экономические Троянская Мария Александровна
науки К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ...
УДК 336.025
DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0088
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОННОГО ТИПА
© 2020
AuthorlD: 632426 SPIN: 6008-8700 ResearcherlD: F-1395-2015 ORCID: 0000-0003-4545-3786 ScopusID: 57192640463
Троянская Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected]) Аннотация. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в рамках собственных полномочий. Основная цель органов управления муниципалитетами заключается в полноценном и сбалансированном социально-экономическом развитии территорий, учитывая интересы проживающих здесь граждан и особенности местного менталитета. Для обеспечения исполнения функциональных задач органы местного самоуправления обязаны использовать все имеющиеся в распоряжении муниципалитета ресурсы, среди которых важнейшим является бюджет муниципального образования. В Российской Федерации в настоящее время сформирован механизм формирования доходной части бюджетов муниципальных образований, но, к сожалению, они не обеспечивают финансовую самостоятельность местных бюджетов и муниципалитетов в осуществлении возложенных на них функций. Для радикальных перемен и преобразований в экономической структуре бюджетного устройства и для снижения финансовой зависимости муниципальных образований от региональных и федеральных безвозмездных отчислений, необходимо разрабатывать новые подходы к созданию механизмов формирования доходов муниципалитетов. Современная ситуация осложняется кризисными факторами, вызванными пандемией коронавируса и обрушением цен на нефть. Наиболее актуальной представляется задача расширения источников формирования доходной части местных бюджетов районного типа. Автором в статье уделено внимание теоретическим и практическим вопросам формирования доходов бюджета муниципального образования районного типа.
Ключевые слова: доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, местные бюджеты, муниципальное образование.
ON THE ISSUE OF FORMING THE BUDGET REVENUES OF A DISTRICT-TYPE MUNICIPALITY
© 2020
Troyanskaya Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The Constitution of the Russian Federation recognizes and guarantees the independence of local self-government within its own powers. The main goal of municipal authorities is to ensure full and balanced socio-economic development of territories, taking into account the interests of citizens living here and the peculiarities of the local mentality. To ensure the performance of functional tasks, local governments are required to use all available resources at the disposal of the municipality, among which the most important is the budget of the municipality. The Russian Federation currently has a mechanism for generating revenue from municipal budgets, but unfortunately they do not ensure the financial independence of local budgets and municipalities in carrying out their functions. For radical changes and transformations in the economic structure of the budget structure and to reduce the financial dependence of municipalities on regional and Federal gratuitous contributions, it is necessary to develop new approaches to creating mechanisms for generating municipal revenues. The current situation is complicated by crisis factors caused by the coronavirus pandemic and the collapse of oil prices. The most urgent task is to expand the sources of revenue generation of local budgets of the district type. The author pays attention to the theoretical and practical issues of forming the budget revenues of a district-type municipality.
Keywords: budget revenues, tax revenues, non-tax revenues, local budgets, municipalities.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами непосредственно через выбираемые ими представительные органы и является важной составляющей государственного устройства нашей страны. Местное самоуправление имеет собственные, присущие только данному виду управления цели, задачи и функции. Финансовой основой реализации функций каждого муниципального представительного или исполнительного органа власти является бюджет данного конкретного муниципального образования. Важным является то, что сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, высокий уровень обеспеченности доходов муниципалитетов, оптимальность каждого параметра бюджета способствуют стабильному и устойчивому развитию каждой территории повышению благосостоянию каждого гражданина, проживающего на данной территории.
Местные бюджеты - наиболее многочисленные, и.
являясь низовым звеном бюджетной системы, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Муниципальные бюджеты имеют высокую значимость, что связано с отражением в них социальных, экономических, политических, организационных и других процессов муниципального образования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Особенности и проблемы формирования доходов бюджетов разного уровня рассмотрены в трудах многих ученых-экономистов. Так вопросам формирования федерального бюджета уделили внимание: А.Н. Индутенко, Т.А. Пьяных [1], Е.А. Шуваева [2], Д.Ш. Шульгина [3], регионального бюджета - Ш.Г. Джанбегов, М.Г. Никаев [4], Л.Н. Дробышевская, Ю.С. Ермакова [5], местного бюджета - Е.В. Барашева, Е.Л. Власова [6]. Налоговым аспектам формирования доходов местных бюджетов посвятили свои работы: М.А. Троянская [7], Ф.С. Агузарова [8],
Troyanskaya Mariya Alexandrovna
ON THE ISSUE OF FORMING THE BUDGET ..
