Научная статья на тему 'Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района)'

Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТОВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДОТАЦИИ / BUDGET / REVENUES OF THE MUNICIPAL BUDGET / GRATUITOUS RECEIPTS / TAX REVENUES / THE PROSPECTS FOR INCREASING NON-TAX REVENUE / AN INDEPENDENT BUDGET / INTERBUDGETARY RELATIONS / BUDGET DEFICIT / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеварёва Лидия Вячеславовна, Мазий Валентина Витальевна

В данной статье рассматриваются источники формирования бюджета муниципального образования, выделены основные проблемы пополнения местных бюджетов. Неэффективное управление финансами муниципального образования, отсутствие мотивации к обеспечению самостоятельности бюджета, приводят к высокой зависимости местных бюджетов от государственных субсидий, дотаций, субвенций вышестоящих бюджетов. Наибольший процент налоговых и неналоговых доходов района приходится на налог на доходы физических лиц. И если варианты увеличения статьи налоговых доходов достаточно невелики, то варианты расширения неналоговых доходов имеются в широком количестве. Несмотря на достаточно большие возможности, неналоговые доходы всё ещё составляют малую долю в общей структуре. Отмечается, что бюджет Аксайского района за последние три года является дефицитным. В статье предлагаются варианты увеличения доходов района за счет привлечения инвесторов, а также говорится о том, что со стороны государства необходим механизм, обеспечивающий экономический и бюджетный интерес регионов к наращиванию доходов на своей территории. В заключении делается вывод о том, что Аксайский район является перспективным районом, имеющим все возможности для увеличения своей финансовой и экономической самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the revenue base of the budget through the use of various sources on the example of Aksay district budget

The process of formation of the budget of the municipality in terms of its sources. The main problem is the high dependence of the local budgets from the federal, because up to 80% of the funds come from public subsidies, grants. The budget of the Aksay district also observed this trend. The highest percentage of tax and non-tax revenues of the district falls on the tax on personal income. And if the options for increasing tax revenues become sufficiently small, then the options for extending non-tax revenues are available in a wide quantity. Despite a great opportunity, non-tax revenues still represent a small share in the overall structure. The article offers some options for heightening the interest of the municipality to expand its self-sufficiency and to attract new investments in the Aksay district.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN317.pdf

Статья опубликована 16.06.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шеварёва Л.В., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Шеварёва Лидия Вячеславовна1

ФГБОУВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Студент E-mail: Lidi36@mail.ru

Мазий Валентина Витальевна2

ФГБОУВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: evmazy@rambler.ru

Проблемы формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Аксайского района)

Аннотация. В данной статье рассматриваются источники формирования бюджета муниципального образования, выделены основные проблемы пополнения местных бюджетов. Неэффективное управление финансами муниципального образования, отсутствие мотивации к обеспечению самостоятельности бюджета, приводят к высокой зависимости местных бюджетов от государственных субсидий, дотаций, субвенций вышестоящих бюджетов. Наибольший процент налоговых и неналоговых доходов района приходится на налог на доходы физических лиц. И если варианты увеличения статьи налоговых доходов достаточно невелики, то варианты расширения неналоговых доходов имеются в широком количестве. Несмотря на достаточно большие возможности, неналоговые доходы всё ещё составляют малую долю в общей структуре. Отмечается, что бюджет Аксайского района за последние три года является дефицитным. В статье предлагаются варианты увеличения доходов района за счет привлечения инвесторов, а также говорится о том, что со стороны государства необходим механизм, обеспечивающий экономический и бюджетный интерес регионов к наращиванию доходов на своей территории. В заключении делается вывод о том, что Аксайский район является перспективным районом, имеющим все возможности для увеличения своей финансовой и экономической самостоятельности.

