УДК 351.72
Кишева К. Ю., Пилова Ф. И.
Kisheva K. Yu., Pilova F. I.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ВЛАСТИ
IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROCESSES OF ECONOMIC INTERACTION OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES
В статье анализируется проблема построения системы взаимоотношений с органами государственной власти для создания благоприятных условий в сфере реализации прав и свобод граждан. Повышение эффективности экономического взаимодействия федеральных и региональных органов с муниципальной властью следует рассматривать как увеличение соотношения затраченных ресурсов и полученных результатов для достижения поставленных целей. Основной целью органов местной власти является улучшение качества жизни населения вместе с ростом экономических показателей и вклад в общее развитие региона и страны в целом. Эффективность взаимодействия государственных органов и местной власти во многом определяется уровнем финансовой самообеспеченности муниципальных образований.
Ключевые слова: эффективность взаимодействия, органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджет.
The article analyzes the problem of building a system of relations with state authorities to create favorable conditions in the implementation of the rights and freedoms of its citizens. Improving the effectiveness of the economic interaction of federal and regional authorities with the municipal authorities should be viewed as an increase in the ratio of resources expended and the results obtained to achieve the goals. The main goal of local authorities is to improve the quality of life of the population along with the growth of economic indicators and to contribute to the overall development of the region and the country as a whole. The effectiveness of the interaction of state institutions and local authorities is largely determined by the level of financial self-sufficiency of municipalities.
Key words: interaction efficiency, public authorities, local governments, budget.
Кишева Карина Юрьевна -
студентка 5-го курса направления подготовки «Экономика» направленности «Финансы и кредит в АПК», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: [email protected]
Пилова Фатима Исмаиловна -
доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: [email protected]
Kisheva Karina Yuryevna -
a student of the 5th year of the direction of the preparation of «Economics» with the focus on «Finance and credit in agriculture», FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik E-mail: [email protected]
Pilova Fatima Ismailovna -
Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik
E-mail: [email protected]
Проблема построения системы взаимоотношений с органами государственной власти для создания благоприятных условий в сфере реализации прав и свобод его граждан стоит перед органами местного самоуправления достаточно остро. Для построения этой системы необходимо наличие эффективного экономического механизма обеспечения финансовыми ресурсами всех уровней власти, в том числе и местную.
Эффективное развитие экономики страны требует изменений и форм взаимодействия, в том числе и в экономической сфере, между федеральными, региональными и местными органами власти. В процессе делегирования полномочии, распределения обязанностей и предметов ведения между уровнями власти возникают разнообразные противоречия, от решения которых зависит эффективность системы государственного (муниципального) управления. Решение проблем распределения доходов, обеспечение расходных статей бюджетов и межбюджетных трансфертов между бюджетами всех уровней с целью исполнения экономических и социальных обязательств государства - такие меры должны способствовать экономическому росту как муниципальных образований, так и регионов и страны в целом.
Повышение эффективности экономического взаимодействия федеральных и региональных органов с муниципальной властью следует рассматривать как увеличение соотношения затраченных ресурсов и полученных результатов для достижения поставленных целей.
Основной целью органов местной власти является улучшение качества жизни населения вместе с ростом экономических показателей и вклад в общее развитие региона и страны в целом. Решение этих задач возможно только во взаимодействии с государственными органами власти, осуществляющими правовое регулирование деятельности местного самоуправления, в том числе и его экономическую составляющую - бюджет. Совместная работа может вестись в двух направлениях:
- разработка органами государственной власти мер в сфере налогообложения для приведения доходов и расходов бюджета района в сбалансированное состояние, обеспечивающее минимальные стандарты качества жизни населения;
- оказание помощи в виде межбюджетных трансфертов денежных средств в случае дефицита бюджета или передача отдельных государственных полномочий, контроль эффективности расходования данных средств на муниципальном уровне.
Отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами представляют собой довольно сложную систему, выполняющую несколько функций. Среди них - фискальная - формирование денежных доходов государства, и распределительная - перераспределение имеющихся налогов для выравнивания экономического и социального уровня различных административных единиц. Выполнение этих функций обеспечивает ФНС России во взаимодействии с федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Управление Федеральной налоговой службы по КБР является территориальным органом ФНС России и находится в его непосредственном подчинении [5].
Правила взаимодействия территориальных налоговых органов регулируются Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. №410 [3]. Согласно данному документу с 1 января 2006 г. муниципальные органы получают информацию с лицевых счетов всех налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность и уплачивающих налоги и сборы на его территории как в целом для муниципального образования, так и в разрезе входящих поселений. Кроме того, предоставляются данные о статусе налогоплательщика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и др.), о виде дохода и осуществляемой деятельности. Такая информация позволяет муниципальным органам анализировать экономическую ситуацию, прогнозировать не только общий объем доходов, но и конкретизировать поступление налогов по отдельным видам экономической деятельности.
Статья 85 НК РФ, определяющая федеральные, региональные и местные налоги и сборы, устанавливающая принципы их исчисления и уплаты, имеет ряд серьезных недостатков. Кроме того, серьезную проблему представляют регулярные изменения и поправки: в 2016 г. их было около130, в 2017 г. около 150. Вовремя отследить и применить данные изменения в деятельности местных
органов власти, а тем более отдельным налогоплательщикам достаточно затруднительно. Еще сложнее в таких условиях муниципальным органам планировать бюджетные параметры, а налогоплательщикам осуществлять долгосрочное планирование своего бизнеса. Непосредственное влияние на выполнение своих обязательств органами местной власти оказывает ограниченное количество местных налогов. Очевидное несоответствие обязательств по расходам, поступающим доходам от установленных налогов приводит к финансовой зависимости от трансфертов региональной и федеральной власти. Заявленная самостоятельность местной власти в такой ситуации оказывается под вопросом.
Эффективность взаимодействия государственных органов и местной власти во многом определяется уровнем финансовой самообеспеченности муниципальных образований. Существуют различные меры для достижения поставленных целей. Одним из таких шагов взаимодействия является изменение нормативов налоговых доходов в пользу местного самоуправления. Эта мера позволит повысить самообеспеченность и самостоятельность территориальных образований от финансовой помощи вышестоящих бюджетов.
Изменение или введение новых федеральных, региональных и местных налогов и сборов или их отмена осуществляется согласно Налоговому кодексу. Для внесения изменений в этот закон с целью перераспределения налоговых платежей и повышения доходной части бюджета муниципальных органов необходимо обращение с законодательной инициативой в Государственную Думу. Согласно статье 104 Конституции РФ таким правом обладает Президент, две палаты Парламента РФ, Правительство РФ и законодательные органы субъектов РФ [3]. Однако, в отличие от других законопроектов, для внесения в Государственную Думу необходимо заключение Правительства РФ. Например, налог на доходы физических лиц - федеральный налог, но зачисляется по нормативам в региональный и местный бюджет. С 2017 года нормативы распределения доходов по НДФЛ между бюджетами бюджетной системы по НДФЛ составляют: 33%, 57% и 10% в бюджет субъекта, муниципального района и местные бюджеты поселений соответственно [2].
Предлагается внести изменения в норматив распределения доходов от НДФЛ в соотношении 13%, 77% и 10% для регионального, районного и бюджетов поселений соответственно, а также перевод дохода от данного налога из регионального в местные бюджеты на определенный период, при условии, что данный налог будет выплачиваться по месту жительства, что при исполнении прогнозных показателей доходов позволит увеличить доходную часть бюджета. Это сыграет положительную роль при сокращении межбюджетных трансфертов. Кроме того, это позволит в период экономического кризиса выполнить не только социальные обязательства, но и направить дополнительные средства на развитие района:
- на повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы;
- на создание новых рабочих мест;
- создание благоприятной среды проживания для населения района.
Кроме того, решение данных проблем повысит поступления по данному налогу, что опять же благоприятно скажется на бюджете района.
