Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / образование / проектная деятельность / здоровье / информатика / дети с ограниченными возможностями / обучение / образование / information technology / education / project activities / health / computer science / children with disabilities / education / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Ирина Борисовна, Бондаренко Александра Юрьевна

Данная статья рассматривает разные аспекты обучения детей с ОВЗ. Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов, касательно информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Также для получения объективных и актуальных данных были проанализированы автором отечественные научные материалы, касательно вышеуказанной тематике. Данная работа посвящена преимущественно аспектам информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Получение образования играет ключевую роль в социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, позволяя им реализовать свой потенциал. Образование постоянно модернизируется, и внедрение информационных технологий становится стратегическим направлением. Эти технологии помогают создавать специализированные условия для обучения детей с ОВЗ, повышая эффективность образовательного процесса. Исследования показывают, что информационные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, такие как доступ к большому объему информации, учет возрастных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата и активизация познавательной деятельности. В образовательном процессе детей с ОВЗ информационные технологии помогают создавать необходимые условия для коррекции и компенсации нарушений. Применение информационных технологий на уроках информатики включает дистанционное обучение, использование электронных изданий, виртуальных музеев и лабораторий, а также помогает закрепить навыки работы на компьютере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Ирина Борисовна, Бондаренко Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines various aspects of teaching children with disabilities. The purpose of this scientific article is to study aspects related to information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Also, in order to obtain objective and relevant data, the author analyzed domestic scientific materials related to the abovementioned topics. This work is mainly devoted to aspects of information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Education plays a key role in the socialization and adaptation of children with disabilities in society, allowing them to realize their potential. Education is constantly being modernized, and the introduction of information technology is becoming a strategic direction. These technologies help to create specialized conditions for teaching children with disabilities, increasing the effectiveness of the educational process. Research shows that information technologies have many advantages over traditional teaching methods, such as access to a large amount of information, taking into account the age characteristics of students, creating a favorable psychological climate and enhancing cognitive activity. In the educational process of children with disabilities, information technology helps to create the necessary conditions for correction and compensation of violations. The use of information technology in computer science lessons includes distance learning, the use of electronic publications, virtual museums and laboratories, and also helps to consolidate computer skills.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

упражнения с линией, пятнами, изменения формы, цвета предмета и т.д., можно дать задание «нарисовать стилизованный натюрморт использовав любой понравившийся прием стилизации», а перед этим подробно рассказать об этих приемах, показать примеры работ и выполнить небольшие упражнения.

Существует множество приемов стилизации, но подробно рассмотрим основные приемы, которые чаще всего используются на практике на примере стилизованного натюрморта.

Группировка предметов. Необходимо правильно сгруппировать предметы в композиции работы, чтобы они смотрелись целостно и гармонично. Создать единую пластику предметам, расположить в пространстве.

Оверлеппинг. Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Используя данный прием стилизации, предметы как бы просвечивают сквозь друг друга и полностью просматриваются в работе.

Деление предметов на части. Предмет разделен на части по форме объема, составных геометрических фигур или для эффекта дробления фигуры. Может заполняться различным цветом, фактурой, узорами и т.д.

Деление предметов фоном. Предметы делятся на части за счет линий фона.

Добавление контура. Предметы как бы обводятся линией для наибольшей выразительности.

Наглядный метод, беседа, упражнение и творческое задание эффективно помогают понять детям данную тему, а также закрепить и отработать приемы и средства стилизации на практике.

Прежде чем приступить к рисованию объектов, стоит проанализировать, из каких геометрических тел он состоит. После определения формы предмета, внешнего очертания, обучающиеся приступают к стилизации формы, путём отбора главного в объекте. Все цветовые оттенки в реальной форме сводятся к нескольким цветам, потому что использование стилизованного цветового решения (открытые, локальные цвета), это ещё одна возможность стилизации.

