Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1112
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Панченко Елена Леонидовна, Виниченко Виктория Сергеевна

В статье предпринят анализ нормативно-правовых актов, определяющих показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации, а также изложены результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по экономическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Панченко Елена Леонидовна, Виниченко Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK OF THE SYSTEM FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the normative legal acts that determine the indicators and criteria for evaluating the effectiveness of the executive authorities of the subjects and local self-government bodies of the Russian Federation, and also presents the results of evaluating the effectiveness of the activities of local self-government bodies for economic development.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Панченко Елена Леонидовна

Кандидат экономических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), е-mail: [email protected]

Виниченко Виктория Сергеевна

Магистрант, Международный инновационный университет (г. Сочи), е-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10055

Аннотация:

В статье предпринят анализ нормативно-правовых актов, определяющих показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления Российской Федерации, а также изложены результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по экономическому развитию.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы власти, муниципальное управление, органы местного самоуправления, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, экономическое развития муниципальных образований.

REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK OF THE SYSTEM

FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Panchenko Elena Leonidovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]

Vinichenko Victoria Sergeevna

Master student, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10055

Annotation:

The article analyzes the normative legal acts that determine the indicators and criteria for evaluating the effectiveness of the executive authorities of the subjects and local self-government bodies of the Russian Federation, and also presents the results of evaluating the effectiveness of the activities of local self-government bodies for economic development.

Key words: local self-government, government bodies, municipal administration, local self-government bodies, evaluation of the effectiveness of local self-government bodies, criteria for evaluating the effectiveness of local self-government bodies, economic development of municipalities.

Понятие «эффективность» в общем виде можно представить, как достижение определенных результатов с минимально возможными издержками или получение качественной услуги при минимальных затратах на ее организацию. По критериям эффективность можно разделить на технико-экономическую и социально-экономическую. Социальная эффективность, в свою очередь, - это показатель, который определяет повышение уровня жизни населения страны.

При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации.

В связи с внедрением технологий и механизмов оценки в систему государственного и муниципального управления в нашей стране в средний уровень управления - в органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, были приняты нормативно-правовые акты, которые определяли показатели и критерии оценки эффективности деятельности указанных органов публичной власти по решению вопросов местного значения [1]:

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003г (Статья 18.1.) [2];

2. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

[3];

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, в целях реализации указа Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 (содержит методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов) [4];

4. Региональные нормативные правовые акты.

Позднее были приняты постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», а в конце 2018 года Президент России утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, среди которых содержится поручение - одобрить показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных

целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№ Пр-2426ГС от 18 декабря 2018 г.).

Учитывая единство государственной политики в сфере управления на всех уровнях публичной власти, можно констатировать, что и оценка эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должна быть увязана с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации.

На сегодняшний день принятая несколько лет назад методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не соответствует современным требованиям распределения полномочий и подвергается критике как со стороны органов государственной власти, так и со стороны населения. В отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ) [5]. Поэтому согласно статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ [2] возникает противоречие, что органы государственной оценивают работу независимых органов местного самоуправления, а федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки.

Вместе с тем, несмотря на принятые нормативные правовые акты и внесенные в них изменения, практика применения существующего механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов свидетельствует, что в настоящее время указанная система недостаточно прозрачна, системна, объективна и, как следствие, не в полной мере отвечает заявленным целям, а именно:

• отсутствует четкая привязка показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления к вопросам местного значения городских округов и муниципальных районов(к полномочиям по их решению);

• указанные показатели установлены только для двух видов муниципальных образований: городских округов и муниципальных районов. Деятельность же органов местного самоуправления и глав муниципальных образований других видов муниципалитетов не имеет нормативно установленных критериев оценки эффективности их деятельности;

• ряд показателей (например, число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в том числе введенная в действие за один год; удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека); удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных) и т.п.) в значительной степени зависят от общего экономического положения в стране и регионе, географического положения муниципалитета и иных внешних факторов, имея достаточно слабую зависимость от компетентности и эффективности непосредственной деятельности главы муниципального

образования и органов местного самоуправления муниципалитета в целом;

• закрепленная в Указе № 607 совокупность показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не содержит ясных формальных показателей деятельности главы муниципального образования, по отдельности или в совокупности однозначно свидетельствующих об уровне его эффективности или неэффективности, как высшего должностного лица муниципального образования, не дает цельного, системного отражения эффективности деятельности самого главы муниципального образования.