economic sceinces
А.В. Третьякова [9], О.Н. Савина [10]. Роль неналоговых поступлений в доходах бюджета нашла отражение в публикациях Т.А. Найденовой [11], Э.С. Ибрагимовойа, М.Р. Мударова [12]. Однако, вопросы формирования доходов бюджета муниципального образования районного типа в периодических изданиях не освещаются, хотя являются актуальными.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в рассмотрении теоретических и практических вопросов формирования доходов бюджета муниципального образования районного типа.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование проведено на основе научной абстракции, с использованием методов анализа, сравнения, группировки и табличного метода.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ имеющихся понятий муниципального бюджета, данных современными авторами (М.В. Багров [13]. Л.Л. Игонина, Д.Э. Кусраева [14]. А.Г. Воронин [15]) и законодателем [16], позволяет их дополнить и сформулировать более полное определение понятия «муниципальный бюджет»: это определенная форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств конкретной административно-территориальной единицы, формирование, утверждение, исполнение и контроль за его исполнением, который осуществляется уполномоченными на то органами местного самоуправления в целях финансового обеспечения его задач и функций.
Говоря о сущности муниципального бюджета, следует отметить, что ее можно рассматривать с точки зрения различных аспектов. Так, Е.В. Каранина предлагает рассматривать сущность бюджета с экономической, материальной, юридической точек зрения [17]. С точки зрения экономического аспекта сущность бюджета заключается в совокупности экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств публично-правовых образований. С материальной точки зрения бюджет представляет собой централизованный в масштабах конкретного муниципального образования денежный фонд, предназначенный для реализации публичных функций и задач. В юридическом аспекте бюджет - это правовой акт, утверждающий финансовый план муниципального образования на определенный год [17].
В законодательстве закреплено, что в сферах ведения муниципальных образований органами местного самоуправления должны быть обеспечены базовые общественные нужды. При этом минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются региональными законами на основании действующих нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Местное самоуправление несет ответственность за решение вопросов местного значения в области социально-экономического развития вверенной территории, в части повышения инвестиционной привлекательности территории и качества жизни граждан, проживающих в конкретном муниципальном образовании. Кроме того, сюда относятся аспекты формирования и содержания инфраструктуры муниципального образования, охраны экологии, водных и лесных ресурсов и др. Наличие достаточного объема собственных финансовых ресурсов дает возможность муниципальным образованиям самостоятельно определять приоритетные направления, определять и решать наиболее значимые общественные проблемы на вверенной территории.
Распоряжение местными финансами осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством. Согласно бюджетной классификации, в местных бюджетах должны раздельно предусматриваться
средства, которые направляются на решение вопросов местного значения и средства, которые направляются на осуществление отдельных государственных полномочий за счет субвенций из других бюджетов РФ.
К доходам местных бюджетов относятся денежные средства, которые поступают безвозмездно в соответствии с законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления, и которыми органы местного самоуправления имеют право распоряжаться в соответствии с российским законодательством [16]. Собственник бюджетных средств определяется, в первую очередь, тем, что бюджет муниципального образования - это объект муниципальной собственности, следовательно, собственниками являются административно-территориальные образования. Статья 72 Конституции РФ определяет, что разграничение собственности нашего государства (в том числе и бюджетных средств) относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы федеральной и региональной власти, органы муниципального самоуправления распоряжаются собственностью в пределах собственной компетенции [18].
Бюджетным кодексом Российской Федерации [16] и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [19] установлен порядок формирования финансов муниципальных образований.
Доходная часть бюджета муниципального образования имеет свои источники: собственные доходы, поступления от регулирующих доходов и средства по взаиморасчетам. К собственным доходам муниципалитетов относятся налоговые и неналоговые поступления, которые закреплены за местным бюджетом либо полностью, либо частично, на постоянной основе федеральным либо региональным законодательством, либо введены представительным органом местного самоуправления в рамках актуального российского законодательства; все перечисленные поступления и платежи направляются в бюджет муниципального образования.
Налоговым кодексом РФ установлены следующие местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор [20].
Неналоговые доходы муниципального образования состоят из финансовых средств, полученных:
1) при использовании (аренда) имущества, которое находится в собственности муниципалитета;
2) от оказания платных услуг органов местного самоуправления, бюджетных учреждений муниципалитетов;
3) при продаже имущества, которое находится в собственности муниципалитетов;
4) от поступления неналоговых доходов - штрафов, конфискаций, прочих компенсаций;
5) от прибыли муниципальных унитарных предприятий, которые остаются после налоговых отчислений, в размерах, которые установлены нормативно-правовыми документами местной власти [16].