Ключевые слова: бюджет; доходы муниципального бюджета; безвозмездные поступления; налоговые доходы; перспективы увеличения неналоговых доходов; самостоятельность бюджетов; межбюджетные отношения; дефицит бюджета; дотации

1 346720, Россия, Ростовская область, г. Аксай, ул. Чернышевского/Коминтерна 12/139, кв. 15

2 346880, Россия, Ростовская обл., г. Батайск, Северный массив 1, кв. 146

В настоящее время одной из проблем бюджетного процесса является вопрос финансирования муниципальных образований России. Несмотря на процесс расширения полномочий местных властей на основе формирования механизмов перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, позволяющих учитывать интересы муниципальных образований, большинство из них являются дотационными. Однако острота противоречий между центром и органами местного самоуправления по бюджетным вопросам не уменьшается, а в отдельных случаях даже увеличивается. Аналитические материалы свидетельствуют, что основой таких противоречий, как и в предыдущие годы, является разрыв между собственными доходами и расходами муниципальных органов власти.

Муниципальным образованием в соответствии с законодательством Российской Федерации признается городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления 3 . Муниципальное образование является самостоятельным участником гражданских (имущественных) правоотношений. Бюджет является главной формой экономического обеспечения деятельности муниципального района. Правильное планирование доходной части бюджета, а также последующее её рациональное использование выступает залогом развития муниципального образования.

Бюджет муниципального образования имеет множество различных статей дохода, традиционно классифицирующиеся на налоговые, неналоговые, а также дотации из государственного бюджета. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ)4, к местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Неналоговые доходы состоят из доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежей за пользование природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, штрафов, санкций, возмещения ущерба. Однако, несмотря на разнообразие налоговых и неналоговых статей дохода, основу бюджета муниципального образования составляют безвозмездные поступления от вышестоящий бюджетов. То, что значительная доля приходится на безвозмездные поступления (примерно 80%), является особенностью структуры доходной части муниципальных бюджетов в целом по России [3]. По данным Министерства финансов Российской Федерации примерно 80% регионов имеют дефицит бюджета, а значит являются дотационными, что говорит о недостаточно эффективном управлении финансами в субъектах Федерации5.

Рассмотрим общее состояние экономики и финансов в Аксайском районе, для этого проанализируем соотношение доходной и расходной частей за период 2014-2016 годов.

3 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

4 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

5 Министерство Финансов Российской Федерации // Официальный сайт. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/subj_analitics.php.

Таблица 1

Динамика финансово-экономических показателей Аксайского района в 2014-2016 годах (составлена авторами)

Наименование показателя 2014, млрд. руб. 2015, млрд. руб. 2016, млрд. руб. В % 2015 г. к 2014 г. В % 2016 г. к 2015 г.

Валовый региональный продукт 1007,8 1171,8 1264,5 16,3 7,9

Доходы: 2,4 2,8 2,7 14,9 -4,1

- налоговые и неналоговые доходы; 0,5 0,6 0,6 10,6 5,2

- безвозмездные поступления. 1,8 2,1 2,0 16,2 -6,7

Расходы 2,5 2,8 2,7 14,6 -3,5

Сальдо доходов и расходов -0,05 -0,05 -0,06 1,8 24,9

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что дефицит бюджета Аксайского района за последние три года увеличился. Так в 2016 году прирост дефицита составил 24,9%, что является достаточно большой величиной. Уменьшение объемов безвозмездных поступлений в 2016 году также отразилось на размере дефицита. Таким образом, можно отметить недостаточность объемов поступлений доходов для покрытия имеющихся расходов района.

Проанализируем доходную часть бюджета Аксайского района, рассмотрев соотношение статей доходов. Доходы бюджета Аксайского района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Финансовое управление Администрации Аксайского района в соответствии с требованиями статьи 471 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязано вести реестр источников доходов бюджета Аксайского района. Реестр источников доходов бюджета Аксайского района формируется и ведется в порядке, установленном Администрацией Аксайского района6.

Таблица 2

Объём поступлений доходов бюджета Аксайского района в 2014-2016 годах

(составлена авторами)7

Наименование статьи доходов 2014, тыс. руб. 2015, тыс. руб. 2016, тыс. руб. В % 2015 г. к 2014 г. В % 2016 г. к 2015 г.

