и 3 мужчин). Для исследования были выбраны методики: «Семантический дифференциал» и «Техника репертуарных решеток Дж. Келли», модифицированные в соответствии с целями исследования. В результате анализа данных, полученных в эмпирическом исследовании профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале у студентов существуют завышенные, полностью недостижимые представления об идеальном профессионале. Данные результаты позволят составить рекомендации для преподавателей, ведущих специальные профессиональные дисциплины у студентов. В рамках рекомендаций обратить особое внимание на процесс достижимости профессиональных качеств в становлении специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY AND PERCEPTIONS OF THE IDEAL PROFESSIONAL PSYCHOLOGY STUDENTS

In modern times all of the above become requirements for professional. Understanding of their profession, the ability to apply the acquired during study skills allow you to become a professional in the business. In this regard, it becomes important to consider the characteristics of professional identity in students. The study focused on the cognitive representation of students and practicing psychologists, including role-playing and personal categorization, as a component of professional identity. In total, the study involved 77 people (64 women and 13 men), as experts 15 people (expert estimation of scales of semantic differential, content analysis). While students were 52 persons, from them in the 4th year 25 people, including 22 girls and 3 boys. First-year students 27 people: 20 girls and 7 boys. The sample also includes practicing psychologists in the city 25 people (22 women and 3 men). The study was the chosen methodology: «Semantic differential» and «repertory grid Technique George. Kelly» modified in accordance with the purposes of the study. The analysis of data obtained in an empirical study of professional identity and perceptions of the ideal professional students there are too high, completely unattainable idea of the perfect professional. These results will allow to make recommendations for teachers of special professional disciplines to the students. In the framework of the recommendations to pay special attention to the process of the reachability of the competencies in the establishment of a specialist.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале студентов-психологов»

УДК 378.14.015.62

Карымова О.С.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: kasana83@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

В современное время все выше становятся требования к профессионалу. Понимание особенностей своей профессии, умение применять полученные за время учебы навыки позволяют стать профессионалом в своем деле. В связи с этим становится важным рассмотреть особенности профессиональной идентичности у студентов.

Предметом исследования стали когнитивные представления студентов и практикующих психологов, включающие в себя ролевые и персональные категоризации, как компонент профессиональной идентичности. Всего в исследовании приняли участие 77 человек (64 женщины и 13 мужчин), в качестве экспертов 15 человек (экспертная оценка шкал семантического дифференциала, контент-анализ). При этом студентов было 52 человека, из них на 4 курсе 25 человек, из них 22 девушек и 3 юношей. Студентов первого курса 27 человек: 20 девушек и 7 юношей. В выборку так же вошли практикующие психологи города 25 человек (22 женщины и 3 мужчин). Для исследования были выбраны методики: «Семантический дифференциал» и «Техника репертуарных решеток Дж. Келли», модифицированные в соответствии с целями исследования. В результате анализа данных, полученных в эмпирическом исследовании профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале у студентов существуют завышенные, полностью недостижимые представления об идеальном профессионале.

Данные результаты позволят составить рекомендации для преподавателей, ведущих специальные профессиональные дисциплины у студентов. В рамках рекомендаций обратить особое внимание на процесс достижимости профессиональных качеств в становлении специалиста.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональные качества, когнитивные представления о профессии, профессиональные важные качества.

Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в современной психологии. Позиция профессионала изменяется, и появляются новые требования к его подготовке. В новых социально - психологических условиях современный профессионал должен обладать максимально выраженными профессиональными качествами, четко идентифицировать себя со своей профессией, но одновременно должен быть способным к постоянному развитию в социальной среде [1], [13]—[15].

Становление специалиста, заключающееся, в конечном счете, в полноценном овладении профессией, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, интенсивным самоопределением и поиском собственного места в профессиональном мире. Это делает значимыми обращения к проблемам профессиональной идентичности. В связи с тем, что психология «становится самостоятельной практической дисциплиной» переживает «прагматический бум» (Д.И. Дубровский) появляется необходимость обращения к проблемам профессионализ-

ма психологов-практиков, адекватной подготовки будущих психологов [3], [4], [8], [12].

Тем более что в сложно организованном обществе, появился социальный заказ, массовый спрос на психологические услуги: индивидуальное психологическое консультирование, психотерапию, психокоррекцию, социально-психологические тренинги и т. д. При этом обостряется проблема достижения профессиональной идентичности психологами, возникают сложности формирования профессионального самосознания именно как психологического, откуда вытекает проблема эффективности психолога как профессионала.

