Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ»'

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная информатика / проблема / информатика / методика / метод / формы / изучение / образование / Social informatics / problem / informatics / methodology / method / forms / study / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожедуб Валерия Александровна, Ботвинёва Наталья Юрьевна

В статье поднимается вопрос организации учебного процесса при обучении разделу «Основы социальной информатике» в школе. Обозначены наиболее острые вопросы, с которыми сталкивается школа и предложены некоторые методы их решения. Одной из главных проблем, которые возникают при организации учебного процесса это отсутствие актуальных и качественных учебных материалов по данной теме. Предложено создание специальных методических пособий или использование онлайн-ресурсов, которые предоставляют информацию о социальной информатике. Это включает создание актуальных учебных материалов, использование альтернативных способов обучения, различные формы оценки знаний. Обращается внимание на материально техническое оснащение компьютерных классов для проведения уроков по данной теме. Кроме того, поднимается вопрос о необходимости переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожедуб Валерия Александровна, Ботвинёва Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the issue of organizing the educational process when teaching the section “Fundamentals of Social Informatics” at school. The most pressing issues facing the school are identified and some methods for solving them are proposed. One of the main problems that arise when organizing the educational process is the lack of relevant and high-quality educational materials on this topic. It is proposed to create special teaching aids or use online resources that provide information about social informatics. This includes the creation of relevant educational materials, the use of alternative teaching methods, and various forms of knowledge assessment. Attention is drawn to the material and technical equipment of computer classes for conducting lessons on this topic. In addition, the question is raised about the need to retrain teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ»»

Выводы. Таким образом, пейзаж является эффективным средством в процессе формирования художественного мышления обучающихся, где может быть использован метод анализа художественных работ, с помощью которого активизируется умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), стимулирующие потребности к созданию собственного творческого продукта. В дальнейшем процессе обучения необходимо использовать такие методы как упражнения и творческого задания.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования художественного мышления обучающихся средствами пейзажа. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «художественное мышления» и «художественный образ». Выявили особенности жанра пейзаж (плановость, много предметность, наличие различных состояний). Выявили эффективные методы анализа произведений, упражнения и творческие задания. Авторы рассмотрели примеры анализа произведений Джорджо Моранди, Май Петровича Митурич-Хлебникова. Уточнено понятие «художественное мышление средствами пейзажа». Выявлены особенности творчества этих художников-пейзажистов. Сделаны выводы по исследованию.

Ключевые слова: художественное мышление, художественный образ, пейзаж, анализ, сравнение, обобщение.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of artistic thinking of students by means of landscape. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "artistic thinking" and "artistic image". The features of the landscape genre (planning, multiple subjects, the presence of various states) were revealed. We have identified effective methods of analyzing works, exercises and creative tasks. The authors examined examples of the analysis of the works of Giorgio Morandi, Mai Petrovich Miturich-Khlebnikov. The concept of "artistic thinking by means of landscape" is clarified. The features of the creativity of these landscape artists are revealed. The conclusions of the study are made.

Keywords: artistic thinking, artistic image, landscape, analysis, comparison, generalization.

Литература:

1. Беляева, A.A. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева. - М.: Политиздат, 1988. - С. 220-222

2. Винк, Н.А. Социальная природа художественного мышления: автореферат диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата философских наук / Н.А. Винк. - Л., 1980. - 17 с.

3. Казин, А.Л. Событие искусства: классика, модерн, постмодерн в пространстве русской культуры / А.Л. Казин. -Санкт-Петербург, 2020.

4. Лейзеров, Н.Л. Образность в искусстве / Н.Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974. - 130 с.

5. Раппопорт, С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления: автореферат диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора философских наук / С.Х. Раппопорт. - М., 1968. - 48 с.

