Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая грамотность / предметная цифровая образовательная среда / цифровые образовательные ресурсы / Интернет-сервисы / digital literacy / subject digital educational environment / digital educational resources / Internet services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Сныров Иван Владимирович

Сегодня проблема формирования цифровой грамотности населения поднимается на государственном уровне. Для формирования цифровой грамотности школьников большое значение имеет наполнение предметной среды обучения информатике. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для формирования цифровой грамотности на уроках информатики. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений, цифровых образовательных ресурсов, инструментов для организации совместной деятельности. Рассмотрены возможности различных Интернет-сервисов. Отдельное внимание уделено инструментам для изучения темы «Работа в информационном пространстве». Для более глубокого освоения тем раздела «Цифровая грамотность» предлагается использовать различные модели смешанного обучения, интерактивные формы проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Сныров Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, the problem of the formation of digital literacy of the population is raised at the state level. For the formation of digital literacy of schoolchildren, the content of the subject environment for teaching informatics is of great importance. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the formation of digital literacy in computer science lessons. Examples of using constructors of interactive exercises, digital educational resources, tools for organizing joint activities are given. The possibilities of various Internet services are considered. Special attention is paid to tools for studying the topic "Working in the information space". For a deeper mastery of the topics of the section "Digital Literacy", it is proposed to use various models ofblended learning, interactive forms of conducting classes

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ»

unity with the surrounding world, correctly perceive and evaluate reality. It is important to teach a child from childhood to perceive the world aesthetically, to instill a love for nature, to teach them to see the beautiful and analyze works of art. Landscape painting can serve as a means of forming the aesthetic perception of students. The problem of aesthetic perception needs to be investigated and supplemented not only in theory, but also in the practice of art education. In this regard, the article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of formation of aesthetic perception in students by means of landscape painting, as well as the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. To study the level of formation of aesthetic perception, diagnostic methods were used: testing and the method of creative work.

Key word: aesthetic perception, landscape painting, teenagers, diagnostic tools, method of creative works, test method.

Литература:

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. - М., 1996. - 160 с.

2. Бачинин, В.А.Эстетика: Энциклопедическийсловарь/ В.А. Бачинин. - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 285 с.

3. Беда, Г.В. Живопись / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1986. - 89 с.

4. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь / А.А. Беляев. - М.: Политиздательство, 1989. - 447 с.

5. Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1969. - 56 с.

6. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: «Педагогика», 1974. - 304 с.

7. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ

кандидат педагогических наук, доцент Круподероеа Елена Петровна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород);

студент Сныров Иван Владимирович Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сегодня проблема формирования цифровой грамотности населения поднимается на государственном уровне. Повышение цифровой грамотности населения обозначено в программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» как один из основных результатов, имеющих непосредственное отношение к улучшению доступности и качества государственных услуг. В числе основных задач: рост осведомленности населения в сфере информационной безопасности, медиапотребления и использования Интернет-сервисов.

Проблема формирования цифровой грамотности обучающихся рассматривается в ряде публикаций [2, 8]. Авторы считают цифровую грамотность важнейшим навыком, который сегодня необходим ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом.

Важная роль в формировании цифровой грамотности принадлежит школьному предмету «Информатика». При этом большое значение имеет наполнение образовательной среды обучения информатике. Проблема формирования предметных цифровых образовательных сред (ЦОС), подбора цифровых инструментов для разработки заданий на формирование цифровой грамотности рассматривается в пособиях [9, 10, 13], статьях [6, 7]. Авторы называют в качестве компонентов ЦОС цифровые образовательные ресурсы; электронные учебники; инструменты для создания учебного контента; инструменты для коммуникации и совместной деятельности; инструменты для оценивания и рефлексии.

В 2021 г. утвержден обновленный ФГОС основного общего образования. Основное содержание учебного предмета «Информатика» в 7-9 классах в примерной программе [11] представлено в виде четырех тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики;

алгоритмы и программирование; информационные технологии. Мы видим, что цифровая грамотность выделена в отдельный раздел.

Поэтому задача подбора контента, компонентов предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования цифровой грамотности обучающихся, разработка методического сопровождения такого формирования видится нам актуальной научно-педагогической задачей.

Изложение основного материала исследования. В распоряжении Минпросвещения России «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [14] среди задач цифровой трансформации образования названа задача формирования цифровой грамотности у участников образовательного процесса.

