Взаимоотношение родителей и детей после развода
Морозова А.А.,
1320978@bsu.edu.ru
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
(г. Белгород, Россия)
УДК 316.4
Аннотация. В статье затрагивается проблема большого количества разводов в современном мире и влияния этого процесса на психоэмоциональное состояние и его дальнейшее развитие у ребёнка. Многие современные дети, уже не знают, что такое полноценная семья, так как большинство из них воспитывается лишь одним родителем. В результатах проведенного опроса респондентами выделились некие особенности детей, пережившие развод родителей - это особенности миропонимания, определенное черты характеры и т.д. Также рассматриваются брачно-семейные установки молодёжи, к примеру, такие как - всегда ли лучше жить с двумя родителями, стоит ли оставаться в браке ради ребёнка, отношение к браку, заключенному в раннем возрасте и др.. В статье обобщаются некоторые выводы исследования о влиянии развода на психоэмоциональное становление ребёнка. Цель работы -изучить влияние развода на дальнейшее психоэмоциональное состояние ребёнка. Методы и объекты исследования: был выбран такой метод сбора данных, как анкетный опрос, проводимый в онлайн форме, с помощью средств Google - формы среди молодёжи г. Белгорода. Объект исследования - молодёжь города Белгорода. Результаты: выделяются особенности миропонимания и черт характера у детей, чьи родители развелись.
Выводы: обобщаются результаты опроса, направленные на изучения влияния развода на психоэмоциональное составляющее ребёнка.
Ключевые слова: семья, развод, психоэмоциональное состояние, влияние семейные ценности, молодежь.
брак, ребёнок, развода, брачно-
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Parent-child relationship after divorce
Morozova A.A., Annotation. The article addresses the problem of a large number of
1320978@bsu.edu.ru divorces in the modern world and the impact of this process on the
psycho-emotional state and its further development in the child. Many Belgorod State National modern children no longer know what a full-fledged family is, since Research University most of them are brought up by only one parent. In the results of the
(Belgorod, Russia) survey, respondents identified certain features of children who
survived the divorce of their parents - these are the features of world UDC 316.4 understanding, certain character traits, etc. The marriage and family
attitudes of young people are also considered, for example, such as - is it always better to live with two parents, is it worth it to stay married for the sake of the child, attitude to marriage, concluded at an early age, etc. The article summarizes some findings of the study on the impact divorce on the psycho-emotional formation of the child. The purpose of the article is to study the influence of divorce on the further psycho-emotional state of the child. Methods and objects of the research are Results: such a method of data collection was chosen as a questionnaire conducted in an online form, using Google tools - a form among Belgorod youth. The object of study is the youth of the city of Belgorod. features of world outlook and character traits in children whose parents divorced are highlighted. Conclusions: generalized survey results aimed at studying the effect of divorce on the psycho-emotional component of the child.
Keywords: family, divorce, marriage, child, psych emotional state, influence of divorce, marriage and family values, youth.
Введение
Социологическое исследование семьи играет важную роль в жизни общества, так как изучая семейные процессы мы можем понять, как и почему происходят многие процессы в любых сферах общества. Одно из главных правил психологии человека гласит: «все проблемы идут из семьи».
Конечно же под понятием идеальной семьи мы представляем ту, где есть и мама, и папа, а ребенок в этой семье чувствует себя желанным и любимым. Но современная реальность такова, что число разводов с каждым годом стремительно возрастает и большая часть детей не понаслышке знают, что значит развод родителей.
После развода родителей нарушается привычная взаимосвязь для ребёнка и родителя и, чаще всего, это является причиной многих психологических проблем ребёнка и отличительных черт характера. [4]
По статистическим показателям на 2020 год количество разводов составило 61,7% от общего количества заключенных браков.