6. Челпанов, М. Третье поколение ФГОС для школ: как работают госстандарты в 2023 году / М. Челпанов. -https://school.kontur.ru/publications/2253 (дата обращения 26.11.2023)

УДК 378.2

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФОРМАТИКИ»

Кожедуб Валерия Александровна студентка 4 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Проблема организации учебного процесса является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В мире современных технологий и инноваций довольно проблематично заинтересовать обучающихся изучению той или иной темы. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, современные технологии и доступ к информации позволяют обучающимся самостоятельно искать и получать знания. Во-вторых, обучающиеся сегодня живут в информационном обществе, где они постоянно подвергаются огромному объему информации из разных источников. Это приводит к перенасыщению и затрудняет привлечение внимания к учебной теме. Кроме того, современные обучающиеся часто испытывают скуку во время учебы из-за недостатка интерактивности и отсутствия практической применимости изучаемого материала. Это вызывает отсутствие мотивации и снижает интерес к учебному процессу. Наконец, обучающиеся должны осознавать практическую значимость изучаемого материала и его применение в реальной жизни. Это может быть достигнуто путем внедрения проектной работы, кейсов и других прикладных методов обучения.

Образование является важнейшей ступенью в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происходит формирование психологического, физиологического и интеллектуального потенциала личности, поэтому значительное внимание следует уделять изучению разделу «Основ социальной информатики» в школьном курсе информатики 10-11 класса.

Изложение основного материала исследования. Учебный процесс - это сложная система, совокупность принципов и методов, которые направлены на достижение поставленной цели. В педагогическом словаре Коджаспировой Галины Михайловны - доктор философских наук, профессор обозначено, что учебный процесс - это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [1, С. 314]. Это доказывает что, любой школьный предмет закладывает фундамент в процесс становления личности.

В XX веке значительными темпами развивалось не только общество, но и компьютерные технологии, поэтому 1 сентября 1985 году был введён в школьный курс предмет «Информатика». В процессе модернизации, как образования, так и дисциплины, появился раздел «Социальная информатика». Основоположником этого направления в его современном понимании стал известный российский философ А.Д. Урсул [3, С. 402]. Сформулировавший основополагающий подход к

определению целей и зада социальной информатики. В своих трудах он показал, что процесс информатизации, как общества, так и образования должен нести в себе социальную сущность.

Социальная информатика - это наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований [2, С. 284]. Данное определение, обобщая, показывает, что в мире и современной школе проходит большой поток цифровой информации, с которым нужно уметь справляться. Данная проблема беспокоит не только общественность, но и политических деятелей. Социальная информатика так же является базой для понимания и восприятия постиндустриального, глобального информационного общества, где важнейшим компонентом и движущей силой является не продукт, а информация. Это доказывает, что нужно обратить внимание на организацию учебного процесса при обучении разделу «Основы социальной информатике».

Включение в школьный курс информатики раздела «Социальная информатика» является весьма правильным решением:

во-первых, социальная информатика помогает ученикам понять, как информационные технологии влияют на различные сферы нашей жизни, включая экономику, политику, общество, культуру и даже личные взаимоотношения. Это помогает им осознать, насколько важно уметь адаптироваться к меняющимся условиям, используя информационные технологии, и эффективно работать в цифровой эпохе;

во-вторых, изучение социальной информатики помогает ученикам развить навыки критического мышления и анализа информации. Они учатся анализировать и оценивать различные источники информации, понимать, какие интересы и цели стоят за распространением информации, и принимать осознанные решения, основанные на этом анализе;

в-третьих, социальная информатика помогает ученикам развить этическое поведение в виртуальном пространстве. Они учатся осознавать последствия своих действий в интернете, уважать чужие права на конфиденциальность и безопасность, а также эффективно использовать информацию в целях личного и профессионального развития.

Наконец, изучение социальной информатики позволяет обучающимся понять роль информационных технологий в развитии общества и сформировать свою позицию по отношению к вопросам информационной безопасности, социальной справедливости и другим важным темам.

