Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОЕКТ / ВЕБ-КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Базанова Анна Николаевна

В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации компетентностного подхода при обучении математике. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений и уроков, цифровых образовательных ресурсов, сервисов для организации совместной деятельности и коммуникации. Рассмотрены возможности различных сервисов Веб 2.0. Использование этих сервисов позволяет развивать критическое мышление, умения работы с информаций, навыки рефлексии, коммуникативные умения. При этом создаются реальные условия для формирования общих компетенций обучающихся. Представлены примеры использования сервисов Веб 2.0 для формирования некоторых компетенций. Рассмотрены преимущества использования метода проектов и технологии веб-квестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Базанова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING MATHEMATICS IN COLLEGE IN THE SUBJECT DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of a competency-based approach in teaching mathematics. Examples of using constructors of interactive exercises and lessons, digital educational resources, services for organizing joint activities and communication are given. The possibilities of various Web 2.0 services are considered. The use of these services allows you to develop critical thinking, skills in working with information, reflection skills, and communication skills. At the same time, real conditions are created for the formation of general competencies of students. Examples of using Web 2.0 services for the formation of certain competencies are presented. The advantages of using the project method and web quest technology are considered.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

изучении предметов естественнонаучного цикла позволяет повысить уровень организации самостоятельной работы и повысить уровень познавательной деятельности обучающихся. Более того, использование различных типов интерактивных заданий направленных на достижение конкретных результатов с использованием разных форм наглядности, способствует развитию познавательного интереса к предмету и активизируют учебную деятельность учащихся на уроках.

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования интерактивных средств обучения на уроках естественнонаучного цикла. Интерактивные формы работы предполагают решение многих задач в обучении. Интерактивные средства развивают познавательный интерес к предмету, тем самым способствуют становлению творческой личности, активизируя учебную деятельность учащихся на уроках. Также позволяют вести обучение, основанное на взаимном процессе, где учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение поставленной цели.

Ключевые слова: интерактивные средства, онлайн-ресурсы, онлайн-сервисы, образование.

AnMtation. The article discusses the effectiveness of using interactive learning tools in the lessons of the natural science cycle. Interactive forms of work involve the solution of many tasks in training. Interactive tools develop cognitive interest in the subject, thereby contributing to the formation of a creative personality, activating the educational activities of students in the classroom. They also allow teaching based on a mutual process, where the teacher only directs the students' activities to achieve the set goal.

Key words: interactive tools, online resources, online services, education.

Литература:

1. Брыкова, А.Л. Активные и интерактивные формы обучения как средства формирования личностных качеств школьников / А.Л. Брыкова // Постулат. Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. - 2019. - № 9 (47). - С. 21-26

2. Ваганова, О.И. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности / О.И. Ваганова, И.Р. Воронина, Д.А. Лошкарева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 3 (32). - С. 135-139

3. Девяткин, Е.М. Интерактивные средства электронного и дистанционного обучения дисциплин / Е.М. Девяткин, С.Л. Хасанова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 183-190

4. Корнилова, Е.А. Интерактивные средства обучения физике / Е.А. Корнилова, А.В. Корнилов // Образование: традиции и инновации. Научно-практический журнал Института развития образования Республики Башкортостан. - 2012. -№ 3 (6). - С. 46-49

5. Мамалов, Х.Э. Интерактивные средства обучения педагогов высшей школы / Х.Э. Мамалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 201-204

6. Матлин, А.О. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе / А.О. Матлин, С.А. Фоменков // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - № 6 (66). - С. 110-111

7. Мунтян, А.С. Интерактивное обучение, как способ развития внимания детей школьного возраста / А.С. Мунтян, И.Б. Костина // Практическая эпистемология и технологии естественнонаучного образования: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (г. Белгород. 20 апреля 2022 г.) / под ред. И.Н. Беляевой, И.Б. Костиной, В.Е. Пенькова, Л.Н. Трикула, С.Д. Чернявских. - Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022. - С. 126-131

УДК 377.1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ

ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

студент Базанова Анна Николаевна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В формировании компетенций обучающихся колледжа активно используется содержание образования, организация образовательного процесса, применяемые педагогические технологии, методы организации самостоятельной работы обучающихся и т.д. Реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании посвящены публикации [11, 12].