Законодателем установлено, что экономическая основа местного самоуправления состоит из:
- природных ресурсов в пределах границ муниципалитетов;
- имущества, которое находится в собственности муниципального образования;
- государственной собственности, переданной местному самоуправлению для осуществления отдельных функций государственного управления;
- другой собственности, которая способна удовлетворять запросы и потребности граждан муниципального образования.
Собственность муниципального образования в практической деятельности представляется в виде собственности городского поселения, сельского поселения либо другой территории муниципалитета.
В составе собственности муниципального образования находятся:
экономические науки
Троянская Мария Александровна К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ...
1) земли, недра, леса, воды, растительный и животный мир;
2) движимое и недвижимое имущество, которое было приобретено в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, входящими в состав муниципального образования;
3) имущественные права, которые были переданы муниципальному образованию на безвозмездной основе в результате заключения договоров и соглашений;
4) собственные средства бюджета муниципалитета, внебюджетных и валютных фондов;
5) жилищный фонд муниципального образования;
6) фонд нежилых помещений в составе муниципального жилищного фонда;
7) муниципальные имущественные комплексы;
8) инженерная инфраструктура;
9) объекты собственности, которые используются для удовлетворения социальных, культурных, бытовых, коммунальных и прочих потребностей граждан, проживающих на территории муниципалитета [21].
Таким образом, в общие доходы муниципального образования входят:
а) суммы доходов минимальных муниципальных бюджетов;
б) социальные субвенции;
в) субвенции развития;
г) дотационные начисления;
д) другие безвозмездные поступления.
Каждое муниципальное образование наделено правом выпускать муниципальные ценные бумаги (облигации). В качестве обеспечения муниципальных облигаций рассматриваются средства бюджета муниципального образования. Точно также, как муниципалитеты не несут ответственности по федеральным обязательствам, также и государство не отвечает своей собственностью по обязательствам муниципальных образований.
Межбюджетные отношения между местными органами власти и региональными органами основаны на принципах взаимной ответственности, применении методологии, общей для всех муниципалитетов, с учетом индивидуальных особенностей и выравнивании доходов муниципалитетов.
Задача состоит в том, чтобы максимально сократить встречные финансовые потоки, а также компенсировать местные бюджеты в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих в результате решений, принятых государственными органами. Принцип повышения заинтересованности органов местного самоуправления в прозрачности межгосударственных отношений очень важен.
Бюджеты муниципальных образований имеют конституционную защиту (ст. 132 - 133 Конституции РФ), которая заключается в том, что органы местного самоуправления наделяются необходимыми полномочиями, обладают необходимыми материальными и финансовыми ресурсами для исполнения собственных задач и целей [18]. Муниципалитетам компенсируются все дополнительные расходные обязательства, которые могут появиться в процессе государственного, регионального или муниципального управления.
В РФ сформирована система регулирования доходной части бюджетов муниципальных образований, целесообразно выделить основные преимущества и достоинства данной системы. Так современные механизмы регулирования бюджетов:
- обеспечивают доходную часть вне зависимости от финансово-экономического развития территории;
- выравнивают уровни развития муниципальных образований;
- мотивируют органы местного самоуправления исполнять планы мобилизации системы федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Вместе с тем, выделим основные недостатки и пробелы современных механизмов регулирования доходов
бюджетов муниципальных образований. Самой сложной проблемой представляется субъективизм в процессе армирования регулирующих доходов бюджетов муниципальных образований, что находит свое проявление в необъективном подходе при расчете величин норматива отчислений от регулирующих налогов и выбор их составов. Данный недостаток устраняется введением, установлением конкретных социальных и финансовых нормативов при планировании налоговых отчислений. Суть состоит в том, чтобы установить и законодательно закрепить норматив минимального обеспечения каждого гражданина социальными благами: в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунальных услуг и пр. Данные нормативы должны устанавливаться в каждом регионе с учетом специфики территорий, мен-тальности, этноса, истории и состояния качества жизни в каждом конкретном субъекте РФ.
