https://elibrary.ru/.
3. Scientific article «Anapa Santorini, as a new type of beach and wellness recreation in the Krasnodar Territory» Bessonova O.V., Korotko T.V. in the collection: Structural and technological transformation of Russia: problems and prospects. From the NEP to the present day.: Materials of the international scientific and practical conference - [Electronic resource]. -Krasnodar, July 10, 2021 Publishing house: Krasnodar TsNTI - branch of the Federal State Budgetary Institution «REA» of the Ministry of Energy of Russia, 2021. pp. 80-84.
4. Anapa. Vityazevo. Clowning from Mira Street (embankment along the Estuary). The problem of the resort [Electronic resource] - Access mode: ttps://www.youtube.com/watch?v=y1zbnb0zk1g.
5. The strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 [Electronic resource] - Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/file/e4e8b9d dede078a93f60f5e7a08fce28/krasnodar.pdf.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-304-307
Г.С. Петриченко - к.т.н., профессор кафедры рекламы и связи с общественностью, ФГБОУ ВО «КубГТУ», [email protected],
G.S. Petrichenko - candidate of technical sciences, Professor of the Department of Advertising and Public Relations, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KubSTU";
H.Е. Фофонов - магистрант кафедры отраслевого и проектного менеджмента, ФГБОУ ВО «КубГТУ», [email protected],
N.E. Fofonov - Master's student of the Department of Sectoral and Project Management, FGBOU VO "KubSTU"; Д.Г. Петриченко - магистрант кафедры Государственно-правовых дисциплин, СКФ ФГБОУВО "РГУП", [email protected],
D.G. Petrichenko - Master's student of the Department of State and Legal Disciplines, SCF FSBEUVO "RGUP".
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА INTERACTION OF STATE AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT BODIES IN THE SPHERE OF HOUSING CONSTRUCTION
Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие органов публичной власти в сфере жилищного строительства, организационно-правовой механизм участия органов местного самоуправления в реализации национальных проектов. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства происходит при реализации национальных проектов. Успешная реализация национальных проектов невозможна без активного участия в этой работе муниципальных органов власти. Был проведен анализ выполнения мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства на территории Краснодарского края.
Муниципальные органы власти принимают активное участие в реализации национальных проектов, демонстрируя высокую заинтересованность и активность в реализации проектных мероприятий. Со стороны местного самоуправления имеются примеры применения передовых, творческих управленческих технологий, которые показывают путь к дальнейшему совершенствованию проектной работы в сфере государственного и муниципального управления в целях решения общенациональных стратегических задач и эффективного взаимодействия.
Abstract. The article examines the interaction of public authorities in the field of housing construction, the organizational and legal mechanism for the participation of local governments in the implementation of national projects. The interaction of public authorities and local governments in the field of housing construction occurs during the implementation of national projects. The successful implementation of national projects is impossible without the active participation of municipal authorities in this work. An analysis was made of the implementation of measures to stimulate the development of housing construction in the Krasnodar Territory.
Municipal authorities are actively involved in the implementation of national projects, demonstrating high interest and activity in the implementation of project activities. On the part of local self-government, there are examples of the use of advanced, creative management technologies, which show the way to further improve project work in the field of state and municipal management in order to solve national strategic problems and effective interaction.
Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственное управление, муниципальное управление, муниципальная власть, жилищное строительство, национальный проект.
Keywords: government bodies, local government bodies, government administration, municipal government, municipal government, housing construction, national project.
Важнейшей сферой государственного и муниципального управления является жилищное строительство и жилищные правоотношения. Публичная власть выступает как субъект жилищных правоотношений и выполняет от имени государства конкретные функции управления, которые установленные законодательством, а именно ЖК РФ.
Согласно статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [1] определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Обеспечение населения качественным жильем - это приоритетное направление внутренней политики Российского государства и всех ее ветвей власти.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что взаимодействие органов государственной власти различного уровня является важнейшим условием развития жилищной сферы.
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства происходит также при реализации национальных проектов.
Успешная реализация национальных проектов невозможна без активного участия в этой работе муниципальных органов власти. Основная задача заключается в обеспечении эффективности местного самоуправления и устранения несогласованности и разрывов в работе между регионами и муниципалитетами.