Для реализации компетентностного подхода следует использовать возможности предметных цифровых образовательных сред, компонентами которых могут быть цифровые образовательные ресурсы [9], инструменты для организации смешанного обучения [5], инструменты для развития критического мышления [7], для оценивания [6], для организации проектной деятельности [3]. Наиболее предпочтительным способом построения предметной ЦОС является использование модели «1 ученик : 1 компьютер» [4].

Задача грамотного применения различных цифровых инструментов в рамках цифровой образовательной среды обучения математике для реализации компетентностного подхода видится нам актуальной педагогической задачей.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий: между необходимостью формирования компетенций обучающихся колледжей и недостаточным вниманием к использованию для этого дидактического потенциала предметных цифровых образовательных сред; между требованиями государственной политики к созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, и недостаточной готовностью педагогов к проектированию предметных цифровых образовательных сред; между активным использованием молодежью Интернет-сервисов в своей повседневной жизни и недостаточным вниманием к их использованию в образовательном процессе колледжа.

Целью нашего исследования является разработка модели предметной цифровой образовательной среды для реализации компетентностного подхода обучения математике в колледже. Базой исследования является Лукояновский педагогический колледж Нижегородской области.

Изложение основного материала исследования. В исследованиях некоторых авторов [1, 10] отмечаются преимущества использования цифровых технологий в процессе обучения математике. Среди них можно выделить возможность быстрой обратной связи, возможность представлять контент в разных формах, использовать инфографику для большей визуализации информации.

Для построения предметной цифровой образовательной среды обучения математике существуют разнообразные образовательные ресурсы: электронные интерактивные учебники; видео-лекции; системы компьютерного тестирования; инструменты формирующего оценивания, с помощью которых обучающийся сможет убедиться, что он разобрался с темой; тренажеры и визуальные лаборатории, основанные на математических моделях изучаемых объектов или процессов. Кроме

этого, у каждого педагога есть и подготовленные им материалы для занятий, которые также можно разместить в сети Интернет для использования обучающимися или другими преподавателями.

Назовем некоторые из цифровых образовательных ресурсов по математике: «Открытый колледж: Математика» (http://college.ru/matematika), проект «Математика с нуля» (http://spacemath.xyz), справочник математических формул (http://www.pm298.ru), сайт «Как дважды два» (https://www.mathvaz.ru) и др. Большое количество полезных ресурсов преподаватель математики может найти на отечественных образовательных платформах, таких как Учи.ру, РЭШ, Якласс, Фоксфорд и др.

Различные интерактивные задания для индивидуальной и групповой работы на занятиях по математике можно подобрать на сервисе https://learningapps.org. Данный ресурс позволяют преподавателю создавать дидактический материал, на основе готовых шаблонов: задания на поиск соответствий и пар объектов, заполнение пропущенных слов, установление в хронологическом порядке и их классификации, исследование графиков, вычисление по формулам и их использование, составление викторин, тестирования и кроссвордов. Некоторые примеры: задание «Найти пары между графиком и формулой степенной функции» (https://learningapps.org/1346685), интерактивное задание на знание основных формул интегрирования (https://learningapps.org/13895341), задание на исследование графика функции, нахождение точки максимума и минимума, промежутков возрастания и убывания функции (https://learningapps.org/9160630).

Компонентом предметной цифровой образовательной среды может быть персональный сайт преподавателя. Для создания персонального сайта сегодня существует множество конструкторов, которые позволяют любому человеку разработать сайт по определенному шаблону. Наиболее популярные платформы для их создания - WordPress, uCoz, Wix, OKIS, Google-Sites, Tilda. Также компонентами предметной цифровой образовательной среды могут быть электронные учебно-методические комплексы в среде LMS Moodle, которые можно использовать при дистанционном или смешанном обучении.

