Научная статья на тему 'Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе'

Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / HANDICAPPED CHILDREN / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / EDUCATION OF HANDICAPPED CHILDREN / EDUCATION WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL / IMPLEMENTATION PROJECT OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоркевич Елена Валентиновна, Михайлова Марина Сергеевна

Статья содержит основные результаты исследования, проводившегося в рамках магистерской диссертации и посвящённого вопросам организации образовательной деятельности детей-инвалидов в общеобразовательной школе с использованием дистанционных образовательных технологий. На сегодняшний день тенденции развития общего образования таковы, что оно становится инклюзивным, то есть обеспечивающим доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями. В связи с этим возникает вопрос: как сделать образование детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, полноценным, эффективным и здоровьесберегающим? Ответом на поставленный вопрос может являться использование при организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционных образовательных технологий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от особенностей здоровья, ритма жизни и психологического состояния ребёнка. Основываясь на результатах анализа возможностей использования дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов, нормативных документов, регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий в образовании и при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, опыта внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную среду различных образовательных организаций, требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях дистанционного образования, сервисов и информационных ресурсов сети Интернет, позволяющих использовать элементы дистанционного обучения в образовательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, авторами разработан проект внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе (на примере государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №128 Калининского района Санкт-Петербурга»), а также предложены механизмы его успешной реализации и план внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоркевич Елена Валентиновна, Михайлова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of the distance educational technologies into the process of education of handicapped children in the general education school

The article contains the main results of research carried out within the framework of the master's thesis and devoted to organization of the educational activities for handicapped children in the general education school with the use of the distance educational technologies. To date, the trends of the general education development are such that it becomes inclusive, that is, providing access to education for everyone, including for students with disabilities. This raises the question: how to make the education of children, who, because of their development and health special features, cannot attend school, is full-fledged, effective and health promotion? The answer to this question can be the use of distance educational technologies as you organize the educational process for children with disabilities, which allows one to individualize the educational process depending on the special features of health, rhythm of life and psychological state of child. The authors present an analysis of availabilities of the distance educational technologies in the education of handicapped children; normative documents regulating the use of distance educational technologies in the education and when getting training children with disabilities; experience in introducing distance educational technologies into the educational environment of the various educational organizations; requirements of the federal state educational standards to the results of mastering by handicapped children the basic educational programs of general education under conditions of distance education; services and information resources of the Internet, allowing one to use the elements of distance learning in the educational process when teaching children with disabilities. Following on from the results of this analysis, the authors developed a project for introduction of distance education technologies into the process of teaching handicapped children in a comprehensive school (using the example of the state budgetary educational institution "Secondary General School No. 128, Kalininsky district, St. Petersburg") and also proposed the mechanisms for its successful realization and implementation plan.

Текст научной работы на тему «Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN218.pdf

Статья поступила в редакцию 27.03.2018; опубликована 21.05.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Федоркевич Е.В., Михайлова М.С. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Fedorkevich E.V., Mikhailova M.S. (2018). Introduction of the distance educational technologies into the process of education of handicapped children in the general education school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN218.pdf (in Russian)

УДК 356 ГРНТИ 14.29.41

Федоркевич Елена Валентиновна1

ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Информатики и информационных систем»

Кандидат педагогических наук E-mail: jingerella@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=691163

Михайлова Марина Сергеевна

ГАОУ ВО Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Санкт-Петербург, Россия Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» Профиль подготовки «Информатика в образовании»

Магистрант E-mail: marishka-mpk3_90@mail.ru

Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе

Аннотация. Статья содержит основные результаты исследования, проводившегося в рамках магистерской диссертации и посвящённого вопросам организации образовательной деятельности детей-инвалидов в общеобразовательной школе с использованием дистанционных образовательных технологий.

На сегодняшний день тенденции развития общего образования таковы, что оно становится инклюзивным, то есть обеспечивающим доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями. В связи с этим возникает вопрос: как сделать образование детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, полноценным, эффективным и здоровьесберегающим? Ответом на поставленный вопрос может являться использование при организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционных образовательных технологий,

1 Google Scholar: jingerella@gmail.com

https://mir-nauki.com

позволяющих индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от особенностей здоровья, ритма жизни и психологического состояния ребёнка.