Налоговые и неналоговые доходы 564734,7 624675,8 656957,1 10,6 5,2

Налоги на прибыль, доходы 235508,7 248213,2 292093,7 5,4 17,3

Другие налоговые доходы 132371,9 155600 139640,2 17,5 -10,3

Государственная пошлина 8105,7 9605,7 17321,0 18,5 80,3

6 Решение Собрания депутатов Аксайского района о бюджетном процессе (с изменениями) от 17.06.2009. - Режим доступа: https://www.aksayland.ru/economics/finwork/izm_budj_proc/.

7 Объем поступлений доходов бюджета Аксайского района // Администрация Аксайского района - Режим доступа: www.aksayland.ru/economics/finwork/byudzhet-2016/.

Наименование статьи 2014, тыс. 2015, тыс. 2016, тыс. В % 2015 В % 2016

доходов руб. руб. руб. г. к 2014 г. г. к 2015 г.

Доходы от

использования

имущества, находящегося в 126824,7 126824,7 132116,1 0 4,2

государственной и

муниципальной собственности

Прочие неналоговые доходы 61923,7 84432,2 75786,1 36,3 -10,2

Безвозмездные поступления 1886688,5 2192245,7 2045875,9 16,2 -6,7

Всего доходов 2451423,2 2816921,5 2702833,0 14,9 -4,1

Анализируя таблицу 2, очевидно, что наибольшая величина налоговых поступлений приходится наналог на доходы физических лиц [1], взимаемый на территориях городских и сельских поселений, а также на межселенных территориях. Налоговой базой выступают доходы физического лица, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, которые включают заработную плату, дивиденды и проценты, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации имущества. За период 2014-2016 гг. поступления от данного вида налога стали расти, что нельзя не связать с постепенным выходом из кризиса, ухудшившим экономическую ситуацию в стране в 2014 году. В условиях финансовой и экономической нестабильности неизбежным становится снижение объема налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, но, несмотря на это совокупный доход от налоговых и неналоговых статей увеличился к 2016 году и составил 17,3%, что является одним из лучших показателей прироста статей доходов.

Главным образом, увеличению налоговых доходов препятствует ряд проблем, присущих местному налогообложению в Российской Федерации [5], а именно:

• незначительная фискальная значимость местных налогов и сборов в формировании местного бюджета;

• недостаточный перечень местных налогов и сборов по сравнению с европейскими странами;

• отсутствие у органов местного самоуправления прав введения на своей территории собственных налогов и сборов;

• проблемы учета местных налогов и сборов (значительные суммы недоимок и переплат);

• наличие местных налогов и сборов, расходы на администрирование которых превышают поступления от них;

• отсутствие самообложения как альтернативной формы поступлений в местные бюджеты.

Однако важнейшей статьей, обеспечивающей муниципальное образование доходной базой, продолжают оставаться безвозмездные поступления. В 2015 году рост безвозмездных поступлений к уровню 2014 г. составил 16,2%, однако в 2016 немного сократился на 6,7%. В безвозмездные поступления входят дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. С одной

стороны, действующая система межбюджетных отношений, тренды ее развития в России, в том числе процесс выравнивания, направлены на сглаживание территориальной дифференциации социально-экономического развития регионов [6]. С другой стороны, заметное увеличение объемов дотаций со стороны государства снижает уровень финансовой самостоятельности местного бюджета [7]. Наличие значительной финансовой поддержки снижает уровень заинтересованности в поиске новых видов доходов.

С другой стороны, высокая доля трансфертов в отдельных случаях может свидетельствовать и об особом внимании центра к проблемам региона (к примеру, в рамках реализации «территориальных» федеральных целевых программ) [4]. Такой эффект часто наблюдается при подготовке к крупным международным мероприятиям, которые требуют больших вливаний из федерального бюджета. Так, на территории Аксайского района строится новый аэропорт «Платов», который станется главным воздушным портом Ростовской области. Это строительство, приуроченное к проведению в донской столице Чемпионата Мира по футболу 2018 года, является не только регионально, но и федерально значимым.