Важную роль в повышении эффективности взаимодействия местных органов власти с государственными играет Министерство экономического развития КБР. Оно организует методическое сопровождение приоритетных проектов социально-экономического развития и определяет основные направления развития. Важной задачей министерства является создание справедливых конкурентных условий для хозяйствующих субъектов и совершенствование форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, осуществление отбора инвестиционных проектов для включения в республиканские программы развития.
Основной метод привлечения инвестиций в муниципальные районы - это предоставление льгот по налогам. Но возможности руководителей местных органов по льготному налогообложению для совместной инвестиционной деятельности ограничиваются дефицитом районного бюджета и зависят от трансфертов. Согласно Постановлению Правительства Кабардино-Балкарской республики «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Кабардино-Балкарской республике»,
в целях активизации инвестиционной деятельности и создания благоприятных условий для инвестирования создана комиссия для рассмотрения инвестиционных проектов [4]. Сопровождение проектов осуществляется в виде информационной, организационной и консультационной поддержки.
Основными показателями для инвестиционных соглашений являются: создание новых рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы.
Существуют различные критерии привлекательности для инвестиционных соглашений:
- удобное географическое положение;
- наличие трудовых и природных ресурсов;
- производственный и туристический потенциал.
В целом экономическое взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления должно быть направлено не на сокращение расходной части бюджетов местных органов власти, а на их эффективное использование. Цель федеральных трансфертов - это качественное изменение в конкретной отрасли, достижение положительного результата. Сокращения в части трансфертов могут привести к нежелательным последствиям при решении широкого
круга вопросов экономического и социального характера, поэтому они должны быть объективно рассчитаны.
Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, представляющих взаимный интерес и имеющих значение для населения КБР и муниципальных районов можно построить в разрезе следующих направлений:
1) разработка и реализация долгосрочных программ, планов социально-экономического развития района и республики в целом на основе соглашений;
2) эффективное распределение задач и функций, относящихся к совместному ведению государственных и местных органов власти;
3) для решения задач экономического характера в виде выравнивания социально-экономического положения;
4) создание совместных государственно-муниципальных предприятий.
Таким образом, решение перечисленных проблем экономического и правового характера на федеральном, региональном и муниципальном уровне, возникающих при их взаимодействии, позволит повысить уровень эффективности их деятельности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, 12.12.93 г.
2. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 №410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов»
4. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской республики от 29.04.2013 года № 130-ПП «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Кабардино-Балкарской республике»
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: www.gks.ru
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, 12.12.93 ^
2. «Byudzhetnyj Kodeks Rossijskoj Federatii» о1 31.07.1998 №145^
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii о1 12.08.2004 №410 «О poryadke vzaimodejstviya organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i organov mestnogo samoupravleniya s territorial'nymi organami federal'nogo organa ispolnitel'noj vlasti, upolnomochennogo po kontrolyu i nadzoru V оЬ^й nalogov i sborov»
4. Postanovlenie Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoj respubliki ot 29.04.2013 goda № 130-РР «О soprovozhdenii investicionnyh proektov, realizuemyh i planiruemyh k realizacii v Kabardino-Balkarskoj respublike»
5. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki [EHlektronnyj resurs]: www.gks.ru
6. Дышекова А.А., Казова З.М. Актуальные проблемы формирования местных бюджетов и пути их решения // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С.14-17.
7. Казова З.М. Методика оценки эффективности управления межбюджетными отношениями на субфедеральном уровне // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1(4). С. 258262.
6. ВуъЪекауа А.А., Кагвуа 2.Ы. Aktual'nye proЫemy formirovaшya mestnyh byudzhetov i puti Ш resheniya // Rossijskij ekonomicheskij internet-zhurnal. 2018. № 1. S.14.
7. Ка2вуа 2.Ы. Metodika ocenki effektivnos-ti upravleniya mezhbyudzhetnymi otnosheniyami га subfederal'nom urovne // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. № 1(4). S.258-262.