Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / художественный навык / графические навыки / живописные навыки / пейзаж / метод / abilities / artistic skill / graphic skills / painting skills / landscape / method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Литвинова Елизавета Вадимовна

Статья посвящена проблеме формирования художественных навыков на уроках изобразительного искусства средствами пейзажа. Авторы анализирует литературу по теме исследования. На основе анализа авторы уточняют понятие «художественные навыки обучающихся в ходе выполнения пейзажа». В результате анализа методов авторы выявляют эффективные методы, применяемые в процессе формирования художественных навыков средствами пейзажа (анализ художественных произведений, сравнение, упражнения, творческие задания, показ художественных приемов). В качестве примеров было дано описание каждого метода и применение его в ходе выполнения пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Литвинова Елизавета Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the formation of artistic skills in the lessons of fine art by means of landscape. The authors analyze the literature on the research topic. Based on the analysis, the authors clarify the concept of artistic skills by means of landscape. As a result of the analysis, the authors identify effective methods of the process of forming artistic skills by means of landscape (analysis of works of art, comparison, exercises, creative tasks, display). As examples, a description of each method and its application during the execution of the landscape were given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА»

Литература:

1. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов / И.С Бухарова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023,- 119 с.

2. Еромасова, A.A. Общая психология. Методы активного обучения: учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. и доп. / A.A. Еромасова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 182 с.

3. Выготский, Л.С. Проблема развития способностей / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -М,- 1996. - №5 -331 с.

4. Крутецкий, В.Л. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М. Прометей, 1991,- 109 с.

5. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т., 1985; Способности: [сб.]: К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / [Рос. акад. образования, психол. ин-т; отв. ред. Э.А. Голубева]. - Дубна: Феникс, 1997.-456 с.

6. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. - 1941. - 265 с.

7. Психология: учебник / под ред. K.II. Корнилова, A.A. Смирнова, Б.М. Теплова. Гл. XII, XVII, XVIII. - М.: Учпедгиз, 1956. - 165 с.

8. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб: Питер, 2001. - 306 с.

9. Психологическая наука «Практика образования: современные тенденции» / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции; КГУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. - 124 с.

УДК 372.874

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиееа Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

студентка Литвинова Елизавета Вадимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе художественного образования развитие творческих способностей выступает в качестве первоочередной задачи. Известно, что основой развития творческих способностей является формирование художественных навыков.

Изложение основного материала исследования. Проблемой формирования художественных навыков занимались такие педагоги, как П.П. Чистяков, B.C. Кузин, Д.Н. Кардовский и др.

По мнению В. С. Кузина, обучающиеся формируют художественные навыки систематически повторяя выполнение одинаковых упражнений. В результате данных упражнений происходит формирование устойчивых умений, доведенных до такой степени автоматизма, что повторные действия переходят в художественные навыки [5, С. 35-45].

Художественные навыки условно можно разделить на два типа в соответствии с видами изображения: графические навыки и живописные навыки.

Известно, что графические и живописные навыки являются базовыми художественными навыками, изучение которых подразумевает освоение основных знаний, составляющих теоретическую и практическую базу в области графических знаний.

Таким образом, освоение графических навыков предполагает развитие умения применять графические средства, и понимать их гармоничную взаимосвязь, которая заключается в плавных движениях графических элементов, наличии тональных переходов и использовании разнообразных видов линий, переходящих из одной линии в другую.

Успешность процесса формирования таких навыков во многом зависит от педагогических условий, создаваемых с помощью методики обучения.

Одними из самых эффективных методов обучения графическим средствам, по мнению П.П. Чистякова, можно назвать упражнения. Например, действенная система упражнений, ориентированная на формирование графических навыков, включает следующие упражнения:

1. Упражнение «заливка».

2. Упражнение «мазки».

3. Упражнение «дополнение элементов до полных фигур» [3].

Данные упражнения, на наш взгляд, могут эффективно применяться при выполнении пейзажа как графическими, так и живописными средствами.

В целом, пейзаж имеет особое значение при обучении изобразительному искусству. Во-первых, тема пейзажа является доступной для изучения обучающимися, что делает пейзаж универсальным средством решения различных методических задач на всех ступенях обучения изобразительному искусству.

Во-вторых, в процессе овладения живописными и графическими навыками при изображении пейзажа степень эмоциональной вовлеченности обучающихся, на наш взгляд, значительно выше. Это связано с тем, что пейзаж как объект изображения находится в менее контролируемом и подвластном художнику состоянии, чем остальные объекты. Более того, пейзаж в определенной мере предопределяет состояние художника, поскольку сам исследователь-художник находится внутри пейзажа, в некоторой точке собственного объекта исследования [7].

