(e-mail: [email protected]) Bunin Yelets State University, Yelets, Russia
THE ROLE OF BLOCKCHAIN IN THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY, ITS ADVANTAGES AND DISADVANTAGES Annotation. The article describes the banking sector, characterizes blockchain technology, and examines the role of its application in the banking sector of the Russian economy. The main directions of banks' use of this technology have been determined. Special attention was paid to the advantages and disadvantages arising from the introduction of blockchain into the banking sector of the economy.
Keywords: banking sector, digital technologies, blockchain, digitalization, bank, innovation.
УДК 336.7
Киселева Анастасия Александровна, магистрант
Тарасова Татьяна Алексеевна, д.э.н., профессор
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, Симферополь ([email protected])
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВСОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В исследовании представлен анализ актуальных проблем, процесса взаимодействия органов власти с органами местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Крым. Разработана оптимальная модель коммуникации, по уровням распределения полномочий.
Ключевые слова: публичная власть, взаимодействие органов власти, децентрализация, проблемы государственной власти, Республика Крым.
В современной России вопрос взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления остается актуальным и вызывает повышенный интерес общественности и экспертов. Нововведением Конституции Российской Федерации, принятой в 2020 году, стало внедрение государствообразующей категории «публичная власть», представляющей собой многоуровневую систему, которая обеспечивает координацию и реализацию полномочий государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях власти и гарантирует эффективное управление и функционирование государства [1, С.16]. Исходя из этого, взаимодействие данных структурных элементов является фундаментальной состав-
ляющей эффективного управления и развития регионов Российской Федерации в рамках построения единой системы публичной власти.
Несомненно, взаимодействие является важным аспектом эффективного государственного управления. Профессор в сфере государственного муниципального управления Наумкина В.В. справедливо отмечает, что построение взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации является неотъемлемым условием для эффективного функционирования единой системы публичной власти, способствуя согласованности, сотрудничеству и координации действий [2].
Однако между органами власти в процессе коммуникации возникают серьезные барьеры. В связи с этим необходимым видится рассмотрение общих проблем, связанных с процессом организации взаимодействия в органах власти Российской Федерации.
Несмотря на провозглашаемые государственной властью принципы местного самоуправления, на сегодняшний день существует весомая проблема с финансовым обеспечением данных органов. Федеральные и региональные органы власти констатируют финансовую несамостоятельность муниципальных образований, характеризующуюся дефицитными муниципальными бюджетами.
Анализ процесса взаимодействия органов государственной и муниципальной власти на примере Республики Крым позволяет выявить одну из существенных проблем взаимодействия, присущую Российской Федерации в целом: проблема недофинансирования бюджетов органов местного самоуправления и их высокой зависимости от межбюджетных трансфертов.
Для подтверждения существенности данной проблемы проведена оценка бюджетной децентрализации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также зависимости местных бюджетов Республики Крым от межбюджетных трансфертов [3]. Оценка проведена посредством определения равномерности бюджетной децентрализации через соотношение уровня распределения полномочий муниципальных образований и уровня распределения обязанностей муниципальных образований региона.
Так, показатель равномерности бюджетной децентрализации органов власти Республики Крым равен 98,3%, что указывает на то, что муниципальные образования республики имеют высокий показатель зависимости от органов государственной власти и не располагают достаточными ресурсами для финансирования собственных расходных обязательств и решения местных вопросов. Данный вывод подтверждает и динамика безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Крым за 2020-2022 год, представленная на рисунке 1.
Согласно данным рисунка 1, бюджеты муниципальных образований в Республике Крым характеризуются слабой самообеспеченностью и высокой зависимостью от межбюджетных трансфертов. Указанная ситуация возникает ввиду того, что муниципалитеты в регионе имеют ограниченные
источники доходов, основанные, например, на налогах с населения, местных предприятиях и земельных налогах, а также зависят от межбюджетных трансфертов из регионального и федерального бюджетов для обеспечения своей финансовой устойчивости и выполнения функций.
Исходя из вышеизложенного, на федеральном и региональном уровнях применяется система трансфертов, призванных обеспечить решение местных вопросов. Целевой характер этих трансфертов ограничивает возможности местных властей при принятии решений по значимым различным вопросам. Соответственно, у местных властей нет стимулов эффективного расходования бюджетных средств.
30 000,00
25 000,00
20 000,00
15 000,00
10 000,00
5 000,00
0,00
22 982,64
Ж*
66,25
25 111,29
1 222,
9 569,26
9 762,01 9 569,26
■ I В ■
^ 1 606,31^^ 1 128,62 ^^
26 442,31 1 170,31
12 265,21
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2020 2021 I Дотации ' Субсидии ^^ Субвенции
2022 Иные МБТ
Рисунок 1 - Динамика безвозмездных поступлений в консолидированный
бюджет РК за 2020-2022 г.
