Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ИНФРАСТРУКТУРА МОНОГОРОДА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ИНЖЕНЕРНАЯ И ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОНОПРОФИЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPANY TOWN / COMPANY TOWN INFRASTRUCTURE / PUBLIC AUTHORITIES / ENGINEERING AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE / SINGLE-INDUSTRY MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанова Людмила Борисовна, Абулханова Гузелия Азатовна, Рычков Сергей Юрьевич

В данной статье производится анализ проводимой органами государственной и муниципальной власти политики по развитию инфраструктуры моногородов Республики Татарстан. Взаимодействие органов власти в сфере развития инфраструктуры моногородов является важной исследовательской проблемой. Актуальность темы исследования определяется тем, что степень изученности темы и отражения ее в литературе недостаточна в связи с относительной новизной объекта и предмета исследования. С практической точки зрения важность темы заключается в том, что улучшение положения в моногородах является одной из приоритетных социально-экономических задач развития Российской Федерации, Республики Татарстан и монопрофильных муниципальных образований. В результате сравнения нормативно-правового порядка и сложившейся системы взаимодействия органов власти в части инфраструктурного развития моногородов Республики Татарстан был выявлен ряд проблем, решение которых авторы видят в формировании новых объекта и предмета исследования- развитии инфраструктуры моногородов Республики Татарстан и взаимодействии органов государственной и муниципальной власти в данной сфере; вовлечении в научный оборот новых источников - информационно-аналитических материалов Министерства экономики Республики Татарстан и других органов государственной и муниципальной власти; внедрении проектно-ориентированного метода управления с целью решения проблемы совершенствования системы взаимодействия органов власти в целях развития инфраструктуры моногородов Республики Татарстан. В связи с этим в соответствии с законодательством в ходе реализации национальных проектов в Республике Татарстан авторы статьи рекомендуют выстроить единую систему федеральных, региональных и муниципальных проектных офисов, в рамках деятельности которых можно решать вопросы развития инфраструктуры моногородов. К указанным проектным офисам можно отнести: Федеральный проектный офис (Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации); региональный проектный офис (межведомственный проектный офис на базе Министерства экономики Республики Татарстан); проектные офисы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (ведомственные проектные офисы на базе министерств и ведомств); проектные офисы органов местного самоуправления (муниципальные проектные офисы на базе Исполнительных комитетов муниципальных образований).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE SPHERE OF INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF MONOPROFILE MUNICIPAL FORMATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

This article provides an analysis of the policy pursued by state and municipal authorities to develop the infrastructure of the single-industry towns of the Republic of Tatarstan. The interaction of authorities in the development of infrastructure of single-industry towns is an important research problem. The relevance of the research topic is determined by the fact that the degree of knowledge of the topic and its reflection in the literature is insufficient due to the relative novelty of the object and subject of research. From a practical point of view, the importance of the topic lies in the fact that improving the situation in single-industry towns is one of the priority socio-economic tasks for the development of the Russian Federation, the Republic of Tatarstan and single-industry municipalities. As a result of a comparison of the regulatory order and the existing system of interaction between the authorities in terms of the infrastructural development of the company towns of the Republic of Tatarstan, a number of problems were identified, the solution of which the authors see in forming the new object and subject of research - the development of the infrastructure of the towns and cities of Tatarstan this area; the involvement of new sources in the scientific circulation of information and analytical materials of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan and other state and municipal authorities; the introduction of a project-oriented management method in order to solve the problem of improving the system of interaction between the authorities in order to develop the infrastructure of single-industry towns of the Republic of Tatarstan. In this regard, in accordance with the legislation for the implementation of national projects in the Republic of Tatarstan, the authors of the article recommend the formation of project management bodies, namely the Federal Project Office (Department of Project Activities of the Government of the Russian Federation); regional project office (interdepartmental project office based on the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan); project offices of the executive bodies of state power of the Republic of Tatarstan (departmental project offices on the basis of ministries and departments).