Выводы. Таким образом, занятия по изобразительному искусству с использованием различных средств и приемов стилизации при выполнении творческих работ будут способствовать развитию образного мышления обучающихся. При этом обучающиеся, используют свой жизненный опыт, впечатления, потому что в процессе творческой деятельности уже опираются на личное мироощущение, выдавая оригинальные образы.

Аннотация. В статье изучается проблема развития образного мышления в процессе обучения стилизации. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятие «стилизация» и «образное мышление». В процессе используются образы с помощью, которых можно создавать новый художественный продукт. Авторы рассмотрели возможность использования приемов и средств стилизации для создания новых художественных образов. По их мнению, эффективными методами в этом процессе являются упражнения и творческие задания.

Ключевые слова: образное мышление, стилизация, художественный образ, мышление, упражнение.

Annotation. The article studies the problem ofdeveloping imaginative thinking in the process of learning stylization. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "stylization" and "imaginative thinking." The process uses images with which you can create a new artistic product. The authors considered the possibility of using stylization techniques and means to create new artistic images. In their opinion, effective methods in this process are exercises and creative tasks.

Keywords: imaginative thinking, stylization, artistic image, thinking, exercise.

Литература:

1. Бакиева, O.A. Орнаментальное искусство. Учебно-методическое пособие / O.A. Бакиева, Д.Р. Булатова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. - С. 11-12

2. Гегель, Г.В. Эстетика: в 4 т./ Г.В. Гегель. - Т. 1. - М.: Наука, 2008. - 553 с.

3. Иванова, Л.В. Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 44. - С. 183-190.-URL: http://e-koncept.ru/2016/56993.htm (дата обращения: 10.10.2023)

4. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФБНИКС». - 1998.

5. Ожёгов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожёгов. - 2008. - 944 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер 2002. - 720 с.

7. Словарь терминов Российской академии художеств. - URL: https://www.rah.ru/science/glossary/detail.php?ID=19560&sphrase_id=60112 (дата обращения 11.10.2023)

8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Б.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.

9. Шорохов, Г.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Г.В. Шорохов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1977. - 112 с.

10. Эстетика: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

УДК 378.2

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Костина Ирина Борисовна кандидат философских наук, доцент ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет» (г. Белгород);

Бондаренко Александра Юрьевна студент

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет» (г. Белгород)

Постановка проблемы. В современных реалиях в системе российского образования уделяется особый акцент на получение образования для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОРЗ) и инвалидов.

Для полноценной социализации и адаптации в общественной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья выступает основополагающим и фундаментальным критерием - это получение образования. Образовательный процесс детей с ОРЗ крайне важен, поскольку без данного процесса невозможна реализация их личностного потенциала в разнообразных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образование - это направление государственной политики, которое на перманентной основе испытывает необходимость в модернизации. Соответственно, на сегодняшний день, стратегическим направлением выступает внедрение информационных технологий в учебный процесс. Актуальность в современных реалиях приобретает образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала исследования. Исследуя вопрос информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики, необходимо дать определение категории «Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» [1].

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья следует относить лиц, которые имеют дефекты, как в психологическом, так и физиологическом аспекте, которые в свою очередь, подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией. Данная категория лиц не имеет препятствий для получения образования, и не испытывает необходимость в создании особых условий.

Общая характерная особенность детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в крайне низкой мотивации к учебному процессу, малой работоспособности и самостоятельности. Таким образом, для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса выступает постоянное формирование новых методов, форм обучения детей с ограниченными возможностями [3].

Стоит отметить, что отечественное образование в современных реалиях направлено на формирование комфортных условий для раскрытия способностей ученика и развития его личностного потенциала.

Внедрение информационные технологий в учебный процесс позволяет использовать их в качестве инструментария для получения специализированных условий в ходе образовательного процесса детьми с ОВЗ.

Применение информационных технологий в образовательном процессе, а в особенности, для учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья выступает своеобразным прогрессом.

В ряде практических научных исследований было доказано, что информационные технологии в образовании имеют колоссальный перечень преимуществ перед традиционными методами обучения.

