Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина Наталья Ивановна, Солодова Марина Сергеевна

В данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты образовательной программы по предмету химия, которая носит индивидуальный характер и создана для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по обучению химии школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание. В статье приводятся примеры форм и методов работы с учащимися с ОВЗ на уроках химии: специальные карточки с выполнением заданий по образцу, вовлечение учеников с ОВЗ в работу в группах, проведение демонстрационных экспериментов и лабораторных работ, здоровьесберегающие технологии, создание ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING CHEMISTRY TO CHILDREN WITH DISABILITIES

This article presents the features of teaching chemistry to children with disabilities. Describes the main components of an educational program in the subject of chemistry, which is individual in nature and created for students with special educational needs. The presented article provides recommendations for teaching chemistry to schoolchildren with disabilities, namely: the use of printed material, the specifics of educational activities during the lesson, especially the formulation of tasks and assessment. The article provides examples of forms and methods of working with students with disabilities in chemistry lessons: special cards with assignments according to the model, involving students with disabilities in group work, conducting demonstration experiments and laboratory work, health-preserving technologies, creating a situation of success for a child with disabilities. health opportunities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья

Кочергина Наталья Ивановна,

кандидат технических наук, доцент кафедры химии, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: niko4ergina@yandex.ru

Солодова Марина Сергеевна,

магистрант, кафедра химии, Воронежский государственный педагогический университет E-mail: kitaeva.mar201518@yandex.ru

В данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты образовательной программы по предмету химия, которая носит индивидуальный характер и создана для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по обучению химии школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание. В статье приводятся примеры форм и методов работы с учащимися с ОВЗ на уроках химии: специальные карточки с выполнением заданий по образцу, вовлечение учеников с ОВЗ в работу в группах, проведение демонстрационных экспериментов и лабораторных работ, здо-ровьесберегающие технологии, создание ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная программа, особенности обучения, формы и методы обучения химии.

о с

U

см о см со

В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности.

Согласно схеме процесса мышления информация усваивается следующим образом: восприятие ^ осмысление ^ запоминание ^ закрепление ^ применение ^ обобщение ^ систематизация.

В обязанности педагога входит анализ каждого этапа урока в соответствии с этой схемой.

В самом общем смысле методологическая схема имеет следующую структуру: теория ^ образцы применения ^ отработка практических умений в порядке постепенного усложнения.

Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника [5].

Существуют различные группы детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых отличается специальными образовательными потребностями. В соответствии с этим, когда ученик с ОВЗ начинает изучать такую химию, необходимо применять индивидуальный подход при выборе форм, методов и технологий обучений для наибольшей продуктивности образовательного процесса.

Многие школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточно за-мотивированы на участие в процессе обучения, а также обладают пониженной работоспособностью. В соответствии с этим необходимым становится поиск активных форм, методов и технологий обучения, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, должны изучать учебный материал в соответствии со специальноразработанными рабочими программами.

Образовательная программа по химии, носящая индивидуальный характер, состоит из следующих компонентов:

а) упражнения, помогающие усвоить основные понятия, имеют сокращенный вид;

б) задания для самостоятельной работы содержат в себе развернутые инструкции;

в) вариативность письменных упражнений;

г) подробное объяснение упражнений и совместное выполнение, помощь педагога и неоднократное повторение инструкции;

д) наличие необходимых технических средств обучения;

е) частая смена деятельности ввиду сниженной концентрации внимания у детей с ОВЗ;

ж) достаточное количество времени на выполнение упражнений;

з) наличие большого количества печатного материала для обеспечения принципа наглядности [3].

Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) Печатный материал

- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ. Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.

- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.

- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.

- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.

- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.

- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания отражать степень усвоения пройденного материала.

2) Учебная деятельность на уроках

- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, ученик может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.

- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.

- Использование информационно-коммуникационных технологий.

- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.

- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.

- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.

- Возможность у ребенка с ограниченными возможностями здоровья выйти из класса при необходимости.

- Применение разнообразных наглядных средств обучения.

3) Формулировка заданий

- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.

- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.

- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся.

4) Оценка

- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.

- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки.

В том случае, когда ученик с ограниченными возможностями здоровья испытывает неудобства при публичном ответе, следует предоставить ему возможность отвечать в малое группе, что позволяет ему раскрыться и учиться у своих одноклассников.

Плодотворно влияет на образовательный процесс парная форма работа, в которой один ученик способен показать пример второму. Однако ошибочно на постоянной основе помогать ребенку с ОВЗ, в некоторых ситуациях необходимо дать возможность самостоятельно принять решение, поощрить его за это, тем самым создавая ситуацию успеха [2].

Приведем примеры форм и методов работы с учащимися с ОВЗ на уроках химии:

Специальные карточки с выполнением заданий по образцу. Ученик с особыми образовательными потребностями берет карточку, в которой одна задача полностью решена с подробными объяснениями, а вторую аналогичную задачу необходимо решить самому. Решение подобных задач мотивирует учащегося на обучение и поднимает его самооценку.

