Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / цифровая образовательная среда / цифровые образовательные ресурсы / сервисы Веб 2.0 / competencies / digital educational environment / digital educational resources / Web 2.0 services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Тихонов Александр Павлович, Вертинская Анна Сергеевна

В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации компетентностного подхода при обучении информатике. Рассмотрены компоненты предметной цифровой образовательной среды обучения информатике. Таки компонентами являются цифровые образовательные ресурсы, сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, сервисы для создания учебного контента. Приведены примеры использования цифровых инструментов для формирования конкретных компетенций. Продемонстрированы возможности различных сервисов Веб 2.0. Использование этих сервисов позволяет развивать критическое мышление, умения работы с информаций, навыки рефлексии, коммуникативные умения. При этом создаются реальные условия для формирования общих компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Тихонов Александр Павлович, Вертинская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of a competencybased approach in teaching computer science. The components of the subject digital educational environment for teaching informatics are considered. Such components are digital educational resources, services for organizing joint activities and communication, services for creating educational content. Examples of the use of digital tools for the formation of specific competencies are given. The possibilities of various Web 2.0 services are demonstrated. The use of these services allows you to develop critical thinking, skills in working with information, reflection skills, and communication skills. At the same time, real conditions are created for the formation of general competencies of students.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ»

conclude that project activities contribute to the active and creative involvement of students in the process of learning a foreign language. The use of the project method not only develops the creativity of schoolchildren, but also forms language competence, teamwork skills, and also contributes to personal development and increases motivation for learning activities.

Keywords: creativity, creative skills, foreign language, project, project activity.

Литература:

1. Жильцова, О.А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе / О.А. Жильцова, Е.В. Кузнецова, Г.Ф. Пшеничная, Ю.А. Самоненко // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 100-104

2. Леонтьева, А.В. Креативность и ее взаимосвязь с проектно-исследовательской деятельностью учащихся / А.В. Леонтьева // Наука и школа. - 2010. - № 1,- С. 64-66

3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева // Урок иностранного языка. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса - Пресс, 2010. - 640 с.

4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2012. -№2. - С. 3-10

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

6. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

УДК 377.1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ

кандидат педагогических наук, доцент Круподероеа Елена Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

преподаватель Тихонов Александр Павлович Нижегородский индустриальный колледж (г. Нижний Новгород) студент Вертинская Анна Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В начале 21 века в образовании произошли серьезные изменения в области педагогических целей. Обеспечение необходимого качества образования определяет реализация компетентностного подхода в процессе обучения. Все компетенции обучающихся колледжа делятся на общие и профессиональные.

Для реализации компетентностного подхода в колледже следует использовать возможности предметных цифровых образовательных сред [1, 11], компонентами которых могут быть цифровые образовательные ресурсы [6], инструменты для организации смешанного обучения [2], инструменты для развития критического мышления [9], для организации проектной деятельности обучающихся [5].

Отдельного внимания заслуживает проблема реализации компетентностного подхода в условиях предметной цифровой образовательной среды (ЦОС) обучения информатике в колледже, которой посвящены статьи [4, 7]. Считается, что информатика - это метапредмет, и каждая тема в нем уже на уровне содержания способствует формированию ключевых компетенций. Безусловно, информатика способствует формированию ИКТ-компетентности, в ней изучаются понятия информации, информационных процессов, системы, моделирования. Но только тогда эти понятия служат формированию компетенций обучающихся, когда они осознанно научатся их использовать в своей деятельности.

Цель статьи - выполнить анализ компонентов для включения в состав предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для реализации компетентностного подхода обучения в колледже.

Изложение основного материала исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, заложен компетентностный подход. В формировании компетенций важную роль играет образовательная среда колледжа, в т. ч. цифровая образовательная среда.

Рассмотрим возможные компоненты предметной ЦОС обучения информатике для реализации компетентностного подхода обучения в колледже. Важная составляющая предметной ЦОС - цифровые образовательные ресурсы. Классификации ЦОР посвящена статья [6]. Большое количество цифровых образовательных ресурсов представлено в пособиях [3, 8]. Хорошо себя зарекомендовали платформы: Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru); «Образовариум» (https://obr.nd.ru); «Открытая школа» (https://2035school.ru); электронные учебники издательства «Просвещение» (https://2035school.ru); библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru» (https://interneturok.ru); «Фоксфорд» (https://foxford.ru); СберКласс (https://sberclass.ru); «1С: Образование 5. Школа» (https://obrazovanie.lc.ru); «ЯКласс» (https://edu.skysmart.ru); «Учи.ру» (https://uchi.ru) и др.