Задачу развития цифровой грамотности обучающихся авторы статьи [1] называют приоритетным направлением школьного курса информатики. В то же время цифровая грамотность позиционирована как междисциплинарный образовательный результат. Авторы обосновывают необходимость изучения основ кибербезопасности.

В примерной программе [11] предмета «Информатика» в основной школе раздел «Цифровая грамотность» представлен в виде следующих тем: «Компьютер - универсальное устройство обработки данных», «Программы и данные», «Компьютерные сети», «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней», «Работа в информационном пространстве». Причем, данные темы могут изучаться как на базовом, так и на углубленном уровнях. В старшей школе в рамках дисциплины «Информатика» продолжится формирование цифровой грамотности обучающихся. Например, в примерной программе среднего общего образования [12] записано, что на углубленном уровне выпускник научится применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права).

Рассмотрим возможные компоненты предметной среды обучения информатике для формирования цифровой грамотности обучающихся. Например, в теме «Работа в информационном пространстве» рассматриваются виды деятельности в сети Интернет. Для изучения темы необходимо включение в предметную среду облачных хранилищ, онлайновых текстовых и графических редакторов, сервисов совместного редактирования документов, различных коммуникационных сервисов. Освоение данных инструментов является важным не только в изучении рассматриваемой темы, но и для того, чтобы применять их в изучении других тем информатики и других дисциплин. Также эти инструменты позволяют формировать универсальные учебные действия [3, 4], формировать критическое мышление [6].

Приведем примеры заданий на формирование цифровой грамотности обучающихся с использованием Интернет-сервисов. Например, обучающимся может быть предложено построение различных онлайн лент времени: «История вычислительной техники», «История Интернета», «История операционных систем» и т.п. При изучении темы «Компьютер - универсальное устройство обработки данных» обучающиеся создают совместную онлайн презентацию на тему «Внешние устройства ЭВМ». С помощью таблиц совместного редактирования обучающиеся могут создать общий каталог отечественных Интернет-сервисов.

А на совместной виртуальной доске обучающиеся могут собирать рекомендации по безопасному и этичному поведению в сети. Тема кибербезопасности и цифровой гигиены - одна из основных в разделе «Цифровая грамотность».

Другими полезными цифровыми инструментами обучающихся могут быть: онлайн карты памяти, инфографика, сервисы онлайн анкетирования, конструкторы викторин, ребусов, игр и т.п. Некоторые примеры информационных продуктов, созданных с помощью этих инструментов:

- инфографика «Компьютерные преступления» (https://clck.ru/343kQV);

- ментальная карта «Сетевой этикет» (https://clck.ru/343kbC);

- кластер «Классификация компьютерных вирусов» (https://clck.ru/Tawxc);

- онлайн анкета по соблюдению правил компьютерной безопасности (https://clck.ru/343kh7).

Различные интерактивные задания для индивидуальной и групповой работы на занятиях по

информатике можно подобрать на сервисе https://learningapps.org. Данный ресурс позволяют преподавателю создавать дидактический материал, на основе готовых шаблонов: задания на поиск соответствий и пар объектов, заполнение пропущенных слов, установление в хронологическом порядке и их классификации, исследование графиков, вычисление по формулам и их использование, составление викторин, тестирования и кроссвордов. Некоторые примеры по теме «Цифровая

грамотность»: кроссворд по теме «Интернет» (https://clck.ru/LbGUG); задания на классификацию «Поколения ЭВМ» (https://clck.ru/LbGcW) и «Отечественные Интернет-сервисы» (https://clck.ru/LbGNa).

Большое количество заданий на формирование цифровой грамотности учитель может найти на отечественных образовательных платформах. Приведем примеры некоторых заданий с платформы Российской электронной школы:

- «Восстановить структурную схему компьютера» (https://clck.ru/343mNx);

- «Установить соответствие между задачей и логотипом программного обеспечения» (https://clck.ru/343mT6);

- «Соотнести изображения и названия вида графической информации» (https://clck.ru/Muxmk);

- «Расположить топологию сети в зависимости от ее достоинства и недостатка» (https://clck.ru/atNLT).

Для более глубокого освоения тем раздела «Цифровая грамотность» перспективным является применение различных моделей смешанного обучения, прежде всего, «перевернутого обучения» и смены рабочих зон» [5], а также использование интерактивных форм проведения занятий. Например, можно провести ролевую игру «Суд над Интернетом», организовать дебаты по теме авторского права, с помощью «мозгового штурма» на виртуальной доске или в таблице совместного редактирования собрать идеи по решению различных проблем с помощью искусственного интеллекта.

