Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNANCE / MUNICIPAL UNIT / BUDGET DEFICIT / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / LOCAL TAXES / STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования (муниципального района, городского округа или поселения). К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, связанных с созданием условий для обеспечения повседневных потребностей населения. В этих целях Конституцией РФ закреплен и обязательный порядок наделения органов местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. На практике указанное положение не реализовывалось в полной мере: зачастую имеющиеся в распоряжении муниципальных образований финансовые ресурсы явно не обеспечивали решения вопросов местного значения. Кроме того, за органами местного самоуправления была закреплена значительная доля государственных полномочий, не подкрепленная адекватным количеством бюджетных средств. Это порождало такие проблемы, как повсеместный бюджетный дефицит; высокая степень зависимости муниципальных образований от решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; низкая степень использования потенциала местных налогов; неэффективность. За последние несколько лет в результате осуществления комплекса мероприятий в рамках реализации реформы местного самоуправления часть проблем, связанных с недостаточностью общего объема доходов местных бюджетов по сравнению с возложенными на муниципальные образования расходными обязательствами, а также непрозрачностью распределения межбюджетных трансфертов и «нефинансируемыми федеральными мандатами», была решена. При этом многочисленные сложности, обусловленные, прежде всего, низкой степенью использования собственного финансово-экономического потенциала муниципальных образований, по-прежнему сохраняются. Изменения бюджетного законодательства в части формирования доходов местных бюджетов, принятые в последние годы, способствовали сокращению дефицита местных бюджетов. Однако полученный результат не способствовал укреплению финансовой независимости бюджетов муниципальных образований, а лишь усилил иждивенческие настроения и пассивную позицию органов местного самоуправления в вопросах самостоятельного финансового обеспечения расходных обязательств. Таким образом, стратегической целью решения указанной проблемы, на наш взгляд, является обеспечение долгосрочной финансовой самостоятельности муниципальных образований посредством реализации комплекса тактических мер, направленных, прежде всего, на изыскание и активное использованию резервов роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF LOCAL BUDGET

Local government, according to the Constitution of the Russian Federation, is one of the foundations of the constitutional system of the Russian Federation. It is designed to ensure a combination of state interests and the interests of each individual municipality (municipal district, city district or settlement). The competence of local governments is to address local issues related to the creation of conditions for ensuring the daily needs of the population. To this end, the Constitution of the Russian Federation establishes a mandatory procedure for endowing local governments with the necessary material and financial resources. In practice, this provision has not been fully implemented - often the financial resources at the disposal of municipalities clearly did not provide solutions to local issues. In addition, a significant proportion of state powers were assigned to local governments, not supported by an adequate amount of budget funds. This caused problems such as widespread budget deficits; a high degree of dependence of municipal formations on the decisions of federal bodies of state power and bodies of state power of the subjects of the Russian Federation; low use of the potential of local taxes; inefficiency Over the past few years, as a result of the implementation of a set of measures in the framework of local government reform, some of the problems associated with the insufficiency of the total revenue of local budgets as compared with the expenditure commitments assigned to municipalities, as well as the lack of transparency in the distribution of intergovernmental transfers and «non-funded federal mandates» solved. At the same time, numerous difficulties, primarily due to the low degree of use of the own financial and economic potential of municipalities, still persist. Changes in budget legislation in terms of the formation of local budget revenues adopted in recent years have contributed to reducing the deficit of local budgets. However, the result did not contribute to strengthening the financial independence of the municipal budgets, but only strengthened the dependency moods and the passive position of local governments in matters of self-financing of expenditure commitments. Thus, the strategic goal of solving this problem, in our opinion, is to ensure the long-term financial independence of municipalities through the implementation of a set of tactical measures aimed primarily at finding and actively using the reserves of growth of tax and non-tax revenues of local budgets.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»

УДК 336

Дышекова А. А. Dyshekova A. A.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА PROBLEMS OF FORMATION OF LOCAL BUDGET

Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования (муниципального района, городского округа или поселения). К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, связанных с созданием условий для обеспечения повседневных потребностей населения. В этих целях Конституцией РФ закреплен и обязательный порядок наделения органов местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.