Другим компонентом предметной ЦОС по информатике являются цифровые инструменты для организации сотрудничества. Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие глобального Интернета, постоянное расширение его применения во всех сферах жизни общества. Сеть Интернет постоянно стремительно растет, увеличивается объем информации и количество новых пользователей. Сегодня в России доступ к Интернету имеет 89% всего населения. А сегодняшняя концепция развития Интернета - это концепция Веб 2.0. Любой пользователь сети может стать автором. С помощью применения данных сервисов в образовательном процессе достигаются новые образовательные цели, формируются необходимые на сегодняшний день качества: коммуникативные умения, социальная ответственность, системное и критическое мышление. То есть происходит формирование общих компетенций обучающихся.

Для организации совместной деятельности можно использовать сервис вики. Масштабным примером использования вики в образовательной деятельности является проект Летописи.ру. На сайте http://letopisi.org можно найти большое

количество проектов по информатике. Например, проект для студентов и школьников «День российской информатики» (https://clck.ru/ND8qC). Проект был посвящен дню рождения российской информатики. Участвуя в проекте, обучающиеся познакомились с историей советской и российской информатики, с людьми, внесшими значительный вклад в развитие отечественной науки, с современными тенденциями в отечественной 1Т-сфере.

Другим вариантом организации совместной деятельности является использование облачных технологий. В наше время облачные технологии приобретают огромную популярность, а понятие облачных вычислений представляет собой одно из самых модных направлений развития информационных технологий. В нынешнее время пользователи все чаще воздерживаются от хранения данных на персональном компьютере и сохраняют в сети всю необходимую информацию, таким образом, в условиях современного мира пользователь из двух равноценных программ с идентичной функциональностью выберет ту, которую не нужно устанавливать на свою машину и работать с ней дистанционно. Универсальным средством совместной деятельности обучающихся и педагогов являются диск Яндекс или Google.

Рассмотрим использование облачных сервисов для формирования некоторых компетенций обучающихся в информатике (на примере специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» [11]). Рассмотрим, например, компетенцию ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, потребителями. Для ее формирования следует использовать документы совместного редактирования. Например, с помощью Яндекс-таблицы (https://clck.ru/34dq5x) обучающиеся собирают примеры нормативных документов по формированию в России информационного общества. А в совместной Яндекс-презентации (https://clck.ru/34dq5g) обучающиеся собирают примеры применения сквозных цифровых технологий (искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, блокчейн и др.).

При формировании компетенции ОК 2 (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) следует применять сервисы online визуализации: ленты времени, ментальные карты, инфографику, онлайн графические редакторы. Их применение способствует формированию творческого и критического мышления, информационной культуры, цифровой грамотности студентов.

Приведем некоторые примеры информационных продуктов обучающихся:

-лента времени «Эволюция ЭВМ» (https://clck.ru/PBPeL);

- кластер «Опасности информационного общества» (https://clck.ru/UCHCT);

- online интерактивная доска «Отечественные ученые-информатики» (https://clck.ru/34h4Vg).

Для формирования компетенции ОК 8 (самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития) можно использовать различные листы самооценки, взаимооценки, анкеты для рефлексии, созданные с помощью сервисов online анкетирования. Также формированию данной компетенции служат инструменты для организации «перевернутого» обучения, когда обучающиеся самостоятельно осваивают учебный контент, представленный в предметной цифровой образовательной среде.

Контент можно представить с помощью видеолекции; компонента «Лекция» в СДО Moodle; с помощью текстовых документов, размещенных в компоненте «Страница» Moodle или в облачном хранилище; с помощью скринкастов; интерактивного видео, скрайбинга (способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов), с помощью конструкторов интерактивных уроков (TEDed, Wizerme, Classtools, Zeetings), инструментов для создания интерактивных рабочих листов (Яндекс.Таблицы, Яндекс.Формы, Яндекс.Документы), инструментов доя создания интерактивных заданий (LearningApps, Н5Р, Edpuzzle, ThingLink).

На основе видеолекции можно создать интерактивное видео. Работать в конструкторах интерактивного видео можно не только со своим авторским видеороликом, но и взять за основу готовый видеоурок в сети. При этом все дополняющие видео элементы видны только при работе с видеоуроком на сервисе конструктора, и, естественно, никак не влияют на исходный видеофайл. К сервисам по созданию интерактивного видео можно отнести: Edpuzzle, Н5Р, Thinglink, TED-Ed.

Выводы. Мы обсудили компоненты предметной ЦОС обучения информатике для реализации в колледже компетентностного подхода. Отличными возможностями для реализации компетентностного подхода обучения информатике обладают сетевые сервисы. В начале 21 века претерпела изменение концепция развития Интернета, которая получила название Веб 2.0. Благодаря данной концепции сеть Интернет стала более коммуникационной, интерактивной и дружественной площадкой для пользователя. Анализ дидактических возможностей различных Интернет-сервисов показал целесообразность их применения для построения предметной ЦОС обучения информатике, для реализации в колледже компетентностного подхода.