Иными словами, находясь во взаимодействии с природой, художник ощущает на себе ее влияние за счет того, что природная среда воздействует на эмоциональную сферу человека.

Исходя из вышеизложенного стоит уточнить, что «художественные навыки обучающихся в ходе выполнения пейзажа» - это определенные способы действия, доведенные до автоматизма, позволяющие создавать посильный образ природы (пейзаж) изобразительными средствами (графика, живопись).

Рассмотрим методику обучения пейзажному жанру на уроках изобразительного искусства.

Как утверждает B.C. Кузин, важно научить обучающихся воспринимать при изображении пейзажа видимые ими природные объекты не как отдельные структуры (в виде камня с бесчисленным множеством расщелин или всех листьев на дереве с прожилками и соками), а как совокупность всех данных объектов в целостной композиции, где каждый из предметов влияет на другие предметы, и задает характер динамики в изображении [5].

Поэтому важно, например, анализировать соотношение частей и их расположение в пространстве.

Наряду с общепедагогическими методами на уроках изобразительного искусства могут применяться и специальные методы обучения:

Метод анализа художественных произведений - это метод изучения художественного произведения (картины), путем рассмотрения различных частей (композиционного, цветового, тонового решения, сюжета картины, природных объектов).

Анализируя пейзажи русских художников, можно отметить, что, изображая природу своей страны, они стремились брать сюжеты близкие широким народным массам; в их работах были выражены подлинно народные представления о красоте русской природы.

Следует отметить, что анализ живописного пейзажа вслед заВ.В. Визер можно проводить с точки зрения цветовых сочетаний [1].

Например, на картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена окраина обычной русской деревни. Здесь нет ярких красок. Тем не менее, мягкие, спокойные оттенки точно отражают настроение ранней северной весны. Художник использует множество серых и коричневых оттенков, что обычно приводит к созданию унылого ощущения невзрачности. Однако, А.К. Саврасову удается передать острое ощущение радости весеннего пробуждения природы после долгой холодной зимы. Это достигается за счет необычной композиции.

Чтобы усилить пространственное звучание изображения, А.К. Саврасов незначительно нарушает перспективу. Передний план картины изображен так, будто художник находится рядом с землей. Но с этим углом обзора горизонт должен был быть довольно низким, в то время как на картине горизонт изображен примерно в середине холста, на уровне церковных глав. Это сделано автором для того, чтобы показать большие расстояния, охватить бескрайний простор земли, чувствующей неумолимое приближение весны.

Несмотря на небольшой размер картины такой прием нарушения перспективы позволяет создать эффект расширения пространства, что в соединении с использованием серых и коричневых оттенков подчеркивает прозрачность влажного воздуха. В целом это способствует передаче основной идеи: необратимость смены времени года и масштабность происходящих в природе изменений.

Метод сравнения - метод сопоставления двух и более объектов, выделение в них общего и различного с целью классификации, и типологии. Данный метод помогает в анализе художественных произведений.

Метод творческого задания - это форма организации учебной деятельности, где наряду с заданными условиями, содержатся указания учащимся, позволяющие осуществлять самостоятельную творческую деятельность [6].

Данный метод направлен на раскрытие личностного потенциала путем самовыражения обучающихся. Его применение позволяет учащимся передавать свое эмоциональное состояние при создании образа, что обеспечивает реализацию творческих потребностей в процессе изображения пейзажа.

Метод показа художественных приемов - это совокупность действий учителя, направленных на демонстрацию художественных приемов, в качестве наглядного примера для обучающихся [6]. Данный метод помогает учителю продемонстрировать практические умения наглядно, чтобы обучающиеся могли повторить их.

Например, учитель может смешивать цвета на палитре, чтобы получить нужные оттенки; рисовать простые элементы; рисовать сложные элементы; создавать независимую цветовую композицию на заданную тему.

Метод упражнения помогает развить наблюдательность, воображение, дает возможность обучающимся попрактиковаться, выполняя поставленное учителем задание. В пейзаже важна не только цельная композиция, но и элементы при необходимой детализации. Передачу фактуры и приемы изображения элементов можно тренировать при помощи упражнений [3].

Картины из жанра пейзажа имеют наибольшие возможности формирования эстетических чувств и эстетического подхода к искусству. Развитие эстетического отношения людей к природе также повлияло на историю развития тех видов и жанров искусства, которые помогли людям почувствовать эстетические свойства природы [4].

Итак, подводя итог, следует сказать, что в процессе художественной подготовки обучающихся ключевой задачей является формирование художественных навыков на уроках изобразительного искусства. Реализация данной задачи должна идти по двум направлениям: формирование графических навыков и формирование живописных навыков.