На практике указанное положение не реали-зовывалось в полной мере: зачастую имеющиеся в распоряжении муниципальных образований финансовые ресурсы явно не обеспечивали решения вопросов местного значения. Кроме того, за органами местного самоуправления была закреплена значительная доля государственных полномочий, не подкрепленная адекватным количеством бюджетных средств. Это порождало такие проблемы, как повсеместный бюджетный дефицит; высокая степень зависимости муниципальных образований от решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; низкая степень использования потенциала местных налогов; неэффективность.

За последние несколько лет в результате осуществления комплекса мероприятий в рамках реализации реформы местного самоуправления часть проблем, связанных с недостаточностью общего объема доходов местных бюджетов по сравнению с возложенными на муниципальные образования расходными обязательствами, а также непрозрачностью распределения межбюджетных трансфертов и «нефи-нансируемыми федеральными мандатами», была решена. При этом многочисленные сложности, обусловленные, прежде всего, низкой степенью использования собственного финансово-экономического потенциала муниципальных образований, по-прежнему сохраняются.

Local government, according to the Constitution of the Russian Federation, is one of the foundations of the constitutional system of the Russian Federation. It is designed to ensure a combination of state interests and the interests of each individual municipality (municipal district, city district or settlement). The competence of local governments is to address local issues related to the creation of conditions for ensuring the daily needs of the population. To this end, the Constitution of the Russian Federation establishes a mandatory procedure for endowing local governments with the necessary material and financial resources.

In practice, this provision has not been fully implemented - often the financial resources at the disposal of municipalities clearly did not provide solutions to local issues. In addition, a significant proportion of state powers were assigned to local governments, not supported by an adequate amount of budget funds. This caused problems such as widespread budget deficits; a high degree of dependence of municipal formations on the decisions of federal bodies of state power and bodies of state power of the subjects of the Russian Federation; low use of the potential of local taxes; inefficiency

Over the past few years, as a result of the implementation of a set of measures in the framework of local government reform, some of the problems associated with the insufficiency of the total revenue of local budgets as compared with the expenditure commitments assigned to municipalities, as well as the lack of transparency in the distribution of intergovernmental transfers and «non-funded federal mandates» solved. At the same time, numerous difficulties, primarily due to the low degree of use of the own financial and economic potential of municipalities, still persist.

Изменения бюджетного законодательства в части формирования доходов местных бюджетов, принятые в последние годы, способствовали сокращению дефицита местных бюджетов. Однако полученный результат не способствовал укреплению финансовой независимости бюджетов муниципальных образований, а лишь усилил иждивенческие настроения и пассивную позицию органов местного самоуправления в вопросах самостоятельного финансового обеспечения расходных обязательств.

Таким образом, стратегической целью решения указанной проблемы, на наш взгляд, является обеспечение долгосрочной финансовой самостоятельности муниципальных образований посредством реализации комплекса тактических мер, направленных, прежде всего, на изыскание и активное использованию резервов роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

Changes in budget legislation in terms of the formation of local budget revenues adopted in recent years have contributed to reducing the deficit of local budgets. However, the result did not contribute to strengthening the financial independence of the municipal budgets, but only strengthened the dependency moods and the passive position of local governments in matters of self-financing of expenditure commitments.

Thus, the strategic goal of solving this problem, in our opinion, is to ensure the long-term financial independence of municipalities through the implementation of a set of tactical measures aimed primarily at finding and actively using the reserves of growth of tax and non-tax revenues of local budgets.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, дефицит бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, местные налоги, уровень жизни населения.

Key words: local governance, municipal unit, budget deficit, budget revenues, budget expenditures, local taxes, the standard of living of the population.

Дышекова Альбина Аскерхановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Dyshekova Albina Askerhanova -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik Тел.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Введение. Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта проблема решалась бы наиболее эффективно. Реализация поставленной цели, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях.

Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти для решения вопросов местного значения, включающая в первую очередь вопросы жизнеобеспечения

каждого поселения. Решение этих вопросов зависит от их финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение местного самоуправления сводится к формированию и исполнению местных бюджетов, а это основополагающие институты экономической основы местного самоуправления, оказывающие решающее значение на бюджетную обеспеченность муниципального образования, и, в конечном итоге, влияют на уровень благосостояния жителей, проживающих в конкретном населенном пункте России.

