Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА '

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное мышление / художественный образ / пейзаж / анализ / сравнение / обобщение / artistic thinking / artistic image / landscape / analysis / comparison / generalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Екатерина Анатольевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается проблема формирования художественного мышления обучающихся средствами пейзажа. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «художественное мышления» и «художественный образ». Выявили особенности жанра пейзаж (плановость, много предметность, наличие различных состояний). Выявили эффективные методы анализа произведений, упражнения и творческие задания. Авторы рассмотрели примеры анализа произведений Джорджо Моранди, Май Петровича Митурич-Хлебникова. Уточнено понятие «художественное мышление средствами пейзажа». Выявлены особенности творчества этих художников-пейзажистов. Сделаны выводы по исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the formation of artistic thinking of students by means of landscape. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "artistic thinking" and "artistic image". The features of the landscape genre (planning, multiple subjects, the presence of various states) were revealed. We have identified effective methods of analyzing works, exercises and creative tasks. The authors examined examples of the analysis of the works of Giorgio Morandi, Mai Petrovich Miturich-Khlebnikov. The concept of "artistic thinking by means of landscape" is clarified. The features of the creativity of these landscape artists are revealed. The conclusions of the study are made.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА »

эффективнее решать сложные задачи, запоминать и удерживать в памяти полученные знания, преодолевать стресс и тревогу, поддерживать позитивный настрой, сохранять интерес и вовлеченность в учебную деятельность» [1, С. 254]. Юмор не менее важен и для построения доверительных отношений между педагогом и обучающимися. Умение пошутить, рассказать смешную историю, когда это уместно, всегда воспринимается как проявление непринужденности и уверенности в себе. Юмор преподавателя в общении со студентами приносит желаемый эффект, если он лишен фамильярности, не ранит их чувств и не носит саркастического характера. Студенты ценят преподавателей, которые могут и умеют посмеяться над собой. Юмор сокращает дистанцию между участниками учебного процесса, помогает им почувствовать себя более комфортно и безопасно.

Участие. Очень важно, чтобы преподаватель находил время посещать студенческие мероприятия, это один из эффективных способов завоевать доверие и уважение со стороны студентов. Когда они видят своего преподавателя среди зрителей на концерте, среди болельщиков на соревнованиях или среди слушателей на студенческой конференции, между ними возникает мгновенную связь, результатом которой становится чувство признательности со стороны студентов. Демонстрируя интерес и уважение к внеаудиторным активностям студентов, преподаватель создает атмосферу близости и заинтересованности в их успехах, что в дальнейшем положительно влияет на учебный процесс.

Выводы. Наличие устойчивого контакта со студентами определяет профессиональный уровень и настоящий авторитет преподавателя. Доверительные отношения между преподавателем и студентами, построение которых требует значительных усилий и времени, оказывают значительное влияние на всех участников образовательного процесса. Только установив добрые, устойчивые и долгосрочные взаимоотношения, преподаватель может максимально плодотворно осуществлять свою профессиональную деятельность, помогать студентам в эффективном освоении учебного материала, реализовывать свой творческий потенциал, оказывать влияние на достижение ими поставленных целей. Успешное установление взаимодействия с обучающимися позволяет педагогу эффективнее планировать учебный процесс с учетом личностных особенностей студентов, корректировать ход формирования их умений и навыков.

Аннотация. Проблема взаимоотношений преподавателей и студентов всегда представляла большой интерес как для педагогов, так и для исследователей в области педагогики. От уровня взаимопонимания в общении между участниками образовательного процесса зависит не только успешность освоения студентами учебного материала, но и в целом улучшение академических навыков, повышение мотивации, приобретение уверенности в себе. Благоприятная, доброжелательная, искренняя атмосфера, создаваемая преподавателями, положительно воздействует на студентов, открывает широкие возможности для развития их интеллектуальных и творческих способностей. В статье рассматриваются некоторые факторы, которые могут оказать влияние на установление плодотворного межличностного общения и конструктивного взаимодействия между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: взаимоотношения, преподаватель, студент, вовлеченность, эффективность, учебный процесс, роль преподавателя.

