Научная статья на тему 'ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ» ИВАНА БУРЛАКОВА'

ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ» ИВАНА БУРЛАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.И. БУРЛАКОВ / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ВЫСТАВКА В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ДОМЕ ХУДОЖНИКА / BURLAKOV / PAINTING / LANDSCAPE / ARTISTIC IMAGE / EXHIBITION IN THE EKATERINBURG HOUSE OF ARTISTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косенкова М. С.

В статье рассказывается о творческой биографии уральского художника Ивана Ивановича Бурлакова и представленных на персональной выставке произведениях в екатеринбургском Доме художника. Определяются ключевые этапы развития его живописи на основе анализа наиболее значимых работ. Выявляются стилистические особенности художественного языка и изобразительные средства для создания пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXHIBITION “LANDSCAPES OF THE HOMELAND” BY IVAN BURLAKOV

The paper considers the evolution of the portrait-picture in domestic painting from the end of the 1960s to the beginning of the XXI century on the example of the famous Siberian artist German Zavyalov’s work. The regional features of his work have been noted, the main portrait varieties, such as typical, psychological, lyrical, have been analyzed.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ» ИВАНА БУРЛАКОВА»

УДК 75.04.047

М. С. Косенкова

Уральский государственный архитектурно-художественный университет

Екатеринбург, Россия

ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ»

Ивана Бурлакова

В статье рассказывается о творческой биографии уральского художника Ивана Ивановича Бурлакова и представленных на персональной выставке произведениях в екатеринбургском Доме художника. Определяются ключевые этапы развития его живописи на основе анализа наиболее значимых работ. Выявляются стилистические особенности художественного языка и изобразительные средства для создания пейзажа.

Ключевые слова: И.И. Бурлаков; живопись; пейзаж; художественный образ; выставка в екатеринбургском Доме художника

И. И. Бурлаков. Башня. Соловки. 1989.

Холст, масло. 150x120

Собственность автора

Персональная выставка всегда значима и волнительна для художника. Через работы он делится с окружающими своими чувствами, мыслями, мировоззрением. Поль Валери писал: «Не есть ли музей арена монологов [...]? Лишите картины их связи с внутренней или иной человеческой речью, и прекраснейшие полотна мгновенно утратят свой смысл и свое назначение» [1, с. 211-212].

Более 40 работ, представленных в выставочном зале Дома художника осенью 2019 года в Екатеринбурге, раскрыли Ивана Ивановича Бурлакова как мастера пейзажа, тонко чувствующего природу и умеющего донести свое мироощущение до зрителя. Выставка «Пейзажи Родины» была посвящена 45-летию творческой деятельности живописца. В экспозицию вошли произведения не только большого временного периода, но и обширной географии. Большое разнообразие изображенных мотивов, состояний природы и душевных переживаний автора вызвало отклик у зрителя. «По-хорошему завидуешь тем людям, которые знакомятся

с творчеством Ивана Ивановича впервые. Эмоции от таких картин сильные. Масштабные полотна художника сперва поражают, потом ты невольно становишься словно их частью. Будто заглянул за плечо мастера: вот это место, где он творил. Вот горы, вот лес ....» - пишет в своей статье журналист «Областной газеты» Петр Кабанов [2]. Правда, с которой художник изображает природу, заключается не только в реалистичном изображении, но и в передаче внутреннего ощущения от пейзажа: запах луговых трав или весеннего воздуха, дуновение ветра, шум воды, зной и стужаподвластны кисти мастера.

Иван Иванович Бурлаков родился в Серове - промышленном городке на севере Свердловской области. Детство и отрочество прошли в рабочем поселке на окраине города, где будущий художник начал свое обучение азам рисования в изостудии Дворца культуры металлургов. Его первый учитель Сергей Петрович Кодолов не только открыл секреты мастерства, но и привил любовь к природе родного края, ее неповторимой кра-

соте. В годы учебы в Свердловском художественном училище имени И. Д. Шадра у Ивана Бурлакова появляется интерес к пейзажу, который станет в последующем основным жанром в его творчестве.

Золотая осень 1974 года и пайва с только что собранными грибами вдохновили молодого художника на создание картины «Грибы» (рис. 1), полностью самостоятельного произведения, где уже четко прослеживается мировоззрение и почерк автора. Она и послужила точкой отсчета творческой деятельности живописца. Натюрморт с грибами есть в арсенале у многих художников, но это полотно отличается своей композицией. Живописец смотрит сверху на плоскость с пайвой и рассыпанными грибами. Такое «смотрение» будет и во многих пейзажах Ивана Бурлакова, где высокая линия горизонта позволит автору показать разнообразие природных форм. За видимым хаосом из грибов стоит четкая ритмическая организация, а тщательная деталировка придает большую убедительность происходящему. Живописная структура работы выстроена на тепло-холодных отношениях. Недостаток цельности компенсируется темпераментным живописным мазком, придающим поверхности полотна необычайную притягательность.

