Научная статья на тему 'Взаимоотношения ЕС и России: два взгляда на одну реальность (международная конференция)'

Взаимоотношения ЕС и России: два взгляда на одну реальность (международная конференция) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения ЕС и России: два взгляда на одну реальность (международная конференция)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕС И РОССИИ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ РЕАЛЬНОСТЬ

В 2007 году формально истекает срок действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией - документа, создавшего политико-правовой базис для долговременного развития отношений между сторонами в экономике, политике и культуре. Оценке результатов и перспектив партнёрства, а также подготовке рекомендаций в преддверии этой важной даты посвящена серия конференций, инициированная Институтом Европы совместно с Фондом им. Фридриха Эберта. 30 марта 2006 года проведено первое из запланированных заседаний на тему "Взаимоотношения ЕС и России: два взгляда на одну реальность".

Дискуссию открыл С. А. Караганов, заместитель директора Института Европы, отметив опыт интенсивного взаимодействия между РФ и ЕС, накопленный в последние годы, и гораздо большую заинтересованность в стабильном сотрудничестве, нежели в конфронтации.

На фактически безальтернативность для обеих сторон позитивного варианта развития отношений сразу же указал и М.Э. Энтин, директор Института европейского права МГИМО(У) МИД РФ, назвав "хорошие отношения с ЕС" либо "очень хорошие отношения с ЕС" наиболее вероятной перспективой. Жёсткая конкурентная борьба между партнёрами в зоне пересекающихся политических и экономических интересов часто видится поводом для ухудшения отношений. Однако тот минимум выгод, который несёт в себе переход к конфронтации, является естественным барьером, не позволяющим воплотиться в жизнь наихудшему сценарию.

Подчеркнув колоссальное значение правовой составляющей в современном диалоге между Россией и ЕС, М.Э. Энтин указал на необходимость выработки

нового соглашения, которое могло бы отразить современный более глубокий уровень связей, стратегическое видение целей сотрудничества, условия для гармонизации либо взаимного признания стандартов и норм на всем пространстве интеграции, а также механизмы наращивания сотрудничества по самому широкому спектру вопросов. Текущий 2006 год должен стать для чиновников, дипломатов, научного сообщества временем поиска прагматичного подхода к решению "Проблемы-2007". К этому же призвали в своих приветственных словах Марк Франко, глава представительства Европейской комиссии в России, В.И. Серегин, начальник отдела Европейского Союза ДОС МИД РФ, и участвовавшие в заседании Вальтер Юрген Шмидт, чрезвычайный и полномочный Посол ФРГ в РФ и Маттес Бубе, глава представительства Фонда им. Эберта в России.

Традиционным для встреч подобной тематики является обсуждение вопроса: "Сколь близка Россия Европе?". Ал. А. Громыко, заместитель директора Института Европы, указывая на примеры союзов между государствами, де-факто несоюзниками, добавил ещё и такие вопросы: "Должна ли одна из сторон добиваться от другой перехода в свою систему ценностей?", "Европейская наднациональная система ценностей - что это? Евробюрократия или свод acquis communautaire, совокупность ли национальных систем ценностей или ещё что-то?". Говоря словами Ал. А. Громыко, опорами "европейской мечты" (то есть той самой европейской наднациональной системы ценностей) являются универсализм, коллективизм, мягкое влияние, секулярность, качество жизни, устойчивое развитие, мно-гокультурье, права человека, многосторонность, наконец, взаимозависимость. Напротив, признаками "американской мечты" являются партикуляризм, индивидуализм, жёсткое влияние, религиозность, обогащение, материальный прогресс, ассимиляция, право собственности, односторонность, автономность. О чем мечтает Россия? По мнению докладчика, России ближе европейская мечта, несмотря на амбиции, а также стереотипы сторон, проблемы внутреннего развития, являющиеся серьёзным препятствием на пути сотрудничества.

В ходе дискуссии прозвучали основные темы, которые вносят напряжённость в отношения между партнерами. Чечня, антидемпинг, протекционизм, визовый режим..., а сегодня, как заметил О.Н. Барабанов, начальник научного управления МГИМО, к ним добавились конкуренция на пространстве СНГ и "нефтегазовое недоверие". Выступления балтийских коллег Ханны Смит, университет Хельсинки, Андриса Спрудса, университет Риги и Аргиты Даудзе, советника посольства Латвии, продемонстрировали преждевременность исключения из перечня такого феномена, как "старые страхи". Реплика В.Г. Шемятен-кова, руководителя Центра теоретических проблем Института Европы, в связи с

134

Научная жизнь

этим была категоричной: "Политика ЕС не учитывает ситуации в России и мешает установлению в стране европейской системы ценностей".