Особая роль в построении предметной цифровой образовательной среды обучения математике принадлежит сетевым сервисам Веб 2.0. Инструменты Веб 2.0 - это цифровые инструменты, которые позволяют преподавателям и обучающимся создавать, сотрудничать, редактировать и обмениваться контентом в Интернете, созданным пользователем. Это могут быть инструменты для презентаций, исследований, совместной работы, аудио, видео, слайд-шоу, изображений, музыки, рисования, генерации викторин и тестов, хранения файлов и веб-страниц. Эти сервисы могут использоваться для формирования, прежде всего, общих компетенций обучающихся колледжа, основное назначение которых обеспечить успешную социализацию выпускника. Покажем это на примере специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».

Рассмотрим, например, компетенцию ОК-6: Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Для формирования данной компетенции отличные возможности предоставляют документы совместного редактирования. Например, обучающиеся могут вместе с помощью совместных презентаций, документов, таблиц собирать методы решения задач; примеры симметрии в природе, искусстве, технике; примеры многогранников в природе; информацию об ученых, внесших вклад в решение различных математических проблем. Пример совместной Google-презентации «Великие математики»: https://clck.ru/LxH4W.

При изучении темы «Статистика» обучающимся можно предложить интерактивный рабочий лист на основе Google-таблицы https://clck.ru/ZbgXw. Обучающиеся находят данные по количеству населения в разных городах Нижегородской области, а затем проводят статистическую обработку.

Для формирования общей компетенции ОК-4 (Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач) хорошо подходят различные инструменты online визуализации: интеллектуальные карты, ленты времени, графы, SWOT-анализ, инфографика и др. Пример ленты времени «Этапы развития геометрии»: https://www.timetoast.com/timelines/2045886. Пример ментальной карты по теме «Виды уравнения и способы их решения»: https://clck.ru/UsKeL.

При формировании компетенции ОК-2 (Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество) можно использовать цифровые инструменты оценивания и рефлексии, такие как совместные виртуальные доски, онлайн ментальные карты, онлайн анкеты. Пример Яндекс-формы для самооценки совместной работы в группе (https://clck.ru/32ZDRP).

Для формирования компетенций обучающихся в предметной цифровой образовательной среде современные цифровые технологии должны интегрироваться с инновационными педагогическими технологиями, такими как кейс-стади, контекстное обучение, технология коллективной мыследеятельности, проектный метод. Метод проектов служит развитию творчества, ответственности обучающихся, навыков коммуникации, стремлению к самообразованию и самообучению в течение всех жизни. Портфолио проекта можно создавать с помощью вики-сайта, блога или сайта, созданного с помощью любого конструктора.

Применение проектного метода в цифровой образовательной среде обучения математике в колледже проанализировано в статье [8]. Приведены примеры информационных продуктов, созданных обучающимися Нижегородского железнодорожного колледжа в учебном проекте «Статистика в моей профессии». Использованы следующие цифровые инструменты: Google-формы, Google-документы, сервис по созданию интеллект-карт MindMeister, онлайн-доска Miro, Google-таблицы, Google-презентация. В качестве платформы для организации проекта был создан сайт на WordPress: https://mikhalkinaelena.wordpress.com. Автор отмечает, что работа над проектом дала всем участникам возможность более глубокого освоения темы, приобретения опыта командной работы, освоения необходимых цифровых инструментов, которые впоследствии могут быть использованы на практике и в различных направлениях профессиональной деятельности.

Еще один интересный пример - применение на занятиях по математике технологии веб-квестов [2]. В качестве примера веб-квеста по математике приведем квест «Удивительная константа» (https://clck.ru/NEzyy). Участники квеста могут выбрать для себя роли математика, историка или детектива. Использованы следующие цифровые инструменты: виртуальные доски, онлайн анкеты, инфографика, таблицы совместного редактирования.

