УДК 351.72
Пилова Ф. И. Pilova F. I.
АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ANALYSIS AND FEATURES OF THE FORMATION AND PERFORMANCE PROCESSES OF THE MUNICIPAL AREA BUDGET
В статье рассматриваются особенности процессов формирования и исполнения бюджета одного из муниципальных районов Кабардино-Балкарской республики. Проводится анализ показателей исполнения бюджета муниципального района, доходной и расходной частей бюджета рассматриваемого района.
Органы местного самоуправления самостоятельно, основываясь на требованиях Бюджетного кодекса, осуществляют формирование, утверждение, исполнение местного бюджета, а также контроль над его исполнением.
Для осуществления публичного управления на территории анализируемого муниципального района образованы органы местного самоуправления, наделенные властными правами по решению местных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения. Для выполнения функций, возложенных на территориальное образование, оно обладает собственностью и финансовыми средствами. Эти средства состоят как из внутримуниципальных доходов, в виде налогов, сборов, штрафов, кредитов, так и отчислений от федеральных и республиканских налогов. Расходы направляются на осуществление части переданных государством полномочии и обеспечивают решение задач социального и хозяйственного значения.
Ключевые слова: исполнение бюджета, органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджет.
The article discusses the features ofprocesses of formation and execution of the budget of one of municipal districts of the Kabardino-Balkarian Republic. The analysis of the budgetary performance of the municipal district revenue and expenditure parts of the budget are under consideration.
Local authorities based on requirements of the Budget code, carry out development, approval, execution of local budget, control over its execution.
For the implementation of the public administration on the territory of the analyzed municipal district local self-government bodies vested with governmental authority to address local issues to ensure the viability of the population are formed. To carry out the functions entrusted to the territorial entity, it possesses the property and financial means. These funds are composed of both inside the municipal revenues, in the form of taxes, fees, fines, credits and deductions from Federal and regional taxes. Expenditures are directed to the implementation of part of the transferred state powers and provide solution of tasks of social and economic value.
Key words: budget execution, public authorities, local governments, budget.
Пилова Фатима Исмаиловна -
доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик E-mail: [email protected]
Pilova Fatima Ismailovna -
Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik
E-mail: [email protected]
Введение. Задачи местного самоуправления трудно решать, не прибегая к денежным отношениям, и именно поэтому роль бюджетов муниципальных образований на современном этапе становится все более весомой, являясь одним из основных признаков местного самоуправления в целом. В первую очередь, местные бюджеты участвуют в распределении средств государственного бюджета, предназначенных для решения проблем, возникающих в социальной сфере, так как осуществление государством социальной политики - одно из приоритетных направлений его деятельности, требующее серьезных вложений. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов.
Ход исследования. Органы местного самоуправления самостоятельно, основываясь на требованиях Бюджетного кодекса, осуществляют формирование, утверждение, исполнение местного бюджета, а также контроль над его исполнением [1].
Для осуществления публичного управления на территории Чегемского муниципального района образованы органы местного самоуправления, наделенные властными правами по решению местных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.
Для выполнения функций, возложенных на территориальное образование, оно обладает собственностью и финансовыми средствами. Эти средства состоят как из внутримуни-ципальных доходов, в виде налогов, сборов, штрафов, кредитов, так и отчислений от федеральных и республиканских налогов [2]. Расходы направляются на осуществление части переданных государством полномочии и обеспечивают решение задач социального и хозяйственного значения. В случае, когда доходы бюджета Чегемского района не могут в полной мере обеспечить решение поставленных целей, федеральные и региональные органы власти осуществляют финансовую помощь в виде различных трансфертов, а также отчисления от федеральных сборов и налогов. Все эти финансовые операции отражаются на бюджете Чегемского района. Основной принцип при планировании бюджета и межбюджетных отношений - это соблюдение критериев вертикальной сбалансированности. Этот принцип устанавливает, что доля расходных
обязательств Чегемского района в консолидированном бюджете КБР соответствует доле доходов местного бюджета после распределения трансфертов, в общем объеме доходов республиканского бюджета.