Методология проведения исследования. Исследование проводилось с применением диалектического метода познания, организационного и системного подходов. Диалектический метод реализован при помощи таких общенаучных приемов, как наблюдение, аб-

стракция, дедукция, индукция, анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

Результаты исследования. Согласно отчету, годовые плановые назначения по доходам местного бюджета городского округа Нальчик на 2016 год определены в сумме 3 554 105,4 тыс. руб., в том числе доходы без учета финансовой помощи из республиканского бюджета в сумме 1 543 293,8 тыс. руб., безвозмездные поступления в сумме 2 010 811,6 тыс. руб. Исполнение местного бюджета городского округа Нальчик по доходам за 2016 год составило 2 889 670,1 тыс. руб. (81,3% от годовых плановых назначений), в том числе доходы без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней исполнены в сумме 1 364 153,9 тыс. руб. (88,3% от годовых плановых назначений), объем безвозмездных поступлений составил 1 525 516,2 тыс. руб. (75,8 % от годовых плановых назначений). Доля собственных доходов без учета финансовой помощи в общей сумме доходных поступлений муниципального бюджета г.о. Нальчик составила 47,2%, доля безвозмездных поступлений - 52,8%.

В 2016 году при плановых показателях по собственным доходам (налоговые и неналоговые платежи) в сумме 1 543 293,8 тыс. руб. фактические поступления составили 1 364 153,9 тыс. руб., или не исполнено на 179 139,9 тыс. руб. от запланированного. Предусмотренные утвержденным бюджетом г.о. Нальчик на 2016 год плановые показатели по безвозмездным поступлениям не исполнены на 485 295,4 тыс. руб. Основная доля поступления собственных доходов приходится на налоги и налоговые платежи. Так, при плановых показателях по налогам и налоговым платежам, утвержденным в сумме 1 191 118,4 тыс. руб., исполнение муниципального бюджета за 2016 год составило 1 094 327,3 тыс. руб., что составляет 91,9% от утвержденных плановых назначений, но при этом меньше аналогичных показателей 2016 года на 79 196,6 тыс. руб.

Доля налоговых платежей в общей сумме доходов муниципального бюджета составила 37,9%, что превышает годовые плановые показатели на 4,4%. Основным источником налоговых поступлений в отчетном периоде является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 70,5% в общем объеме налоговых поступлений

(771 226,5 тыс. руб.). Следует отметить, что по итогам исполнения местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год удельный вес налога на доходы физических лиц составлял 67,4% (790485,9 тыс. руб.)

Несмотря на увеличение доли налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых доходов по сравнению с предыдущим 2016 годом, утвержденные плановые показатели на 2016 год по данному налогу не выполнены на 48 137,5 тыс. руб. Так, согласно представленному отчету об исполнении местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год, объем поступивших налогов на доходы физических лиц составил в сумме 771 226,5 тыс. руб. при утвержденном плане 819 364,0 тыс. руб.

Согласно представленному отчету, отмечается так же невыполнение плановых бюджетных показателей и по другим видам налоговых доходов.

Так, по налогам на совокупный доход (единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог по патентной системе налогообложения) при плановых показателях в сумме 113 765,0 тыс. руб., исполнение составило в сумме 108 424,3 тыс. руб., неисполненные назначения составили 5 340,7 тыс. руб. По налогам на имущество (налог на имущество физических лиц, налог с организаций и физических лиц) при плановых показателях в сумме 206 000,0 тыс. руб., исполнение составило в сумме 168 164,0 тыс. руб., неисполненные назначения составили 37 836,0 тыс. руб. По государственной пошлине (государственная пошлина, взимаемая при рассмотрении дел в судебных инстанциях и при выдаче разрешения на установку рекламных конструкций) при плановых показателях в сумме 40 200,0 тыс. руб., исполнение составило в сумме 34 081,8 тыс. руб., неисполненные назначения составили 6 118,2 тыс. руб.

Вместе с тем, при относительно высоких показателях исполнения плановых назначений по налоговым доходам (в общем 91,9% от плановых показателей), согласно данным представленного отчета, отмечается низкий уровень поступлений неналоговых доходов местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год.

