Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
информатика / информационно-коммуникационные технологии / дети с ограниченными возможностями здоровья / ограниченные возможности здоровья / инклюзивное образование / дистанционное обучение / школьники / методика информатики в школе. / computer science / information and communication technologies / children with disabilities / limited health opportunities / inclusive education / distance learning / schoolchildren / computer science techniques.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахcaнам Еламановна Исаева

Статья посвящена оценке потенциала обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Показана проблема обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при инклюзивном и дистанционном обучении учащихся данной категории. Даны рекомендации по организации уроков информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий, проанализировано техническое и программное обеспечение, необходимое для обучения детей с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахcaнам Еламановна Исаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH OGRANICAL OBJECTIVES

The article is devoted to assessing the potential of teaching computer science and information and communication technologies to students with disabilities. The problem of teaching computer science and information and communication technologies to students with disabilities is shown. The relevance of the use of information and communication technologies in the inclusive and distance learning of students in this category has been substantiated. Recommendations on the organization of computer science lessons for children with disabilities using information and communication technologies are given, technical and software necessary for teaching children with visual impairment is analyzed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК

СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Шахcaнам Еламановна Исаева

Магистрант ТГПУ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена оценке потенциала обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Показана проблема обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при инклюзивном и дистанционном обучении учащихся данной категории. Даны рекомендации по организации уроков информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий, проанализировано техническое и программное обеспечение, необходимое для обучения детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: информатика, информационно-коммуникационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, дистанционное обучение, школьники, методика информатики в школе.

INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH OGRANICAL OBJECTIVES

Shakhsanam Yelamanovna Isaeva

Master TSPU

ABSTRACT

The article is devoted to assessing the potential of teaching computer science and information and communication technologies to students with disabilities. The problem of teaching computer science and information and communication technol- ogies to students with disabilities is shown. The relevance of the use of information and communication technologies in the inclusive and distance learning of students in this

category has been substantiated. Recommendations on the organization of com- puter science lessons for children with disabilities using information and communi- cation technologies are given, technical and software necessary for teaching children with visual impairment is analyzed.

Keywords: computer science, information and communication technologies, children with disabilities, limited health opportunities, inclusive education, distance learning, schoolchildren, computer science techniques.

ВВЕДЕНИЕ

Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения права детей на образование и права получать его по месту жительства, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. При определении сущности инклюзии важно обратить внимание на три элемента, которые иллюстрируют ее характерные особенности, в частности:

(а) инклюзия - это процесс, который должен рассматриваться как постоянный поиск эффективных путей удовлетворения индивидуальных потребностей детей;

(б) инклюзия связана с определением препятствий и их преодолением;

(в) инклюзия предполагает определенный упор на те группы учащихся, которые подлежат «риску» исключения из учебного процесса или ограничению в обучении.

МЕТОДОЛОГИЯ

Кроме того, главный критерий, по которому должно проходить обучение всех школьников с особенностями развития, является полное удовлетворение их учебных потребностей. В Республике Фонд поддержки социальных инициатив (далее - ФОПСИ) с 2007 г. реализует проект «Инклюзивное образование в Узбекистане». Основная цель проекта - создание равных возможностей в получении образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Проект «Инклюзивное образование в Узбекистане» направлен на продвижение модели непрерывного инклюзивного образования в республике путем поэтапного внедрения в систему начального, среднего, среднего специального и высшего образования, а также на создание условий для повышения качества инклюзивного образования. В рамках этого проекта разработана концепция «Национальная модель инклюзивного образования», которая внедряется в систему дошкольного и школьного образования путем создания смешанных групп и классов на базе пилотных детских садов и школ в г.