При формировании отношений между бюджетами КБР и Чегемского района рекомендуется учитывать критерий вертикальной сбалансированности. При учете данного критерия, доля расходных обязательств Чегем-ского района в общем объеме расходных обязательств консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской республики соответствовала доле доходов местного бюджета после распределения трансфертов из бюджета региона [3].
Размер финансовых средств, составляющих бюджет местного образования, можно представить как сумму денежных средств от:
1. Местных налогов и отчислений от региональных и федеральных налогов.
2. Неналоговых поступлений.
3. Межбюджетных трансфертов, в виде дотации, субвенции и субсидий.
4. Иных межбюджетных трансфертов.
Главными показателями бюджета района
являются его доходы и расходы. Рассмотрим динамику изменений доходов и расходов бюджета Чегемского района.
2015г. 20161. 20171 Ы Доходы У Расходы
Источник: диаграмма составлена автором на основе данных, взятых с www.gks.ru
Рисунок 1 - Соотношение доходов и расходов Чегемского района за 2015-2018 гг., тыс. руб.
Из диаграммы видно, что общие доходы бюджета 2017 года по сравнению с 2015 г. увеличились на 6,4%. Дефицит бюджета в 2015 году составил 27465,5 тыс. руб., при до-
ходе бюджета 668958,7 тыс. руб., а в 2016 и условиях сокращения доходов бюджета на 2017 году наблюдается профицит бюджета, в 611993 тыс. руб. в 2016 г.
Таблица 1 - Доходы и расходы Чегемского района за 2015-2018 годы, тыс. руб.
Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп роста
Доходы 639859,2 667725 681009 739755,3 106,4%
Расходы 696421,2 663629 674676 725172,9 96,8%
Коэффициент бюджетной результативности территорий 9,6 9,7 9,9 10,7
Коэффициент соотношения безвозмездных поступлений и полученных районом доходов 0,62 0,7 0,63 0,75
Коэффициент бюджетного покрытия 0,96 1,006 1,009 1,02
Источник: Таблица составлена автором на основе данных, взятых с www.gks.ru
Темп роста доходов Чегемского района за 2015-2018 годы составил 6,4%, при снижении темпа роста расходов на 3,2%, что говорит об эффективности управления бюджетом.
Коэффициент бюджетной результативности территорий, коэффициент соотношения безвозмездных поступлений и полученных районом доходов и коэффициент бюджетного покрытия являются критериями оценки состояния бюджета муниципального района [4].
С помощью коэффициента бюджетной результативности территорий можно определить: какая часть дохода района приходится на каждого жителя района. Рассчитанные данные, приведенные в таблице, говорят о положительной динамике данного показателя: в 2015 году на каждого жителя приходилось 9,6 тыс. руб., в 2016 году - 9,7 тыс. руб., в 2017 году -9,9 тыс. руб., а 2018 году - 10,7 тыс. руб.
Коэффициент соотношения безвозмездных поступлений и полученных районом доходов показывает: во сколько раз перечисления из вышестоящих бюджетов в бюджет Чегемского района превосходят его собственные доходы. Несмотря на рост показателя в 2016 году, необходимо отметить его снижение в 2017 году. Кроме того, несмотря на то, что в соответствии с «Бюджетом Чегемского муниципального района на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов», ожидалась стабилизация данного показателя в 2019 году на уровне 0,6.
Коэффициент бюджетного покрытия показывает, насколько покрываются минимальные
расходы доходами района. Из таблицы видно, что в 2015 году на покрытие одной тысячи рублей из бюджета выделялось 0,96 тыс. руб., в 2016 году - 1,006 тыс.руб., в 2017 году -1,009 тыс. руб., а 2018 году - 1,2 тыс. руб.
Источники доходной части бюджета района представлены в таблице 2.