Тарасова Е.О. в своей статье «Проблемы развода в современной семье» пишет о том, что развод в современное время нужно рассматривать с учетом современных тенденций в жизни общества. Молодежь уже относится к семье как к теплому очагу, как к некому идеалу, в котором царит гармония, понимание и от такого союза как итог рождаются и вырастают счастливые дети. И в следствие того, что они находятся в поиске этого идеала, процесс создания брака
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 105 www.forummn.ru
Youthscicnc. ми,.....mal https://d0i.0rg/l 0.35599/forummn/01.02.15
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
откладывается на некое время. Поэтому молодежь, реже вступает в ранние браки и процесс рождения детей также откладывается на то время, когда пара будет готова к этому. [3]
Исследование Комковой Е.И. описанное в статье «Социальная перцепция детей из неполных семей» показывает детям необходимы оба родителя для нормального всестороннего развития. Из-за нарушений взаимоотношений родителей и детей страдает гармоничное развитие интеллектуальной сферы. У ребёнка должен быть объект для идентификации, чаще всего у мальчиков - папа, у девочек - мама. Но это не значит, что если мать одиночка будет воспитывать дочь, то ребёнок никак от этого не пострадает. Отсутствие одного из родителей в жизни ребёнка означает развитие у него таких качеств как чувство одиночества, утрата веры в близких людей, утрата чувства безопасности, чувства неполноценности. [2]
В современном мире довольно многие изучают проблему разводимости, но меньшее количество учёных, которые акцентируют внимание на том каким образом развод родителей сказывается на дальнейшей жизни ребёнка.
Целью работы является проанализировать влияния развода родителей, на психоэмоциональное развитие ребенка и на общество в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить влияние развода на внутреннее состояние ребёнка;
2. выявить определённые отличительные особенности детей, чьи родители развелись;
3. показать роль здоровых взаимоотношений между родителем и ребёнком и влиянии нарушения этих взаимоотношений на дальнейшую жизнь ребёнка.
Для выполнения задач исследования был использован метод онлайн опроса с помощью сервиса Google Формы среди молодежи города Белгорода.
Основная часть
Один из вопросов анкеты предназначался для выявления понимания содержания понятия развода у молодёжи и их личному отношению к этому процессу. Результаты ответов на вопрос представлены на рисунке 1.
как начало новой жизни серьезная утрата нейтрально
развод - а что это такое? распад семьи Жизненный перелом Зависит от обстоятельств Это может быть новая счастливая или несчаст Зависти от ситуации Считаю, что изначально можно попытаться спас
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Как вы воспринимаете развод?»
Почти половина опрошенных относится к разводу как к началу новой жизни. У молодёжи уже отношение к разводу сложилось такое, что лишь меньшинство относится к этому явлению как к серьёзной утрате. Из-за больших цифр развода и огромном количестве детей, чьи родители развелись, развод, в понимании молодежи, стал лишь ещё одним новым этапом в жизни, через который многим придется пройти. Лишь 16% респондентов обозначили развод, как серьёзную
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
утрату в жизни. В графе «другое» многие опрашиваемые отмечали, что восприятие развода складывается в каждой ситуации по-разному и на это влияют многие обстоятельства.
Рассуждая о браке, заключенном в раннем возрасте у молодёжи достаточно многогранные мнения. Сложно судить о данном вопросе, ведь чаще всего браки до 18-ти лет заключаются по причине беременности несовершеннолетней. Молодежь еще не готова к браку в таком возрасте и тем более к воспитанию детей, по той причине потому что еще у них самих не созрели ценностно - семейные установки в полном объёме. Мнения опрошенных изображены на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к браку в раннем возрасте
(до 18 лет)?»
Больше половины респондентов не верят в длительность такого союза, а большая часть из них и вовсе относятся к такому с отрицанием. У молодежи возникают затруднения рассуждения на данную тематику. Должно быть, это связано с тем, что брачные установки довольно быстро меняются в современном мире. И отношение к ранним бракам у общества менялось еще быстрее. Молодежь, в силу того, что все-таки большую часть их круга общения составляют ровесники, плохо оценивает роль этого раннего брака на дальнейшей жизни супругов и их возможных детей.
Внушительная часть опрашиваемых (а именно 71%) уверены в том, что не стоит оставаться в браке ради ребенка (сюда вошли ответы «нет» и «скорее нет, чем да»). Ребёнок, чаще всего, зависим от настроения родителей и, проживая в семье где отсутствует гармония между родителями, есть вероятность того, что в дальнейшем создание семьи, для такого ребёнка, будет так же заключатся в присутствие цели - для чего быть в браке (рисунок 3).
да
скорее да чем нет скорее нет чем да Нет
затрудняюсь ответить
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы нужным, оставаться в браке
ради ребенка?»
Современная проблема мира заключается не в том, что родители расходятся друг с другом и оставляют ребёнка с одним из родителей, а в том, что родители оставляют ребёнка после своего развода один на один со своими внутренними проблемами, развивающиеся на фоне развода родителей.