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 330:372.881.1

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0092

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

© 2020

SPIN-код: 5743-8259 AuthorID: 163674 ResearcherID: P-8381-2015 ORCID: 0000-0003-0487-009X ScopusID: 56347347900

Шабанова Людмила Борисовна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент»

AuthorID: 510928 SPIN: 6362-0802 ResearcherID: S-3181-2016 ORCID: 0000-0003-2837-3733 ScopusID: 1575542915343

Абулханова Гузелия Азатовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»

AuthorID: 712063 SPIN: 1690-0473 ResearcherID: S-3181-2016 ORCID: 0000-0003-1999-5258 ScopusID: 57188642055

Рычков Сергей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Менедждмент» Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, улица Московская,42, e-mail: 2517999@mail.ru) Аннотация. В данной статье производится анализ проводимой органами государственной и муниципальной власти политики по развитию инфраструктуры моногородов Республики Татарстан. Взаимодействие органов власти в сфере развития инфраструктуры моногородов является важной исследовательской проблемой. Актуальность темы исследования определяется тем, что степень изученности темы и отражения ее в литературе недостаточна в связи с относительной новизной объекта и предмета исследования. С практической точки зрения важность темы заключается в том, что улучшение положения в моногородах является одной из приоритетных социально-экономических задач развития Российской Федерации, Республики Татарстан и монопрофильных муниципальных образований. В результате сравнения нормативно-правового порядка и сложившейся системы взаимодействия органов власти в части инфраструктурного развития моногородов Республики Татарстан был выявлен ряд проблем, решение которых авторы видят в формировании новых объекта и предмета исследования- развитии инфраструктуры моногородов Республики Татарстан и взаимодействии органов государственной и муниципальной власти в данной сфере; вовлечении в научный оборот новых источников - информационно-аналитических материалов Министерства экономики Республики Татарстан и других органов государственной и муниципальной власти; внедрении проектно-ориенти-рованного метода управления с целью решения проблемы совершенствования системы взаимодействия органов власти в целях развития инфраструктуры моногородов Республики Татарстан. В связи с этим в соответствии с законодательством в ходе реализации национальных проектов в Республике Татарстан авторы статьи рекомендуют выстроить единую систему федеральных, региональных и муниципальных проектных офисов, в рамках деятельности которых можно решать вопросы развития инфраструктуры моногородов. К указанным проектным офисам можно отнести: Федеральный проектный офис (Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации); региональный проектный офис (межведомственный проектный офис на базе Министерства экономики Республики Татарстан); проектные офисы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (ведомственные проектные офисы на базе министерств и ведомств); проектные офисы органов местного самоуправления (муниципальные проектные офисы на базе Исполнительных комитетов муниципальных образований).

Ключевые слова: моногород, инфраструктура моногорода, органы государственной и муниципальной власти, инженерная и транспортная инфраструктура, монопрофильные муниципальные образования.

INTERACTION OF GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE SPHERE OF INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF MONOPROFILE MUNICIPAL FORMATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

© 2020

Shabanova Ludmila Borisovna, doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management Abulkhanova Guzeliya Azatovna, candidate of Economic Sciences, Associate Professorof the Department of Management Rychkov Sergey Yurievich, candidate of Historical Sciences,

Dоcent of the Department of Management Kazan State Innovative University named after V.G. Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya street, 42, e-mail: 2517999@mail.ru) Abstract. This article provides an analysis of the policy pursued by state and municipal authorities to develop the infrastructure of the single-industry towns of the Republic of Tatarstan. The interaction of authorities in the development of infrastructure of single-industry towns is an important research problem. The relevance of the research topic is determined by the fact that the degree of knowledge of the topic and its reflection in the literature is insufficient due to the relative novelty of the object and subject of research. From a practical point of view, the importance of the topic lies in the fact that improving the situation in single-industry towns is one of the priority socio-economic tasks for the development of Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1(30) 369

Shabanova Ludmila Borisovna, Abulkhanova Guzeliya Azatovna, Rychkov Sergey Yurievich INTERACTION OF GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE SPHERE ..