Указанная задача приобретает особую актуальность и законодательное закрепление в соответствии с конституционными изменениями, предусмотренными Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», связанными с включением органов местного самоуправления в единую систему публичной власти в Российской Федерации для наиболее эффективного решения вопросов в интересах жителей соответствующих территорий.
Субъекты Российской Федерации являются соисполнителями национальных проектов, поэтому к ним предъявляются соответствующие требования по формированию системы планирования и управления реализацией национальных проектов на региональном уровне. Для регионов правительством РФ разработаны специальные методические указания, руководствуясь которыми они создают проектные офисы в исполнительных органах государственной власти на уровне муниципалитетов.
На уровне федеральной власти и субъектов РФ функционирование проектных офисов и их организационная структура должна осуществляться как единая система планирования и управления национальными проектами.
Мероприятия по организации и управлению на региональном уровне включают в себя:
- создание регионального проектного офиса в органе государственной власти, который обладает полномочиями в проектной деятельности и функциями межведомственного взаимодействия;
- закрепление персональной ответственности в субъекте Российской Федерации за выполнение национальных и региональных проектов.
Органы местного самоуправления участвуют в реализации мероприятий региональных проектов по следующим направлениям: жилье и городская среда, здравоохранение, демография, образование и т.д.
Организационно-правовыми механизмами, обеспечивающими участие органов местного самоуправления в реализации национальных проектов, применяемыми на территории Российской Федерации являются:
- включение в паспорта региональных проектов результатов, достижения которых относятся к вопросам местного значения муниципальных образований, а также представителей органов местного самоуправления;
- отражение в паспортах региональных проектов финансового обеспечения достижения результатов региональных проектов;
- участие органов местного самоуправления в органах управления проектной деятельностью субъектов Российской Федерации;
- заключение соглашений о достижении результатов и целевых показателей региональных проектов и соглашений о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования;
- региональные и муниципальные центры компетенций и ресурсные центры, создаваемые в том числе для поиска и отбора успешных практик и управленческих решений для тиражирования на территориях муниципальных образований, развития компетенций для региональных и муниципальных управленческих команд, включая разработку соответствующих образовательных модулей для подготовки команд, направленных на успешную реализацию региональных проектов и муниципальных программ;
- создание муниципальных проектных офисов и проектных комитетов;
- муниципальные программы, планы мероприятий и рабочие планы «дорожные карты» администраций муниципальных образований по достижению результатов региональных проектов;
- реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих по направлениям участия муниципальных образований в реализации мероприятий в рамках региональных проектов.
В нашей стране с 2019 года реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», он включает в себя четыре федеральных проекта: «Жильё», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и «Ипотека».
Одними из задач национального проекта является:
- обеспечение доступным жильём семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 %;
- увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;
- создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 %;
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долево-
го строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
- модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
- снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
- обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зелёного фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Краснодарский край является одним из участников национального проекта, реализация его осуществляется по программам:
- «Жилье»;
- «Формирование комфортной городской среды»;
- «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»;
- «Качество питьевой воды».
При рассмотрении реализации национального проекта «Жилье» подробнее, можно отметить, что целью данного проекта является: увеличение ежегодного объема ввода в эксплуатацию жилья к концу 2024 года до 7,20 млн. кв. м., в том числе за счет предоставления субсидий на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства (таблица 1).
Таблица 1 - Объема жилищного строительства на территории Краснодарского края
Наименование показателя Базовое значение Период, год
на 01.01.2019 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Объем жилищного строительства, млн. кв. м. 5,252 5,849 5,610 6,207 6,685 7,162
В таблице 1 представлена реализация задачи национального проекта по увеличению объема жилищного строительства до 2024 года.
Проанализируем ход реализации национального проекта по увеличению объема жилищного строительства. За базовое значение возьмем данные за 01.01.2019 года (см. таблица 2).
Таблица 2 - Динамика объема жилищного строительства за 2019-2024 гг.
Наименование показателя Период, год
2019 2020 2021 2022 2023 2024
Объем жилищного строительства, млн. кв. м. 5,252 5,849 5,610 6,207 6,685 7,162
Абсолютное отклонение от базисного значения 01.01.2019 г., млн. кв. м. - 0,597 0,358 0,955 1,433 1,91
По данным, которые представлены в таблице 2 можно сделать вывод, что ход реализации проекта превышает базисные показатели 2019 года.
