УДК 35
Заворыхина Е.С.
студент 3 курса Херсонский государственный педагогический университет
(г. Херсон, Россия)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в данной научной работе рассматриваются взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления, включая правовые основы их взаимодействия, распределение полномочий, механизмы координации деятельности и разрешения конфликтов компетенции. Анализируется практика взаимодействия на разных уровнях управления, выявляются проблемы и предлагаются пути их решения для повышения эффективности государственного управления.
Ключевые слова: взаимодействие, муниципальные органы, регион, региональные органы, экономическое развитие.
В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в структуре органов управления на различных уровнях. Взаимодействие между муниципальными и региональными органами управления стало особенно актуальным в условиях ускоренной урбанизации и необходимости более гибкого реагирования на потребности местного населения. Эффективное взаимодействие между этими уровнями власти является немаловажным фактором для достижения общественных целей, улучшения качества жизни граждан и повышения уровня доверия к государственным институтам. В прямых связях в качестве основных выступают воздействия управляющего характера. В обратных связях на первом месте стоят моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы, производимые снизу, разного рода восприятия и результативности тех связей, которые являются прямыми [6].
Взаимоотношения между муниципальными и региональными органами власти подвержены множеству вызовов и проблем. Во-первых, диспаритет в ресурсах и полномочиях между уровнями управления может приводить к конфликтам интересов. Региональные власти часто располагают большими финансовыми и административными ресурсами, что позволяет им оказывать значительное влияние на решения, принимаемые на местном уровне. В результате муниципальные образования могут сталкиваться с неравномерным распределением ресурсов, что затрудняет реализацию их собственных инициатив и программ.
Во-вторых, отсутствие четкой координации в рамках межуровневого взаимодействия может вызывать дублирование функций и неэффективное расходование бюджетных средств. Реализация одних и тех же социальных программ как на муниципальном, так и на региональном уровне нередко приводит к тому, что средства используются неэффективно, а результаты оказываются неоптимальными. Это особенно актуально в контексте реализации государственных программ и проектов, требующих слаженных усилий разных уровней власти.
Исследователи выделяют ряд проблем, которые являются наиболее острыми для местного самоуправления на современном этапе. Это и низкие показатели эффективности управления местных органов власти, отсутствие профессионально подготовленных кадров, недостаток финансовых средств, низкая оснащенность материально-техническими средствам, низкая активность населения. Следует отметить, что данная картина характерна для многих регионов [4].
С. Попов, исследовавший проблемы развития государственного и муниципального управления в Москве, отмечал, что понятие взаимодействия институтов местного самоуправления с институтами государственной власти отражено в федеральном законодательстве, но в тоже время ни один федеральный закон не разъясняет, что это такое, и как его реализовать на деле [1].
Конституцией Российской Федерации закреплена организационная обособленность муниципальных органов управления от органов власти государства, [5] но в практической действительности управление во всех сферах жизни общества, которое выстраивается на эффективной основе, не представляется возможным без четко отлаженного механизма по их взаимодействию. Основные принципы, заложенные в этих нормативных актах, предполагают необходимость учета интересов местного самоуправления при разработке и реализации региональной политики. Однако на практике нередко наблюдается несоответствие между декларативными положениями и их осуществлением.
Согласно Федеральному закону «О местном самоуправлении в Российской Федерации», муниципальные образования наделены определенными полномочиями, однако не всегда имеют достаточные ресурсы для их реализации. Это обостряет проблемы в межбюджетных отношениях, где муниципальные образования часто оказываются зависимыми от бюджета субъекта России, что ограничивает их возможности в принятии самостоятельных решений.
Развитие системных механизмов взаимодействия между муниципальными и региональными органами власти является ключевым условием повышения эффективности управления. Необходимы платформы для регулярного диалога и обмена информацией, где заинтересованные стороны могут обсуждать актуальные проблемы и находить совместные решения. Для этого могут быть использованы как формальные, так и неформальные механизмы.
Формальные механизмы включают в себя совместные заседания, конференции и круглые столы, освещающие вопросы, касающиеся как текущей политики, так и стратегических планов. Неформальные механизмы могут быть представлены в виде рабочих групп, состоящих из представителей различных уровней власти, а также экспертов и представителей гражданского общества. Важно подчеркнуть, что успешное взаимодействие требует создания системы
обратной связи, позволяющей учитывать мнения всех заинтересованных сторон.
