Научная статья на тему 'Проблемы формирования доходной части местных бюджетов (на примере МО "Кижингинский район")'

Проблемы формирования доходной части местных бюджетов (на примере МО "Кижингинский район") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / LOCAL BUDGET / BUDGET REVENUES / GRATUITOUS RECEIPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жалсараева Екатерина Александровна, Дашиева Дарима Зориктуевна

В статье рассматриваются вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика, состав и структура доходов бюджета МО «Кижингинский район». Выявлены основные проблемы формирования доходов муниципального образования и предложены направления увеличения доходной части местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF INCOME OF LOCAL BUDGETS(ON THE EXAMPLE OF THE MO "KIZHINGINSKY DISTRICT")

The article discusses the formation of the revenue base of local budgets, analyzes the dynamics, composition and structure of the budget revenues of the Kizhinginsky District Municipal District. The main problems of formation of incomes of municipal formation are revealed and directions of increase in a profitable part of local budgets are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования доходной части местных бюджетов (на примере МО "Кижингинский район")»

УДК: 336.13

к.э.н., доцент Жалсараева Екатерина Александровна, Восточно-Сибирский государственный университет технологий

и управления, г. Улан-Удэ

магистрант Дашиева Дарима Зориктуевна, Восточно-Сибирский государственный университет технологий

и управления, г. Улан-Удэ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ

БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ МО «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»)

В статье рассматриваются вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика, состав и структура доходов бюджета МО «Кижингинский район». Выявлены основные проблемы формирования доходов муниципального образования и предложены направления увеличения доходной части местных бюджетов.

Ключевые слова: местный бюджет, доходы бюджета, безвозмездные поступления

PROBLEMS OF FORMATION OF INCOME OF LOCAL BUDGETS

(ON THE EXAMPLE OF THE MO «KIZHINGINSKY DISTRICT»)

Ph.D. (economics) E.A. Zhalsaraeva, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

Graduate student D.Z. Dashieva, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

The article discusses the formation of the revenue base of local budgets, analyzes the dynamics, composition and structure of the budget revenues of the Kizhinginsky District Municipal District. The main problems of formation of incomes of municipal formation are revealed and directions of increase in a profitable part of local budgets are offered.

Keywords: local budget, budget revenues, gratuitous receipts

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

В современной экономической системе особое место занимает развитие

местного самоуправления. Все большее значение приобретает связь между населением и местной властью для решения вопросов жизнеобеспечения, удовлетворения потребностей и интересов граждан. Такие вопросы напрямую связаны с организацией финансовой базы местных органов власти, то есть местных бюджетов [4, с. 174]. Местные бюджеты являются важным элементом финансовой системы государства. Проблема формирования и рационального использования доходов и расходов местного бюджета очень важна в современных условиях, так как они, являются основой жизнеобеспечения населения. Местные власти как никто другой приближены к населению, проживающему на территории муниципального округа, первые сталкиваются с их проблемами и нуждами. Поэтому рассмотрение проблем формирования и рационального использования доходов и расходов местного бюджета является весьма актуальным [3, с. 3].

В Республике Бурятия на 1 октября 2017 Республике Бурятия насчитывалось 286 муниципальных образований, в том числе по типам: муниципальных районов — 21, городских округов — 2, 16 городских и 247 сельских поселений [5].

Формирование доходов бюджета Кижингинского района осуществляется в рамках основных направлений совершенствования налогового законодательства в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также исходя из динамикиосновных макроэкономических показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития Кижингинского района на среднесрочную перспективу [1].

В период 2014-2016 гг. наблюдается превышение доходов над расходами. Профицит бюджета в 2014 году составил 1594462,87 руб., в 2015 году — 13976213,61руб., в 2016 году — 4146575,06 руб.

Рис. 1. — Доходы и расходы бюджета МО «»Кижингинский район»2.

Фактически доходы бюджета МО «Кижингинский район» в 2016 году составили 394233,18 тыс. руб. при плановом значении 410197,88 тыс. руб.(96,12%), в 2014 году план был выполнен на 100,05%. В 2015 году при плане 433287,47 тыс. руб. поступили доходы в сумме 429095,17тыс. руб.(99,03%).

Рисунок 2 — Доходы бюджета МО «Кижингинский район», тыс. руб.1

В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение доходов на 58318,99 тыс. руб. (115,7%). В 2016 году наблюдается снижение доходов по сравнению с 2015 годом, что связано с сокращением безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов.

2 Составлено на основе отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фондаза 2014-2016 года[6]

Крымский научный вестник, №5 (17), 2017 krvestnik.ru

Таблица 1.

Динамика доходов бюджета МО «Кижингинский район», тыс. руб. [6]

Наименование показателя 2014 2015 2016 Д2015к 2014 Д2016к 2015 Д2016к 2014

% +/- % %

Всего доходов 370776,18 429095,17 394233,18 58318,99 115,7 -34861,99 91,88 23457 106,33

Налоговые доходы 23452,11 33087,2 37674,55 9635,09 141,1 4587,35 113,86 14222,44 160,64

Неналоговые доходы 5293,11 4747,66 6184,95 -545,45 89,7 1437,29 130,27 891,84 116,85

Безвозмездные поступления 341940,96 391260,31 350373,68 49319,35 114,4 -40886,63 89,55 8432,72 102,47

Если же сравнивать объем полученных доходов в 2016 году к 2014 году, то наблюдается рост доходов по всем составляющим: налоговые доходы — 160,64%, неналоговые доходы — 116,85% и безвозмездные поступления — 102,47%.