the Russian Federation, the Republic of Tatarstan and single-industry municipalities. As a result of a comparison of the regulatory order and the existing system of interaction between the authorities in terms of the infrastructural development of the company towns of the Republic of Tatarstan, a number of problems were identified, the solution of which the authors see in forming the new object and subject of research - the development of the infrastructure of the towns and cities of Tatarstan this area; the involvement of new sources in the scientific circulation of information and analytical materials of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan and other state and municipal authorities; the introduction of a project-oriented management method in order to solve the problem of improving the system of interaction between the authorities in order to develop the infrastructure of single-industry towns of the Republic of Tatarstan. In this regard, in accordance with the legislation for the implementation of national projects in the Republic of Tatarstan, the authors of the article recommend the formation of project management bodies, namely the Federal Project Office (Department of Project Activities of the Government of the Russian Federation); regional project office (interdepartmental project office based on the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan); project offices of the executive bodies of state power of the Republic of Tatarstan (departmental project offices on the basis of ministries and departments).

Keywords: company town, company town infrastructure, public authorities, engineering and transport infrastructure, single-industry municipalities.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.В Российской Федерации насчитывается 319 монопрофильных муниципальных образований (моногородов), в которых проживает около 13 млн. человек. В зависимости от социально-экономической категории моногородов органами государственной и муниципальной власти принимаются меры по их поддержке, направленные на диверсификацию экономики моногородов, привлечение в них инвестиций и создание новых рабочих мест [8,16].

В 2014 году под патронажем Правительства Российской Федерации создана НО «Фонд развития моногородов», одним из направлений деятельности которой является снятие инфраструктурных ограничений в моногородах, развитие в них инженерной и транспортной инфраструктуры за счет механизма софинансирова-ния расходов субъектов Российской Федерации и монопрофильных муниципальных образований [13].

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 № 668-р в перечень моногородов от Республики Татарстан входят 7 моногородов:

Категория 1. Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошли моногорода Зеленодольск и Набережные Челны.

Категория 2. Моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошли моногорода Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны и Чистополь.

Категория 3. Моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией. От Республики Татарстан по данной категории в перечень вошел моногород Нижнекамск [8].

Нормативно-правовой порядок взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере развития инфраструктуры моногородов определяет права и обязанности сторон:

- Исполнительные комитеты монопрофильных муниципальных образований Республики Татарстан - привлечение инвесторов в моногорода Республики Татарстан;

- Министерство экономики Республики Татарстан -подготовка и направление заявок на софинансирование расходов Республики Татарстан в НО «Фонд развития моногородов»;

- Аппарат Президента Республики Татарстан - подготовка и подписание соглашений и дополнительных соглашений с НО «Фонд развития моногородов»;

- Министерство экономического развития Российской Федерации -мониторинг и оценка показателей социально-экономического положения моногородов, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению их стабильного развития;

- НО «Фонд развития моногородов» - экспертиза заявок и предоставление субсидий [6, 11].

Независимо от категории моногородов до сих пор

важнейшей проблемой остается проблема улучшения взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в сфере инфраструктурного развития моногородов, что и является одной из приоритетных социально-экономических задач развития Российской Федерации, Республики Татарстан и самих монопрофильных муниципальных образований.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является анализ политики по развитию инфраструктуры моногородов Республики Татарстан проводимой органами государственной и муниципальной власти, а также взаимодействия органов власти в сфере развития инфраструктуры моногородов. В связи с тем, что степень изученности проблемы и отражения ее в информационных источниках недостаточна в качестве основного метода исследования был использован метод сравнения нормативно-правового порядка и сложившейся системы взаимодействия органов власти в части инфраструктурного развития моногородов Республики Татарстан, который позволил выявить ряд проблем , начиная с необходимости вовлечении в научный оборот новых источников, например, информационно-аналитических материалов Министерства экономики Республики Татарстан и других органов государственной и муниципальной власти. Широко использована технология проектно-ориентированного метода управления, применение которой позволяет выстроить единую систему федеральных, региональных и муниципальных проектных офисов, деятельность которых обеспечит решение вопросов развития инфраструктуры моногородов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30.11.2016 № 11 утвержден паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Целью Программы является снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, а также улучшением качества городской среды.