Основываясь на результатах анализа возможностей использования дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов, нормативных документов, регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий в образовании и при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, опыта внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную среду различных образовательных организаций, требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях дистанционного образования, сервисов и информационных ресурсов сети Интернет, позволяющих использовать элементы дистанционного обучения в образовательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, авторами разработан проект внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе (на примере государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №128 Калининского района Санкт-Петербурга»), а также предложены механизмы его успешной реализации и план внедрения.

Ключевые слова: дистанционное образование; дистанционные образовательные технологии; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; обучение детей-инвалидов; обучение с использованием дистанционных образовательных технологий; использование дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной школе; образовательное учреждение; инклюзивное образование; проект внедрения дистанционных образовательных технологий

Статья содержит основные результаты исследования, проводившегося в рамках подготовки магистерской диссертации [1] и посвящённого вопросам организации образовательной деятельности детей-инвалидов в общеобразовательной школе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Актуальность исследования. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития Российской системы общего образования является обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования всеми гражданами страны, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Следуя новому образовательному стандарту, общеобразовательные школы с 1 сентября 2016 года должны зачислять детей с ОВЗ по желанию их родителей. Ранее особые дети учились преимущественно в коррекционных школах, интернатах либо находились на семейном или домашнем обучении. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2 отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Особый статус сохраняют только школы для детей с девиантным поведением, а родители особых детей теперь имеют возможность не только оставить ребёнка на домашнем или семейном обучении или отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ, но и отдать ребёнка в обычную общеобразовательную школу.

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 21.02.2018).

Страница 2 из 13

48PDMN218

https://mir-nauki.com

Таким образом, сегодня тенденции развития общего образования таковы, что оно становится инклюзивным, то есть обеспечивающим доступ к обучению для всех, в том числе и для детей-инвалидов.

В связи с вышесказанным возникает вопрос: как сделать образование детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, полноценным, эффективным и здоровьесберегающим? Ответом на этот вопрос может являться внедрение в образовательный процесс детей с ОВЗ дистанционных образовательных технологий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс в зависимости от особенностей здоровья, ритма жизни и психологического состояния ребёнка. ДОТ обеспечивают доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставляют обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [2].

Интерактивность ДОТ и предоставляемые средства оперативной обратной связи дают возможность сделать процесс обучения детей-инвалидов индивидуальным и дифференцированным. Таким образом, обучающиеся выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Акцент делается на личностные универсальные действия, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на второй план. Использование ДОТ в обучении даёт возможность детям с ОВЗ в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между наличием потребности во внедрении в образовательный процесс детей с ОВЗ, обучающихся в средней общеобразовательной школе, ДОТ, и неготовностью многих средних общеобразовательных школ реализовывать такие образовательные услуги в связи с несовершенством их информационно-образовательной среды и отсутствием проработанных организационных механизмов.

Целью исследования выступила разработка проекта внедрения ДОТ в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе (на примере государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №128 Калининского района Санкт-Петербурга»).

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения дистанционного образования (Полат Е.С., Хуторской А., Ибрагимов И.М., Андреев А.А., Осин А.), теоретические и психолого-педагогические основы внедрения дистанционного обучения в ОО (Морев И.А., Овсянников В.И. [2], Шапиро К.В. [3]), методики и приёмы использования ДОТ при обучении детей с ОВЗ (Вайндорф-Сысоева М.Е. [4], Суворова И. [5], Хвостова Н.А. [6], Хабнер Г.), требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях дистанционного образования и интеграции и адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную и воспитательную среду общеобразовательной школы, рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ, синтез и обобщение научных источников, моделирование), методы эмпирического исследования

(наблюдение, сравнение), методы психолого-педагогического исследования (сбор материала, прогнозирование); ретроспективный и перспективный методы.

В Российской Федерации дистанционная форма обучения получила официальный статус 30 мая 1997 года, когда вышел приказ .№1050 Министерства образования3, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Цель ввода ДОТ в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование ДОТ в образовательном процессе обеспечивает следующие возможности [4]:

доступность получения образования;

удобный темп обучения и возможность построения собственного образовательного маршрута;

свободный доступ к отечественным и мировым образовательным ресурсам;

условия и средства, необходимые для самообучения, учитывая индивидуальные особенности;

возможность формирования индивидуальных образовательных программ;

мобильность, достигающуюся за счёт реализации эффективной обратной связи между преподавателем и обучающимся;

технологичность (использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий);

комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;

объективность - оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя.