Доходы, ТЫС.руб.

450000 400000 350000 300000

2014 2015 2016

Рис. 3. — Динамика доходной части бюджета МО «Кижингинский район» за 2014-2016 гг.2

Анализ налоговых и неналоговых доходов показал, что основополагающим источником является НДФЛ (более 50%).

Основные факторы, оказавшие положительное влияние на объем и динамику поступления доходов в 2015 году:

- увеличение количества налогоплательщиков — субъектов малого предпринимательства (увеличение торговых площадей в районе в связи с

2Составлено на основе отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фондаза 2014-2016 года[6]

открытием шиномонтажных мастерских, социального и обувного магазина, открытых индивидуальными предпринимателями.). Количество ИП в 2015 году составило 439, в 2014 году — 375;

- увеличение размера гос. пошлины за регистрацию транспортных средств.

Таблица 2.

Структура и динамика налоговых и неналоговых доходов, тыс. руб. [6]

Наименование показателя 2014 2015 2016 А2016к 2014

План Факт Уд. вес План Факт Уд. вес План Факт Уд. вес +/- %

Налоговые и неналоговые доходы 43643,75 43994,16 100 41691,65 44561,72 100 40093,6 43859,49 11,13 -134,67 99,69

Налоги на прибыль, доходы 15607,20 15690,79 54,42 18856,30 20777,40 54,92 21123,4 22260,55 50,75 6569,76 141,87

НДФЛ 15607,20 15690,79 100 18856,30 20777,40 100 21123,4 22260,55 100 6569,76 141,87

Налоги на товары

(работы, услуги), реализуемые на территории РФ 3281,78 3281,19 11,38 7680,70 7652,58 20,23 8554,6 10638,25 24,26 7357,06 324,22

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) 3281,78 3281,19 100,00 7680,70 7652,58 100 8554,6 10638,25 100 7357,06 324,22

Налоги на совокупный доход 4558,70 4570,13 15,85 4552,40 4657,22 12,31 4715,1 4775,75 10,89 205,62 104,50

ЕНВД для отдельных видов деятельности 4483,60 4494,83 98,35 4446,50 4565,39 98,03 4592,9 4653,39 97,44 158,56 103,53

ЕСХН 24,20 24,34 0,53 58,20 45,72 0,98 74,5 78,28 1,64 53,94 321,61

Гос. пошлина 975,40 999,69 3,47 1458,60 1534,47 4,06 1403,6 1451,26 3,31 451,57 145,17

Доходы от использования

имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности 1238,30 1258,04 4,36 1252,60 1766,42 4,67 2660,3 2727,65 6,22 1469,61 216,82

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества 1238,30 1258,04 100,00 1252,60 1766,42 100 2660,3 2727,65 100 1469,61 216,82

Платежи при пользовании природными ресурсами 72,83 75,62 0,26 44,20 44,86 0,12 15,2 38,59 0,09 -37,03 51,03

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 72,83 75,62 100,00 44,20 44,86 100 15,2 38,59 100 -37,03 51,03

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 243,80 253,92 0,88 160,70 250,70 0,66 179,8 208,97 0,48 -44,95 82,30

Доходы от реализации имущества, находящегося в гос. и мун. собственности 37,30 37,32 14,70 - - - 9,8 9,8704 4,72 -27,45 26,45

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в гос. и мун. собственности 206,50 216,60 85,30 160,70 250,70 100 170 199,10 95,28 -17,50 91,92

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1427,00 1441,13 5,00 1022,67 1151,21 3,04 1433,99 1700,04 3,88 258,91 117,97

Прочие неналоговые доходы 1261,02 1264,71 4,39 - - - 7,6 58,4 0,13 -1206,31 4,62

Таблица 3.

Структура безвозмездных поступлений, тыс. руб. [6]

Наименование показателя 2014 2015 2016 Д2016к 2014

План Факт Уд. вес План Факт Уд. вес План Факт Уд. вес +/- %

Безвозмездные поступления 339529,96 339529,96 100 397876,88 397876,88 100 370104,28 350373,68 100 10843,72 103,19

Дотации 89930,50 89930,50 26,49 111356,70 111356,7 28,49 91394,4 91394,4 26,08 1463,90 101,63

Субсидии 90450,64 90450,64 26,64 117686,52 110686,47 28,32 99463,288 79996,18 22,83 -10454,46 88,44

Субвенции 157388,4 157388,4 46,35 167115,97 167117,02 42,75 176374,29 176110,79 50,26 18722,39 111,90

Иные межбюджетные трансферты 1740 1740 0,51 1703,64 1703.64 0,44 3064,4916 3064,4916 0,87 1324,49 176,12

В бюджете района в 2016 году по отношению к 2014 году доля доходов, полученных в рамках межбюджетных отношений, увеличилась на 103,2%. В структуре безвозмездных поступлений наибольший удельный вес занимают субвенции (свыше 42%).

