Научная статья на тему 'ЕАЭС - ЕС: интеграция интеграций на горизонте'

ЕАЭС - ЕС: интеграция интеграций на горизонте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕАЭС - ЕС: интеграция интеграций на горизонте»

НА УЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЕАЭС - ЕС: ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЙ НА ГОРИЗОНТЕ

С созданием Евразийского экономического союза на широком пространстве от Лиссабона до Владивостока, Астаны и Бишкека возник мобилизующий потенциал, который содержит в себе конкуренция и взаимодействие интеграционных группировок. Анализ этого потенциала представляет собой перспективную научную и практическую задачу.

Достижения Европейского Союза и Евразийского экономического союза, обсуждали в Калининграде-Зеленоградске 9-11 июня 2015 г. участники международной конференции "Европейский Союз и Евразийский экономический союз: перспективы "интеграции инте-граций"". Мероприятие было подготовлено совместно Ассоциацией европейских исследований, Институтом Европы РАН, Балтийским федеральным университетом им. И. Канта и Фондом им. Ф. Эберта.

Нынешний весьма сложный момент отношений между Россией и Европейским Союзом, отметил в своём вступительном слове В.Б. Белов, заместитель директора Института Европы РАН, не способствует интеграции интеграций. Однако для академического сообщества сложившаяся ситуация - это сигнал к формулировке научно-обоснованных рекомендаций, которые могли бы повернуть отношения сторон в конструктивное русло. Необходимо понять, что есть общего между двумя интеграционными блоками, в какой мере интеграция влияет на развитие значительной части Евразии, какие есть объективные и субъективные трудности для интеграции интеграций, какова роль и место стран общего соседства в конкуренции интеграционных группировок.

Геополитика перестает быть надёжной призмой для изучения процессов, происходящих на постсоветском пространстве, сказал Д.И. Полывянный, руководитель Межвузовского центра гуманитарного образования Ивановского государственного университета и ведущий первой секции конференции "ЕС и ЕАЭС: геополитические аспекты взаимодействия". Он сослался на цели и инструменты, которые закреплены в официальной правовой базе - Договоре о ЕАЭС. Этот Договор был подписан год назад в день проведения конференции на аналогичную тему, организованной Институтом Европы и Фондом им. Ф. Эберта при участии Ивановского государственного университета.

Евразийский экономический союз нацелен на укрепление экономической безопасности и социо-культурной идентичности его государств-членов (сегодня это Россия, Белоруссия, Казахстан и недавно присоединившиеся Армения и Киргизия). В этом смысле он аналогичен Европейскому Союзу. Отсюда, развивая тему, подчеркнул Д.А. Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, евразийская интеграция продолжает восприниматься официальным Брюсселем как геополитический вызов. И несмотря на то, что в понимании своих создателей ЕАЭС представляет собой выгодный Евросоюзу проект, продолжил Д.А. Данилов, ЕС и Россия столь же далеки от построения общих пространств сотрудничества, как и в начале 2000-х гг. Дополнительным же фактором стагнации отношений ЕС и России является активизация переговоров между ЕС и США по подписанию Соглашения о всеобъемлющем торгово-инвестиционном партнёрстве.

А. Гусарова, сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, обозначила признаки конфронтации на большом числе направлений взаимодействия России и ЕС. В то же время А.В. Барсукова, директор Центра ЕС Балтийского федерального университета им. И. Канта обратила внимание на успехи приграничного сотрудничества. Неподвластное веяниям конъюнктуры, оно играет важную роль связующего звена между Россией и ЕС.

Во второй секции участники обсудили социально-экономические аспекты развития ЕС и ЕАЭС. Н.Б. Кондратьева, руководитель Центра экономической интеграции Института Европы, на ряде примеров показала, что экономические уроки европейской интеграции весьма востребованы и активно копируются в ЕАЭС. Между тем, по мнению О.Г. Буховца, заведующего кафедрой политологии Белорусского государственного экономического университета, европейская интеграционная модель далеко не идеальна; её изъяны привели ЕС к институциональному, долговому, миграционному кризису. А.И. Бажан, руководитель отдела экономических исследований Института Европы, высказал соображения в пользу проведения Россией и ЕАЭС протекционистской политики в чувствительных областях, в том числе такой, как необходимость наращивания "конкурентной мускулатуры". Евросоюз в своём развитии преодолел несколько волн возврата к протекционизму, отметил в докладе Бьерн Хаккер, сотрудник Высшей школы техники и экономики Берлина; нынешний высокий уровень интеграции и открытости миру не был спланирован заранее, а был достигнут пошагово. Одними из сложных, по мнению аналитика, стали 1970-е годы и начало 1980-х, когда официальный Брюссель пытался закрепить в европейском праве самые передовые нормы и не допустить иждивенчества догоняющих государств-членов. В истории ЕС этот этап назван "этапом европессимизма". Нынешнему долговому кризису сопутствует возрождение идей протекционизма. Ю.М. Зверев, заведующий кафедрой географии природопользования и пространственного развития Балтийского федерального университета, заключил, что большая часть потребителей в ЕАЭС, ориентированная именно на европейские стандарты качества, диктует необходимость проведения схожей с ЕС политики стандартизации, а также разумного сочетания подходов протекционизма и либерализма.

