Научная статья на тему 'Роль Сибири и Дальнего Востока в развитии отношений РФ-ЕС'

Роль Сибири и Дальнего Востока в развитии отношений РФ-ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Сибири и Дальнего Востока в развитии отношений РФ-ЕС»

держав, так и малых стран. Зрелость любого государства и общества проявляется в способности быстро осознать совершенные ошибки и неудачи, смело и решительно исправлять их и корректировать политический курс".

В рамках проекта РГНФ по изучению образа России в мире, отметил заместитель директора ИЕ РАН М.Г. Носов, авторы книги пытаются развязать узлы, завязанные самой жизнью, выявить глубинные пласты её геополитического образа. В ходе дискуссии директор Института США и Канады, член-корреспондент РАН С.М. Рогов выразил надежду на то, что работа ИЕ РАН даст свои результаты, а оценки и рекомендации экспертов помогут дать адекватный ответ на современные глобальные угрозы.

Роман Лункин,

старший научный сотрудник Института Европы РАН.

РОЛЬ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ РФ-ЕС

Перспективы развития сотрудничества между Россией и Евросоюзом в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока и странах АТР стали главной темой международной конференции, которую в конце октября 2006 года провели Институт Европы РАН и Фонд им. Розы Люксембург (Германия). В её работе приняли участие известные российские и европейские учёные, эксперты, сотрудники представительств Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, представители посольств Китая, Японии, Вьетнама.

Директор ИЕ РАН академик Н.П. Шмелёв и руководитель Московского представительства Фонда П. Линке подчеркнули, что данная тематика носит во многом пионерный характер, поскольку в академических и политических кругах она практически не обсуждается, хотя, бесспорно, заслуживает самого пристального внимания, в том числе и по причине своей близости к общефилософским размышлениям о судьбах мира. Среди прочего предстоит дать ответ на вопрос о том, кто будет доминировать в этом регионе - Россия или Китай? Сможет ли наша страна не только задействовать потенциал сырьевых и энергетических ресурсов, но и найти механизмы эффективного использования имеющегося трудового резерва, в том числе в сфере промышленности и инновационных технологий? Какую роль будут играть в этом направлении отношения между РФ и ЕС и между РФ и Азиатско-Тихоокеанским регионом?

Первая часть конференции была посвящена теме "Потенциал регионов Сибири и Дальнего Востока и перспективы развития сотрудничества между РФ и ЕС". Руководитель Центра документации Европейского Союза ИЕ РАН про-

фессор Ю.А. Борко особо остановился на распространённой точке зрения о кризисе отношений между Россией и Евросоюзом, которая, на его взгляд, является во многом односторонней и упрощённой. Среди трёх уровней данных взаимоотношений первые два уровня, а именно базисные отношения (то есть прямые связи между теми, кто производит материальный и интеллектуальный продукт, культурные и духовные ценности) и двусторонние связи между Россией и государствами-членами ЕС развиваются вполне динамично. Определённые проблемы есть на уровне отношений РФ - ЕС (энергетика, соперничество на постсоветском пространстве), но, по его мнению, стороны неминуемо придут к компромиссному соглашению об условиях и правилах сотрудничества в проблемных сферах. Среди прочего они должны стремиться к тому, чтобы придерживаться разработанных мировым сообществом правил экономической и политической конкуренции и определить области конструктивного трехстороннего взаимодействия (например, Россия-Украина-ЕС, Россия-Грузия-ЕС и т. д.), приносящие выгоды всем его участникам.

Известный немецкий политолог А. Рар продолжил эту тему в рамках анализа новой восточной политики ЕС, концепция которой была разработана Германией накануне начала своего председательства в Евросоюзе (с января 2007 г.) и которая базируется на трёх китах. Во-первых, это энергетический альянс, причём не только с Россией, но и с Центральной Азией, с транзитными государствами Кавказа; во-вторых, это поддержка со стороны ЕС демократических процессов на востоке европейского континента; в-третьих, это осторожная попытка приблизиться к решению замороженных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье). По его мнению, в рамках данной политики Евросоюз в последующие годы будет пытаться вместе с Россией решать те насущные проблемы, которые сегодня действительно волнуют не только Европу, но и весь мир. При этом он напомнил о предложении, которое В. В. Путин сделал европейцам в сентябре 2001 года, выступая в немецком бундестаге. В своей речи российский президент предложил объединить сибирские ресурсы с более развитым технологическим пространством ЕС и попытаться создать в XXI веке общий континент, который будет построен на общих интересах, общей цивилизации. Фактически речь шла об исторической задаче общеевропейского масштаба совместной модернизации Сибири. Но эта идея, к сожалению, до сих пор не воспринята европейскими партнёрами.