Исполнение муниципального бюджета по неналоговым платежам за 2016 год при плановых показателях в сумме 352 175,4 тыс.

руб. составило 269 826,6 тыс. руб. (76,6% плановых назначений), что на 7 738,0 тыс. руб. ниже показателей исполнения местного бюджета г.о. Нальчик на 2016 год.

Доля неналоговых платежей в общей сумме доходов муниципального бюджета составила 9,3%. Основным источником неналоговых поступлений в отчетном периоде согласно данным отчета являются доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, удельный вес которых составил 47,9% в общем объеме неналоговых поступлений (129 139,9 тыс. руб.).

Немалый удельный вес в составе неналоговых доходов местного бюджета г.о. Нальчик на 2016 год также имеют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (20,5%), а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов (21,3%). Вместе с тем, по данным видам неналоговых доходов, согласно отчетным данным, отмечен наиболее низкий уровень исполнения плановых бюджетных показателей.

Так, при плановых показателях по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в сумме 87 587,0 тыс. руб., исполнение за 2016 год составило 55 236,9 тыс. руб., что составляет 63,1% от утвержденных плановых назначений. Аналогично, по доходам от продажи материальных и нематериальных активов при плановых показателях в сумме 99 623,0 тыс. руб., поступления за 2016 год составили 57603,0 тыс. руб., или 57,8% от плановых назначений.

Низкий уровень поступлений вышеуказанных неналоговых доходов и необходимость повышения эффективности их администрирования подтверждается п.3 представленного проекта решения Совета местного самоуправления г.о. Нальчик «Об исполнении местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год», согласно которому Управлению городского имущества и Управлению земельных ресурсов, Местной администрации г.о. Нальчик предписывается обеспечение в 2016 году повышение эффективности использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности [3, 4, 6, 8, 11].

Следует отметить, что по результатам проведенной Контрольно-счетной палатой г.о.

Нальчик проверки в МКУ «Управление земельных отношений» в части правильности распоряжения, учета аренды, продажи земельных участков, а также полноты и своевременности поступления денежных средств в доход местного бюджета за 2014-2016 годы, установлен ряд нарушений действующего законодательства, являющихся причиной недопоступления доходов в местный бюджет от использования земельных участков.

Так, в нарушение требований утвержденного устава МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик» не осуществлялось ведение реестра договоров аренды земельных участков.

По состоянию на 19.02.2016 г. в МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик» отсутствует приказ о возложении на конкретных должностных лиц обязанностей по ведению реестра договоров аренды земельных участков, не разработана и не утверждена форма реестра.

В нарушение требований п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ Управлением земельных отношений не осуществляется систематизированный учет начисленных и оплаченных сумм в разрезе договоров аренды земельных участков, а также контроль за полнотой и своевременностью внесения арендной платы в соответствии с условиями заключенных договоров аренды земельных участков. Отсутствие систематизированного учета арендных платежей препятствует достоверному планированию и исполнению бюджетных назначений по неналоговым доходам местного бюджета г.о. Нальчик, также является причиной установленных фактов непринятия и несвоевременного принятия мер по взысканию просроченной задолженности по арендной плате через судебные органы.

По безвозмездным поступлениям в соответствии с отчетными данными при плановых показателях в сумме 2 010 811,6 тыс. руб. исполнение муниципального бюджета за 2016 год составило 1 525 516,2 тыс. руб. (75,9%). Доля полученных местным бюджетом г.о. Нальчик за 2016 год безвозмездных поступлений в общей сумме доходов муниципального бюджета составила 52,8%, что меньше годовых плановых показателей на 3,8%.

Неисполнение плановых показателей по безвозмездным поступлениям от бюджетов

бюджетной системы РФ, в основном, объясняется возвратом остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в сумме 900,0 тыс. руб.

По сравнению с результатами исполнения местного бюджета за 2016 год наблюдается незначительное уменьшение на 0,4% удельного веса безвозмездных поступлений в структуре доходов муниципального бюджета за 2016 год (с 53,2% до 52,8%).

Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации занимают субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации, поступление которых составило 1 422 972,2 тыс. руб., или 93,3% от общего объема безвозмездных поступлений за 2016 год.