Однако имеется ряд факторов, которые могут ограничивать рамки использования ДОТ при обучении детей с ОВЗ:

• неумение обучающихся с ОВЗ правильно организовать свою работу в связи с юным возрастом или особенностями развития, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;

• обучающимся, имеющим проблемы со здоровьем, личное общение с учителем требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но и как один из каналов связи с внешним миром.

Анализ отечественного и зарубежного опыта использования ДОТ в общеобразовательных школах и при обучении детей с ОВЗ позволяет выделить следующие проблемы внедрения ДОТ в обучение детей-инвалидов:

• недостаточная сформированность нормативно-правовой базы, регламентирующей использование ДОТ в обучении детей с ОВЗ;

3 Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 №1050 «Об эксперименте в области дистанционного образования» // СПС КонсультантПлюс.

Страница 4 из 13

48РБМШ18

• отсутствие или недостаточное количество педагогических кадров, подготовленных к обучению детей-инвалидов и использованию в образовательном процессе ДОТ;

• отсутствие сформированной материально-технической базы для внедрения ДОТ в образовательный процесс;

• отсутствие организационно-методической поддержки педагогов, использующих ДОТ при обучении детей с ОВЗ.

Основываясь на результатах анализа возможностей использования ДОТ при обучении детей-инвалидов, нормативных документов, регламентирующих использование ДОТ в образовании и при обучении детей с ОВЗ, опыта внедрения ДОТ в образовательную среду различных образовательных организаций, требований ФГОС к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях дистанционного образования, сервисов и информационных ресурсов сети Интернет, позволяющих использовать элементы дистанционного обучения в образовательном процессе при обучении детей с ОВЗ, авторами разработан проект внедрения ДОТ в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе (на примере ГБОУ «СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга»).

Основу предлагаемого проектного решения составляет модель обучения детей с ОВЗ с использованием ДОТ в ОУ среднего общего образования, разработанная авторами на основе модели дистанционного обучения в ОУ, предложенной Герасимовой Т.А. [7], и представленная на рис. 1 (разработано авторами).

Рисунок 1. Модель обучения детей с ОВЗ с использованием ДОТ (составлено авторами)

Целью обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ является предоставление детям с ОВЗ возможности освоения основных образовательных программ.

В соответствии с целью обучения основными элементами представленной модели являются:

1. Участники процесса обучения с использованием ДОТ: педагоги, обучающиеся с ОВЗ, родители (законные представители), служба технической поддержки.

2. Средства процесса обучения с использованием ДОТ: организационно-правовое обеспечение, кадровое обеспечение, информационно-методическое обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение.

3. Результаты обучения с использованием ДОТ.

Опишем основные элементы модели более подробно.

Рассмотрим средства процесса обучения с использованием ДОТ.

Организационно-правовое обеспечение процесса обучения с использованием ДОТ включает разработку нормативно-правовой базы использования ДОТ с учётом действующего законодательства и требований ФГОС. Для реализации образовательных программ индивидуального обучения детей с ОВЗ с использованием ДОТ в ОУ среднего общего образования должен быть разработан ряд организационно-правовых документов:

• положение о дистанционном образовании;

• положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с применением ДОТ;

• должностная инструкция ответственного за внедрение ДОТ в процесс обучения детей-инвалидов;

• должностная инструкция учителя дистанционного обучения;

• порядок приёма на надомное обучение с применением ДОТ;

• договор безвозмездного временного пользования, заключающийся с учителем, осуществляющим индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому с использованием ДОТ.

При внедрении ДОТ в обучение необходимо также пересмотреть-структуру рабочего времени учителя [8]: часть аудиторной нагрузки необходимо заместить соответствующими объёмами работы по подготовке учебно-методических материалов для проведения занятий с использованием ДОТ.

Основу кадрового обеспечения составляет педагогический коллектив ОУ. При этом ведущие роли в организации образовательного процесса с использованием ДОТ отводится руководителю и организатору обучения с использованием ДОТ.