Выделяя особенности миропонимания у детей, чьи родители развелись, многие опрашиваемые выделяли, что такие дети страдают от недостатка мужского или женского внимания. Для понимания полной картины мира, ребёнку нужно идентифицировать себя с кем-либо в определённых ситуациях. Он смотрит на поступки отца, мамы и понимает, что хорошо, что плохо, а к чему каждый человек относится по-разному. Когда родитель один, идентификация происходит лишь с одним из родителей. Список особенностей, которые выделили респонденты изображен на рисунке 4.
другое
Развод родителей никак не сказывается на миропонимании и сознании ребенка
Из таких детей, чаще вырастают более успешные люди
Ребенок вырастает в более нервного взрослого Такие дети более замкнутые (одиночки)
Больная неуверенность в себе
Недостаток мужского или женского внимания (в
зависимости от того, кто из родителей ушел из...
Размывается понятие "семьи"
0 20 40 60 80 100
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Как меняется миропонимание и сознание у
ребенка, чьи родители развелись?»
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Анализируя результаты многих исследований о разводах, можно сделать вывод о том, что молодежь теряет содержимое понятие семьи как таковое. «Мама, папа, я - счастливая семья» уже редко встретишь в сознании молодежи. Очевидным остается факт того, что понятие семьи размывается в сознании молодежи.
При разводе родителей, между ребёнком и родителем изменяются взаимоотношения. Меняются ли они в худшую сторону или в лучшую -это и предполагалось выяснить с помощью вопроса «Как меняются взаимоотношения в семье между детьми и родителями после развода?». Большую популярности набирали ответы, которые гласили о том, что родитель теряется из близкого круга общения, теряется авторитет родителя, который ушел из семьи, прекращается общение, и т.д. Ответы на этот вопрос были весьма различные, поэтому выделить один или даже два наиболее актуальных варианта ответа, нельзя. Каждый вариант актуален в большей или меньшей степени (рисунок 5).
Дети манипулируют родителями, угрожая от одного уйти к другому
Родители используют детей для манипуляции друг другом
Отношение к родителю, как к человеку, который дает деньги (Алименты)
Теряется авторитет родителя, который ушел из семьи
Возникает ненависть/неприязнь к одному из родителю
Родитель исчезает из близкого круга ребенка Забывают друг друга Прекращается общение Размываются родственные связи Теряется доверие друг к другу
1
17
30
24
30
27
LJ 10
34
27
21
42
10
20
30
40
50
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Как меняются взаимоотношения в семье
между детьми и родителями после развода?»
Каждый вариант ответа набрал значимый вес в этом вопросе, что говорит о том, что взаимоотношения между детьми и родителями меняются в каждой сфере общественных отношений.
0
Вопрос о выделении характеристик тоже заставил респондентов порассуждать на тему отличия детей, чьи родители развелись. Такие характеристики как ответственность и нервозность молодежь выбирала наиболее часто, чем к примеру, халатность и корыстолюбие. Респонденты считают, что ответственность, уныние, нервозность и эгоизм наиболее лучше подходят под описание ребёнка, чьи родители развелись (рисунок 6).
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Какие черты характера, Вы можете отнести
к ребёнку, чьи родители развелись?»
Дети, пережившие развод родителей, более ответственны и нервозны, они могут быть в жизни более самостоятельными, но на различные проблемные мелочи они реагируют более остро и травмоопаснее для психики.
Так как у молодых людей размывается понятие семьи, для молодёжи проживание с одним родителем - это норма. Поэтому большинство респондентов отметило, что лучше проживать с одним родителем, если другой вредит психоэмоциональному состоянию ребёнка. Но ведь чаще всего исключение из жизни одного из родителей играет существенную роль в нарушении психоэмоционального состояния (рисунок 7).
# Лучше с одним
# Лучше с одним, ЕСЛИ второй вредит психоэмоциональному состоянию ребенка
# Лучше с двумя
# затрудняюсь ответить
# Лучше в двумя, но все же каждый случай стоит рассматривать отдельно
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, лучше с одним родителем или
с двумя?»
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Хоть вариант «лучше с одним, если второй вредит психоэмоциональному состоянию ребёнка» набрал большее количество ответов, стоит обратить внимание, что вариант «лучше с двумя» выбрало 20% опрошенных, что говорит о традиционных брачно-семейных установок молодёжи.