Вместе с тем, согласно представленному отчету, не выполнены плановые бюджетные показатели по следующим видам безвозмездных поступлений:

- по субсидиям бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов при плановых бюджетных показателях в сумме 133 362,7 тыс. руб. поступлений по данным отчета не значится;

- по субсидиям бюджетам городских округов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства плановые назначения на 2016 год в сумме 208 387,5 тыс. руб. фактически исполнены на 24 399,2 тыс. руб. (11,7%).

При утвержденных на 2016 год плановых бюджетных показателях по расходам в общей сумме 3 635 739,9 тыс. руб., исполнение муниципального бюджета по расходам за 2016 год составило 2 962 495,3 тыс. руб. (81,5% от плановых назначений). Относительно показателей 2016 года сумма расходов бюджета уменьшилась на 34 520,7 тыс. руб.

В соответствии с отчетом бюджетные ассигнования по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» утверждены в объеме 207 955,4 тыс. руб., фактическое исполнение

расходов составило 184 646,1 тыс. руб., или 88,8%.

Расходы местного бюджета г.о. Нальчик по данному разделу за 2016 год практически сохранены на уровне расходов прошлого 2016 года (184 205,3 тыс. руб.). Удельный вес расходов по данному разделу в общей сумме расходов муниципального бюджета за 2016 год составляет 6,2%.

Расходы по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» запланировано 8 068,2 тыс. руб., исполнение составило 4 856,1 тыс. руб., или меньше, чем запланировано на 3212,1 тыс. руб.

Расходы по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» запланировано 128 622,6 тыс. руб., исполнено на 114 457,4 тыс. руб., что меньше плановых показателей на 14 165,2 тыс. руб.

По подразделу 0106 «Содержание и обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора» запланировано 20 395,2 тыс. руб., исполнено на 18 570,6 тыс. руб., что меньше плановых показателей на 1 824,6 тыс. руб.

По подразделу 0111 «Резервные фонды», запланированные на 2016 год расходы в сумме 3 000,0 тыс. руб., фактически не произведены.

Расходы по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» при плановых назначениях в сумме 47 869,4 тыс. руб. фактически исполнены на 46 762,0 тыс. руб., что меньше плановых показателей на 2 870,6 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в структуре расходов раздела 0100 «Общегосударственные вопросы» занимают расходы по подразделу 0104 «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций» (62%).

По разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходы на защиту населений и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и технического харак-

тера, гражданской обороны. Бюджетные ассигнования по данному разделу исполнены в сумме 16 541,3 тыс. руб., что меньше запланированных на 232,8 тыс. руб. По сравнению с исполнением местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год, объем бюджетных расходов по данному разделу увеличился на 1829,6 тыс. руб.

Доля расходов данного раздела в общих расходах муниципального бюджета за 2016 год составила 0,6%.

По разделу 0400 «Национальная экономика», согласно отчету, фактическое исполнение составило 308 133,8 тыс. руб., или 67,4% от годовых бюджетных назначений (457 273,0 тыс. руб.). По сравнению с показателями исполнения местного бюджета за 2016 год, объем расходов по данному разделу уменьшился на 58 838,3 тыс. руб.

Расходы по данному разделу составили 10,4% от общей суммы расходов муниципального бюджета за 2016 год.

Неисполнение утвержденных плановых назначений по данному разделу сложилось, в основном, за счет не поступивших в отчетном периоде субсидий из республиканского бюджета КБР в сумме 67 450,0 тыс. руб. на закупку троллейбусов в рамках реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Финансово-хозяйственное развитие МУП «Троллейбусное управление» городского округа Нальчик в 2012-2016 годы» и неисполнения на сумму 80 183,0 тыс. руб. плановых бюджетных назначений по расходам на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (утверждено на 2016 год - 347 297,5 тыс. руб., исполнено - 267 114,5 тыс. руб.)

В соответствии с отчетом, на финансирование мероприятий по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», который отражает расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли экономики, при годовом плане 541 955,8 тыс. руб. исполнено 195 591,2 тыс. руб., или 36,1% от плановых назначений. При этом по сравнению с исполнением местного бюджета за 2016 год объем расходов за 2016 год увеличился на 28 761,9 тыс. руб., или на 17,2%.

Доля расходов данного раздела в общих расходах муниципального бюджета за 2016 год составила 6,6%.

По подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» при годовых бюджетных назначениях в сумме 425 172,2 тыс. руб. в 2016 году исполнено 89 520,3 тыс. руб., что составляет 21,1% от плана. Данный подраздел занимает наибольший удельный вес в структуре расходов раздела (45,8%).

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» при годовых бюджетных назначениях в сумме 4 008,6 тыс. руб. в 2016 году исполнено 1 627,4 тыс. руб., что составляет 40,6% от плана.

Расходы по подразделу 0503 «Благоустройство» при годовых бюджетных назначениях в сумме 78 260,8 тыс. руб. исполнены в сумме 71 644,0 тыс. руб., что составляет 91,6% от плана. По сравнению с показателями 2016 года объем расходов увеличился на 16 160,2 тыс. руб., или на 29,1%.

По подразделу 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» при годовых бюджетных назначениях в сумме 34 514,2 тыс. руб. исполнено 32 799,5 тыс. руб., или 95,0%.

На финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации) в 2016 году направлено 2 225 974,2 тыс. руб., что составляет 75,1% от общей суммы расходов бюджета и соответствует доле социальных расходов при исполнении местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год (доля расходов социальной сферы за 2016 год составляла 75,4%). Уровень исполнения годовых назначений в целом по отраслям социальной сферы составил 92,4% (плановые показатели 2 410 172,9 тыс. руб.) [1, 2, 5, 7, 9, 10].

Согласно отчету, бюджетные ассигнования по разделу 0700 «Образование», утвержденные в сумме 2 031 412,9 тыс. руб., профинансированы в сумме 1 986 852,1 тыс. руб., что составляет 97,8% от годовых назначений. Удельный вес расходов на образование в общих расходах местного бюджета за 2016 год составил 67,1%.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года расходы муниципального бюджета г.о. Нальчик на образование в 2016 году уменьшились на 14 927,2 тыс. руб., или на 0,7%.

В разрезе подразделов исполнение муниципального бюджета составило:

- по подразделу 0701 «Дошкольное образование» расходы при плановых показателях 841 937,3 тыс. руб. исполнены на 97,7% и составили 822 623,2 тыс. руб., что превышает показатели 2016 года на 19870,4 тыс. руб.;

- по подразделу 0702 «Общее образование» расходы при плановых показателях

I 174 890,8 тыс. руб. исполнены на 97,9% и составили 1 150 202,2 тыс. руб., что меньше аналогичного показателя за 2016 год на

II 387,4 тыс. руб. При этом расходы по данному подразделу имеют наибольший удельный вес в составе расходов по разделу «Образование» - 57,9%;

- по подразделу 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей» при плановых показателях 2 136,9 тыс. руб. расходы исполнены на 99,9%, или в сумме 2 134,1 тыс. руб., что меньше расходов за 2016 год на 371,3 тыс. руб.;

- по подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования» при плановых показателях 12 047,9 тыс. руб. расходы исполнены на 95,7%, или в сумме 11 525,0 тыс. руб., что ниже уровня 2016 года на 23269,6 тыс. руб.

По разделу 0800 «Культура, кинематография» годовые плановые назначения в сумме 151 246,5 тыс. руб. исполнены на 98,7%, что в сумме составило 149 266,8 тыс. руб. По сравнению с итогами исполнения местного бюджета г.о. Нальчик за 2016 год, расходы по данному разделу за 2016 год согласно данным отчета увеличились на 13 807,3 тыс. руб. Удельный вес расходов по разделу в общих расходах муниципального бюджета г.о. Нальчик за 2016 год составил 5%.

В разрезе подразделов согласно данным отчета отмечаются следующие показатели исполнения утвержденных бюджетных назначений на 2016 год:

- по подразделу 0801 «Культура» запланировано 182 583,4 тыс. руб., исполнено на 181 382,8 тыс. руб., или на 99,3%.

- по подразделу 0804 «Другие вопросы в области культуры и кинематографии» запланировано 3 528,5 тыс. руб., исполнено на 3 527.3 тыс. руб., или на 99,9%.