Вовлечение учеников с ОВЗ в работу в группах. При данной форме работы учащемуся дается такое задание, которое он точно сможет выполнить, что будет способствовать тому, что ребенок поверит в свои возможности.

Особенностью уроков химии является наличие демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. При проведении подобного рода деятельности необходимо тщательно продумывать задания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы ученик смог с ними справиться и чувствовал себя комфортно. В группе необходимо выбрать сильного ученика на роль консультанта, который всегда окажет необходимую помощь [1].

Большое значение в процессе обучения детей с ОВЗ отводится здоровьесберегающим технологиям. Школьники с особыми потребностями не способны долгое время заниматься одним ви-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

дом деятельности, поэтому ее необходимо менять. В том случае, когда становится видно, что школьник потерял интерес к работе и стал отвлекаться, следует дать ему задание другого рода деятельности, которое сможет замотивировать его на дальнейшее обучение. К таким заданиям относятся специальные карточки, работа с учебником, просмотр презентации или видеофайлов с экспериментами, работа в паре или группе.

Во время учебной деятельности немаловажным является создание ситуации успеха для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Весьма значимо давать возможность ученикам исправлять свои ошибки.

На уроках химии продуктивными считаются упражнения, в которых необходимо создавать или же работать со схемами, рисунками, таблицами. Задания подобного типа помогают школьникам оформить свой ответ, если устный опрос вызывает у него затруднения. В процессе обучения химии детей с ОВЗ следует помнить, что материал необходимо давать незначительного объема с постепенным усложнением.

Эффективным на уроках химии считается применение большого количества наглядного материала, как в печатном, так и в электронном виде, что будет способствовать повышению познавательной активности ребенка с ОВЗ.

Для наиболее глубокого усвоения пройденного материала необходимо каждый урок предлагать учащемуся с особыми потребностями задания на повторение.

Наиболее оптимальными для ребенка с ОВЗ считаются задания, которые необходимо выполнить по образцу. К таким упражнениям относятся заполнение схем, работа с рисунками и таблицами. Перед такими заданиями необходимо изучить необходимый учебный материал совместно с ребенком.

В урочной деятельности и в качестве задания на дом можно давать упражнения, которые развивают мелкую моторику ребенка. Например, лепка химических моделей из пластилина. Такая деятельность повысит интерес ребенка к изучаемому предмету [4].

При необходимости можно дополнительно использовать карточки-инструкции (модульное обучение), в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если не удается уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, можно использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если нужно отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограничен-§ ными возможностями, значит, сильные дети вы-£ полняют какие-то задания по карточкам. ° Таким образом, если использование нестан-ав дартных форм уроков носит не случайный, а си-

стематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут усваивать теоретический материал, способы решения примеров и задач.

Литература

1. Кучмаева, О.В. Проблемы развития инклюзивного образования / О.В. Кучмаева, Г.В. Сабитова, О.Л. Петрякова // Воспитания школьников. - 2017. - № 4.

2. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррек-ционная педагогика». 2016. № 4.

3. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2017. - 144 с.

4. Староверова, М.С. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2017. - 317 с.

5. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018. -110 с.

FEATURES OF TEACHING CHEMISTRY TO CHILDREN WITH DISABILITIES

Kochergina N.I., Solodova M.S.

Voronezh State Pedagogical University

This article presents the features of teaching chemistry to children with disabilities. Describes the main components of an educational program in the subject of chemistry, which is individual in nature and created for students with special educational needs. The presented article provides recommendations for teaching chemistry to schoolchildren with disabilities, namely: the use of printed material, the specifics of educational activities during the lesson, especially the formulation of tasks and assessment. The article provides examples of forms and methods of working with students with disabilities in chemistry lessons: special cards with assignments according to the model, involving students with disabilities in group work, conducting demonstration experiments and laboratory work, health-preserving technologies, creating a situation of success for a child with disabilities. health opportunities.

Keywords: inclusive education, limited health opportunities, special educational needs, individual educational program, features of education, forms and methods of teaching chemistry.

References

1. Kuchmaeva, O.V. Problems of the development of inclusive education / O.V. Kuchmaeva, G.V. Sabitova, O.L. Petryakova // Education of schoolchildren. - 2017. - № 4.

2. Nazarova N.M. Integrated (inclusive) education: genesis and problems of implementation" // Scientific and methodological journal "Correctional pedagogy". 2016. № 4.

3. Selevko G.K. Technologies of education and training of children with problems. Moscow: Research Institute of School Technologies, 2017. - 144 p.

4. Staroverova, M.S. Inclusive education: A handbook of a teacher working with children with disabilities: a methodological guide / M.S. Staroverova, E.V. Kovalev. - M.: Publishing house of the VLADOS center, 2017. - 317 p.

5. Suntsova A.S. Theories and technologies of inclusive education: a textbook. - Izhevsk: Publishing house "Udmurt University", 2018. - 110 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.