В этой связи были разработаны и утверждены паспорта программ комплексного развития моногородов Республики Татарстан. В рамках Программы моногородам республики на 2017 - 2018 годы утверждены целевые значения по созданию рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий (далее - КПЭ). Установленные на 2017 год КПЭ моногородами и республикой в целом выполнены, также планируется выполнение КПЭ и за 2018 год [21].

Одним из целевых показателей Программы является реализация «Пяти шагов благоустройства повседневности».

В таблице 1 для каждого города указано минимальное количество проектов, необходимых для реализации. Моногорода разделены на группы по численности насе-

370

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

ления и потенциалу возможности реализации программы «Пяти шагов благоустройства».

Таблица 1 - Показатели программы «Пять шагов благоустройства»*

Таблица 3 - Целевые показатели проекта

№ Наименование моногорода Количество проектов (целевой показатель)

1 Камские Поляны 2

2 Елабуга 4

3 Набережные Челны 5

4 Нижнекамск 5

5 Зеленодольск 4

6 Менделеевск 4

7 Чистополь 4

Наиыено Ед. Целевые значения по соглашению

целевого ере 2015 2016 2017 201S 2018 факт 2019 2020 Всего

эффекта план факт пла факт ила факт

Колнчес Ед.

создали 465 465 399 970 450 255* 574 673 700 850 3438

Объем инвеста m руб 3481,6 3481,6 995 1401,2 690 305,8 350 1759,7 3 1490 1617, 5 8624,1

Наименование Ед Целевые значе аияпо глашению**

целевого показателя эффективности ере 2016 2017 2018 2018 2019 2020

план факт план факт факт план план

Количество созданных рабочих мест Ед 35 36 35 35 50 50 170

Объем пр ивл еченных инвестиций руб 20 20 50 56,0 70 70,0 100 100 340

*Составлено авторами

На 01.03.2018 все 7 моногородов Республики Татарстан реализовали программы повышения качества среды. Общее количество проектов, реализованных моногородами в рамках программы, составило 35 единиц. Были реконструированы парки и скверы, проведены капитальные ремонты школ и детских садов, проведены различные мероприятия с привлечением молодежи.

В соответствии с заключенными соглашениями о со-финансировании с НО «Фонд развития моногородов» в Республике Татарстан реализуется 6 проектов по реконструкции и (или) строительству объектов инфраструктуры в моногородах Зеленодольск, Набережные Челны и Нижнекамск. Общая стоимость инфраструктурных проектов, реализуемых при содействии НО «Фонд развития моногородов», составляет 3,06 млрд рублей.

К этим инфраструктурным проектам относятся:

1. Создание дорожной инфраструктуры в промышленной зоне г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Общая стоимость проекта: 756,263 млн рублей, в том числе:

Фонд - 573,949 млн рублей;

Бюджет Республики Татарстан - 182,314 млн рублей.

Дорога введена в эксплуатацию в 2016 году [48].

Соглашением установлены следующие целевые показатели (таблица 2)

Таблица 2 - Целевые показатели проекта*

*Составлено авторами

**Значения на конец отчетного года, достигнутые в течение календарного года.

3. «Создание промышленной площадки «Зелено-дольск» [15] .

Общая стоимость проекта: 1310,526 млн рублей, в том числе:

Фонд - 971,129 млн рублей;

Бюджет Республики Татарстан - 339,397 млн рублей

Соглашением установлены следующие целевые показатели (табл. 4).

Таблица 4- Целевые показатели проекта*

целевого показателя эффективно ста Един рени Целевые значения

2016 2017 2017 2018 2018 2019 2020

Количество созданных рабочих един иц 2 244 295 318 264 394 1248 2 206

Объем пр ивл е ч е иных инве стаций млн. рубле 456 253 560,09 3 236,3 2 763,05 1 180,5 4331,5 9 4573

*Составлено авторами

Объект введен в эксплуатацию 25.12.2018.