Так в 2021 году по сравнению с 2019 годом объем жилищного строительства увеличился на 0,358 млн. кв. м., в 2022 году планируется увеличить показатели по сравнению с 2019 годом на 0,955 млн. кв. м.
На рисунке 1 представлена диаграмма объем ввода в эксплуатацию жилья в Краснодарском крае к концу 2024 г., млн. кв. м.
2019 г 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г
Рисунок 1 - Объем ввода в эксплуатацию жилья в Краснодарском крае к концу 2024 г., млн. кв. м. Первостепенными задачами национального проекта «Жилье» является:
- выделение средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию программ жилищного строительства субъектов РФ;
- государственная поддержка строительства стандартного жилья;
- повышение качества жилищного строительства и внедрения передовых технологий;
- увеличение объема жилищного строительства.
Проанализируем источники и сумму финансирования данной программы в Краснодарском крае. В таблице 3 представлено финансовое обеспечение реализации национального проекта в рамках реализации мероприятия по стимулированию жилищного строительства с 2019 г. по 2024 г. [2].
Таблица 3 - Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Жилье» в Краснодарском крае
Источники финансирования, млн. руб. Период реализации национального п роекта, год Всего
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Консолидированный бюджет субъекта РФ, всего: 975,409 1 909,502 541,046 473,629 1,100 1,100 3 901,788
- бюджет субъекта 907,130 1 775,836 503,173 440,474 1,000 1,000 3 628,614
- свод бюджетов муниципальных образований 68,279 133,665 37,873 33,154 0,100 0,100 273,173
Анализируя таблицу 3 можно сделать вывод, что наибольшая сумма финансирования из бюджета Краснодарского края приходилась на 2020 год и составляла 1775,836 млн. руб. Финансирование в 2021 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 1272,7 млн. руб. Снижение финансирования из бюджета Краснодарского края наблюдается и в последующие годы с 2022 г. по 2024 г.
При взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления для реализации регионального проекта «Жилье» будет задействован механизм государственной поддержки жилищного строительства.
Согласно показателям о ходе выполнения задач национального проекта «Жилье и городская среда» наблюдается увеличение базисных показателей по объему ввода в эксплуатацию жилья в Краснодарском крае к концу 2024 года [3].
Среди факторов, обуславливающих результативную реализацию национальных проектов на муниципальном уровне можно выделить следующие:
- комплексный подход к реализации проектных мероприятий по системному взаимодействию осуществления нескольких приоритетных проектов в интересах стратегического развития муниципального образования;
- использование механизмов национальных проектов как вспомогательных инструментов реализации стратегий развития муниципальных образований;
- межмуниципальное взаимодействие и функциональная кооперация в целях реализации конкретных национальных проектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальные органы власти принимают активное участие в реализации национальных проектов, демонстрируя высокую заинтересованность и активность в реализации проектных мероприятий. Со стороны местного самоуправления имеются примеры применения передовых, творческих управленческих технологий, которые показывают путь к дальнейшему совершенствованию проектной работы в сфере государственного и муниципального управления в целях решения общенациональных стратегических задач и эффективного взаимодействия.
Источники:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
2. Паспорт регионального проекта Жилье (Краснодарский край) утвержден протоколом заседания регионального проектного комитета от 6 декабря 2018 г. № 6 (в редакции протокола регионального проектного комитета от 5 апреля 2021 г. № 5). - URL: https://dopd.krasnodar.ru/upload/iblock/b94/ZHile-05.04.21.pdf/.
3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/.
4. Петриченко Г.С., Ермакова К.О., Петриченко Д.Г. Правовые аспекты оценки недвижимости // Евразийское Научное Объединение. - 2020 - № 11-5 (69). - С. 344-347.
References:
1. Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 188-FZ.
2. The passport of the regional project Housing (Krasnodar Territory) was approved by the minutes of the meeting of the regional project committee dated December 6, 2018 No. 6 (as amended by the protocol of the regional project committee dated April 5, 2021 No. 5). - URL: https://dopd.krasnodar.ru/upload/iblock/b94/ ZHile-05.04.21.pdf/.
3. Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation. - URL: https ://minstroyrf. gov.ru/trades/natsionalnye -proekty/natsionalnyy -proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/.
4. Petrichenko G.S., Ermakova K.O., Petrichenko D.G. Legal aspects of real estate appraisal // Eurasian Scientific Association. - 2020 - No. 11-5 (69). - S. 344-347.