Рассмотрение модели эффективного профессионала идет в неразрывной связи с «Я-идеальным» профессионала. Однако чаще эти модели рассматриваются в зарубежных исследованиях эффективности психологов-практиков, отечественных данных по этой теме практически нет. Это ставит нас перед необходимостью хотя бы частично заполнить этот пробел. Актуально также проследить динамику в профессиональной идентичности студентов,

сравнив данные 2005 годов и современные [8]. В связи с вышесказанным целью исследования является выявление особенностей когнитивного компонента профессиональной идентичности и представлений об идеальном профессионале у обучающихся по направлению «Психология» на младших и старших курсах и практикующих психологов [5]-[8].

Таким образом, объектом исследования является профессиональная идентичность студентов-психологов и практических психологов. Предметом исследования стали когнитивные представления студентов и практикующих психологов, включающие в себя ролевые и персональные категоризации, как компонент профессиональной идентичности [6]-[8]. В исследовании приняли участие 77 человек (64 женщины и 13 мужчин), в качестве экспертов 15 человек (экспертная оценка шкал семантического дифференциала, контент-анализ). При этом студентов было 52 человека, из них на 4 курсе 25 человек, из них 22 девушек и 3 юношей. Студентов первого курса 27 человек: 20 девушек и 7 юношей. В выборку так же вошли практикующие психологи города 25 человек (22 женщины и 3 мужчин).

В исследовании были выбраны методики: «Семантический дифференциал» и «Техника репертуарных решеток Дж. Келли», модифицированные в соответствии с целями исследования

[9]—[11]. В рамках данной статьи приведены особенности профессиональной идентичности студентов-психологов первого курса. Обработав результаты, мы получили следующие особенности. При анализе оценок понятия «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» на выборке студентов 1 курса нами были выделены 5 факторов, которые объясняют 63,4% дисперсии (табл. 1).

Фактор «дружественность - враждебность» имеет наибольший вес и информативность (18,9% дисперсии). Он описывает профессионала как дружественного, доброго, оптимистичного, гармоничного, любимого (положительный полюс фактора). Ему противопоставляется фигура враждебного, жестокого, пессимистичного, дисгармоничного, ненавистного человека (отрицательный полюс). Таким образом, на положительном полюсе фактора дружественность и доброта, а на отрицательном - враждебность и жестокость.

Информативность фактора «сила - слабость» 13,6% дисперсии. Положительный полюс фактора характеризует профессионала как осознанного, сильного, большого. На противоположном полюсе фактора характеристики неосознанный, слабый, маленький. Фактор характеризует силу и осознанность и соответствует одному из известных факторов, выделенных для шкал семантического дифференциала.

Таблица 1 - Сводная таблица факторов по понятиям «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал», полученных в группе студентов-психологов 1 курса

Фактор, дисперсия, (%) Шкалы семантического дифференциала (переменные)

№ шкалы факторный вес шкалы положительный полюс фактора отрицательный полюс фактора

1. «дружественность -враждебность» 18,9 % 5 0,83 дружественный враждебный

22 0,77 добрый жестокий

6 0,72 оптимистичный пессимистичный

25 0,66 гармоничный дисгармоничный

24 0,46 любимый ненавистный

2. «сила - слабость», 13,6 % 15 0,77 осознанный неосознанный

14 0,75 сильный слабый

4 0,6 большой маленький

3. «счастливый -несчастный», 10,9 % 23 0,97 счастливый несчастный

21 0,56 понятный непонятный

4. «эмоциональность -равнодушие», 10,1 % 16 0,71 эмоциональный рациональный

8 0,7 страстный равнодушный

9 0,61 веселый грустный

5. «активность -пассивность», 9,8 % 10 0,95 активный пассивный

2 0,52 мягкий твердый

Карымова О.С._

Фактор «счастливый — несчастный» (информативность 10,9%) представлен двумя шкалами семантического дифференциала и назван по шкале, имеющей больший факторный вес. Положительный полюс фактора характеризует профессионала как счастливого и понятного, отрицательный — несчастного и непонятного. Близок к нему фактор «эмоциональность - равнодушие» (10,1% дисперсии). Положительный полюс этого фактора характеризует профессионала как эмоционального, страстного, веселого. Таким образом, отрицательный полюс фактора представляют характеристики рациональный, равнодушный, грустный. Фактор, на наш взгляд, соотносится с одним из факторов, выделенным в исследовании В.М. Просековой и составляющим основу имплицитной теории личности психолога-практика [12], [13]. В этом исследовании фактор получил название «Безусловное принятие — отвержение».

Положительный полюс фактора «активность — пассивность» (9,8% дисперсии) обозначает профессионала как активного и твердого. Отрицательный полюс пассивный, мягкий. Интересно, что для студентов-психологов 1 курса активный, значит твердый. Вероятно, твердость здесь понимается как уверенность, способность отстаивать свою точку зрения, независимость.