4. «Реконструкция Хлебного проезда, Индустриального проезда, проездов ХХХ и ХХХ1».

Общая стоимость проекта: 126,896 млн рублей, в том числе:

Фонд - 91,508 млн рублей;

Бюджет Республики Татарстан - 35,388 млн рублей.

Соглашением установлены следующие целевые показатели (таблица 5)

Таблица 5 - Целевые показатели проекта*

Наименование целевого Ед. измере 2017 2018 Факт на 01.07.2018 2019 Всего

План Факт

Количество созданных Ед. 30 30 41 41 34 105

Объем привлеченных инвестиций млн руб. 468,05 519,2 174,56 176,57 9,53 652,14

*Составлено авторами

**Значение на конец отчетного года, достигнутое в течение календарного года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** С нарастающим итогом с начала заключения соглашения объем привлеченных инвестиций составляет 5 188,6 млн рублей из 5 126,6 млн рублей запланированных (процент выполнения - 101,2%), количество созданных рабочих мест с начала заключения соглашения -1 690 единиц из 1 314 единиц запланированных (процент выполнения - 128,6%).

2. «Создание инженерной инфраструктуры промышленного парка «Развитие».

Общая стоимость проекта: 146,386 млн рублей, в том числе:

Фонд - 119,831 млн рублей;

Бюджет Республики Татарстан - 26,555 млн рублей.

Объект 29.11.2017 введен в эксплуатацию.

Соглашением установлены следующие целевые показатели (таблица 3)

*Составлено авторами

Объект введен в эксплуатацию 25.09.2018.

5. «Строительство инженерных сетей «Промышленного парка Нижнекамск» в городе Нижнекамск Республики Татарстан» (1 этап - строительство инженерных сетей и дорожной инфраструктуры, за исключением участка подъездной дороги от территории Промышленного парка «Нижнекамск» до примыкания к местному проезду ул. Индустриальная (участки 2,3) )».

Общая стоимость проекта: 378,424 млн рублей, в том числе:

Фонд - 335,232 млн рублей;

Бюджет Республики Татарстан - 43,192 млн рублей [15].

Соглашением установлены следующие целевые показатели (таблица 6)

Таблица 6 - Целевые показатели проекта*

Наименование целевого показателя эффективности Ед. измере ния 2017 факт 2018 2018 2019 2020 Etcm

План Факт

Количество созданных Ед. 22 22 137 142 81 22 262

Объем привлеченных инвестиций руб. 230,58 230,65 570,25 581,80 199,7 52,163 1 052,69

*Составлено авторами Ввод объекта в эксплуатацию - 31.01.2019. 6. Строительство внеплощадочных сетей для заводов стиральных машин барабанного типа и кухонного оборудо-

Shabanova Ludmila Borisovna, Abulkhanova Guzeliya Azatovna, Rychkov Sergey Yurievich economic

INTERACTION OF GOVERNMENTAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE SPHERE ... sceinces

вания На1ег и сетей газоснабжения, 1-ая очередь.

Летом 2018 года направлена заявка в Фонд на софи-нансирование расходов Республики Татарстан по строительству инфраструктурных объектов «Внеплощадочные сети для заводов стиральных машин барабанного типа и кухонного оборудования На1ег» и «Внеплощадочные сети для заводов стиральных машин барабанного типа и кухонного оборудования На1ег. Сети газоснабжения, 1-ая очередь» [12, 13,15].

В соответствии со формированной заявкой общая стоимость строительства инженерной инфраструктуры составляет 338,266 млн рублей, из них:

- за счет средств Фонда - 220,677 млн рублей;

- за счет средств бюджета РТ - 117,589 млн рублей.