Важную роль играет материально-техническое обеспечение ДОТ. Помимо обеспечения ОУ специализированной технической базой для реализации ДОТ, необходимо предоставить на безвозмездной основе каждому обучающему ребенку-инвалиду специальное оборудование на весь период обучения.

Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение находятся в тесном взаимодействии.

В зависимости от потенциала ОУ могут быть использованы два основных варианта реализации ДОТ:

1. создание собственной коммуникационной платформы и разработка мультимедийного контента с учётом потребностей детей с ОВЗ и требований к структуре электронного образовательного ресурса;

2. реализация ДОТ с использованием внешней коммуникационной платформы. Страница 6 из 13

В качестве внешней коммуникационной платформы могут быть использованы следующие варианты:

• платформы дистанционного обучения;

• сервисы для организации интегративных сетевых проектов;

• образовательные порталы;

• электронная почта, блоги, видеосвязь и социальные сети.

Рассмотрим перечисленные варианты более подробно.

Платформы для дистанционного обучения разделяются на две группы: «из коробки» и облачные.

Системы ДО (СДО) из коробки устанавливается на сервер ОО, что даёт возможность участникам образовательного процесса работать с учебным порталом под предоставленными им администратором логином и паролем. Все данные хранятся внутри ОО. Облачные платформы предоставляют скоростной запуск ДО и похожи на привычные всем интернет-порталы.

Ниже приведены примеры наиболее популярных образовательных платформ.

iSpring Online - платформа для корпоративного обучения с мощным инструментом по разработке электронных курсов. Данная платформа является отечественным продуктом и выпускается полностью на русском языке и запускается через интернет, не требуя установки на сервере ОО.

Teachbase - платфора СДО, разработанная в Москве. Данная платформа относится к группе облачных платформ, которые минуют установку на сервере ОО.

Moodle - образовательная платформа, разработанная в Австрии. Является одной из самых популярных платформ дистанционного образования в мире.

С помощью интегративных сетевых проектов [9] обучающийся может быть вовлечен в проектную деятельность как для углублённого изучения предмета, так и для расширения общего кругозора, при условии, что ребёнок в состоянии работать самостоятельно, либо под надзором педагога-тьютора. Примером социального сервиса, позволяющего педагогам создавать и использовать в образовательном процессе проекты, является «Глобальная школьная лаборатория»4.

С помощью готовых сетевых образовательных платформ, отвечающих требованиям к организации обучения детей-инвалидов, можно создать полноценное образовательное пространство, что позволит данной категории обучающихся получить качественное образование. Примерами сетевых образовательных платформ может служить портал дистанционного обучения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий5 и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Глобальная школьная лаборатория: [сайт]. ГлобалЛаб, 2013-2018. URL: https://globallab.org (дата обращения 31.03.2018).

5 Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий: портал дистанционного обучения: [сайт]. СПбЦОКОиИТ, 2018. URL: http://do2.rcokoit.ru/ (дата обращения 31.03.2018).

6 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», 20062018. URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения 31.03.2018).

Электронная почта, блоги, видеосвязь и социальные сети. Их преимущества заключаются в следующем [10]: привычности среды для учащихся, разнообразии форм коммуникации, однозначной идентификации пользователей, возможности отслеживать активность участников через ленту новостей. В качестве проблемных моментов следует отметить высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса, частое отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторий, обилие развлекательного контента, отсутствие удобного инструментария для организации и управления учебным процессом; невозможность оценки работы преподавателя по существующим критериям оплаты труда.

Вне зависимости от выбранного варианта использования ДОТ, содержание учебно-методического комплекса для обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ обязано отвечать требованиям ФГОС в зависимости от ступени образования обучающегося.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с использованием ДОТ детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с применением ДОТ. Промежуточная аттестация, как правило, проводится раз в четверть по среднему результату работы в течение четверти. Годовая аттестация выставляется, если обучающийся был аттестован во всех четырёх четвертях. Все полученные учащимся оценки дублируются в электронный дневник школы.

На основе разработанной модели образовательного процесса с использованием ДОТ, ориентированного на получение детьми с ОВЗ среднего общего образования, авторами была разработана схема внедрения ДОТ в ОУ среднего общего образования для обучения детей с ОВЗ, представленная на рис. 2 (разработано авторами).