Источник: составлено автором на основе [4]
Помимо этого, процесс взаимодействия сопровождается значительным повышением нагрузки на муниципальные органы власти вследствие передачи им части государственных обязательств. Вместе с тем, передача государственных полномочий не всегда подкрепляется достаточным финансированием для их осуществления. Это добавляет трудностей для муниципальных органов власти и отвлекает денежные ресурсы от решения местных проблем.
Вопрос о форме передачи муниципальным органам необходимых для выполнения государственных функций материальных и финансовых ресурсов остается логически и юридически открытым. Это объясняется тем, что предоставление материальных и финансовых средств различным по масштабу и специфике муниципальным образованиям и определение размера таких средств на неопределенный срок, закрепляя это в положениях
одного конкретного закона, регулирующего общие принципы передачи государственных полномочий, является практически невозможным.
Весомым упущением является также процесс разграничения полномочий при реализации определенных функций органами исполнительной власти. Неопределенность в распределении полномочий между центральным правительством и местными органами приводит к дублированию функций или, наоборот, нехватке ресурсов для решения конкретных проблем [5].
В данной связи, исследователь В.Г. Заякин в своей работе справедливо отмечает, что законодательно так и не удалось сформировать сбалансированную модель разграничения полномочий, позволяющую находить оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией [6]. Причем на сегодняшний день можно констатировать, что работа в данном направлении не завершена.
Одной из насущных проблем является дефицит квалифицированных кадров, характеризующийся общей тенденцией сокращения численности муниципальных служащих в Российской Федерации.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность служащих муниципальных органов власти стремительно снижается, что представлено в таблице 1 [7].
Таблица 1 - Численность муниципальных служащих органов местного самоуправления РФ за 2020-2022 гг.
Показатель Численность муниципальных служащих органов местного самоуправления РФ, тыс.чел
2020 г. 2021 г. 2022 г.
Российская Федерация 296, 122 295,116 293,183
ЮФО 38, 596 38,650 38,313
Республика Крым 5 257 5,348 5,163
Источник: составлено автором на основе [7]
Данные таблицы свидетельствуют о проблеме сокращения численности работников органов муниципальных образований, что требует принятия специальных, дополнительных мер по укреплению кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, нельзя не отметить ключевую проблему, препятствующую эффективному построению взаимоотношений органов власти - отсутствие четкого механизма оценки эффективности взаимодействия органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
На данный момент, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях отсутствует общепринятая и единая система оценки качества взаимодействия, не разработан структурированный механизм обратной
связи между органами власти. Это приводит к тому, что проблемы и недочеты во взаимодействии уровней власти в РФ остаются нераспознанными и не решаются вовремя.
Таким образом, в результате анализа выявлено, что на данный момент наблюдается тесная взаимосвязь органов государственной и муниципальной власти. Результативность исполнения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями находится в большой зависимости от федеральных и региональных межбюджетных трансфертов, которые составляют основную долю в местных бюджетах.
Следует отметить, что процесс взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти значительно замедляет низкий уровень управления финансами муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Данная проблема имеет несколько аспектов. Одним из ключевых является неэффективное распределение и использование финансовых ресурсов, что приводит к недостатку средств для развития инфраструктуры, обеспечения социальных нужд и реализации различных проектов на местном уровне. В Республике Крым данная проблема осложнена недостаточной транспарентностью управления финансами муниципальных образований, о чем свидетельствует рейтинг муниципальных образований по результатам оценки качества управления финансами Крым за 2022 год, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 - Рейтинг МО по результатам оценки качества управления финансами в муниципальных образованиях в Республике Крым за 2022 г. Источник: составлено автором на основе [4]
Данные, представленные на рисунке 2, позволяют сделать вывод о том, что более двух третей муниципальных образований региона имеют сложности в области финансового управления, что затрудняет процесс оптимизации бюджетных расходов и планирования инвестиций на местном уровне.
Таким образом, на современном этапе развития «центр-региональных» взаимоотношений актуальными остаются вопросы совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти, преодоления ведомственных барьеров, а также внедрения оценки эффективности и должной системы контроля межведомственного взаимодействия.
В целом в Республике Крым, как и в других субъектах Российской Федерации остаются на уровне неполного решения многочисленные проблемы, из числа которых выделяют низкий уровень финансовой самостоятельности муниципальных образований, недостаточная эффективность реализации переданных на муниципальных уровень полномочий, снижение численности аппарата управления муниципалитетов, а также низкий уровень материально-технического обеспечения органов муниципальной власти и квалификации кадров [8].