Выделим следующие преимущества применения информационных технологий в учебном процессе [2]:

1. Посредством информационных технологий учащиеся получают максимальный объект информации, касательно какого-либо предмета или события;

2. Информационные технологии в учебном процессе учитывают возрастные особенности обучающихся при исследовании ими различными языковых моделей;

3. Информационные технологии в учебном процессе способствуют наиболее благоприятному психологическому климату, что способствует к конструктивному принятию ошибки;

4. Также информационные технологии в учебном процессе активизируют повышенную работоспособность и познавательную деятельность обучающихся.

Наибольшую актуальность информационные технологии приобретают в образовательном процессе детей с ОВЗ, ибо посредством их происходит создание необходимых психолого-педагогические условий для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений.

Выделим следующие основополагающие направления применения информационных технологий на занятиях по информатике:

- обучение дистанционного формата, электронная почта;

- применение электронных печатных изданий;

- виртуальные музеи, лаборатории;

- информационные технологии позволяют закрепить и усвоить навыки работы на компьютере, ибо на домашнем обучении они в полной мере этому не способствуют;

- посредством демонстрации презентации у обучающихся присутствует большая возможность в визуализации предоставляемого учебного материала, следовательно, это способствует повышению эффективности любой деятельности человека;

- для детей, у которых наблюдаются нарушениями зрения, подходящим вариантом является изучение учебного материала с увеличением шрифта, представленного на электронных носителях;

- применение тестовой оболочки «MyTest» дает возможность создавать проверочные тесты с учетом интеллектуальных способностей учащихся.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики является обязательной проектная деятельность, которая сформирована на прикладных программах, языках программирования. Целью проектной деятельности выступает результат проекта в формате определенного продукта.

Для проектной деятельности детей с ОВЗ на уроках информатики применяются следующие программы:

- Microsoft PowerPoint;

- Microsoft Excel;

- Microsoft Word;

- Paint, Photoshop, CorelDRAW.

Применение интерактивной доски на уроке информатики также является важнейшим для учащихся с ОВЗ.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются специализированные электронные лабораторно-практические работы, где облегчается ввод данных в текстовом редакторе Microsoft Word, в электронных таблицах Microsoft Excel и т.д.

Выводы. Учитывая совокупность всех выше перечисленных факторов можно прийти к выводу что, информационные технологии играют важную роль в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая доступ к образовательным ресурсам и создавая специализированные условия для обучения. Важно понимать, что применение информационных технологий на уроках информатики позволяет эффективно организовать процесс обучения, адаптировать материалы под индивидуальные потребности учащихся и повысить их мотивацию к учебе. Проектная деятельность при использовании информационных технологий стимулирует творческое мышление, развивает коммуникативные навыки и способствует социализации детей с ОВЗ. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс детей с ОВЗ требует комплексного подхода, включающего подготовку педагогов, разработку специализированных программ и создание доступной инфраструктуры. Развитие информационных технологий в образовании открывает новые возможности для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, помогая им реализовать свой потенциал и стать активными участниками цифровой эпохи. Так же стоит отметить, что в современных реалиях, сфера образования претерпевает положительные изменения на перманентной основе. Информационные технологии прочно вписались в современную жизнь, также затронув важнейшее направление государственной политики - образование. В особенности, это касается, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Как показывает практика, информационные технологии в учебном процессе имеют колоссальный перечень преимуществ перед традиционными методами. Применение информационных технологий способствует формированию благоприятных условий для раскрытия способностей ученика и развития его личностного потенциала.