Аксайский район является одним из самых динамично развивающихся районов Ростовской области. В вопросе привлечения неналоговых доходов он имеет определенные перспективы. Удобное географическое положение, а также имеющиеся в распоряжении района сельскохозяйственные поля и угодья, позволяют использовать их для сдачи в аренду различным крестьянско-фермерским хозяйствам. Инвестиционная привлекательность района позволяет сотрудничать не только с местными, но и с зарубежными девелоперами. За прошедший период были привлечены такие инвесторы как Mars, ГК «A2Group», ООО «Ростов-Логистик», АО «Тандер». Однако, для продолжения дальнейшего развития района нужно постараться сохранить имеющийся потенциал для привлечения инвестиций.

Таким образом, для пополнения бюджета Аксайского района необходимо предпринять ряд шагов, характерных для всех бюджетов муниципального уровня в целом, а именно:

1. Коренным образом изменить систему наполнения местного бюджета пересмотрев статьи Налогового кодекса, и определив новый перечень налогов, поступающих в бюджет в полном объеме.

2. Разработать систему рейтингов муниципалитетов, согласно которым будет выделяться помощь из вышестоящего бюджета [2].

3. Усилить контроль за целесообразным и эффективным расходованием бюджетных средств.

4. Разработать государственные модели социального проектирования с привлечением предпринимателей.

5. Ввести в оборот неучтенные земельные и имущественные объекты.

6. Провести анализ обоснованности предоставляемых налоговых льгот с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности.

Важно отметить, что в современных условиях потенциал муниципалитетов все в большей степени зависит от квалификации, уровня организации, а также заинтересованности в увеличении и укреплении доходной базы местных бюджетов и наличия стимулов для повышения уровня эффективности управления финансами муниципалитетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьянова М.Н. Управление налоговой мощностью муниципального образования (в части налога на доходы физических лиц) // Фундаментальные исследования. 2014. №6-5. С. 992-996.

2. Мазий В.В., Балычев А. «Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики». - Инженерный вестник Дона [Электронный ресурс]. - 2017. - №1. -Режим доступа: http://ivdon.ru.

3. Мазий В.В., Ковалева Н.А. Бюджетная система России: учебно-практическое пособие. - Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2017. - 72 с.

4. Мильчаков М.В. Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. №1. С 2238.

5. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Управление дефицитом бюджета муниципального образования // Академическая публицистика. 2017. №2. С. 122-142.

6. Развадовская Ю.В. Комплиментарно-адаптивное применение инструментов межбюджетных отношений для целей выравнивания социально-экономического развития регионов // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1974.

7. Святкина Е.А. Повышение уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов в условиях нестабильной экономической обстановки // Системное управление. 2015. №4. С. 35.

Shevareva Lydia Vyacheslavovna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don

E-mail: Lidi36@mail.ru

Maziy Valentina Vitalyevna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: evmazy@rambler.ru

Formation of the revenue base of the budget through the use of various sources on the example of Aksay district budget

Abstract. The process of formation of the budget of the municipality in terms of its sources. The main problem is the high dependence of the local budgets from the federal, because up to 80% of the funds come from public subsidies, grants. The budget of the Aksay district also observed this trend. The highest percentage of tax and non-tax revenues of the district falls on the tax on personal income. And if the options for increasing tax revenues become sufficiently small, then the options for extending non-tax revenues are available in a wide quantity. Despite a great opportunity, non-tax revenues still represent a small share in the overall structure. The article offers some options for heightening the interest of the municipality to expand its self-sufficiency and to attract new investments in the Aksay district.

Keywords: budget; revenues of the municipal budget; gratuitous receipts; tax revenues; the prospects for increasing non-tax revenue; an independent budget; interbudgetary relations; budget deficit; subsidies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.