Поездки на творческие дачи Союза художников СССР, где собирались художники со всей страны, а руководителями были А. Левитин, В. Загонек, Н. Соломин, способствовали дальнейшему профессиональному развитию Ивана Бурлакова. «Мои университеты» - называет творческие дачи уральский художник. Много путешествуя с этюдником по стране, Иван Бурлаков создал более сотни пейзажей красивейших уголков Советской Родины: Соловки, Русский Север, центральная полоса с ее памятниками архитектуры, жемчужина Туркменистана - Фирюза, заповедник Аксу-Джабаглы в Южном Казахстане, Тобольск, Аральское море, Байкал и Уральский хребет.

Первая поездка на Академическую дачу им. И. Е. Репина в 1975 году способствует

созданию живописных полотен с буйством цвета: «Осень золотая», «Клен у дороги» (рис. 2), «Бабье лето», «Сосны, освещенные солнцем». Увлечение молодого художника

творчеством Сезанна и Дерена нашло отклик в его ранних работах. Крупные мазки создают эмоциональное напряжение, при этом экспрессия в живописной трактовке соседствует с рациональной стройностью композиции.

В 1977 году на творческой даче «Старая Ладога» Иван Бурлаков пишет серию лирических пейзажей: «Ветреный день», «Старая Ладога», «Пейзаж с крепостью» (рис. 3). Живописец ставит перед собой новую задачу - передать состояние природы, внутреннее ощущение от увиденного. Внимательность к деталям, тонкие световые и тональные переходы, живая структура живописных мазков отличают этюды этого периода. Из работ уходит излишняя декоративность. Художник ищет все новые и новые изобразительные средства для правдивой передачи нужного ему состояния, ощущения. Пробле-

Рис. 1.

И. И. Бурлаков. Грибы. 1974. Холст, масло. 100x80

Собственность автора

Рис. 2.

И. И. Бурлаков. Клен у дороги. 1975. Картон, масло. 80x100

Собственность автора

Рис. 3.

И. И. Бурлаков. Пейзаж

с крепостью. 1977. Холст, масло. 100x94

Собственность автора

ма колоризма, которую успешно решает живописец в своих работах, выходит на первый план.

В течение десяти лет Иван Бурлаков работает по два месяца в году на творческих дачах: 1978 - Дом творчества «Горячий Ключ», 1979 - Академическая дача им. И. Е. Репина... «Зима в деревне Дуброва», созданная в 1979 году, экспонируется на пятой зональной художественной выставке «Урал социалистический» в Тюмени. Г.С. Мосин назвал пейзаж творческим успехом автора. Среди представленных на выставке работ есть несколько зимних пейзажей: «Пейзаж с банькой», «Торжок зимой», «Байкал зимой». Эти полотна отличаются большей графично-стью и тонкой манерой письма. В «Пейзаже с банькой» присутствует брейгелев-ская красота пасмурного зимнего дня. Сложное колористическое решение передает ощущение зимней оттепели, когда особенно тяжел мокрый снег, а на реке начинают зеленеть проталины. То же самое состояние передано и в городском пейзаже «Торжок зимой» (рис. 4). Но в нем уже другое композиционное решение. Изображение провинциального городка больше напоминает полку в старинном серванте, где на белой кружевной салфетке аккуратно расположились милые сердцу фигурки домиков. Впервые зритель встречает стаффажные фигуры челове-

ка, которых молодой художник избегал в своих ранних работах. Серо-охристый колорит картины и статичная композиция рождают теплые воспоминания о тихих улочках будничного дня 80-х годов прошлого века, вызывая в душе чувство умиротворения и спокойствия.

Художник любит изображать пограничные состояния природы - переходы времен года. «Март», «Весна на Чусовой», «За час до первого снега», «Последний день осени» - работы, в которых живописец уловил те еле заметные черты, говорящие нам о грядущих изменениях. Для этого не достаточно просто любить природу - надо жить в ней, наблюдать,

чувствовать ее. «Слушаешь, как шумят деревья, следишь за игрой облаков, безмолвные камни начинают тебе что-то напоминать, а у деревьев появляются жесты. Далекая снежная вершина в свете луча, порыв ветра - и вот уже сердце бьется в одном ритме с природой, и ты берешься за кисть.» - пишет художник о своем творчестве [3, с. 12].

В пейзажах 80-х годов Иван Бурлаков поставил перед собой более масштабные задачи: не просто передать освещенность ели солнцем или набухание почек в начале

марта, когда силуэты деревьев на лазурном небе становятся марганцово-охристыми, а создать эпический пейзаж. Метод работы непосредственно с натуры по-прежнему остается основным для пейзажиста, но увеличивается размер полотен и, соответственно, меняется отношение к композиции, к решению плановости в пейзаже, к проработке деталей.