Annotation. The problem of the relationships between teachers and students has always been of great interest for both educators and researchers in the field of pedagogy. The level of mutual understanding between the participants in the educational process depends not only on the success of the students' mastering of educational material, but also in general improving academic skills, increasing motivation, gaining self-confidence. Favorable, friendly and sincere atmosphere created by teachers has positive impact on students, opens wide opportunities for the development of their intellectual and creative abilities. The article considers some factors that can influence the establishment of fruitful interpersonal communication and constructive interaction between teachers and students.

Key words: relationships, teacher, student, involvement, efficiency, learning process, role of a teacher.

Литература:

1. Малкова, T.B. Использование юмористического дискурса как средства повышения эффективности обучения / Т.В. Малкова, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7(209). -С. 252-255

2. Малкова, Т.В. К вопросу о повышении педагогического эффекта обратной связи / Т.В. Малкова, А.Ю. Баранов // Вопросы педагогики2021,- № 2-1. -С. 101-104

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПЕЙЗАЖА

Захарченко Екатерина Анатольевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.01 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном российском образовании происходят изменения содержаний учебных предметов в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые направлены на вариативность, развитие функциональной грамотности, единство воспитания и обучения [6].

Однако, в документах не акцентируется внимание на процесс формирования мышления как необходимого условия становления гармонично развитой, творческой личности.

Благоприятные условия для развития мышления на этапе перемен в образовании сохраняются в дополнительном образовании, где есть возможность развивать различные виды мышления через творческую деятельность.

Для художественно-творческой деятельности характерно художественный вид мышления. Этот вид мышления необходим для успешного обучения различным видам изобразительного искусства.

Однако, с внедрением цифровых технологий во все сферы жизни человека, поэтому уровень художественного мышления стремительно понижается.

Изложение основного материала исследования. Вопросы формирования художественного мышления волновали умы теоретиков разных специальностей, таких как A.A. Беляев, Н.Л. Лейзеров, С.Х. Раппопорт, H.A. Винк, А.Л. Казин и другие.

Так, изучая процесс формирования мышления, Беляев A.A. акцентирует внимание на том, что такой вид как художественное мышление возможно формировать лишь в тесном взаимодействии с восприятием художественных произведений [1].

Лейзеров Н.Л. уточняет, что в процессе взаимодействия человека с произведениями искусства, происходит отражение им своего собственного эмоционального восприятия действительности, где процесс мышления становится художественным при условии создания художественного продукта [4].

Раппопорт С. X. утверждает, что художественное мышление не может формироваться без проявления художественных эмоций и художественных представлений [5, С. 35].

Известно, что мыслительный процесс организации художественного продукта нацелен на создание художественного образа, который является «отражением действительности в материальной форме» [3].

Таким образом, художественное мышление неотъемлемо связано с восприятием художественных произведений и представляет собой способность анализировать, интерпретировать и внутренне переживать искусство и имеет своей конечной целью создание художественного образа в своем произведении искусства.

Одним из эффективных способов, направленных на формирование художественного мышления средствами изобразительного искусства, является пейзаж, который обладая особенностями (плановость, много предметность, наличие различных состояний) способствует созданию яркого художественного образа.

Рассмотрим влияние пейзажа на процесс формирования художественного мышления на примерах известных художников, работавших в разных направлениях и техниках: Джорджо Моранди, Май Петрович Митурич-Хлебников.

Нас привлекло творчество этих художников способность создавать художественный образ природы, используя различные художественные приемы (стилизации, обобщения, детализация и т.п.).

Например, произведение Джорджо Моранди «Пейзаж» (см. Рисунок 1) - одна из известных картин художника, работа выполнена в его характерном стиле (гармония цвета построена на нюансах, обобщения и стилизация форм), в котором он изображает простые и повседневные объекты.