В качестве примера успешного взаимодействия можно привести проекты по развитию городской инфраструктуры, в которых активно участвуют как муниципальные, так и региональные органы. Такие проекты, как строительство социальных объектов, благоустройство общественных пространств или развитие транспортной сети, могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве между уровнями власти. К примеру, в некоторых регионах России наблюдается позитивная практика создания межмуниципальных ассоциаций, которые позволяют объединять усилия для решения общих задач.
Государственная поддержка местного самоуправления по всем направлениям деятельности осуществляется через [3, с. 426]:
1) законодательные акты, регулирующие деятельность местного самоуправления,
2) контроль над соблюдением конституционных основ местного самоуправления,
3) удовлетворение предложений и обращений местного самоуправления,
4) финансовую помощь (отчисления в местные бюджеты, дотации, единовременные кредиты),
5) повышение квалификации депутатов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере экономики и права,
6) работу с населением (лекции, беседы, теле- и радиопередачи, материалы в прессе, сборники правовых актов и комментарии к законодательству),
7) программы поддержки местного самоуправления (общие и специальные программы, федеральные и республиканские, областные и т.п.),
8) показатели эффективности местного самоуправления.
Еще одним примером является использование механизмов госгарантий и субсидий, предоставляемых регионами для муниципальных образований. Такие
меры направлены на стимулирование местного самоуправления к активному развитию социально-экономической инфраструктуры и повышению качества муниципальных услуг.
Механизм взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти складывается преимущественно в политико-правовой и финансово-экономических сферах. Процесс формирования такого взаимодействия - явление длительное. Возможности устанавливать правила взаимоотношений в руках органов федеральной и региональных властей. Это способствует созданию положения, при котором обязанности по обеспечению необходимых условий жизни граждан возлагаются на органы местного самоуправления, а финансово-экономические и организационные возможности остаются в руках федеральных и региональных властей.
Остается насущным вопрос о несоответствии располагаемых материальных ресурсов органами местного самоуправления и вверенных им полномочий. На сегодняшний день большинство муниципальных образований не имеют возможности реализовать весь потенциал в связи с недостаточностью финансово-экономической базы [2].
Таким образом, взаимодействие между муниципальными и региональными органами власти является важным условием для эффективного государственного управления. В то время как наличие законодательной базы и формальных механизмов взаимодействия создает основу для сотрудничества, его успех во многом зависит от применения гибких и открытых подходов, которые учитывают интересы всех сторон. Устранение существующих дисбалансов и создание системного взаимодействия позволит значительно повысить качество принимаемых решений, улучшить уровень жизни населения и повысить доверие граждан к органам власти.
В будущем необходимо продолжать работать над оптимизацией межбюджетных отношений, развитием механизмов совместного управления и повышением уровня взаимодействия на всех уровнях власти, что станет залогом устойчивого развития местных сообществ и региона в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Попов С.И. Особенности механизмов взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве: автореф. дис. ... канд. полит. наук. 23.00.02. М.: Российский университет дружбы народов, 2010;
2. Головин Ю.А. Развитие социально-политических напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород-Ярославль) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2010. № 5. С. 57-63;
3. Кабехова С.А. (2017). Механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти. Теория и практика современной науки, (3 (21)), 423-428;
4. Копылова, С.Н. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 35-37;
5. Конституция Российской Федерации;
6. Сидоров М.А. Регионально-муниципальное взаимодействие в сфере использования цифровых инструментов публичного управления // ВепШсшш. — 2023. — № 2. — С.62-68
Zavorykhina E.S.
Kherson State Pedagogical University (Kherson, Russia)
RELATIONS BETWEEN MUNICIPAL AND REGIONAL GOVERNMENTS
Abstract: this scientific work examines the relationship between municipal and regional government bodies, including the legal basis for their interaction, the distribution of powers, mechanisms for coordinating activities and resolving conflicts of competence. The practice of interaction at different levels of government is analyzed, problems are identified and solutions are proposed to improve the efficiency of public administration.
Keywords: interaction, municipal governments, region, regional governments, economic development.