Ввод объектов в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года

(таблица.7)

Таблица 7- Целевые показатели проекта*

целевого показателя эффективности Единица нзмеренн я Целевые значения

2018 год и ранее Факт 201S 2019 год 2020 год 2021 год Итого

Количество созданных рабочих единиц 15 17 174 65 566 820

Объем привлеченных инвестиций рублей 705,56 706,225 2 384,44 3 516,9 803,10 7 410,0

*Составлено авторами

В результате этого сложился следующий порядок взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в сфере инфраструктурного развития монопрофильных муниципальных образований:

Исполнительные комитеты монопрофильных муниципальных образований Республики Татарстан проводят работу по привлечению инвесторов и отбору инвестиционных проектов, для нужд которых требуется снятие инфраструктурных ограничений.

Министерство экономики Республики Татарстан совместно с Исполнительными комитетами монопрофильных муниципальных образований Республики Татарстан и Аппаратом Президента Республики Татарстан занимается подготовкой и направлением заявок на софинанси-рование расходов Республики Татарстан в НО «Фонд развития моногородов» в целях реконструкции и (или) строительства объектов инфраструктуры.

Аппарат Президента Республики Татарстан готовит соответствующие соглашения и дополнительные соглашения с НО «Фонд развития моногородов».

Наконец, НО «Фонд развития моногородов» при участии Министерства экономического развития Российской Федерации рассматривает заявки от субъектов Российской Федерации и монопрофильных муниципальных образований и предоставляет им в соответствии с заключенными соглашениями субсидии.

В сложившемся взаимодействии государственных и муниципальных органов власти в Российской Федерации в сфере инфраструктурного развития монопрофильных муниципальных образований сохраняются следующие проблемы.

1. Возрастающая нагрузка на Министерство экономики Республики Татарстан как уполномоченного органа Республики Татарстан по координации работы с НО «Фонд развития моногородов».

2. Недостаточная активность Исполнительных комитетов монопрофильных муниципальных образований Республики Татарстан по привлечению инвесторов, инвестиционных проектов, для нужд которых требуется снятие инфраструктурных ограничений.

3.Сложность процедур согласования заявки в НО «Фонд развития моногородов» с Аппаратом Президента Республики Татарстан, рассмотрения ее на наблюдательном совете НО «Фонд развития моногородов» с участием представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, а также заключения соглашения о софинансировании с НО «Фонд развития моногородов». 372

4. Сложность заполнения отчетных форм о достижении целевых показателей эффективности (ЦПЭ) (создание новых рабочих мест, привлеченные объемы инвестиций), в том числе на бумажном носителе.

Как показали результаты исследования внедрение проектно-ориентированного метода управления позволяет решить эти проблемы.

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно заключить, что в целях повышения эффективности функционирования сложившуюся систему взаимодействия органов власти в части инфраструктурного развития моногородов Республики Татарстан следует модифицировать путем внедрения проектно-ориентированного метода управления.

Проектную деятельность в Российской Федерации в части реализации национальных проектов на территории Республики Татарстан авторы предлагают представить в виде следующей структуры:

- Федеральный проектный офис (Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации).

- Региональный проектный офис (межведомственный проектный офис на базе Министерства экономики Республики Татарстан).

- Проектные офисы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (ведомственные проектные офисы на базе министерств и ведомств).

- Проектные офисы органов местного самоуправления (муниципальные проектные офисы на базе Исполнительных комитетов муниципальных образований).

При этом Министерство экономики Республики Татарстан определено координатором проектной деятельности в Республике Татарстан в части реализации национальных проектов.

К основным функциям регионального проектного офиса относятся функции методического сопровождения проектной деятельности и контроля реализации региональных проектов на территории Республики Татарстан:

1) методическое обеспечение проектной деятельности;

2) координация региональных проектов;

3) мониторинг их реализации;

4) предоставление и запрос информационно-аналитических материалов;

6) контроль реализации;

7) анализ эффективности реализации.

Таким образом, Министерство экономики как координатор проектной деятельности запрашивает, сводит, анализирует информацию по реализации региональных проектов, контролирует своевременность заполнения отчетных форм участниками региональных проектов, достижение ими контрольных точек мероприятий и их результатов, направляет сводную отчетную информацию на рассмотрение коллегиальному органу, а также федеральному проектному офису.