В третьей секции были рассмотрены проблемы развития европейской и евразийской миграционной системы. Ведущая секции О.Ю. Потемкина, заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы, подчеркнула, что миграционный диалог сохранил роль (наряду с приграничным сотрудничеством) инструмента сближения России и ЕС. На уровне ЕАЭС миграционный диалог пока не создан, тем более не просматривается в нём участие ЕС; однако в силу большого числа проблем тематика носит перспективный характер и может стать залогом сотрудничества - отметил В.В. Войников, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского федерального университета. Подобно шенгенскому праву, которое со временем пополнило компетенцию ЕС, вопросы внешней миграции могут постепенно перейти из сферы ответственности государств-членов в компетенцию институтов ЕАЭС. Этот переход станет возможным с развитием пространства четырех свобод - товаров, услуг, капиталов и лиц, являющегося главной заботой ЕАЭС. Несмотря на тревожную ситуацию, как в плане угроз для Евросоюза, так и с точки зрения людей, с риском для жизни пытающихся достичь ЕС, в частности, по Средиземному морю, опыт миграционной политики, выработанный ЕС, бесценен для ЕАЭС и его государств -сказал В.В. Войников.

Л.С. Биссон, сотрудник отдела исследований европейской интеграции Института Европы, в развитие темы сообщила об успешном применении в России ряда инструментов из европейского опыта, например, концепции цивильного гражданства. В докладе был также упомянут самостоятельный результат, не имеющий аналога в практике ЕС, а именно: Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной иммиграции, заключённое между рядом государств постсоветского пространства. На примере проблематики миграции инфицированных ВИЧ А.В. Коос, доцент кафедры международного и европейского права Балтийского федерального университета, отметил наличие двух составляющих политики -рестриктивной и правозащитной, а также тенденции к упрочению правозащитной составляющей благодаря недавним решениям Конституционного суда России.

Что касается цели интеграции интеграций, то участники подтвердили устойчивый интерес к ней в ЕС. Так, тему за последний год поддерживали Фонд им. Ф. Эберта, Фонд им. Р. Люксембург, Фонд им. К. Аденауэра и др. Однако в силу сложностей нынешнего этапа отношений России и ЕС экспертные обсуждения не привели к конструктивным результатам, а цель при подходе к ней удалялась подобно горизонту. Вместе с тем нельзя не учесть факт косвенного содействия Европейского Союза евразийской интеграции посредством передачи

опыта и конструктивной критики. Евразийский экономический союз строится по "канонам жанра", заложенным в Европе. Отсюда рано или поздно возникнет взаимодействие. Постепенное улучшение внутреннего состояния партнёров - выход европейских экономик из долгового кризиса, с одной стороны, подвижки в модернизации России и её союзников по ЕАЭС, с другой стороны, создаст импульс к улучшению интеграционной конъюнктуры в обширной зоне от Лиссабона до Владивостока, Астаны и Бишкека.

Н.Б. Кондратьева, к.э.н., в.н.с. Института Европы РАН.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФРГ -КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ ГЕРМАНИСТОВ

8 июня 2015 г. Институт Европы РАН совместно с Институтом экономики РАН провёл научную конференцию "ФРГ - актуальные экономические и политические вызовы и пути их преодоления", которая была приурочена к выходу в свет коллективной монографии "Современная Германия: экономика и политика"1.

После приветственных слов Ал.А. Громыко, директора ИЕ РАН, чл.-корр. РАН Р.С. Гринберга и проф. А.В. Зверева (по содержанию ставших краткими научными докладами) в рамках двух секций, которые модерировал В.Б. Белов, были обсуждены актуальные проблемы социального рыночного хозяйства, состояние партийной системы и основные тенденции германской внутриполитической жизни, а также особенности трансформации внешней политики ФРГ - основного партнёра России на западе европейского континента.