По мнению Д. А. Данилова, заведующего Отделом европейской безопасности Института Европы, основной причиной, не позволяющей распутать клубок противоречий, является отсутствие у сторон стратегического видения перспектив их взаимоотношений. Д. А. Данилов отметил отсутствие плана решительных действий на пути интеграционного сближения, а также неоднозначности выгод российской стороны, что как раз и будоражит научное сообщество, в то время как на официальном уровне провозглашена долгосрочная цель партнёрства ЕС и России - строительство общих пространств (экономического, внешней безопасности, правосудия, науки и образования). Общие пространства будут представлять собой отличающуюся от сценария предыдущих расширений ЕС так называемую интеграцию без членства, подразумевающую строительство открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС; тесное сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, включая вопросы управления границами и миграцией, с целью строительства новой Европы без разделительных линий; общая ответственность в вопросах укрепления международного мира и стабильности, создания благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и процветания сторон; развитие контактов между людьми, укрепление европейской идентичности на основе общих ценностей и повышение конкурентоспособности экономик России и ЕС. Поясняя свою точку зрения, Д.А. Данилов справедливо назвал "дорожные карты" общих пространств "открытым окном возможностей, но не результатом". Сомневаясь в наличии на сегодняшний день серьёзной политической воли к их реализации, он указал на внутренние проблемы каждой из сторон, на фоне которых оглашенная на высоком уровне цель строительства общих пространств представляется второстепенной. В продолжение затронутой темы А.В. Загорский, профессор МГИМО, в частности, отвёл Европейскому союзу более скромное место в системе приоритетов российской политики, нежели это было принято в последние годы. Он назвал ЕС лишь функцией, которая может либо способствовать, либо помешать единственной цели современного курса российской политики - консолидации российского общества. В отсутствие реального партнёрства на многих направлениях скорость интеграции России и ЕС будет оставаться низкой. Кристер Миккельс-сон, полномочный министр посольства Финляндии, хотя и отметил обязательность выполнения сторонами перечисленных в дорожных картах амбициозных задач, также поставил вопрос о скорости их реализации.

Заключительная часть дискуссии была посвящена анализу российско-германских отношений. Германия - один из наиболее активных членов Европейского союза. Германия болезненно воспринимает неудачи ЕС, со всей полнотой чувствует ответственность за решение его проблем, независимо от того, идёт ли речь о лиссабонских целях, о конституции или о валютном союзе. Российское направление - не исключение. Именно Германия выступает двигателем и финансовой опорой большого числа совместных проектов, наполняет конкретным содержанием сотрудничество ЕС и России в таких его важных сферах, как поощрение и защита инвестиций, внутри- и межотраслевая кооперация, энергетика, НИОКР, космос, образование, совершенствование законодательства, таможенное дело, туризм. Российский рынок для Германии занимает второе по важности место после китайского; неудивительно, что Германия фактически получила мандат на подготовку нового СПС, если судить по количеству привлечённых к этому экспертов, заметил В.Б. Белов, руководитель Центра германских исследований Института Европы.

Расширение, а также неудачи с демократическим одобрением конституции и реализацией лиссабонских целей ослабили Европейский союз в политическом отношении. На это указали в своих выступлениях О.В. Буторина, проректор МГИМО, В.В. Журкин, почётный директор Института Европы, сотрудники отдела исследований европейской интеграции Института Европы Н.Ю. Кавешни-ков, А.И. Тэвдой-Бурмули, Л.О. Бабынина, Н.Б. Кондратьева. Россия могла бы воспользоваться возникшей передышкой и занять более сильную переговорную позицию в вопросе гармонизации стандартов, норм и правил на пространствах интеграции. Свой оригинальный тезис выдвинул Альгирдас Палецкис, депутат парламента Литовской республики: "Либо вся Европа станет подобием ЕС, либо ЕС престанет существовать". Его высказывание прекрасно показало, что в вопросе о том, к чему идут стороны, к созданию ли общих пространств на взаимовыгодной основе или к вынужденной подстройке одной системы под другую, всё ещё остаётся два взгляда.

Наталия Кондратьева,

к.э.н., с.н.с. отдела исследований европейской интеграции

Института Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.