Также стоит отметить, что отчетность по достижению плановых целевых показателей региональных проектов и их финансовому обеспечению заполняется в подсистеме управления национальными проектами в рамках государственной информационной системы «Электронный бюджет». Данная подсистема в рамках ГИС «Электронный бюджет» была запущена в эксплуатацию в конце января 2018 года.

В свою очередь, в ответственных исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан созданы ведомственные проектные офисы в части реализации соответствующих региональных составляющих национальных проектов.

Ведомственный проектный офис осуществляет:

1) мониторинг курируемых проектов;

2) свод информации по ним;

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

3) анализ отчета по курируемым проектам;

4) контроль их реализации;

5) предоставление и запрос информационно-аналитических материалов.

В дополнение к указанной структуре на муниципальном уровне в целях реализации инфраструктурных проектов также предлагается сформировать проектные офисы органов местного самоуправления (муниципальные проектные офисы на базе Исполнительных комитетов муниципальных образований). В настоящее время этот вопрос находится в стадии проработки.

Муниципальные проектные офисы должны заниматься реализацией, мониторингом, контролем и корректировкой региональных проектов на муниципальном уровне.

Взаимодействие между соответствующими федеральными, региональными и муниципальными проектными офисами планируется строить с применением информационно-телекоммуникационных технологий.

Внедрение проектно-ориентированного подхода и реорганизация на его основе системы управления позволят повысить эффективность системы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в части развития инфраструктуры моногородов Республики Татарстан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года в ред. ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ //Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237; СЗ РФ. -2014. - № 15. - Ст. 1691.

2. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа // «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ[Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа // Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.rU/

4. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа // Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

7. Указ Президента РФ от 7мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

8. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)» [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

11. Инструкция о порядке составления и представления Отчета о расходовании средств некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах, утверждена приказом ФРМ от 19.05.2015 № 100 [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

12. Методические указания, рекомендации и требования по оформлению и подготовке заявок на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, утверждены приказом ФРМ от 18.02.2019 № 7 [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

13. Положение о выполнении некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» функций проектного офиса по проектам раз-

вития моногородов, утверждено протоколом заседания наблюдательного совета некоммерческой организации «Фондразвития моногородов» от 28 июля 2017 г. № 40 [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

14. Положение о порядке софинансирования некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждено приказом ФРМ от 06.06.2017 № 38 [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

15. Соглашение о софинансировании расходов субъекта Российской Федерации в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногороде [Электронный документ]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

16. Абулханова, Г.А. Информатизация как эффективная технология защиты населения при формировании имиджа муниципальных органов власти / Г.А. Абулханова, Ч.Я. Шафранская // Новые институты для новой экономики: сборник материалов XIIМеждународной научной конференции по институциональной экономике, 25-29 апреля 2018г. Казань: Изд-во «Познание Казанского инновационного университета, 2018, с.28-34

17. Брыкин, А.В. Информационно-логистическая инфраструктура рынков товаров и услуг/А.В. Брыкин, В.В. Голубовская, В.А. Шумаев. —М.: Экономическая газета, 2018. — 288 с.

18. Гольская, Ю. Влияние транспортной инфраструктуры на развитие региона / Ю. Гольская. — М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. —184 c.

19. Назин, К.Н. Экономика России. Инфраструктура: учебник для бакалавриата и магистратуры / К.Н. Назин, Д.И. Кокурин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10612-1.

20. Полянская, О.Ю. Инфраструктуры открытых ключей / О.Ю. Полянская, В.С. Горбатов. — М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2017. — 368 c.

21. Селезнев, А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России /А.З. Селезнев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 384 c.

22. Спицына, Л.Ю. Инновационная инфраструктура рынка / Л.Ю. Спицына. — М.: Юрайт, 2016. — 369 c.

23. Федько, В.П. Инфраструктура товарного рынка / В.П. Федько, Н.Г. Федько. — М.: Феникс, 2014. — 512 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Ярных, Э.А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг / Э.А. Ярных. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 368 c.

Статья поступила в редакцию 06.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.