Поездка на творческую дачу «Байкал» в декабре 1985 года позволила Ивану Бурла-

кову создать один из самых суровых своих пейзажей «Байкал зимой» (рис. 5). Динамика композиционного решения усиливается тональным контрастом. Теплые, от серо-охристого до красновато-коричневого тона скалистого берега подчеркивают студёность озера Байкала, написанного в холодных серо-фиолетовых и изумрудно-зеленых оттенках. Создается ощущение, что горы вклиниваются в водную гладь. Этот эффект подчеркивается и четкой графикой берега с геометрически стилизованным силуэтом, и игрой темных и светлых тонов. Вершины сопок упираются в низкое стального

цвета небо, становясь то светящимися белыми, то плотно-серыми. И в этом суровом краю живет человек. За холмом - избушки, на первом плане красуются створы, указыва-

ющие фарватер, а в бухте у пристани лодки. Холодная колористическая гамма полотна передает зрителю тот леденящий, сырой воздух декабрьского пасмурного дня, который художник ощутил в полной мере, работая над пейзажем. Напряженная внутренняя пластика, четкая, графичная трактовка всех элементов картины, независимо от плановости, и, конечно, взгляд сверху, с холма, выдают руку уральского мастера пейзажа.

В путешествии по Русскому Северу в 1989 году, организатором и вдохновителем которого была искусствовед О. Е. Мишина, Иван Бурлаков создает такие эпические картины, как «Башня. Соловки», «Древняя Земля», «Соловецкий Кремль» (рис. 6). Этот период отличается повышенной экспрессией живописи. Пор-третность в композиции «Башня. Соловки» (рис. на развороте) обусловлена тем образом защитника Отечества, который задумал мастер. Мощь, сила противостояния башни, которая своим испещренным телом защищает незыблемые ценности святой Руси. Глаза-бойницы, зорко глядящие вдаль, шлем, уходящий в небеса, облака как кружащиеся вороны - все эти образы были навеяны историей этого трагического места.

Совсем другое настроение передано в полотне «Соловецкий Кремль». Оно наполнено

Рис. 4.

И. И. Бурлаков. Торжок зимой. 1981. Картон, масло. 80x100

Собственность автора

Рис. 5.

И. И. Бурлаков. Байкал зимой. 1985.

Холст, масло. 120x140

Собственность автора

Рис. 6.

И. И. Бурлаков. Соловецкий Кремль. 1989. Холст, масло. 120x150

Собственность автора

Рис. 7.

И. И. Бурлаков. Хребет Копетдаг. Фирюза. 1990. Холст, масло. 96x113

Собственность автора

солнечными, радужными красками. Взгляд через деревянные постройки на розоватые строения Кремля, на голубое небо с перламутровыми облаками, на рябь воды залива, в которой отражается этот прекрасный мир, создает впечатление у зрителя, что он находится там, смотрит из окна домика на эту идиллию. Но она не безмятежна. Напряжение, с которым передается восторг от теплого, солнечного дня, содержится в каждом мазке, фактурно положенной краске.

Вообще, в творчестве Ивана Бурлакова отсутствуют по-настоящему лирические пейзажи. Ему не присуще спокойствие и умиротворение. В полотнах всегда жизнь бьет ключом, все эмоционально окрашено, безудержны мощь и напор сил природы.

Из плодотворного путешествия по Русскому Северу были привезены такие полотна, включенные в экспозицию, как «Каргополь. Благовещенская церковь», «Лядинский погост. Богоявленская церковь», «Берег Пине-ги».

Продолжением творческой поездки станет Северный Урал и наиболее значимое произведение автора в двадцатом веке

- эпическое полотно «Денежкин камень» (рис. 8). Передний план с освещенными закатным солнцем камнями, между которыми пробиваются карликовые деревца, четко отделяется от дальнего плана, выполненного

в сине-голубых тонах. Горы, подпирающие небо, и крупные камни, занимающие львиную долю полотна, способствуют ощущению фрагментарности композиции.

Цветовая гамма пейзажей средней полосы и северных районов значительно отличается от колорита полотен южной природы. В этюде «Ущелье Дже-тымсай» кардинально меняется палитра художника на охристо-оранжевые и сиренево-фиоле-товые цвета, точно передающие дневной зной у подножья гор южного Казахстана. Местность, испепеленная солнцем, в полотне «Хребет Копетдаг. Фирюза» исполнена в светлом охристо-фиолетовом колорите. Пластика лысых гор, в долине которых уютно расположилась, укутавшись в зелень, Фирюза, отличается плавностью линий (рис. 7).