Выводы. Мы обсудили компоненты предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для формирования цифровой грамотности обучающихся. Дидактическими возможностями для формирования цифровой грамотности обучающихся обладают различные цифровые образовательные ресурсы; конструкторы интерактивных упражнений; сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, рефлексии. Сегодня цифровая грамотность обучающихся должна также включать знакомство с перспективными цифровыми технологиями: искусственным интеллектом, большими данными, робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью. Причем, для этого следует использовать возможности, как учебного предмета «Информатика», так и возможности школьного дополнительного образования в области информационных технологий.

Аннотация. Сегодня проблема формирования цифровой грамотности населения поднимается на государственном уровне. Для формирования цифровой грамотности школьников большое значение имеет наполнение предметной среды обучения информатике. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для формирования цифровой грамотности на уроках информатики. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений, цифровых образовательных ресурсов, инструментов для организации совместной деятельности. Рассмотрены возможности различных Интернет-сервисов. Отдельное внимание уделено инструментам для изучения темы «Работа в информационном пространстве». Для более глубокого освоения тем раздела «Цифровая грамотность» предлагается использовать различные модели смешанного обучения, интерактивные формы проведения занятий.

Ключевые слова: цифровая грамотность, предметная цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, Интернет-сервисы.

Annotation. Today, the problem of the formation of digital literacy of the population is raised at the state level. For the formation of digital literacy of schoolchildren, the content of the subject environment for teaching informatics is of great importance. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the formation of digital literacy in computer science lessons. Examples of using constructors of interactive exercises, digital educational resources, tools for organizing joint activities are given. The possibilities of various Internet services are considered. Special attention is paid to tools for studying the topic "Working in the information space". For a deeper mastery of the topics of the section "Digital Literacy", it is proposed to use various models ofblended learning, interactive forms of conducting classes.

Key words: digital literacy, subject digital educational environment, digital educational resources, Internet services.

Литература:

1. Бороненко, T.A. Школьный курс информатики в эпоху цифровых трансформаций: приоритетное направление - развитие цифровой грамотности / Т.А. Бороненко, B.C. Федотова // Информатика в школе. - 2021. - №4 (167). - С. 3-15

2. Ельцова, О.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности / О.В. Ельцова, М.В. Емельянова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - №1 (106). - С. 155-160

3. Круподерова, Е.П. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью сетевых сервисов. / Е.П. Круподерова, Н.В. Никитина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 141-144

4. Круподерова, Е.П. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0 / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Нижегородское образование. - 2012. - № 3,- С. 149-153

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, K.P. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления / K.P. Круподерова, И.А. Царева // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. - С. 42-48

7. Круподерова, K.P. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий / K.P. Круподерова, Л.А. Шевцова // Педагогическая информатика. - 2015. -№ 2. - С. 37-43

8. Круподерова, K.P. Использование сетевых сервисов для мотивации обучающихся к изучению информационных технологий / K.P. Круподерова, Т.И. Калиняк // В мире научных открытий. - 2015. -№9-2 (69). - С. 596-601

9. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

10. Панюкова, C.B. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / C.B. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

11. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Информатика» базовый уровень (7-9). - URL: https://clck.ru/33Eagb.

12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. - URL: https://clck.ru/epjgi

13. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НИРО, 2019.- 188 с.

14. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762.

УДК 378.2

ОБУЧЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

бакалавр Кулишоеа Мария Николаевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. В современном обществе владение иностранным языком является неотъемлемой частью образованного и успешного человека. Иностранные языки позволяют человеку получить хорошее образование, работать с иностранными партнерами, путешествовать по миру. Обучение дисциплине «Иностранный язык» начинается на начальной ступени в общеобразовательной организации и продолжается в течении всей жизни. Одним из наиболее важных факторов, при обучении дисциплине «Иностранный языку», является обучение чтению. Обучение чтению на начальном этапе вызывает ряд трудностей, с которыми учитель помогает справляться благодаря использованию комплексу упражнений. Стоит отметить что, исходя из поставленных целей, можно выделить четыре основных вида чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое и изучающее. Ознакомительное чтение - основополагающее; подразумевает быстрое чтение с извлечением основной информации. Однако, даже ознакомительному чтению нужно обучить, чтобы обучающиеся могли быстро и качественно анализировать прочитанный материал, применяя свои знания и умения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.