Термезе, Карши, Навои, Самарканде, Джизаке, Гулистане, Ташкенте, Андижане, Фергане, Коканде, Ургенче и Нукусе. Особенность национальной модели инклюзивного образования заключается в том, что оно строится с учетом отечественного и зарубежного опыта. По данным ФОПСИ, в настоящее время в пилотных детских садах, школах, лицеях и колледжах этих городов в смешанных группах и классах обучается и воспитывается свыше 600 детей. В Узбекистане практика инклюзивного образования корнями уходит в глубь веков. Известно, что великий ученый средневековья аль-Бухари имел ослабленное зрение, однако получил образование в медресе. А что такое инклюзивное образование? Это условия, в которых дети, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, будь они с ограниченными возможностями, либо оставшиеся без семейного воспитания, могут получить образование в тех же условиях, что и остальные дети. Сегодня в Республике практически все воспитанники детских домов «Мехрибонлик» обучаются в общеобразовательных школах. Имеются только две специальные школы при 28 детских домах. Между прочим и в этом направлении произошли изменения, т.е., если раньше создавались специальные классы из воспитанников детских домов, то сегодня это не практикуется. Дети с ограниченными возможностями имеют право выбора между общеобразовательной и специализированной школами. В республике функционируют 86 специализированных школ-интернатов, развитию которых государство уделяет не меньше внимания, чем общеобразовательным. Этим узбекский опыт развития образования и отличается от многих зарубежных, в которых предпринимались попытки перевести всех детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения.

Информационные технологии открывают доступ к источникам инфор- мации, повышают эффективность самостоятельной работы, знакомят с пред- метом и помогают формированию информационной компетентности. Они дают возможность учителю использовать не только отдельные виды учебной работы, но и обучающую среду, использующую новые формы и методы пре- подавания [8].

ОБСУЖДЕНИЕ

Информационно-коммуникационные технологии позволяют решать следующие дидактические задачи:

• контролировать и диагностировать ошибки;

• дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

• формировать культуру познавательной деятельности;

• усиливать мотивацию обучения (например, изобразительные сред- ства

программы или игровые ситуации);

• имитировать и моделировать процессы или явления;

• развивать умение принимать оптимальное решение;

• осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

• вырабатывать определенный вид мышления;

• визуализировать учебную информацию.

Эти задачи решаются с помощью аппаратных (компьютер, копир, прин- тер, проектор, сканер, звукозаписывающие устройства, фототехника и видео- техника мультимедиа) и программных (тренажеры, виртуальные конструкторы, Интернет, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы) средств [4].

Изучение информатики и информационных технологий наиболее эффективно в малых группах. Ученика проще обучить и заинтересовать, когда он усваивает единый поток зрительных и звуковых образов, ввиду того, что на не- го оказывается не только информационное, но и эмоциональное влияние. Вовлечение всех органов чувств ведет к максимальному росту степени усвоения материала в сравнении с общепринятыми методами. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью текстовых, музыкально-речевых и видеографических вставок интенсивна настолько, что значительно облегчает про- цесс обучения. Эта закономерность подтверждена данными ЮНЕСКО: при ви- зуальном восприятии усваивается около 25% информации, при аудиовосприя- тии 12%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации [8].

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

• коррекция трудностей словесно-логического мышления и мысли- тельных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;

• развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологи- ческую и диалогическую речь, а также развитие словаря;

• преодоление трудностей в развитии внимания;

• увеличение объема памяти;

• создание положительной мотивации посредством помощи, подбад- ривания, похвалы, создания ситуаций успеха и конструктивной критики благотворно влияет на процесс обучения [7].

РЕЗУЛЬТАТ

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Информационно-коммуникационные технологии помогают сделать процесс

обучения ребенка с ОВЗ более индивидуализированным, вариативным и эффективным. Урок с применением современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютер существенно облегчает процесс информационного обмена детей с окружающим обществом - доступ к нужной информации и представление результатов собственной информационной деятельности в общепринятой форме -и расширяет реальные возможности участия в различных сферах социокультурной жизни, включая образование и профессиональную деятельность.

REFERENCES

1. Гаврилова Т. И. Исследование готовности школьников к проектиро- ванию развивающих компьютерных игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6.

2. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // CYBERLENINKA. URL: https://cvberleninka.ru/article/Mnformatsionno- kommunikatsionnye-tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s- ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.04.2019).

3. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // ИНФОУРОК. URL: https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html (дата обращения: 08.04.2019).

4. Методические рекомендации по организации работы детей с нару-шением зрения на уроке информатики // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizats 59.html (дата обращения: 13.04.2019).

5. Носкова Г. В., Голубева М. С., Никитина С. М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе // 21-школа.рф. URL: http://21^mra^/upload/file/doc/dostyp _sreda/Мет%20рекомендации%20по%20организации%20коррекционно-развивающей%20работы.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.