В соответствии с образовательным стандартом изучение основ социальной информатики должна проходить на базовом (7-9 или 10-11 классы) и профильном уровне (10-11 классы). Задача социальной информатики в школьном курсе является следующая: изучение взаимосвязей людей с информацией и применение методов на практики с целью оптимизации действий. В ходе анализа литературы из федерального перечня учебников по информатике для преподавания «Информатики и ИКТ», было выявлено, что учебники содержат не информацию на недостаточном уровне. Так в учебниках Босова Л.Л., Семакин И.Г. и Угринович Н.Д. по информатике представлены следующие аспекты: информационное общество и культура; информационные ресурсы и безопасность в Интернете; сетевой этикет [4, С. 406, 5, С. 216, 6, С. 448]. Здесь, в полной мере, отсутствует понимание о влиянии информации на психофизическое состояние человека. Недостаток данных понятий значительно сужает представление о социальной информатике. Для решение данной проблемы следует применять новые разработанные методики и дополнительные источники информации, чтобы донести учебный материал до обучающихся.

Следует обратить внимание на материально-техническое оснащение компьютерных классов. Это играет очень важную роль при проведении уроков по данной теме. Наличие достаточного количества компьютеров с соответствующим программным обеспечением позволяет ученикам активно взаимодействовать с информацией, применять полученные знания на практике, развивать компьютерные навыки. Также важно, чтобы у компьютеров был доступ к интернету, чтобы обучающиеся могли искать актуальную информацию и проводить исследования.

Однако не только материальное оснащение подразумевается, когда речь идет о проведении уроков по данной теме. Образовательные учреждения также должны обратить внимание на переподготовку педагогических кадров. Педагоги должны быть готовы к использованию компьютеров в образовательном процессе, уметь эффективно применять соответствующее программное обеспечение и инструменты. Им необходимо уметь объяснить обучающимся основы информатики и программирования, а также помочь им развивать коммуникативные и проблемно-ориентированные навыки. Поэтому важно организовать переподготовку педагогических кадров, предоставить им возможность участвовать в тренингах и семинарах по информатике и программированию. Доступ к курсам онлайн-обучения и обучающим ресурсам также может быть полезным. Развитие компьютерной грамотности учителей и их способность применять новые технологии позволят им эффективно организовывать уроки и обеспечить качественное образование в данной области.

При объяснении той или иной темы педагог должен придерживаться определённых задач. Так на примере объяснения темы «Основ социальной информатики» можно сформулировать следующие задачи:

- обучение основам работы с информационными технологиями, включая использование компьютеров, интернета и программного обеспечения;

- развитие навыков анализа и критической оценки информации, получаемой из различных источников;

- формирование понимания роли социальных сетей и онлайн-платформ в современном обществе и возможностей их использования в различных сферах жизни;

- развитие навыков защиты личных данных в цифровой среде;

- ознакомление с основами социальной инженерии и этическими аспектами использования информационных технологий.

Педагог также должен владеть умением подбора методик. Подбор методов и форм обучения той или иной темы должен зависеть от целей и задач, реализуемых на уроке. Следует выделить основные методы обучения на уроках информатики: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, наглядный, метод проектов, проблемное обучение.

Наиболее актуальной методикой при изучении темы «Основы социальной информатики», на мой взгляд, является метод совместного проектного обучения. Метод совместного проектного обучения осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить поставленную перед обучающимися в ходе урока проблему. В ходе поиска решений проблемы обучающиеся находят оптимальные пути решения поставленной задачи. Результаты своих исследований по решению проблемы представляют на общее обсуждение с обязательной презентацией. Поэтому метод совместного проектного обучения для обучающихся имеет познавательную, теоретическую или практическую значимость [7, С. 96]. Основой проектной формы обучения является развитие творческих

способностей. Данный вид работы позволит обучающимся путём самостоятельного сбора и анализа информации изучить основы социальной информатики. При выполнении такой работы у обучающегося развиваются творческие способности личности, путём развития его интеллектуальных возможностей.

Темы, которые можно реализовать в проектной работе:

1. Основы социальной информатики вчера, сегодня, завтра.

2. Информационная безопасность превыше всего.

3. Информационная культура в повседневной жизни.