Администрация и руководство муниципалитетов ответственны не только за принятие, но и за исполнение бюджетных обязательств. Ежегодные отчеты об исполнении доходов и расходов бюджетов муниципальных образований представляются в установленном порядке на основе принципа гласности и учета интересов всех звеньев и уровней бюджетной системы государства. Достаточность налоговых потенциалов местных бюджетов обеспечивают минимально необходимые уровни собственных доходов бюджетов муниципальных образований. Существует настоятельная необходимость применения на уровне субъектов РФ единой методологии при учете индивидуальных особенностей каждого муниципалитета. Только в этом случае финансовая помощь будет справедливой и уравновешенной.
Далее представим практические аспекты формирования доходов бюджета муниципального образования районного типа.
Муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области наделено статусом муниципального района, имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местного значения.
Оценка исполнения доходной части бюджета муниципального образования Оренбургский район за 2017 -2019 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка исполнения доходной части бюджета МО Оренбургский район за 2017 - 2019 гг. [22
Бюджетные назначения Выполнено
Наименование показателей год Сумма, Структура, Сумма, Структура,
млрд руб. % млрд руб. %
2017 0,450 26,91 0,456 27,03
Налоговые доходы 2018 0,545 23,65 0,569 24,45
2019 0,531 16,20 0,573 17,97
2017 0,075 4.49 0,085 5.04
Неналоговые доходы 2018 0,110 4.77 0,111 4.77
2019 0,195 5,95 0,088 2,76
2017 1,147 68,60 1,146 67,93
Безвозмездные поступления 2018 1.649 71,58 1.647 70,78
2019 2,551 77,85 2,527 79,27
2017 1,672 юо,оо 1,687 100,00
Всего доходов 2018 2,304 100.00 2,327 100,00
2019 3,277 100,00 3,188 100,00
Показатели приведенной таблицы 1 свидетельствуют о росте показателя «выполнено» по налоговым доходам по отношению к показателю «бюджетные назначения» за 2017 - 2018 гг. почти на 1 %, а за 2019 г. произошло снижение на 3 %.
Величина налоговых доходов за 3 года имела тенденцию роста по показателю «выполнено» с 0,456 млрд руб. до 0,573 млрд руб., это составляет почти 26 %. Что касается суммы неналоговых доходов, то она не имела однозначной динамики. Безвозмездные поступления за 2017 г. - 1,146 млрд руб., за 2018 г. - 1,647 млрд руб., за 2019 г. - 2,527 млрд руб. Прирост данного показателя составил почти 2,5 раза.
Структура доходной части за исследуемый период времени значительно изменилась, так за 2017 г. налоговые доходы составили 27,03 %, неналоговые доходы -5,04 %, безвозмездные поступления - 67,93 %; за 2018 г. - 24,45 %, 4,77 % 70,78 %; а за 2019 г. - 17,97 %, 2,76 %
Troyanskaya Mariya Alexandrovna
ON THE ISSUE OF FORMING THE BUDGET .
economic sceinces
и 79,27 % соответственно. Как видно, удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре бюджета муниципального образования Оренбургский район имеет тенденцию к снижению, что отражает зависимость бюджета от внешних источников.
На формирование доходов бюджета муниципального образования оказывают влияние самые разнообразные факторы. Вся совокупность указанных многообразных факторов классифицируется по источникам возникновения факторов, зависящих от потенциала органа местного самоуправления и возможностей муниципального образования активно влиять на формирование доходной части собственного бюджета. Факторы носят внутренний и внешний характер. Совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие доходной части муниципального образования, представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование доходной части бюджета муниципального образования
Факторы
Внутренние Внешние
- стратегия и тактика управления финансами муниципалитета; - совокупный экономический потенциал муниципального образования: совокупность природных ресурсов, трудовых ресурсов, предпринимательский и инвестиционный климат; - состояние теневой экономики; - инфраструктура социальной сферы и объектов хозяйства муниципального образования; - порядок администрирования неналоговых источников доходной части бюджета муниципалитета; - налоговые и неналоговые преференции на местном уровне; - компетентность и профессионализм муниципальных служащих и всех работников муниципалитета; - налоговая культура. - социально-экономические условия и социально-экономическая политика федерального центра и региона; - социально- экономическое развитие муниципального образования; - основные направления федеральной и региональной налоговой политики; - используемые методики финансовой поддержки муниципальных образований и местных бюджетов; - распределение налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы РФ; - льготы и преференции в налогообложении на федеральном и региональном уровнях.
Внутренние факторы - факторы, на которые влияют муниципальные власти, усилия которых должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов.
Внешние факторы включают те факторы, которые влияют на доходы муниципального образования через федеральные и региональные механизмы влияния. Особенность этих факторов заключается в том, что местные органы власти не могут существенно повлиять на изменение этих факторов.