Заключение
В заключение следует отметить, что в современном мире молодёжи приписывается утрата семейных ценностей и стремление к новым идеалам, которые ведут к ухудшению демографической ситуации в стране и разобщению. [1]
Причина такого явления чаще всего кроется в том, что понятие «семьи» исчезает в современном мире, Дети часто воспитываются одним родителем и общество уже относится к этому как к обычному явлению.
В случае развода родителей ребёнок прежде всего страдает от нарушения взаимоотношений между ним и родителем и от этого развивается множество отличительных особенностей таких детей. Это и особенности характера (к примеру, у таких детей более развито чувство ответственности, уныния и нервозности), особенности миропонимания (к примеру, такие дети страдают от недостатка мужского или женского внимания, от недоверия к близким людям и от развитого чувства одиночества).
К сожалению, ситуация с разводами в нашей стране такова, что детей, чьи родители развелись гораздо больше. И если рассуждать о том, отличаются ли они от других детей будет сложно, так как скорее всего отличаться будут те дети, чьи родители находятся в счастливом браке.
Проведенное исследование позволило выявить то, что, не смотря на тяжелую ситуацию с разводами в нашей стране, для молодёжи развод в современном мире несет в себе понятие более положительное, нежели негативное понимание этого явления.
Брак, заключенный в раннем возрасте, у молодежи не вызывает позитивных эмоций. Большинство молодёжи уверено в том, что такие браки просуществует не долго.
Что касаемо вечного вопроса о том, стоит ли продолжать жить вместе супругам ради ребенка, у молодежи есть свое четкое мнение на него. Большое количество респондентов убеждены, что это не стоит того. Если супруги решили развестись, то лучше разводится и не терпеть друг друга ради ребёнка, который в итоге будет расти в негармонирующей семье. И от этого понятие семьи также будет искажаться в сознании ребёнка.
При разводе родитель, который уходит из семьи, прежде всего, исчезает из близкого круга ребёнка и чаще прекращается общение между ребёнком и родителем. От этого развивается комплекс неполноценности и у такого ребёнка возникает недоверие к близким людям. Ребёнок начинает подозревать других близких людей в обмане и лжи.
С ребёнком прежде всего необходимо разговаривать о разводе. Возможно, обращаться за помощью к психологу, для того чтобы правильно донести информацию, так считает большинство опрашиваемых. Но нужно более аккуратно объяснять причины развода, чтобы не повредить психику ребёнку. Ребёнок будет страдать, если один из родителей преподнесёт информацию о разводе с явным негативом в сторону другого родителя ребёнку. Чувство ненависти может перебраться на ребёнка, а у него уже на многие сферы жизнедеятельности и отразиться во многом на психоэмоциональном состоянии.
Молодежь убеждена, что лучше ограничить общение ребёнка с родителем, если он вредит психоэмоциональному состоянию ребёнка. Очень сложно доказать или опровергнуть эту гипотезу, ведь чаще всего именно этим запретом, как раз-таки второй родитель и вредит внутреннему состоянию ребёнка. Каждый случай развода следует рассматривать отдельно, но все же следует проводить грань между психологическими или психическими травмами и психоэмоциональным состоянием. Для нормального развития ребёнок должен иметь контакт с
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
обоими родителями и уже самому сделать выбор следует ли поддерживать отношения или же их лучше прекратить.
Развод глубочайшим образом нарушает нормальное взаимоотношение между родителем и ребёнком, в следствие чего развивается огромное количество негативных последствий, которые играют важную роль не только в жизни данного ребёнка, но и отражается на всем обществе. Ведь нельзя изучать общество только по одному индивиду. Проблема развода - это первопричина многих важных проблем мира. И поэтому нашему государству, и всему миру в целом, следует обратить на это особое внимание.
Благодарности
Работа подготовлена под руководством ассистента кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного исследовательского университета Заводян Ирины Сергеевны.
Библиографический список
1. Бабинцев, В.П. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата. Юрайт, 2015. 416 с.
2. Комкова Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 52-63.
3. Тарасова Е.О. Проблемы развода в современной семье // Власть. 2015. № 1. С. 141-145.
4. Царенко Н.В. Развод родителей глазами детей. Ростов на Дону: Феникс, 2013. 190 с.