Моранди изображает местность с просторными полями и горами в дали. Пейзаж пропитан спокойствием и меланхолией, что является типичным для его работ. Художник использовал пастельные и землистые оттенки, чтобы создать мягкое и приглушенное настроение.

Рисунок Рассматривая эту картину, можно обратить внимание на разнообразные выразительные средства, такие как цвета, формы и свет. Особенным в картинах Моранди является использование цветовой палитры, которая несколько разделённая и выдержанная в сдержанном колорите, где нет резких и контрастных отношений. Все это позволяет придавать художественному образу в пейзажах Моранди тихое и спокойное состояние.

Картина "Пейзаж" Моранди отражает его уникальную способность превратить обычные и простые мотивы, в прекрасные и сакральные. Вся поверхность картины покрыта короткими, аккуратными мазками кисти, которые создают текстуру и атмосферу местности.

Рисунок 1. Моранди. Пейзаж

Деревья, трава и горы изображены просто, но с проницательностью, показывая внимательность к деталям.

Таким образом, исследуя работы Моранди, обучающиеся имеют возможность понять атмосферу природы и настроение, которые создаются на картине, проникнуться творчеством художника, который с помощью ограниченной палитры передает целый мир.

Май Петрович Митурич-Хлебников - русский художник-пейзажист, авангардист чьи работы были активно созданы в первой половине XX века.

Например, одна из работ Мая Петровича пейзаж «В охотничьем поселке» (см. Рисунок 2).

На картине изображены горы, покрытые снежными покровами. Они создают впечатление величественности и неприступности. Вокруг гор видны извилистые дороги и полевые долины. Вдали показаны леса и озера. Благодаря художественным приемам и технике мастера, картина оживает перед глазами зрителя, создавая ощущение присутствия в

Рисунок 2. Май Петрович Митурич-Хлебников «В охотничьем поселке»

Картина "В охотничьем поселке" Май Митурич-Хлебникова не только представляет собой мастерство в изображении природы и животных, но также является примером создания художественного образа, используя линию, штрих, пятно.

Художник отражает связь человека и природы в таком виде, который вызывает у зрителя особые эмоции и ощущения, где он использовал выразительные средства графики, композиционные решения, выбор ракурса и использование светотени и перспективы.

Сравнивая эти два произведения, можно констатировать взаимосвязь художественного образа и восприятия художником-автором окружающего мира сквозь призму своих эмоций и переживаний. Если первый автор работает в мягких сдержанных цветовых тонах, где формы стилизованы и обобщены, то второй - отражает красоту природных форм чёткими линями и пятнами, которые характеризуют автора как художника реалиста. Но в том и другом случае присутствует некое обобщение и проявление главного в картине.

Учитывая специфику пейзажа (плановость, много предметность, наличие различных состояний) можно уточнить понятие «художественное мышление средствами пейзажа» как процесс взаимодействия восприятия художественных произведений и способности анализировать, сравнивать, интерпретировать и внутренне переживать искусство пейзажа и имеет своей конечной целью создание художественного образа с передачей (плановости, много предметности, наличия различных состояний) в своем произведении искусства.

Мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при восприятии художественных произведений формируют у человека определенную оценку действительности с точки зрения тех общеэстетических норм и идеалов, которые присущи данному обществу на данном этапе развития.

Используя в работе с обучающимися на занятиях метод анализа художественных работ может активизировать процесс формирования аналитических умений, способности к рассуждениям, к заключениям, к пониманию как было выполнено то или иное произведение художника, что несомненно формирует художественное мышление у обучающихся, стимулирует потребность к созданию собственного творческого продукта.