Рис. 4. — Структура доходной части бюджета МО «Кижингинский район»3

3Составлено на основе отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2014-2016 года[6]

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что в настоящее время главными проблемами формирования доходов бюджета муниципального образования является недостаточность его собственной доходной базы и высокая зависимость от вышестоящих бюджетов.

Таблица 4.

Доля безвозмездных поступлений в доходах местных бюджетов, % [7].

№ Муниципальное образование 2014 год 2015 год 2016 год

1 Баргузинский район 83,7 86,8 84,1

2 Баунтовский район 81,2 83,2 53,3

3 Бичурский район 85,6 79,3 84,2

4 Джижинский район 74,6 75,4 80,6

5 Еравнинский район 69,2 85,1 82

6 Заиграевский район 63,3 68,9 67,8

7 Закаменский район 92 82,9 87,8

8 Иволгинский район 88,5 88,2 89,9

9 Кабанский район 73,9 68,8 71,8

10 Кижингинский район 88,5 89,7 88,8

11 Курумканский район 86,6 88,6 87

12 Кяхтинский район 50,8 55,3 65,5

13 Муйский район 51,3 48,3 71,7

14 Мухоршибирский район 62,5 56,8 78,1

15 Окинский район 44,1 43,4 46,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Прибайкальский район 80,4 79,2 78,8

17 Северо-Байкальский район 89,8 90,3 90,9

18 Селенгинский район 73,3 75,9 71,4

19 Тарбагатайский район 62,4 65,6 66,5

20 Тункинский район 79,3 70,3 70

21 Хоринский район 75,3 75,7 87,3

Для решения существующих проблем необходима активизация роста налоговых доходов местного бюджета. На рост доходной базы местного бюджета повлияет развитие и поддержка малого предпринимательства в районе, улучшение его инвестиционной привлекательности за счет активизации политики привлечения инвестиций и развития инвестиционной инфраструктуры, создание благоприятного предпринимательского климата,

развитие малого и среднего бизнеса. Реализация проектов по финансовой поддержке предпринимательства, поддержке приоритетных направлений развития бизнеса, созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства в районе позволит создать новые малые и средние предприятия, увеличить налоговые поступления, усилить социальную защищенность граждан, занятых в сфере предпринимательства.

Таким образом, необходимость совершенствования организации и функционирования местных бюджетов, в настоящее время одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенными к населению, местные бюджеты являются первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов [2, с. 124]

Литература

1. Постановление №236 от 1.07.2014 г. «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2016 года муниципального образования «Кижингинский район»

2. Жалсараева Е.А., Дашиева Д.З. Прогнозирование как инструмент повышения доходности местных бюджетов // Молодые финансисты XXI века. Материалы научно-практической конференции. — 2017. — с. 119-124.

3. Кулаева С.А.. Формирование доходной и расходной части местного бюджета и пути его рационального использования. Автореферат на магистерскую диссертацию. — СПб, 2014.

4. Черных Е.Н., Жалсараева Е.А. Совершенствование планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации // Байкальские экономические чтения. Социально-экономическое развитие регионов: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. — 2016. — С. 173 -179.

5. Органы государственной власти Республики Бурятия: официальный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://е§оу-Ьигуа11а.ги/тёех.рЬр?1ё=322

6. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru

7. Доля безвозмездных поступлений в доходах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru

References

1. Postanovlenie №236 ot 1.07.2014 g. «Ob utverzhdenii Programmy po povysheniju jeffektivnosti bjudzhetnyh rashodov na period do 2016 goda municipal'nogo obrazovanija «Kizhinginskij rajon» (in Russian)

2. Zhalsaraeva E.A., Dashieva D.Z. Prognozirovanie kak instrument povyshenija dohodnosti mestnyh bjudzhetov // Molodye finansisty HHI veka. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2017. — s. 119-124. (in Russian)

3. Kulaeva S.A.. Formirovanie dohodnoj i rashodnoj chasti mestnogo bjudzheta i puti ego racional'nogo ispol'zovanija. Avtoreferat na magisterskuju dissertaciju. — SPb, 2014. (in Russian)

4. Chernyh E.N., Zhalsaraeva E.A. Sovershenstvovanie planirovanija i ispolnenija bjudzheta sub#ekta Rossijskoj Federacii // Bajkal'skie jekonomicheskie chtenija. Social'no-jekonomicheskoe razvitie regionov: problemy i perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2016. — S. 173 -179. (in Russian)

5. Organy gosudarstvennoj vlasti Respubliki Burjatija: oficial'nyj porta. http://egov-buryatia.ru/index.php?id=322 (in Russian)

6. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo bjudzheta sub#ekta Rossijskoj Federacii i bjudzheta territorial'nogo gosudarstvennogo vnebjudzhetnogo fonda. www.minfin.ru (in Russian)

7. Dolja bezvozmezdnyh postuplenij v dohodah. www.minfin.ru (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.