По разделу 10000 «Социальная политика» бюджетные ассигнования на 2016 год предусмотрены в сумме 216 413,2 тыс. руб., финансирование произведено в сумме 109 443,2 тыс. руб., или 50,6% от утвержденных назначений. По сравнению с 2016 годом наблюда-

ется уменьшение расходов по данному разделу на 4 374,3 тыс. руб. (за 2016 год - 113 817,5 тыс. руб.) Удельный вес расходов на проведение социальной политики в общих расходах бюджета составил 4%.

В разрезе подразделов исполнение плановых назначений за 2016 год определено следующими показателями:

- по подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение» при плановых назначениях в сумме 11 989,4 тыс. руб. расходы составили 7 551,5 тыс. руб., что составляет 63%. При этом в сравнении с аналогичными расходами 2016 года увеличение составило 271,4 тыс. руб. Удельный вес расходов подраздела составляет 7% от общих затрат раздела;

- по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» плановые назначения утверждены в сумме 145 190,9 тыс. руб., финансирование составило 55613,9 тыс. руб., или 38,2% от плана. Низкий уровень исполнения по данному подразделу связан с не выделением предусмотренных на 2016 год субсидий федерального и республиканского бюджетов на обеспечение мероприятий муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2016 годы»;

- по подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» назначения утверждены в сумме 52 996,9 тыс. руб., финансирование составило 40 541,3 тыс. руб., или 76,5% от плана, что в общем соответствует уровню расходов местного бюджета за 2016 год (40 601,3 тыс. руб.). Удельный вес расходов подраздела составляет 37,1% от общих расходов по разделу;

- по подразделу 1006 «Другие вопросы в области социальной политики» назначения утверждены в сумме 5 836,0 тыс. руб., финансирование составило 5 736,5 тыс. руб., или 98,3% от плана, при этом в сравнении с 2016 годом расходы уменьшены на 1 105,7 тыс. руб. Удельный вес расходов подраздела составляет 5,3% от общих расходов раздела.

По разделу 1100 «Физическая культура и спорт» при плановых назначениях 2 979,6 тыс. руб. расходы исполнены в сумме 2 930,6 тыс. руб., что больше расходов за 2016 год на 278,6 тыс. руб., или на 10,5%. Удельный вес расходов на содержание учреждений и проведение мероприятий по физкультуре и спорту в общих расходах муниципального бюджета составил 0,1%.

По разделу 1200 «Средства массовой информации» при плановых назначениях в сумме 8120,7 тыс. руб. расходы исполнены на 7 481,5 тыс. руб., или 92,2%, что превышает аналогичные расходы местного бюджета за 2016 год на 563,8 тыс. руб. Удельный вес расходов на средства массовой информации составил 0,3% в общих расходах бюджета.

Расходы муниципального бюджета по разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» исполнены в полном объеме плановых назначений в сумме 1 608,7 тыс. руб., что меньше расходов предыдущего 2016 года на 2 062,9 тыс. руб. Удельный вес расходов на обслуживание государственного и муниципального долга составил 0,1 % в общих расходах бюджета.

Область применения: муниципальные образования, региональный АПК.

Выводы. Пополнение доходов местных бюджетов возможно не только благодаря оп-

тимальному закреплению налоговых доходов за бюджетами всех типов, но и за счет проведения систематической работы по анализу и выявлению дополнительных возможностей наполнения бюджета за счет его малодоходных статей. В мировой практике таковыми являются разнообразные сборы за предоставляемые муниципальными образованиями услуги общественного характера. В России таким источником поступления финансовых ресурсов могут стать штрафы, взыскиваемые за нарушение норм законодательства при соответствующем изменении порядка зачисления. Еще одним резервом роста доходов местных бюджетов является взыскание недоимок, пени и погашение задолженности. Также одним из направлений повышения реальной финансовой самостоятельности местных бюджетов является усиление роли неналоговых доходов в составе доходов бюджетов муниципальных образований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Дышекова А.А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов // В сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика»: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 151-155.

2. Казова З.М. Управление восстановительным процессом в АПК (на материалах Кабардино-Балкарской республики): автореф. дис. ... канд. эконом. наук (08.00.05); СевероКавказский государственный технический университет. Нальчик, 2004. 26 с.

3. Казова З.М. Методика оценки эффективности управления межбюджетными отношениями на субфедеральном уровне // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 258-262.