Выводы. Таким образом, пейзаж является эффективным средством в процессе формирования художественного мышления обучающихся, где может быть использован метод анализа художественных работ, с помощью которого активизируется умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), стимулирующие потребности к созданию собственного творческого продукта. В дальнейшем процессе обучения необходимо использовать такие методы как упражнения и творческого задания.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования художественного мышления обучающихся средствами пейзажа. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «художественное мышления» и «художественный образ». Выявили особенности жанра пейзаж (плановость, много предметность, наличие различных состояний). Выявили эффективные методы анализа произведений, упражнения и творческие задания. Авторы рассмотрели примеры анализа произведений Джорджо Моранди, Май Петровича Митурич-Хлебникова. Уточнено понятие «художественное мышление средствами пейзажа». Выявлены особенности творчества этих художников-пейзажистов. Сделаны выводы по исследованию.

Ключевые слова: художественное мышление, художественный образ, пейзаж, анализ, сравнение, обобщение.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of artistic thinking of students by means of landscape. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "artistic thinking" and "artistic image". The features of the landscape genre (planning, multiple subjects, the presence of various states) were revealed. We have identified effective methods of analyzing works, exercises and creative tasks. The authors examined examples of the analysis of the works of Giorgio Morandi, Mai Petrovich Miturich-Khlebnikov. The concept of "artistic thinking by means of landscape" is clarified. The features of the creativity of these landscape artists are revealed. The conclusions of the study are made.

Keywords: artistic thinking, artistic image, landscape, analysis, comparison, generalization.

Литература:

1. Беляева, A.A. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. - М.: Политиздат, 1988. - С. 220-222

2. Винк, Н.А. Социальная природа художественного мышления: автореферат диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата философских наук / Н.А. Винк. - Л., 1980. - 17 с.

3. Казин, А.Л. Событие искусства: классика, модерн, постмодерн в пространстве русской культуры / А.Л. Казин. -Санкт-Петербург, 2020.

4. Лейзеров, Н.Л. Образность в искусстве / Н.Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974. - 130 с.

5. Раппопорт, С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления: автореферат диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора философских наук / С.Х. Раппопорт. - М., 1968. - 48 с.

6. Челпанов, М. Третье поколение ФГОС для школ: как работают госстандарты в 2023 году / М. Челпанов. -https://school.kontur.ru/publications/2253 (дата обращения 26.11.2023)

УДК 378.2

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ»

Кожедуб Валерия Александровна студентка 4 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Проблема организации учебного процесса является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В мире современных технологий и инноваций довольно проблематично заинтересовать обучающихся изучению той или иной темы. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, современные технологии и доступ к информации позволяют обучающимся самостоятельно искать и получать знания. Во-вторых, обучающиеся сегодня живут в информационном обществе, где они постоянно подвергаются огромному объему информации из разных источников. Это приводит к перенасыщению и затрудняет привлечение внимания к учебной теме. Кроме того, современные обучающиеся часто испытывают скуку во время учебы из-за недостатка интерактивности и отсутствия практической применимости изучаемого материала. Это вызывает отсутствие мотивации и снижает интерес к учебному процессу. Наконец, обучающиеся должны осознавать практическую значимость изучаемого материала и его применение в реальной жизни. Это может быть достигнуто путем внедрения проектной работы, кейсов и других прикладных методов обучения.

Образование является важнейшей ступенью в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происходит формирование психологического, физиологического и интеллектуального потенциала личности, поэтому значительное внимание следует уделять изучению разделу «Основ социальной информатики» в школьном курсе информатики 10-11 класса.

Изложение основного материала исследования. Учебный процесс - это сложная система, совокупность принципов и методов, которые направлены на достижение поставленной цели. В педагогическом словаре Коджаспировой Галины Михайловны - доктор философских наук, профессор обозначено, что учебный процесс - это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [1, С. 314]. Это доказывает что, любой школьный предмет закладывает фундамент в процесс становления личности.

В XX веке значительными темпами развивалось не только общество, но и компьютерные технологии, поэтому 1 сентября 1985 году был введён в школьный курс предмет «Информатика». В процессе модернизации, как образования, так и дисциплины, появился раздел «Социальная информатика». Основоположником этого направления в его современном понимании стал известный российский философ А.Д. Урсул [3, С. 402]. Сформулировавший основополагающий подход к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.