Рисунок 2. Схема внедрения ДОТ в ОУ среднего общего образования для обучения детей с ОВЗ (составлено авторами)

Предложенная схема отражает взаимосвязь всех аспектов разработки и реализации проекта внедрения ДОТ в ОУ среднего общего образования для обучения детей с ОВЗ.

Поясним обозначения на схеме. В блоках-овалах чёрного цвета отображены участники проекта. Пунктирные стрелки обозначают направление взаимодействия участников проекта.

В блоках-прямоугольниках со скруглёнными углами голубого цвета изображены информационные ресурсы и коммуникационная платформа проекта - платформа ДО Мооё1е.

На первом уровне схемы в прямоугольных блоках зелёного цвета представлен этап создания нормативной и административно-организационной базы проекта.

Прямоугольные блоки и стрелки фиолетового цвета отражают этап формирования материально-технической базы проекта и инженерно-технический аспект разработки проекта.

Прямоугольные блоки и стрелки жёлтого цвета отражают методическую сторону проекта, а именно повышение квалификации педагогами, разработку учебно-методического обеспечения дистанционного обучения детей-инвалидов, а также сам образовательный процесс.

Красная стрелка представляет условие, при котором возможно получения ребёнком с ОВЗ образования в дистанционной форме.

Стрелки красно-коричневого цвета показывают условия эффективности реализации проекта.

Предложенная схема внедрения ДОТ в процесс обучения детей-инвалидов в школе достаточно подробно раскрывает все этапы реализации проекта, а также показывает участников образовательного процесса.

Проведём оценку необходимых для реализации проекта ресурсов ГБОУ СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга.

Кадровые ресурсы представлены в модели как элемент кадрового обеспечения. Анализ организационной структуры, штатного расписания и должностных обязанностей сотрудников ГБОУ СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга показал, что в роли специалиста технической поддержки ДО может выступать заместитель директора по ИКТ, в должностные обязанности которого входит ведение сайта школы, подготовка и устранение неисправностей в компьютерной и мультимедийной технике в кабинетах, ведение базы данных АИСУ «ПараГраф», ведение электронного журнала, руководство школьного информационного центра, координирующего и обеспечивающего помощь учителям в информатизации.

Как уже говорилось ранее, одной из основных проблем внедрения ДОТ в обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является проблема недостаточной профессиональной подготовленности педагогов.

Для решения данной проблемы необходимо обеспечить возможность получения учителями школы дополнительных знаний об особенностях психологического и физического развития детей с различными категориями ограничений возможностей здоровья, а также знаний о возможностях использования ДОТ для обучения детей-инвалидов в форме курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) соответствующей тематики. Помимо этого, важно организовать консультативно-методическую поддержку учителей, осуществляющих обучение детей-инвалидов с использованием ДОТ, которая должна осуществляться на системной основе'.

Материально-технические ресурсы. Для реализации дистанционной формы обучения рабочие места педагогов оснащаются специальным техническим комплектом и программным комплексом. Обеспечивается непрерывный доступ к сети Интернет. Точно таким же

7 Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 №06-1254 «О рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

техническим и программным обеспечением оснащается рабочее место ребенка-инвалида непосредственно у него дома.

Комплект технического оборудования, предоставляемого ученику и педагогу, включает в себя: (а) системный блок с монитором, клавиатурой и мышью; (б) две акустические системы; (в) лазерный принтер; (г) сканер; (д) веб-камеру; (е) планшет; (ж) цифровую фотокамеру; (з) микрофон; (и) наушники; (к) микроскоп.

Комплект ПО включает интегрированную творческую среду для ОУ основного общего образования «ЛогоМиры 3.0» и виртуальный конструктор по физике «Живая Физика 4.3».

Указанное техническое и программное обеспечение передается обеим сторонам на договорной основе для временного безвозмездного пользования.

Функциональные ресурсы - это электронный журнал, АИСУ «ПараГраф», сайт школы, платформа ДО.

Столкнувшись с выбором информационно-образовательной среды, школы чаще всего направляют свой взор на платформу ДО MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Основным и наиболее весомым аргументом данного выбора становится то, что данная система является свободной.

Для целей проекта платформа ДО MOODLE является подходящей, поскольку помимо простоты и понятности структуры, она обладает различными инструментами, рекомендованными для использования детьми-инвалидами во время обучения, такими как чтение с экрана, экранная лупа, специальные возможности управления мышью и клавиатурой, отключение AJAX и Javascript и т. п.