4. Казова З.М. Федеральная политика межбюджетных отношений и направления ее совершенствования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 262-267.

5. Казова З.М. Основные тенденции и проблемы развития банковской системы России // В сборнике «Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики»: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 6163.

References

1. Dyshekova A.A. Metody finansovoj pod-derzhki regionalnykh byudzhetov // V sbornike «Instituty i mekhanizmy innovatsionnogo razvi-tiya: mirovoj opyt i rossijskaya praktika»: sbor-nik nauchnykh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferentsii. 2015. S. 151-155.

2. Kazova Z.M. Upravlenie vosstanovitelnym protsessom v APK (na materialakh Kabardino-Balkarskoj respubliki): avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk (08.00.05); Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. Nalchik, 2004. 26 s.

3. Kazova Z.M. Metodika otsenki effektiv-nosti upravleniya mezhbyudzhetnymi otnoshe-niyami na subfederalnom urovne // Innovatsion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 258-262.

4. Kazova Z.M. Federalnaya politika mezh-byudzhetnykh otnoshenij i napravleniya ee so-vershenstvovaniya // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 262-267.

5. Kazova Z.M. Osnovnye tendentsii i prob-lemy razvitiya bankovskoj sistemy Rossii // V sbornike «Ekonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki»: sbornik materialov 6-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii. Makhachkala, 2014. S. 61-63.

6. Казова З.М. Основные направления совершенствования государственного регулирования развития агропромышленного комплекса // В сборнике «Актуальные проблемы науки в современной России»: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Ростов-на-Дону, 2014. С. 114118.

7. Казова З.М. Федеральная политика межбюджетных отношений и направления ее совершенствования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 262-267.

8. Казова З.М. Эффективность применения современных технологий в работе налоговых органов // В сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста»: материалы VI международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 2014. С. 172-175.

9. Казова З.М. Анализ исполнения федерального бюджета по доходам // В сборнике «Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики»: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 64-66.

10. Казова З.М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов // Научные Известия. 2015. №1. С. 77-80.

11. Фиапшев А.Б., Дышекова А.А. Анализ социально-экономической ситуации в северокавказском федеральном округе и оценка предпосылок реализации инноваций в АПК округа // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. №5(49). С. 136143.

6. Кагоуа 2.М. 08поупуе паргау1ешуа 80-уегеИеш^оуашуа gosudarstvennogo regu1irova-шуа гагшйуа agropromysh1ennogo ^тр^к^а // V sbornike «АкШаЬуе ргоЫету шиЫ V sovre-теп^ Rossii»: sbornik statej studentov, aspi-rantov, mo1odykh uchenykh i prepodavate1ej. Rostov-na-Donu, 2014. 8. 114-118.

7. Ка2вуа 2.М. Federa1naya po1itika теА-byudzhetnykh otnoshenij i naprav1eniya ее so-vershenstvovaniya // Innovatsionnaya е^шт^ ка: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 262-267.

8. Ка2в\а 2.М. Effektivnost primeneniya so-vremennykh tekhno1ogij V rabote na1ogovykh organov // V sbornike «Sovershenstvovanie па-1ogoob1ozheniya как faktor ekonomicheskogo rosta»: materia1y VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. FGAOU VPO «Seve-ro-Kavkazskij federa1nyj universitet», FGBOU УРО «Dagestanskij gosudarstvennyj universi-

2014. S. 172-175.

9. Ка2в\а 2.М. Ала^ ispo1neniya federa1-nogo byudzheta po dokhodam // V sbornike «Еkonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki»: sbornik materialov 6-j mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Ма^а^аЬ, 2014. 8. 64-66.

10. Ка2в\а 2.М. Mezhdunarodnyj opyt opti-mizatsii byudzhetnykh raskhodov // Nauchnye Izvestiya. 2015. №1. S. 77-80.

11. ¥1ар5ке\ А.В., Оуъкекоуа А.А. Ат^ sotsia1no-ekonomicheskoj situatsii v severo-kavkazskom federa1nom okruge i otsenka pred-posy1ok rea1izatsii innovatsij v АРК okruga // Izvestiya Kabardino-Ba1karskogo nauchnogo tsentraRAN. 2012. №5(49) . S. 136-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.