Несмотря на обширную географию творческих поездок, Иван Бурлаков остается приверженцем родного края. По словам художника, «нет ничего красивее гор Приполярного Урала, с их озерами, реками и водопадами, разнообразной растительностью, покрывающей подножье каменных великанов». С 1994 по 1996 годы живописец со своим братом Алексеем Бурлаковым трижды выезжает в окрестности горы Яруты и реки Хомес, расположенные на границе Северного и Приполярного Урала. Множество натурных

Рис. 8.

И. И. Бурлаков. Денежкин камень. 1989. Холст, масло. 120x174

Собственность автора

пейзажей, этюдов, подготовительного материала для последующих работ было выполнено художником в этот период.

Двадцать первый век начался для художника с Урала Приполярного. Созерцая древнее величие гор, живописец ощущает этот мир в его подлинной реальности, вымыслу и фантазии здесь места нет. И картина на холсте, как зеркало, отражает ощущение кратковременного вторжения вечности, которое художник сохранил в своей душе. Образ могучего Урала, его первозданную красоту и изменчивый характер Иван Бурлаков раскрывает в своих пейзажах-картинах: «Река Хомес. Вечер», «На Крайнем Севере», «Гора Чендер», «Река Хомес. Август», «Водопад. Гора Неройка».

С последними работами поклонники живописца уже смогли познакомиться на региональной выставке произведений художников Уральского федерального округа [4, с. 102] и выставке «Лучшие художники Урала» Уральского культурного форума.

Увлечение творчеством Н. Пуссена и Д. Беллини повлияло на композицию пейзажей-картин, отношение к разработке планов и отбору деталей.

Переход в XXI веке на технику работы акриловыми красками сказался на манере письма и, соответственно, на живописной поверхности полотен. Невозможность создать фактуру, как в масляной живописи, подвигла Ивана Бурлакова искать новые художественные средства. Набирая нужный тон лессировками, играя на тепло-холодных отношениях, разнообразно показывая текстуру камня, воды, деревьев, живописец созидает многодельные полотна, продолжая работать в рамках реалистического искусства.

Пейзажи, отличающиеся композиционной законченностью, ритмически выстроенные, со своей особой пластикой линий и сложным колористическим решением, получили огромный отклик у зрителей. И это не случайно. За внешним художественным решением скрывается внутренний пласт переживаний, ощущений и миропонимания ху-

дожника, который вылился в творческий замысел картины. Поэтический образный язык автора, рассказывающий о природе, понятен зрителю, но не потому, что с натуральной точностью передает увиденное, а благодаря присутствию «композиционно-образных отношений, то есть творческого воссоздания жизни» [5, с. 8].

В многочисленных отзывах посетителей выставки есть слова благодарности, описания своих ощущений от увиденных картин, воспоминания о собственных впечатлениях от изображенных мест, рассуждения о композиции, цвете, технических приемах.

Картины ведущего екатеринбургского художника Ивана Бурлакова показали, что искусство, основанное на школе советского реализма, актуально и современно. Оно воздействует внутренней правдивостью.

Литература

1. Валери, П. Об искусстве : сборник / П. Валери ; пер. с фр. - 2-е изд. - Москва : Искусство, 1993. - 503 с., илл.

2. Кабанов, П. Внутренняя правда / П. Кабанов, Н. Шадрина // Областная газета. - Екатеринбург, 2019. - №191(8733). - С. 4.

3. Художники Екатеринбурга - 2004 : каталог-альбом / рук. проекта Л. Шелупкина. - Екатеринбург : ООО «Райт», 2003. - 166 с., илл.

4. Большой Урал - XII. Выставка произведений художников Уральского федерального округа : каталог-альбом / ЧРО ВТОО «Союз художников России». - Челябинск, 2018. - 348 с., илл.

5. Григорьев, С. А. О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства в десяти томах. - Выпуск VI. - Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1963. - 144 с., илл.

Об авторе

Косенкова Марина Сергеевна - доцент кафедры монументально-декоративного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного уни верситета

E-mail: [email protected]

THE EXHIBITION "LANDSCAPES OF THE HOMELAND" BY IVAN BURLAKOV

Marina Sergeevna Kosenkova

Associate Professor at the Department of monumental and decorative art, Ural State University of Architecture and Art

Abstract: The paper tells about the biography of an Ural artist Ivan Burlakov in the context of the works presented at a personal exhibition in the Ekaterinburg House of Artists. The key stages of the development of the painter have been determined on the basis of the analysis of the most significant works. The stylistic features of the artistic language and the visual means used to create a specific image of the landscape have been revealed.

Keywords: I.I. Burlakov; painting; landscape; artistic image; exhibition in the Ekaterinburg House of Artists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.