Модель дистанционного образовательного ресурса для детей с ОВЗ, реализуемая на базе платформы ДО MOODLE, может представлять собой «Виртуальный класс», который позволяет обучающимся комфортно чувствовать себя и мгновенно получать доступ ко всем необходимым курсам.

Информационная среда MOODLE создает и сохраняет портфолио каждого обучающегося. В портфолио сохраняются все выполненные обучающимся задания и его оценки. Оценки из портфолио можно продублировать в Электронный дневник школы.

Информационно-образовательные ресурсы представляют собой интерактивные базовые учебные курсы, банк заданий, медиатеку, представленную широким спектром цифровых образовательных ресурсов, базы данных, интерактивные тренажеры, интерактивные тесты.

Таким образом, рассматриваемое образовательное учреждение обладает всеми необходимыми ресурсами, что создает благоприятные условия для начала реализации проектного решения.

Опишем механизм реализации проекта внедрения ДОТ в процесс обучения детей-инвалидов на примере ГБОУ СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга:

1. На педагогическом совете назначается методист ДО детей-инвалидов, рассматривается вопрос об организации методического объединения педагогов, которые будут осуществлять педагогическую деятельность.

2. С помощью методиста школы педагоги разрабатывают программы и календарно-тематическое планирование преподаваемых предметов.

3. Педагоги разрабатывают адаптированные курсы и задания по преподаваемым предметам.

4. Служба технической поддержки (зам. директора по ИКТ) реализует все технические аспекты ДО (размещение материалов курсов на платформе ДО Moodle, регистрация педагогов в системе Moodle, размещение данных обучающихся в АИСУ «Параграф», отображение оценок обучающихся в электронном дневнике).

5. Методическое объединение ДО разрабатывает и опубликовывает на школьном сайте необходимую информацию и материалы для ДО детей-инвалидов. На официальном сайте школы должно быть размещено положение о порядке зачисления на дистанционную форму обучения детей-инвалидов, опубликована форма заявления родителей (законных представителей) ребенка, выложено расписание и время занятий.

6. Родители (законные представители) ребенка-инвалида с согласия самого ребенка составляют заявление на имя директора школы о зачислении ребёнка на дистанционную форму обучения. Заявление является основанием для начала процесса обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ. Вместе с заявлением родители (законные представители) предоставляют в ОУ все необходимые документы (копию документа об установлении инвалидности ребенка, справку от врача-педиатра с рекомендацией обучения на дому, справку от врача офтальмолога, что ребенку разрешается работать за компьютером).

7. Уроки проводятся как в режиме offline, так и в режиме online с использованием программы Skype. Каждый урок имеет чётко регламентированное время, согласно нормам САНПИН (не более 40 минут, за исключением первого класса8). Для предупреждения переутомления обучающиеся с ОВЗ должны иметь один облегчённый учебный день в среду или четверг.

При реализации проекта целесообразно придерживаться среднесрочной перспективы, ориентированной на три года.

Заключение

Тема, затронутая в статье, имеет выраженную социальную значимость.

В ходе исследования был выполнен анализ системы организационных взаимоотношений сотрудников ГБОУ «СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга» и структуры его управления, выделены частные проблемы внедрения ДОТ в процесс обучения детей с ОВЗ в рассматриваемом ОУ, а именно отсутствие модели взаимодействия участников образовательного процесса с использованием ДОТ, отсутствие чёткого плана внедрения ДОТ в образовательный процесс детей-инвалидов; разработан проект внедрения ДОТ в процесс обучения детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ №128 «Дистанционные образовательные технологии для обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе», задачами которого выступили (а) расширение информационно-образовательной среды школы; (б) реализация требований ФГОС к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях ДО; (в) формирование дистанционного ресурса на базе СДО MOODLE, (г) разработка системы оценивания и определения качества полученного образования.

Практическая значимость результатов исследования заключает в том, что разработанный авторами проект внедрения ДОТ позволит расширить информационно-образовательную среду школы за счёт включения в неё СДО MOODLE и формируемых на её

8 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - С. 14-17.