Аннотация. Данная статья рассматривает разные аспекты обучения детей с ОВЗ. Цель данной научной статьи заключается в исследовании аспектов, касательно информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Также для получения объективных и актуальных данных были проанализированы автором отечественные научные материалы, касательно вышеуказанной тематике. Данная работа посвящена преимущественно аспектам информационных технологий и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики. Получение образования играет ключевую роль в социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, позволяя им реализовать свой потенциал. Образование постоянно модернизируется, и внедрение информационных технологий становится стратегическим направлением. Эти технологии помогают создавать специализированные условия для обучения детей с ОВЗ, повышая эффективность образовательного процесса. Исследования показывают, что информационные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, такие как доступ к большому объему информации, учет возрастных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата и активизация познавательной деятельности. В образовательном процессе детей с ОВЗ информационные технологии помогают создавать необходимые условия для коррекции и компенсации нарушений. Применение информационных технологий на уроках информатики включает дистанционное обучение, использование электронных изданий, виртуальных музеев и лабораторий, а также помогает закрепить навыки работы на компьютере.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, проектная деятельность, здоровье, информатика, дети с ограниченными возможностями, обучение, образование.

Annotation. This article examines various aspects of teaching children with disabilities. The purpose of this scientific article is to study aspects related to information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Also, in order to obtain objective and relevant data, the author analyzed domestic scientific materials related to the above-mentioned topics. This work is mainly devoted to aspects of information technology and project activities in teaching children with disabilities in computer science lessons. Education plays a key role in the socialization and adaptation of children with disabilities in society, allowing them to realize their potential. Education is constantly being modernized, and the introduction of information technology is becoming a strategic direction. These technologies help to create specialized conditions for teaching children with disabilities, increasing the effectiveness of the educational process. Research shows that information technologies have many advantages over traditional teaching methods, such as access to a large amount of information, taking into account the age characteristics of students, creating a favorable psychological climate and enhancing cognitive activity. In the educational process of children with disabilities, information technology helps to create the necessary conditions for correction and compensation of violations. The use of information technology in computer science lessons includes distance learning, the use of electronic publications, virtual museums and laboratories, and also helps to consolidate computer skills.

Key words: information technology, education, project activities, health, computer science, children with disabilities, education, education.

Литература:

1. Белаш, M.A. Проектная деятельность на уроках информатики / М.А. Белаш. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 65.

2. Колганова, М.В. Информационные технологии в обучении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дисциплины «Информатика» / М.В. Колганова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - №3. - С. 57.

3. Улыбин, B.C. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / B.C. Улыбин, О.В. Улыбина, У.В. Хахалкина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 51 (393). - С. 415.

УДК 372.874

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ДЕТСКОЙ

КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Кошеленко Дарья Андреевна студентка 4 курса

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Овсянникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Программа художественных школ в первую очередь ориентирована на развитие технических, художественных навыков, а не на раскрытие внутреннего мира ученика. Вследствие постоянного оттачивания технических навыков и многолетнего рисования академических постановок, ребенок теряет интерес к искусству. В искусстве важно одинаково уделять внимание как техническим навыкам, так и развитию внутреннего мира обучающихся, ведь одно не может существовать без другого, оба этих компонента в равной степени важны. Детская книжная иллюстрация может помочь подрастающему поколению проявить свое «Я» в искусстве. Необходимо донести до подростков, что детская книжная иллюстрация - это не просто красивая картинка на странице книги, но и прекрасный способ самовыражения, несущий в себе художественный замысел. Проблему самовыражения затрагивали многие ученые: Зинченко Е.В., Мухина B.C., Шкуратова И.П., Эльконин Д.Б. [1], [4], [5], [6]. Они писали о важности самовыражения в подростковом возрасте и о связи самовыражения с творчеством. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему разработки диагностического инструментария по исследованию уровня самовыражения обучающийся с помощью детской книжной иллюстрации.

Изложение основного материала исследования. Ученые по-разному трактуют понятие «самовыражение». И.П. Шкуратова трактовала понятие «самовыражение» как «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, используемых человеком с целью передачи информации о себе другим людям, а также создания определенного образа себя» [5]. Исходя из этого определения, мы можем заметить, что самовыражение - это всегда процесс проявления своего внутреннего «Я» во внешнюю среду. Для того, чтобы проявление своего внутреннего «Я» было более эффективным, необходимо правильно подобрать способы и средства самовыражения себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.