Выводы. Таким образом, изображение пейзажа играет большую роль в формировании художественных навыков, так как обучающимся приходится выполнять задания, способствующие развитию пространственного мышления и активизации эмоционально-эстетической сферы. Создание пейзажа пробуждает эстетические чувства, развивает способность воспринимать действительность и умение выделять отличительные черты предметов или явлений, а также находить прекрасное в увиденном. Это может быть достигнуто путем использования таких методов как анализ художественных произведений, сравнение, упражнения, творческие задания, показ художественных приемов.

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования художественных навыков на уроках изобразительного искусства средствами пейзажа. Авторы анализирует литературу по теме исследования. На основе анализа авторы уточняют понятие «художественные навыки обучающихся в ходе выполнения пейзажа». В результате анализа методов авторы выявляют эффективные методы, применяемые в процессе формирования художественных навыков средствами пейзажа (анализ художественных произведений, сравнение, упражнения, творческие задания, показ художественных приемов). В качестве примеров было дано описание каждого метода и применение его в ходе выполнения пейзажа.

Ключевые слова: способности, художественный навык, графические навыки, живописные навыки, пейзаж, метод.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of artistic skills in the lessons of fine art by means of landscape. The authors analyze the literature on the research topic. Based on the analysis, the authors clarify the concept of artistic skills by means of landscape. As a result of the analysis, the authors identify effective methods of the process of forming artistic skills by means of landscape (analysis of works of art, comparison, exercises, creative tasks, display). As examples, a description of each method and its application during the execution of the landscape were given.

Key words: abilities, artistic skill, graphic skills, painting skills, landscape, method.

Литература:

1. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусств / В.В Визер. -СПб.: «Питер», 2013.- 195 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.-480 с.

3. Гинзбург, И.П. П. Чистяков и его педагогическая система / И.П Гинзбург. - Л.; М., 1940. - 140 с.

4. Иогансон, Б.В. О живописи / Б.В. Иогансон. - М.: Профиздат, 1955. - 30 с.

5. Кузин, B.C. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства / B.C. Кузин // Нач. школа. - 1971. - № 2,- С. 36-45

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина // Учебное пособие. - М.: Academia, 2013.-288 с.

7. Чернова, Е.А. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе / Е.А. Чернова, Т.Н. Козина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 4 (16)-С. 67-74

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

студент Балакина Алина Паелоена Федеральное государственное бюджетное образоеателъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук доцент Кисова Вероника Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образоеателъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сотрудничество - это совместная деятельность с партнером или взаимодействие партнеров, подразумевающее активную помощь друг другу, которое способствует достижению общих целей совместной деятельности. Развитие сотрудничества играет важную роль в формировании личности - ребенок учится видеть и понимать точку зрения партнера, координировать свои действия, развивает инициативу, творческое мышление, познавательную мотивацию. Эти качества важны не только в процессе обучения, но и для дальнейшей интеграции в общество. Основы сотрудничества формируются в дошкольном возрасте, дети начинают переходить к более сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками, они становятся больше заинтересованы друг в друге и совместной деятельности, начинают более осознанно взаимодействовать. О важности развития сотрудничества именно в дошкольный период говорили такие авторы как Е.Е. Кравцова, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, Л.С. Римашевская и т.д.

На современном этапе развития образования одним из приоритетов является формирование личности ребенка с учетом особенностей развития, способностей, интересов и потребностей. Проблема изучения сотрудничества в этом контексте представляется особенно актуальной, поскольку она затрагивает большое количество аспектов личностного развития. Говоря о дошкольниках с ЗПР, мы также не можем отрицать важность формирования сотрудничества, напротив, учитывая особенности их развития, это становится еще более важным. Для детей этой категории характерна незрелость эмоционально-волевой сферы, которая определяет уникальность личностных характеристик и поведения, при этом страдает и коммуникативная деятельность.

Нередко у них наблюдаются проблемы с морально-этическими нормами, слабо развиты социальные эмоции, в результате чего дети не могут установить тесные отношения со сверстниками, также могут нарушаться эмоциональные контакты со взрослыми.

Все эти особенности крайне затрудняют сотрудничество дошкольника с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками. В некоторых случаях ребенок не сможет заниматься совместной деятельностью со сверстниками без помощи взрослых, что негативно сказывается на социальном развитии ребенка.

Изложение основного материала исследования. Проблеме изучения самого феномена сотрудничества было посвящено довольно большое количество исследований. Таким образом, в рамках концепции совокупного действия впервые идея «особого типа сотрудничества» была сформулирована Д.Б. Элькониным [10]. Суть сотрудничества заключалась в появлении внутреннего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.