Хозяйственно-политическая тематика была освещена в докладах Н.В. Супян, с.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН (особенности трансформации модели социального рыночного хозяйства), Л.И. Цедилина, в.н.с. Центра сравнительных экономических исследований ИЭ РАН (промышленная политика), А.В. Зверева (инновационные процессы), Н.К. Меден, н.с. ИЭ РАН (энергетический поворот), М.В. Грачёвой, в.н.с. Отдела экономической теории ИМЭМО РАН (структурные сдвиги во внешнеэкономических связях).

Вопросам основных тенденций внутриполитической жизни и внешней политики ФРГ в своих докладах уделили внимание Е.П. Тимошенкова, в.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН (актуальные изменения в партийно-политической системе), А.А. Синдеев, г.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН (германо-американские отношения в контексте шпионского скандала), Н.К. Меден (реформа бундесвера), профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД РФ Н.В. Павлов (российско-германские отношения).

В последующей дискуссии приняли участие представители академических институтов, вузов, российского и немецкого экспертного и политического сообщества.

В.н.с. Отдела экономических исследований А.А. Масленников, проф. Всероссийской Академии внешней торговли В.П. Медведев, заместитель директора ИЕ РАН по научной работе чл.-корр. РАН В.П. Фёдоров, в.н.с. Центра германских исследований Л.Г. Ходов подчеркнули фундаментальность вышедшей монографии и основательность выступлений её авторов. Было указано на то, что проблемы немецкой хозяйственной модели и нестабильность экономического развития страны не надо преувеличивать.

1 Инициаторами и научными руководителями проекта стали чл.-корр. РАН Р.С. Гринберг, директор Института экономики РАН (с 2015 г. - научный руководитель) и проф. А.В. Зверев (до июля 2015 г. -Торговый представитель РФ в ФРГ, Советник-посланник Посольства России в Германии, с августа 2015 г. - представитель РСПП в ФРГ). Ответственный редактор монографии - В.Б. Белов. Среди авторов - ведущие российские германисты из ИЕ РАН, ИЭ РАН, ИМЭМО РАН и МГИМО (У) МИД РФ.

Начальник политического департамента Посольства Германии в Москве Х. Книрш подчеркнул, что, несмотря на кризис, сохраняется высокий потенциал сотрудничества между Германией и Россией. По его мнению, необходимо прийти к общему знаменателю в понимании международного права. Руководитель Центра экологии и развития ИЕ РАН С.А. Ро-гинко критически высказался в отношении применения западных санкций к оборудованию, которое используется российскими предприятиями для сокращения выбросов углекислого газа и других экологических целей. По его мнению, ФРГ могла бы выступить инициатором исключения его из санкционных списков.

Директор Центра региональных политических исследований МГИМО (У) МИД РФ проф. И.М. Бусыгина, в.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН В.И. Васильев, с.н.с. Отдела науки и инноваций ИМЭМО РАН Н.В. Тоганова, г.н.с. Института всеобщей истории РАН А.М. Филитов, доцент Департамента мировой экономики ФМЭ и МП НИУ ВШЭ Н.С. Карпова и директор издательства "Весь мир" О.А. Зимарин подробно остановились в своих выступлениях на различных аспектах российско-германских отношений.

A.В. Зверев рассказал о том, что данный научный проект продолжается. По договорённости с издательством Wegweiser (его руководитель О. Лоренц принял участие в конференции) в сентябре 2015 г. в Германии планируется издание презентованной монографии на немецком языке. Такие фундаментальные труды, в которых содержится научный анализ экономики и политики Германии, сделанный российскими учёными-германистами, до сих пор отсутствовали на немецком книжном рынке1.

B.Б. Белов обратил внимание участников мероприятия на то, что Центр германских исследований ИЕ РАН, начиная с 2011 г., выпускает аналитический ежегодник, посвящённый актуальным вопросам экономического и политического развития ФРГ. Накануне конференции вышел в свет очередной - пятый по счёту - ежегодник "Германия. 2014", в котором был отражён ряд тем, не вошедших в монографию (http://www.ieras.ru/doclad/312.pdf).

В.Б. Белов,

замдиректора ИЕ РАН по научной работе.

УКРАИНСКИЙ И ИСЛАМСКИЙ ВЕКТОРЫ В ПОЛИТИКЕ ФРАНКО-ГЕРМАНСКОГО ТАНДЕМА

1 июня 2015 г. Центр германских исследований и Центр французских исследований Института Европы РАН провели круглый стол "Франко-германский тандем в контексте украинского кризиса и радикального исламизма в Европе". В нём приняли участие ведущие германисты и франковеды ИЕ РАН, ИМЭМО РАН, Института всеобщей истории РАН, МГИМО (У) МИД РФ, Дипломатической академии МИД РФ. Ведущим круглого стола был В.Б. Белов, заместитель директора по научной работе, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН.