Аннотация. В статье обосновываются дидактические возможности различных цифровых инструментов для реализации компетентностного подхода при обучении информатике. Рассмотрены компоненты предметной цифровой образовательной среды обучения информатике. Таки компонентами являются цифровые образовательные ресурсы, сервисы для организации совместной деятельности и коммуникации, сервисы для создания учебного контента. Приведены примеры использования цифровых инструментов для формирования конкретных компетенций. Продемонстрированы возможности различных сервисов Веб 2.0. Использование этих сервисов позволяет развивать критическое мышление, умения работы с информаций, навыки рефлексии, коммуникативные умения. При этом создаются реальные условия для формирования общих компетенций обучающихся.

Ключевые слова: компетенции, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, сервисы Веб 2.0.

Annotation. The article substantiates the didactic capabilities of various digital tools for the implementation of a competency-based approach in teaching computer science. The components of the subject digital educational environment for teaching informatics are considered. Such components are digital educational resources, services for organizing joint activities and communication, services for creating educational content. Examples of the use of digital tools for the formation of spécifié competencies are given. The possibilities of various Web 2.0 services are demonstrated. The use of these services allows you to develop critical thinking, skills in working with information, reflection skills, and communication skills. At the same time, real conditions are created for the formation of général competencies of students.

Key words: competencies, digital educational environment, digital educational resources, Web 2.0 services.

Литература:

1. Круподерова, Е.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов / Е.П. Круподерова, П.В. Дудин, АП. Тихонов // Проблемы современного педагогического образования. -2017.-№54-6.-С. 114-120

2. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№64-1.-С. 179-182

3. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

4. Маркелова, О.В. Проблемы развития познавательной активности обучаемых при изучении информатики в профессиональном колледже / О.В. Маркелова //Личность и общество. - 2019. - №2. -С. 20-23

5. Михалкина, Е.Е. Организация проектной деятельности обучающихся колледжа в условиях предметной цифровой образовательной среды / Е.Е. Михалкина // Цифровые технологии в науке и образовании: Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции (декабрь 2020 г.). - Н. Новгород: Мининский университет, 2021.-С. 53-56

6. Поначугин, A.B. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / A.B. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - С. 5.

7. Ремизов, В.В. Формирование общих компетенций студентов колледжа при обучении информатике с помощью облачных технологий / В.В. Ремизов // В сборнике: Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - С. 161-164

8. Самерханова, Э.К. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования / Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова, П.В. Панова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.

9. Тихонов, А.П. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов / АП. Тихонов, Т.П. Канянина // «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. -2016. - С. 151-153

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», утвержденный 18.04.2014 г., № 350. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-15-02-08-tehnologiya-mashinostroeniya-350/ (дата обращения: 29.07.2023)

11. Ширшова, Н.Г. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа / Н.Г. Ширшова, АП. Тихонов // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. - С. 46-50

УДК 372.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Амосова Наталья Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка БойкоАнастасия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Для профилизации школьников, особенно, в ИТ-сфере, большое значение имеет организация проектной деятельности. Потребность в 1Т-специалистах со временем будет только возрастать, учитывая, что в нынешних обстоятельствах в России необходимо активно заниматься разработкой собственного программного обеспечения и развитием уже существующих проектов. Поэтому так важно сегодня содействовать ускоренному техническому развитию обучающихся, подготовке их к жизни и работе в условиях цифровой экономики. Возможности для подготовки обучающихся к жизни в условиях цифровой экономики должны создаваться в каждой школе. И здесь особая роль принадлежит предмету «Информатика». Организации исследовательской и проектной деятельности на уроках информатики посвящены статьи [10, 11]. Большое значение имеет и организация внеурочной деятельности обучающихся, например, через участие в Интернет-проектах [12]. Авторы обосновывают возможности формирования универсальных учебных действий, развития познавательной активности обучающихся, профилизации с помощью метода проектов.

Несмотря на достаточное внимание исследователей к проблеме использования метода проектов с использованием возможностей цифровых инструментов, актуальным является поиск теоретических основ и практических путей достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках информатики в профильных классах через организацию проектной деятельности с использованием возможностей предметной цифровой образовательной среды. Особого внимания требует подбор отечественных цифровых инструментов для организации проектной деятельности, разработка собственного ресурсного обеспечения. Данный факт позволил нам сформулировать проблему исследования -как организовать проектную деятельность обучающихся на уроках информатики в профильных классах с помощью современных цифровых инструментов для достижения требуемых предметных и метапредметных результатов, для ускоренного технического развития, подготовки их к жизни и работе в условиях цифровой экономики?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.