Руководитель Центра энергетической политики ИЭ РАН профессор А.Д. Хайтун считает, что месторождения газа и нефти Восточной Сибири неконкурентны на рынках Европы. Однако страны ЕС всё же заинтересованы в инвестиционных проектах по освоению данного региона, поскольку увеличивается потенциал российского экспорта в страны Евросоюза за счёт замещения во внутреннем потреблении западносибирских нефти и газа. В этом случае становятся возможными крупные инвестиции в геологию и геофизику, а также инжиниринг новых месторождений. По геополитическим соображениям западные инвестиции в восточносибирские регионы более предпочтительны, чем освоение ресурсов стран Северо-Восточной Азии.

По мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН профессора В.Я. Портякова, место Сибири и Дальнего Востока в сотрудничестве с Европейским Союзом нельзя видеть иначе, как только основанное строго на ресурсах, - надо развивать и диверсифицировать промышленный и научно-технический потенциал, использовать преимущества транзитного положения и не бояться приглашать высококвалифицированную китайскую рабочую силу. Аналогичную точку зрения высказал заведующий отделом стран и регионов, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН В.Б. Белов, который подчеркнул важность более активного использования очевидных конкурентных преимуществ данных хозяйственных пространств в неэнергетической сфере, в том числе для развития экономических отношений между Россией и Евросоюзом. Он также указал на необходимость проведения региональными властями эффективной маркетинговой штандортной политики, которая способна повысить привлекательность их регионов для европейских инвесторов. Одним из важных шагов в этом направлении должен стать проводимый в 2007 году Год Сибири в Германии. Старший научный сотрудник ИЕ РАН Н.Б. Кондратьева поддержала своих коллег, указав на важность использования информационного и имиджевого ресурсов для преодоления ряда устойчивых стереотипных представлений и фобий в странах ЕС в отношении этих регионов. Для этого надо повышать информированность западного бизнеса и общества, формировать новый имидж России, опираясь на новейшие достоверные научные данные и используя в этих целях мировые и отечественные СМИ.

Особое внимание участники конференции уделили демографической проблематике. Так, профессор Белорусского государственного экономического университета О. Г. Быховец указал на то, что результаты его исследований опровергают активно циркулирующие в науке и обществе опасения и страхи по поводу депопуляции Сибири и Дальнего Востока. Старший научный сотрудник ИЕ РАН Н.В. Говорова отметила, что в этих регионах делаются важные шаги по развитию человеческого капитала, а некоторые края и области занимают неплохие места в рейтинге по уровню индекса развития человеческого потенциала (например, Томская и Магаданская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия)). Как правило, речь идёт о регионах с большим экспортным потенциалом, высоким уровнем материального благосостояния и квалификации рабочей силы, хорошо развитым рынком образовательных услуг.

Открывая вторую часть конференции, посвящённую теме "Сотрудничество РФ-ЕС в регионе и кооперация со странами Юго-Восточной Азии/АТР", П. Лин-ке высказал интересную мысль о том, что "старый континент" (Европа) находится в экономическом и культурном упадке и у него остается лишь одна возможность быть услышанным в геополитическом концерте XXI века: скромно и решительно признать себя тем, чем он был всегда - западной периферией Евразии.

По мнению заместителя директора ИЕ РАН члена-корреспондента РАН М.Г. Носова, значительную роль в формировании интереса ЕС к Центральной Азии сыграла активизация деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которой Россия и Китай начали устанавливать интегра-

ционные связи с регионом и расширять сотрудничество с центрально азиатскими странами. При этом деятельность ШОС рассматривается Западом в первую очередь как стремление России и Китая создать в регионе своего рода противовес влиянию США и Европы. Одновременно ЕС поставил задачу перехода от политики, направленной на поддержку тенденций регионализации Центральной Азии, к более широкой задаче встраивания политики ЕС в сотрудничество этих стран с Россией и Китаем, в первую очередь в области безопасности.