Предметом обсуждения стало наметившееся в последние месяцы сближение между Берлином и Парижем в вопросах совместного решения ряда актуальных проблем на европейском континенте, в первую очередь по двум обозначенным темам. Дискуссия была организована в рамках двух раундов. Перед каждым из них были сделаны вводные доклады с обозначением основных пунктов для полемики, в том числе:

1 В середине сентября 2015 г. в Берлине состоялась презентация данной коллективной монографии, которая вышла в сокращённом виде на немецком языке с комментариями учёных, политиков и экспертов из Германии (http://www.wegweiser.de/de/deutschlandversteher-russlands-elite-schaut-auf-das-heutige-moderne-deutscЫand).

- механизмы и инструменты взаимодействия Франции и Германии в сфере противодействия радикальному исламизму, включая такие аспекты, как регулирование миграционных процессов, проблемы беженцев, борьба против терроризма и соответствующая реакция общества (Ю.И. Рубинский, руководитель Центра французских исследований и Е.П. Тимо-шенкова, зам. руководителя Центра германских исследований ИЕ РАН);

- особенности развития франко-германского сотрудничества в контексте событий вокруг Украины с февраля 2014 г. по январь 2015 г., его актуальное состояние и среднесрочные перспективы, включая политические и экономические компоненты (С.М. Фёдоров, в.н.с. Центра проблем социального развития Европы ИЕ РАН и Н.В. Супян, с.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН).

В обсуждении активное участие приняли руководитель Центра украинских исследований ИЕ РАН В.И. Мироненко, г.н.с. Отдела страновых исследований А.А. Синдеев, в.н.с Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН К.П. Зуева, руководитель Центра Института международных проблем Дипакадемии МИД РФ Т.В. Зверева, в.н.с. Центра Северной Европы ИЕ РАН В.П. Журавель.

Среди прочего было подчёркнуто, что в последнюю четверть века франко -германский тандем прошёл испытание на прочность и преодолел ряд кризисных явлений. Для него характерна асимметрия и определённое разделение ролей, учитывающее разные интересы участников и необходимость согласования взаимных подходов. Эти особенности проявляются в нынешнем непростом поиске Францией и Германией совместного решения проблем, связанных с украинским кризисом и радикальным исламизмом. Он осложняется необходимостью учёта интересов Евросоюза в целом и его отдельных членов, в первую очередь, Польши. Кризис на Украине побудил тандем искать выход в рамках "нормандского формата" с Россией, участникам которого удалось найти ценой долгих усилий формулу минских соглашений. Их соблюдение всеми участниками является важнейшим условием преодоления конфронтации, чреватой новым расколом Европы.

Одним из первых шагов по урегулированию украинского кризиса стало принятие т.н. "Германо-французского заявления" - перечня первостепенных шагов для решения украинского конфликта, среди которых - договорённости о взаимодействии с целью оказания Украине экономической и финансовой помощи. В дальнейшем лидеры Франции и ФРГ высказывались в поддержку политической и экономической модернизации. Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии заявило об увеличении финансовой помощи Украине в 2014 г. до 40 млн евро, а также о необходимости инвестирования в консультационные услуги украинскому министерству финансов и расширения программы поддержки малого и среднего бизнеса. По мере замораживания активной стадии конфликта тандем будет активнее участвовать в механизмах оказания финансовой помощи, а также помощи в разработке и осуществлении экономических реформ. С самого начала кризиса страны тандема заняли единую позицию по антироссийским санкциям, при этом Франция не только всецело солидаризировалась с лидером - Германией, но и зачастую проявляла самостоятельную инициативу. На фоне украинского кризиса технологическое сотрудничество двух стран дополняется военным - в его рамках возникают новые возможности кооперации бизнеса по производству вооружений.

Впервые тандем пытается урегулировать серьёзный кризис без прямого вмешательства Соединённых Штатов, осознав, что интересы США и Евросоюза значительно расходятся. Участники пришли к выводу, что нынешний тандем в состоянии дать ответы на обозначенные, а также иные актуальные вызовы на европейском континенте. В среднесрочной перспективе будет происходить укрепление франко-германского взаимодействия.

Тезисы основных докладчиков опубликованы на сайте ИЕ РАН (http ://www. ieras.ru/pub/analitlka/anazap 16 .pdf).

В.Б. Белов,

зам. директора ИЕ РАН по научной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.