Таким образом, по результатам факторизации матрицы оценок понятий «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» в выборке студентов 1 курса наиболее значимым является фактор «дружественность — враждебность». Выделенные нами факторы соотносятся с классическими факторами семантического дифференциала — Сила (фактор 2), Оценка (фактор 1) и Активность (фактор 5) и с одним из факторов имплицитной теории личности психолога-практика «Безусловное принятие — отвержение» (фактор 4). Значения полученных факторов были вычислены для каждого объекта (факторные оценки). Расчет статистических критериев (1>критерия Стьюдента для зависимых выборок, непараметрический критерий Т — Вилкоксона для зависимых выборок) позволил сопоставить две выборки ответов «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал». В тех случаях, где значения критериев не противоречили, друг другу указаны значения только 1>критерия Стьюдента. При сравнении факторных оценок

Особенности профессиональной идентичности...

понятий «Я профессионал» и «Я идеальный профессионал» для выборки студентов 1 курса нами были обнаружены различия по факторам «Сила — слабость» на высоком уровне статистической значимости (1 =-3,794, р =0,01) и «Счастливый — несчастный» на уровне статистической тенденции (1 = -1,836, р =0,078).

Идеальный профессионал оценивается студентами 1 курса как более осознанный, сильный, большой. Можно предположить, что у студентов 1 курса еще не выделилась осознанная профессиональная позиция, вероятно еще не произошла дифференциация самокатегориза-ций «Я сам» и «Я профессионал». Интересно, что у студентов есть тенденция видеть идеального профессионала как более счастливого и понятного. Вероятно, профессионализм, освоение специальных знаний, овладение навыками и профессией психолога связывается первокурсниками с возможностью личностного развития, решения собственных проблем. Контент-анализ конструктов, выявленных в методике репертуарных решеток, позволил определить основные категории, по которым воспринимаются и оцениваются студентами-первокурсниками представители профессионального пространства.

У студентов-психологов 1 курса более всего представлены конструкты, отражающие профессиональные качества (41,1% от всех выявленных конструктов). Среди профессиональных конструктов были выделены группы: «профессионализм», «успешность», «интерес к профессии», «этические качества». Таким образом, студенты 1 курса оценивают себя как профессионалов и представителей своей профессии с помощью этих категорий. Наиболее значимой при этом является категория «профессионализм — непрофессионализм» (22,5%). Интересной особенность студентов 1 курса является то, что понятия профессионализма не наполнены для них содержательным смыслом. Студенты выделяют этот конструкт не расшифровывая (возможно, не понимая) что за этим стоит. Профессионализм для студентов 1 курса часто определяется как наличие опыта работы или знаний по специальности. Кроме того, студенты оценивают профессиональных психологов по параметру известности — неизвестности (6,6%). Известность при этом связывается с успешностью. Интересной категорией

профессиональных качеств, выделяемой только первокурсниками, является желание помогать людям, которое выражается через интерес к профессии (9,8%). Студенты оценивают заинтересованность в профессиональном развитии, перспективы, возможности себя и других, соответствие профессии психолога. Этические профессиональные качества представлены у первокурсников по большей части понятием ответственности (2,2%).

Личностные качества среди выявленных конструктов составляют 33,8%. Студенты-первокурсники оценивают личностные качества профессионалов по параметрам целеустремленности, активности, силы, эмоциональности, открытости, мягкости. Наибольшую представленность среди личностных качеств получили характеристики активности - целеустремленность (8,5%) и активность (6,6%). Кроме того значимой характеристикой является сила личности (8,2%), которая позволяет чувствовать уверенность. Примерно одинаково представлены качества открытость (3,5%), мягкость (3,2%). В группу «открытость» помимо конструктов «открытость - закрытость» были отнесены конструкты, характеризующие общительность, коммуникабельность. Открытости, коммуникабельности студенты противопоставляют замкнутость, закрытость. Эмоциональность (3,8 %) понимается первокурсниками как проявление эмоций, открытость (контраст - неэмоциональность) и как контраст рациональности, опора на переживания, а не на логику. Твердость понимается студентами как напряженность, эти качества были отнесены в одну группу.

Интересно, что у первокурсников довольно большой значимостью обладает группа оценочных конструктов (22,4%), в которой четко и однозначно выделяются параметры оценки. Студенты склонны оценивать представителей профессионального сообщества по следующим параметрам: дружественный - враждебный (8,2%), приятный - неприятный (6%), понятный - непонятный (4,4%), интересный - неинтересный (3,8%). Формальные характеристики составляют 2,7% всех выявленных в выборке студентов 1 курса конструктов.