Перспективным на занятиях по математике является применение различных моделей смешанного обучения, прежде всего, «перевернутого обучения» и смены рабочих зон» [5].

Выводы. Мы обсудили компоненты предметной цифровой образовательной среды обучения математике для реализации в колледже компетентностного подхода. Отличными возможностями для реализации компетентностного подхода обучения математике обладают различные цифровые образовательные ресурсы; конструкторы интерактивных упражнений и занятий; онлайн сервисы для создания дидактических игр и опросов; сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, рефлексии. Рассмотрены преимущества использования в обучении математике инновационных педагогических технологий.

Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации компетентностного подхода при обучении математике. Приведены примеры использования конструкторов интерактивных упражнений и уроков, цифровых образовательных ресурсов, сервисов для организации совместной деятельности и

коммуникации. Рассмотрены возможности различных сервисов Веб 2.0. Использование этих сервисов позволяет развивать критическое мышление, умения работы с информаций, навыки рефлексии, коммуникативные умения. При этом создаются реальные условия для формирования общих компетенций обучающихся. Представлены примеры использования сервисов Веб 2.0 для формирования некоторых компетенций. Рассмотрены преимущества использования метода проектов и технологии веб-квестов.

Ключевые слова: компетенции, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, сервисы Веб 2.0, проект, веб-квест.

Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of a competency-based approach in teaching mathematics. Examples of using constructors of interactive exercises and lessons, digital educational resources, services for organizing joint activities and communication are given. The possibilities of various Web 2.0 services are considered. The use of these services allows you to develop critical thinking, skills in working with information, reflection skills, and communication skills. At the same time, real conditions are created for the formation of general competencies of students. Examples of using Web 2.0 services for the formation of certain competencies are presented. The advantages of using the project method and web quest technology are considered.

Key words: competencies, digital educational environment, digital educational resources, Web 2.0 services, project, web quest.

Литература:

1. Верхолетова, И.Н. Опыт построения персональной информационно-образовательной среды преподавателя математики в колледже / И.Н. Верхолетова, Е.П. Круподерова // В сборнике: Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. -Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, 2018. - С. 33-38

2. Верхолетова, И.Н. Тематические образовательные веб-квесты как технология реализации деятельностного подхода в обучении математике студентов колледжа / И.Н. Верхолетова, И.В. Панова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. - Н. Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 5-11

3. Круподерова, Е.П. Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 6. - C. 22-26

4. Круподерова, Е.П. Организация обучения математике в рамках модели «1 ученик: 1 компьютер» / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, М.А. Лукина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№68-3. - С. 156-160

5. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - №64-1. - С. 179-182

6. Круподерова, К.Р. Критериальный подход к оцениванию результатов проектной деятельности студентов / К.Р. Круподерова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании. - Нижний Новгород: НГПУ, 2015. - C. 107-110

7. Круподерова, К.Р. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления / К.Р. Круподерова, И.А. Царева // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. - Нижний Новгород: НГПУ, 2014. -C. 42-48

8. Михалкина, Е.Е. Организация проектной деятельности обучающихся колледжа в условиях предметной цифровой образовательной среды / Е.Е. Михалкина // Цифровые технологии в науке и образовании: Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции (декабрь 2020 г.). - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - C. 53-56

9. Поначугин, А.В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А.В. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - C. 5-7

10. Самерханова, Э.К. Формирование компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза / Э.К. Самерханова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7. - № 2 (27). - С. 4-6.

11. Торогелдиева, К.М. Компетентностный подход в обучении математике как основа профессиональной подготовки студентов экономических колледжей / К.М. Торогелдиева, Ч.М. Алиева // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. -№ 6. - С. 66-70

12. Ярвилянина, Е.В. Образовательная среда колледжа как пространство формирования общих компетенций студентов / Е.В. Ярвилянина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - №4 (32). - С. 212-220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.