Целесообразно выделить в качестве мер, которые могут оказать содействие в увеличении поступлений в доходы бюджета муниципального образования районного типа:
1) за счет налоговых поступлений. Решить вопросы с инвентаризацией и постановкой на учет:
- с целью выявления объектов недвижимости (которые не имеют регистрации) сформировать рабочие группы;
- с возможными налогоплательщиками (владельцами имущества и земли, которые неучтены) проводить разъяснительные беседы;
- содействовать владельцам неучтенного имущества и земли в осуществлении оформления прав на них в целях постановки на кадастровый учет;
2) за счет неналоговых поступлений. Можно выделить сдачу юридическим и физическим лицам в аренду неиспользуемых земельных участков. В районе имеются земли под пахоту, неиспользуемые в сельском хозяйстве, предоставление в аренду которых позволит оказать содействие в развитии местных аграрных компаний, желающих расширить земельные угодья.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Бюджет муниципального образования играет важную роль в обеспечении функций и задач местного самоуправления, выступая финансовой базой исполнительных и представительных органов местного самоуправления. Порядок формирования бюджета и распоряжения бюджетными средствами определен законодательно и осуществляется в соответствии с жизненными потребностями населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Итоги проведенного анализа формирования доходов бюджета муниципального образования, позволяют отметить, что, его бюджет зависит от безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов. Несмотря на меры, предпринимаемые на уровне Федерации по повышению доходной базы местных бюджетов, собственные финансовые ресурсы не обеспечивают развитие муниципалитетов. Для дальнейшего улучшения качества жизни населения и развития муниципальных образований необходимо внесение изменений в бюджетное законодательство РФ, которые будут направлены на расширение доходного потенциала местных бюджетов и, следовательно, приведут к дополнительным налоговым поступлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Индутенко А.Н., Пьяных Т.А. Особенности формирования и пути увеличения доходов федерального бюджета Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 160-163.
2. Шуваева Е.А. Проблемы формирования доходов федерального бюджета //Альманах мировой науки. 2015. № 2-4 (2). С. 124-126.
3. Шульгина Д.Ш. Основные источники формирования доходов и направления использования расходов бюджета РФ // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 5. С. 15-19.
4. Джанбегов Ш.Г., Никаев М.Г. Проблемы формирования доходов бюджетов субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-6. С. 33-36.
5. Дробышевская Л.Н., Ермакова Ю.С. Система формирования доходов региональных бюджетов и пути ее дальнейшего совершенствования // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 95-105.
6. Барашева Е.В., Власова Е.Л. Межбюджетные отношения муниципальных образований в области формирования доходов местных бюджетов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 1 (107). С. 21.
7. Троянская М.А. Теоретические вопросы формирования доходов местных бюджетов за счет налоговых источников: российский и зарубежный опыт //Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 34-45
8. Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России //Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. № 3 (465). С. 329341.
9. Третьякова А.В. Зарубежный опыт формирования доходов местных бюджетов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 2 (98). С. 208-220.
10. Савина О.Н. Налоговая политика муниципальных образований и роль механизма налогового регулирования в формировании доходов местных бюджетов // Экономические системы. 2018. Т. 11. № 1 (40). С. 30-38.
11. Найденова Т.А. Неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований как фактор повышения устойчивости местных бюджетов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-1. С. 206-211.
12. Ибрагимова Э.С., Мударов М.Р. Анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 1213-1214.
13. Багров М.В., Надеин Н.В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса // Основы экономики, управления и права. 2013. №6 (12). С. 8-13.
14. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: монография /Л.Л. Игонина, Д.Э. Кусраева. — Краснодар: Атри. - 2010. - 210 с.
15. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — Москва: Финансы и статистика, 2014. -176 с.
16. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.04.2020). - Режим доступа: http://www.consultant.ru
17. Финансы / Е.В. Каранина. — Киров: ФГБОУВО «ВятГУ», 2015. - 230 с.
18. Российская Федерация. Конституция. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru
20. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020). - Режим доступа: http://
экономические науки
Троянская Мария Александровна
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ...
www.consultant.ru
21. Ситнова И.А., Барлыбаев А.А., Рахматуллин И.М. Некоторые аспекты финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 1 (107). С. 5.
22. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Оренбургский район за 2017 — 2019 гг. - Режим доступа: http://fin-or. rU/content/byudzhet-dlya-grazhdan
Статья поступила в редакцию 14.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020