На современном этапе используются критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления. При этом практика применения существующего механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов свидетельствует, что в настоящее время указанная система недостаточно прозрачна, системна, объективна и, как следствие, не в полной мере отвечает заявленным целям.

Основные показатели оценки эффективности для анализа деятельности органов местного самоуправления содержатся в докладе Главы города Сочи Копайгородского А.С. «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2019 год и их планируемых значениях на 3-летний период, оценки работы городской администрации органами государственной власти Краснодарского края, результатов социологических опросов населения города Сочи по вопросам удовлетворенности оказанием муниципальных услуг.

Проведем оценку по основным показателям эффективности.

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства выглядит следующим образом: 34% от общего числа предприятий осуществляют деятельность в сфере торговли, 10% организаций предоставляют строительные услуги, 9,5% осуществляют деятельность по управлению недвижимым имуществом,6% осуществляют деятельность в сфере туризма, 6% предпринимателей предоставляют услуги общественного питания, 6% организаций оказывают транспортные услуги,4,4% организации осуществляют детальность в сфере промышленности и сельском хозяйстве, 25,1% организаций оказывает прочие услуги.

В городе функционирует центр поддержки предпринимательства. Основными задачами Центра являются:

-прием документов на получение микрозаймов для предпринимателей, выдаваемых Фондом микрофинансирования Краснодарского края;

- предоставление предпринимателям консалтинговых, юридических, бухгалтерских услуг;

- помощь в составлении бизнес-планов;

- реализация мероприятий по популяризации предпринимательства и начала собственного дела, в том числе проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов по актуальным вопросам;

- консультации по вопросам получения имущественной поддержки;

Часть услуг, оказываемых Центром, осуществлятеся в партнерстве с

краевым центром поддержки.

2. Доля среднесписочной численности работников

Доля численности работников малых и средних предприятий города Сочи в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций города в 2019 году сохранилась на уровне прошлого года и составила 32,9%.

3. Объем инвестиций в основной капитал

Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий за 2019 год составил 22 331 млн. рублей.

Показатель «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя» в отчетном году составил 25,9 тыс. рублей. В целях обеспечения роста инвестиционной активности администрацией города Сочи проводится работа по улучшению инвестиционного климата муниципального образования город-курорт Сочи.

4. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом

Общая площадь земель муниципального образования город-курорт Сочи составляет 350 607 га, в том числе:

- земель сельскохозяйственного назначения: 14 354 га;

- земель поселений: 29 888 га;

- земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: 1 303 га;

- земель особо охраняемых территорий и объектов: 281 042 га;

- земель лесного фонда: 21 429 га;

- земель водного фонда: 121 га.

Кроме того, из состава земель поселений:

- площадь земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, составляет 258 га;

- площадь земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с п.4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет 266 га.

Таким образом, общая площадь территории муниципального образования, являющаяся объектом налогообложения, составляет 47 749 га.

Общая площадь земельных участков, находящаяся в государственной, муниципальной собственности составляет 9 963 га.

Таким образом, площадь земельных участков, являющихся объектом налогообложения, составляет 37 786 га, доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа составляет 79,1%.

5. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе

Общее число сельскохозяйственных предприятий за 2019 года по данным

статистики составило - 4, в том числе прибыльных - 2, убыточных - 2. Удельный вес прибыльных предприятий в 2019 году - 50 %. Темп роста к уровню 2018 года - 200 %.

Основные причины убыточности сельскохозяйственных предприятий -затраты, связанные с проведением работ по освоению новых участков земель, изучением и обследованием, физический износ многолетних насаждений и отсутствие средств на перезакладку, износ оборудования.

На период с 2020 - 2022 годы запланировано увеличение удельного веса прибыльных предприятий за счет реконструкции чайных плантаций, получения субсидий на развитие чаеводства и поддержку племенного животноводства, производства товарной рыбы, производства рыбопосадочного материала, развития агротуристического комплекса в отраслях чаеводства, садоводства, пчеловодства, овощеводства, рыбоводства.

6. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям

Долевые показатели на 2020-2022 годы спрогнозированы с учетом планируемых к реализации в соответствующих годах мероприятий, связанных с приведением автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию.

Решением Городского Собрания Сочи от 26 декабря 2019 года № 164 «О бюджете города Сочи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2020 году предусмотрено финансирование в сумме 1 029,8 млн. рублей, запланирован ремонт 136 автомобильных дорог общей протяженностью 102,125 км. Также на период 2021-2022 годов предусмотрено финансирование в сумме 2 071,2 млн. рублей, запланирован ремонт 140,44 км автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Вместе с тем, до 98 % автомобильных дорог ремонтируются за счет средств краевого бюджета, привлеченных для софинансирования расходных обязательств, в том числе 80 % в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории города Сочи.