Оценивая основные экономические факты на мировой арене, заместитель директора ИЕ РАН профессор В. П. Федоров подчеркнул, что интенсивные отношения ЕС и КНР соответствуют интересам России: мощная китайская динамика направляется в безопасное для неё европейское русло. Тем самым недостаточно развитое Зауралье получает передышку, для того чтобы поднять свою конкурентоспособность в новых для себя внутренних и внешних условиях. Однако грандиозная цель подъёма Сибири и Дальнего Востока не может быть достигнута обходными путями, и здесь не подходит известный принцип business as usual. По его мнению, стоит внимательно отнестись к идее переноса столицы из Москвы в Сибирь, какой бы экстраординарной она не казалась на первый взгляд. Это может дать мощный импульс развитию огромных восточных территорий, притоку туда капитала и рабочей силы. Но такая возможность переноса столицы не будет существовать вечно, она ограничена временем. Если это время будет упущено, то утратит смысл и сама акция со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Главный научный сотрудник ИЭ РАН С.В. Колчин отметил два важных момента: полномасштабное развитие сотрудничества России со странами Азии в нефтегазовой сфере, безусловно, требует громадных инвестиций с обеих сторон, но пока инвестиционное обеспечение проектов заметно отстаёт от декларируемых задач; России следует активнее играть на конкурентных интересах различных стран региона, не привязываясь к какому-то одному рынку сбыта, а поворот энергопотоков на восток использовать в качестве возможного козыря на переговорах с европейскими потребителями нефти и газа.

По мнению заведующего Центром мирохозяйственных связей ВНИИВС-ГУ ВШЭ профессора В. С. Панькова, РФ заинтересована в сохранении ЕС в качестве торгово-экономического партнёра номер один, каковым он неизменно является на протяжении всего постсоветского периода и будет оставаться по меньшей мере до 2015-2020 годов. Это способствовало бы поддержанию годами сложившейся солидной базы для дальнейшего развития комплекса внешнеэкономических связей нашей страны. Однако нынешняя доля (около половины) ЕС во внешнеторговом обороте России в ближайшие 10-15 лет будет показывать тенденцию к постепенному снижению (примерно до 40%), поскольку в других регионах мира, прежде всего АТР, есть более благоприятные предпосылки для наращивания её внешнеэкономической деятельности. По оценкам Панькова, доля Северо-Восточной Азии, одного из субрегионов АТР (Китай, Япония, Республика Корея), может удвоиться по сравнению с нынешними 12,5%.

В целом состоявшийся обмен мнениями подтвердил актуальность темы конференции и одновременно определил основные направления будущей дискуссии, в рамках которой ещё предстоит обсудить конкретные механизмы совместного освоения Евросоюзом и Россией востока евразийского континента, в том числе превращения восточносибирского и дальневосточного хозяйственных пространств в конкурентоспособные регионы, привлекательные для отечественных и зарубежных инвесторов и, соответственно, для рабочей силы.

В.Б. Белов,

кандидат экономических наук, заведующий Отделом стран и регионов, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН.

ДОГОВОР О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПАРТНЁРСТВЕ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА: КАКИМ ОН БУДЕТ?

Создание предпосылок для экономической интеграции РФ и ЕС во многом зависит от будущего базового договора между Россией и Европейским Союзом. Основные аспекты политического сотрудничества в преддверии договора обсуждались на четвёртом семинаре в рамках стартовавшего в начале 2006 года проекта Института Европы и Фонда им. Фридриха Эберта "Россия и объединяющаяся Европа: перспективы сотрудничества". Семинар был проведён 16 февраля 2007 года совместно Институтом Европейского права и Европейским учебным институтом при МГИМО (У) МИД РФ.

Директор Института Европейского права МГИМО(У) М.Л. Энтин поставил перед собравшимися вопросы, вокруг которых развернулась основная дискуссия встречи: "Каким должен быть новый базовый договор между Россией и Европейским Союзом?"; "Что нужно сделать, чтобы отношения между Россией и ЕС стали предсказуемыми и какой в связи с этим видится роль нового договора?"

С приветственными обращениями выступили М. Франко - глава Представительства Европейской Комиссии в России; М. Бубе - руководитель Предстви-тельства Фонда им. Фридриха Эберта в России; В. Лихачёв - заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации ФС РФ, Постоянный представитель России при ЕС в 1995-2003 гг.; Д. Лингеманн - советник-посланник Посольства Германии в России. Как было отмечено, к вопросу о выработке нового договора о стратегическом партнёрстве Россия и ЕС подошли с достаточным багажом совместных достижений и опорой на в целом устойчивую систему связей. И в России, и в Евросоюзе, по мнению экспертов, есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.