Другим способом обучения «Основам социальной информатики» с применение ИКТ является создание мультимедийных презентаций (наглядный метод обучения). Обучающимся можно предложить создать презентацию или записать короткий видеоролик.

Этот метод способствует запоминанию материала, так как при подготовке мультимедийной презентации или видеоролика обучающимся приходится уделять внимание и повторять основные аспекты темы. Использование различных визуальных и звуковых эффектов также помогает привлечь внимание обучающихся и повысить их заинтересованность в изучении материала. Кроме того, создание мультимедийных презентаций и видеороликов позволяет обучающимся правильно изложить материал. В процессе подготовки материала они должны структурировать информацию, выбрать нужные аргументы и примеры, а также организовать их в логическую последовательность. Это развивает навыки логического мышления и умение правильно и ясно излагать свои мысли.

Выводы. Подводя итог выше сказанному, можно заключить, что изучение раздела «Социальной информатики» играет важную роль в формирование как личностных, так и социальных качеств. Она помогает собирать и анализировать большой объём информации, с которым сталкивается каждый ученик в цифровом обществе.

Отсутствие понятия у обучающихся «социальная информатика» усложняет процесс ориентации в цифровом пространстве. Поэтому важно изучение такого раздела как «Основы социальной информатики» он поможет адаптировать образовательную систему к потребностям обучающихся и использовать современные методы обучения, которые заинтересуют их и позволят им успешно осваивать цифровое поле информации.

Аннотация. В статье поднимается вопрос организации учебного процесса при обучении разделу «Основы социальной информатике» в школе. Обозначены наиболее острые вопросы, с которыми сталкивается школа и предложены некоторые методы их решения. Одной из главных проблем, которые возникают при организации учебного процесса - это отсутствие актуальных и качественных учебных материалов по данной теме. Предложено создание специальных методических пособий или использование онлайн-ресурсов, которые предоставляют информацию о социальной информатике. Это включает создание актуальных учебных материалов, использование альтернативных способов обучения, различные формы оценки знаний. Обращается внимание на материально техническое оснащение компьютерных классов для проведения уроков по данной теме. Кроме того, поднимается вопрос о необходимости переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: Социальная информатика, проблема, информатика, методика, метод, формы, изучение, образование.

Annotation. The article raises the issue of organizing the educational process when teaching the section "Fundamentals of Social Informatics" at school. The most pressing issues facing the school are identified and some methods for solving them are proposed. One of the main problems that arise when organizing the educational process is the lack of relevant and high-quality educational materials on this topic. It is proposed to create special teaching aids or use online resources that provide information about social informatics. This includes the creation of relevant educational materials, the use of alternative teaching methods, and various forms of knowledge assessment. Attention is drawn to the material and technical equipment of computer classes for conducting lessons on this topic. In addition, the question is raised about the need to retrain teaching staff.

Keywords: Social informatics, problem, informatics, methodology, method, forms, study, education.

Литература:

1. Беляева, T.M. Правовая информатика / Т.М. Беляева // Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под ред. Чубукова С.Г. - М.: Юрайт,-2019. - 314 с.

2. Гасумова, С.Е. Социальная информатика / С.Е. Гасумова // Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт,

2019.-284 с.

3. Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике / Н.В. Софронова // Учебное пособие. - М.: Юрайт. -

2020.-402 с.

4. Трофимов, В.В. Информатика. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х томах / В.В. Трофимов. - М.: Юрайт,-2019.-406 с.

5. Филимонова, Е.В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Филимонова. - М.: Юстиция. - 2019. - 216 с.

6. Хлебников,А.А. Информатика/ А.А. Хлебников. -М.: Феникс. -2017. -448 с.

7. Цацкина, Е.П. Информатика и методы математического анализа / Е.П. Цацкина // Учебно-методическое пособие. В 2 частях. -М.: Проспект. -2019. - 96 с.

8. Шмелева, А.Г. Информатика. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel: теория и применение для решения профессиональных задач / А.Г. Шмелева. - М.: ЛЕНАНД. - 2020. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.