Принятие мер по привлечению средств краевого и федерального бюджета в дорожную отрасль города Сочи обеспечивает стабильное развитие качественной дорожной сети в границах Сочинской городской агломерации

7. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)

На территории города Сочи находится 7 сельских поселений, не

обеспеченных автобусным сообщением, расположенных в горной местности и не имеющих дорог, соответствующих требованиям, предъявляемым к организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулярного сообщения: с. Медовеевка (118 чел.), с. Чвижепсе (60 чел.), с. Аибга (155 чел.), с. Ермоловка (370 чел.), с. Бзогу (12 чел.), с. Отрадное (131 чел.), с. Верхне-Русское Лоо (24 чел.).

8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города Сочи составила 44 572,6 рублей, это на 5,3% выше, чем в 2018 году.

В прогнозируемом периоде ожидается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования город Сочи в пределах 3-5% ежегодно.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в 2019 году составила 25 271,2 рубля.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников общеобразовательных учреждений в 2019 году составила 32 202,4 рубля.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в 2019 году составила 33 378,1 рубля. Увеличившись на 7 % к уровню прошлого года.

Тенденция роста средней заработной платы в 2020,2021 и в 2022 годах указанных категорий работников будет сохраняться благодаря реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений культуры и искусства города Сочи составила 31 197 рублей. Плановый показатель средней заработной платы 2020-2022 годов будет достигнут в рамках проводимой работы по обеспечению достижения среднеотраслевого уровня средней заработной платы по Краснодарскому краю.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений физической культуры и спорта города Сочи году составила 40 413,4 рубля. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение значения показателя за счет получения краевой субвенции в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки отдельным категориям работников муниципальных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и организаций дополнительного образования.

Таблица 1

Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края за 2019 год по направлению «Экономическое развитие»

Высокий рейтинг Низкий рейтинг

Города Районы Города Районы

1 место Краснодар 1 место Белоглинский 4 место Геленджик Армавир Горячий Ключ 28 место Отрадненский

2 место Анапа Новороссийск 2 место Славянский 29 место Староминский

3 место Сочи 3 место Тимашевский 30 место Мостовский

4 место Динской 31 место Апшеронский

5 место Туапсинский

По результатам оценки лучшие показатели среди городских округов демонстрируют Краснодар, Анапа, Новороссийск, Сочи, низкие показатели в городских округах Армавир, Горячий Ключ и Геленджик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев И. А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 12. - С. 59-63

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с изм. от 01.09.2019) // Российская газета. 2003. N 202.

3. Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 (с изм. от 09.05.2018)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 2003

4. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (с изм. на 16.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 52 ст. 7490

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (Дата обращения 03.08.2020)

6. Официальный сайт администрации Краснодарского края [Электронный ресурс] // https://admkrai.krasnodar.ru/content/1137/show/500773/ Дата обращения 02.06.2020.

7. Официальный сайт МО Сочи[Электронный ресурс]// http://www.nmosk. ru/ Дата обращения 26.06.2020.

REFERENCES

1. Alekseev I. A. On the question of the correlation of municipal-legal and constitutional-legal responsibility / / Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 12. - pp. 59-63

2. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended). from 01.09.2019) / / Rossiyskaya gazeta. 2003. N 202.

3. On the evaluation of the effectiveness of local self-government bodies in urban districts and municipal districts: Decree of the President of the Russian Federation No. 607 of April 28, 2008 (as amended). from 09.05.2018)/ / Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii from May 5, 2008 N 18 art. 2003

4. On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of April 28, 2008 N 607 "On assessing the effectiveness of the activities of local self-government bodies of urban districts and municipal districts" and sub-item " and "item 2 of the Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N 601 "On the main directions for improving the system of public administration": Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.12.2012 No. 1317 (as amended on 16.08.2018) / / Collection of Legislation of the Russian Federation of December 24, 2012 N 52 article 7490

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11 - FKZ) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru (Accessed 03.08.2020)

6. Official website of the administration of the Krasnodar Territory [Electronic resource] // https://admkrai.krasnodar.ru/content/1137/show/500773 / Accessed 02.06.2020.

7. Official website of the Ministry of Defense of Sochi[Electronic resource]// http://www.nmosk.ru / Accessed 26.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.