Кластерный анализ оценок персонажей, предъявляемых в «методике репертуарных решеток» позволил реконструировать представ-

ленность фигур профессионального окружения в субъективном семантическом профессиональном пространстве студентов-психологов 1 курса. При кластерном анализе персонажей в выборке студентов-первокурсников нами было выделено 4 кластера. В кластер «Я профессионал» был назван по вошедшим в него фигурам «я сам», «я в начале психологической практики». В этот же кластер была отнесена фигура допрофесси-онала, которому симпатизируют. Этот кластер составляет основу профессиональной идентификации студентов. Можно сделать вывод, что студенты идентифицируют себя положительно оцениваемыми фигурами (принятие себя), но не профессионалами, что на наш взгляд, не удивительно для начала обучения. Семантически более близки в этом кластере фигуры Я про-фессионала.Как семантически близкие между собой воспринимаются также негативно оцениваемые фигуры. В кластер «отвержение» вошли фигуры неэффективного психолога, психолога, который никогда не стал бы идеалом (воспринимаются как более близкие между собой), непрофессионала и профессионала к которому относятся негативно. Фигуры, расположенные в этом кластере представляют трудности для профессиональной идентификации. Данный кластер характеризует значимость позитивного отношения к профессионалу, студентам сложно признать профессионализм «плохого» человека.

Кластер «идеальный профессионал» включает фигуры профессионала, к которому относятся с симпатией, психолога, который мог бы сталь идеалом и «Я идеальное». Две первые фигуры более близки между собой, это говорит о том, что «я экзистенциальное» отличается семантически (хоть и близко) от реальных фигур профессионального окружения. Таким образом, можно сделать вывод о недостижимости и отдаленности «Я идеального» от реальности. Кластер объединяет фигуры, составляющие потенциал к личностному и профессиональному развитию, формированию большей профессиональной идентичности. Описанный кластер семантически близок с кластером профессионализма, куда вошли фигуры эффективного и преуспевающего психологов. Таким образом, все фигуры профессионального окружения воспринимаются первокурсниками как семантиче-

Карымова О.С.

Особенности профессиональной идентичности..

ски близкие к Я и Я идеальному, что является основой профессиональной идентификации. Негативно оцениваемые фигуры воспринимаются как более далекие.

В целом, можно говорить о том, что первокурсники оценивают себя как будущие специалисты. Однако идеальный образ очень отдален

от реальности. Наблюдается некоторое неверие в достижение желаемого. В связи с этим важно особое внимание в процессе обучения уделять практике студентов. Учебная практика позволит получить практический навык, а так же проверить себя в профессии.

28.09.2017

Список литературы:

1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. -2004. - Т 25. - №2. - С. 86-95.

2. Волошина, В.В. Сущностное содержание профессиональной идентичности будущего психолога / В.В. Волошина //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. № 11-1. С. 364-368.

3. Евтешина, Н.В. Профессиональная идентичность психологов / Н.В. Евтешина // Рязань, 2016. - 84 с.

4. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 272 с.

5. Карымова, О.С. Особенности профессиональной идентичности будущих психологов / О.С. Карымова //Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2017. - Т. 6. № 2 (19). - С. 248-251.

6. Карымова, О.С. К вопросу о профессиональной идентичности студентов-психологов / О.С. Карымова, А.И. Вишняков // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017. С. 2841-2846

7. Карымова, О.С. Профессиональная идентичность студентов - психологов / О.С. Карымова, О. А. Сукнина // Высшее гуманитарное образование в динамике местного сообщества. Оренбургский государственный университет. 2005 - С. 1423-1429

8. Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознанияпсихологов - практиков (психосемантический аспект). Автореф. дисс... докт. пс. наук. - Казань, 2001. - 34 с.

9. Просекова, В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика (психосемантический аспект) // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. №4. - с.46 - 51.

10. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального становления личности / Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова - Ижевск, 2012. Том 3 - 154с.

11. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореферат дисс. д-ра психол. наук. М., 2001.- 51 с.

12. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность психологов в период вузовской подготовки / Л.Б. Шнейдер // В сборнике: Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты - 2017. - С. 113-119

13. Daniel, L.M. Role conflicts between the traditional identity and professional identity of Indian women psychologists. Abstract. Diss... kand. psy. Sciences. - Massachusetts , 2006. - 45 p.

14. Kiel E., Pollak G., EberleT.,Braune A., Schliessleder M. Lehrer werdenistnichtschwer.? Die problematischeStudienwahl von Lehramtsstudierenden // Pädagogik, 2007. № 9. S.l 1 - 15.

15. Motoike, J. The Professional identity development of asian American women psychologists: integrating culture. Abstract. Diss... kand. tech. Sciences. -Southern Illinois , 2003. - 34 p.

Сведения об авторе:

Карымова Оксана Сергеевна, доцент кафедры социальной психологи Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-шаП:ка8апа83@уапсСех.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.