базе дистанционных образовательных ресурсов, что в свою очередь, будет способствовать реализации требований ФГОС к результатам освоения детьми-инвалидами основных образовательных программ общего образования в условиях ДО и интеграции и адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательную и воспитательную среду общеобразовательной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлова М.С. Внедрение дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ «СОШ №128 Калининского района Санкт-Петербурга»: дис. ... магистра пед. обр.: 44.04.01 / М.С. Михайлова.

- СПб.: ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина», 2018. - 82 с.

2. Овсянников В.И. Исследование психолого-педагогических основ дистанционного образования // «Открытое образование». - 2004. - №2. - С. 7-14.

3. Шапиро К.В. Алгоритм внедрения дистанционного обучения в каждой школе: статья [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №19.1. - С. 45-49. -URL https://moluch.ru/archive/123/32614/ (дата обращения: 02.04.2018).

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Инновационный опыт дистанционного обучения детей с ОВЗ: методические рекомендации для самообразования педагогических работников, обучающих с применением дистанционных технологий детей с ОВЗ

- М.: Изд-во ЕАОИ, 2012. - 164 с.

5. Суворова И.В. Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России: статья // Образование и наука. - 2014. - №1 (110). - С. 90-102.

6. Хвостова Н. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Н.А. Хвостова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -№1 (7). - С. 156-157. - ISSN 2412-0510.

7. Герасимова Т.А. Дистанционное обучение в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: проект [Электронный ресурс] / Образовательный интернет-проект «Инфоурок», 2014. URL: https://infourok.ru/material.html? mid=39182 (дата обращения 31.03.2018).

8. Згадзай О.Э. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс: статья // Научные чтения - 2011: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 24 марта 2011 г.) / отв. ред. И.Б. Петрунина; РПА Минюста России, Казанский юридический институт (филиал). - М.; Казань: РПА Минюста России, 2011. - С. 21-26.

9. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в образовании: статья [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России: журнал, 2013. - №5. - С. 46-48 - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/modeli-primeneniya-setevyh-sotsialnyh-servisov-v-obuchenii (дата обращения 20.02.2018).

10. Фещенко А.В. Проектирование совместной учебной деятельности студентов с помощью социальных сетей [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании и науке - ИТОН 2012»: матер. межд. научн.-практ. конф. и труды семинара (Казань, 8-12 октября 2012 г.) / под общ. ред. Ю.Г. Игнатьева. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012.

- С. 172-174. URL: http://kpfu.ru//staff_files/F22741730/Sbornik12_ito.pdf#13 (дата обращения 31.03.2018).

Fedorkevich Elena Valentinovna

Pushkin Leningrad state university, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: jingerella@yandex.ru

Mikhailova Marina Sergeevna

Pushkin Leningrad state university, Saint-Petersburg, Russia E-mail: marishka-mpk3_90@mail.ru

Introduction of the distance educational technologies into the process of education of handicapped children in the general education school

Abstract. The article contains the main results of research carried out within the framework of the master's thesis and devoted to organization of the educational activities for handicapped children in the general education school with the use of the distance educational technologies.

To date, the trends of the general education development are such that it becomes inclusive, that is, providing access to education for everyone, including for students with disabilities. This raises the question: how to make the education of children, who, because of their development and health special features, cannot attend school, is full-fledged, effective and health promotion? The answer to this question can be the use of distance educational technologies as you organize the educational process for children with disabilities, which allows one to individualize the educational process depending on the special features of health, rhythm of life and psychological state of child.

The authors present an analysis of availabilities of the distance educational technologies in the education of handicapped children; normative documents regulating the use of distance educational technologies in the education and when getting training children with disabilities; experience in introducing distance educational technologies into the educational environment of the various educational organizations; requirements of the federal state educational standards to the results of mastering by handicapped children the basic educational programs of general education under conditions of distance education; services and information resources of the Internet, allowing one to use the elements of distance learning in the educational process when teaching children with disabilities. Following on from the results of this analysis, the authors developed a project for introduction of distance education technologies into the process of teaching handicapped children in a comprehensive school (using the example of the state budgetary educational institution "Secondary General School No. 128, Kalininsky district, St. Petersburg") and also proposed the mechanisms for its successful realization and implementation plan.

Keywords: distance education; distance educational technologies; handicapped children; children with disabilities; education of children with disabilities; education of handicapped children; education with the use of distance educational technologies; use of distance educational technologies in the general education school; educational institution; inclusive education; implementation project of distance educational technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.