Исходя из этого, совершенствование процесса взаимодействия государственных органов власти с органами муниципального управления представлено комплексом мероприятий, в таких аспектах, как обеспечение развития кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих; внедрение модели оптимального разграничения полномочий, активизация практик муниципально -частного партнерства а также совершенствование информационно-коммуникационного механизма взаимодействия, посредством внедрения единой цифровой платформы коммуникации органов публичной власти.
В свою очередь, повышению эффективности управления финансовыми ресурсами в муниципальных образованиях Республики Крым поспособствует активизация механизма муниципально-частного партнёрства, что позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие региона, особенно в те сферы, где государственные инвестиции недостаточны.
Решение перечисленных проблем, несомненно, привнесет необходимую сбалансированность в систему взаимных полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, взаимодействие в системе государственного управления является важным аспектом согласования форм, методов и инструментов коммуникации в рамках построения вертикали власти, которая обеспечивает согласованность, эффективность и целостность действий органов публичной власти. Способствуя достижению общих целей и задач, а также обеспечению стабильного функционирования органов власти, взаимодействие выступает неотъемлемым условием построения эффектив-
ной системы государственного и муниципального управления Российской Федерации.
Список литературы
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко, С.Б. Нанба, А.Е. Пома-занский. - Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2021. - 368 с
2. Наумкина, В. В. Самостоятельность местного самоуправления и единая система публичной власти в Российской Федерации [Текст] / В. В. На-умкина // Право и законность: вопросы теории и практики. - 2022. - С.4-5
3. Васильева, В. М. Как измерить децентрализацию и федерализм [Текст] / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. // Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2020. - 441 с.
4. Открытый бюджет Республики Крым [Электронный ресурс] / Портал правительства Республики Крым: сайт. - Режим доступа: https://budget.rk.ifinmon.ru/ (дата обращения 22.12.2023)
5. Чертков Александр Николаевич Государство и местное самоуправление в России: принцип единства публичной власти и проблемы разграничения её компетенции // Московский юридический журнал. - 2020. - №2. -С. 45-50.
6. Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов [Текст] / В. Г. Заякин // Молодой ученый.- 2020. - № 51 (341). - С. 202-204.
7. Сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации : сайт. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/2023/04-19/S6OzNLtu/RR_pokaz_03-33_2022.xlsx (дата обращения 13.12.2023).
8. Яткевич, О. Г. Основные направления и проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] / О. Г. Яткевич // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 4. - С. 67-70.
Kiseleva Anastasia Alexandrovna, undergraduate ([email protected] )
scientific supervisor: Tarasova Tatyana Alekseevna, Professor
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crime-
an Federal University named after V.I. Vernadsky», Russia, Simferopol
THE PROBLEMATIC FIELD OF INTERACTION BETWEEN PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN MODERN RUSSIA Abstract. The study presents an analysis of current problems, the process of interaction between authorities and local governments in the Russian Federation and the Republic of Crimea. An optimal communication model has been developed, according to the levels of authority distribution.
Keywords: public power, interaction of authorities, decentralization, public authorities of the Republic of Crimea.
УДК 339.72.015
Кобозева Елена Михайловна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected])
Безгласная Анна Дмитриевна,
Потицкая Кристина Михайловна
Кубанский государственный технологический университет г.Краснодар, Россия
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ КАК НОВАЯ ФОРМА РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ: СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИВНЕДРЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные перспективы и риски при введении цифрового рубля в финансовую систему Российской Федерации. Выделены основные преимущества цифрового рубля для субъектов рынка. Представлена схема двухуровневой розничной модели цифрового рубля и выделены основные аспекты её реализации. Указаны неоспоримые_пре-имущества государства от введения в оборот цифрового рубля. Отмечено, что внедрение в оборот цифрового рубля является объективной необходимостью, обусловленной потребностью государства сделать экономику более прозрачной, а финансовую систему более управляемой.
Ключевые слова: цифровой рубль, Центральный банк, цифровая валюта, наличные и безналичные рубли, экономика, бизнес, финансовая организация, двухуровневая розничная модель, цифровой кошелек.
Сложная геополитическая ситуация в мире потребовала от Российской Федерации экономических изменений и революционных перемен во всех областях. В конце 2022 года в Государственную думу Российской Федерации был представлен законопроект №270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с внедрением цифрового рубля». С 1 августа 2023 года вступил в силу закон, закрепляющий цифровой рубль в России в качестве полноценного актива и устанавливающий пра-