Анализ таблицы 2 показывает, что снижение доходной части района связано как с сокращением трансфертов из вышестоящих бюджетов, так и резким падением размера поступлении основного налогового показателя - налога на доходы физических лиц. Уменьшение данного налога почти на 13% по сравнению с 2015 г. может быть связано с резким изменением экономической ситуации в стране. Резкий рост инфляции и ослабление рубля по отношению к иностранным валютам, вкупе с увеличением ставки по кредитам привело к банкротству или к сокращению выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Результаты исследования. Положительным итогом таких изменений можно считать быстрый отток дешевой импортной продукций, который дает возможность восстановления производства в отдельных субъектах страны и в их муниципальных образованиях. Кроме того, на повышение налоговой части бюджета может оказать влияние легализация деятельности и постановка на учет предпринимателей, работающих в обход законов.
Таблица 2 - Доходная часть бюджета Чегемского муниципального района, тыс. руб.
Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Всего 639860 100% 667725 100% 681009 100% 739755,3 100%
Налог на доходы физических лиц 202470 31,64 176448 26,42 179221 26,32 202428,9 35,7
Налоги на совокупный доход 6977 1,09 11410 1,71 10565,9 1,55 10918,12 1,6
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 8485,4 1,33 2258 0,34 4149 0,61 14111,34 0,85
Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 396728 62,00 418193 62,63 403492 59,25 433473,9 58,7
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образовании 0 35278 5,28 24080,2 3,54 0 0
Прочие доходы 25,19 96,06 24,138 96,39 59,501 91,26 94,45 92,5
Источник: Таблица составлена автором на основе данных, взятых с сайта www.gks.ru
В части неналоговых поступлений в бюджет Чегемского района наблюдался рост: в 2015 году - 6,2%, в 2016 году - 6,3%, а в 2017 году - 8,6%, в 2018 году - 8,8% от общих доходов бюджета. Обусловлен этот рост не повышением их объемов, а является следствием снижения общих доходов.
Область применения результатов. Региональная экономика.
Выводы. Обращает на себя внимание высокая бюджетная зависимость от республиканского бюджета. Субвенции местному бюджету составляют 62% от всех доходов.
При этом наблюдается динамика значительного уменьшения межбюджетных трансфертов в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2016 г. к 2017 г. на 32%, а размер субвенции за этот же период не претерпел особых изменений. Местный бюджет в 2017 году получил субсидии, субвенции и дотации в размере 431721,2 тыс.руб., что на 3108,5 тыс. руб. меньше, чем в 2015 г. Необходимо отметить, что бюджет Чегемского района в 2018 году перестал быть дефицитным, что говорит об эффективном управлении финансами.
Литература
1. Казова З.М. Содержание и развитие межбюджетных отношений // Современному АПК - эффективные технологии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию доктора с.-х. наук, профессора Валентины Михайловны Макаровой. Ижевск, 2019. С. 216-219.
2. Дышекова А.А., Казова З.М. Актуальные проблемы формирования местных бюджетов и пути их решения // Российский экономический интренет-журнал. 2019.
References
1. Kazova Z.M. Soderzhanie i razvitie mez-hbyudzhetnyh otnoshenij // Sovremennomu APK - effektivnye tekhnologii: materialy Mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pos-vyashchennoj 90-letiyu doktora s.-h. nauk, professora Valentiny Mihajlovny Makarovoj. Izhevsk, 2019. S. 216-219.
2. Dyshekova A.A., Kazova Z.M. Aktual'nye problemy formirovaniya mestnyh byudzhetov i puti ih resheniya // Rossijskij ekonomicheskij intrenet-zhurnal. 2019.
3. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношении на региональном и муниципальном уровнях. 2014 г.
4. Сумская Т.В. Инструментарий оценки устойчивости бюджетов муниципальных образований региона // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона [Электронный ресурс]: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2017. С. 146-150.
3. Metodicheskie rekomendacii organam go-sudarstvennoj vlasti sub"ektov RF i organam me-stnogo samoupravleniya po regulirovaniyu mez-hbyudzhetnyh otnoshenii na regional'nom i mu-nicipal'nom urovnyah. 2014 g.
4. Sumskaya Т.У. Instrumentarij ocenki ш-tojchivosti byudzhetov municipal'nyh obrazo-vanij regiona // Statisticheskie metody issledova-niya social'no-ekonomicheskih i ekologicheskih sistem regiona [Elektronnyj resurs]: materialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2017. S. 146-150.